Типы поведения человека: какие существуют основные, полная классификация

Виды поведения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:52

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Существует много классификаций поведения. Различают социальное и индивидуальное поведение, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем – творческое), намеренное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное.

Подробнее:

Социальное поведение

– действия человека среди людей и относительно людей (Я и ты, Я и мы). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» – это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей: поведение адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное… В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение – это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение – самое распространенное, и оно же – источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют – к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль – социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Хотя все поведение человека – социально, в некотором контексте оказывается уместным говорить об индивидуальном поведении: такое поведение происходит в парадигме «Я и предметы». Оно бывает целесообразным и нет, эффективным или нет (ошибочным, неадекватным), но не может быть конфликтным или девиантным.

Врожденное и выученное поведение

По другому основанию выделяют поведение врожденное (инстинкты и выученное в первые часы после рождения), приобретенное (сформированное в результате научения, обучения и воспитания) и творческое (созданное самим человеком). Врожденное поведение – поведение, которое запрограмированно генетически или выучено в первые часы после рождения (импринтинг). Выученное поведение – поведение, возникшее в результате научения.

Надо заметить, что противопоставлять поведение врожденное и поведение выученное – не вполне корректно. Почему? При внимательном рассмотрении оказывается, что большое число выученного поведения является результатом созревания врожденной готовности, где внешний фактор учебы выполнял роль инициатора. Более корректно врожденному поведению противопоставлять приобретенное поведение.

Поведение, которое было выучено в первые часы жизни (разновидность импринтинга) – считается врожденным.

Приобретенное поведение формируется в результате научения, обучения и воспитания. Частью приобретенного поведения являются приобретенные программы – набор действий и реакций, которые были вложены в человека обществом в процессе его жизни. Это язык и лексика, понятия и нормы, все-все знания и навыки, которые в него вложили.

Частью приобретенного поведения является заученное поведение: поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей. ​Заученное поведение – это поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей.

Например, арахнофобия.

Похоже, что заученным поведением являются большинство из привычных эмоций. Противоположностью заученного поведения является творческое, самостоятельно рожденное (найденное, сделанное) поведение.

  • Виды поведения
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (4):

Гость, 26 ноября 2014 г., 19:52

Спасибо!

Гость, 17 марта 2017 г., 09:48

Довольно полезно, спасибо. Без вас я бы не смог сделать упражнение из русского языка)

Гость, 05 марта 2020 г., 11:39

Добрый день. У человека нет инстинктов. Кто автор? Исправьте материал, либо поясните, что понимаете под этим термином. «Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного АВТОМАТИЧЕСКОГО (без вариантов и для всех без исключения) поведения. Инстинкты составляют основу поведения животных». «Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца)». «Так что, если услышите про чей-то небывало развитый «инстинкт самосохранения», знайте, что, скорее всего, у этого человека просто отлично работает рефлекторная дуга, а такого «инстинкта» у людей нет. Точнее, нет его ни у одного животного в мире. «Инстинкт самосохранения» — это собирательный образ множества действий, которые совершают представители фауны для выживания. К нему можно отнести и способность к длительным сезонным перелетам у птиц, и рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета». То же самое касается так называемого «материнского инстинкта». Если бы он был, то поведение матерей было бы автоматическим и одинаковым у всех особей без права выбора и контроля. А не так, что мы сейчас всем обществом тебе объясним, как должен работать твой инстинкт, и он заработает. Это как раз далеко от того, как работают инстинкты в природе.

1

ответ

Гость, 07 февраля 2021 г., 14:41

Вы сами далеки от того о чем говорите. Инстинкт в том смысле, как вы его трактуете т.е механистичный и безотлагательный, не встречается нигде в природе в таком появлении. Не существует терминальной дефиниции термина инстинкт, лишь варианты значений.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Эпатаж

Эпата́ж — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как предосудительное, недостойное или недопустимое.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Поведение

Поведение человека — направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Правильное — ошибочное — конформное — нестандартное

Ось «адекватное — неадекватное» и ось «к желаемой человеком цели — в сторону» в пересечении дают удобную типологию.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Социальное поведение и его виды

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении.

0Подробнее

11.

Типы поведения людей при опасности

Пассивный тип — человек испытывает чувство растерянности при столкно­вении с опасностью. Он ясно ее осознает, но не знает, что предпринять в данный момент, чтобы не усугубить свое положение. Совершает беспорядочные бессмыс­ленные движения. В сознании много вариантов действий, но ни один не кажется верным (неуверенность). В этой ситуации многое зависит от руководителя. Доста­точно четко дать команду, сказать человеку, что делать, и растерянность проходит. Пассивное поведение может привести к трагическим последствиям, усложняет ра­боту спасателей.

Активный тип — характеризуется мгновенным действием, поведение им­пульсивное. Человек старается быть как можно дальше от источника опасности.

Подобное поведение хорошо для индиви­дуального выживания, но при групповом выживании может усугубить опасность.

Например, тонущий человек покидает плот (яхту), тем самым обрекает себя на гибель, а не борется за сохранение плавучести.

Разумный тип — характерен для лю­дей, профессионально и психологически Л/с. 70.6. Толпа людей

подготовленных к действиям в ЧС. Человек

мгновенно оценивает ситуацию, выделяет из множества факторов наиболее опасный для жизни людей, принимает наиболее верные решения и приводит их в действие.

Одним из наиболее опасных проявлений страха является паника. При панике страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бег­ство, оцепенение, защитная агрессия). Наиболее опасна массовая паника (коллек­тивный страх), которая исключает возможность рационально оценить обстановку. Массовая паника один из видов поведения толпы.

Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием (рис. 10.6). Толпа представляет серьезную опасность как для людей, составляющих ее, так и для окружающих.

Для челове­ка в толпе характерны пониженный самоконтроль и самокритика, асоциальность и агрессивность. Наиболее опасны политизированные толпы. Толпа, впавшая в пани­ку, равна стихийному бедствию.

Движущаяся толпа возникает на открытой территории.

Находясь в движущейся толпе, НУЖНО:

  • избегать мест соприкосновения толпы со строениями, особенно опасны витри­ны, ограждения, водосточные трубы;

  • двигаться в общем направлении, стараясь устоять на ногах, так как падение подобно смерти;

  • избавиться от шарфов и галстуков, так как они могут захлестнуться на шее как удавка, снять очки;

  • затянуть пояса и ремни, шнурки должны быть завязаны намертво;

НЕЛЬЗЯ:

  • хвататься за неподвижные предметы и прижиматься к ним;

  • нагибаться, поднимать потерянные вещи, поправлять обувь.

Спрессованная толпа возникает в закрытом помещении.

Находясь в спрессован­ной толпе, НУЖНО:

  • защитить грудную клетку руками от сдавливания;

  • избавиться от объемных, режущих и колющих предметов;

  • поднять детей над толпой;

НЕЛЬЗЯ:

° поднимать руки (возникнет сдавливание грудной клетки) и опускать их вниз (невозможно будет поднять).

Вопросы и задания

  • Социальные опасности, их причины и классификация.

  • Социальные опасности, связанные с психическим воздействием на человека и защита от них.

  • Насилие и его виды. Защита от насилия.

  • Правила поведения, когда ребенок один дома.

  • Проблема суицида.

  • Проблема беспризорности и безнадзорности.

  • Игромания как форма девиантного поведения.

  • Проблема алкоголизма, табакокурения и наркомании в школьной среде. При­чины и профилактика.

  • Социальные опасности, связанные с распространением венерических болезней.

  • ВИЧ и СПИД. Проблемы и пути их решения.

  • Проституция как социально опасное явление.

  • Психические состояния человека и его безопасность. Правила поведения в толпе.

  • Безопасность образовательного пространства.

  • Разработайте мероприятие по профилактике социально опасного явления в группе.

  • Предложите меры, направленные на воспитание устойчивости молодежи к опасным и вредным социальным факторам.

  • Предложите систему организации и разработайте паспорт безопасности для определенного образовательного учреждения.

  • Перечислите причины проявления религиозного экстремизма.

  • Назовите виды деструктивных религиозных организаций, приведите примеры.

  • Характерные признаки деструктивных религиозных организаций.

  • Общие методы вовлечения в секту.

  • Меры противодействия вовлечению в секты.

  • Экстремизм и экстремистская деятельность.

  • Виды экстремизма и их характеристика.

  • Формы проявления политического экстремизма.

  • Причины экстремизма и его потенциальные сторонники.

  • Проявления экстремизма в молодежной среде.

  • Признаки неформальных молодежных организаций и причины их возникно­вения.

  • Основные направления противодействия экстремистской деятельности.

  • Методы работы с неформальными молодежными группами.

  • Терроризм и возможные субъекты и объекты терроризма.

  • Виды современного терроризма: цель, носители и средства.

  • Деятельность международных террористических организаций и движений.

  • Средства и методы предупреждения террористических актов.

  • Изучить правовую базу по профилактике и защите населения от терроризма.

  • Алгоритм действий при возможном теракте, обнаружении взрывного устрой­ства и внезапном взрыве, биологическом и химическом терроризме, взятии в заложники.

20

15 Types of Behaviors (2023)

Психологи определили ряд моделей поведения, которые с течением времени подразделялись на разные категории.

Некоторые распространенные типы поведения включают: явное, скрытое, сознательное, бессознательное, рациональное, иррациональное, добровольное и непроизвольное поведение.

Теории поведения в психологии разнообразны, но, как правило, ведут свое происхождение от теории обусловливания, впервые предложенной Павловым (классическое обусловливание) и уточненной Б. Ф. Скиннером (оперантное обусловливание).

Классическое и ориентированное обусловливание считало, что на поведение может влиять или «формировать» сеть стимул-реакция, которая обеспечивает вознаграждение и наказание в зависимости от желательности поведения.

Однако сегодня психологи считают, что человеческое поведение гораздо сложнее, чем просто вознаграждение и наказание. Теперь мы признаем, что на наше поведение влияют такие факторы, как окружающая среда, психология, эмоции и личная история.

1. Открытое поведение

Открытое поведение относится к поведению, которое открыто демонстрируется и легко поддается наблюдению. Это противоположно скрытому поведению, которое имеет тенденцию быть скрытым, незаметным или незаметным.

Бихевиористская школа психологии (в которую входили такие теоретики, как Павлов, Уотсон и Торндайк) считала, что имеет значение только внешнее поведение. Если ваше поведение не поддается измерению, то его не существует! Это, конечно, был ключевой недостаток такого подхода к анализу поведения.

Открытое поведение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. Ключевым критерием соответствия этому типу поведения является то, что он заметил. Таким образом, открытое поведение часто может быть непреднамеренным (например, когда вы совершаете ошибку в спорте, которую не заметили, но заметил ваш тренер!).

2. Скрытое поведение

не очевидно для других. Это часто поведение, которое является тонким и демонстрирует самоограничение или самоконтроль.

Примеры скрытого поведения включают сохранение «покерного лица», сокрытие нашей эмоциональной реакции, намеренное утаивание информации или активный выбор , а не , чтобы что-то сделать.

Многие тайные действия имеют плохие намерения и предназначены для обмана. Например, шпиону может понадобиться использовать их для получения информации от иностранного правительственного чиновника.

Но нам всем нужно скрытное поведение, чтобы поддерживать социальную приемлемость. Например, если вам не нравится наряд вашей жены, вы захотите оставить это при себе! Контролировать и скрывать свое поведение необходимо, чтобы не попасть в беду и не нарушить табу.

3. Сознательное поведение

Сознательное поведение относится к поведению, которое мы осознаем, что совершаем. Оно может быть как скрытым, так и явным. Ключевой особенностью является то, что мы знаем, что делаем это.

Другими словами, это любое поведение, которое мы осознаем (и, как следствие, обычно можем контролировать). Примеры сознательного поведения включают выбор грубости по отношению к кому-либо, выбор одежды на день или выбор того, что поесть в ресторане.

На сознательное поведение нацелено оперантное обусловливание, посредством которого родитель, учитель или подобный социальный субъект пытается сформировать сознательное поведение человека или животного, предоставляя награды и наказания.

Ключевой особенностью сознательного поведения является то, что оно, как правило, связано с личной ответственностью. Вас хвалят за то, что вы сознательно решили сделать что-то положительное, и обвиняют в том, что вы сознательно совершаете ошибку.

4. Бессознательное поведение

Если сознательное поведение относится к вещам, которые, как мы знаем, мы делаем, то бессознательное поведение противоположно: оно происходит без нашего осознания. Поскольку мы этого не осознаем, это, как правило, выходит из-под нашего контроля.

По определению, мы не собирались и не планировали заниматься подобным поведением. Часто кажется, что они произошли автоматически и до того, как мы смогли их предотвратить.

Примеры неосознанного поведения человека включают в себя все те мелочи, которые наша исполнительная функция делает для поддержания нашей жизни: дыхание, моргание, пищеварение и обоняние.

Но есть также поведение, которое мы бессознательно проявляем, которое является укоренившимися привычками , такими как плохая осанка, подергивание, некоторые выражения лица, бормотание и слишком громкая речь в помещении.

При таком поведении мы часто полагаемся на то, что наши близкие друзья и семья предупредят нас о них, чтобы мы могли осознать их. Мы также можем полагаться на терапевтов, которые помогут нам идентифицировать их и работать с ними, особенно если это деструктивное поведение, такое как бессознательная грубость.

Связанный: Неассоциативное обучение

5. Рациональное поведение

Рациональное поведение относится к поведению, которое возникает в результате логических мыслительных процессов, таких как анализ затрат и выгод, использование здравого смысла или критический анализ. Это противоположно иррациональному или эмоциональному поведению.

Со времен модернизма рациональное поведение считается золотым стандартом поведения как в деловой, так и в личной жизни. Фактически, Макс Вебер ввел термин рационализация для обозначения примата рационального мышления в современном мире.

Вместо того, чтобы полагаться на суеверия, магию или молитву, люди сегодня склонны использовать логическое мышление для предсказания результатов действий.

Рост рациональности способствовал быстрому росту эффективности и производительности в экономике, превосходству научного метода и улучшению стандартов здравоохранения.

6. Иррациональное поведение

Иррациональное поведение часто обусловлено нашей эмоциональной стороной, а не логическими процессами.

Нерациональное поведение может включать фобии, эмоциональные всплески и непропорциональные реакции.

Психологи веками изучали причины иррационального поведения. Фрейд, например, предположил, что в основе нашего поведения часто лежат врожденные желания и комплексы, развившиеся в нас в детстве.

Последующие теоретики, такие как Уотсон, изучали, как прививать детям иррациональные страхи и постепенно избавляться от них с помощью процессов выученных ассоциаций и систематической десенсибилизации соответственно.

7. Добровольное поведение

Добровольное поведение – это поведение, которое мы выбираем по собственной воле, сознательно и без принуждения или силы.

Примером добровольного поведения является решение пойти на вечеринку. У вас был свободный выбор сделать это, и вы могли не делать этого без последствий.

Иногда человек может также ссылаться на волонтерство при использовании этого термина – например, посвятить свое время, навыки или усилия кому-то бесплатно.

8. Непроизвольное поведение

Непроизвольное поведение относится к действиям, которые мы не можем контролировать.

Непроизвольное поведение может быть рефлекторной реакцией на стимул, который мы считаем непреодолимым. Например, вздрагивание, когда что-то качается перед вашим лицом, может считаться непроизвольным.

Такое поведение не требует размышлений или размышлений и часто связано с реакцией бегства или борьбы.

Непроизвольное поведение часто является подсознательным – например, рефлексы – но может также быть сознательным, если поведение осуществляется по принуждению или принуждению.

9. Целевое поведение

Целевое поведение — это специальный термин в поведенческой психологии. Это относится к поведению, которое вы хотите устранить или постепенно отказаться от прикладного анализа поведения, которое будет наблюдаться после успешного кондиционирования.

Например, при дрессировке собаки целевое поведение может быть описано как собака, игнорирующая владельца . Замещающее поведение, с другой стороны, может быть таким: собака садится, когда дрессировщик говорит «сидеть» .

Определив целевое и замещающее поведение, дрессировщик работает над систематическим обучением, которое будет включать в себя поощрение и наказание питомца в зависимости от его реакции на слово «сидеть».

10. Этическое поведение

Этическое поведение относится к поведению, обусловленному моральными устоями человека.

Часто такое поведение основано на религиозной доктрине или последовательной этической философии.

Тем не менее, этическое поведение оспаривается, потому что мы склонны не соглашаться с универсальной идеей этики или прав человека.

Хотя мы можем надеяться, что правовые рамки нашего общества будут отражать нашу личную этику, иногда этичное поведение не обязательно является законным.

11. Неэтичное поведение

Неэтичное поведение – это поведение, несовместимое с моральными принципами.

Неэтичное поведение часто контролируется с помощью неформального социального принуждения, например, путем социальной изоляции, чувства вины и социального стыда для людей, нарушающих принятые в обществе этические нормы.

Тем не менее, за серьезные нарушения этики это может также перейти в область законности , что означает, что оно также может быть наказано государством, осуществляющим законную власть через суд.

Конечно, существует ряд моральных рамок, которым мы можем следовать, то есть этичное поведение одного человека является неэтичным поведением другого человека.

12. Наученное поведение

Наученное поведение — еще один термин непосредственно из поведенческой психологии. Он объясняет поведение, которое возникло после поведенческого обусловливания.

Они противопоставлены врожденным поведениям , то есть поведениям, с которыми мы рождаемся или которые кажутся частью человеческой природы. Врожденное поведение — это часто поведение, возникающее при удовлетворении основных потребностей — в еде, воде, жилье и т. д.

Напротив, усвоенное поведение возникло из опыта

 Например, Павлов продемонстрировал, что собаки могут обучаться поведению, когда стимул (звонок в колокольчик, чтобы обозначить время обеда) связан с усвоенной реакцией (слюноотделение собаки).

Поведение считается усвоенным, если в ответ на условный раздражитель наблюдается условная реакция.

13. Просоциальное поведение

Просоциальное поведение – это поведение, учитывающее интересы и желания вашего сообщества или социальной группы.

Примеры просоциального поведения включают в себя манеры, волонтерство, чтобы помочь вашему сообществу, делиться, чередоваться и уважать других.

Такому поведению учат родители и школа. Виды навыков, которые вы хотели бы развить, чтобы стать просоциальным человеком, включают работу в команде, сотрудничество, уважение, честность, справедливость и порядочность.

Интересно, что просоциальное поведение наблюдается и у разумных животных, таких как киты и дельфины.

14. Замещающее поведение

Замещающее поведение — еще один термин непосредственно из поведенческой психологии. Это относится к условному поведению, которое заменяет плохое поведение. Часто вместо того, чтобы полностью отказаться от одного поведения, проще заменить его другим.

Например, в прикладном поведенческом анализе клиницисты могут научить ребенка заменять приступы гнева другим действием, например прогулкой или выражением своих чувств.

Другие примеры замещающего поведения включают использование упражнений на глубокое дыхание всякий раз, когда вы чувствуете стресс, чтобы заменить грызение ногтей, или активное решение выйти из ситуации, а не спорить.

15. Коллективное поведение

Коллективное поведение возникает, когда люди в больших группах решают следовать примеру группы, что часто приводит к отказу от морального мышления у индивидуума (известному как « деиндивидуализация ’).

Кроме того, коллективное поведение, как правило, бывает спонтанным и непредсказуемым, например, во время беспорядков или паники в обществе. Это может привести к неожиданным результатам, зачастую негативным как для человека, так и для общества.

Тем не менее, коллективное поведение может быть и безобидным. Например, следование последней причуде моды также можно считать коллективным поведением.

Кроме того, такое поведение может происходить с людьми, которые находятся в тесноте физически близко (например, в толпе) или на большом расстоянии (например, массовая истерия, тренды в социальных сетях и т. д.).

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»