К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология — 2011. Том 4. № 2
Аннотация
Предложено построение психологических типологий с точки зрения линейной алгебры. Необходимым условием существования n-мерных пространств является задание базисных векторов, которые в реальной жизни не встречаются, но служат инструментом для формального описания психологических свойств и качеств. Приведен пример такого представления на базе теории темпераментов. Пространству темпераментов ставится во взаимно однозначное соответствие пространство цветовых представлений в полиграфии, с очевидностью демонстрирующее все многообразие цветовых возможностей. Каждому цвету взаимно однозначно соответствует свой темперамент, и, следовательно, многообразие темпераментов так же велико, как и многообразие цветов. Делается вывод о необходимости введения абстракций для строгой детерминации типологий в психологии.
Ключевые слова: типологии, типологические классификации, базисные вектора, темперамент, пространство темпераментов
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Окутин О. Л., Окутина Г.Ю., Бутусова М.И. К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 125–129.
Фрагмент статьи
Построение типологий в соответствии с различными критериями и признаками, часто используемое в психологии для описания структуры личности, выделения определенных свойств и качеств, предполагает решение задач дифференцирования и обобщения, абстрагирования и конкретизации. На первом этапе разработки своей концепции авторы, как правило, выделяют крайние полюса того или иного признака (свойства) для четкого обозначения различий между ними (Анастази, 2001; Ломов, 1984; Нагибина, 2000).
В качестве критического замечания по отношению к такого рода обобщениям сразу же выдвигается тезис об излишней абстрагированности той или иной типологии и об отсутствии в реальном мире сколь-нибудь значимого количества индивидуумов, обладающих такими крайними свойствами или качествами; кроме того, подвергается критике искусственность подхода разбиения на группы и подчеркивается тот факт, что реальные объекты обладают в различной степени всеми свойствами, описанными в типологии как крайние, полюсные (Дифференциальная психология и ее методические основы, 1998; Собчик, 2005).
При описании и рассмотрении различных типологических классификаций преподаватели психологических дисциплин, с нашей точки зрения, должны сменить направленность своих рассуждений с критических замечаний на выделение сути предлагаемых абстракций, что позволит сгладить негативное впечатление учащихся о рассматриваемой теории как о некой спекуляции, опирающейся на несуществующие или несущественные признаки.
Суть состоит в том, что анализ того или иного психического явления возможен, когда задано некое пространство признаков, выбрана начальная точка отсчета и определены базисные векторы этого пространства, в качестве которых и выступают, как правило, те самые «абстрактные» признаки, которые рассматриваются авторами типологий как крайние; за начальную точку обыкновенно принимается та, в которой рассматриваемые свойства или качества не различимы между собой.
Полный текст
Построение типологий в соответствии с различными критериями и признаками, часто используемое в психологии для описания структуры личности, выделения определенных свойств и качеств, предполагает решение задач дифференцирования и обобщения, абстрагирования и конкретизации. На первом этапе разработки своей концепции авторы, как правило, выделяют крайние полюса того или иного признака (свойства) для четкого обозначения различий между ними (Анастази, 2001; Ломов, 1984; Нагибина, 2000).
В качестве критического замечания по отношению к такого рода обобщениям сразу же выдвигается тезис об излишней абстрагированности той или иной типологии и об отсутствии в реальном мире сколь-нибудь значимого количества индивидуумов, обладающих такими крайними свойствами или качествами; кроме того, подвергается критике искусственность подхода разбиения на группы и подчеркивается тот факт, что реальные объекты обладают в различной степени всеми свойствами, описанными в типологии как крайние, полюсные (Дифференциальная психология и ее методические основы, 1998; Собчик, 2005).
При описании и рассмотрении различных типологических классификаций преподаватели психологических дисциплин, с нашей точки зрения, должны сменить направленность своих рассуждений с критических замечаний на выделение сути предлагаемых абстракций, что позволит сгладить негативное впечатление учащихся о рассматриваемой теории как о некой спекуляции, опирающейся на несуществующие или несущественные признаки.
Суть состоит в том, что анализ того или иного психического явления возможен, когда задано некое пространство признаков, выбрана начальная точка отсчета и определены базисные векторы этого пространства, в качестве которых и выступают, как правило, те самые «абстрактные» признаки, которые рассматриваются авторами типологий как крайние; за начальную точку обыкновенно принимается та, в которой рассматриваемые свойства или качества не различимы между собой.
Таким образом, становится возможным формализованное описание любого конкретного объекта как вектора в пространстве, обладающего направлением и величиной. В качестве координат, определяющих направленность вектора, выступают характеристики рассматриваемого объекта, являющиеся проекциями свойства на ранее выбранные крайние полярные признаки. Тогда свойства конкретного объекта можно представить в виде линейной комбинации базисных векторов, где коэффициентом является доля того или иного крайнего признака, характерная для каждого конкретного объекта.
В качестве примера такой типологии можно рассмотреть часто критиковавшуюся впоследствии теорию темпераментов, предложенную Галеном и основанную на гуморальной теории Гиппократа и учении о четырех «соках» (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента: соотношение жидкостей в тканях тела определяет психику, люди различаются по преобладанию той или иной жидкости: для холерика такой жидкостью является желчь, для сангвиника – кровь, для меланхолика – черная желчь, для флегматика – слизь; четыре «сока» Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой (Гиппократ, 2007).
Подвергая критике учение Гиппократа и теории его сторонников, многие исследователи говорят об искусственности деления людей на четыре вида темперамента, об отсутствии «чистых» типов в реальной жизни и о существовании переходных, смешанных, промежуточных.
С нашей точки зрения, теорию Галена можно представить в виде линейного пространства темпераментов, базисными векторами в котором становятся четыре классических темперамента; тогда каждый промежуточный темперамент может быть представлен в виде вектора в четырехмерном пространстве ФСХМ (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик) с координатами-свойствами, характерными именно для такого типа темперамента и равными величинам проекций вектора на координатные оси ФСХМ. Например, темперамент испытуемого N описывается как смешанный, в котором присутствуют черты: 20 % от флегматика, 33 % от сангвиника, 33 % от холерика, 14 % от меланхолика; таким образом, в пространстве Гиппократа – Галена вектор темперамента N имеет следующие координаты:
И наоборот, если произвольно выбрать числовые величины-координаты, то можно получить промежуточный тип темперамента, свойственный кому-либо из живущих на земле людей.
Возникает вопрос, сколько же темпераментов возможно описать в рамках предложенной пространственной модели? Ответ: множество, однако для наглядной демонстрации воспользуемся цветовой метафорой. Как мы уже говорили, в данной типологии типы темпераментов соответствуют четырем жидкостям – «сокам», – в том или ином количестве находящимся в тканях человеческого тела: это флегма (слизь), кровь, желчь, черная желчь. Каждая из этих жидкостей обладает своим цветом; слизь обычно бесцветная, кровь – красная, желчь – желтая, черная желчь (меланхолия) – черная.
В полиграфии любые составные цвета получаются, как правило, путем смешения четырех цветов: голубого (синего), пурпурного (красного), желтого и черного – CMYK (cyan, magenta, yellow, black; названо по первым буквам цвета). Однако последняя буква K не совпадает с названием цвета B. Все дело в том, что разложение цветов по RGB (red, green, blue), появившееся раньше и используемое в телевизионной и другой видеотехнике, уже «заняло» эту букву для другого цвета. И дизайнеры договорились использовать для черного последнюю, а не первую букву в названии цвета. Использование подобного стандарта способствует недопущению неоднозначного толкования цвета при его разложении по CMYK. Любой составной цвет может быть представлен с помощью определенного набора четырех базисных цветов с указанием процентного содержания каждого из них, для чего также существует специальная дизайнерская линейка: таким образом, каждый дизайнер, имея перед собой лишь четыре числа (разложение по CMYK), может точно определить цвет по своей линейке. Существующие дизайнерские линейки имеют более тысячи разложений цветов по базисным CMYK. Следовательно, мы можем получать практически всю палитру натуральных цветов путем смешения четырех базисных. Если 1000 цветов кажется малым числом, то при проведении большей детализации каждого цвета можно получить до 20 000 цветов.
Теперь еще раз обратимся к учению Гиппократа и попытаемся сопоставить четыре «сока» (гумора), которым соответствуют четыре типа темперамента, с четырьмя описанными выше базисными цветами; исключение составляет лишь слизь, но если обозначить ее синим цветом (при этом мы помним, что слизь представляет собой серо-прозрачную жидкость, однако серый и синий относятся к группе родственных цветов), то можно получить следующую цветовую характеристику темпераментов:
-
флегматик – слизь – синий,
-
сангвиник – кровь – красный,
-
холерик – желчь – желтый,
-
меланхолик – черная желчь – черный.
Теперь, поставив в соответствие каждому темпераменту в пространстве ФСХМ (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик) его цвет CMYK, мы получаем цветовое изображение темпераментов, т.е. любой темперамент, описанный точными координатами в пространстве ФСХМ, может быть также представлен своим цветом по CMYK; верно и обратное: каждому цвету с разложением CMYK может соответствовать некий тип темперамента, представленный в пространстве ФСХМ.
Таким образом, каждый уникальный темперамент, как и его обладатель, может найти свои координаты в пространстве темпераментов Гиппократа–Галена и, более того, может быть представлен в цвете; получив проекции цвета в трехмерные пространства и поверхности, образованные различными сочетаниями базисных векторов, мы можем описать так называемую «цветографию» человека.
Данная цветовая метафора может служить наглядным примером описания большого количества вариаций и форм проявления тех или иных психологических феноменов с опорой лишь на небольшое число признаков, качеств или свойств либо на основании небольшого числа выделенных типов. Таким образом, гуморальная теория Гиппократа, примененная Галеном к описанию темпераментов, может быть вполне применима к описанию темпераментов конкретных людей без потери общности. Более того, при предложенном подходе объяснения многообразия свойств путем построения типологии каждая из классификаций приобретает новое наполнение и качество.
Предстоит еще исследовать вопрос о силе темперамента. Дело в том, что любой вектор в пространстве – это величина, которая характеризуется направлением и длиной.
Направление задается координатами в пространстве ФСХМ, а длина вектора в данном случае ограничена равенством для координат (a,b,c,d):
а + b + c + d = 1. (1)
Это требование равенства общей суммы темпераментов 100 % или 1 (в случае операций с долями, а не процентами), т. е. концы всех векторов темпераментов лежат на плоскости (1).
Тогда длина каждого вектора может быть вычислена следующим образом:
(2)
Таким образом, в пространстве темпераментов Гиппократа–Галена значимыми становятся не только направления, но и длины векторов-темпераментов, что для цветового представления может быть выражено в терминах насыщенности, интенсивности цвета. Если далее следовать идее цвето-графического представления темперамента, то могут быть выдвинуты и проверены гипотезы о взаимном притяжении и гармоничном цветопредставлении отдельных темпераментов. В новом ракурсе может быть рассмотрена проблема цветовых предпочтений, равно как и задача о нахождении взаимосвязи между цветовым выбором и темпераментом.
На примере цветовой метафоры теории темпераментов Галена было показано, что введение четырех «абстрактных» базовых темпераментов позволяет рассматривать множество различных темпераментов как точек в четырехмерном пространстве, представляющее собой счетное множество, мощность которого, как известно, включает ¥. А мощность множества точек, лежащих на плоскости (1) и обозначающих конкретные темпераменты, равна continuum, что гораздо «больше», чем мощность счетного множества.
Подводя итоги нашему экскурсу, добавим, что с методологической и методической точек зрения педагогам и преподавателям психологических дисциплин было бы весьма полезно представлять различные типологии и классификации как способы систематизации и упорядочения всего многообразия существующих психологических свойств или качеств, а также критериев их выделения, для чего, собственно, они и вводятся.
Что касается самих учащихся, приступающих к ознакомлению с различными типологиями, то на первое место здесь выступают не критические замечания относительно излишней абстрагированности предложенной теории, а наполненный содержанием и многообразием трактовок концептуальный подход автора типологии. Лишь в этом случае обучающийся сможет осуществить как анализ какого-либо явления – на стадии выделения крайностей, так и его синтез – на этапе обобщения и формирования целостного представляения об изучаемом феномене. Этот подход позволит обучающимся с уважением относиться к тому багажу знаний и теорий, который на сегодняшний день накоплен наукой, и будет способствовать развитию не только новых теорий, но и прикладных исследований.
Литература
-
Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель-Пресс. 2001.
-
Гиппократ. Этика и общая медицина. М.: Мир книги. 2007.
-
Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.
-
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.
-
Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. М.: Институт молодежи. 2000. Ч. 1.
-
Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь». 2005.
Окутин Олег Львович, Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва), e-mail: [email protected]
Окутина Галина Юрьевна, Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва), e-mail: [email protected]
Бутусова Марина Игоревна, психолог Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ma-prof@yandex. ru
Метрики
Просмотров
Всего: 3547
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 905
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКаждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент. Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию. Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном. Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение. |
типов темперамента и стилей лидерства | Малый бизнес
Ванесса Кросс
Эффективное лидерство является ключом к повышению эффективности организации. Бизнес-лидер действует в соответствии со своим личным темпераментом, представляющим собой сочетание умственных, физических и эмоциональных качеств. Инструмент индикатора типа Майерс-Бриггс представляет собой один из типов шкалы оценки личности, который представляет крайние полюса потенциального темперамента человека в четырех областях оценки. Лучшее самосознание своей предрасположенности вести себя определенным образом может помочь вам определить свой естественный стиль лидерства.
Экстраверсия и интроверсия
Дихотомия между экстравертным и интровертным темпераментом связана с тем, что наполняет вас энергией. Энергия экстраверта естественным образом повышается при взаимодействии с другими. Стиль руководства экстраверта может быть практическим, с большим количеством контактов с персоналом. И наоборот, интроверт питается внутренними концепциями, мыслями и идеями. Хотя это не означает, что интроверт является отшельником, бизнес-лидер, чей темперамент склонен к интроверсии, может тратить больше времени на оценку бизнес-данных, чем экстраверт.
Ощущение и интуиция
Ощущение и интуиция связаны с тем, как человек обрабатывает информацию. Чувствующий человек ищет и считывает факты. Интуитивный человек интерпретирует закономерности и вникает в смысл данных. Подходя к решению проблем, лидер по зондированию может собирать и оценивать данные и информацию практичным и прямым способом. Лидер, руководствующийся интуицией, может смотреть на те же данные и видеть возможности, которые могут быть незаметны на поверхности.
Мышление против чувств
Процесс принятия решений является важной частью роли лидера. Дихотомия мышления и чувств связана с тем, как человек принимает решения. Логический анализ — краеугольный камень мыслящего лидера. Этот тип лидера может больше полагаться на количественные данные при принятии решений. Чувствующие больше руководствуются заботой о влиянии на других. В авангарде щупальца находится вопрос о том, как его решение повлияет на других сотрудников.
Суждение и восприятие
Стили личности суждения и восприятия связаны с тем, как человек предпочитает взаимодействовать с внешним миром. Оценивающий темперамент характерен для организованного лидера. Восприимчивый темперамент характерен для более гибкого стиля руководства. Судьи, как правило, спокойно справляются с задачами, связанными с тайм-менеджментом и организацией. Напротив, воспринимающий имеет тенденцию быть более спонтанным и гибким в управлении временем.
Ресурсы
- «Поверьте мне: выработайте стиль лидерства, которому будут следовать люди»; Уэйн А. Гастингс и др.; 2004
- MBTI Complete: Myers-Briggs Type Indicator Personal Assessment
Writer Bio
Ванесса Кросс занималась юридической практикой в Теннесси и читала лекции в качестве адъюнкт-профессора по вопросам права и бизнеса. Она также участвовала в качестве делового обозревателя в новостных изданиях, в том числе в «Чикаго Трибьюн», и публиковалась в рецензируемых академических журналах. Кросс имеет B.A. в журналистике, доктор юридических наук и LL.M. в международном торговом праве.
Пожалуйста, поймите меня: типы характера и темперамента
- Идентификатор корпуса: 142755170
title={Пожалуйста, поймите меня: типы характера и темперамента}, автор = {Дэвид М. Кейрси и Мэрилин М. Бейтс}, год = {1978} }
- Д. Кейрси, Мэрилин М. Бейтс
- Опубликовано в 1978 г.
- Психология
Принятие технологии обучения в гостиничном образовании: влияние личности
- Флориан Обке
Бизнес
- 2007
Преподаватели гостиничного бизнеса обучают все более разнообразные группы студентов, работают в сложных экономических условиях, но должны предоставить выпускникам широкий спектр академических возможностей и возможности трудоустройства…
9 0066 Командная работа Упражнения и технологии Решение проблем со студентами-первокурсниками инженерных специальностей: экспериментальное исследование- М. Спрингстон
Образование
- 2005
Был проведен эксперимент по изучению полезности командных упражнений и структуры задач для содействия решению технологических проблем в контексте студенческой команды. Командные упражнения были…
ПРЯМЫЕ оперативные полевые испытания оценка естественного использования. Часть 1, Заявленный субъектом ответ
- Т. Рид, С. Андервуд, Р. Ричесон, Тауфик Ханафи
Информатика
- 1998
Мера эффективности, основанная на информационном содержании, надежности системы и надежности качество показали, что RDS/SCA была наиболее эффективной, а Cellular — наименее эффективной системой, протестированной в DIRECT.
Кто мы как лидеры в обучении: статистический анализ.
- Р. Кромвель
Образование
- 1996
Самопонимание имеет решающее значение для эффективного обучения и лидерства. В этой статье рассматривается важность самопознания как краеугольного камня образовательных программ, а затем описывается процесс…
Влияние усовершенствованных методов коммуникации на результаты лечения педиатрических пациентов
- W. Baker
Медицина
- 2022
Результаты подтверждают предыдущие литературные данные о том, что информативная модель взаимодействия врача и пациента является наиболее подходящей; кроме того, результаты расширяют роль врача в педиатрической помощи для смягчения стресса пациента за счет проверки опыта пациента, обеспечения уверенности посредством опыта и конструктивного вовлечения родителей в планы лечения.
Самоэффективность учащихся и гендерно-личностные взаимодействия
- Ларс Фаллан, Лейв Опстад
Образование
- 2016
Резюме Настоящее исследование показывает, что студентки имеют значительно более низкий уровень самоэффективности и силу самоэффективности, чем их сверстники-мужчины в курсе «Основы экономики». Это…
Behavlet: метод практического моделирования игроков с использованием основанных на психологии черт игроков и особенностей предметной области
Делается вывод, что подход Behavlet имеет большие перспективы, дополняет существующие методы и может улучшить теоретическую достоверность моделей игроков.
Понимание личностных различий в организациях, занимающихся программным обеспечением, с помощью сортировщика темперамента Кейрси
- Мурат Йилмаз, Рори В. О’Коннор
Психология
IET Softw.
- 2015
В этом исследовании представлен процесс оценки личности, проведенный на 382 специалистах по программному обеспечению с использованием сортировщика темперамента Keirsey II, и предполагается, что подход авторов обеспечивает эффективные средства для изучения профиля личности организации при оценке типов личности.