Типы восприятия человека: визуал, аудиал, кинестетик, дискрет, что это и кто такие?

Содержание

визуал, аудиал, кинестетик, дискрет, что это и кто такие?

Человек живет в динамическом мире. Чтобы успевать за всеми его изменениями, необходимо как-то улавливать поступающую информацию. Природа наделила людей разными способами взаимодействовать с окружающим пространством, а также воспринимать свой внутренний мир. В процессе эволюции появились анализаторы, например, зрительный, вестибулярный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный.

Но развиты они неодинаково. Тип восприятия зависит от многого. Принято говорить об аудиалах, визуалах, кинестетиках и дискретах. Кто это такие, и как правильно их определять, можно узнать, прочитав эту статью.

Что такое тип восприятия?

Тип восприятия — это доминирующий канал поступления информации для конкретного человека. В норме, зрение, слух и тактильные ощущения доступны каждому. Но ярче выражен именно один из анализаторов. Это подметили еще наши предки. Например, в VI веке до н.э. древнегреческие философы обращали внимание на неоднородность своих современников. Уже тогда зародились первые представления о разных характерах и темпераментах, не обделили вниманием мыслители и типы восприятия.

Пройти тест на тип восприятия

Но до XVIII века обширных исследований не проводилось. Ученые и философы, как правило, довольствовались наблюдениями за небольшими коллективами своих учеников, коллег и ближайшего окружения. Понятия «отдельный индивид» фактически не существовало. Промышленная революция внесла свою лепту в формирование представлений о личности, как уникальном социокультурном явлении.

Какие типы восприятия бывают?

Изучать окружающую реальность человек может при помощи разных органов чувств. В зависимости от того, какой анализатор доминирует, выделяют четыре базовых типа восприятия:

  • Визуал;
  • Кинестетик;
  • Аудиал;
  • Дискрет.

Они расположены в порядке убывания. Самым распространенным считается тип восприятия, опирающийся на зрение. Далее следует тактильная чувствительность. После нее находится слух. Менее всего распространен анализ мира, основанный на логическом рассуждении. Но чистые формы практически не встречаются. Как и в случае темперамента, человек совмещает разные типы восприятия, как правило, опираясь на несколько из них.

Пройти тест на темперамент

Кроме того, людям характерна смена акцентов на те или иные органы чувств. В определенные периоды жизни человек может проявлять себя, как ярко выраженный кинестетик, а затем плавно перенимать характеристики визуала или аудиала. Дискретный тип восприятия еще сложнее, ведь он появляется только в момент взросления человека. Среди детей его искать бессмысленно.

При этом, нельзя говорить о существовании различий между людьми, которые были бы основаны на серьезных научных исследованиях. В Интернете много публикаций, опровергающих корректность разделения на типы восприятия. В действительности, каждый человек применяет все свои органы чувств, и очень часто отдает предпочтение одному из них, исходя исключительно из-за внешних обстоятельств, а не внутренних мотивов.

Так что, подобные разделения иногда соотносят с «псевдонаукой» и различными НЛП-учениями, которые зачастую можно рассматривать, как бизнес-продукт, а не научную разработку. Но и убедительного опровержения этих взглядов пока еще не появилось. Так что, следуя веяньям трендов, познакомимся с разными типами восприятия детальнее.

1. Визуал

Считается, что большинство людей на этой планете – визуалы. Не зря ведь в обиходе популярна фраза «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение дает львиную долю информации, поступающей в мозг человека. Если говорить точнее, то примерно 80%. Визуальный тип восприятия формирует значительную часть культуры. Все произведения живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографа направлены на удовлетворение эстетических запросов человека посредством воздействия на его зрительный анализатор. Соответственно общество развивается в значительной мере благодаря этому типу восприятия. Иначе не было бы стольких шедевров изобразительного искусства.

Кроме социокультурной миссии визуалы формируют облик продаж и маркетинга. Большинство людей опираются на зрительные образы при выборе товаров, что находит отображение в ярких, разноцветных упаковках и рекламе. При общении с ними работникам торговли рекомендуется делать акцент на визуальную составляющую – употреблять слова «посмотрите», «вот видите», «взгляните». Для визуала намного важнее внешний вид товара, чем его характеристики. Эпитеты «красивый», «стильный», «модный», «трендовый» повлияют на покупку сильнее, чем многочасовая лекция о продвинутых характеристиках или удобстве использования.

В отношениях люди с визуальным типом восприятия также значительное внимание уделяют внешности партнера, его прическе или одежде. Интеллект, голос, чувство юмора не так важны, как симпатичное лицо и фигура. Особенно ярко эти склонности демонстрирует молодежь, предпочитающая выбирать партнеров покрасивее. С возрастом, даже ярко выраженные визуалы начинают отдавать предпочтению внутреннему миру своих избранников. Но это скорее дело опыта, чем изменения в типе восприятия.

2. Кинестетик

Конкурировать по распространенности с визуалами легко могут кинестетики. В развитии человека этот тип восприятия предшествует остальным. Все младенцы кинестетики, поскольку воспринимают мир посредством обонятельных, осязательных и вкусовых рецепторов. Именно поэтому они все тянут в рот, а не из-за безответственности или откровенного пренебрежения гигиеной. По мере взросления появляются остальные типы восприятия, но кинестетик все равно присутствует в каждом из нас. Просто у некоторых этот канал коммуникации выражен ярче, чем у остальных.

Кинестетики очень хорошо ощущают запахи, вкус, прикосновения. Именно эти факторы играют роль при любом выборе, от банальной покупки пирожного до судьбоносной встречи с будущим партнером. Накладывает свой отпечаток этот тип восприятия и на поиски профессии. Таким людям легко даются все специальности, связанные с «телесными талантами». Отличаются только ведущие органы чувств.

Если доминируют вкусовые рецепторы, человеку подойдет профессия повара, сомелье или дегустатора. Когда особенно развито обоняние, прямая дорога в парфюмерное дело. В случае отменных тактильных навыков, можно смело искать вакансию массажиста. Бывает хорошо развита проприорецепция (мышечное чувство), что необходимо спортсменам, акробатам или каскадерам.

В интимной сфере кинестетический тип восприятия даст фору всем остальным. Прикосновения, поцелуи, объятия доводятся до совершенства, доставляя удовольствие себе и партнеру.

3. Аудиал

Намного реже, чем визуалы и кинестетики, встречаются ярко выраженные аудиалы. По своей природе человек больше склонен верить глазам и ощущениям, но примерно от 5% до 15% людей «любят ушами». Дело совершенно не в гендерных отличиях. Аудиальный тип восприятия встречается у мужчин и женщин.

Как правило, среди них много музыкантов, вокалистов, композиторов, представителей прочих специальностей, связанных со звуком. Учитывая гонорары многих исполнителей, родиться аудиалом не так и плохо. Как и в других случаях человеческого многообразия, каждый тип восприятия имеет свои минусы и плюсы. Чем реже встречается какой-то из вариантов, тем успешнее он будет в случае реализации своего потенциала.

Но определенные сложности при общении с аудиалами встречаются. Дело в том, что они очень ранимы к словам других людей, а также к самой манере речи. Если визуал или кинестетик даже не обратят внимания на случайное повышение голоса собеседником, аудиал может воспринять это, как агрессию или угрозу. Для ребенка-аудиала куда предпочтительнее получить по пятой точке, чем выслушивать упреки и негатив. Аналогично дела обстоят и по мере взросления. Аудиал меньше обидится на дулю под носом, чем на словесное оскорбление.

4. Дискрет

Самый спорный и противоречивый тип восприятия. Не все психологи считают, что корректно выделять подобных людей в отдельную категорию. Если визуалы доверяют глазам, аудиалы ушам, а кинестетики прикосновениям, то дискрет представляется главный героем мультфильма «Мегамозг» или Крэнгом из франшизы «Черепашки ниндзя». То есть, какой-то сумасшедший профессор с зашкаливающим интеллектом.

На самом деле, дискреты такие же люди, как и остальные. Они также слышат, видят, осязают, но предпочитают потом все свои ощущения анализировать. Почему этот рисунок радует глаз, а другое изображение раздражает? С чем связаны приятные ощущения от касания одной девушки или желание отдернуть руку от другой? Как объяснить именно такие музыкальные предпочтения, пристрастие к определенным блюдам и ароматам? Пока люди с другими типами восприятия спокойно наслаждаются своими «изюминками», дискреты или, как их еще называют – дигиталы, старательно разбирают «по полочкам», все свои эмоции, ощущения, мысли.

Если они реально встречаются, то не чаще, чем аудиалы. Среди детей этот тип восприятия искать бесполезно. Рефлексия характерна для взрослых людей. Так что, в детском садике или школе дискреты не распространены. По мере взросления процент дигиталов увеличивается. Они трансформируются из других категорий, под влиянием опыта и обстоятельств. Жизнь учит людей не верить глазам и ушам, тщательно анализируя каждое слово или поступок.

Строить отношения с дискретным типом восприятия сложнее, чем с любым другим. Дело в том, что любовь и романтика – скорее аффективная сфера. Они редко подчиняются законам разума. Как правило, отношения создаются не на умозаключениях. В кровь влюбленных выделяются эндорфин, окситоцин, дофамин, серотонин, в воздух устремляются феромоны, овладевающие желаниями избранника.

Если всю эту «молекулярную кухню» чересчур «приправить» логикой и здравым смыслом, можно свести на нет самые сильные чувства. Так что, даже ярко выраженные дигиталы «поедают глазами» избранников, как визуалы, слушают их, подобно аудиалам, а в постели превращаются в кинестетиков. Иначе, они просто бы перестали размножаться.

Тип восприятия – не такой строгий критерий, как группа крови или генетический паспорт. Подобно разным темпераментам, органично совмещенным в одной личности, также могут в человеке «уживаться» визуал, аудиал, кинестетик и дискрет. Но бывает, что какой-то из типов восприятия выражен сильнее. Чтобы лучше узнать себя и понять особенности своей личности, предлагаем пройти тест для определения доминирующего канала поступления информации. Можно сделать это вместе с партнером, коллегами, либо друзьями, чтобы понимать кто есть кто в коллективе.

Пройти тест на тип личности

как определить свой – Конструктор Успеха

Содержание

  • Немного истории
  • Что такое тип восприятия ❓
  • Как определить свой тип восприятия
    • Визуал
    • Аудиал 🎵
    • Кинестетик
    • Дискрет

Что такое тип восприятия и как он влияет на вас, зачем нужно знать собственный тип восприятия и как его определить, чтобы использовать свои сильные стороны по максимуму — поговорим в статье.

Немного истории

Хотя сегодня это трендовая тема, само это понятие появилось много веков назад, еще в античные времена, в трудах мыслителей начиная с VI в. до н. э. Тогда они впервые описали разницу в восприятии информации своими учениками, но еще не пришли к единому мнению, как трактовать эти различия.

Вплоть до до XVIII в. ученые и мыслители рассматривали человека исключительно как часть социума, не слишком учитывая его индивидуальные психологические особенности. И только в восемнадцатом веке психологи Бентам и Смит ввели новый подход изучению психологии индивида и развили теорию, в которой большое значение придается принципу персональной выгоды. Так начала развиваться социальная психология, расцвет которой пришелся на XIX–XX вв. Тогда же стали появляться первые тесты, позволяющие определить тип восприятия информации человеком. Позже появилось отдельное направление социальное психологии, которая изучает эти процессы и явления — соционика.

Читайте также про типы темперамента.

Что такое тип восприятия ❓

Все мы получаем информацию через 5 возможных каналов: слуховой (на слух), зрительный (на глаз), вкусовой (на вкус), тактильный (на ощупь) и обонятельный (по запаху). Воспринятая информация поступает в мозг и там перерабатывается. У каждого из нас есть все пять каналов, но один или два всегда преобладают. Если это слуховой канал, то человек хорошо воспринимает любую информацию на слух, хорошо схватывает на занятиях, лекциях, но перечитывая книгу “про себя”, может так и не вникнуть в ее содержание. Определение типа восприятия — это определение главного канала восприятия.

Понимание, к какому типу вы относитесь, поможет ускорить ваше обучение в любой сфере, увеличить его эффективность, научиться быстро разгонять мозг, а также помочь вам точно донести собеседнику/оппоненту свои мысли. Если вы разговариваете с аудиалом и пытаетесь донести до него свою точку зрения, вам нужно вести себя совершенно иначе, чем в споре с дискретом. Понимание своих сильных и слабых сторон, а также особенностей других людей, поможет вам грамотно выстроить общение и добиться своих целей, а еще это может помочь найти свое предназначение.

Как определить свой тип восприятия

Есть разные способы определить свой тип восприятия. Вот некоторые из них.

  • Самодиагностика. Постарайтесь проследить за своими мыслями. Как они приходят к вам в голову — это образы или запахи, ощущения или внутренняя речь, а может быть, вы слышите лишь звуки? Попробуйте определить доминирующий вид своей памяти: информацию в каком виде вам запомнить проще всего? Также проследите за своим словарным запасом: что повторяется чаще, какие ваши любимые слова и выражения? Обычно человек, имеющий определенный тип восприятия выбирает слова и словосочетания, характерные для этого типа. Но тут есть небольшая погрешность, поскольку употребление конкретных слов может зависеть и от других факторов.
  • Прочитайте слова из списка и воспроизведите их по памяти в любом порядке: что первое придет вам в голову и каким образом вы представите этот предмет или явление? Какие предметы вы вспомнили и представили раньше, а какие — позже?
  1. Прохладный шелк
  2. Пианист, играющий на фортепиано
  3. Горькая микстура
  4. Мчащаяся на полной скорости машина
  5. Волна, которая разбивается об утес

Если сначала вы видите образы, скорее всего, вас можно назвать визуалом. Если сначала вы слышите звуки, а картинки приходят на ум позже, вы аудиал. Если вы представляете расположение этих объектов и свои ощущения от контактов с ними, вы кинестетик. Если же вам нужно проговорить слово, прежде чем представить его в уме — дискрет.

  • Для определения типа восприятия есть специальные книги, а также тесты, но все они имеют некоторую погрешность. Например, есть тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева». Из любопытства вы можете пройти этот тест, но точный и достоверный ответ по вашему типу восприятия даст только психолог. Типы восприятия почти не встречаются в чистом, неразбавленном виде, то есть в мире практически нет 100% аудиалов или кинестетиков. Как правило, каждый из нас — это смесь 2-3 типов восприятия в разных пропорциях.

Возникает логичный вопрос, а в чем сильные и слабые стороны и как конкретно их применить? Чтобы ответить на него, разберем особенности каждого из существующих типов восприятия.

Основные типы:

  • Визуальная — человек хорошо запоминает все, что можно увидеть на глаз, то есть видит и хорошо помнит картинки, предметы в комнате, их цвет и форму — При этом он может плохо воспринимать печатный текст, запахи, звуки.
  • При слуховой человек хорошо различает голоса и любые звуки, обычно восприимчив к музыке.
  • Кинестетическая означает доминирование тактильной информации. Он легко отличит вкус двух похожих блюд, ощущения от обработанной и необработанной шерсти. Он может не вспомнить, как вы выглядите, но будет помнить, что чувствовал, когда случайно дотронулся до вас рукой.
  • Дигитальная предполагает навыки построения внутреннего диалога.

При этом доминирование одной системы еще не означает, что другая слаба. При определении типа восприятия речь идет об определении ведущей (но не единственной) системы, которая запускает основные процессы в вашем мозгу.

Согласно данным исследований, в России разделение примерно такое:

Визуал

Для визуалов главный канал восприятия окружающего — это глаза. При этом они, естественно, воспринимают также запахи, звуки, тактильные ощущения, но именно зрительные образы дают максимум информации. Такие люди в буквальном смысле “любят глазами”, для них важна внешность и вся внешняя атрибутика.

Чтобы помочь визуалу в процессе обучения, нужно воздействовать на его глаза — то есть по максимуму использовать картинки и меньше — устную речь. Для таких людей зрительные образы имеют огромное значение. Также можно рисовать схемы — это гораздо эффективнее, чем давать устные инструкции.
Читайте также про цветовой тест Люшера.

Аудиал 🎵

Аудиалы, напротив, прекрасно воспринимают все на слух. Для детей-аудиалов отлично подходит чтение книг вслух, а школьники этого типа повысят свои учебные результаты, если объяснить им тему устно, вместо того чтобы заставлять читать учебник.

Взрослому аудиалу важно проговаривать с все задачи с коллегами и начальниками вслух,а эффективная для визуала таблица или схема с инструкцией для него не сработает. Вообще такие люди — отличные слушатели. Настоящая находка для аудиалов – аудио-книги. И это отличный способ определить, что вы аудиал — если слушать книги нравится больше, чем читать их. Статистически аудиалов меньше всего.

Кинестетик

Для кинестетика лучшее подспорье — это тактильные ощущения, а также переживания. Они воспринимают любую информацию очень эмоционально, и в голове мгновенно связывают ее с ощущениями. С этими людьми бесполезно спорить и отстаивать свою точку зрения при помощи логики. Кинестетик должен иметь тактильный контакт, испытать эмоции и пропустить все через них. Совет кинестетикам — вызывать в воображении ощущения и уметь строить связь между ними и новыми данными.

Дискрет

Здесь главное оружие — факты и цифры, четкие доводы и железная логика. Люди такого типа встречаются нечасто, но по мнению психологов, в последнее время их становится все больше. Почему так происходит, точно неизвестно, но не исключено, что это представители нового виде эволюции. Совет дискретам — везде ищите логику, рисуйте схему и стройте логические цепочки, чтобы докопаться до сути вещей и получить ответы на все вопросы.

Протестировать себя и определить предрасположенность к тому или иному типу можно самостоятельно. Если же вы хотите узнать точный ответ, разобраться со своими сильными и слабыми сторонами, чтобы использовать их для повышения эффективности, лучше обратиться к профессионалу.

Читайте также про пирамиду потребностей Маслоу.

Что такое восприятие? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Обсудить роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром.

относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется .

Посмотрите на фигуру на рис. 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 1 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 2 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 3
. При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но 9Восприятие 0034 может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка, когда вся семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотреть

Убедитесь сами, как работает слепота по невнимательности, посмотрев этот тест на избирательное внимание от Simons and Chabris (1999):

Вы можете просмотреть стенограмму «теста на избирательное внимание» здесь (откроется в новом окне).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0015 .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 4) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о невнимательной слепоте на сайте проекта Noba.

Рисунок 4 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали действительно важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они имеют одинаковую длину.

Рисунок 5 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотреть

Рассмотрите разницу между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Вы можете просмотреть стенограмму «Ощущение и восприятие: ускоренный курс психологии № 5» здесь (открывается в новом окне).

Подумай об этом

Подумайте о случае, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Ощущение и восприятие. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Все права защищены содержание

  • Ощущение и восприятие – Ускоренный курс психологии №5. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=unWnZvXJh3o. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Восприятие: определение, примеры и типы

Восприятие: определение, примеры и типы

Келси Шульц, доктор философии. Кандидат
Отзыв Чики Дэвиса, магистра гуманитарных наук, доктора философии.

Даже когда мы сидим и ничего не делаем, наш мозг усердно работает над созданием нашей реальности. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о восприятии и о том, как оно делает весь наш опыт уникальным.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Восприятие является основной характеристикой существования. На протяжении всей эволюции существа полагались на восприятие, чтобы находить солнечный свет и пищу и избегать хищников. В контексте человеческого существования восприятие является основой всего, что мы испытываем, от ощущения дождя на нашей коже до радостного детского смеха. Давайте поговорим подробнее о том, что такое восприятие, и о различных типах восприятия, с которыми вы, возможно, знакомы.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени     Зарабатывайте больше $ быстрее 
 Повышайте доверие к себе    Предоставляйте высокоэффективный контент 

Что такое восприятие? (Определение)

Наш мозг постоянно подвергается бомбардировке сенсорными данными. Например, когда вы сидите за компьютером и читаете эту статью, ваш мозг получает тактильную информацию от рецепторов вашей кожи, активируемых ощущением одежды и давлением на ваше тело от сидения в кресле, слуховой информацией, передающей любую музыку или окружающий шум, который в данный момент щекочет волосковые клетки в ушах, визуальная информация от света, падающего на сетчатку, создаваемая вашим компьютером или телефоном, проприоцептивная информация об относительном положении частей вашего тела по отношению друг к другу и многое другое. Восприятие — это перевод всех этих чувственных данных в связный опыт чтения статьи.

Проще говоря, восприятие – это процесс, с помощью которого мозг интерпретирует и организует сенсорную информацию из окружающей среды, чтобы произвести значимое восприятие мира.
Акт восприятия включает в себя различные когнитивные процессы, такие как внимание, ощущение и память, которые позволяют нам распознавать, понимать и интерпретировать наше окружение. На восприятие могут влиять личный опыт, эмоции, мотивация и ожидания, и иногда это может приводить к перцептивным иллюзиям и неверным интерпретациям реальности.

Примеры восприятия

Существует множество различных видов сенсорных данных, которые наш мозг организует в процессе восприятия. Ниже приведены лишь несколько примеров.

  • Зрительное восприятие: Способность интерпретировать и осмысливать визуальную информацию, такую ​​как форма, цвет и движение. Например, восприятие разницы между деревом и камнем на основе их формы и текстуры.
  • Слуховое восприятие: способность интерпретировать и понимать слуховую информацию, такую ​​как звук, высота тона и ритм. Например, восприятие разницы между различными музыкальными инструментами на основе издаваемых ими звуков.
  • Восприятие осязания: Способность интерпретировать и осмысливать сенсорную информацию, такую ​​как давление, температура и текстура. Например, восприятие разницы между мягкой и шероховатой поверхностью на основе осязания.
  • Восприятие вкуса: Способность интерпретировать и осмысливать информацию о вкусе, такую ​​как сладкий, кислый, соленый и горький. Например, восприятие разницы между разными видами пищи на основе вкуса.
  • Восприятие запаха: Также называемое обонянием, это способность интерпретировать и осмысливать информацию о запахе, такую ​​как аромат духов, цветов или еды. Например, восприятие разницы между запахом кофе и чая на основе их уникальных запахов.
  • Восприятие времени: Субъективное ощущение течения времени. Например, осознание того, что время проходит быстро во время захватывающего события, но медленно во время скучного.
  • Восприятие боли: это переживание как телесной боли, передаваемой от сенсорных рецепторов в вашем теле, так и психологической боли, возникающей из внешних переживаний, таких как отвержение, но переживаемой внутренне (Eisenberger & Lieberman, 2004).
  • Проприоцепция: Проприоцепция относится к тому, как наши тела интерпретируют сенсорные сигналы от наших мышц, чтобы понять положение нашего тела или положение наших конечностей по отношению к остальным частям тела. Например, когда вы держите руку перед собой, рецепторы растяжения в ваших мышцах указывают на то, что их тянут, что сообщает вашему мозгу, что у вас вытянутая рука.

Восприятие себя

Восприятие себя может относиться как минимум к двум различным процессам. Первый — это процесс восприятия внутреннего состояния тела, также известный как интероцепция. Интероцепция включает восприятие телесных состояний, таких как голод, боль, усталость, тошнота и тревога. Интероцепция также включает в себя более абстрактные переживания, такие как чувство свободы воли, и эмоциональные состояния, такие как радость и страх (Ceunen et al., 2016). Во многих смыслах интероцепцию можно понимать как субъективное переживание себя. То есть это то, как он чувствует себя вами.

Самовосприятие может также относиться к вашему восприятию того, какой вы в мире или как вас видят другие. То есть самовосприятие будет включать ваше восприятие своих способностей, личностных черт, поведения, внешности и других черт характера (Kleinke, 1978). В то время как интероцепция в значительной степени зависит от внутреннего опыта, эта форма самовосприятия формируется за счет комбинации личного опыта, культурных и социальных ожиданий и отзывов от других.

Восприятие себя может иметь важные последствия для поведения, эмоций и благополучия человека. Например, если кто-то положительно воспринимает себя, он может быть более уверенным в себе, оптимистичным и уверенным в себе. И наоборот, если кто-то негативно воспринимает себя, он может испытывать низкую самооценку, тревогу и депрессию.

Самовосприятие также может меняться со временем, на него могут влиять новые впечатления и отзывы других. Например, у кого-то может быть положительное восприятие себя в одном аспекте своей жизни, таком как работа или спортивные способности, в то время как у него может быть негативное представление о себе в других областях, таких как социальные навыки или внешний вид.

Восприятие других

Восприятие других, также известное как социальное восприятие, представляет собой многогранный процесс. Элементы социального восприятия варьируются от восприятия другого как автономного живого объекта до вывода об интенциональности поведения других (Rutherford & Kuhlmeier, 2013).

Наше восприятие других во многом зависит от того, как мы воспринимаем самих себя. То есть мы можем использовать себя в качестве точки отсчета, исходя из которой можно делать выводы (Markus et al., 1985). Например, мы знаем, что когда мы чихаем, это непроизвольное поведение, поэтому мы предполагаем, что то же самое верно и для других людей. Мы также можем проецировать свои черты на других (Mikulincer & Horesh, 1999). Например, если мы обычно лжем, мы будем видеть лжецами и других. Или, если мы щедры и добры, мы можем склонны считать других также щедрыми и добрыми.

На социальное восприятие также влияют другие когнитивные, эмоциональные и культурные факторы, такие как личные предубеждения, ожидания и стереотипы. Например, люди, которыми пренебрегали в детстве, склонны двигаться по миру, предполагая, что другие не заслуживают доверия и будут интерпретировать их поведение через эту призму (Levy et al. , 2011).

Восприятие реальности

Восприятие реальности относится к тому, как вы понимаете и интерпретируете весь свой опыт, а также к вере в то, что этот опыт является продуктом сущности, которая существует вне вас и может быть испытана другими людьми. Например, мое текущее восприятие реальности таково, что я печатаю на компьютере. Это можно считать моей реальностью, потому что я полностью убежден по разным причинам, что этот компьютер действительно существует вне моего разума и может быть испытан другими людьми.

На наше восприятие реальности могут влиять несколько факторов, таких как предварительные ожидания, эмоциональное состояние и группа различных химических веществ, обычно называемых психоделиками. Хотя на вопрос о том, существует ли одна истинная реальность, ответа нет, обычно мы разделяем общую реальность, с которой в основном можем согласиться (иногда). Мы говорим, что кто-то существует в измененной реальности, когда его восприятие реальности существенно отклоняется от нормы. Например, мы можем сказать, что человек, испытывающий зрительные галлюцинации после приема псилоцибина, находится в измененной реальности или в измененном состоянии сознания.

Восприятие времени

Восприятие времени особенно увлекательно, учитывая, что нет органа чувств, через который наш мозг получает информацию о времени. То есть, световые рецепторы в нашей сетчатке вызывают зрение, вибрация волосковых клеток в наших ушах создает ощущение звука, а активация рецепторов на нашем языке создает ощущение вкуса, но у нас нет временных рецепторов, передающих сигнал. ощущение времени. Несмотря на свое загадочное происхождение, время является фундаментальной характеристикой человеческого существования.

Наше ощущение времени зависит от множества когнитивных и физических факторов. Например, мы воспринимаем время как движущееся быстрее, когда нам весело или когда мы боимся, и кажется, что время замедляется, когда нам скучно, депрессия или отвращение (Droit-Volet, 2013). Точно так же мы ощущаем, что время течет медленнее, когда нам больно (Rey et al., 2017).

Хотя точные механизмы восприятия времени до сих пор неизвестны, считается, что двигательная система является по крайней мере одним из основных факторов, влияющих на ощущение времени. Другими словами, те же области мозга, которые заставляют нас двигаться, помогают нам обрабатывать время.

Восприятие против ощущения

Восприятие и ощущение — родственные понятия, но не синонимы.

Ощущение относится к процессу обнаружения раздражителей из окружающей среды и реагирования на них. Он включает в себя стимуляцию наших сенсорных рецепторов, таких как наши глаза, уши, нос, язык и кожа, которые затем посылают сигналы в мозг. Ощущение — это необработанный, неинтерпретированный опыт мира.

Восприятие, с другой стороны, представляет собой объединение всех этих ощущений в одно связное переживание. Вы можете думать об ощущении и восприятии как о головоломке. Ощущение похоже на все кусочки головоломки, а восприятие похоже на законченную головоломку. Сначала все, что у вас есть, — это куча разбросанных кусочков с неразборчивыми кусочками какого-то изображения на них, затем ваши процессы восприятия объединяют все эти кусочки в окончательный образ милой собачки в темных очках.

Восприятие против перспективы

Перспектива и восприятие — разные понятия и требуют разных мозговых процессов, но они неразрывно связаны друг с другом. То есть восприятие помогает создать перспективу, а перспектива помогает создать восприятие.

Перспектива — это точка зрения или отношение. Именно так мы интерпретируем совокупность всех наших восприятий. Например, восприятие — это акт взгляда на цветок, а перспектива — это то, что этот цветок значит для нас и как мы к нему относимся. Для одного человека цветок может представлять собой один из лучших моментов его жизни и казаться красивым; с другой стороны, это может представлять собой один из худших моментов их жизни и восприниматься как ужасное.

Перспектива также может влиять на ваше восприятие. Например, есть знаменитая иллюзия, называемая иллюзией кролика-утки, в которой одно и то же изображение можно увидеть как кролика или утку, в зависимости от того, как вы на него смотрите. Так что в этом случае то, как вы воспринимаете животное на изображении, зависит от вашей точки зрения.

«Kaninchen und Ente» («Кролик и утка»), самая ранняя известная версия иллюзии утка-кролик, из выпуска Fliegende Blätter 9 от 23 октября 1892 г.0035 .

Является ли восприятие субъективным?

Количество различных типов клеток в наших глазах и то, как информация проходит через наш мозг, обрабатывается и зависит от нашей точки зрения, делает восприятие субъективным явлением. Другими словами (возвращаясь к примеру с цветком), мы с вами можем смотреть на один и тот же цветок под одним и тем же углом, но то, как устроены мои глаза и как обрабатывается визуальная информация в моем мозгу, может сделать цветок менее заметным. красный, чем кажется вам.

Управление восприятием

Управление восприятием — это процесс воздействия на то, как люди воспринимают проблему, событие, человека или продукт. Он включает в себя контроль, формирование и манипулирование информацией, которую люди получают, и тем, как они ее интерпретируют. Управление восприятием часто используется организациями, правительствами и политическими кампаниями для влияния на общественное мнение и формирования общественного мнения.

Методы управления восприятием могут включать в себя манипулирование средствами массовой информации, пропаганду и стратегическую коммуникацию. Цель управления восприятием состоит в том, чтобы представить положительный образ или сообщение о конкретной проблеме, событии, человеке или продукте, а также контролировать повествование и организовать обсуждение в благоприятном ключе.

Управление восприятием может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, поскольку его можно использовать для улучшения понимания общественностью важных вопросов и содействия позитивным изменениям, но его также можно использовать для манипулирования людьми и их обмана, что приводит к искажению взглядов на реальность.

Статьи, относящиеся к восприятию

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Самовосприятие: определение, теория и вопросы
  • Сознание: определение, примеры и теория
  • Самоанализ: определение (в психологии), примеры и вопросы
  • Якорение: определение в психологии и примеры

Книги, связанные с восприятием

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. восприятия и рая и ада

Заключительные мысли о восприятии

Восприятие — интересное познавательное явление. Оно многогранно и может различаться у разных людей, даже когда они якобы воспринимают один и тот же объект. На наше восприятие могут влиять несколько факторов, и нам следует опасаться, когда ими могут манипулировать в соответствии с целями других. Чтобы узнать больше о восприятии, посмотрите это видео:

Видео: Ваша реальность может не быть моей: сенсорное восприятие и эмпатия ​

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки