43. Начало деятельности к. Юнга.
Отец с шести лет обучал его латыни. Юнг, поступает в гимназию, где изучает старинные книги, естественные науки, медицину. Поступает в университет, где решает специализироваться в психиатрии, по окончании написал диссертацию «О психологии и патологии оккультных явлений» (будучи взрослым, он придавал большое значение сновидениям и событиям своего детства). В 1900 году Юнг стажируется у Блейлера в университетской психиатрической клинике и выпускает книгу «Психология раннего слабоумия». Знакомство с Фрейдом. На первом международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме Юнг сделал доклад «Фрейдистская теория истерии». Основал Фрейдистское общество, организовал первый международный конгресс по психоанализу, президент Международной психоаналитической ассоциации. Опубликовал «Метаморфозы I» и «Метаморфозы II»- связь мифов и легенд с мышлением детей, связь между психологией сновидений и психологией мифов. Разрыв отношений с Фрейдом (не согласен с теорией Фрейда). Концепция «Коллективное бессознательное».
45. Типология характеров по к.Юнгу.
Первым разработал теорию, что каждый человек обладает психологическим типом. Убеждён, что существуют 2 класса психологических «функций»: первые, через которые мы получаем информацию, и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Было определено 8 психологических типов. Мы получаем мотивацию изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный).
1. Экстравертный ощущающий тип. Свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. В действительности такие люди отнюдь не очень разумны.
2. Интровертный ощущающий тип. Характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием.
3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Всегда находится в поисках за новыми возможностями. Охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. Чаще среди женщин, чем среди мужчин.
4. Интровертный интуитивный тип
6. Интровертный мыслительный тип. Данный тип мышления, как и параллельный ему экстравертный, находится под влиянием идей. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к миру. Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают.
7. Экстравертный чувствующий тип. Ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Чувству мешает мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется.
8. Интровертный чувствующий тип. В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом.
studfile.net
Типология характеров по К.Юнгу.
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 29Следующая ⇒1. Экстравертный ощущающий тип. Свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. В действительности такие люди отнюдь не очень разумны.
2. Интровертный ощущающий тип. Характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием.
3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Всегда находится в поисках за новыми возможностями. Охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. Чаще среди женщин, чем среди мужчин.
4. Интровертный интуитивный тип. Свойственны черты мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Фантазер довольствуется созерцанием, которому он предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Если он художник, то его искусство создает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами, вещи, которые являются прекрасными и возвышенными. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением.
6. Интровертный мыслительный тип. Данный тип мышления, как и параллельный ему экстравертный, находится под влиянием идей. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к миру. Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают.
7. Экстравертный чувствующий тип. Ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Чувству мешает мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется.
8. Интровертный чувствующий тип. В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации (экстраверсия и интроверсия)
И психологические функции (мышление и чувства – рациональные функции, ощущения и интуиция — иррациональные). Отсюда Юнг вывел 8 типов личности, комбинируя ориентацию и функцию.
Подробнее!!!
Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия — это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.
Интровертный тип. Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обстоятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистичным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх перед незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.
Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает человеку достичь самореализации (немногие достигают этого уровня).
Билет-8 Вопрос 2 (42)
Неофрейдизм и причины его возникновения.
Неофрейдизм – развитие соц-культ аспектов психоанализа. Представители: К. Хорни, Г. Стен Салливен, Э. Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культ. и соц. обусловленность неврозов, рассм возможные пути выхода из них путем изменения отношения чел. к себе и др. людям.
К.Хорни пришла к выводу, что те яв., кот. Фрейд связывал с биологич., инстинктивными, а потому общечеловеч. проявлениями на самом деле хар-ны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она так же в корне несогласна с фрейдовской теорией женской психологии. считает, что следует отказаться от структурного деления психики на “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе. Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стремление к удовлетворению”, кот. яв. отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В некоторых местах она называет эти стремления “эмоциональными”.
Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физич. тела и лиц другого пола., т. е. осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеч. существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеч. существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”.
Гарри Стек(н)Салливен выработал свою собств.систему и терминолог. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформир.психоанализ Хорни и Фромма.
Вильгельм Райхпоставил поблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного секс. раскрепощения чел-ка, выдвинув идею “секс. революции”. Это означало установление подлино человеч. (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.
Неофрейдизм (от греч. пеоs — новый + фрейдизм) — одно из влиятельных направлений в современной психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда.
Неофрейдизм возник в 20 — 30-е гг. подвергая критике пансексуализм и представления об организации психической жизни, представленные в ортодоксальном психоанализе.
На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Современные неофрейдисты придерживаются в своих исследованиях социальной направленности, подчеркивая значение социальных условий, интерперсональных и семейных отношений в формировании личности человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни (1885 — 1952), Г. С. Салливен (1892 — 1949), Э. Фромм (1900—1980).
Неофрейдизм во всех своих вариантах остается теорией бессознательного, его сторонники продолжают рассматривать бессознательное как основу психической деятельности человека. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.
В целом для неофрейдизма характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал. С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, «дать ему мужество быть самим собой» и возможность работать
«в направлении своей самореализации» (Хорни), помочь ему стать продуктивным, «заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы» (Фромм). Идеи неофрейдизма получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа.
Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.
Билет-9 Вопрос 2 (43)
infopedia.su
Типология К. Юнга
Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.
К. Юнг выделил два общих типа:
- экстравертированный,
- интровертированный.
Для экстравертов характерна направленность на объект поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.
У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.
Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию.
В зависимости от развитости четырех основных психических функций — мышления, эмоции, ощущения и интуиции — К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:
1. Экстравертированиый мыслительный тип. Субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
2. Экстравертированиый эмоциональный тип. Склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.
3. Экстравертированиый сенсорный тип. Определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения, удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.
4. Экстравертированиый интуитивный тип. Обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый. При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.
5. Интровертированный мыслительный тип. Характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.
6. Интровертированный эмоциональный тип. Выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.
7. Интровертированный сенсорный тип. В отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.
8. Интровертированный интуитивный тип. Порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы — мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.
Нельзя не обратить внимания на то, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается сторона отрицательных характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.
psyera.ru
Психологические типы по К.Г. Юнгу (краткая типология Юнга)
В своей книге «Психологические типы» К.Г. Юнг выделяет 8 типов людей на основе признаков вертности (интроверсия и экстраверсия), рациональности и иррациональности, а также 4 функций психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Две из этих функций являются строго рациональными (мышление и чувство), т.е. воспринимающими информацию извне в соответствии с предварительной установкой на определённое восприятие, и две — иррациональными (интуиция и ощущение), воспринимающими информацию непосредственно, без предварительной установки. Но каждая из четырёх функций психики может быть как экстравертной, так и интровертной, исходя из чего, типов выделяется 8, и каждому из них соответствует определённая базовая функция психики.
Для чего нужна типология Юнга?
В процессе своей психологической практики и наблюдения за практикующими коллегами Юнг обнаружил, что есть различия между спецификой теорий и практической работы его коллег (Адлера и Фрейда) в зависимости от разных личностных особенностей, и предположил, что разные установки сознания обусловливают разное восприятие действительности и разное взаимодействие с ней. Юнг пришёл к выводу, что необходимо систематизировать типологические намётки его предшественников, чтобы наметить границы индивидуальных различий между людьми. Понимание и принятие этих различий важно для индивидуального подхода к каждой уникальной личности и формирования уважения к типологическим особенностям каждого человека. Кроме того, типология является своего рода картой личности, по которой можно сориентироваться в сильных, сознательных и хорошо управляемых функциях психики и выделить те функции, которые являются слабо контролируемыми, архаичными и нуждающимися в особом внимании человека.
Экстраверсия и интроверсия
Согласно К.Г. Юнгу, в зависимости от установки сознания и её направленности либо на внутренний процесс, либо на объекты внешнего мира, людей можно разделить на интровертов и экстравертов. В отличие от Айзенка, Юнг не считал общительность или необщительность главным показателем экстраверсии и интроверсии соответственно, т.к. выделял более существенный отличительный признак — куда направлено сознание и внимание человека, вовне или внутрь, что для него важнее — объекты внешнего мира или внутренние процессы души.
Экстраверты характеризуются направленностью сознания на объекты и процессы внешнего мира. Внутренний процесс для такого человека всегда остаётся на втором плане, в тени, и он уделяет ему куда меньше внимания, за счёт чего в меньшей степени контролирует его, чем происходящее во внешнем мире. Экстраверта, словно магнитом, притягивает к объектам внешнего мира, и они довлеют над ним, всегда имея большую власть и ценность, чем то, что происходит в его душе. Т.е. экстраверт является человеком, который всегда ставит на первый план обстоятельства и изменения внешнего мира при выборе стратегии своих действий. Объективное для него превыше субъективного, а коллективное нередко преобладает над индивидуальным по ценности.
Интроверты, наоборот, отличаются обращённостью своей психики к своим внутренним процессам. Таким людям с трудом даётся внимание к внешним объектам и процессам, поскольку субъективное для них превыше объективного, а внутренний мир всегда реальнее и важнее внешнего. Интроверт — это человек, который всецело погружён в созерцание происходящего в его душе и который преломляет все внешние события сквозь призму такого восприятия, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации. Интровертную установку сознания нередко ошибочно считают эгоцентричной, однако, при внимательном рассмотрении это мнение оказывается ошибочным, т.к. субъективность в наиболее чистой форме представляет собой Самость, которая гораздо шире индивидуального Эго.
Рациональность и иррациональность
К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности, как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.
К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.
Иерархия функций (ведущая, вспомогательная, третичная и подчинённая функции)
В человеческой психики всего существует 8 функций сознания — экстравертные и интровертные мышление, чувство, ощущение и интуиция, но расположены они иерархично. У Юнга были описаны 4 функции в их соотношении, описание остальных 4 разрабатывались его последователем Дж. Биби.
По иерархии и условному месту расположения на карте психики Юнг выделял следующие функции:
- Ведущая функция, которая представляет собой наиболее развитую, сознательную и дифференцированную функцию, на наполнение и адаптацию которой человек тратит большую часть собственных ресурсов в течение первой половины жизни.
- Вспомогательная функция, которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема со стороны субъекта, однако эта функция уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности и параметру рациональности/иррациональности.
- Третичная функция является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности, но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.
- Подчинённая функция представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины коллективного бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована, поскольку полная её интеграция привела бы к затоплению сознания бессознательным и психозу. Она противоположна ведущей по вертности, но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.
Функция чувства — экстравертное и интровертное чувство
Функция чувства отвечает за распознание, интеграцию и реализацию актуальных для такого человека ценностей, источник которых определяется вертностью.
Экстравертное чувство в качестве ведущей функции можно распознать по способности человека считывать главные ценности окружающего его социума и выражать их, соответствовать им, а также следить за тем, чтобы этим ценностям соответствовали другие люди. То, что является традиционно ценным для большинства, тонко улавливается человеком с экстравертным чувством, для которого эти ценности являются значимыми, как его собственные. Сильной стороной такого человека является умение быстро улавливать скрытые намерения других людей и определять их социальную ценность, а также координировать людей между собой, в зависимости от их целей и ценностей. Слабой стороной является глубокое и структурное мышление, умение вникать в суть окружающих явлений с точки зрения ответа на вопрос — «чем является данный данный предмет, что он представляет собой?».
Для человека с интровертным чувством наиболее значимой оказывается ценность возникающих в его психике и переживаемых им внутренних образов. Этот человек отличается чутким художественным восприятием окружающей действительности при трудностях выражения своеобразия и красоты такого мировоззрения. Индивид с ведущим интровертным чувством характеризуется глубиной и чрезвычайно высокой интенсивностью внутренних переживаний, несмотря на сдержанность внешних эмоциональных проявлений. При этом объект, от которого отталкивается такое чувство, оказывается вторичным по отношению к той реакции, которую он вызывает. За счёт глубины переживаний интровертно чувствующий человек тесно связан с архетипами коллективного бессознательного в возникающих у него чувствах, а слабой стороной такой личности является нехватка контроля и беспристрастности в ведении дел, связанных со внешним миром.
Функция мышления — экстравертное и интровертное мышление
Функция мышления отвечает за поиск ответа на вопрос «что это?» при столкновении с предметами и явлениями внешней и внутренней действительности, и вся деятельность мыслительного индивида преломляется сквозь такой процесс поиска.
Экстравертное мышление в восприятии информации и продуктивной деятельности придаёт высокое значение объективным фактам, которые считает базисом любого стоящего внимания процесса. Такой человек пытается свести всё, с чем он сталкивается, к единой схеме, с помощью которых в дальнейшем объясняет все остальные явления. Если по каким-то причинам нечто не вписывается в данную схему, он до последнего старается изменить окружающий мир так, чтобы он укладывался в созданную им схему, поскольку, как экстраверт, игнорировать внешний мир он не может. Сильной стороной такого человека является умение организовывать общественные процессы и деятельность с глобальными перспективами, а слабой стороной — недоучёт индивидуального и уникального в своих теоретических построениях.
Интровертное мышление ориентируется в своём логическом процессе интерпретации действительности на возникающие изнутри его психики идеи, которые изначально являются очень субъективными, и лишь затем применяются по отношению к процессам внешнего мира, выстраиваясь в целостные концепции. Для такого человека не столь важно, насколько объективный мир соответствует его теоретическим конструкциям, но важно дойти в них до глубины, сути или ядра вопроса. При несовпадении его построений с реалиями мира объектов он, скорее, предпочтёт проигнорировать внешний мир, разрабатывая свои концепции дальше, чем пытаться изменить его. Сильной стороной такого человека является глубина и оригинальность его теоретической мысли, направленность на вскрытие фундаментальных законов происходящего при смелости выражения результатов этого анализа, а слабой стороной — нехватка социальных навыков и чувства этической ситуации окружающего его социума, что порой ставит его в неловкое положение.
Функция ощущения — экстравертное и интровертное ощущение
Ощущение представляет собой функцию, которая в качестве базиса для адаптации выделяет то, что происходит в окружающем мире и собственные физическе переживания, т.е. предметы, события и явления в их предельной фактичности, конкретности и осязаемости.
Экстравертное ощущение представляет собой функцию, которая направлена на внимательную оценку фактов и предметной стороны действительности окружающего мира. Восприятие мира такого человека является преимущественно эмпирическим, и чтобы заметить нечто и поверить в его существование, ему необходимо, чтобы была возможность это нечто ощутить собственными органами чувств. Экстравертно-ощущающий тип внимательно подмечает детали окружающей его обстановки, как бы фотографируя то пространство, в котором он находится. Именно с помощью органов чувств он наиболее отчётливо переживает свою связь с миром, благодаря чему он может стать мастером своего дела в сфере, связанной с материальным производством. Слабой стороной такой личности является риск погружения в разрушительно-гедонистичный образ жизни в грубых его формах.
Интровертное ощущение характеризуется концентрацией индивида на собственных внутренних ощущениях, отталкивающихся от внешнего объекта. Эти физические ощущения, интерпретациях внешних объектов и явлений с помощью органов чувств носят у интровертно-ощущающего типа исключительно субъективный характер и могут полностью отрываться от специфики вызвавшего их объекта, наполняясь своеобразием индивидуального восприятия и меняясь до неузнаваемости в процессе интерпретации. Внешне такой человек выглядит спокойным, созерцательным и даже несколько пассивным, поскольку энергия его психики направлена на детальную обработку внутренних ощущений, которые он регистрирует. Такой человек живёт в потоке своих субъективных ощущений, сохраняя пристальное внимание к их тонкостям, а его слабой стороной является неумение своевременно выделять возможности и перспективы из явлений окружающего его мира, что делает его уязвимым перед непредвиденными событиями.
Функция интуиции — экстравертная и интровертная интуиция
Функция интуиции направлена на выделение и созерцание неуловимой, невидимой, нематериальной и неочевидной стороны действительности. Восприятие интуитивной функции выходит за пределы доступного органам чувств физического мира, концентрируясь на той реальности, которая находится за его покровом.
Экстравертная интуиция характеризуется бесконечным поиском новых и многообещающих возможностей во внешних объектах и событиях. Такой человек может впадать в зависимость от тех возможностей и перспектив, которые он видит вокруг себя, но его увлечённость порой отличается непостоянством и перепрыгиванием с одной возможности на другую, поскольку объект представляет для него ценность только до тех пор, пока в нём видится эта возможность. Если же она уже осуществлена, либо есть весомые препятствия к её осуществлению, либо появилась более притягательная возможность, экстравертно-интуитивный тип легко может потерять всякий интерес к такому объекту и отправиться на поиски того, что пестрит головокружительными перспективами. Сильной стороной такого типа является умение легко находить новое и необычное, а также вдохновлять и заряжать этим других людей, а слабой стороной является неумение заботиться о себе и своём здоровье, что может привести его к истощению в бесконечном бегстве и поиске.
Интровертная интуиция — это функция, которая направлена на созерцание глубоко субъективных внутренних образов объектов, которые отталкиваются от внешних, но доходят в своём развитии до степени абсолютного несоответствия миру вещей. Это человек, который воспринимает неуловимое, то, чему нет физических аналогов в мире, поэтому нередко он сталкивается с непониманием, пытаясь выразить свои прозрения и видения необычным и иррациональным языком. Ему не хватает логичности и последовательности, чтобы обосновать свои видения, и он вещает о них, как об откровении. Из всех типов он наиболее приближён к ощущению чистых образов коллективного бессознательного, при нахождении способа выражения которых он может стать провидцем или художественным выразителем своей эпохи. Его слабой стороной является недостаточная связь с собственными ощущениями, что затрудняет его адаптацию.
В завершение, хочу предложить вам вопросы, ответив на которые, вы сможете лучше определить свои склонности. Удачной вам работы над собой!
- Экстраверсия и интроверсия — куда в большей мере обычно натравлено ваше сознание и восприятие, на внутренние процессы или на объекты внешнего мира?
- Рациональность и иррациональность — к каком типу восприятия вы больше склонны?
- К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности, как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.
- К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.
- Какая у вас Функция чувства — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
- Какая у вас Функция мышления — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
- Какая у вас Функция ощущения — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
- Какая у вас Функция интуиции — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
- Найдите свою Ведущую функцию. Которая представляет собой наиболее развитую и сознательную. На наполнение и адаптацию, которой вы тратите большую часть собственных ресурсов.
- Найдите свою Вспомогательную функцию. Которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема, но которая уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной) и параметру рациональности/иррациональности.
- Найдите свою Третичную функцию. Которая является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной), но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.
- Найдите свою Подчинённую функцию. Которая представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована. Она противоположна ведущей по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной), но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.
samopoznanie.ru
6.10.3. Классификация психологических типов по к. Юнгу
Новые экспериментальные доказательства связи телосложения с темпераментом были показаны в ряде работ, в которых указанная схема выделения типов телосложения была сильно модифицирована благодаря применению современных методов статистики (факторного анализа).
Швейцарский психиатр К. Юнг выделял психологические типы, различая людей по выраженности психических функций мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленности психики – интроверсии (движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру) и экстраверсии (интерес направлен во внешний мир). В соответствии с этим можно выделить:
1. Мыслительный тип;
2. Эмоциональный тип;
3. Ощущающий (сенсорный) тип;
4. Интуитивный тип.
В зависимости от характера ведущей функции К. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и эмоциональный типы; ко вторым – интуитивный и сенсорный. Помимо этого, наблюдая своих пациентов, К. Юнг пришел к выводу, что каждый из этих типов может иметь по две разновидности: мыслительный и эмоциональный типы могут иметь сенсорную или интуитивную ориентацию, а сенсорный и интуитивный – эмоциональную или мыслительную.
Учитывая все перечисленные особенности, К. Юнг выделяет 16 типов. Люди в каждой группе объединялись по признаку некой общности психических характеристик, что позволило отнести их к определенному, весьма характерному типу, обладающему устойчивым набором свойств. Способы их восприятия, реагирования, действия (в сходных условиях) должны быть примерно одинаковы.
Представители мыслительных типов действуют главным образом под руководством разума, логического расчёта, интеллектуально осмысленных мотивов. В отличие от них для чувствующих типов основным мотивом деятельности и восприятия являются чувства и эмоции. Общий признак этих двух типов – рациональность – «первенство разумного суждения».
Ощущающие типы ориентируются на реальные события и действия. Они обращают большее внимание на объективные факты, хорошо приспосабливаются к действительным событиям. Интуитивные типы обладают неким «шестым» чувством. Они в объектах и явлениях подчас видят некий скрытый для других типов смысл, идею; они склонны к предсказанию будущих событий; живут больше будущим и прошлым, чем настоящим. Общим качеством этой группы типов, особенно экстравертов, является иррациональность: опора не на суждения разума, а на «абсолютную силу восприятия».
Каждая из психических функций может действовать либо интровертированным, либо экстравертированным образом. У человека с интровертированной установкой интерес, психическая активность направлены во внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели. Интроверт, по сути, консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения только с ограниченным числом людей. Интроверт характеризуется тем, что ориентируется на свою оценку, определяемую его принципами, на своё мнение о предмете или явлении, а не на внешний объект. Поступки его не зависят напрямую от внешних воздействий: они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Внешне интроверсия, пишет К. Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлексивной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции».
У людей с экстравертированной установкой интерес направлен во внешний мир, внешняя реальность изначально оказывается более важной и воспринимается непосредственно, она – источник помощи или объект внимания. Вся психическая энергия экстраверта направлена на объекты, поэтому одно из самых его ярких свойств – во всём себя растрачивать и как бы распространяться. Они чаще производят впечатление активных, деятельных, иногда экспансивных людей. При этом внешний мир оказывает на поступки экстраверта более сильное воздействие, чем на интроверта. Это, например, может выражаться в том, что требования конкретной общественной среды очень часто оказываются для экстраверта важнее, чем общечеловеческие нормы. Каковы бы ни были эти требования, экстраверт может следовать им с одинаковым психологическим комфортом.
В Советском Союзе типология К. Юнга получила известность и развитие благодаря работам Аушры Аугустинавичюте (1982), как бы заново открывшей идеи швейцарского психиатра. В типологии А. Аугустинавичюте, которая возникла на базе типологии К. Юнга и является её современным восточноевропейским вариантом, названия некоторых психических функций изменены: ощущение – на сенсорику, мышление – на логику, а чувство – на этику. Без изменений остались интуиция, экстраверсия и интроверсия. А. Аугустинавичюте использовала ещё одну шкалу – рациональность- иррациональность. К рациональному полюсу этой шкалы были отнесены функции логики и этики, а к иррациональному полюсу – функции сенсорики и интуиции. С иррациональными функциями связывают целостное восприятие и обработку информации, синтетический стиль мышления. В противоположность этому с рациональными функциями связано дискретное, поэлементное восприятие и обработка информации, аналитический стиль мышления.
У любого психологического типа присутствуют все функции, однако развиты они не одинаково. Неизбежно та или иная функция оказывается более выраженной и компетентной, – К. Юнг назвал её ведущей, доминирующей, в то время как остальные остаются подчинёнными, а одна из функций оказывается наиболее подавляемой, наименее развитой. Ведущая и подчинённая функции относятся к разным полюсам одной психологической шкалы. Например, если ведущая функция – логика, то подчинённая – этика; если ведущая – сенсорика, то подчинённая – интуиция, и наоборот. Соответственно, если человек по ведущей функции логик, то этика у него развита слабо. Если он сенсорик, то интуитивный путь познания для него не выражен.
В типологии А. Аугустинавичюте существуют 4 шкалы психических функций: рациональность-иррациональность, логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия. В различных сочетаниях они образуют 16 типов: (2·2·2·2=16).
В восточноевропейском варианте принято структуру того или иного психологического типа записывать в виде формулы, состоящей из буквенных обозначений ведущих психических функций. Например, этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) имеет сильную Этику и Сенсорику. Он Интроверт. Является типом рациональным (на первом месте этика – рациональная функция).
А. Аугустинавичюте назвала модифицированную типологию «соционикой», так как считала, что каждый из типов выполняет в обществе определённую социальную роль. Выяснение этой роли могло бы, по её мнению, способствовать достижению социальной гармонии и прогрессу общества. Достичь этого можно было бы, в частности, за счёт осознанного формирования отношений между различными типами. Несомненным вкладом А. Аугустинавичюте в развитие учения К. Юнга стало построение теории межтиповых отношений. Согласно этой теории, существуют объективные отношения между разными психологическими типами, которые вне зависимости от ситуации рано или поздно трансформируются в межличностные. Эта концепция принципиально важна, поскольку позволяет прогнозировать развитие межличностных отношений в семье и в любых коллективах.
Имеющиеся в настоящее время работы позволяют расценить модифицированную типологию Юнга как одну из самых эффективных при решении самых различных проблем изучения человека и его отношений в коллективе.
studfile.net
Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон). Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
План ответа
Подходы к типологии индивидуальности.
Подходы к выделению
Принципы построения
Строение тела и характер.
Типология Э. Кречмера
Типология У. Шелдона
Выделение общих психологических типов по К.Г. Юнгу
Ответ:
Подходы к типологии индивидуальности.
Подходы к выделению
Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого (Петухов). Индивидуальность — совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.
По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.
Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.
Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.
По другим основаниям выделяются два подхода: диагностико-коррекционный ( ед изучения черта, свойство, она появляется либо из-за влияния среды, либо самого организма, работают с ней диагностикой и коррекцией), конструктивно-психологический ( свойство появляется в своем развитии, в результате решения проблемы, источник его сама личность, работа психологическая помощь, консультирование).
Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.
Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.
Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном (от общего к частному) выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.
studfile.net
73. Типологическая модель к. Юнга
К. Юнг выделил два типа людей: экстраверты и интроверты.
Экстравертный тип . Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней необходимости. Самая частая форма невроза у экст-равертного типа – истерия – это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.
Экстравертный мыслительный тип любое суждение строит на критерии, получаемом из внешних условий: объективные данные и традиции образования.
Экстравертный чувствующий тип склонен находиться под влиянием общепринятых ценностей. Экстравертные чувствующие типы обычно добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других.
Экстравертный ощущающий тип ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты, которые возбуждают самые сильные ощущения. Он замечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внимание на внешнюю сторону жизни, ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью.
Экстравертный интуитивный тип – у него интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозревает душу других людей.
Интровертный тип . Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обстоятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистичным, не способным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх перед незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.
74. Психогеометрическая типология характера
Психогеометрия как система сложилась в США (Сьюзен Деллингер). Она представляет собой систему анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочитаемого выбора человеком какой-либо геометрической фигуры. Расположив фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место, можно определить основные, доминирующие особенности личности и поведения.
Квадрат: организованность пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, практичность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.
Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудным заболеваниям, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.
studfile.net