Типы современных семей: Виды семей — урок. Обществознание, 6 класс.

ТИПЫ СЕМЕЙ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

ТИПЫ СЕМЕЙ.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Лекция 3

Уроки 11 – 12

Цель:

·        Познакомить с типологией семейно-брачных отношений

·        Побуждать к внутрипредметным связям, связям с досуговой педагогикой,  анализу, сопоставлению, рассуждению, доказательствам

·        Способствовать формированию целостной картины о функционировании семьи

План

1. Типы семей.

2. Классификации социологические и педагогические.

3. Функции семьи

     3.1 понятие о функции семьи

3.2функция продолжения рода (репродуктивная)

3.3хозяйственная функция семьи

3.4функция организации досуга (восстановительная или рекреационная)

3.5воспитательная функция семьи.

 

1. Типы семей.

 

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом является патриархальная (тради­ционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойствен­ников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почи­тают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Семьи с чертами патриархаль­ности сохранились в сельской местности, в малых городах.

Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений двухпоколенные – из супругов и детей — до вступления в брак последних. Ттрехпоколенные  включают родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед­них.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего вре­мени — рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной предста­вительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. В последние годы ма­теринские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя».

Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каж­дый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Существует незарегистрированный  брак. Иногда его называют фак­тическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой тер­мин — промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может при­нять какую-то окончательную форму: развалится или будет закреплена доку­ментально (часто это делается «под давлением» беременности).

Как думаете, есть у незарегистрированного брака  «минусы» и «плюсы»?……………………………………………………………………………………………………..

В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире — Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке.

Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»?

         По данным социологических исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной подножкой, с которой можно при случае соскочить.

2. Классификации социологические и педагогические.

         В основу классификации типов семьи  в социологии положены критерии состава и места проживания, в педагогике – по отношению к детям и характеру взаимоотношений членов семьи.

         Рассмотрим это более детально:

Типы семей по составу;

·        Патриархальная (межколенная) – во главе – отец, дед, семья включает большое количество родственников и свойственников разных поколений: прадед, дед, отец, … и т.д.)

·        Нуклеарная  (нуклеа – ядро, двухколенная) – в семью входит родители и дети.

·        Бездетная (одноколенная)

·        Материнская (неполная)

 

  Типы семей по месту проживания:

·        Унилокальная – живёт, где придётся

·        Неолокальная – семья живёт отдельно от старшего поколения

·        Матрилокальная – живёт в семье жены (матери)

·        Патрилокальная – семья живёт в семье мужа (отца)

 

Типы семей по отношению к детям:

·        Гармоничные – в семье понимание, забота друг о друге, доверие

·        Негармоничные – нет понимания, доверительных отношений, родители (или дети) давят на детей (или родителей)

·        Формальные – брак зарегистрирован, но семьи не получается, т.

к. супруги живут каждый  сам по себе

·        Псевдосолидарные – равнодушные, чёрствые в отношениях друг к другу, солидарность – «на показ»

·        Деструктивные – разрушающиеся семьи, в которых бесконечны ссоры, перебранки

Типы семей по характеру:

·        Идеальные

·        Средние

·        Негативные

·        Скандально-раздражительные

 

 

3. ФУНКЦИИ СЕМЬИ

3.1 понятие о функции семьи

 Семья вы­полняет функции (от лат. functio – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

 Запишем определение: функция семьи – это направления деятельности семей­ного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

Что может влиять на семейные функции?

Верно: на функции семьи влияют такие факторы, как требования обще­ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстано­вительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

3.2функция продолжения рода (репродуктивная)

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологиче­ское воспроизводство и сохранение потомства, продолжение чело­веческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни – важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Проблема, которая волнует современное человечество, – это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень бы­стрый прирост населения в развивающихся странах.

Сравним демографические данные:

1.     Индия, ежегодно по­полняя население Земли на 27,5 млн. малышей).

2.     Затем идет Китай — 18,4 млн новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом «Одной семье — один ребенок».

3.     Далее следует Индоне­зия с 5,7 млн новорожденных.

4.     России  всего 1,2 млн детей

Как считаете, что влияет на рождаемость?……………………………………..

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то:

·        социально-экономическая стабильность в стране;

·        благосо­стояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой;

·        социально-культурные нормы, национальные традиции;

·        образование и здо­ровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны род­ственников;

·        профессиональная деятельность и характер занятости женщины;

·        место жительства.

Подумайте над тем, как повлияет на рождаемость  каждый из факторов при его усилении и при его ослаблении?.

……………………………………

Ученые вывели несколько закономер­ностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя») и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.

Какое количество детей необходимо в современной российской семье для воспроизводства населения? Почему?…………………………………………………….

Верно, 3 ребёнка в семье – тот минимум, который обеспечит воспроизводство (родители воспроизводят себя и ребёнка «бездетной пары»).

Рассмотрите перспективы общества с многодетными семьями и с малодетными……………………………………………………………………………………………….

 С малодетными семьями  страна «поста­реет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна – жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чреват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помоло­деет». Но сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т. е. «поставить на ноги» молодое поколение? Мировая статистика показывает, к сожалению, что современ­ная многодетная семья дает много воспитательного «брака»: детей, не желающих учиться, работать, с различными отклонениями в по­ведении, вплоть до противоправного.

В последние годы растет число супружеских пар, которые созна­тельно отказываются от рождения детей.

Знаете ли вы причины этого явления?………………………………………………….

Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карь­ерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами и т. д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопре­деленный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо вы­свечивается трагедия бесплодных супружеских пар.

По статистиче­ским данным, в России значительная часть женщин детородного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям. Частично проблема бесплодия решается путем зачатия «в пробирке» (по-научному — методом экстракорпорально­го. Но на всю Россию работают только 15 лаборато­рий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторожде­ние: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспита­тельной функции.

В России принята федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивно­го поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и др.

3.3хозяйственная функция семьи

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйст­венные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществля­ет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жиз­ни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жили­ща; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов оби­хода и т. п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обо­гатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, коопе­ратив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи — ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирова­ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, по­требности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в ос­нове ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашне­го быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно сто­ит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство суще­ственным образом меняет психологический климат семьи, позволя­ет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Благо­даря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи установили, что для мирной се­мейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех чле­нов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распре­деление домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать раз­личные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремон­тировать кухню и т. д. В большинстве современных семей складыва­ются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равно­мерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально.

     Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей — основная социально-психоло­гическая тенденция в современной семье. Как лидируют члены семьи в хозяйстве?

Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве,когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициати­ву в той или иной области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация до­суга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.). Лидер включается в дело сам и организует семью на достижение поставленной цели.

 

Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитар­ной, демократической, анархической. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компе­тентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж — главный кули­нар, а жена — своеобразный интеллектуальный центр, «руководи­тель» образовательной деятельности детей.

В послереволюционный период активно формировалось представ­ление о том, что домашнее хозяйство при социализме является досадным пережитком патриархальной семьи прошлого, который надо как можно скорее преодолеть. Каким образом? Открыть общественные столовые, центральные кухни, прачечные, создать специальные бригады для уборки домашних помещений и т.д.

Посмотрите на такую перспективу развития семьи глазами педагога и выскажите все «за» и «против», исходя из интересов ребенка.

 

3.4функция организации досуга (восстановительная или рекреационная)

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных по­требностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показа­ло, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современ­ной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаи­моотношениями, атмосферой доверительности, которая располага­ет и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горе­стями, получить совет, наставление. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддержи­вает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают пре­одолеть невзгоды и неудачи. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу.

Что такое досуг? Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбо­ру и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», буквально означало — время, ко­гда можно что-то достичь.

Докажите, что досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы.  Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, про­смотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.).

Досуг современной семьи может быть активным, содержатель­ным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи (марки о животных, животные в изобразительном искусстве). Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей, архитектурой и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются все члены семьи.

Каковы наиболее популярные формы проведения свободного вре­мени в норильских семьях? (хождение в гости и прием гостей, просмотр телепе­редач) Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, со­брались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о про­веденном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье – лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено.

В некоторых семьях сохранились прекрасные традиции семей­ного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, до­суг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

 

3.5 воспитательная функция семьи.

Воспитательная функция — важнейшая функция семья, заклю­чающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа В. Я. Соловьева, «семья – вос­питательная колыбель человека». Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание — очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва­ют.

Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудни­честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.

Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И. В. Гре­бенников):

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие спо­собностей. Семья выступает посредником между ребенком и обще­ством, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисе­мейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действен­ным  воспитателем,  особенно  в   первые  годы  жизни   человека.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного кол­лектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» — так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие.

Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каж­дый «проходит» много социальных ролей.

Какие социальные роли выполнит в семье девочка? …мальчик? ( (Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой) Вы­полнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период се­мейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вку­сов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в наро­де, «притирка» характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга «по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллек­тив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз­нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела­ют буквально с первых дней жизни. Д. Б. Эльконин однажды заме­тил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ре­бенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, под­чиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир…

Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному «окрашен» плач ребенка, которому от роду 2-3 месяца?

Верно,  он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычущий. Уже в конце первого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей. Дети тонко ориентируются в «слабых местах» родителей и умело пользуются ими. Любящие родители видят и переживают «промахи» в вос­питании, меняют его тактику, отказываются от неудачных прие­мов, пробуют иные подходы к своим детям. Подросшие дети «обогащают» опыт родителей приемами вос­питания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест­ва, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые по­стоянно демонстрируешь.

 

Задания

Письменно ответьте на вопросы 1,3,5 или 2,4,6 (по выбору)

 

1. Докажите, что функции семьи взаимосвязаны, взаимодополняемы.

В печати высказывается точка зрения, согласно которой в на­стоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Вы­скажите аргументированное мнение по этому поводу.

 

2. Известный отечественный философ А.Г.Харчев в 70-е гг. неод­нократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье, вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных орга­нов страны?

 

3. Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье се­мьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтверди­те или опровергните это выражение.

 

4. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая, как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему?

 

5. Какие ваши интересы, увлечения, способности помогут сделать досуг в вашей семье содержательным, ценным в педагогическом от­ношении

Типы семьи и её организации

  • Главная страница
  • Об Управлении
    • Общая информация
    • Служебный распорядок
    • Структура Управления
    • Органы местного самоуправления
    • Используемые Управлением информационные системы
    • Порядок доступа к информационным системам
  • Нормативная база
    • Административные регламенты
    • Положение Об Управлении записи актов гражданского состояния Курганской области
    • Регламент Управления записи актов гражданского состояния Курганской области
    • Нормативные правовые акты
    • Проекты нормативных правовых актов
    • Правовые акты Управления записи актов гражданского состояния Курганской области
    • Решения судов
    • Госзакупки
    • О персональных данных
  • Полезная информация
    • Новости
    • Деятельность Управления
    • Разъясняем законодательство
    • Государственная гражданская служба
    • Противодействие коррупции
    • Это интересно
    • Общественный совет при Управлении записи актов гражданского состояния Курганской области
    • Свадебный стиль
  • Приемная
    • Контакты
    • Обращения граждан
    • Вопрос — Ответ
    • Электронная почта
  • Госуслуги
    • Перечень государственных услуг
    • Услуги в электронном виде
    • Документы подлежащие обязательному представлению
    • Государственная пошлина
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Отзыв о доступности
    • Технологические схемы предоставления услуг
    • Репозиторий Минкомсвязи России
  • Проверки
    • Приказ Управления записи актов гражданского состояния Курганской области от 28 декабря 2019 года № 88
    • Планы проведения проверок
    • Результаты проверок
    • Обзоры по результатам проверок
  • Открытые данные
    • Наименование органа исполнительной власти
    • Перечень органов ЗАГС Курганской области
    • Сведения о вакантных должностях имеющихся в Управлении записи актов гражданского состояния
    • Информация о результатах проверок органов местного самоуправления
    • Сведения о предоставляемых государственных услугах в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния
    • Статистические сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния
  • Поиск
    • Поиск Google
    • Поиск внутренний
  • Карта сайта






Получение информации при подаче ходатайства о гражданстве Российской Федерации

Административная реформа

Утверждённые административные регламенты
Проекты административных регламентов

Положение об Управлении

Положение об Управлении записи актов гражданского состояния

Проекты нормативных правовых актов



Независимая антикоррупционная экспертиза

















Опрос о безопасности финансовых услуг


Приёмная

Отправить обращение по электронной почте в Управление ЗАГС Курганской области


Ответы на часто


задаваемые вопросы

Подать заявление


в форме электронного документа
о выдаче повторного свидетельства или справки

Главная страница » Полезная информация » Это интересно » Секреты семейной жизни » Типы семьи и её организации


Типы семьи и её организации

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние:

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации:

В зависимости от форм брака:

В зависимости от количества детей:

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;

      • неполной — семья только из одного родителя с детьми или семья, состоящая только из родителей без детей;

    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных;

  • сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается;

  • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от пола супругов:

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от наследования:

  • патрилинеальные — наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии;

  • матрилинеальные — наследование по женской линии.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

по материалам сайта:http://ru.wikipedia.org

Информация подготовлена
заведующим сектора хранения и выдачи
документов отдела ЗАГС по Городу Кургану
Управления ЗАГС Курганской области
О. Л. Калининой 

23.11.2010 г.

Версия для печати  

 

Каковы различные семейные структуры?

Купить сейчас

В современном обществе есть много разных семей, просто взгляните на школьную площадку во время сбора. Не существует универсального подхода к структуре семьи, и ни один тип семьи не лучше другого.

Изменения в обществе означают, что сегодняшние семьи могут сильно отличаться от того, какими они были в прошлые десятилетия. Хотя семейная ячейка может значительно различаться, у каждого из нас были (или все еще есть) ближайшие родственники.

Определение структуры семьи

Термин «структура семьи» относится к группе членов семьи, к которой принадлежит данное лицо. Группа членов семьи также известна как семейная ячейка, и она может быть частью различных типов семей.

Если у вас есть партнер и дети, проживающие в одном домохозяйстве, то ваша установка соответствует ячейке нуклеарной семьи. Если у вас также есть родители, бабушки и дедушки, двоюродные братья и т. д., вы являетесь одним из многих членов большой семьи.

Нуклеарная семья была самой популярной семейной структурой последнего десятилетия, но изменения в обществе означают, что семейная ячейка трансформируется и адаптируется к современным законам и взглядам.

Примеры структуры семьи

У каждой семьи есть свои причуды, внутренние шутки, ценности и уникальный способ ведения дел, но все они вписываются по крайней мере в одну из следующих структур:


Нуклеарные семьи

Нуклеарные семьи — это семейные единицы, состоящие из двух родителей и их детей. Родители не должны состоять в браке и могут идентифицировать себя как ЛГБТК+. Чтобы быть нуклеарной семьей, оба родителя должны быть преданы друг другу и воспитывать детей вместе в одном доме.

Нуклеарная семья со временем трансформировалась. В прошлом предполагалось, что родители в этой семейной ячейке состоят в браке и гетеросексуальны, но теперь это не так. Также дети, воспитывающиеся в нуклеарной семье, могут быть биологическими детьми родителей или быть усыновленными.

В прошлом нуклеарная семья считалась социологами самой безопасной и стабильной семейной ячейкой для воспитания детей. В современном обществе мнение о том, что «2,4 ребенка и белый частокол — это лучше всего», часто считается стереотипным и устаревшим.


Расширенные семьи

Структура расширенной семьи часто состоит из как минимум двух взрослых, проживающих в одном домохозяйстве. Члены расширенной семьи могут быть связаны кровным родством или браком и могут передаваться из поколения в поколение.

Если вы смотрели диснеевский фильм Encanto , La Familia Madrigal — хороший пример того, как может выглядеть структура расширенной семьи. В этот тип семьи могут входить бабушки и дедушки, двоюродные братья, тети, дяди, родители и родственники мужа, живущие вместе, воспитывающие детей и занимающиеся домашними делами.

Домохозяйства, состоящие из представителей нескольких поколений, наиболее распространены в развивающихся странах, таких как части Африки, Азии и Ближнего Востока. Структура расширенной семьи также становится все более популярной в западных культурах, когда многие семьи переезжают вместе по финансовым причинам или для дополнительной поддержки по уходу за детьми.


Семьи с одним родителем

В современном обществе существует множество различных типов семей, но больше всего разрослись семьи с одним родителем. В прошлом пары должны были пожениться, прежде чем заводить детей. Кроме того, развод не всегда был таким приемлемым, как сегодня, и многие родители оставались вместе «ради детей».

Времена изменились, и больше людей, чем когда-либо прежде, заводят внебрачных детей. Сам брак также уже не так популярен, как когда-то, и недавние данные переписи населения показывают, что примерно 40% детей в возрасте до 18 лет воспитываются в семье с одним родителем.

Семья с одним родителем состоит из одного родителя, который воспитывает своих детей один дома. Родитель-одиночка может иметь полную опеку над своими детьми или совместную опеку. Жизнь в качестве родителя-одиночки может быть сложной, но часто дети развивают прочные связи со своими родителями, несмотря на то, что дома нет двух опекунов.


Бездетные семьи

О бездетной структуре семьи часто можно забыть как о группе в обществе, но этот тип семьи на самом деле находится на подъеме. Пара, живущая вместе без детей, все равно остается семьей, даже если они никогда не собираются приветствовать ребенка в своей жизни.

Пары, которые не имеют детей, могут завести собаку или другое домашнее животное, чтобы заботиться о них, или просто наслаждаться жизнью вместе как дуэт. В последние десятилетия рождаемость в США снижается, а популярность бездетных семей растет.


Приемные семьи/смешанные семьи

Когда родители разводятся или расходятся, и продолжают формировать отношения с другими людьми, формируется приемная семья. Приемные семьи состоят из биологического родителя, их детей и нового партнера.

Например, если ваши мама и папа расстались, а мама снова вышла замуж, этот мужчина будет вашим отчимом. Приемные семьи отличаются от структуры семьи с одним родителем, поскольку в доме живут двое взрослых или опекунов, которые воспитывают семью, даже если один человек не является биологическим родителем детей.

Когда две семьи объединяются, такой тип структуры часто называют смешанной семьей. Дети от прошлых отношений обоих людей в новой паре становятся членами смешанной семьи и могут проводить часть или все свое время, живя в одном домашнем хозяйстве.

Опекунство над детьми в шаговых и смешанных семьях может различаться. Например, в некоторых семейных единицах дети одного партнера могут быть там только по выходным, в то время как дети другого родителя могут постоянно жить в семейном доме.


Приемные семьи и приемные семьи

Последние данные показывают, что в Соединенных Штатах более 400 000 детей находятся в приемных семьях. Под приемной семьей понимается домохозяйство, в котором один или несколько взрослых ухаживают за детьми в системе ухода. Воспитатели могут присматривать за детьми всего день или несколько лет.

Существует много разных причин, по которым детей берут в приемные семьи, и братья и сестры не всегда могут жить в одном приемном доме. Родственная забота похожа на приемную семью, но эта структура семьи отличается, поскольку о детях заботятся родственники или близкие друзья семьи, а не их биологические родители.

В приемной семье один или несколько взрослых становятся законными опекунами и опекунами ребенка, который не связан с ними биологически. Структуры приемной семьи могут включать одного родителя, пары или отдельных лиц ЛГБТК + или гетеросексуальную пару, воспитывающую одного или нескольких приемных детей вместе.


Как структура семьи влияет на семью?

Семьи в современном обществе могут значительно различаться, и у каждой есть свои недостатки и преимущества. То, что работает для одной семьи, не обязательно будет работать для другой, но важно признать роль семейных структур в благополучии всех членов семьи.

Часто считается, что бездетные семьи более благополучны в финансовом отношении и испытывают меньше стресса, но пары могут не быть бездетными по своему выбору. Дети, растущие в приемных семьях, могут испытывать безусловную любовь, как и дети из нуклеарной семьи, но у них могут возникнуть эмоциональные проблемы в более позднем возрасте, если они узнают, что их усыновили.

Адаптация к жизни в смешанной семье может быть трудной для всех членов семьи, а создание гармоничной домашней обстановки может потребовать много времени и усилий. Структура расширенной семьи может привести к занятому и хаотичному домашнему хозяйству, но домашние финансы, работа по дому и обязанности по уходу за детьми могут быть разделены между несколькими взрослыми в семейной ячейке.

Изменение структуры семьи

Сегодня семьи в Соединенных Штатах изменились вместе с социально-экономическими условиями современного мира. Традиционная семейная ячейка больше не является нормой, и каждая семейная структура имеет положительные и отрицательные характеристики.

К какой бы семье вы ни принадлежали, пока между членами семьи существуют крепкие узы и любовь, не имеет значения, как выглядит ваша семья. Важно помнить, что все семейные структуры имеют свое место в обществе, и идеальной семьи не существует.

Новые семейные структуры работают для детей

Новые семейные структуры работают для детей | Детский и семейный блог К Сьюзан Голомбок и , | март 2015 г.

ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:

Дети однополых родителей или дети, зачатые с помощью вспомогательной репродукции, процветают, бросая вызов превосходству традиционной семьи, раскрывает знаменательную книгу.

Как семьи поддерживают здоровую психологическую адаптацию и гендерное развитие своих детей? Является ли решающим фактором структура семьи, то есть пол родителей, их число, их сексуальная ориентация и генетическая связь с детьми? Какую роль также играют семейные процессы – качество отношений в семье, такие как теплота, уровни взаимодействия, открытость общения и методы дисциплины?

Долгое время люди считали, что структура семьи имеет первостепенное значение, а золотым стандартом является традиционная семья с двумя родителями, состоящая в браке гетеросексуальных мамы и папы, биологически связанных со своими детьми. Так что «нетрадиционные» варианты этой семейной структуры, будь то, например, неполные семьи или приемные семьи, в лучшем случае отошли на второе место.

Более поздние варианты, известные как «новые формы семьи», в которых участвуют однополые родители и семьи, созданные с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, также подвергались стигматизации. Однако исследования этих более современных вариантов не только подтверждают их ценность, но и серьезно ставят под сомнение некогда признанное первенство традиционной структуры семьи.

«Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что присутствие отцов в жизни детей не является необходимым «само по себе». Что еще более спорно, дети могут, кажется, прекрасно обходиться без мамы».

Это исследование новых форм семьи, проведенное за последние 35 лет, показало, что дети в этих семьях живут так же хорошо, как и дети, выросшие в традиционных семьях. Факты также показывают, что мальчики не менее мужественны с точки зрения идентичности и поведения, а девочки не менее женственны, когда они растут с родителями одного или того же пола.

Кого-то эти находки вряд ли удивят. Дети в этих новых семейных формах, как правило, очень желанные дети с преданными и вовлеченными родителями. Они не рождаются случайно. Эти родители часто шли на многое, чтобы иметь детей, требующих сложного лечения бесплодия или преодоления значительных предубеждений. Многие отцы-геи говорят, что никогда не мечтали о том, что настанет день, когда они станут родителями. Некоторые исследования обнаруживают в этих формах семьи более позитивные отношения, чем в традиционных семьях.

Я не говорю, что дети в новых формах семьи всегда процветают. Исследование просто показывает, что у них такая же вероятность преуспеть или иметь проблемы, как и у детей в традиционных семьях, в зависимости от таких факторов, как качество воспитания, собственные личные качества детей и, что важно, социальная среда, в которой они выросли. В том числе отношение общества к семье. Так что предрассудки и стигматизация могут навредить этим детям, хотя в их семьях на самом деле ничего нет как таковой , что подвергает их риску.

А количество родителей? Имеет ли это значение для психологического развития детей? Возьмем, к примеру, семьи с матерью-одиночкой. Исследования психологической адаптации детей в таких семьях показывают, что дети более подвержены риску психологических проблем, чем их сверстники из семей, где присутствует отец. Это относится как к семьям с матерью-одиночкой, образованным в результате развода, так и к семьям, возглавляемым незамужними матерями-одиночками. Однако эта разница в значительной степени объясняется факторами, которые часто сопровождают одиноких родителей, таких как экономические трудности, материнская депрессия и отсутствие социальной поддержки, а также факторами, которые возникли до перехода в неполную семью, такими как родительский конфликт. Когда мы учитываем эти факторы, различия в психологической адаптации детей с отцами и без отцов практически исчезают.

Таким образом, данные свидетельствуют о том, что присутствие отцов в жизни детей не является существенным само по себе . Что насчет матерей? Наши результаты приводят к противоречивому выводу о том, что присутствие родителя женского пола не является существенным для благополучия детей или развития у них поведения, характерного для пола. Каковы доказательства? Хотя было проведено лишь небольшое количество исследований, имеющиеся результаты не показывают свидетельств повышенного уровня проблем адаптации детей или нетипичного гендерного развития между детьми из семей с двумя родителями-геями и детьми из семей с двумя родителями-лесбиянками или с двумя родителями. гетеросексуальные семьи. Дети, кажется, прекрасно обходятся без мамы.

Эти результаты бросают вызов широко распространенным теориям детского развития. Они ставят под сомнение важность традиционной семьи в обеспечении мальчиков отцами и девочками с матерями, на которых можно моделировать свое поведение. Наиболее спорным, пожалуй, является то, что новые исследования семей, возглавляемых отцом, ставят под сомнение центральную роль матери.

Исследования новых форм семьи противоречат общепринятым представлениям и предубеждениям, подтверждая то, что многие родители в этих семьях давно знали: дети обычно чувствуют себя хорошо.

Добавить комментарий