СЕМЬЯ И БРАК — ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ INTELLECT
Ключевые слова: семья, брак, виды семьи, виды брака, семья и брак ЕГЭ ОГЭ обществознание, общество и семья, семья как первичный социальный институт, виды семей, типы семей, функции семьи, виды брака и социальная значимость брака, социальные роли в семье, задания ЕГЭ второй части, виды и типология, что такое семья, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание, тенденции развития семьи в современной РФ, семья и ее виды, ОГЭ, ЕГЭ, сдаем ВПР по обществознанию, подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе, ОГЭ общество, подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе, 9 класс, 11 класс, ВПР обществознание
Семья — это социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. |
Одной из первых групп, где проявляется социальная дифференциация – семья.
Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами, ученые особо подчеркивают роль психологических связей.
Семья образовывается на основе брака либо кровного родства (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.
Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.
УЧИСЬ С НАМИ В ТЕЛЕГРАМ |
СЕМЬЯ – КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ И ТИПЫ СЕМЕЙ
Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
В современной России насчитывается более 40 млн семей.
Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.
ТРАДИЦИОННАЯ И ПАРТНЕРСКАЯ СЕМЬЯ
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, как правило, выделяют два типа семьи – традиционная семья и партнерская семья. (В некоторых классификациях приводится смешанная семья, которая объединяет признаки этих двух типов).
Традиционная илипатриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
Партнерская или
Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.
Существуют и различные варианты переходного типа семьи. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
В социологии и социальной психологии принято выделять семь ключевых функций семьи. Они обеспечивают полное удовлетворения потребностей и способствуют быстрой адаптации человека в социальной жизни.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.
Воспитательная функция – новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей.
Хозяйственно-экономическая функция – ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация семейного потребления и проблему распределения домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.
Эмоционально-психологическая функция – семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.
Рекреационной функция – духовно-эстетические моменты, в том числе и организация проведения свободного времени.
Социально-статусная функция – семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества.
Сексуальная функция – регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения.
СЕМЬЯ КАК СЛОЖНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Семейные взаимоотношения охватывают несколько систем взаимоотношений: муж — жена, родители — дети, дети — дети, дети — бабушка (дедушка), супружеская семья — родительские семьи каждого из супругов и т. п.
Важную роль в определении поведения и действия каждого члена семьи играет групповая направленность. Это социально-психологическое явление, включающее групповые мотивы, цели, стремления, ценности, интересы.
Отметим, что групповая направленность семей может быть различной. Например, одни семьи могут быть ориентированы на ценности нравственно-психологического характера: воспитание детей в атмосфере любви и взаимопонимания; уверенность в прочности брака; интересный досуг.
Для других определяющей является профессиональная деятельность и повышение профессионального статуса (интересная работа, хорошее образование). Особую роль здесь играют гендерные различия.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения. Особое место имеет воспитание в семье как более или менее осмысленное действие, которое происходит по отношению к детям.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Под семейным воспитанием
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят не только от возраста и пола ребенка, но и от ряда характеристик семьи.
Личностные ресурсы семьи определяются составом семьи (наличием обоих родителей или одного из них, братьев и сестер, других близких родственников), а также такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п.
Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания. Спектр целей семейного воспитания необычайно широк. Он включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое, интеллектуальное развитие; развитие отдельных способностей; подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Система приемов и характер взаимодействия с младшими определяют стиль воспитания. В педагогике принято выделять четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Можно сказать, что родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
Сотрудничество характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
БРАК КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т. е. их вступление в брак.
Брак — это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья. Брак — социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью.
Моногамный брак предусматривает существование брачной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время).
Полигамный брак предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).
Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности.
Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов.
Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имущества и власти. Брак эволюционирует вместе с обществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены.
Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной.
Сегодня в ряде современных государств женщина пользуется равными правами со своим супругом. Брак представляет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ
1. Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга
2. Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе
3. Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей
4. Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа
5. Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи
6. Преобладание нуклеарной семьи
7. Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей
8. Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Семьи как и другие социальные институты изменчивы и динамичны. Поэтому тенденции их развитие – это отражение состояние института в текущем историческом моменте.
СМОТРИ ТАКЖЕ:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Семья: Сборник метапредметных заданий.
История. Обществознание. География. 5-9 классы• Прочитайте фрагмент учебного текста и выполните задания.
Семья представляет собой особую социальную общность, связанную родственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. В зависимости от распределения семейных обязанностей выделяют два типа семей. В традиционной (патриархальной) семье главой выступает муж, а жена экономически зависит от супруга, выполняет функции воспитания детей и ведения хозяйства. В партнерской (эгалитарной) семье все обязанности распределяются между супругами, происходит обсуждение важнейших проблем и совместное принятие важных решений.
Задания
1. Определите линии сопоставления двух типов семей, охарактеризованных в тексте.
2. Сравните два вида семей по выделенным вами линиям.
Линии сравнения | Традиционная семья | Партнерская семья |
А) . .. | … | … |
Б) … | … | … |
В) … | … | … |
Ответы и комментарии
Ответы
1. Могут быть названы представленные ниже в таблице линии сравнения.
2. Вариант заполнения таблицы.
Линии сравнения | Традиционная семья | Партнерская семья |
А) Кто является главой семьи | Глава семьи — отец | Равноправное положение всех членов семьи |
Б) Как распределяются семейные обязанности | Отец зарабатывает, мать занимается домашним хозяйством | Функции ведения домашнего хозяйства распределены между членами семьи |
В) Каково положение женщины в семье | Воспитание детей и работа по дому возложены преимущественно на женщину | Женщина работает и принимает участие в воспитании детей |
Формируемые познавательные умения
• определять общий признак/и объекта или нескольких объектов, выделять их отличительные черты, сравнивать
• самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
• проводить сравнительный анализ сходных явлений и процессов
Методический комментарий
Данные задания могут быть использованы в 8-9 классах на уроках обществознания при изучении тем «Семья», «Социальные статусы и роли». Они позволяют продолжить формирование метапредметного познавательного умения сравнивать путем определения объектов сравнения, установления сходства и различий, выявления общих и отличительных признаков по одному аспекту или нескольким, выбора оснований и критериев отбора для сравнения, самостоятельного определения критериев отбора и их классификации, группировки и типологизации.
Использование заданий в качестве диагностических позволяет выявить уровень сформированности в овладении такими способами деятельности, как 1) выявление общего и различий, 2) определение черт каждого объекта по линии сравнения, 3) выявление признаков сходства объектов по одному критерию или по нескольким, 4) определение различий сравниваемых объектов, 5) выявление критериев сравнения и сопоставление объектов по этим линиям сравнения. Учитель может предложить поэтапно рассмотреть разные типы семей, затем выделить схожие черты и черты различий, заполнив с учащимися вторую и третью колонку таблицы, а затем перейти к выявлению критериев сравнения (линий сравнения).
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
10.2 Социологические взгляды на семью
Цель обучения
- Обобщить понимание семьи, представленное функциональными, конфликтными и социальными интеракционистскими теориями.
Социологические взгляды на сегодняшние семьи и их проблемы обычно подпадают под функциональный, конфликтный и социальный интеракционистский подходы, представленные в главе 1 «Понимание социальных проблем». Давайте рассмотрим эти представления, которые сведены в Таблицу 10.1 «Снимок теории».
Таблица 10.1 Теория Снимок
Теоретическая перспектива | Основные предположения |
---|---|
Функционализм | Семья выполняет несколько важных функций для общества. Он социализирует детей, оказывает эмоциональную и практическую поддержку своим членам, помогает регулировать сексуальную активность и половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность. Семейные проблемы возникают из-за внезапных или далеко идущих изменений в структуре или процессах семьи; эти проблемы угрожают стабильности семьи и ослабляют общество. |
Теория конфликта | Семья способствует социальному неравенству, усиливая экономическое неравенство и укрепляя патриархат. Семейные проблемы проистекают из экономического неравенства и патриархальной идеологии. Семья также может быть источником конфликтов, в том числе физического насилия и эмоциональной жестокости, по отношению к своим членам. |
Символический интеракционизм | Взаимодействие членов семьи и интимных пар предполагает общее понимание их ситуаций. Жены и мужья имеют разные стили общения, и социальный класс влияет на ожидания, которые супруги возлагают на свой брак и друг на друга. Семейные проблемы связаны с разным пониманием и ожиданиями супругов в отношении своего брака. |
Социальные функции семьи
Напомним, что с функциональной точки зрения подчеркивается, что социальные институты выполняют несколько важных функций, помогая сохранять социальную стабильность и иным образом обеспечивать функционирование общества. Таким образом, функциональное понимание семьи подчеркивает, каким образом семья как социальный институт помогает сделать общество возможным. Таким образом, семья выполняет несколько важных функций.
Во-первых, семья является основной единицей для общение детей . Ни одно общество невозможно без адекватной социализации его молодежи. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, в которой происходит социализация. Родители, братья и сестры и, если семья расширенная, а не нуклеарная, другие родственники помогают социализировать детей с момента их рождения.
Одной из важнейших функций семьи является социализация детей. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, через которую происходит социализация.
Во-вторых, семья в идеале является основным источником практической и эмоциональной поддержки для своих членов. Оно обеспечивает их едой, одеждой, кровом и другими предметами первой необходимости, а также дает им любовь, утешение и помощь в периоды эмоционального стресса и другие виды поддержки.
В-третьих, семья помогает регулировать половую активность и половое размножение . Во всех обществах существуют нормы, определяющие, с кем и как часто человек должен заниматься сексом. Семья является основной единицей для обучения этим нормам и основной единицей, через которую происходит половое размножение. Одна из причин этого заключается в том, чтобы обеспечить адекватную эмоциональную и практическую заботу о младенцах при их рождении.
В-четвертых, семья наделяет своих членов социальной идентичностью . Дети рождаются в социальном классе своих родителей, расе и этнической принадлежности, религии и так далее. Некоторые дети имеют преимущества на протяжении всей жизни из-за социальной идентичности, которую они унаследовали от своих родителей, в то время как другие сталкиваются со многими препятствиями, потому что социальный класс или раса/этническая принадлежность, в которой они рождаются, находятся в нижней части социальной иерархии.
Помимо обсуждения функций семьи, функциональная точка зрения на семью утверждает, что внезапные или далеко идущие изменения в традиционной структуре и процессах семьи угрожают стабильности семьи и, следовательно, стабильности общества. Например, большинство учебников по социологии и браку и семье в XIX в.50-е годы утверждали, что нуклеарная семья, состоящая из мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки, была наилучшей формой для детей, поскольку она обеспечивала экономические потребности семьи и воспитание детей. Они предупреждали, что любое изменение в этом устройстве нанесет вред детям и, соответственно, семье как социальному институту и даже самому обществу. Учебники больше не содержат этого предупреждения, но многие консервативные наблюдатели продолжают беспокоиться о влиянии на детей работающих матерей и семей с одним родителем. Вскоре мы вернемся к их опасениям.
Семья и конфликт
Теоретики конфликта согласны с тем, что семья выполняет только что перечисленные важные функции, но они также указывают на проблемы внутри семьи, которые с функциональной точки зрения сводятся к минимуму или вовсе игнорируются.
Во-первых, семья как социальный институт способствует социальному неравенству. Поскольку семьи передают свое богатство своим детям и поскольку семьи сильно различаются по размеру своего богатства, семья помогает укрепить существующее неравенство. По мере своего развития на протяжении столетий, и особенно во время индустриализации, семья также становилась все более и более патриархальной ячейкой (поскольку мужчины зарабатывали деньги, работая на фабриках, а женщины оставались дома), помогая укрепить статус мужчин на вершине социальной иерархии.
Во-вторых, семья может быть источником конфликтов и для своих членов. Хотя с функциональной точки зрения предполагается, что семья обеспечивает своим членам эмоциональный комфорт и поддержку, многие семьи делают прямо противоположное и далеки от гармоничных, счастливых групп, изображаемых в телешоу 1950-х годов. Вместо этого они спорят, кричат и применяют эмоциональную жестокость и физическое насилие. Мы вернемся к семейному насилию позже в этой главе.
Конфликтная перспектива подчеркивает, что многие проблемы, которые мы наблюдаем в современных семьях, проистекают из экономического неравенства и патриархата. Проблемы, с которыми сталкиваются многие семьи, отражают тот факт, что они живут в бедности или на грани бедности. Деньги не всегда приносят счастье, но острая нехватка денег порождает стресс и другие трудности, которые ухудшают функционирование семьи и отношения. Примечание 10.9Во вставке «Применение социальных исследований» обсуждаются другие способы влияния социального класса на семью.
Конфликтность в семье тоже проистекает из патриархата. Мужья обычно зарабатывают больше, чем жены, и многие мужчины продолжают считать себя главой семьи. Когда женщины сопротивляются этому старомодному представлению, возникает супружеский конфликт.
Применение социальных исследований
Социальный класс и семья
Растущее количество исследований в области социальных наук документирует различия социальных классов в том, насколько хорошо семья функционирует: качество ее отношений и когнитивное, психологическое и социальное развитие ее детей. Этот акцент отражает тот факт, что то, что происходит в первые месяцы и годы жизни, может оказать глубокое влияние на то, насколько благополучно будет развиваться новорожденный в детстве, юности и в последующий период. В той мере, в какой это верно, обнаруженные социальные классовые различия имеют неприятные последствия.
По словам социолога Фрэнка Э. Фюрстенберга-младшего, «между социальными классами существуют большие различия» в предродовом опыте матерей, например, в качестве их питания и медицинского обслуживания, а также в медицинском обслуживании, которое получают их младенцы. В результате, говорит он, «дети входят в мир неравно наделенными». Это неравенство усугубляется после их рождения по нескольким причинам.
Во-первых, семьи с низким доходом гораздо чаще сталкиваются с негативными событиями , такими как смерть, плохое здоровье, безработица, развод и криминальная виктимизация. Когда эти негативные события действительно происходят, говорит Фюрстенберг, «социальный класс влияет на способность семьи смягчить удар… Жизнь на дне просто тяжелее и более жестока». Эти негативные события вызывают сильный стресс; как обсуждалось в главе 2 «Бедность», этот стресс, в свою очередь, вызывает у детей различные проблемы в развитии.
Во-вторых, малообеспеченные родители гораздо реже читают и разговаривают со своими младенцами и детьми младшего возраста, поэтому у них медленнее развиваются когнитивные навыки и навыки чтения; эта проблема, в свою очередь, снижает их успеваемость в школе, когда они поступают в начальную школу.
В-третьих, родители с низким доходом также имеют меньше возможностей знакомить своих детей с культурой (например, посещать музеи) вне дома, развивать их таланты в искусстве и других областях, а также участвовать во многих внешкольных мероприятиях. которые важны для развития ребенка. Напротив, более богатые родители заставляют своих детей очень активно заниматься этими видами деятельности по схеме, которую социолог Аннет Ларо называет 9.0047 согласованное выращивание . Участие этих детей в этих мероприятиях дает им различные жизненные навыки, которые помогают повысить их успеваемость в школе, а затем и на рабочем месте.
В-четвертых, дети из малообеспеченных семей растут в малообеспеченных районах, в которых часто имеются неадекватные школы и множество других проблем, в том числе такие токсины, как свинцовая краска, которые мешают развитию ребенка. Напротив, говорит Фюрстенберг, дети из более богатых семей «с большой вероятностью будут ходить в лучшие школы и жить в лучших районах. Как будто игровое поле для семей наклонено таким образом, что это едва заметно невооруженным глазом».
В-пятых, семьи с низким доходом в меньшей степени могут позволить себе отправить ребенка в колледж, и им, скорее всего, не хватает социальных контактов, которые более состоятельные родители могут использовать, чтобы помочь своему ребенку найти хорошую работу после окончания колледжа.
По всем этим причинам социальный класс глубоко определяет то, как дети живут от зачатия до раннего взросления и далее. Поскольку этот массив исследований документирует множество негативных последствий проживания в семье с низким доходом, он подчеркивает необходимость широкомасштабных усилий по оказанию помощи таким семьям.
Источники: Бэнди, Эндрюс и Мур, 2012 г.; Фюрстенберг, 2010; Ларо, 2010
Семьи и социальное взаимодействие
Взгляды социальных интеракционистов на семью исследуют, как члены семьи и интимные пары взаимодействуют на ежедневной основе, и приходят к общему пониманию их ситуаций. Исследования, основанные на социальном интеракционизме, дают нам четкое представление о том, как и почему семьи работают именно так, а не иначе.
В некоторых исследованиях, например, основное внимание уделяется тому, как мужья и жены общаются и насколько успешно они общаются (Tannen, 2001). Классическое исследование Мирры Комаровски (1964) обнаружили, что жены в рабочих браках любили говорить со своими мужьями о проблемах, которые у них были, в то время как мужья, как правило, молчали, когда проблемы возникали. Такие гендерные различия менее распространены в семьях среднего класса, где мужчины лучше образованы и более эмоционально экспрессивны, чем их коллеги из рабочего класса, но гендерные различия в общении все еще существуют в этих семьях. Другое классическое исследование, проведенное Лилиан Рубин (1976), показало, что жены в семьях среднего класса считают идеальными мужьями тех, кто хорошо общается и делится своими чувствами, в то время как жены в семьях рабочего класса более склонны говорить, что идеальные мужья — это те, кто не пьют слишком много и кто ходит на работу каждый день.
Согласно символической интеракционистской точке зрения, семейные проблемы часто связаны с различным пониманием, восприятием и ожиданиями супругов в отношении своего брака и своей семьи. Когда эти различия становятся слишком резкими и супруги не могут примирить свои разногласия, может возникнуть супружеский конфликт и, возможно, развод (Kaufman & Taniguchi, 2006).
Ключевые выводы
- В идеале семья выполняет несколько функций в обществе. Он социализирует детей, оказывает практическую и эмоциональную поддержку своим членам, регулирует половое размножение и обеспечивает своим членам социальную идентичность.
- Отражая акцент теории конфликта, семья также может создавать несколько проблем. В частности, по ряду причин оно может способствовать социальному неравенству и подвергать своих членов насилию, спорам и другим формам конфликтов.
- Социально-интеракционистское понимание семьи подчеркивает, как члены семьи взаимодействуют на ежедневной основе. В связи с этим несколько исследований показывают, что мужья и жены общаются по-разному определенными способами, что иногда препятствует эффективному общению.
Ссылки
Бэнди, Т., Эндрюс, К.М., и Мур, К.А. (2012). Неблагополучные семьи и последствия для детей: важность эмоциональной поддержки для матерей . Вашингтон, округ Колумбия: детские тенденции.
Фюрстенберг, Ф.Э., младший (2010). Расходящееся развитие: невидимая рука социального класса в Соединенных Штатах. В BJ Risman (Ed.), семей, как они есть на самом деле (стр. 276–294). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton.
Кауфман, Г., и Танигучи, Х. (2006). Пол и семейное счастье в дальнейшей жизни. Journal of Family Issues, 27 (6), 735–757.
Комаровский М. (1964). Рабочий брак . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Ларо, А. (2010). Неравное детство: Неравенство в ритмах повседневной жизни. В BJ Risman (Ed.), семей, как они есть на самом деле (стр. 295–298). Нью-Йорк: WW Norton.
Рубин, Л. Б. (1976). Миры боли: Жизнь в рабочей семье . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.
Таннен, Д. (2001). Вы просто не понимаете: Женщины и мужчины в разговоре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Перо.
СЕМЬЯ — СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Определение семьи
Семья может показаться простым понятием, но простого определения семьи не существует. В самом общем виде семья — это группа людей, которые связаны юридическими или генетическими узами, но для многих людей семья означает гораздо больше, и даже простая идея генетических связей может быть сложнее, чем кажется. (Майнц, 2005)
Основное определение семьи
В самом простом определении группа людей, связанных юридическими или кровными узами, является семьей.
· Юридические облигации: Семьи связаны юридическими обязательствами через браки, усыновление и опеку , включая права, обязанности и обязательства этих юридических договоров. Юридические связи могут быть изменены, расширены или расторгнуты для изменения состава семьи.
· Кровные узы: Люди, связанные прямым родством через общего предка, являются частью семьи. Сюда входят как близкие, так и дальние родственники, такие как братья и сестры, родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники и двоюродные братья. Изучение генеалогического древа или генеалогических записей может выявить семейные кровные узы.
Несмотря на кажущуюся простоту этого определения семьи, идея семьи выходит далеко за рамки просто законных или кровных отношений для многих людей.
Типы семей
Существует множество различных типов семей, каждый из которых одинаково жизнеспособн в качестве поддерживающей и заботливой единицы.
· Нуклеарная семья: Также называемая супружеской семьей, это родители и их дети, проживающие в одном месте или имеющие самые тесные связи.
· Расширенная семья: К этому типу семьи относятся все близкие родственники, такие как бабушки и дедушки, тети, дяди и двоюродные братья. В расширенном семейном домохозяйстве эти родственники обычно живут вместе и все выполняют повседневные домашние обязанности. Этот тип семьи также называется совместной семьей или семьей, состоящей из нескольких поколений, в зависимости от того, какие члены включены.
· Комплексная семья: Этот тип расширенной семьи состоит из трех или более взрослых и их детей. Этот тип семьи может быть сформирован путем развода и повторного брака, или он может быть сформирован путем полигамии в обществах, где такая практика приемлема. Некоторые семьи могут быть сложными даже без формальных юридических связей между взрослыми.
· Приемная семья: Это семья, в которой взрослые развелись и вступили в повторный брак, объединяя детей из других союзов, чтобы сформировать новую нуклеарную семью. Дети могут происходить от нескольких разных родителей или быть на одной или обеих сторонах нового союза.
· Традиционная семья: Это семейная единица, определяемая в классическом смысле, когда отец работает вне дома, чтобы поддерживать членов семьи в финансовом отношении, в то время как мать остается дома и занимается домашними делами и воспитанием детей. Это строгое определение семьи все реже встречается в современном обществе.
· Приемная семья: Этот тип семьи имеет юридические, но не генетические связи. Два родителя могут усыновить ребенка, с которым они не связаны кровным родством, или один родитель может усыновить ребенка другого родителя. Приемные семьи также могут быть определены в эмоциональном или духовном смысле, где нет формальных юридических уз.
· Приемная семья: Приемная семья включает одного или нескольких взрослых родителей, которые служат временными опекунами для одного или нескольких детей, с которыми они могут быть или не быть биологически связанными. Со временем могут быть приняты более официальные меры, и приемные дети могут быть усыновлены на законных основаниях.
Определение вашей семьи
Хотя прямые юридические и генетические отношения, которые вы разделяете с другими людьми, могут помочь вам определить свое определение семьи, семейные отношения — это нечто большее, чем эти основные понятия. Настоящая семья обеспечивает своим членам эмоциональное и духовное родство через:
· Общие ценности, убеждения и традиции
· Общий опыт и занятия
· Безоговорочная, непредвзятая поддержка
Во многих отношениях разные люди относятся к группам людей, которые обеспечивают им эмоциональную и духовную связь, как семья, даже если у них нет юридических или генетических связей. Например, церковная «семья» имеет духовные связи и общие ценности, даже если ее члены формально не связаны между собой. Точно так же рабочая семья имеет общий опыт и делит деятельность в долгосрочных отношениях без формальных уз.