Типы сознания – Виды сознания человека

Виды сознания человека

Понятие сознания

Определение 1

Сознанием называют высшую форму отражения реального мира, свойственную людям.

Заключается в обобщении и фокусировке на отражении реальности, используя предварительное мысленное построение образов или действий и предвидении возможных результатов, а также сознательного контролирования поведения личности.

Сознанием можно назвать восприятие окружающей среды и осознанное, осмысленное отношение к людям и вещам, находящимся во внешнем мире.

Понимание сущности сознания среди психологов является неоднозначным. В общем смысле подразумевается отражение действительности на любом уровне физического мира. При этом подчеркивается его взаимосвязь с материей без обнаружения его структуры . В структуру сознания входят такие важные моменты как осознанное отношение к вещам, то есть переживание или конкретное отношение к воспринимаемому субъекту.

Сознание формируется с помощью высшего уровня психики.

Свойства сознания

Сознание обладает следующими свойствами:

  • Ограниченностью. Оно охватывает определённое число воспринимаемых субъектов.
  • Неоднородностью. Психологи выделяют две области сознания — мутное сознание и ясное сознание с точкой фиксации, находящийся в фокусе ясного сознания.
  • Ритмичностью. Некоторые компоненты сознания стремятся к формированию групп элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Это происходит либо непроизвольно либо осознанно управляется вниманием. Благодаря данному свойству объем внимания увеличивается.

Замечание 1

Степень развития сознания зависит от уровня организации мозговой деятельности и формируется в процессе развития мозга, также происходит и противоположный процесс, по мере снижения активности мозговой деятельности угасают и функции сознания.

Процесс осознания всегда связан с мыслительными реакциями и тесно взаимодействует с мозгом. При этом сознание зависит от членораздельной речи, логических обобщений и абстрактных понятий, присущих человеку.

Виды сознания

В психологии различают несколько видов сознания:

  1. Ясное или чистое — адекватное восприятие окружающих событий и людей. Характеризуется:

    • активным вниманием;
    • развернутым речевым контактом;
    • осмысленными ответами на вопросы;
    • выполнением необходимых действий;
    • самопроизвольным открыванием глаз;
    • быстрой и целенаправленной реакцией на любые раздражители;
    • сохранностью ориентации в пространстве.
  2. Неясное или помрачение сознания. Характеризуется:

    • проявлением равнодушного и безразличного отношения к своему состоянию;
    • на заданные вопросы реагирует верно, но с задержкой ответа.
  3. Ступор. Характеризуется:

    • плохой ориентацией в окружающем мире;
    • при ответах на вопросы реагирует медлительно и вяло, отвечает невпопад;
    • может заснуть в процессе разговора;
    • в течение дня может впасть в оцепенение.
  4. Отупление. Характеризуется:

    • глубоким помрачением сознания;
    • человеку свойственно находиться в спячке. При этом вывести из спячки можно громким криком или болевыми воздействиями, но на короткий промежуток времени, затем он снова погружается в спячку.
  5. Кома. Характеризуется:

    • полной утратой сознания и глубокой спячкой;.
    • человек абсолютно не реагирует на крики, болевые импульсы и и физические касания;
    • полностью утрачены рефлексы.
  6. Бред. Данный вид сознания является ложным и человек искажает восприятие своей реальности. Характеризуется:

    • сильным нарушением сознания;
    • бредовым состоянием.
  7. Галлюцинации. Различают две разновидности галлюцинаций: зрительные искажения и слуховые.

spravochnick.ru

1. Сознание и его свойства. Виды сознания

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность

[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии

[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

studfile.net

10. ТИПЫ СОЗНАНИЯ. Семь ступеней самореализации

10. ТИПЫ СОЗНАНИЯ

Зная, что Бог является Разумом, что великое творческое Духовное Сознание обитает в центре нашего существа, человеку только нужно употребить то, что находится в его распоряжении, чтобы создать то сознание, в котором он хочет пребывать. Сознание — очень тонкая вещь. Оно является чем-то, с чем люди говорят, однако о котором они очень мало знают. Это что-то такое, что мы можем описать красивыми фразами, однако совсем не можем удовлетворительно определить. Когда мы хотим его охватить, то это нам не удается. Однако все, что существует — все знание, вся красота, все переживания, все вещи, которые вдохновляют и охватывают нашу душу, все это только тогда имеет ценность, когда ощущается сознанием и в сознании.

Философы и психологи много говорят нам о законах сознания и ума, однако очень мало о том, чем они в действительности являются. Если мы хотим знать их настоящие характеристики, их “зачем” и “почему”, их источник и судьбу, трудно добиться определенного ответа. Электрик, хотя и не познал в действительности сущности электричества, познакомился с законами, как использовать его в практике, и когда он правильно применяет эти законы, то достигает желаемых результатов. Также обстоит и с сознанием. Хотя мы и не понимаем его истинную сущность, мы можем «быть удовлетворены, зная, что сознание является состоянием Сущности, и когда мы ознакомились с законами, которым оно подчиняется, мы можем правильно их применять и желаемые результаты последуют.

Что мы в действительности подразумеваем, когда говорим о “типах сознания”? Воистину, мы воображаем особое состояние ума. Каждый индивид, сознает ли он этот факт или нет, существует в некотором определенном состоянии сознания, зачастую настолько определенном, что это ясно видно в его личности. Факт состоит в том, что имеется столько же типов сознания, сколько есть различий стремлений или влечений. Например, человек, который посвящает большую часть своего времени развитию физического тела, живет в физическом сознании и развивает его. Лицо, посвящающее много времени эстетике, развивает эстетическое сознание. Деловой человек зачастую развивает денежное сознание. Однако для духовного и благочестивого человека духовное сознание стоит на первом месте.

Однако для чего же уделять так много внимания вопросу сознания? Потому что, как было уже указано, все, что существует — все знание, вся красота, все вещи, которые охватывают и вдохновляют душу, все это только тогда имеет ценность, когда ощущается сознанием и в сознании, такое сознание в конце концов становится Реальностью. Проверка этого важного выражения поможет реализовать значение сознания. Для иллюстрации эффекта, вызываемого сознанием, примем во внимание следующие случаи: индивид, который становится угрюмым и унылым, и дает перевес этому состоянию ума, создает сам себе сознание, которое превращается в реальность сумаcшествия или уничтожение своей жизни. С другой стороны, индивид, который несмотря на печальные обстоятельства, принимает Иисуса Христа своим руководителем в своей повседневной жизни, развивает духовное сознание, которое ведет к совершенной жизни.

Центры сознания в теле

Где ваше сознание, там и ваша жизнь. Сознание имеет определенные центры в теле. Оно может находиться в сердце, позвоночнике, точке между бровей, которая является высшим центром, и если ваше сознание направлено к небесам, то вы исполнены Богом. Если вы могли бы сказать, что вы исполнены Божественными мыслями, то вы находитесь на небе, или здесь, в месте между бровями в Духовном Центре. Если же ваши мысли более низкого свойства, тогда вы уже не находитесь на небе. Вместе с плохими мыслями создается состояние психологической удовлетворенности, не дающее ни мира, ни радости. Должны ли вы идти еще дальше, чтобы знать, что вы пали с неба и живете здесь же, на земле, под сатанинским влиянием?

Различные направления локализации сознания в физическом теле распределяются следующим образом. Значение южной стороны принимает направление от головы или подбородка вниз, напротив, значение северной стороны — вверх. Вперед означает восток: и место между бровей, где находится Духовный Глаз, является востоком. Высшее Сознание находится здесь, и когда возникают темные мысли, мы обнаруживаем место сознания в нижней стороне, вместе с соответствующим током праны (Космической Энергией или жизненными силами тела) снаружи. Теперь, если ум спокоен, тогда и глаза спокойны, дыхание спокойно и телесные соотношения гармоничны, потому что ток праны протекает нормально и естественно и мы обладаем мудростью. Однако вместе с неспокойным умом глаза, дыхание и все тело становятся неспокойными. Тогда внимание или сознание удалены от спокойного Духовного Центра, и хотя Божественное Сознание и стучится у нашей временной телесной обители, мы не слышим его.

Внутреннее тело состоит из лучей. Воля может расширить это тело или сохранить его маленьким и ограниченным. Мы накладываем на себя это ограничение. Мы можем оставаться на узкой тропинке заблуждений или мы можем расшириться до пределов неограниченного Божественного Сознания. Как можно это сделать? — Посредством “Единородного Сына” Сознания Христа, этой тонкой нити чистого сознания, которое спускается вниз — через это неоскверненное Божественное, удовлетворяющее всех Космическое Сознание, в котором находится самый тонкий сокровенный свет, который мы видим, углубившись в себя. Хотя мы, может быть, и не способны совершенно углубиться в это Космическое Сознание, однако если мы обладаем известным спокойствием, то Божественная Воля протекает через нас, может быть, и незамеченная нами, однако мы будем способны видеть руку Божию, руководящую нашими жизнями.

1. Знание о своем законе Жизни: под этим выражением подразумевается то, что у нас должна быть некоторая идея или предугадывание о нашем истинном естестве или нашем источнике, посредством которого мы можем ориентироваться в нашем Божественном “Я”, т.е. цели нашей жизни. Каждому индивиду в этом мире нужно исполнить известную цель, которую он может исполнить лучше другого.. Бог вложил эту силу в Своем Творении для реализации этого предначертания.

2. Глубоко укорененное Желание: мы обычно знакомимся с целью нашей жизни посредством этого глубоко укоренившегося в нас желания.

3. Знание законов, которые господствуют над желаниями: этим глубоко укорененным желанием нам следовало бы ближе ознакомиться с законами, которые руководят нашими желаниями и нашими талантами. Это ознакомление с законами потребует, может быть, многих месяцев или интенсивного изучения или подготовки в высшей школе даже годами, в зависимости от силы желания и таланта.

4. Концентрация и покорность. Прилежное применение их является следующим шагом в усвоении законов. Предлагайте человечеству самые высокие услуги, которые под силу вашему таланту и способностям. Высшее Сознание достигается посредством переживаний и выражений.

5. Медитация. Так как медитация является источником, посредством которого достигается контакт с Богом, и так как Бог — все во всем, то Он удовлетворяет все наши нужды. Он не знает никаких ограничений. Индивид, который постоянно медитирует глубоким образом, пока он сознательно ощутит свое Единство с Богом — достигнет не только особого сознания, но он найдет также и Божественное “Я” в себе.

Повторный обзор

Великое духовное творческое сознание о вселенной обитает в центре каждого существа, и человеку только нужно подчинить орудия труда своему приказу, чтобы создать сознание, в котором он хочет обитать. Каждый индивид живет в определенном состоянии сознания. Бог является умом, и все вещи, которые существуют, создаются деятельностью ума. Сознание в конце концов становится действительностью. Где находится ваше сознание, там вы и живете. Единственная граница проведена самим человеком, его мысленным миром. Под “образом сознания” подразумевается известное состояние ума. Каждый индивид выражает объединенное состояние сознания.

Человек создан по образу и подобию Божию.

Человеческая душа является индивидуализированной божественной творческой искоркой, светом, который обитает в каждом человеке. Человек является кузнецом своего счастья, если он этого хочет, признает и применяет эту власть, данную ему Богом. Природа человека тройственна. Божественная искра является его духовным эго — первый возбудитель — и этого никогда не надо отрицать, ибо из этого возникает возможность проявляться ментальному и физическому миру человека. От человека требуется уравновешенное троякое развитие его природы для всестороннего физического и ментального служения Богу.

Сознание имеет определенные центры в теле. Как эти центры пробуждены, так человек и действует и живет в известном состоянии сознания. Этими центрами сознания являются сердце, позвоночник и самый высший центр находится между бровями.

Ясно, что для служения Богу, т.е. для проявления Его требований, нужно ознакомиться с законами сознания и истинной природой человека и предпринять следующие шаги:

1. Ознакомиться с законами жизни.

2. Глубже познать скрытые желания.

3. Близко ознакомиться с законами, которые управляют желаниями.

4. Применить усердно законы концентрации и благочестия.

5. Путь к Первопричине — это медитация.

Каждый человек в мире имеет определенную задачу, которую ему надлежит выполнить, и он одарен всем, чтобы эту задачу выполнить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Глава 5. Сознание человека

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) — факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

132

Глава 5. Сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

133

говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

134

Третья характеристика человеческого сознания это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

135

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-

136

ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания’ человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-

137

но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

138

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп

139

таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

хФрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М, 1991. — С. 25.

140

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

141

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсоз-нания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Темы и вопросы для семинаров Т е м а 1. Природа человеческого сознания.

1. Определение сознания.

2. Проявления сознания.

3. Психологические свойства сознания.

4. Сознание и речь.

142

Т е м а 2. Возникновение и развитие сознания.

1. Предпосылки и условия возникновения сознания.

2. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

3. Перспективы развития человеческого сознания.

Т е м а 3. Сознание и бессознательное.

1. Понятие и виды бессознательного.

2. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

3. Соотношение между сознанием и бессознательным.

Темы для рефератов

1. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

2. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

2. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.

3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

ЛИТЕРАТУРА I

Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Глаз, рука и сознание: 274— 286. Сознание и его развитие: 377—403.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222—279.)

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152.)

143

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О сновидении: 310—343. По ту сторону принципа удовольствия: 382—424.)

II

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Понятие бессознательного: 15—35. История исследований бессознательного: 52—66. Психология сознания: 123—160.)

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.)

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989. (Сознание человека: 156—190.)

Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6—123.)

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.)

III

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285—325.)

Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126.)

Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Самосознание: 81—108.)

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3—81.)

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4—37.)

Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм: 130152.)

Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 3486.)

144

studfile.net

Классификация форм, видов и типов сознания. — МегаЛекции

Понятие о психике в Отечественной психологии.

Эпиграф.

Человек в других людях и есть душа человека. – Пастернак

 

 

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворение,

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

Пастернак.

Рост жизни не в одном развитье мышц

По мере роста тела, в нем, как в храме,

Растет служенье духа и ума.

Шекспир (Гамлет)

 

Понятие о психике.

Бехтерев В.М (1857-1927)

Психика есть выражение запасной энергии нервных центров. Психика есть выражение особого напряжения энергии. Связано со всеми жизненными процессами.

Юнг К. Г.

Душа как отражение мира у человека многообразна

Выготский Л.С

Психика есть орган отбора, решето, процеживающее мир — изменяющее его так, чтобы можно было действовать. Не всегда верно отражает, то есть субъективно искажает действительность в пользу организма.

Волошинов В.Н

Психику следует понимать и истолковывать как знак.

Леонтьев А.Н. (1903-1979)

Психика есть свойство высокоорганизованной материи (мозга), особым образом отражать окружающий мир.

В школе Леонтьева психика рассматривается как функциональный орган деятельности. Психика выполняет в жизни субъекта ориентировочно – регулирующую функцию.

1) отражение мира, в котором действует субъект

2) регуляции на основе образа мира

 

 

Большаков Б.Ю

Психика это совокупность электрических, химических и механических процессов, протекающих в нервной системе.

Рубинштейн (1889-1960)

Определяет психику как единство отражения, отношения, и переживания.

Еникеев М.И

Психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах.

 

Психика это микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается. Психика это виртуальное сжатие природы.

Тихомиров О.К. (1933-2001)

Психика есть не просто отражение уже существующего мира, как внешнего так и внутреннего, а психика еще выполняет функцию порождения несуществующего мира.

Иванников В.А.

Психика есть система символов, знаков, иероглифов, кодов внешнего мира. Психика есть адекватное знание о мире.



Веллер М.

Психика человека – это встроенная система самоуправления, заставляющее человека ради собственных целей и интересов действовать в целях и интересах энерго-эволюции вселенной.

 

Психика-с греческого «душевный» , это активная и пристрастная форма отражения субъектом объективной реальности.

Психика это идеальное присущее биологическим объектам с внутренним источником активности.

Лаврова О.В.

Гносиалогоческие дефиниции психики.

1) форма активного отражения субъектом

2) субъективный образ объективной реальности

3) совокупность сознательного и бессознательного.

4) Субъективная реальность, обладающая объективными свойствами

5) Продукт и условие сигнального взаимодействия живого существа и среды

6) Функция высокоорганизованной материи , базирующаяся на свойстве раздражимости нервной ткани.

7) СП-ть человека к удвоению реальности.

 

Онтологические (бытийные)

1) непрерывный формообразующий процесс, протекающий индивидуально по единым законам

2) способ бытия субъекта

3) душа (анима)

4) душа-чувтвующее начал противостоящее разуму

5) трансцендирующая манифестация духа (гегель)

6) невидимая часть мира поддерживающая видимый мир

7) всеобщее объединяющее начало, проявляющееся у живых существ и в неживой природе

8) множество сознательеных и бессознательных умственных опытов

9) проявление законопорядка на ментальном уровне

10) психика всегда субъективна. При адекватном отражении действительности, ее люди отражают по-разному.

 

Термин субъективное имеет 3 значения- 1) трактуется как полная противоположность объективной реальности. 2) означает искаженное, 3) это то что принадлежит субъету

Идеальное – 1) субъективная реальность, объективного мира, 2) «схема реальной предметной деятельности» человека, согласующаяся с формой вне мозга, 3) совершенное завершенное

Отражение фиксирует представленность одно йреальности в другой, в том числе мира в человеке.

Вся материя обладает св-вом отражения.

Гальперин-психику как особое свойство нельзя сводить к физиологическим процессам, котроые его производят.

Психолог оченивает психику исключельно по тем следам которые оставляет в материальном мире.

К.Маркс-идеальное есть ни что иное как материальное пересаженное в человеческую головуи

преобразованное вней.

26.10.11

Стуртура психики человека

Переписать у кого-нить

Продолжение.

Нуркова В.В и Березанская Н.Б

В структуре психики выделяют:

1) Регулятивные процессы- мотивация, эмоции и воля, внимание.

2) познавательные процессы- ощущения, восприятия, память, воображение, мышление и речь.

 

В структуру психики включают:

I. Психические процессы:

· Познавательное

· Эмоциональные

· Волевые

II. Психические свойства (устойчивые образования, обеспечивающие деятельность и поведение) :

· Направленность- потребности, мотивы, цели, ценностные ориентации, идеалы

· Темперамент

· характер

· способности

III. Психические состояния:

· Уверенность

· Бодрость

· Упадок

 

IV. Психические образования:

· ЗУНы (знания, умения, навыки)

· Привычки

· Убеждения

 

 

Ассоциативная психология.

Психика — есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека

 

Структурная псих-я.

Психика это система связей между структурными элементами сознания.

 

Прагматизм и функционализм. У. Джеймс.

Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают приспособление организма к условиям среды

 

Бихевиоризм.

Психика-это система связей между внешней стимуляцией и поведением.

 

Когнитивная психология.

Психика это система процессов и механизмов ЦНС, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней и внутренней среды.

 

Гештальтпсихология.

Психика это особая структурная организация, феноменальное поле

 

Деятельностный подход.

Психика есть особая система функций организма, которая заключается в ориентировке действий и деятельности, на основе субъективного образа объективного мира.

 

Человек и его психика это единая система. Психика социальна.

 

 

Содержание формы психики человека.

Поведение, отношение, переживания, побуждения.

Формы проявления психики:

Психические процессы, состояния, свойства, образования.

Источники психики:

  • Природные (мозг, нервная система)
  • Социальные (общество)
  • Психологические (знаки, символы)

 

Функции психики человека.

 

Я.А. Пономарев (1920-1997) выделяет две функции психики:

1) приспособлении индивида к существующей реальности.

2) формирование новой реальности (творчество)

 

Б.Ф.Ломов (1927-1989) выд-ет три функции психики:

1) познавательную (когнитивную), предназначенную для построения внут модели окружающего мира с помощью ощущения, восприятия, мышления и т.д.

2) регулятивную, определяет поведение индивида через потребности, цели, чувства, эмоции.

3) коммуникативную, обеспечивает отношения между людьми.

 

А.Г. Моклаков:

1) отражение

2) обеспечение целостности организма

3) регуляция поведения

 

С.Д..Смирнов:

Всеобщей функцией психики является построение субъективного образа будущего и подчинение поведения живого существа этому еще не наступившему будущему.

 

Функции психики:

  • Адаптация
  • Отражение
  • Творчество
  • Регуляция
  • Предвидение (прогнозирование)
  • Коммуникативная
  • Познавательная

 


Развитие психики в онтогенезе.

Развитие психики осуществляется :

1) в филогенезе- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида

2) в онтогенезе- становление структур психики в течение жизни отдельного человека

3) в социогенезе — становление процессов познания, межличностных отношений, обусловленных различиями культур

 

Развитие психики связано с прижизненным овладением сложными способами деятельности. Термин «развитие» указывает на изменение, которое со временем происходит в психике и личности. Развитие человека имеет свой ритм. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественной отличной психикой. В результате психического развития у человека формируется:

1) Произвольные психические функции, возникающие дополнительно к непроизвольным.

2) Социальные потребности дополнительно к биологическим.

3) Высшие нравственные чувства дополнительно к эмоциям.

4) Абстрактно -логическое мышление, дополнительно к наглядно – образному и наглядно – действенному мышлению.

5) Высшие психические функции (мышление, речь и воображение) дополнительно к натуральным функциям (память, восприятие)

6) Самосознание и личность

 

Разные психич ф-ции развиваются неравномерно, непропорционально (закон неравномерности развития психики). В развитии человека стабильные периоды сменяются кризисными. Кризисы возникают на стыке возрастов. Хар-ря отмиранием старого в психике, и формированием нового. По мнению Выготского (1896-1934) психика формируется исторической ситуацией и культурой в которую мы включены. «только так мы сможем понять нашу психику». Психика человека находит отражение в продуктах деятельности.

Основные факторы развития психики человека по Рубинштейну. Выделяет троякую детерминацию.

1) природная организация человека (предпосылки)

2) соц среда (условия)

3) собственная активность человека ( деятельность)

 

психика не только проявляется, но и формируется и развивается в ходе собственной деятельности человека.

 

26.10.11

Возникновение и эволюционное развитие психики в филогенезе.

Происхождение психики.

Вероятностное понимание опирается на прошлое, а именно на идеи креационизма и преформизма.

Преформирование. Развитие есть репродуктивное воспроизведение предопределенного и исходно заложенного в объекте замыла зпт включая финал.

Поверхностные способы:

Системный способ заключается в том что что-либо понять можно лишь тогда, когда оно яв-ся элементом какой-то системы.

А) эволюционный способ- выстраивает трансформации всех живых организмов в линейный ряд, показывая как из невзрачного комочка слизи вырастает человеческая цивилизация.

Б) финалистский подход. Тейярде Шарден. Траектория эволюционного процесса сходитится в точке омега где происходит сверхсинтез и эволюция завершается. Предполагается что эволюция точно знает куда идти, а потому безжалостно отсекает ошибочные линии развития. В результате все мутационные линии конвиргируют и в удаленном будущем должны сойтись в одной вершинной точке.

В) Нефиналистский взгляд (Г. Спенсер). Универсальный закон эволюции- постоянный рост дифференциации материи ее структурной организованности. Линии развития дивергируют.

Г) социологизаторский способ.

Глубинные способы понимания.

Переписать

02.11.11

4) полифонический способ- это объемный способ, признает множественность и многослойность мира и относительность истины.

 

возникновение психики

гипотеза А.Н.Северцова (1866-1936)

«Эволюция и психика» (1945):

Существуют различные способы приспособления живых организмов к изменениям среды:

1) путем изменения строения и функционирования органов

2) путем измененияповедения

 

внутри второго способа он выделил два различных направления : 1) медленное изменение инстинктов; 2) развитие способности к индивидуальному научению (к разумным действиям, причем эти действия не передаются по наследству передавалась), быстрое изменение поведения, изобретение новых способов поведения в ответ на быстрое изменение среды.

Вывод:

Психика возникла потому что она оказалась могучим средством приспособления животных к окружающей среде.

Эффект эволюции заключается в увеличении степени свободы действия вида и рост пластичности нервной системы. Индивидуальный прижизненный опыт всегда богаче, чем врожденный и почти одинаковый у всех опыт основных инстинктов.

 

 

 

Концепция Б.Ф. Поршнева (1905-1972) «Сверхживотное в человеке»

Загадка человека и состоит в загадке начала человеческой истории. Люди не представляют собой единого вида. Произошло фатальное расщепление вида позднейших палеоантроповых гоминид . поедание своих сородичей вызвало взврыв в эволюционном развитии, и пошли по пути своего очеловечиваия. Чтобы сохранить себя, обреченный на съедение, вынужден был усложнять взаимодействие. Чувство страха делало жертву невротиком. По мнению Поршнева человек это животное «наоборот». Сфера бессознательного под прессом страха оказалась способной к мутации. Человечество приобрело себе рассудок, в результате прохождения в своем развитии стадии адельфофагии.

В безгрешном стаде произошел вынужденный переход к каннибализму. В результате образовались 2 подвида (кормильцев и кормимых). Взаимоотношения между ними и создали условия для возникновения мышления и появления второй сигнальной системы.

Суггестивность (внушаемость) стала в итоге стержнем оразумления гоминид.

В результате процесса антропогенеза образовалось 4 вида рассудочных существ:

1) хищный –это суперанималы (сверхживотное), они подавляли волю людей и убивали

2) хищный – суггесторы, успешно имитирующие интердиктивные действия, но сами не способны противостоять давлен суперанималов

3) диффузный- это поедаемые, не имеющие средств к психологической защите (человек разумный)

4) неоантропы – более продвинуты в разумлении, способны не поддаваться внушении.

Биол и психол эволюция осуществлялись параллельно. На фоне ускорения темпов эволюции ужесточалась конкуренция, увеличилась плотность взаимного давления существ. В один момент биол эволюция достигла предела своей скорости.

· Увеличить различие между родителями и потомством

· Увеличить частоту смены поколений. Инстинкт продолжения рода подавлял остальное

· Выживали те существа, которые меняли не строение тела, а поведение.

 

В результате стали достигать успеха не сильные или быстро размножающиеся, а более сложно организованные поведенчески . образ жизни приводил к осложнении мозговых структур. Естественный отбор дополнился социальным и эволюция стала биосоциальной.

Гипотеза Леонтьева. ( 1903-1979)

Толчком к появлению чувствительности ( психич отражения) мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде.

Объективные критерии психики.

Наличие чувствительности есть объективный критерий психики. Чувствительность это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные. Если есть чувствительность то есть субъективный аспект, который выражается во внутреннем переживании. Субъективная форма отражения появляется вместе с реакциями на раздражители биологически нейтральные (не полезны и не вредны, не разрушают организм, не участвуют в обмене веществ, но являются потенциальными сигналами биологически значимых объектов). В ходе биол эволюции психика возникла потому что она обеспечивала более эффективное приспособление к среде.

Стадии и уровни развития психики в филогенезе. (Леонтьев и Фабри)

 

· Стадия элементарной сенсорной психики.

a. Низший уровень ( простейшее многоклеточное живущее в воде). Характеристика : примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность.

b. Высший уровень (черви, улитки) Хаар-ка: наличие ощущений, появления органа манипулирования (челюстей), способность к формированию элементарных условных рефлексов, индивидуальный опыт, уходит от неблагоприятных условий среды, жесткие врожденные программы.

· Стадия персептивной психики.

a. Низший уровень ( рыбы, насекомые). Отражают внешний мир в форме образов и предметов. Развитое защитное поведение

b. Высший уровень (птицы и высшие позвоночные). Складывается картина мира, есть способность к научению. Способность решать задачи.

c. Наивысший уровень. (обезьяны, собаки, дельфины). Способность решать задачу разными способами. Выделение подготовительной фазы в поведении и решении задач. Учет причинно-следственных связей.

 

Особенности психики животных (Гиппентрейтер)

Активность животных определяется биологическими мотивами. Деят-ть животных ограничена рамками наглядных ситуаций. Основу поведения животных составляют наследственные видовые программы.

 

 

Переписать с блокнота

09.11.11

Соотношение понятий «Психика» и «отражение»

Эти понятия не совпадают между собой, а только частично перекрываются в своем содержании. В отражении психики есть одна из задач психики. Не менее важны и две другие задачи:

  • Оценка событий, поиск нужного способа поведения и управления им.
  • Только успешное решение трех задач обеспечивает управление поведением со стороны живого сущетва
  • Управление может быть построено на:
    • Физическом уровне
    • Биологическом уровне
    • Психическом уровне

 

  • Человек это больше чем психика, человек это дух.

 

Исторический аспект.

А.Ф.Лазунский (1874-1917)

Говорил о коренном различии между психическими и физическими явлениями. Психофизический параллелилизм является для нас эмпирической гипотезой

Б.В.Лавров

Энергетическое понимание психики выводит нас из узкого круга душевных явлений. Психическое с точки зрения энергетического есть проявление энергии.

Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности.

Эпиграф:

Сознание может быть уподобленным яркому светильнику, который, озаряя собой глубокие тайники нашей психической сферы, в то же время позволяет нам заблаговременно предвидеть последствия своих деяний.

(Бехтерев)

В нашем сердце стучит пепел погасших звезд

(Петренко)

Общее представление о сознании.

У. Джеймс (1842-1910)

Сознание-это поток текущих впечатлений , образов, мысли и чувства. Выделил 4 свойства сознании:

1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания

2) в сознании происходит постоянное изменение

3) каждый процесс в сознании непрерывен

4) сознание отличается избирательностью

 

В.Вундт (1832-1920)

Сознание- это совокупность сознаваемых нами состояний.

Каждый элемент сознания имеет два свойства: качество и интенсивность.

Э.Титченер (1867-1927)

Из ощущений, как из кирпичиков складывается все содержание нашего сознания. Элементы : ощущения, чувствования, представления (следы прежних ощущений). Он представлял сознание в виде двухуровневого потока, верхний уровень которого включает ясные содержания сознания, а нижние — смутные. В этом потоке происходит процесс перехода одних состояний сознания с верхнего уровня на нижний уровень и наоборот.

В.А. Снегирев (1842-1889)

Душевные явления еще как бы отражаются в самих себе, воспринимают себя, открываются в себе, как бы зная о себе. Это самоотражение и знание о себе принято называть сознанием и сознательностью. Сознание есть факт первичный, неразложимый.. основной космический факт.

В.М. Бехтерев (1857-1927)

Сознание есть результат огромного напряжения энергии, связываемой биомолекулами мозгового вещества. Местом сознательных процессов у человека являются исключительно мозговые полушария с их узлами.

М.Я. Басов (1892-1931)

Сознание есть особое качество формы отношения между организмом и средой. Это качество проявляется в процессах активности, деятельности организма, как результат этих отношений. Внутренние формы активности организма устанавливают связь между организмом и средой через качество осознания.

Э.Клапаред (1873-1940)

Сформулировал «закон осознания». Чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Мы осознаем только по мере нашего не приспособления. Ввел закон «сознательного развития». Психическая активность не затрагивает сознание до тех пор, пока организм успешно выполняет свои функции. Если среда выдвигает новые требования, то психические процессы будут перехвачены сознанием.

К. Ясперс (1883-1969)

Три значения термина «сознания»:

  1. это осознание собственных переживаний — в противоположность потери сознания, всему тому что пребывает за пределами сознание
  2. определяется осознанием объектов (предметное сознание), знанием о чем-то, в противоположность неосознаваемым переживаниям
  3. самосознание, осознание личностью собственного «Я», как в противоположность бессознательному

 

З.Фрейд (1856-1939)

Сознание – это «связной» организации психических процессов.

Л.С. Выготский (1896-1934)

Сознание есть контакт с самим собой.

Ж.Годфруа

Сознание-это мозаика состояний.

Е.А.Климов

Сознание-это способность человека отдавать себе отчет о происходящем вокруг него или в его внутреннем мире, в организме, во внутреннем мире.

А.Н. Леонтьев (1903-1979)

Сознание это продукт развития материи, есть продукт развития жизни.

В.Ф. Петренко

Сознание можно трактовать как процесс вторичного восприятия объекта в знаковой форме и введение соответствующего объекту значения в систему отношений с другими значениями языкового тезауруса.

 

К.А. Абульханова

Рассматривает сознание как свойство, качество, способность человека, и называет его «со-бытием»

А.Госвами

Сознание это нечто трансцендентальное, находящееся вне пространства- времени, не локально, всепроникающее. Оно представляет собой единственную реальность.

В.А. Ганзен

Характеристика уровней сознания.

1. утрата сознания- полное отсутствие реакции на стимулы

2. глубокий сон – без сновидений. Полное отсутствие сознания

3. быстрый сон – со сновидениями. Дискретное сознание.

4. состояние перехода от активности ко сну- частичное сознание.

5. пониженная психическая активность- ослабленное сознание. Внимание малоподвижно.

6. среднепсихическая активность -полное сознание. Легко переключаемое внимание.

7. состояние повышенной активности- расплывчатое сознание

8. состояние измененного сознания. Внимание сужено.

 

Вывод:

Сознание это высший уровень отражения действительности, проявляющееся в способности личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решение в соответствии с ситуацией. Хаар-ся рефлексией, сознательностью, направленностью.

Со-знание. Совокупность знаний человека о мире и о себе.

Со-знание. Отношение человека (субъект) к миру (объект) со знанием его объективных законов

 

 

Классификация форм, видов и типов сознания.

Платонов перечисляет такие формы сознания как

  • общественное
  • обыденное
  • религиозное
  • нравственное
  • эстетическое
  • правовое
  • политическое
  • национальное
  • научное

 

понятием «тип» сознание определим его индивидуальные проявления в отличие от групповых проявлений, которые обозначены понятием «вид» познания.

Столович выделяет такие типы сознания как:

1) мистическое

2) фанатическое

3) экстремистское

4) теоретическое

 

В.В.Рубцов выделяет:

Догматическое и креативное сознание

 

Виды сознания:

1) профессиональное

2) общественное

 

К.А. Абульханова

Модальности сознания

  • Сознание как процесс
  • Как образование
  • Как способность личности

 

Е.В.Улыбина выделяет три уровня сознания

  • Уровень мифа — слитность, неразделенность частного и общего, двойственность содержания
  • Уровень обыденного сознания
  • Рефлексивное сознание — ориентация на однозначность понятий к построению противоречивой картины мира

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Типы (этапы развития) исторического сознания

Первые попытки человека заглянуть в свое прошлое связаны с формированием у него исторического сознания.

Историческое сознание — это фундаментальная мировоззренческая характеристика культуры любой эпохи. Оно появляется тогда, когда человек начинает осознавать себя как существо общественное, связанное со своими предками, современниками и потомками. Можно определить историческое сознание как способность посмотреть со стороны на себя, свое место в обществе и место общества в окружающем мире.

В соответствии с эволюцией человека и общества историческое сознание прошло несколько этапов развития.

1. Начальный этап исторического сознания — мифологическое сознание, оно характерно для первобытного общества.

Мифотворчество было первой попыткой человека объяснить связь «Мир — Я», здесь переплетались опыт и воображение. Например, первобытные люди были уверены, что у каждого рода есть свой предок-покровитель (тотем), но это не человек, а животное: змея, рыба, птица и т. д. Мифологическое сознание не знакомо с такими понятиями, как время и пространство; мифологическое время одномоментно, ни с чем не связано ни в прошлом, ни в будущем. На основе мифа впоследствии возникает эпос — история народов, где боги вмешиваются в судьбу людей, но уже не являются главными действующими лицами. Примерами эпических произведений могут служить древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнегерманские «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах», древнефинская «Калевала».

2. Второй этап в развитии исторического сознания европейских народов связан с эпохой античности, т. е. со средиземноморской цивилизацией. Она охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Этот тип сознания характеризуют как космологический. При этом нужно заметить, что элементы мифологического сознания сохранялись в эпоху античности.

Основой для формирования космологического сознания стало дальнейшее осмысление человеком природы и своей связи с ней. Общество стало пониматься как часть Вселенной, космоса. У древних греков появилось понятие Ойкумена — населенная человеком часть Вселенной. Главная характеристика космоса — неизменность — была перенесена и на представления о человеческой истории.

Древние греки и римляне воспринимали историю человечества как круговорот, бесконечную смену циклов, в каждом из которых все начинается сначала, и нет ничего принципиально нового. Исторические события представлялись случайными, хаотичными, лишенными какой бы то ни было закономерности. Воплощением этой случайности были древнегреческие богини судьбы Мойры (их аналогами в древнеримской мифологии стали Парки): одна из них — Клото — прядет жизненные нити, Лахесис определяет участь каждого человека, Атропос перерезает жизненные нити. Естественно, человек не может ни предугадать свою судьбу, ни повлиять на нее.

В будущее человечества древние греки и римляне смотрели с большим пессимизмом: они считали, что далеко в прошлом остался «золотой век» — время, когда все люди были равны. Потом появилась собственность и навсегда сделала людей врагами: чем дальше, тем больше будет конфликтов и вражды. Однако сомнения в существовании «золотого века» тоже были: Тит Лукреций Кар в философской поэме «О природе вещей» высказывает мысли об эволюции общества, в основе которой лежит человеческий разум, а первобытных людей сравнивает с животными.

Именно в эпоху античности начинается поиск идеального общественного устройства, потому что для того времени история — это история политическая. Чаще всего история человечества разделялась на три этапа:

1) естественное (природное, дообщественное) состояние;

2) общественное состояние, не отвечающее природе человека;

3) разумное, идеальное общество будущего.

Древнегреческий философ Платон разработал теорию идеального государства, которое должно базироваться на строгом разделении социальных функций: правители-мудрецы, воины и работники. Первые две категории не имеют собственности, чтобы ничто не мешало им исполнять возложенные на них обязанности. Предусматривалось общественное воспитание детей.

Ученик Платона Аристотель классифицировал общественное устройство на демократию, аристократию и монархию. Но идеальным ни один из этих вариантов быть не может: всегда есть опасность вырождения демократии в охлократию (власть толпы), аристократии — в олигархию, монархии — в тиранию. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает так называемую «политию» — смешение олигархии и демократии, при которой в обществе будут преобладать зажиточные средние слои.

Античная цивилизация дала очень мощную историографию: от летописей и анналов — к широким историческим обзорам (Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит, Светоний и другие).

3. Новый тип исторического сознания формируется в эпоху средневековья (V — XV вв. в Западной Европе, IX — XVII вв. в России). Это сознание теологическое (религиозное).

«Вера выше знания» — таков был главный принцип, провозглашаемый христианской церковью. История человечества представлялась в виде прямой линии, началом которой было сотворение Богом человека, а концом станет второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Таким образом, у истории есть цель, и Бог ведет людей к раскаянию, исправлению, продлевая время до второго пришествия. Поэтому на смену прежним представлениям о хаотичности исторических событий приходит провиденциализм — уверенность, что все в истории направляется божественной волей, а случайности исключены.

Христианская церковь учила, что род человеческий изначально един, так как все люди произошли от Адама и Евы. Но после грехопадения прародителей это единство распалось, возникли рознь, войны, рабство… Поэтому главное дело жизни человека — искупить и свои собственные грехи, и первородный грех. «Все человеческое существование заключено в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Мы рождаемся для того, чтобы умереть, и умираем для того, чтобы быть судимыми», — учил средневековый проповедник.

Однако сомнения в истинности подобных представлений о человеческой истории все-таки возникали. В Германии, Франции, Англии священникам нередко приходилось доказывать прихожанам, что стремление к знаниям вопреки вере губительно для души. Знания многообразны и переходящи, размышления только запутывают, а человек, гоняющийся за знаниями, «уподобляется тому мужику, который, уронив топор в воду, остановился на мосту, поджидая, когда в реке стечет вся вода», — рассуждал французский проповедник Жак де Витри.

В среде самого духовенства тоже рождались сомнения: действительно ли все в жизни человека предопределено Богом? Ведь если признать абсолютное предопределение — значит, нельзя наказывать человека даже за преступления, ибо он совершал их не по своей воле. А если считать, что человек ответствен за свои действия, это будет умалять роль творца, свидетельствовать о том, что он не вездесущ. Эта дилемма так и не была разрешена.

Общественный статус человека в средние века определялся его происхождением. Средневековое общество было корпоративным, иерархическим, получила распространение теория трех сословий: молящиеся (духовенство), воюющие (рыцарство), работающие (крестьянство).

4. В эпоху Нового времени на смену теологическому историческому сознанию приходит рационалистическое. В Западной Европе Новое время начинается в XVI в., в России — в XVIII в., верхняя граница этого периода — начало XX в.

В Новое время люди за объяснением происходящего в истории все реже обращались к божественному промыслу, искали более очевидные причины в самом ходе истории. «Верю, потому что знаю» — это девиз Нового времени. Впервые была осознана глубина исторического времени: вместо абстрактного понятия времени появляются представления о конкретном текущем моменте. Время — это серия не связанных друг с другом моментов, и для человека открывается возможность либо использовать это время, либо его упустить.

В изучении истории мыслители Нового времени стремились найти практические цели. Вместо христианской догмы о близком конце света выдвигается идея «нового века», т. е. открытости земной истории в будущее; человек имеет деятельную волю, таким образом, все в его власти.

В Новое время появилось множество различных социально-исторических и политических теорий. При всем их многообразии можно выделить некоторые общие принципы:

а) Антропоцентризм. В центре истории находится не Бог, а человек. При этом нужно заметить, что в творении мира и человека Богу не отказывали вплоть до XVIII века. Однако христианский провиденциализм уходит в прошлое, свою жизнь человек строит сам.

б) Гуманизм. Человек воспринимается как гармоничное единство духовного и телесного начал, как высшее творение Бога, чья жизнь ценна сама по себе. Поощряется честолюбие, стремление к достатку, бережливость, меценатство, соблюдение чувства меры.

в) Демократизм. Общественный статус человека определяется не его происхождением, а деловыми, интеллектуальными и духовными качествами.

Важной особенностью исторического сознания Нового времени стало появление идеи исторического прогресса. Однако разные мыслители определяли различные критерии этого прогресса. Так, для Георга Гегеля критерием служила степень свободы человека в обществе, и в истории человечества он выделял 3 эпохи:

1) восточную, где все — рабы,

2) античную, когда свободны немногие,

3) германскую (христианскую), где все осознали свою свободу.

Таким образом, история, по Гегелю, — это «прогресс мирового духа в осознании свободы», который развертывается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии.

Иммануил Кант разработал этическую концепцию исторического прогресса. Он считал, что человечество неуклонно движется к идеальному состоянию, когда вся общественная жизнь будет регулироваться не столько законами, сколько нормами морали. Источник прогресса, по мнению Канта, находится в сфере нравственности, в следовании принципу «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

А с точки зрения Карла Маркса, в основе исторического прогресса лежат прежде всего экономические факторы — развитие способа производства. Он доказывал, что исторический прогресс необратим, что движение вперед является результатом столкновения противоборствующих интересов. Кроме того, по мнению Маркса, наблюдается ускорение «ритма истории».

Таким образом, в эпоху Нового времени не было какой-то универсальной доктрины, которая составляла бы стержень исторического сознания. Однако все возникавшие концепции исторического развития были подчинены принципам рационального познания.

5. Историческое сознание в эпоху новейшего времени (XX — начало XXI вв.) чрезвычайно плюралистично. В этом прослеживается его прямая преемственность по отношению к предыдущему периоду. 20-й век представил великое разнообразие исторических концепций, сложились определенные исторические школы.

В тоталитарных государствах, в том числе и в СССР, были предприняты попытки навязать обществу не только официальную идеологию, но и официальную концепцию исторического развития. В советской науке и системе образования культивировался лишь один — марксистско-ленинский подход к изучению истории. Его еще называли историческим материализмом, он предполагал, что история человечества — это последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако время показало, что сознание современного человека нельзя бесконечно долго удерживать в строго очерченных кем-то пределах. Крах тоталитарных режимов стал одновременно и крахом тоталитарного типа исторического сознания.

Одной из заметных тенденций в развитии исторического сознания новейшего времени стало новая волна интереса к религиозному взгляду на сущность, цели и смысл истории. Однако в целом исторический рационализм сохраняет свои позиции.

studfile.net

Признаки сознания:

  1. Сознание неразрывно связано с человеческим мозгом.Сознание, действительно, является функцией головного мозга человека. Это подтверждается экспериментальными данными медицины, психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук. Хорошо известно, что различные физические или иного рода поражения головного мозга приводят к нарушениям в структуре сознания, которые проявляются в неправильной мыслительной или речевой деятельности, в частной или полной потере способности ориентироваться в пространстве и т.д. Кроме этого, можно напомнить и о том, как деградирует человек, когда он попадает в зависимость от алкоголя или наркотиков, которые деформируют не только сознание, но и его материальный носитель – мозг.

  2. Способность отражать действительность. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные образы возникают в силу взаимодействия человека с окружающим миром, которые сопровождаются биохимическими, физиологическими процессами, протекающими в мозгу.

  3. Взаимосвязь сознания и языка. Единство языка и сознания обнаруживается в том, что язык служит средством оформления сознания и, одновременно, средством выражения и передачи продуцируемых сознанием идей. Именно в языке находят своё выражение психические состояния и мысли человека. В языке и речи, то есть в словесной форме осуществляется такой признак сознания какспособность к обобщению и абстрагированию. Кроме вербальной формы сознание выступает и вобразно-символической форме. Наиболее яркими примерами образного сознания человека служат искусство и литература (так в живописи не словесные формы, а рисунок, колорит, композиция выражают замысел художника).

  4. Активность и целенаправленность. Воспроизводимый сознанием образ представляет собой результат преобразующей, творческой деятельности. Сознание творит образ, конструирует его в соответствии с целями и задачами, обусловленными потребностями человека. В разные моменты своего бытия человек получает разные образы одного и того же предмета. Более того, в своём сознании человек может сконструировать такой образ, который соответствует не действительному, а возможному состоянию предмета. Человек мысленно изменяет предмет, предвосхищая результат того или иного реального изменения. Иначе говоря, сознание человека обладает способностью предвидеть.

Активность сознания является одним из фундаментальных его признаков, которое проявляется в том, что оно:

    • отражает мир целенаправленно и избирательно;

    • конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

    • разрабатывает прогнозы развития природных и социальных процессов и явлений.

  1. Способность оценивать. Эта способность сознания выражает его избирательность, ориентацию на выработанные обществом нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности, отношение человека к этим ценностям, а также к самому себе, к своей собственной деятельности.

    Основные свойства человеческого сознания

    Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания — языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

    Интенциональность – направленность на предмет (окружающий мир, его предметы, явления). Подразумевает наличие предмета сознания, (что «видит» сознание) и формы (как оно воспринимает предмет

    Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы, то есть то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, духовные ценности и т.д.

  2. studfile.net

    Добавить комментарий