какие бывают и когда применять
На что влияют? Стили лидерства во многом определяют эффективность работы подразделения или целой команды, а также формируют из отдельных специалистов слаженный коллектив, способный добиваться высоких целей.
Какие различают? Классическими считаются три стиля лидерства: авторитарный, либеральный и демократический. Однако к ним можно добавить еще несколько вариантов, не уступающих по значимости и эффективности.
В статье рассказывается:- Критерии выбора стиля лидерства
- Классические стили лидерства
- Дополнительные стили лидерства
- Способы развития лидерских качеств
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Критерии выбора стиля лидерства
Каждый начальник должен придерживаться определенного лидерского стиля при общении с подчиненными.
Это определенная грань, с учетом которой выстраиваются тактичные отношения между сотрудниками компании, появляется уважение к коллегам и к руководству. Стиль оказывает определенное влияние также на скорость работы и на качество исполнения обязанностей.
Любая компания стремится повысить финансовые показатели. Грамотный выбор стиля общения менеджера с подчиненными может увеличить доход бизнеса.
Критерии выбора стиля лидерстваПеред тем как сделать правильный выбор, необходимо изучить штат сотрудников. Некоторые подчиненные работают успешно только тогда, когда получают выговор от менеджера и намек на увольнение. Выстраивать общение с такими работниками с позиции мягкости и добродушия просто нецелесообразно. Они совершенно перестанут выполнять свои задачи. Единственный выход в такой ситуации – выстроить рабочую схему, внедряя в нее штрафы, лишение премий.
Конечно, разумный выбор модели управления зависит не только от работников. В учет берется и опыт руководителя, и текущие планы компании, и ценности организации в целом, и отрасль бизнеса, к которой относится фирма. Подобных параметров очень много, необходимо изучить каждый для принятия верного решения.
Не существует общего теста на определение подходящего человеку типа и стиля лидерства. Нужно избрать для работы тот, который будет комфортен самому менеджеру, удобен руководству компании и, конечно, настроит на успешную работу весь штат сотрудников.
Перечислим основные факторы, которые влияют на выбор того или иного стиля:
- личные качества менеджера-управленца;
- восприимчивость работников — их мотивация и эмоциональная зрелость;
- корпоративная культура организации.
Нужно понимать, что приоритет выбора типа лидерства у владельца компании. Особенно, если образовалась новая фирма, сформирована команда. Менеджеры, нанятые позже, обязаны подстроиться под уже существующий стиль лидерства и выстраивать работу со своими подчиненными в соответствии с ним.
Нельзя исключать и личностный фактор. Некоторые люди хоть и имеют потенциал на повышение в должности, но в роли руководителя просто не смогут проявить должную жесткость, стойкость. Это может очень негативно повлиять на работу всей компании.
Классические стили лидерства
Авторитарный
Среди основных стилей лидерства авторитарный считается наиболее жестким, характеризующимся властностью, директивностью действий. Если человек избрал именно его, то любые решения будут приняты единолично, без постороннего вмешательства. Кроме того, и за исполнителями руководитель будет тщательно следить, выявляя ошибки или несоответствия.
Руководитель с авторитарным стилем не любит, когда его решения пытаются оспорить, доказать их неэффективность или несостоятельность. Мнение других для него практически не имеет значения, особенно, если советы поступают от людей, которые находятся ниже по должностному статусу. Сомнений от подчиненных в разумности установленных правил и порядков авторитарный лидер не терпит.
Такой человек четко отделяет собственные права и обязанности от чужих. Для него подчиненные – исполнители, которые должны ответственно подходить к своим обязанностям, не вносить коррективы, работать четко и слажено по намеченному плану. Если сотрудник готов выполнять задания руководителя и не оспаривать его решения, то они сработаются.
Демократичный
Популярным стилем лидерства у руководителей является демократичный. Он допускает принятие совместных решений по каким-то важным вопросам с подчиненными. Внимательно выслушав мнение коллег, обдумав полученную информацию, демократичный лидер сделает правильный выбор, руководствуясь не эмоциями, а разумом.
Такой менеджер не станет делить обязанности на «свои» и «ваши». Если он не успевает сделать что-то важное, то без сомнения передаст полномочия заместителям, ведь это на благо общего дела и для таких случаев он набирал квалифицированный персонал себе в компанию. Подчиненные также могут предлагать свою помощь в решении той или иной проблемы, не опасаясь гнева.
Если помощь необходима и совместная работа принесет прибыль, пользу компании, то демократичный руководитель обязательно прислушается к сотрудникам своего производства.
В почете у такого управленца инициативные, креативные специалисты своего дела, которые могут работать и в подчинении, и самостоятельно с равнозначным успехом. Для демократичного лидера важно, чтобы внутри штата успешными были не только рабочие отношения, но и личные. Важно, чтобы коллектив был единой семьей, заинтересованное в общем успехе.
Либеральный
Он также называется попустительским. Либеральный лидер максимально отстраняется от рабочего процесса, уходит от обязанностей руководителя, передает все полномочия более инициативным. Складывается ощущение, что такой управленец пытается затеряться в штате сотрудников.
Даже самые важные вопросы решаются не лидером или его заместителями, а общим голосованием коллектива. А могут и вовсе откладываться, создавая огромные проблемы компании.
Классические стили лидерстваПри либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение больше схоже с действиями рядового члена группы.
Коллектив, у которого либеральный руководитель, фактически не имеет лидера.
В 1939 году немецко-американский психолог Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Именно этой командой и были определены указанные выше 3 стиля. Чуть позже к исследованию подключились другие специалисты. Полученная ранее информация была дополнена еще несколькими стилями. О них речь пойдет дальше.
Комбинированный и гибкий
При гибком стиле лидерства руководитель может успешно совмещать на практике сразу несколько типов. К примеру, с некоторыми подчиненными, требующими постоянного контроля и недобросовестно выполняющими свою работу, менеджер может общаться в авторитарном стиле.
А к другим коллегам, которые успешно трудятся, стремятся вывести бизнес на высший уровень, можно применять демократичный тип. Стили лидерства у руководства варьируются в зависимости от текущей ситуации в конкретный период времени, могут зависеть от настроения руководителя, от уровня успешности развития компании.
При комбинированном стиле руководитель успешно соединяет в общении с подчиненными элементы авторитарного, демократического и либерального. Применение такого симбиоза в действиях лидера выглядит гармонично.
Дополнительные стили лидерства
Визионерское лидерство
В таком типе лидерства есть что-то от авторитарного стиля. Визионеры очень серьезно подходят к управлению штатом, у них есть свое представление о перспективном развитии, они прекрасно настраивают сотрудников на ту же рабочую волну, на которой находятся сами. Их задача – замотивировать людей на перспективное сотрудничество.
Визионерское лидерство необходимо в том случае, если организация меняет вектор развития на 180 градусов или просто начинает работать с нуля над чем – то очень важным. В таких ситуациях не обойтись без руководителя, к которому существует максимально высокий уровень доверия и который показал себя надежным лидером.
Если рабочая группа состоит из нескольких руководителей-экспертов, каждый из участников имеет свое мнение и не разделяет позицию коллеги по какому-либо вопросу, то визионерский стиль окажется малоэффективным.
Плюсы визионерского лидерства:
- Каждый из рабочего коллектива знает свой круг обязанностей, а необходимую поддержку для успешного выполнения обязательно окажет руководитель.
- Руководитель знает свою цель и идет к ней, преодолевая всевозможные временные трудности на пути.
- Визионеры всегда имеют несколько векторов развития в качестве «запасного варианта». Это очень удобно, ведь некоторые ситуации просто невозможно предугадать на 100 %.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 21216Минусы визионерского лидерства:
- Краткосрочного видения ситуации со стороны рабочего коллектива нет.
- Видение может потерять актуальность, если оно прочно связано с личностью управленца.
- Такие менеджеры не очень любят прислушиваться к коллегам при решении разного рода проблем.
Коучинг
Среди стилей эффективного лидерства коучинг занимает высокие позиции. Тренер без проблем сможет определить, в чем работник силен. Это очень важно для понимания того, как работает коллектив и какие специалисты необходимы для усиления команды. Лидеры-коучи умеют объединять навыки сотрудников с целями организации.
Этот стиль отлично подходит для творческих руководителей, которые любят совместную работу с подчиненными, всегда готовы оставаться на связи с коллегами для оперативного решения рабочих вопросов. Коуч также осознает, где проходит та грань между свободой, самостоятельностью работника и полным подчинением руководителю. Он способен успешно варьировать между ними.
Если наставник не в полной мере осознает свою зону ответственности, то такое управление может плохо закончиться для компании.
Плюсы коуч-лидерства:
- Управленец успешно работает над мотивацией подчиненных, создает приятную рабочую атмосферу в коллективе.
- Намеченные руководителем цели способствуют успешному развитию навыков у сотрудников.
- Такой стиль может быть многим комфортен, а значит грамотные специалисты и перспективные новички будут стремиться устроиться на работу в компанию с таким руководством.
Минусы коуч-лидерства:
- Для внедрения коучинга в рабочий процесс, а также его дальнейшего развития необходимо много терпения и времени.
- Коуч-лидерство эффективно только в том случае, если весь коллектив его принимает.
- Успех работы лидеров-коучей зависит от того, какие отношения существуют в коллективе. Если нет сыгранности, то и эффекта не будет.
Трансформационное лидерство
Трансформационное лидерство являет собой процесс, в котором лидеры и последователи поднимают друг друга на более высокие уровни моральных принципов и мотивации.
Несколько позже исследователь Бернард М. Басс расширил оригинальные идеи Бернса. Концепция такова, что лидер должен иметь определенные качества (интеллектуальную стимуляцию, индивидуальное рассмотрение, вдохновляющую мотивацию, идеализированное влияние) для того, чтобы к его решениям прислушивались остальные.
Трансформационное лидерствоПлюсы трансформационного лидерства:
- Управленцы с таким стилем используют в работе коучинг и поощряют отличившихся сотрудников, чтобы вывести их трудовую активность на более высокий уровень.
- Каждый из штата для таких лидеров – важная единица с особым набором талантов, которые можно еще больше развить для повышения успешности.
- Весь персонал трудится на благо общего дела, что не мешает их индивидуальному росту.
- Сотрудники обладают свободой действий.
Только до 15.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенцийЧек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»Инструкция по выходу из выгоранияЧтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
Минусы трансформационного лидерства:
- Некоторые мелкие, но важные задачи могут легко потеряться в погоне за достижением чего-то масштабного.
- Лидер неотступно следует за работниками, контролирует их работу и лично, и через коллег. Это может повлечь выгорание сотрудников.
- Цели трансформационного лидера должны согласовываться с целями фирмы, чтобы избежать возникновения рисков.
- Каждый в коллективе должен проникнуться уважением к лидеру, разделять его подход к работе, но так получается не всегда.
Транзакционное лидерство
Это противоположность трансформационному лидерству. Особый стиль руководства, в котором применяется система вознаграждения и наказания для мотивации и направления сотрудников. Эта теория о стиле лидерства была впервые описана социологом Максом Вебером и дополнительно исследована Бернардом М. Бассом в начале 1980-х годов.
Лидер, избирающий подобный стиль управления, предпочитает видеть от своих подчиненных беспрекословное исполнение поручений. Он неотступно наблюдает за работниками.
Плюсы транзакционного лидерства:
- Отлично работает в тех ситуациях, когда в компании имеются явные проблемы, мешающие росту бизнеса.
- Транзакционное лидерство успешно применяется в кризисных ситуациях, когда задача каждому сотруднику должна быть поставлена четко и ясно. Такой же строгости требуется в исполнении указания.
- Работники всегда знают, что ждет от них управленец.
Минусы транзакционного лидерства:
- В таких условиях нет места творческому подходу.
- В таком коллективе создается очень напряженная атмосфера.
- Транзакционные лидеры не привыкли поощрять инициативу со стороны подчиненных.
- Этот стиль малоэффективен для долгосрочных перспектив.
Способы развития лидерских качеств
Каждому лидеру нужно выбрать свою модель управления. Без этого просто невозможно руководить большим коллективом специалистов. Каждому управленцу нужно посмотреть на положение вещей тремя разными взглядами – собственным, с позиции начальства, с позиции подчиненных. Тогда решения некоторых проблем придут сами собой, изменится отношение к своей работе, вас по-другому начнут воспринимать коллеги.
Нужно не бояться ответственности, становиться более решительным. Надо понять, что успехи и промахи подчиненных теперь в зоне вашей ответственности, ведь перед руководителями отчитываются именно управленцы, менеджеры. Станьте лидером группы, который может собрать вокруг себя коллектив, сплотить людей, настроить на нужный рабочий лад, приободрить и поощрить за какие-то успехи.
- Генерируйте интересные предложения для продуктивной работы и подталкивайте к этому остальных.
- Сформируйте о себе положительное мнение. Вас должны уважать, но не бояться. Вы должны стать гарантом доверия для подчиненных. Для этого нужно быть честным и открытым как с руководством, так и с рабочим коллективом.
- Старайтесь наладить доверительные, дружеские контакты в штате. Это должна быть сплоченная команда, которая работает совместно для достижения успеха.
- Научитесь слушать и слышать людей. Будьте внимательны к мелочам. Не отвергайте идеи, которые могут показаться бредовыми на первый взгляд. Возможно, что именно это поможет вашей команде в работе.
Итак, стиль лидерства в группе хоть и выбирает руководитель, но делать он должен это не столько для своего комфорта, сколько во благо коллективного труда. И, конечно, комбинирование всевозможных стилей лидерства принесет больше успеха, чем какой-то один выбранный путь.
Рейтинг: 5( голосов 2 )
Поделиться статьей11 распространённых стилей лидерства (и советы, как выбрать подходящий вам) [2021] • Asana
Краткое содержание
То, что ваши личные качества и опыт влияют на ваш стиль лидерства, нормально. Хотя единственно правильного подхода к лидерству не существует, знать, какой у вас стиль лидерства, полезно для развития своих собственных навыков и расширения возможностей своей команды. В этой статье мы рассказываем об 11 различных стилях лидерства и их плюсах и минусах в разных ситуациях.
Что общего у операционного директора Facebook Шерил Сэндберг и главного исполнительного директора Lowe’s Марвина Эллисона? Оба они являются выдающимися лидерами. Один из них занимает не последнее место в технической отрасли, другой достигает новых высот в сфере розничной торговли. И тот и другой отличаются дальновидностью, глубоко понимают свою работу и достаточно харизматичны, чтобы завоевать доверие аудитории.
Лидерство — это не универсальное качество. У каждого лидера есть своя индивидуальность и опыт, которые определяют его стиль. Этот стиль может эволюционировать с течением времени, поэтому тот лидер, которым вы являетесь сейчас, может отличаться от того лидера, которым вы хотите стать в будущем.
Чтобы помочь вам разобраться, какой у вас сейчас стиль лидерства и как его использовать для повышения эффективности работы коллектива, рассмотрим 11 наиболее распространённых стилей и теорий лидерства.
1. Авторитарный (автократический) стиль лидерства
Авторитарные лидеры, также называемые автократическими, характеризуются чётким командным подходом и контролем над коллегами. Процессы принятия решений централизованы, то есть самые важные решения принимает один человек. У авторитарного лидера есть чёткое видение общей картины, но остальные сотрудники участвуют в ней только для выполнения отдельных задач по мере необходимости.
Авторитарные лидеры могут хвалить или критиковать сотрудников, но при этом они чётко отделяют себя от коллектива. Хотя может показаться, что авторитарный лидер вызывает только неприязнь, как правило, это не так. Они редко бывают настроены враждебно. Наоборот, они обычно дружелюбны и иногда даже бесстрастны.
Авторитарному лидеру характерны следующие высказывания:
Я знаком с ситуацией лучше, чем остальные.
При возникновении разногласий в компании я обычно прав.
При таком большом количестве голосов мы никогда не выполним работу.
Я не приемлю противоположные мнения о проекте, за который я отвечаю.
Преимущества авторитарного лидерства:
Авторитарные лидеры способны выполнять проекты в сжатые сроки.
Этот стиль полезен, когда нужны решительные действия.
Автократическое лидерство может быть успешным, когда лидер обладает наиболее полными знаниями относительно остальной части коллектива.
Недостатки авторитарного лидерства:
Данный стиль не способствует творчеству.
Коллеги могут видеть таких лидеров в отрицательном свете из-за подавления инициативы и чрезмерного контроля.
Авторитарным лидерам сложно примерять на себя какой-либо другой стиль лидерства, и, как правило, они не готовы отступать от своего плана.
2. Коллегиальный (демократический) стиль лидерства
Коллегиальные, или демократические, лидеры приветствуют все мнения и поощряют совместную работу. И хотя за ними может быть последнее слово, такие лидеры разделяют ответственность за принятие решений между всеми.
Коллегиальные лидеры участвуют в работе коллектива. Они уделяют время и направляют свои усилия на профессиональный рост коллег, поскольку понимают, что это поможет в достижении конечной цели. Если вы чувствуете себя уверенно в условиях совместной работы, вероятно, вам подойдёт именно этот стиль лидерства.
Коллегиальному лидеру характерны следующие высказывания:
Если я буду полагаться на знания и опыт коллег, это поможет и мне выполнять свои обязанности.
При возникновении разногласий в компании необходимо выслушать мнение всех участников и только потом принять решение.
Чем больше людей работает над проектом, тем лучше будет результат.
Я принимаю противоположные мнения, поскольку это помогает сделать конечный продукт лучше.
Преимущества коллегиального лидерства:
Согласно исследованию Левина, это самый эффективный стиль лидерства.
Коллегиальное лидерство способствует повышению качества работы.
Оно поддерживает творческий настрой, а участники коллектива чувствуют себя причастными.
Каждый понимает общую картину и заинтересован в достижении конечной цели.
Недостатки коллегиального лидерства:
Коллективы с коллегиальным лидером не столь продуктивны, как в случае с авторитарным стилем лидерства.
Чтобы совместная работа была эффективной, все участники коллектива должны быть вовлечены в процесс.
3. Либеральный (попустительский) стиль лидерства
Третий стиль по Левину — это либеральный, или попустительский, стиль лидерства. Либеральные лидеры крайне редко дают какие бы то ни было указания коллективу. Они предоставляют сотрудникам полную свободу в принятии решений.
Либеральные лидеры отстраняются от коллектива и предпочитают не участвовать в процессе контроля проекта. От них нечасто услышишь какие-либо комментарии. К моменту завершения проекта сотрудники могут даже и забыть, как выглядит такой лидер.
Либеральному лидеру характерны следующие высказывания:
Коллектив способен сам решить, что для него лучше, но я ожидаю блестящего результата.
При возникновении разногласий в компании другие могут принять решение и без меня.
Я передаю все ресурсы в распоряжение коллектива. Поэтому я хочу, чтобы сотрудники сами проявляли инициативу и знали, что нужно делать.
Те, у кого другое мнение, могут использовать свои методы в индивидуальном порядке.
Преимущества либерального лидерства:
Либеральный стиль может быть полезен, если все участники коллектива являются квалифицированными экспертами.
Этот стиль лидерства понравится тем, кому важна самостоятельность.
Если у коллектива та же цель, что и у лидера, её можно будет достичь. Для контроля хода работ можно использовать программное обеспечение для отслеживания целей.
Недостатки либерального лидерства:
Согласно исследованию Левина, коллективы с попустительским лидерством наименее продуктивны.
В условиях либерального лидерства функции и обязанности сотрудников размыты.
При таком стиле участники коллектива могут начать винить друг друга, не принимая на себя никакой ответственности.
Познакомившись с тремя стилями лидерства по Левину, мы можем зайти с другой стороны и рассмотреть теорию эмоционального лидерства. Данный подход помогает использовать эмоциональный интеллект, чтобы оценивать ситуацию и выбирать подходящий стиль лидерства.
4. Визионерское лидерство
Визионерское лидерство сопоставимо с авторитарным стилем лидерства по Левину. Лидеры-визионеры имеют чёткое видение на долгосрочную перспективу и умеют вдохновлять и мотивировать людей.
Такой вид лидерства лучше всего подходит, когда в компании происходят большие изменения или возникает необходимость получать чёткие указания. В этих условиях люди ищут того, кому они могут доверять, чтобы проследовать за ним в неизвестное.
Данный стиль может оказаться менее эффективным в случае, когда остальные участники коллектива являются экспертами с другими идеями и мнениями, отличающимися от позиций, которых придерживается лидер. Такие специалисты не захотят слепо следовать за лидером, с которым они не согласны.
Читать о том, как сформировать авторитет эксперта (и повысить свои лидерские качества)Преимущества визионерского лидерства:
Участники организации получают необходимое вдохновение и понимают свои обязанности.
Временные проблемы не удручают лидера, потому что он устремлён к конечной цели.
Лидеры-визионеры умеют предусматривать запасные варианты решения проблем, связанных с внешними факторами, такими как политика или обстановка в мире.
Недостатки визионерского лидерства:
Отсутствует краткосрочное видение ситуации со стороны коллективов.
Видение может быть утрачено, если оно слишком тесно связано с личностью руководителя.
Лидеры-визионеры склонны отталкивать идеи других участников коллектива.
5. Коучинг
Лидер-коуч умеет выявлять сильные и слабые стороны других участников коллектива и способствует их развитию. Кроме того, такие лидеры умеют объединять навыки сотрудников с целями компании.
Данный стиль лидерства будет эффективен, если лидер отличается творческим характером, открыт для совместной работы и обеспечивает чёткую обратную связь с коллегами. Также важно, чтобы коуч знал, когда следует отступить и предоставить человеку свободу действий.
Если вам приходилось иметь дело с плохим наставником, вы знаете, что коучинг подходит далеко не всем. Если с коучем не повезло, такое лидерство может превратиться в тотальный мелочный контроль.
Преимущества коуч-лидерства:
Лидер-коуч может создавать мотивирующую атмосферу, в которой участники с удовольствием работают над проектом.
Чётко определённые ожидания способствуют развитию навыков у коллег.
Данный стиль лидерства даёт компаниям конкурентные преимущества, поскольку он обеспечивает условия для продуктивной работы квалифицированных специалистов, готовых обучать других.
Недостатки коуч-лидерства:
Коучинг требует терпения и времени.
Этот стиль эффективен, только если другие готовы его принять.
Лидеры-наставники в значительной степени зависят от отношений, которые могут быть сложными, если нет сыгранности команды.
6. Отеческий стиль лидерства
Отеческий стиль лидерства ориентирован на отношения. Главное для такого лидера — создать гармонию. Этот харизматичный лидер работает над созданием и развитием рабочих отношений, способствующих сплочению и позитивному настрою в коллективе.
Лидер с отеческим стилем помогает при создании новой команды или в условиях кризиса, поскольку в обеих этих ситуациях требуется доверие. Однако этот стиль лидерства может вредить, когда лидер слишком увлечён поддержанием образа друга и в меньшей степени занимается повышением производительности и достижением целей компании.
Преимущества отческого стиля лидерства:
Моральный дух команды поддерживается положительной и конструктивной обратной связью.
Межличностные конфликты быстро прекращаются.
Участники коллектива чувствуют свою важность и меньше подвержены стрессу.
Отеческий стиль лидерства создаёт тесные связи в коллективах, члены которых нацелены на то, чтобы помогать друг другу.
Недостатки отческого стиля лидерства:
Некоторые сотрудники могут работать недостаточно эффективно, находясь вне поля зрения. Отсутствие чёткого определения обязанностей может привести к возникновению так называемой социальной лени.
Лидеры с отеческим стилем неохотно озвучивают критику, что не помогает другим расти.
Цели организации часто забываются.
Участники коллектива становятся эмоционально зависимыми от лидера. Если лидер перейдёт в другую команду или уйдёт из компании, остальная часть коллектива окажется потерянной.
7. Демократический стиль лидерства
Демократический стиль лидерства — это та же концепция, что и коллегиальное лидерство по Левину. В коллективе поощряется активное участие и обмен идеями всех участников. Поэтому весь коллектив ощущает себя причастным, даже несмотря на тот факт, что голос лидера в конечном итоге является решающим.
Демократический стиль лидерства эффективен в коллективах с высококвалифицированными участниками, которые способны вносить свой плодотворный вклад. При этом он в меньшей степени успешен в случае менее опытных сотрудников, обладающих не столь большим объёмом знаний в данной области. Кроме того, его не следует применять в ситуациях, требующих незамедлительных действий.
Преимущества демократического стиля лидерства:
Атмосфера сотрудничества способствует творчеству и инновациям.
Поддерживается высокий уровень вовлечённости и доверия среди сотрудников.
Общие цели обеспечивают высокий уровень ответственности и продуктивности.
Недостатки демократического стиля лидерства:
Для совместной работы требуется больше времени.
Лидер может утратить доверие участников, если он принимает решения без их участия.
Демократический стиль лидерства неэффективен, если участники коллектива не обладают необходимой квалификацией.
8. Эталонный стиль лидерства
Лидер с эталонным стилем задаёт пример высоких показателей, продуктивности и качества. Данный стиль лидерства предполагает, что участники коллектива должны идти по стопам своего лидера. Если участники не поспевают за лидером, он вмешается и выполнит задачу правильно.
Лидер с эталонным стилем эффективен, когда он формулирует чёткие требования и мотивирует сотрудников соблюдать сроки. Такое лидерство неэффективно, когда коллектив перестаёт доверять лидеру, подвергается стрессу и перегрузке или теряет мотивацию.
Преимущества эталонного стиля лидерства:
Лидеры с этим стилем способны достигать целей компании в установленные сроки.
Эталонный стиль лидерства позволяет в полной мере использовать потенциал коллектива.
Отчётность о ходе работ позволяет оперативно выявлять проблемы.
Недостатки эталонного стиля лидерства:
При лидерстве с эталонным стилем сотрудники могут испытывать стресс и терять мотивацию, что вызывает снижение морального духа в коллективе.
Сотрудники могут перестать доверять лидеру, если он будет следить за каждым их шагом и корректировать каждое их действие.
Излишнее внимание к результатам и срокам чревато снижением творческого потенциала.
Недостаточная обратная связь.
9. Директивный стиль лидерства
Директивный стиль лидерства аналогичен авторитарному, или принудительному, стилю. Лидер с таким стилем ставит перед командой чёткие цели и задачи, ожидая от сотрудников их строгого выполнения. Они вводят правила и процедуры для создания соответствующей структуры.
Директивное лидерство обычно применяется в тех случаях, когда у сотрудников нет ни навыков, ни опыта. В такой ситуации сотрудникам необходима структура, позволяющая им выполнять задачи. Данный стиль лидерства также эффективен в экстренных ситуациях, когда нет времени на обсуждение. Если и использовать этот стиль лидерства, то делать это следует в сочетании с другими стилями.
Преимущества директивного стиля:
Наличие чётко определённых ожиданий способствует повышению эффективности работы.
Полезен в условиях кризиса, поскольку позволяет оперативно принимать решения.
Директивный стиль лидерства может быть эффективен в коллективах с низкоквалифицированными или неопытными сотрудниками.
Лидеры с директивным стилем могут быстро определять отставание у тех или иных сотрудников.
Недостатки директивного стиля:
Если лидер не обладает большим опытом, чем у коллектива, этот стиль лидерства не сработает.
Совместная работа отсутствует, что сдерживает творческий потенциал.
Моральный дух команды может значительно снизиться, а сотрудники могут потерять интерес.
Работа коллектива в значительной степени зависит от лидера, из-за чего возникает «узкое место».
Лидер с директивным стилем может легко превратиться в авторитарного лидера.
Теорию эмоционального лидерства можно легко реализовать в повседневной работе. Сначала определите тип коллектива, с которым вы работаете. Затем подумайте, какие стили лидерства лучше всего подходят для решения ваших задач. Далее попробуйте скорректировать свой стиль эмоционального лидерства с учётом возможных сценариев. После некоторой практики эта теория может изменить ваш подход к лидерству.
Читать о том, как эффективно управлять загрузкой своей группы10. Трансформационное лидерство
Помимо теории лидерства Левина и теории эмоционального лидерства есть ещё два стиля лидерства, достойных вашего внимания: трансформационное и транзакционное лидерство.
Оба этих стиля были описаны Бернардом М. Бассом, американским психологом, изучавшим лидерство и поведение в организациях. Даже если вы ещё ничего не слышали о них, наверняка вы уже видели их в действии.
Самая популярная теория Бернарда М. Басса — это трансформационное лидерство, которое представляет собой сочетание четырёх лидерских качеств. Эта теория была сформулирована на основе концепции Джеймса МакГрегора Бёрнса 1978 года, в которой он утверждал, что лидеры и их последователи помогают друг другу повышать моральный дух и мотивацию.
Лидеры с этим стилем пользуются доверием и уважением со стороны тех, кто готов последовать за ними. Четыре лидерских качества при трансформационном лидерстве — это индивидуальный подход, интеллектуальная стимуляция, вдохновляющее мотивирование и идейное влияние. Эти четыре качества определяют, насколько трансформационным является лидер.
Преимущества трансформационного лидерства:
Лидеры с этим стилем применяют коучинг и практикуют поощрение, чтобы вдохновлять свою команду.
Каждый сотрудник воспринимается индивидуально, и это позволяет эффективно использовать все их уникальные навыки.
Сотрудники объединены общим делом, что обеспечивает их рост внутри компании.
Каждому сотруднику предоставляется свобода действий.
Недостатки трансформационного лидерства:
Мелкие задачи легко забываются, что затрудняет воплощение концепции в жизнь.
Постоянное присутствие лидера может привести к перегрузке и выгоранию сотрудников.
Цели лидера должны согласовываться с целями компании, иначе возможно возникновение рисков.
Все сотрудники должны испытывать уважение к лидеру и соглашаться с его подходом.
11. Транзакционное лидерство
Транзакционное лидерство было впервые сформулировано в концепцию социологом Максом Вебером. Затем её доработал Бернард М. Басс в противоположность трансформационному лидерству.
Для мотивации сотрудников при транзакционном лидерстве используется принцип кнута и пряника. Такой лидер считает, что чётко выстроенная система управления повышает эффективность работы. При этом участники коллектива должны в точности следовать указаниям и находиться под пристальным контролем со стороны лидера.
Преимущества транзакционного лидерства:
Транзакционное лидерство полезно в ситуациях, когда есть ясно обозначенная проблема.
Данный стиль лидерства может быть полезен в условиях кризиса, когда каждый выполняет свои чётко определённые обязанности.
Сотрудники знают, что от них требуется.
Недостатки транзакционного лидерства:
Транзакционный стиль лидерства сдерживает творческий потенциал сотрудников.
Лидеры с транзакционным стилем не удовлетворяют эмоциональные потребности участников коллектива.
Такие лидеры не поощряют индивидуальные инициативы.
Данный стиль лидерства обычно неэффективен в долгосрочной перспективе, потому что он чрезмерно сосредоточен на краткосрочных целях.
Лидерство и руководство
Лидерство и руководство зачастую используются как взаимозаменяемые понятия. Однако они имеют разные значения.
Лидер опирается на своё видение, продвигая компанию вперёд и поддерживая при этом вдохновение в своей команде. Кроме того, они оказывают положительное влияние на социальном уровне и могут использовать его в интересах организации. С другой стороны, руководители могут выполнять в компании функцию операционного сопровождения проектов, используя особый стиль руководства.
Руководство — это понятие операционного толка; оно касается определения и оценки приоритетов, принятия решений о найме и увольнении, решений о компенсации и т. д. Лидер — это скорее инструктор или даже духовный наставник. Он отвечает за сохранение энергии и вдохновения у сотрудников, помогает им расти, а также обеспечивает слаженность их действий. Лидер — это источник силы и стабильности в процессе изменений.”
—Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana
Не обязательно быть руководителем, чтобы быть лидером. Лидером может быть человек в любой должности, а не только в высших эшелонах. Если, работая на любой должности, вы стремитесь развить в себе лидерские качества, вам будет полезно понимать преимущества и недостатки своего стиля лидерства, а также ознакомиться с другими видами лидерства, которые вам могут подойти.
Затем мы рассмотрим различные теории и стили лидерства, чтобы вам было проще понять свой стиль. Возможно, вы даже захотите сменить стратегию.
Читать статью «Лидерство и руководство: в чём отличие?»Какой у вас стиль лидерства?
Как вы видите, существует множество разных теорий и концепций лидерства.
Теория Левина разделяет всех лидеров на три категории, самой эффективной из которых является коллегиальное лидерство. Теория эмоционального лидерства предусматривает шесть стилей лидерства, которые эффективный лидер применяет в тот или ной момент в зависимости от текущих обстоятельств. Басс предлагает нам два противоположных стиля: трансформационный и транзакционный. В первом случае мотивация обеспечивается вдохновением сотрудников, а во втором — методом кнута и пряника.
Не существует единственно правильного стиля лидерства, но есть стиль, к которому вы склонны по природе. Какой стиль вам ближе всего? Что вам привычно? Взвесьте все преимущества и недостатки, чтобы стать лидером, который настраивает своих последователей на успех. Если с текущим стилем лидерства что-то не получается, попробуйте какой-нибудь другой подход.
Читать 39 бизнес-цитат для воодушевления вашей командыВдохновляйте сотрудников с помощью эффективного стиля лидерства
Стиль лидерства — это классификация того, как навыки лидерства используются на практике. Как мы уже знаем, у лидеров есть множество сильных сторон. Они посвящают себя выполнению самых разных задач: от мотивации сотрудников и творческого мышления до устранения проблем и принятия рискованных решений. При этом не бывает двух абсолютно одинаковых лидеров: подход к одному и тому же набору задач у разных лидеров может существенно отличаться.
Задача лидеров — добиваться того, чтобы сотрудники выполняли цели организации. Программное обеспечение для управления работой поможет вам обеспечить согласованную работу команды, откуда бы вы ей ни руководили.
Попробовать Asana для управления работой3 стиля руководства в бизнесе, какой лучше для вас?
Лидерство играет важную роль в успехе или провале любой организации. А хорошее лидерство напрямую влияет на опыт сотрудников и прибыльность — вовлеченные сотрудники могут увеличить доход на 23 %. Влиятельная вовлеченность сотрудников зависит от лидерства и того, как они руководят командами и отдельными лицами. И каждый успешный лидер развивает стиль, основанный на его личности, целях и деловой культуре, основанный на одном из этих трех стилей лидерства: авторитарном, демократическом и либеральном.
Найдите минутку и обдумайте свой подход к лидерству. Вы предпочитаете отдавать команды или предпочитаете воспитывать и направлять? Имеют ли другие равное право голоса в отношении вашей команды или организации? Или вы ставите перед собой цель и ожидаете, что команда последует за ней? Самосознание — это первый шаг к пониманию того, каким лидером вы являетесь или хотите быть.
Здоровье сотрудников — ваш новый показатель
Эмоциональная поддержка команд превратилась из «приятно иметь» в критерий успешного управления.
Узнать больше
Какие три типа стилей лидерства существуют в бизнесе?
В 1939 году Курт Левин выделил три типа стилей руководства в бизнесе: автократический, демократический и либеральный. Каждый из них, конечно, имеет свои преимущества и недостатки.
1. Деспотический лидер бизнеса
Автократический лидер понимает силу власти. Авторитарные лидеры не заинтересованы в том, чтобы открывать процесс принятия решений для всей группы. Вместо этого они предпочитают нести лидерство в полном одиночестве. Они ожидают, что те, кто подпадает под их власть, будут выполнять приказы.
Преимущества автократического бизнес-лидера
Главное преимущество автократического лидера — упорядоченная работа, повышающая эффективность и производительность. Они устанавливают жесткие сроки и имеют очень четкий набор ожиданий. Это идеально во время кризиса или когда необходимы решения в последнюю минуту. Такой стиль руководства допускает меньше недоразумений при передаче указаний.
Недостатки автократического бизнес-лидера
У них часто ограниченный кругозор. Учитывая, что они опираются только на собственные идеи и опыт, любой вклад других членов команды, скорее всего, останется незамеченным. Те, кто работает в рамках этого стиля руководства, иногда обижаются на своего начальника. Они чувствуют себя недооцененными из-за ограниченного признания их вклада. Кроме того, этот лидер с большей вероятностью будет управлять своей командой на микроуровне. Автократические лидеры, как правило, оказываются в центре низкого морального духа и высокой текучести кадров.
Когда использовать этот стиль
Автократический стиль лучше всего использовать во время кризиса, когда лидер наиболее ценен. Вам нужен кто-то, кто берет на себя управление, чтобы принимать быстрые и трудные решения, чтобы потенциально уменьшить ущерб. Во время чрезвычайных ситуаций команды ценят сильного и решительного лидера. Автократическое лидерство также может пригодиться, когда необходима коррекция команды. После того, как кризис прошел, вообще выгодно сменить стиль.
2. Лидер демократического бизнеса
Демократический лидер поощряет свободный обмен идеями в команде. Все участники имеют ценный голос, а лидер выступает в качестве представителя или фасилитатора. Демократические лидеры полагаются на участие каждого члена группы. Они подчеркивают ценность и опыт, которые каждый участник приносит за стол. Каждый член команды разделяет свободы и обязанности руководства.
Преимущества демократического лидера бизнеса
Преимуществом демократического лидера является безграничное творчество всей группы, позволяющее открыто обсуждать вопросы и решения. Единство команды обычно растет в результате демократического лидерства. Такая среда может заставить сотрудника чувствовать себя ценным, состоявшимся и важным для успеха организации. Обычная офисная политика, такая как сплетни, клики и манипуляции, становится гораздо менее распространенной. Конечным результатом является улучшение рабочей среды и снижение текучести кадров: 63% сотрудников, получивших признание за свою работу, с меньшей вероятностью будут искать работу.
Недостатки демократического бизнес-лидера
Под демократическим руководством обсуждение может стать непозволительной роскошью. Если решения необходимо принимать быстро, демократическая команда может оказаться неспособной адаптироваться и функционировать в условиях стресса. Демократическое лидерство может привести к отсутствию ясности в отношении ролей и обязанностей членов команды, а также к трудностям в выявлении сотрудников, которые не несут своего веса.
Когда использовать этот стиль
Это наиболее эффективный метод для повседневной работы, поскольку он позволяет группе принимать участие в принятии решений. Это дает командам чувство причастности к проектам, материалам и результатам. Многие бизнес-лидеры определяют демократический стиль руководства как свой стиль, но этот метод может быть менее эффективным во время кризиса.
3. Бизнес-лидер невмешательства
Лидеры невмешательства относятся к типу невмешательства. Они назначают задачи и дают общее руководство, но обычно не участвуют в повседневных задачах. Сотрудники выбирают наилучший подход к выполнению своих обязанностей. Лидеры Laissez-faire очень доверяют человеку. Они доверяют им, чтобы они оставались самомотивированными, сосредоточенными на задаче и подотчетными. Если возникают проблемы, эти лидеры могут предложить направление, но только по запросу. Лидеры невмешательства позволяют каждому члену своей команды добиться успеха или потерпеть неудачу в зависимости от их собственных способностей.
Преимущества невмешательства руководителей бизнеса
Преимуществом невмешательства лидеров является свобода действовать без ограничений или вмешательства со стороны руководства. Это дает квалифицированным и целеустремленным сотрудникам шанс полностью раскрыть свой потенциал.
Недостатки лидеров бизнеса, придерживающихся принципа невмешательства
Недостатком может быть потеря производительности без сильной руководящей силы, которая держит ее на правильном пути. Это может привести к срыву сроков, упущениям в процессе и некачественной работе. Когда каждый член команды преследует цели по-своему, единство команды может пострадать. Некоторые могут начать терять интерес к работе из-за далеких и, казалось бы, незаинтересованных лидеров. Это может привести к значительным потерям для организации. Высвобожденные сотрудники могут стоить американскому бизнесу примерно 450–550 миллиардов долларов в год.
Когда использовать этот стиль
Лидерство, основанное на невмешательстве, лучше всего, когда люди могут действовать без надзора. Прежде чем использовать этот стиль, убедитесь, что у каждого члена команды есть нужный уровень навыков и способность к самоуправлению. Они должны быть в состоянии мотивировать себя, чтобы продолжать работу. В противном случае такой подход может иметь неприятные последствия и принести больше вреда, чем пользы.
Выберите свой стиль руководства
Просмотрите текущую динамику команды. Они преуспевают или не заинтересованы? Если это последнее, вы можете пересмотреть свои методы. Выясните, что должно остаться прежним, а что нужно изменить. Лидер задает тон всему коллективу. Изменив свой стиль руководства, вы обнаружите, что ваша команда будет адаптироваться, развиваться и совершенствоваться.
Какой стиль руководства вам подходит? Вы можете обнаружить, что не вписываетесь ни в одну из категорий. Самые успешные лидеры — это те, кто прыгает между стилями лидерства. Выбирайте методы, которые лучше всего подходят для команды или задачи, и адаптируйте их по мере необходимости. Эффективное лидерство всегда заключалось в том, чтобы знать, какие методы использовать и когда.
Самый важный лидерский навык, который вы можете развить, — это самосознание; знать, что работает, а что нет. Поняв эти наиболее распространенные стили лидерства в бизнесе, вы сможете переключаться между ними по мере необходимости и настроите себя и свою команду на успех.
Трехстилевая модель лидерства Курта Левина – BusinessBalls.com
Что такое трехстилевая модель лидерства Левина?
Это старейшая из ситуационных моделей. Курт Левин , психолог, возглавил исследовательскую группу в 1939 году и определил то, что он назвал тремя «стилями ». ‘ о поведении лидеров в статье в Journal of Social Psychology.
Курт Левин выделил три стиля поведения лидеров.
Теперь эти три стиля можно также включить в модуль «Стили лидерства». Однако, если вы помните о сильных и слабых сторонах каждого подхода, вы можете сопоставить их с вашими обстоятельствами. Именно тогда модель «Три стиля» становится руководством к более эффективному лидерству.
Три стиля лидерства Левина
1. Авторитарное лидерство
Иногда его называют автократическим стилем. Именно здесь лидеров излагают цели, сроки и методы, принимая решения самостоятельно, практически не консультируясь с другими с .
- Здесь лидер обычно не вовлекается в работу группы, и при таком стиле лидерства менее вероятно увидеть творческие решения.
- Тем не менее, это решительный способ руководства и может соответствовать рискованным, краткосрочным решениям.
2. Лидерство с участием
Иногда его называют демократическим стилем. Здесь лидер выражает свои приоритеты и ценности при постановке целей и принятии решений, но также принимает участие в работе группы и принимает советы и предложения от коллег.
- Однако окончательное решение принимает лидер.
- Этот стиль может привести к более творческому решению проблем и инновациям, чем авторитарный подход, поэтому имеет смысл применять его в конкурентных, неэкстренных ситуациях.
3.
Делегативное руководствоИногда его называют стилем Laissez-Faire. Делегативный стиль означает, что лидер передает ответственность за результаты группе.
- Он или она позволяет им ставить цели, выбирать методы работы, определять роли сотрудников и устанавливать собственный темп работы.
- Можно работать хорошо, если группа разделяет общие намерения лидера и если он/она доверяет всем членам группы.
Краткое содержание
Таким образом, Левин выделил три различных модели поведения лидеров. Если бы они были просто описательными, они не помогли бы лидерам, желающим стать лучше в том, что они делают — помните о сильных и слабых сторонах каждого подхода, чтобы сопоставить их с вашими обстоятельствами — при условии, конечно, что вы можете изменить свое мнение. поведение.
Именно тогда модель «Три стиля» становится руководством к более эффективному лидерству.
Ссылки и дополнительная литература
- Левин, К.