6 Современные типы семьи
Традиционная семья — работающий супруг и жена, занимающаяся домашним хозяйством. Или оба супруга работающие, а хозяйственные заботы распределены между обоими.
Нуклеарная или ядерная семья — родители и дети, находящиеся на их иждивении.
Расширенная многопоколенная семья — родители, дети и другие родственники супругов, поживающие совместно.
Смешанная семья — семья, в которой один из супругов приходится детям приемным родителем — мачехой или отчимом. Такие браки возникают либо после разводов, либо после смерти одного из супругов.
Бездетный брак, обычно повторный, когда супруги уже имеют взрослых детей от предыдущих браков и не заводят новых.
Семья с одним родителем, как следствие неудачного брака или рождение внебрачного ребенка.
Семья с приемными детьми. В России существует тенденции скрывать от детей факт усыновления, в отличие от западных стран, где этого не скрывают и открыто используют термины «биологические» и «приемные» родители.
Редко встречающиеся, не везде узаконенные и осуждаемые обществом однополые браки.
Также есть малодетные семьи, двухдетные, трехдетная, многодетная.
1. Магистральные(основные)
Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине.
Детоцентристкая семья — семья, где взрослые придают очень большое значение благополучию детей и прикладывают усилия, чтобы при любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах.
—Супружеская(партнерская)
Супруги стремятся к: сексуальной гармонии,эмоциональная близость, духовная близость,одинаковые представления на эконом.политику в семье.
2.Боковые (альтернативные)
-неполная(с одним родителем)
-бездетная
-однополая
-гражданские (консенсуальные )союзы
-коннубинат- люди живут всю жизнь не расписываясь
-аморианцы- групповые семьи
Семья — (по Энтони Гидденсау) группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Брак — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к друг.
7 Теория политической власти м. Вебера
Макс Вебер (1864–1920), г. Эрфурт, Германия, родился в состоятельной буржуазной семье, в Гейдельбергском университете изучал юриспруденцию, политэкономию и экономическую историю.
Этот крупнейший немецкий социолог, вместе со своим соотечественником К. Марксом и своим современником Э. Дюркгеймом, считается одним из трех «столпов» современной социологии. Вместе с тем их взгляды существенно различались.
И Маркса, и Дюркгейма в первую очередь интересовало общество и общественное устройство. М. Вебера интересуют действия и поведение индивидов. В противовес Э. Дюркгейму он считал, что социальные факты, в том числе идеи, верования, мнения, убеждения, ни в коем случае нельзя «рассматривать как вещи», ибо вещами они не являются. Явления природы и социальные явления не могут быть уподоблены друг другу.
Основой для постижения социальной реальности для М. Вебера является введенное им понятие «идеальный тип». Так же, как естествоиспытатель конструирует идеальную (в том смысле, что реально она не существует) модель, социологу необходимо построение неких теоретических конструкций – идеальных типов явления, которые могли служить средством познания. Такие понятия отражают типические черты социальных феноменов, протекающих в реальности, но сам идеальный тип не существует в ней. Примерами могут служить «общество», «экономический обмен», «ремесло», «средневековый город» и т.
М. Веберу принадлежит также очень популярная классификация типов господства. Исходной посылкой является его замечание: «всякая власть основана на насилии». В соответствии со своим методом он выделил три типа, основанные на трех видах л
Источником традиционного господства является вера людей в незыблемость устоев политической жизни: «так было всегда».
Харизматическое господство основано на неординарном личном даре, наличии качеств вождя у какого-либо человека – «божьем даре».
Легальный
Макс Вебер видел судьбы западной цивилизации в процессе всеохватывающей формальной рационализации. В своих работах он рассматривал проявления этого процесса как на уровне отдельных организаций, что нашло отражение в теории рациональной бюрократии, так и в обществе в целом – при анализе причин появления и развития капитализма.
Всемирную известность получил его труд «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), раскрывший роль ценностей индивидов в экономическом развитии. Сравнивая распространенность той или иной религии и уровень экономического развития в разных странах, М. Вебер выявил, что в наиболее успешных капиталистических странах сильно влияние протестантизма. Одной из главных особенностей этого религиозного течения было признание практической хозяйственной деятельности.
Виды семей в современном мире
Нельзя понять и оценить состояние и перспективы современной семьи XXIвека, а также описать виды семей в современном мире, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с семьей и семейными отношениями на протяжении XX в. А именно на протяжении предыдущего тысячелетия произошли весьма существенные трансформации межличностных семейных отношений, повлекших за собой и новый вид семьи современности. Речь идет о таких процессах, как: прогрессирующая независимость детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин, рост личной свободы каждого члена общества и многие другие. При этом трансформация института семьи разрешает одни проблемы и создает другие. Становится более очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных сдвигов в самом институте семьи и в характеристике современных видов семей.
В современной реальности одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская.
Патриархальная семья — наиболее архаичная. Несмотря на то, что мы живем в XXIвеке данный вид семьи еще никуда не исчез, более того, у многих народов он является доминирующим. В рамках патриархальной семьи ведущим является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.
Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Данный вид семьи характеризуется тем, что отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.
Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению такого вида семьи, как супружеская. Женщины осваивают новые сферы деятельности -общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.
Вместе с этим наблюдается тенденция к расширению мужской родительской роли, которая постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Можно сказать, что супружеский вид семьи — это личностное взаимодействие мужа и жены,регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна симметричность прав и в то же время асимметричность ролей супругов. Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характеристик для него самого. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйственно-практические качества, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм. Супружеская модель открывает широкие возможности для автономии и самореализации каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. Частота регулярных обменов с родственниками постепенно снижается. Следует подчеркнуть, что во многих странах, начиная с 70-х годов XX в., ряд исследователей настойчиво проводит идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений.
11 Различные типы семей в современном обществе
5 минут
В наши дни существует множество различных типов семей, и каждый из них отвечает новым реалиям. Рождение детей или поддержание отношений на всю жизнь уже не так актуально, как в прошлом. Точно так же появились и новые гендеры.
Последнее обновление: 03 апреля 2021 г.
Если что-то и изменилось за последнее время, так это наше представление о том, что такое семья. В настоящее время существует множество различных типов семей, и это изменило наше представление о том, что мы когда-то считали традиционной структурой. До недавнего времени преобладала традиционная композиция, но это уже не так.
Социальные преобразования происходят семимильными шагами. Правда в том, что разные типы семей существуют уже давно, но только в последние несколько десятилетий они стали известны и начали распространяться.
Еще совсем недавно считалось, что если не преобладает традиционный семейный уклад, то и семьи нет. С другой стороны, в наши дни мы понимаем, что семейное окружение не зависит от определенного состава. Дело в том, что это ядро, из которого мы общаемся с окружающим миром.
1. Расширенная семья
Еще несколько десятилетий назад это был самый распространенный тип семьи. Он состоял из отца, матери и детей, а также бабушек и дедушек, тетей и дядей, двоюродных братьев и т. д. Они нередко жили вместе под одной крышей и функционировали как единое целое. Такие семьи все еще существуют, но в наши дни они встречаются гораздо реже.
2. Нуклеарная семья
Это один из основных типов семьи на сегодняшний день, хотя он и не составляет абсолютного большинства. По некоторым оценкам, нуклеарных семей составляют четверть сегодняшних семей. Он состоит из отца, матери и детей. Он не включает других родственников, но сохраняет основную традиционную структуру.
3. С разлученными родителями
Этот тип семьи заметно увеличился в последнее время. В этих семьях родители разведены, хотя каждый из них так или иначе продолжает выполнять свою роль. В этих случаях не бывает полного отсутствия одного или другого из родителей; они просто не живут под одной крышей.
4. Соединение
Это тип семьи, в которой два разлученных человека с детьми образуют новую семейную ячейку. Таким образом, дети каждого из них становятся «де-факто братьями и сестрами». Это одна из самых сложных конфигураций, поскольку она требует значительных усилий, когда дело доходит до определения и принятия новых ролей.
5. Неполные семьи
Это еще один тип семей, число которых растет. У этих типов постоянно отсутствует один из родителей, и обычно это отец. Однако растет число случаев, когда мать уходит из дома.
В таких случаях отец часто оказывается непосильным бременем, и он обычно прибегает к помощи других людей, которые также начинают оказывать важное влияние на детей.
6. Приемный
Семьи, которые усыновляют, делают это либо потому, что они не могут зачать ребенка, либо из-за прямого желания усыновить ребенка. Обычно они образуют стабильные семьи, хотя есть меньшинство таких домов, где от усыновленных детей ожидают только удовлетворения социальных ожиданий, и в результате они не получают должного внимания.
7. Бездетность
Этот тип семейной структуры также находится на подъеме. Это когда пары решают не заводить детей и не усыновлять их. Обычно это люди с высоким социальным статусом и большими профессиональными ожиданиями.
Они не видят в роли родителя удовлетворительной роли и видят в своем партнере в основном партнера по жизни и целям.
8. Гомородительские
Это один из новейших типов семьи. Это однополые пары, которые усыновляют ребенка и образуют стабильную семейную ячейку. Существование такого типа семьи еще не узаконено во многих странах, и поэтому до сих пор недостаточно исследований, чтобы определить, в какой степени это влияет на воспитание детей.
9. Пожилые пары
Это происходит, когда родители остаются одни после того, как их дети выросли и ушли из дома. Чаще всего, преодолев горе от «пустого гнезда», пара «перестраивает себя» и вместе формирует новые совместные планы и проекты. Пары, достигшие этого уровня, обычно образуют очень поддерживающую и терпимую семейную единицу.
10. Одинокие люди
Постоянное одиночество также является одним из вариантов, который в наши дни становится все более популярным. По оценкам экспертов, около 11% современных семей состоят из одного человека. Это люди, которые решают жить в одиночестве и строят свои отношения с миром с этой позиции.
Иногда встречаются также семьи из одного человека, в которых человек овдовел, а также после развода в результате союза, в котором не было детей. Этот тип семьи больше не вызывает удивления или подозрения, как раньше.
11. Семьи домашних животных
Этот тип семьи очень типичен для так называемых «миллениалов» или «поколения Y». Они делают домашних животных неотъемлемой частью своей жизни, как если бы они были их детьми.
До сих пор нет единого мнения о том, насколько полезно очеловечивать животных до такой степени. Ясно то, что этот тип привязанности во многих случаях удовлетворяет потребности людей больше, чем потребности домашних животных.
Заключительные слова
В последние годы произошли масштабные и значительные социальные изменения. Это отражается в том, как устроены различные социальные группы, в том числе такая важная, как семья.
В этой статье мы представили вам самые распространенные типы, но есть и много других. Это динамичное общество, в котором мы живем, также создаст еще много других, поскольку оно адаптируется к социальным изменениям.
Это может вас заинтересовать…Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные учебные пособия, прошедшие экспертную оценку и отражающие консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университетов!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор