Типы семьи обществознание: Виды семей — урок. Обществознание, 6 класс.

СЕМЬЯ И БРАК — ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ INTELLECT

Ключевые слова: семья, брак, виды семьи, виды брака, семья и брак ЕГЭ ОГЭ обществознание, общество и семья, семья как первичный социальный институт, виды семей, типы семей, функции семьи, виды брака и социальная значимость брака, социальные роли в семье, задания ЕГЭ второй части, виды и типология, что такое семья, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, тенденции развития семьи в современной РФ, семья и ее виды, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание

 

Семья — это  социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.

 

 

Одной из первых групп, где проявляется социальная дифференциация – семья.

Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами, ученые особо подчеркивают роль психологических связей.

Семья образовывается на основе брака либо кровного родства (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.

Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.

 

УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ


СЕМЬЯ – КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ И ТИПЫ СЕМЕЙ

Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.

В современной России насчитывается более 40 млн семей.

Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют

нуклеарной семьей.

Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.

 

 

 

ТРАДИЦИОННАЯ И ПАРТНЕРСКАЯ СЕМЬЯ

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, как правило, выделяют два типа семьи – традиционная семья и партнерская семья. (В некоторых классификациях приводится смешанная семья, которая объединяет признаки этих двух типов).

Традиционная  илипатриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.

Партнерская или

эгалитарная  семья (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.

Существуют и различные варианты переходного типа семьи. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству.

Или, наоборот, мужчина мало участвует в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки.

 

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

В социологии и социальной психологии принято выделять семь ключевых функций семьи. Они обеспечивают полное удовлетворения потребностей и способствуют быстрой адаптации человека в социальной жизни.

Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

Воспитательная функция – новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей.

Хозяйственно-экономическая функция – ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация семейного потребления и проблему распределения домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.

Эмоционально-психологическая функция – семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

Рекреационной функция – духовно-эстетические моменты, в том числе и организация проведения свободного времени.

Социально-статусная функция – семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества.

Сексуальная функция – регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения.

 

 

 

СЕМЬЯ КАК СЛОЖНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семейные взаимоотношения охватывают несколько систем взаимоотношений: муж — жена, родители — дети, дети — дети, дети — бабушка (дедушка), супружеская семья — родительские семьи каждого из супругов и т. п.

Важную роль в определении поведения и действия каждого члена семьи играет групповая направленность. Это социально-психологическое явление, включающее групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы.

Отметим, что групповая направленность семей может быть различной. Например, одни семьи могут быть ориентированы на ценности нравственно-психологического характера: воспитание детей в атмосфере любви и взаимопонимания; уверенность в прочности брака; интересный досуг.

Для других определяющей является профессиональная деятельность и повышение профессионального статуса (интересная работа, хорошее образование). Особую роль здесь играют гендерные различия.  

Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.

Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения. Особое место имеет воспитание в семье как более или менее осмысленное действие, которое происходит по отношению к детям.

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Под семейным воспитанием

понимают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи. Как правило, оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны стать ребенок, подросток, юноша, девушка.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят не только от возраста и пола ребенка, но и от ряда характеристик семьи.

Личностные ресурсы семьи определяются составом семьи (наличием обоих родителей или одного из них, братьев и сестер, других близких родственников), а также такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п.

Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания. Спектр целей семейного воспитания необычайно широк. Он включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое, интеллектуальное развитие; развитие отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

 

 

ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Система приемов и характер взаимодействия с младшими определяют стиль воспитания. В педагогике принято выделять четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат в семье характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Можно сказать, что родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.

Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

Сотрудничество характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

 

 

БРАК КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

С возникновением госу­дарства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с обще­ственным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать со­юз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.

Брак — это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья. Брак — социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью.

Моногамный брак предусматривает существование брач­ной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время).

Полигамный брак предполагает, что у мужа или жены есть пра­во иметь нескольких жен или мужей одновременно. В со­временном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (напри­мер, на Маркизских островах), полиандрия, или много­мужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в му­сульманских странах).

 

 

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности.

Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов.

Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти. Брак эволюционирует вместе с обществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены.

Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной.

Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом. Брак представляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

 

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ

1. Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга

2. Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе

3. Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей

4. Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа

5. Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи

6. Преобладание нуклеарной семьи

7. Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей

8. Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Семьи как и другие социальные институты изменчивы и динамичны. Поэтому тенденции их развитие – это отражение состояние института в текущем историческом моменте.

 

СМОТРИ ТАКЖЕ:

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 

МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ  

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 

Семья: Сборник метапредметных заданий.

История. Обществознание. География. 5-9 классы

• Прочитайте фрагмент учебного текста и выполните задания.

Семья представляет собой особую социальную общность, связанную родственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В зависимости от распределения семейных обязанностей выделяют два типа семей. В традиционной (патриархальной) семье главой выступает муж, а жена экономически зависит от супруга, выполняет функции воспитания детей и ведения хозяйства. В партнерской (эгалитарной) семье все обязанности распределяются между супругами, происходит обсуждение важнейших проблем и совместное принятие важных решений.

Задания

1. Определите линии сопоставления двух типов семей, охарактеризованных в тексте.

2. Сравните два вида семей по выделенным вами линиям.

Линии сравнения

Традиционная семья

Партнерская семья

А) . ..

Б) …

В) …

Ответы и комментарии

Ответы

1. Могут быть названы представленные ниже в таблице линии сравнения.

2. Вариант заполнения таблицы.

Линии сравнения

Традиционная семья

Партнерская семья

А) Кто является главой семьи

Глава семьи — отец

Равноправное положение всех членов семьи

Б) Как распределяются семейные обязанности

Отец зарабатывает, мать занимается домашним хозяйством

Функции ведения домашнего хозяйства распределены между членами семьи

В) Каково положение женщины в семье

Воспитание детей и работа по дому возложены преимущественно на женщину

Женщина работает и принимает участие в воспитании детей

Формируемые познавательные умения

• определять общий признак/и объекта или нескольких объектов, выделять их отличительные черты, сравнивать

• самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

• проводить сравнительный анализ сходных явлений и процессов

Методический комментарий

Данные задания могут быть использованы в 8-9 классах на уроках обществознания при изучении тем «Семья», «Социальные статусы и роли». Они позволяют продолжить формирование метапредметного познавательного умения сравнивать путем определения объектов сравнения, установления сходства и различий, выявления общих и отличительных признаков по одному аспекту или нескольким, выбора оснований и критериев отбора для сравнения, самостоятельного определения критериев отбора и их классификации, группировки и типологизации.

Использование заданий в качестве диагностических позволяет выявить уровень сформированности в овладении такими способами деятельности, как 1) выявление общего и различий, 2) определение черт каждого объекта по линии сравнения, 3) выявление признаков сходства объектов по одному критерию или по нескольким, 4) определение различий сравниваемых объектов, 5) выявление критериев сравнения и сопоставление объектов по этим линиям сравнения. Учитель может предложить поэтапно рассмотреть разные типы семей, затем выделить схожие черты и черты различий, заполнив с учащимися вторую и третью колонку таблицы, а затем перейти к выявлению критериев сравнения (линий сравнения).



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница