Травля на работе начальником: Что делать, если вас «травят» на работе — Work.ua

Содержание

Как работает травля во взрослых коллективах и как ей противостоять

«Орали, называли нахалкой»: что такое моббинг?

Мы познакомились с Мариной на психологической группе поддержки. История, которую тогда рассказала девушка, тронула меня. Через неделю мы встретились с Мариной лично, чтобы в подробностях выслушать, что произошло с ней год назад на работе. 

— Я люблю ходить новыми маршрутами, чтобы избежать рутины, — сказала Марина, вынырнув к месту нашей встречи откуда-то из глубины дворов. — Так у меня остаются хоть какие-то силы, чтобы ходить на работу. 

Мы пили кофе, и моя собеседница посвящала меня в обычаи коллективной травли на работе. История Марины началась пять лет назад, когда она, молодая воспитательница, пришла работать больничным воспитателем в детское отделение региональной больницы. Когда администрация больницы взяла ее на работу, девушка буквально танцевала от счастья, несмотря на очень маленькую зарплату и большую загрузку, — Марина любит детей и любит им помогать.  

— Знаешь, Марина, здесь не ценят чужую работу, — предупредила ее более опытная коллега. — Подумай, надо ли оно тебе.

Марина действительно сразу заметила и хамоватость медсестер, и надменность начальства, но ничего из этого не могло перебить радость от работы. Девушка не боялась трудностей, поддержать подопечных для нее было куда важнее. С детьми Марина играла в настольные игры, устраивала конкурсы и подвижные игры на улице, общалась с подростками, помогала им знакомиться друг с другом.

Коллегам-воспитателям эта активность не нравилась. Они привыкли к тому, что их задача — выполнить минимум: посадить детей в игровую комнату, и пусть развлекают себя сами и не мешают медсестрам заполнять бумаги. Медсестры тоже были не в восторге от того, что молодая сотрудница заступилась за подростков, то громко общавшихся по телефону, то свободно гуляющих по отделению.

К Марине стали придираться по мелочам. За то, что она разговаривает с пациентами про подростковые переживания, коллеги обвинили ее в «превышении должностных полномочий».

— Вы не имеете права использовать психологию в своей педагогической деятельности! — сказала Марине старшая медсестра. — Где у вас диплом психолога?

Будучи педагогом, Марина изучала психологию в ВУЗе. Но коллег это мало волновало.  Педагогу давали разную бессмысленную и не предусмотренную трудовым договором работу. Сегодня ее просили скинуться на покупку шкафа с мизерной зарплаты, завтра — проверить срок годности продуктов в холодильнике. Воспитательница успевала сделать десять дел, задерживаясь на работе по несколько часов, и не слыша ни слова похвалы. 

Перелом произошел после того, как в отделение пришла новая воспитательница Инна: «женщина с нарциссическими чертами», как описывает ее Марина. Сперва коллега вызывала доверие, располагала к себе детей и взрослых, «с артистическим надломом» рассказывала о своей насыщенной биографии, делилась советами, хвасталась своей дорогой косметикой и ценными знакомствами. Со временем Марина стала замечать, что Инну откровенно бесило то, что Марина ее опережает. Дети охотнее слушали добрую и открытую, а не надменную и хвастливую воспитательницу. 

Новая коллега начала плести интриги за спиной у Марины, и результат не заставил себя ждать — девушка почти сразу стала замечать, как во время прогулок другие воспитатели сидели на скамейке и перешептывались, глядя на девушку. Марина ничего не предпринимала: она ходила на работу, чтобы играть с детьми, а не сплетничать за спинами коллег. Прямо при ней стали произносить нечто в духе «Марина просто притворяется специалистом» или «пришла тут, понимаете ли, жизни всех учить». Она старалась просто это игнорировать.

На одной из планерок группа коллег во главе с Инной выплеснули на Марину «целое ведро помоев». Появился повод: перегруженная воспитательница упустила момент, как трое мальчишек пошли гулять вокруг больницы, пока она играла с другими детьми (в тот день, как она говорит, единственная из всей смены, — «Черта»).

— Марина Алексеевна, как это понимать? Вы тут пляшете, развлекаетесь, а у вас мальчики сбежали! — кричала на хрупкую девушку «огромная тетка – воспитатель».  

Марине припомнили все ее «огрехи». Инна сумела убедить Марининых коллег, что та «никудышный педагог», «плохой сотрудник», что она «нарушает субординацию» и «не уважает старших». На девушку, как она вспоминает, буквально орали.

— Тише, тише, Марина Алексеевна, — говорила ей старшая воспитательница, когда та пыталась хоть как-то защититься

— Вообще-то вы сейчас все занимаетесь психологическим насилием, — проронила вдруг Марина.

— Какое насилие? Нет тут никакого насилия, отрезала старшая коллега. 

В тот день Марина окончательно разочаровалась в своих коллегах. Коллективная травля и унижение убило в ней желание приходить в больницу и помогать детям справиться с одиночеством и тоской.

***

Рассказ Марины произвел на меня большое впечатление. Сначала я искренне не понимал, почему взрослые люди откровенно травят своих коллег, будто школьники. Я решил изучить психологические исследования и статистику на этот счет, даже несколько часов этого изучения дали мне понять, что травля на работе и во взрослых коллективах — далеко не редкое явление.  

В 2021 году ВЦИОМ провел масштабный опрос об опыте буллинга. С травлей в течении жизни сталкивался каждый пятый россиянин (18%). Еще 16% лично видели травлю или слышали о ней от своих друзей и близких. Из этого числа больше половины (53%) столкнулись с буллингом, уже будучи взрослыми. Работа была вторым местом после школы, в котором россияне чаще всего сталкиваются с буллингом. 

Российские цифры сопоставимы с мировым опытом. По данным проекта Workplace Bullying Institute, в 2021 году треть работающих американцев признались, что их травили коллеги. Мужчины чаще инициировали буллинг (67% агрессоров были мужчинами), в то время как женщины чаще унижали других женщин. 

В подобных опросах важно сделать оговорку, что ученые полагаются на личный опыт людей, переживших травлю. Но не все люди склонны жаловаться и признаваться в насилии. Как писали ученые из Малайзии, женщины могут быть более чувствительны к агрессивному поведению и скорее готовы рассказать о насилии в свой адрес. Авторы исследования считают, что мужчины в целом склонны терпеть и не подавать виду, даже если их оскорбляют прямым текстом. Из-за культурных особенностей многие пострадавшие от моббинга люди не обращаются за помощью и стыдятся признаться, что им вообще-то некомфортно от травли и унижений. 

«Травля со стороны коллектива, особенно когда за человека никто не заступается, переживается особо тяжело. Жертве кажется, что она сама провоцирует травлю, испытывает по этому поводу стыд и вину», — говорит клинический психолог Анастасия Ксенофонтова. 

Часто травлю на работе обозначают термином «моббинг», хотя изначально это более широкое понятие. Термин «моббинг» в употребление ввел биолог Конрад Лоренц. Корень слова  «mob» в переводе с английского означает «агрессивная толпа, свора». Лоренц долго изучал поведение птиц и часто видел, как стая пернатых нападает на одного своего собрата, особенно если у него есть уникальные отличительные признаки. Серые вороны, например, готовы заклевать белую ворону до смерти.  

Моббинг в человеческом коллективе по своей сути от этого мало отличается — жертвой коллективной травли также становится человек, слишком выделяющийся из толпы. Такой белой вороной может быть кто угодно: представитель меньшинств, человек с особенностями характера или просто человек с отличающимся поведением — в случае Марины, например, это было обычное трудолюбие.

«Моббинг — это враждебное и неуважительное общение, с помощью которого группа систематические причиняет вред одному человеку», —  так определил  в 1990 году моббинг шведский психолог Ханц Лейман. Моббинг не следует отождествлять с буллингом: ситуацией, когда один человек травит другого, отличие, подчеркивает психолог Анастасия Ксенофонтова, исключительно в том, какая часть коллектива участвует в травле; если большая — это уже можно назвать моббингом. 

Люди, с которыми мне удалось пообщаться, чаще описывали именно коллективную травлю. Как писал в свое время Лейман, моббинг направлен на «выдавливание» коллективом одного человека. Индивидуальная и коллективная травля начинается одинаково. Как правило, ей предшествует какой-то инцидент, триггер, который побуждает агрессоров начать травлю. Людей может раздражать внешний вид, поведение, манера общения. Им остается лишь дать повод, чтобы начать унижать и третировать коллегу. 

«Коллеги перестали со мной здороваться»: моббинг со стороны коллег

Саша — менеджер из IT компании. Она окончила университет в небольшом городе и долго искала работу, связанную с дизайном и SMM. Когда Саше было 23 года, она наконец-то устроилась на постоянную должность в своем небольшом городе, SMM-менеджером в сфере общепита. Но продержалась там недолго: коллеги буквально выдавили Сашу из своего коллектива.

Девушка вспоминает, что ее коллеги, хоть и недолюбливали ее изначально, никакой агрессии к ней не проявляли. До одного момента. 

Этим моментом был короткий роман со старшим коллегой, которого к новичку приставили в качестве куратора. «Переспали. Отшили друг друга», — кратко описывает девушка эти отношения После этого отношение коллег изменилось — с нейтрально-пренебрежительного на агрессивно-угрожающее.  

Как писал Ханц Лейман, после выбора формального повода для прессинга коллектив выбирает способ наказания для «белой вороны». Сам способ зависит от фантазии инициатора травли. Это может быть бойкот, сплетни, жалобы начальству на «непрофессионализм» и «некомпетентность» работника. Более изобретательные абьюзеры могут красть личные вещи, отпускать неприятные шутки в присутствии работника или загружать его бессмысленной и непосильной работой.

«Коллеги перестали со мной здороваться. При мне начали шутить недвусмысленные шуточки, — вспоминает Саша. — Оказывается, мой несостоявшийся парень распустил про меня слухи, рассказывал интимные подробности. Было очень неприятно, когда я зашла к своей начальнице чуть раньше, а там был этот парень. Он сразу же отошел с коллегой в сторонку и они начали противно смеяться, посматривая в мою сторону».

Конечная цель такой травли, сходятся эксперты, — выдавить человека из коллектива, сделать так, чтобы он по минимуму контактировал с коллегами, а в идеале вообще уволился с работы. Так и произошло: в 2020 году, в разгар пандемии коронавируса, начальство вежливо попросило Сашу написать увольнение по собственному желанию. Она не стала сопротивляться: унижения и наплевательского отношения хватало на то, чтобы без колебаний уйти с работы. 

Травля, с которой столкнулась Саша — так называемый «горизонтальный моббинг», или травля коллегами. Исследователи моббинга настаивают, что нужно разделять случаи, когда инициаторами травли становится коллектив и начальство. В первом случае у жертвы моббинга есть шанс получить поддержку или элементарное понимание со стороны вышестоящих сотрудников.  Во втором такие «безобидные» вещи, как распускание слухов, грубость, неуместные и оскорбительные шутки, могут перейти в итоге к жестким формам с угрозами, шантажом и физическим насилием, отмечает Анастасия Ксенофонтова.

«Сказали, чтобы ни в коем случае меня не брали на работу»: моббинг как удар по репутации

Илья, работающий учителем истории в небольшом городе, рассказал нам о некоем промежуточном варианте моббинга, когда более опытные коллеги, пользуясь своим уважаемым статусом у начальства, третируют младших коллег.

«Я иногда позволяю себе на уроках небольшие вольности. Было дело, когда прямо во время урока по классу на компьютерном стуле проехался. Хотел снять напряжение в классе, показать детям, что я такой же человек, как и они. Меня за это отругали, мол, веду себя как „сумасшедший”» — вспоминает учитель.

Помимо этого учителям не нравилось, когда на уроках обществознания Илья говорил о современной России, сравнивал ее с США. На уроках он мог использовать новые слова вроде «кринж». Когда весной 2022 учителей истории и обществознания попросили провести урок о «спецоперации» и пользе импортозамещения, Илья отказался. Как считает учитель, это дало еще один повод считать его «ненадежным». 

«Учителей не устраивает политическая „агитация”, — говорит учитель. — Но это работает в одну сторону. Если я скажу, что Путин — молодец, меня похвалят. А если я упомяну Навального в любом контексте, то меня реального могут уволить. Когда дети спросили меня, что я думаю по поводу поднятия российского флага утром перед занятия, я заявил, что „полностью это поддерживаю”. Но по лицу они поняли, что я на самом деле думаю».

Еще большую выволочку Илья получил, когда на уроке про Великую Отечественную упомянул лендлиз (Лендлиз – система поставок продуктов, оборудования и оружия из США и Великобритании в СССР в годы Великой Отечественной войны, — «Черта»). Кто-то из детей сообщил другим учителям, что он этим упоминанием якобы присвоил победу в войне американцам.

На педсовете на Илью вылили обвинение в непрофессионализме, инфантилизме, самовлюбленности. Как считает педагог, эта история была лишь предлогом для того, чтобы устроить ему выволочку. Пожилых учителей раздражала живая и жизнерадостная атмосфера на уроках Ильи, его манера шутить. 

Его коллега, заслуженный педагог и победительница многих учительских конкурсов, недавно заявила ему, что он «ходит под статьей» из-за своих политических взглядов. Как говорит учитель, такие истории случаются регулярно: старшие коллеги устраивают выволочку по любому поводу, начинают критику на ровном месте. Порой — на повышенных тонах.

«Когда я пытаюсь сказать что-то в ответ, меня перебивают, говорят, что я веду себя не по-мужски, — говорит Илья, — [Они говорят, что] я должен молчать, когда меня ругают. Это раздражает». 

Слава о «непрофессионализме Ильи» — и цеховая травля — вылилась за пределы школы.

«Этой весной я на всякий случай позвонил в „престижный” лицей, узнал, что им преподаватель нужен, — рассказывает он. — И потом узнал от той самый исторички, что она „на всякий случай” позвонила директору лицея и сказала, чтобы меня туда ни в коем случае не брали».

Свою лепту в травлю вносят родители. Недавно Илью вызывали на педсовет за то, что кто-то из родителей очень внимательно просмотрел странички учителя в социальных сетях и написал на него «донос».

«Коллеги получили скрины, на которых я что-то говорю против современной политики — говорит Илья, — Но я понятия не имею, что это за скрины и что на них запечатлено, я их не видел. Мне сказали закрыть аккаунт или не писать ничего на тему политики. А я хочу свободно выражать свое мнение, пусть и вне школы». 

Несмотря на постоянный буллинг, Илья признает, что его школа — далеко не худшее заведение в городе. Директор школы и завучи пока что не вызывали «ненадежного» учителя на ковер и к его травле не присоединились. Ученики в основном не раздражают и стараются хотя бы немного учиться. Илье нравится его работа, общение с подростками на уроках «заряжает» его. Но полученные таким образом силы в любой момент могут забрать коллеги. 

«Все эти стремные истории на работе доводят меня. Из-за стресса и переживаний я начал пить кучу БАДов, чтобы дожить до нового года — признается Илья, — Когда я осознаю, что в других школах все еще хуже — завучи грубее, а директора фанатичнее, становится совсем грустно». 

Илья получил репутацию «плохого педагога», которая разошлась по другим школам. Как говорит юрист по трудовому праву Ярослав Павлюков, репутационные потери в теории могут быть основанием для иска о компенсации морального вреда.

«Можно попробовать возбудить гражданское производство и запросить компенсацию через суд, — говорит Павлюков, — Но работает эта система плохо. Суды требуют явных доказательств, вроде выкладывания в соцсети публичных унижений. Если человека били и обзывали, это можно доказать, но тут уже уголовная статья». 

Моральный вред — понятие из гражданского кодекса, под которыми понимаются «физические или нравственные страдания». По идее, любое оскорбление или унижение может стать основанием для получения денежной компенсации через суд. Но, как говорит все тот же гражданский кодекс, для начала нужно доказать сам факт унижений. Суды требуют у жертв травли доказательств, потому что моральный дискомфорт — это субъективная категория, которую трудно измерить. 

«Если человека травят коллеги, то было бы правильнее написать заявление в полицию, — считает Ярослав Павлюков, — Оскорбления — это административное правонарушение, которое по идее должно пресекаться органами правопорядка». 

«Заведующая довела меня до слез, заставив складывать одну футболку два часа»: моббинг со стороны начальников

«Вертикальный» буллинг со стороны босса отличает практически полная неспособность работника что-то такой травле противопоставить. У начальства слишком много способов надавить на сотрудника и даже уволить его, в том случае, если человек откажется играть по правилам абьюзера. Именно в такую ситуацию попала 27-летняя Ася из Санкт-Петербурга. 

«В 2017 году я пять недель проработала продавцом одежды. Все это время надо мной издевалось начальство, — вспоминает Ася, — В смене всегда был один продавец, который должен был находится под „присмотром” управляющего или администратора».

Как вспоминает Ася, оба начальника без конца подшучивали над девушкой, ее внешностью, интересами. Им не нравилось, как Ася одевалась, общалась, то, что она увлекалась астрологией. 

«Меня называли „тупой”, если я что-то неправильно делала — говорит Ася, — При этом я постоянно перерабатывала и вместо графика 2/2 ходила на работу три дня, четыре дня с одним выходным, сильно уставала, не всегда понимала, что от меня требуют».

Девушке давали унизительные задачи: заставляли убираться на складе в выходные, когда в магазине был большой поток клиентов и она могла заработать процент с продаж. «Однажды управляющая довела меня до слез, заставив складывать одну футболку два часа, — вспоминает девушка, — Ей не нравилось, как я складываю одежду на полках. Поэтому управляющая решила меня „проучить”».

Как говорит Анастасия Ксенофонтова, корни травли со стороны вышестоящих коллег лежат в нормализации морального насилия в семьях. Ребенок привыкает, что родители и учителя повышают на него голос, унижают, манипулируют. В будущем такой ребенок может использовать те же приемы по отношению к своим коллегам: насилие для него — привычное дело.

 

Но привычное — не значит нормальное и даже законное. В теории очевидные нарушения трудового законодательства — переработки, оскорбления, раздача не предусмотренных договором задач — могут стать основанием для проверки и суда, подчеркивает Ярослав Павлюков. Но, отмечает юрист, здесь все снова упирается в проблему недоверия жертве со стороны судов и полицейских. Плюс к этому в таких процессах работники в целом не спешат «выдавать» начальство и признавать факт травли. Особенно когда в моббинге участвуют и начальство, и коллеги. 

Вот как это описывает Ася: «На складе со мной работал коллега, который постоянно шутил про мою внешность, отпускал всякие комментарии в духе „ты же женщина, значит, тупая”. Остальные работники смеялись надо мной вместе с ним».

В один момент к «шуткам» подключалась Асина начальница. «Когда в свой день рождения я пришла на работу в новом платье, надо мной посмеивалась начальница, — говорит Ася, — Потом она прямым текстом сказала: мол, мы тут обсуждали, беременна ты или нет. Тогда я пила нейролептики и набрала вес. Очень неприятно было такое слышать». 

Моббинг со стороны начальства бывает неприкрытым и может происходить на глазах коллектива. Сотрудники при этом чаще всего присоединяются к травле,  которую инициирует начальство. Подобную историю вспоминает Саша, работавшая в общепите — после того, как Саша ушла из агрессивного коллектива, с травлей столкнулась уже ее подруга Вера. 

«Моя подруга Вера проработала в компании пять лет, но из-за проблем с ментальным здоровьем часто уходила на больничный, — вспоминает Саша, — Это всех устраивало до тех пор, пока в отдел маркетинга, где она работала, не пришла новая начальница».

Женщина сразу начала подговаривать других сотрудников писать жалобы на Веру, собирать на нее компромат. Ей не нравилось, что девушка слишком часто уходит на больничный, при этом требует соблюдения дедлайнов, своевременной публикации постов. Некоторых сотрудников это тоже раздражало и они хотели избавиться от требовательной коллеги. 

Из-за постоянного стресса, переработок и необходимости всех „пинать” у Веры начиналось выгорание, она часто уходила на больничный, что еще сильнее злило коллектив: она всех заставляет работать, но сама постоянно на больничном! Поэтому когда в один прекрасный день Вера вернулась с больничного, коллеги попросили ее уволиться. 

«Моей подруге устроили „очную ставку” с коллективом, — вспоминает Саша, — у них и раньше атмосфера была не очень дружелюбная: коллеги могли друг друга и матом послать, и накричать. В тот день ее грубо предъявили, что она „не справляется с работой” и что никто не хочет видеть на работе». 

Веру попросили уволиться несколько человек во главе с начальницей, остальные молча смотрели за тем, как на их коллегу клевещут. Они боялись, что в следующий раз также вынудят уволиться их. Девушка подписала увольнение по собственному желанию. 

«Когда отношения в коллективе выстроены вертикально, людям „проще” прибегать к насилию», — говорит Анастасия Ксенофонтова. С точки зрения психолога, буллинг провоцируют не сколько «злой характер» человека, сколько среда, в которой вышестоящие работники наделены властью над нижестоящими. Моббинг будет возникать до тех пор, пока у людей не появится гарантий, что их достоинство и личные границы защищаются законом. 

«Мне страшно вливаться в новые коллективы: последствия моббинга»

Все описанные нами истории подтверждают, что жертвы моббинга страдают от чувства бессилия, им труднее работать из-за травли, они меньше зарабатывают из-за предвзятого отношения коллег и начальства. Подвергшиеся травле работники рискуют столкнуться с депрессией и тревожными расстройствами. 

Современные исследователи говорят о том, что длительная и жестокая травля на работе может спровоцировать посттравматическое стрессовое расстройство: каждый второй человек, подвергшийся травле, испытывает симптомы ПТСР. Моббинг повышает риски суицидального поведения. В среднем от 20 до 50% людей, подвергшихся травле на работе, страдают от суицидальных мыслей (с оговоркой, что люди с проблемным ментальным здоровьем воспринимают травлю более болезненно). Жертвы травли хуже и меньше спят, часто просыпаются посреди ночи из-за кошмаров или тревоги.

Отдельная проблема — это газлайтинг и обесценивание, с которыми сталкиваются жертвы морального абьюза. Пережившие травлю люди часто склонны не доверять своим эмоциям, они опасаются, что другие люди осудят их.

«Возможно, я слишком тревожная и все надумала. Может, ничего из этого и не было, — рассуждает Саша, — Но в любом случае мне было очень плохо от всей этой истории. Неприятно, когда люди сначала доброжелательны к тебе, а потом оказывается, что под маской доброжелательности скрывается нетерпимость и злоба».

Саша признается, что после увольнения она полгода не могла найти работу. Уже на новом месте она опасалась слишком сближаться с кем-то из коллег или говорить о личных переживаниях: слишком свежи были воспоминания о негативном опыте.  

С такой же проблемой столкнулась Ася. Длительная и повторяющаяся история буллинга в школе и на работе выработали у нее страх новых коллективов.  Девушка признается, что больше всего боится вновь столкнуться с ситуацией, когда коллеги обсуждают ее за спиной.

«Мне страшно вливаться в новые коллективы, страшно представить, что коллеги будут обсуждать меня за спиной, — говорит девушка. 

Что до Марины, то еще до случая на планерке она пробовала уйти из больницы и поработать в частном детском саде. Тогда через пару месяцев она вернулась в больницу, слишком уж ей по душе общаться с детьми, попавшими в трудную ситуацию, но сменить место работы она по-прежнему хочет. За год, прошедший с прилюдного унижения, она окончательно перестала общаться с коллегами и ушла работать на полставки. Чем меньше в жизни Марины тех людей, тем лучше она себя чувствует. 

— Опыт в больнице научил меня одной вещи, — говорит она, — Теперь я точно могу сказать, что моральное насилие — это не нормально. И я готова всегда говорить об этом открыто.

Имена всех героев статьи изменены по их просьбе

что такое травля в коллективе? Причины и виды — Владислав Кочерыжкин на vc.ru

Моббинг — это форма тирании при которой группа лиц применяет инструменты эмоционального насилия к отдельно взятому человеку в коллективе, чаще всего на рабочем месте. Характеризуется беспомощностью жертвы, так как она находится в меньшинстве и не имеет возможности покинуть зону дискомфорта по причине зависимости от издевателей.

710 просмотров

В большинстве случаев акты насилия происходят со стороны начальника или ближайших коллег. Могут быть основаны на личной неприязни одного человека с одновременным подстрекательством других, либо толпа формируется по мотивам ненависти к какой-либо характеристике жертвы.

Например, кто-то имеющий авторитет в группе убеждает их в том, что коллега недостоин уважения и является плохим человеком, тогда могут возникать слухи, сплетни, обсуждения за спиной, насмешки. Либо группа относится с презрением к расовой, классовой или иной принадлежности сотрудника, здесь распространены унижения, изоляция, запугивания.

Моббинг считается одним из проявлений пассивной агрессии, когда жертву ставят в неудобное положение высказываниями и действиями на грани. То есть вроде бы очевидны нелестные слова и поступки, но они всё ещё не могут однозначно квалифицироваться как нападение. Человек испытывает чувство обиды или вины, но не может ответить, потому что это моментально расценят как агрессию уже с его стороны.

Нередко эмоциональное насилие перерастает в физическое. Например, харассмент, шлепки по попе, подзатыльники, пинки, демонстрация намерения нанести увечья без перехода к активным действиям. К сожалению даже в этом случае постоять за себя получается не всегда, так как всё ещё сохраняется зависимость либо страх столкнуться с новым осуждением по принципу виктимблейминга, когда окружающие считают, что жертва сама виновата.

Виды моббинга

Глобально различают два вида моббинга — вертикальный и горизонтальный. В первом случае тот кто находится выше по иерархии издевается над тем кто ниже. Например начальник над подчиненным, сержант над рядовым, полковник над сержантом, директор магазина над продавцом и так далее.

Во втором случае издевательства происходят на одной ступени иерархии в коллективе, либо невзирая на статусы. Это насилие исходящее от коллег. Например продавцы над продавцом, сержанты над сержантом или водители над водителем. Нередко наблюдается нарушение субординации, когда подчинённые применяют моббинг к своему начальнику.

Исходя из двух видов моббинга мы можем классифицировать сами инструменты и способы, хотя в целом психология не делает различий между ними. Существует несколько методов насилия в коллективе, которые в здоровом обществе недопустимы ни в вертикальной ни в горизонтальной плоскости.

Публичная ругань и критика. Как правило такк поступают незадачливые руководители. Вместо того чтобы пригласить подчиненного к себе в кабинет и обсудить проблемы, такие люди намеренно унижают его при всех.

Используют повышенный тон или оскорбительные выводы из серии «ты идиот, снова забыл отправить документы, у тебя в башке сено!».

В данном случае жертва моббинга либо ощущает дискомфорт по причине стыда, либо вовсе сталкивается с насмешками коллег. Тоже самое относится к публичной ругани ученика со стороны учителя и солдата со стороны старшего по званию. Обсуждать ошибки и низкую квалификацию следует либо тет-а-тет, либо без оскорблений, криков и использования унизительно-сравнительной риторики. Остальное моббинг.

Изоляция. Коллеги могут обсуждать что-то между собой, строить планы на мероприятия или взаимодействовать по работе при этом демонстративно показывать малозначительность одного человека. Например, кто-то заходит в офис и здоровается с каждым поименно, «забывая» о вас. Или жмёт всем руку проходя мимо одного человека.

Случаются ещё более вопиющие ситуации. Однажды мне написала женщина и рассказала историю как её коллега спросила «кто будет чай», а затем заварила несколько чашек и принесла всем, кроме неё. Хотя она как и многие высказалась за идею устроить чаепитие. Это как раз ситуация в которой жертва чувствует обиду и обделенность, но не может высказать претензии, потому что по факту никто не обязан готовить ей чай и любые заявления коллектив воспримет как агрессию уже с её стороны.

Всех пригласили на корпоратив, а вас нет. Новогодние подарки закупили для всех детей сотрудников, а про вашего «забыли». Ситуации бывают мелкими и вопиющими. Происходящее в любом случае является моббингом, но важно понять причины, потому что иногда игнорирование заслужено, просто проявление довольно кривое.

Обесценивание. Основывается на снижении значимости сотрудника, когда коллеги или руководитель оставляют достижения человека за скобками. Не отмечают успехов, а в беседе намеренно подчеркивают, что ваш вклад в общее дело как минимум не имел серьёзного веса. А как максимум вообще отсутствует.

Иногда это сочетается с демонстрацией иерархии, когда новичок делает больше всех, но никто не говорит спасибо, вместо этого напоминают, что так должно быть, потому что ты новенький. Либо нагружают лишней работой пользуясь своим положением в группе. У нас устоявшийся коллектив, а ты только пришёл, вот давай и заслуживай наше одобрение.

Дискредитация. Подобное проявление встречается в двух случаях. Когда один испытывает неприязнь к другому и пытается собрать коалицию с другими коллегами, чтобы реализовать свою личную ненависть и презрение. Иногда зависть.

Во втором случае человека дискредитируют чтобы «подсидеть». Хотят устроить на это место своего друга или подругу, либо стремятся к повышению в должности и для этого подрывают авторитет начальника. Могут использовать слухи, сплетни, лживую информацию, вмешательство в личную жизнь.

Провокация. Случает и так, что один выражает презрение к другому, но остальные участники группы не спешат вмешиваться и занимать чью-то сторону. Тогда тиран сначала попробует использовать дискредитацию, а затем непременно перейдёт к провокациям разного рода.

Например, используя пассивную агрессию попробует вывести на эмоции, чтобы потом весь день всем доказывать — вот смотрите, я вам говорила, что она сумасшедшая, глядите что творит, кошмар, вы видели, ужас, я в шоке!

Либо использует доступные инструменты загрузки работой так, чтобы человек не справился, чтобы тут же всем доказать несостоятельность работника, некомпетентность и низкую квалификацию. Создание условий, которые выбьют из колеи и не позволят решить поставленную задачу, тоже являются провокацией.

Угрозы и шантаж. Метод принуждения и подчинения человека, также используется для повышения чувства собственной значимости и компенсации комплексов. Заставлять коллегу или подчинённого выполнять любые указания под страхом увольнения или лишения премии, а также поиск порочащей информации с последующим шантажом.

Данная форма абьюза может перерасти в физическое насилие, в том числе принуждение к физической близости. Сюда же относится использование своего служебного положения для подчинения человека, например харассмент.

Причины моббинга

Жертвами моббинга становятся в двух случаях. Психологи часто выделяют слишком большой список классификаций, однако я считаю глупо разделять насилие по выдуманным причинам, например цвет кожи, национальность, пол или внешность. Это лишь зацепки для тирана, ничего из вышеперечисленного не может быть основанием.

И так, первая причина — неспособность защищать свои личные границы. Молчаливое согласие с откровенным насилием приводит к усилению прессинга. Важно научиться говорить о своих чувствах без претензий, оскорблений и перехода к открытому конфликту. Помните историю про женщину, которой коллега не принесла чай?

Ей хотелось сказать, что та дама сволочь и были мысли дать ей по голове, чтобы больше так себя не вела. Но это неэффективно, непродуктивно и вообще недопустимо. Гораздо разумнее сказать — я сижу чай жду, а мне ничего не досталось, теперь чувствую себя белой вороной, обидненько.

Эта фраза лишает тирана возможности обвинить вас в агрессивном поведении, при этом демонстрирует, что вам неприятно случившееся. Говорить о том, что не нравится лично вам, нормально и естественно. Я же не обвиняю никого, просто сообщаю о своих ощущениях.

Есть и вторая причина — условия зависимости. Жертва не имеет ни единого шанса защитить себя, если она полностью зависима от конкретного места. Например, в школе. В обычной жизни мы просто перестаём общаться с неприятными и токсичными людьми, ребенок в одиночку не может принять решение не общаться с учителем географии, которая каждый урок его публично унижает.

Никуда не денешься и от одноклассников. Если происходит буллинг, то подросток оказывается в ловушке. Учителя нередко игнорируют малозначительное насилие между детьми и не задумываются над тем как банальные обзывалки сказываются на психике конкретного ребенка. Родители могут посчитать своё чадо трусом и слабаком, в результате отказать в поддержке и потребовать разобраться с обидчиками. От самих обидчиков бежать некуда.

Коллеги по работе хоть и надоели, но пойти тоже некуда. Работа рядом с домом, хорошая зарплата, а иногда и вовсе наличие хоть какого-то заработка. Руководитель отношения в коллективе контролирует редко, а то и сам является тираном. Уволиться невозможно и противостоять целой группе очень тяжело. Моббинг это клетка в которой психо-эмоциональное состояние человека методично уничтожается.

Профилактика моббинга

Исходя из причин мы можем говорить о профилактике. К сожалению здесь всё сложно, потому что само насилие является результатом низкого эмоционального интеллекта и социального воспитания. Для нас норма проявлять агрессию, нарушать чужие личные границы, совать свой нос куда не следует, влезать в интимное пространство, использовать своё положение и компенсировать комплексы за счет окружающих.

Всему этому нужно обучать с раннего детства, но такая работа не ведется. Существует должность школьного психолога, но кто из вас может вспомнить работу этих людей? Круто, если кто-то действительно выполняет свои обязанности, но как правило это просто кабинет в который ни один ребенок ни разу в жизни не попал.

Люди искренне удивляются, когда им говоришь ‘я не просил вашего совета» или «мне не важно ваше мнение». Я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда сообщаю человеку «я не позволял вам так со мной разговаривать», а тот делая огромные глаза начинает возмущаться — а кто ты такой чтобы мне что-то запрещать?! Удивительные «человеки» и как им помочь я не знаю.

Все, кто опускается до моббинга, даже не задумываются над своим поведением. Им кажется вполне логичным унижать тех, кто ниже их в иерархии коллектива по должности или статусу. Они уверены, что могут получить желаемое используя своё положение. Заручившись поддержкой своей стаи могут «мстить» за то что коллега умнее, успешнее, внешне привлекательнее или профессиональнее.

Свалить свои обязанности на кого-то, потому что давно здесь работает и со всеми хорошо знаком. Проецировать свою ущербность на подчиненных, выливать на них негатив и упиваться властью. Всё это диагноз, который должен отправлять человека в кабинет психолога. Но они продолжают занимать должности, которые становятся инструментом избавления от своей никчёмности и эмоциональной тупости.

С профилактикой зависимости всё ещё сложнее. Тут важно улучшать экономическое положение целой страны, чтобы каждый мог реализовать свои таланты и увлечения. Это приводит к росту рабочих мест и, следовательно, возможности выбирать компанию для трудоустройства.

Самый успешный бизнес давно озадачился проблемой атмосферы в коллективе. Создаются комнаты для битья груши, в которой можно выплеснуть эмоции. Есть места в которых сотрудник может уединиться. Обязательно присутствует психолог регулярно проводящий опросы, мини-игры и беседы со всеми работниками. Не только для решения конфликтов, но и для создания правильного эмоционального климата в офисе.

Есть ещё два ключевых фактора способствующих моббингу. Полное отсутствие толерантности, когда человека ненавидят за цвет кожи, национальность, половую ориентацию и прочие характеристики, до которых нормальному человеку нет дела. И конформизм, когда люди стремятся прибиться к сильной группе и считают допустимым унижать кого-то просто так, заодно, чтобы понравиться своему лидеру и продемонстрировать свою причастность.

Пока все эти проблемы в обществе не будут решены, моббинг продолжит своё существование. Последствия могут быть разными от невроза до суицидальных наклонностей. Беззащитное состояние для психики всегда было тяжелой травмой и как она будет избавляться от переизбытка негативно окрашенных эмоций никто предсказать не в силах. Во многих странах за моббинг привлекают к ответственности, порой довольно суровой, и это первый шаг к прекращению насилия в коллективах.

Как справиться с издевательствами на рабочем месте

Большую часть времени мы проводим на работе. Не все любят свою работу, но все мы заслуживаем того, чтобы чувствовать себя комфортно и непринужденно на рабочем месте. Ваша рабочая среда должна быть благоприятной, где каждый может работать над достижением своих целей без чрезмерного давления или внимания.

Существует мнение, что издевательства происходят только в школе, как будто ты бросишь учебу и никогда больше не встретишь хулигана. К сожалению, некоторые люди никогда не взрослеют. Запугивание является проблемой в любом возрасте и в любой среде. Это ни в коем случае не ограничивается школой. На самом деле издевательства на рабочем месте более распространены, чем вы думаете.

Будь то критично настроенный босс, выбирающий одного сотрудника для обвинения и наказания, или работники, постоянно разыгрывающие коллегу и предпочитающие игнорировать их вклад в проект, издевательства на рабочем месте растут. Всего за год в службу примирения ACAS поступило около 200 000 звонков о травле и домогательствах на работе, и многие люди боялись говорить о плохом обращении со стороны коллег и руководителей.

Но каждый заслуживает того, чтобы его услышали. В этом руководстве мы рассмотрим, какие шаги могут предпринять как сотрудники, так и работодатели, чтобы преодолеть и искоренить культуру травли.

Насколько распространены травли на рабочем месте?

  • Почти шесть из десяти человек были свидетелями или жертвами издевательств на рабочем месте
  • 37% сами подвергались издевательствам
  • Из 2000 человек большинство были свидетелями издевательств, но только 48% что-либо предпринимали по этому поводу
  • 68% сказали поведение было «незаметным», например, уход коллег
  • Каждый 20-й сказал, что был свидетелем физического насилия между коллегами по работе
  • Сообщалось о криках, толчках, запугивании и угрожающем поведении

Что делает рабочее место приятным?

Удовлетворение от работы — это гораздо больше, чем хорошая зарплата. Просыпаться утром и идти в офис в приподнятом настроении полезно для людей и бизнеса, повышая уровень производительности и общее самочувствие. Но что делает рабочую среду приятной? На то, нравится ли людям ходить на работу или нет, могут влиять следующие факторы:

  • Разумное отношение к рабочему времени. Большинство людей понимают, что время от времени сверхурочная работа будет необходимостью. Но если компания так сильно давит на своих сотрудников, что людям кажется, что они должны регулярно работать долгие часы, чтобы не отставать, это не будет способствовать созданию счастливой рабочей силы.
  • Поддерживающие коллеги. В итоге вы можете видеться со своими коллегами чаще, чем с друзьями и семьей; очень важно, чтобы вы ладили с теми, с кем работаете вместе. Враждебная рабочая среда с ударами в спину и обвинениями — это стрессовое место. Вместо этого вы хотите, чтобы вас окружали те, кто разделяет ваши цели и готов работать вместе, чтобы достичь их и разделить успех.
  • Прозрачная связь. Открытость является ключевым моментом в общении на рабочем месте. Сотрудники должны чувствовать, что у них есть способы удобного самовыражения, и они должны знать, что их мнение ценят. Точно так же, когда компании прозрачны со своими сотрудниками, удовлетворенность работой, как правило, повышается.
  • Сосредоточьтесь на обучении и развитии. Организации, которые предоставляют четкие дорожные карты того, как человек может прогрессировать и развиваться, будут поддерживать уровень выполнения. Всем нравится знать, что им есть куда расти, а также чувствовать, что их работодатель верит в них и предоставляет необходимые инструменты для развития.
  • Признание за тяжелую работу. Никто не станет отрицать, что им нравится получать признание за свою хорошую работу. Будь то поощрения или простые комплименты, такая обратная связь подстегивает вас. Если работодатели не признают тяжелую работу, со временем у людей пропадет всякий стимул делать все возможное.

На работе, предприняв некоторые продуманные действия, вы можете значительно изменить повседневную жизнь своих коллег.

Как распознать признаки издевательств

Несмотря на отсутствие юридического определения издевательств на рабочем месте, сотрудники HSE поясняют, что они связаны с негативным поведением, направленным против отдельного лица или отдельных лиц, повторяющимся и настойчивым образом с течением времени. По словам председателя Acas сэра Брендана Барбера, такое поведение растет в Великобритании. «Позвонившие на нашу линию помощи столкнулись с ужасающими инцидентами, связанными с издевательствами, которые включали унижение, остракизм, словесные и физические оскорбления», — сказал он.

«Однако менеджеры иногда отвергают обвинения в издевательствах как простое столкновение личностей или стилей управления, в то время как другие могут признать проблему, но им не хватает уверенности или навыков, чтобы справиться с ней.» Когда даже ответственные лица игнорируют знаки, может быть трудно определить, что является травлей, а что нет.

Запугивание на рабочем месте может происходить лично или в Интернете. На самом деле, многие хулиганы внезапно чувствуют себя намного смелее, когда они могут преследовать людей через компьютер. Но это не останется незамеченным, и онлайн-хулиганы не должны остаться безнаказанными с таким разрушительным поведением. Запугивание может включать:

  • Обзывание. Независимо от того, получаете ли вы оскорбительные сообщения по внутренней системе или вас вызывают в офисе, когда кто-то обзывает вас, это неприятно и деморализует. Это издевательство.
  • Игнорирование, изоляция или исключение. Преднамеренное игнорирование кого-либо или исключение его из соответствующих встреч — это способы намеренно заставить кого-то чувствовать себя изолированным.
  • Принижение. Точно так же, если кто-то вносит свой вклад только для того, чтобы его высмеяли или чтобы его мнение было отвергнуто как плохое или ложное, это можно считать издевательством. В такой неоправданной критике нет необходимости, поскольку любой хороший менеджер должен быть в состоянии предоставить конструктивную обратную связь.
  • Козел отпущения. Кто-то может подумать, что это сорвет их с крючка, но обвинять других в ошибках — это признак чего-то гораздо худшего — того, что вы готовы запугивать.
  • Управление ролями. Угрозы в отношении гарантий занятости или целенаправленное блокирование чьего-либо прогресса на работе путем снятия с него обязанностей без уважительной причины является злоупотреблением властью.
  • Настройка вас на провал. Постановка невыполнимых задач или целей, рассчитанных на то, чтобы человек потерпел неудачу, является примером травли на рабочем месте.
  • Распространение слухов. Такое поведение на игровой площадке может оказать огромное влияние на общее самочувствие жертвы.
  • Давать вам бессмысленные задания. Каждый должен встать по очереди, чтобы выпить горячих напитков, но если вы продолжаете получать самые плохие задания, это может быть признаком издевательств.
  • Агрессивное поведение. Любая форма агрессивного поведения, такая как крик или вторжение в личное пространство, неприемлема. Сотрудники не должны бояться на рабочем месте, даже если они допустили ошибку.

Запугивание в NHS: каковы последствия?

  • 20 % сотрудников сообщают, что они подвергались издевательствам со стороны других сотрудников
  • 51 % сотрудников, сообщивших, что наиболее распространенным источником издевательств над ними являются начальники/менеджеры
  • Последствия такого поведения включают:
  • 29,9 % всех случаев Сотрудники Национальной службы здравоохранения Великобритании указали на наличие психологического стресса из-за агрессивного поведения
  • 80% сотрудников считают, что состояние их здоровья влияет на уход за пациентами

Запугивание не входит в ваши должностные обязанности. Вам не нужно мириться с тем, что заставляет вас чувствовать себя несчастным или неудобным. На этом форуме жертвы издевательств на работе сообщают о том, что чувствуют себя «не в своей тарелке», «жертвами» и «как правило, чувствуют себя ужасно».

Некоторые люди беспокоятся о том, что они слишком чувствительны, но издевательства могут повлиять на вашу самооценку, не говоря уже о вашей производительности на работе, а также в вашей домашней жизни. Вы не должны недооценивать, как это может заставить вас чувствовать. Вы также не должны мириться с ужасными оправданиями. Некоторые люди думают, что они могут оправдать травлю некоторыми из приведенных ниже объяснений:

  • Столкновение личностей
  • Формирование характера
  • Тип стиля лидерства
  • Спровоцированный жертвой

Исключение, угрозы или запугивание не являются примером столкновения с кем-либо. Попытка выдать травлю за какой-то стиль управления или за вину жертвы недопустима. Если вы не уверены, Acas предлагает задать себе следующие вопросы, чтобы определить, приемлемо ли то, как с вами обращаются:

  • Произошло ли изменение стиля управления или организации, к которому вам просто нужно время, чтобы приспособиться – возможно, из-за того, что у вас новый менеджер или требования к работе?
  • Есть ли в организации заявление о стандартах поведения, с которым вы можете ознакомиться?
  • Можете ли вы обсудить свои опасения со своим менеджером по персоналу, линейным руководителем/руководителем, представителем профсоюза или коллегами, которые, возможно, разделят ваши опасения?
  • Можете ли вы согласовать изменения рабочей нагрузки или способов работы, которые облегчат вам работу?

Источник: Запугивание и домогательства на работе: руководство для сотрудников

Чтобы устранить первые признаки запугивания, сотрудники должны чувствовать себя комфортно, обсуждая изменения. Если вы ответили «нет» хотя бы на один из приведенных выше вопросов, вероятно, ваши опасения по поводу травли обоснованы.


Издевательства, домогательства и закон

Некоторых это может удивить, но издевательства не противозаконны. Однако, если коллега или начальник ведет себя оскорбительно и запугивает, это может быть расценено как домогательство и может быть незаконным в соответствии с Законом о равенстве 2010 года9.0003

В соответствии с этим законом домогательство определяется как: нежелательное поведение, связанное с соответствующей охраняемой характеристикой, целью или результатом которого является оскорбление достоинства человека или создание запугивающей, враждебной, унижающей достоинство, оскорбительной или оскорбительной обстановки для этого человека. Защищенными характеристиками являются:

  • Возраст, пол или ориентация
  • Смена пола
  • Семейное положение, беременность, материнство/отцовство
  • Ваша раса, религия или убеждения
  • Инвалидность

Пример преследования

На работе некоторые из ваших коллег продолжают комментировать и шутить о том, что вы гей. Они обзывают вас и иногда оставляют на вашем столе такие вещи, как гей-фильмы для взрослых и журналы. Они все знают, что на самом деле ты не гей. Вы можете подать иск о домогательствах, связанных с сексуальной ориентацией.

Источник: Citizens Advice

Хотя домогательство может быть разовым инцидентом, чаще это серия инцидентов или издевательств, которые происходят с течением времени. Действительно, запугивание может быть незаконным преследованием по закону, если оно связано с одной из охраняемых характеристик.

Acas характеризует издевательства как: «оскорбительное, запугивающее, злонамеренное или оскорбительное поведение, злоупотребление или злоупотребление властью с помощью средств, которые подрывают, унижают, очерняют или ранят получателя». Воздействие такого поведения может быть таким же, как домогательства. На самом деле эти два термина часто используются взаимозаменяемо.

Однако, если запугивание не является чем-то, что было бы определено как домогательство в Законе о равенстве 2010 года, невозможно подать жалобу в суд по трудовым спорам. Тем не менее, работодатели обязаны заботиться обо всех своих сотрудниках и в первую очередь должны принимать меры для предотвращения издевательств.

Конструктивное увольнение и разъяснение прав работников

Если вы чувствуете, что взаимное доверие между вами и вашим работодателем подорвано, вам не нужно продолжать работать там. Если над вами издевались и притесняли на работе, вы можете подать в отставку и потребовать конструктивного увольнения в трудовом трибунале.

Прежде чем вы это сделаете, мы рекомендуем прочитать остальную часть этого руководства, включая блок-схему в конце, чтобы узнать, есть ли другие способы решения проблемы.

Если у вас есть какие-либо вопросы, также стоит обратиться за профессиональной консультацией. Юристы обязаны дать вам 30-минутную бесплатную консультацию, чтобы узнать, есть ли у вас дело. Они попросят вас вспомнить события, даты и любые подробности или доказательства, которые могут вам понадобиться, чтобы увидеть, есть ли у вас действительное дело против вашего работодателя.

Что делать, если над вами издеваются

Конгресс профсоюзов (TUC) заявил, что каждая организация должна иметь политику абсолютной нетерпимости к издевательствам. Убеждение, что никто не должен ставиться в положение, при котором он боится ходить на работу, широко распространено, но сделать первые шаги по борьбе с издевательствами может быть труднее всего.

Первые шаги по борьбе с травлей на рабочем месте
  1. Ознакомьтесь с политикой вашей компании. У вашего работодателя должна быть политика поведения на рабочем месте, включая информацию о травле. Узнайте все возможные подробности, включая процессы информирования руководителей и шаги, которые вы можете ожидать от них.
  2. Начните неофициально. Если вы чувствуете себя в достаточной безопасности, лучшее, что вы можете сделать, — это сначала поговорить с человеком, который вас запугивает. В некоторых случаях они могут не осознавать, как их поведение влияет на вас. Разговор с ними может заставить их задуматься о том, как они обращались с вами.
  3. Информируйте руководство или отдел кадров. Во многих случаях невозможно противостоять преступнику лицом к лицу. Вместо этого вы должны информировать соответствующих людей о том, что происходит. Будь то руководство, отдел кадров или ваш профсоюз, они смогут предпринять шаги от вашего имени для решения проблемы.
  4. Храните улики. Сбор записей о дате, времени, месте, подробностях и именах любых свидетелей любых издевательств может оказаться бесценным, если кто-то попросит вас обосновать ваши утверждения. Сохраните любые ужасные электронные письма и задокументируйте время, когда вы не участвовали в соответствующих встречах.
  5. Найдите кого-нибудь, с кем можно поговорить. Издевательства — это стресс, через который нужно пройти. Вы не должны испытывать это в одиночку. Наличие человека, которому вы доверяете, поможет вам свести к минимуму влияние, которое он оказывает на вашу жизнь.
  6. Подать официальную жалобу. Если вы чувствуете, что те, кому вы сообщили на работе, не восприняли вашу проблему всерьез, а издевательства не прекратились, вы можете подать официальную жалобу с помощью обычных процедур подачи жалоб. В вашем руководстве для сотрудников будет подробно описан этот процесс.

Что делать, если над вами издевается начальник или начальник

К сожалению, нередко запугивание исходит от начальства. Те, кто сталкивался с плохим начальником в прошлом, поймут, насколько сильно это может повлиять на вашу повседневную жизнь, если у вас есть ответственный человек, который не уважает других на работе.

«Хотя запугивание происходит на всех уровнях на рабочем месте, наиболее распространенными его виновниками являются руководители. Этот тип запугивания часто возникает из-за неравного баланса сил, когда руководители пытаются контролировать поведение своих подчиненных с помощью методов принуждения,» — говорит Шайназ Фирфирей, доцент кафедры организации и управления человеческими ресурсами в бизнес-школе Warwick.

То, что они несут ответственность за вас, не означает, что им может сойти с рук запугивание. Политика любой хорошей компании включает в себя назначенного коллегу, с которым вы можете обсудить свои проблемы, не опасаясь наказания за отступление от своего руководителя. Вы можете показать им свой дневник событий и обсудить, было ли поведение приемлемым или нет, и принять решение о том, что делать дальше.

Более того, соблюдение конфиденциальности является ключевой частью процесса рассмотрения жалоб. К вам всегда следует относиться справедливо и чутко.

Принятие решения о возбуждении судебного иска

Не следует обращаться в суд в первую очередь. Но если вы чувствуете, что, несмотря на все ваши попытки, не было достигнуто никакого прогресса в прекращении издевательств, пришло время получить совет о ваших законных правах.

Важно сначала попытаться решить проблему с вашей компанией. Когда вы подаете иск в суд по трудовым спорам, это одна из первых вещей, о которых вас спросят. Если вы можете показать им отчет о жестоком обращении, ваших усилиях по решению проблемы и бездействии со стороны вашей компании, вы можете подать иск о конструктивно несправедливом увольнении. Имейте в виду следующие факты:

  • Вы должны проработать на своего работодателя в течение 24 месяцев
  • Это должно рассматриваться как домогательство в соответствии с Законом о равенстве 2010

эффект:

  • Ущемление вашего достоинства
  • Создание запугивающей, враждебной, унижающей достоинство, унизительной или оскорбительной среды

Что работодатели могут сделать, чтобы предотвратить травлю

Как работодатель вы несете ответственность за своих сотрудников. Это не только правильно, но и в соответствии с Законом о здоровье и безопасности на рабочем месте у вас есть юридическая обязанность обеспечивать здоровье, безопасность и благополучие своих сотрудников, включая защиту от издевательств и домогательств. Поскольку оскорбительное поведение затрагивает рабочих от цеха до топ-менеджеров, боссы должны серьезно отнестись к этому.

Что означает запугивание для вашего бизнеса

Без сомнения, запугивание на рабочем месте окажет пагубное влияние на бизнес. Стоимость прогулов, текучести кадров и потери производительности, связанных с издевательствами, составляет до 13,5 миллиардов фунтов стерлингов каждый год.

В интересах каждого предприятия дать понять, что запугивание недопустимо, поскольку последствия включают:

  • Плохие отношения с сотрудниками. Командная работа жизненно важна для большинства предприятий. Производительность повышается, когда все ладят друг с другом, а не бросают друг друга под автобус.
  • Враждебная рабочая среда. Точно так же негативная атмосфера может быть ужасной для уровня мотивации. Низкий моральный дух заразителен, и от него бывает трудно избавиться.
  • Неэффективность. Когда люди отвлекаются на присутствие или угрозу издевательств, им сложно сосредоточиться на своей работе. Попытка получить от людей лучшее, запугивая их, никогда не сработает — вы должны поддерживать их.
  • Возможна потеря персонала. Мало того, что вы можете потерять персонал, но если распространится новость о негативной обстановке на вашем рабочем месте, вам будет сложно привлечь новые таланты.
  • Потеря уважения к начальству. Увидев, что ответственные лица игнорируют травлю, люди быстро потеряют к ним уважение.
Основные советы по разработке политики в отношении запугивания и домогательств

Конечно, все организации, независимо от их размера, должны иметь хорошо известные процедуры рассмотрения жалоб и дисциплинарных вопросов, включая информацию, по которой сотрудники могут обращаться к проблемам, связанным с работой.

Прежде всего, чтобы предотвратить возникновение таких проблем, хорошая политика приемлемого поведения должна включать:

  • Заявление о приверженности старшего руководства
  • Признание того, что запугивание и домогательства являются проблемой для организации
  • Четкое заявление о том, что запугивание и домогательство являются незаконными и недопустимы
  • Примеры недопустимого поведения
  • Заявление о том, что запугивание и домогательство могут рассматриваться как дисциплинарные проступки
  • Меры, предпринимаемые организацией для предотвращения запугивания и домогательств
  • Обязанности руководителей и менеджеров
  • Конфиденциальность для любого заявителя
  • Ссылка на процедуры рассмотрения жалоб (официальные и неформальные), включая сроки принятия мер
  • Процедуры расследования, включая сроки принятия мер
  • Ссылка на дисциплинарные процедуры, включая сроки консультирования по действиям и доступности поддержки
  • Как политика должна применяться, пересматриваться и контролироваться.

Источник: Acas – Издевательства и домогательства на рабочем месте: руководство для работодателей

Вы также можете добавить информацию об источниках эмоциональной поддержки. Однако больше всего лидеры должны подавать хороший пример окружающим. Независимо от того, что говорит политика, если кто-то из ответственных лиц плохо обращается с другими, это будет воспринято и принято как норма. То, как менеджеры относятся к другим, так же важно, как и любая формальная политика. Настораживает то, как быстро плохое поведение может проникнуть в команду.

Вместо авторитарного стиля управления познакомьтесь с теми, с кем вы работаете, и посоветуйтесь с коллегами. Поощряйте открытость и будьте таким человеком, с которым другие чувствуют себя комфортно в общении. В конце концов, признаки издевательств незаметны и могут легко ускользнуть от вас, особенно если у вас напряженный график. Вы должны убедиться, что сотрудники чувствуют себя счастливыми, сообщая о любых проблемах. Этого не произойдет, если раньше вы были несимпатичны или агрессивны.

Значение отдела кадров, консультирование и посредничество

Для быстрого и объективного рассмотрения и расследования жалоб требуется набор специальных навыков. Не каждый менеджер обладает необходимым опытом — вот почему люди в HR являются таким ценным ресурсом для компаний. Восприятие издевательств может различаться у разных людей, поэтому важно учитывать все обстоятельства, прежде чем делать выводы. HR-специалисты обучены делать это деликатно.

Однако у HR не самая лучшая репутация. Есть заблуждение, что они немедленно начнут официальное расследование. Но это только один из вариантов в арсенале HR-инструментов. Они с большей вероятностью конфиденциально сядут с объектом травли, выслушают его опасения и обсудят доступные варианты.

Хотя некоторые вопросы (например, сексуальные домогательства или насилие на рабочем месте) могут потребовать от отдела кадров принятия официальных мер, решение о том, что делать дальше, обычно остается за жертвой. Иметь HR для поддержки их в этом процессе выгодно для работника и работодателя. Варианты могут включать:

  • Помощь в управлении стрессом
  • Разработка стратегии работы с агрессором или противодействие ему
  • Повышение осведомленности о буллинге
  • Предупреждение агрессору против дальнейших действий или возмездия
  • Проведение официального расследования

Консультации также могут сыграть роль в борьбе с издевательствами. Это конфиденциальный путь, идеально подходящий для неформального подхода без необходимости дальнейших формальных действий. В компании может быть кто-то обученный, или менеджеры могут заключать контракты на консультационные услуги. За это должен платить работодатель. Консультация — отличный вариант, если нет оснований для дисциплинарных мер или есть сомнения в отношении жалобы.

Если требуется независимое третье лицо, для решения проблем, связанных с травлей, можно использовать посредничество. Это добровольный процесс, который помогает найти решение, с которым могут согласиться все стороны, чтобы наладить рабочие отношения. Запугивание может быть результатом недостаточной осведомленности и непреднамеренного непонимания. В таких случаях медитация — идеальный способ двигаться вперед. Подобно консультированию, посредники могут быть внутренними или внешними.

Экспертный совет по предотвращению издевательств
  • Развитие лидерских качеств. Руководителям важно понимать эффективные методы лидерства, как влиять на культуру, как лучше всего формировать ожидания и управлять ими, а также как справляться с конфликтами. Это не то, что естественно для всех. Вы должны вооружить менеджеров необходимыми инструментами.
  • Создание культуры благополучия. Правильный баланс между работой и личной жизнью важен для управления уровнем стресса сотрудников. Часто, когда люди находятся под давлением или стрессом, они набрасываются на других. Вместо этого сосредоточьтесь на создании среды, в которой благополучие ставится впереди сроков и целей. Это окупится в долгосрочной перспективе, когда у вас будут здоровые, преданные своему делу люди с мотивацией добиться успеха в команде.
  • Осведомленность и обучение работников. Не все знают, что представляет собой издевательство, и не понимают, какое влияние оно может оказать на других. Как работодатель, ваша роль заключается в том, чтобы повышать осведомленность о травле и ее последствиях на рабочем месте. Обучение ваших сотрудников не только покажет, что вы стремитесь создать безопасную среду, но и улучшите понимание каждым того, как поведение может быть неправильно истолковано и вызвать оскорбление.

Признаки хорошего работодателя

  • Чтобы попытаться предотвратить запугивание, хороший работодатель должен:
  • Разработать политику поведения на рабочем месте
  • Управлять дисциплиной и недовольством на работе
  • Управлять отсутствием с рабочего места)
  • Обеспечить управление персоналом
  • Иметь более одного контактного лица отдела кадров
  • Обеспечить обучение кадров таким вещам, как вести трудные разговоры Прозрачно применять новое трудовое законодательство

Создание положительной рабочей силы

Корпоративная культура является горячей темой в наши дни, и на то есть веские причины. Рабочая среда, которую вы создаете, может оказать огромное влияние на уровень производительности и успех вашего бизнеса. Сказать, что «мы здесь так делаем», уже не годится. Хорошие бизнес-лидеры должны предпринимать активные шаги для повышения вовлеченности сотрудников, поскольку именно так они сохранят таланты и создадут место, где люди будут счастливы.

Лучшие советы по поощрению ваших сотрудников

Чтобы стимулировать вашу рабочую силу, вы должны создать среду, в которой каждый имеет возможность процветать.

  • Прояснить основные ценности компании. Ценности, которые вы хотите воплотить в своей компании, задают тон для всей организации. Они служат фильтром для сотрудников на всех уровнях, чтобы помочь в принятии решений, выявлении возможностей и управлении рисками. Что важно для вашего бизнеса? Пусть люди знают.
  • Повышение прозрачности. Не позволяйте любым изменениям распространяться по офису в виде шепота и сплетен. Сотрудники хотят знать свои основные обязанности, ключевые рабочие отношения и то, что ожидается с точки зрения результатов работы. Если что-то собирается изменить эти области или то, как бизнес работает в целом, убедитесь, что существует структура, чтобы все были в курсе.
  • Регулярно хвалите. Мотивировать кого-то может быть так же просто, как сказать им, когда они хорошо поработали.
  • Четко сообщайте цели. Знание того, каковы ожидания и цели работы, дает ясность, необходимую каждому работнику, чтобы сосредоточиться на своем прогрессе.
  • Обеспечьте свободу. Как только они узнают свои цели, вам не нужно следить за своими сотрудниками, как ястреб. Дайте им пространство и возможность проявить творческий подход и действовать по-своему. Людям нравится чувствовать, что им доверяют, а не управляют на микроуровне.
  • Регулярно получайте обратную связь от своей команды. Если вы хотите узнать, насколько счастливы люди на работе, лучше всего спросить их об этом. Познакомьтесь с людьми, с которыми вы работаете, и проконсультируйтесь с ними по ключевым проектам. Всем приятно знать, что их мнение ценят.
  • Планирование дней тимбилдинга. Выделение некоторого времени из обычной офисной рутины может творить чудеса для благополучия вашей команды. Поощряйте командный дух, планируя мероприятия, которые побуждают всех работать вместе и строить прочные связи.

Принятие мер по повышению культуры на рабочем месте повысит успех, благополучие и здоровье вашей команды. Начните сегодня.

Полезные ссылки и контакты

Создание идеальной культуры рабочего места: есть ли ключи к раскрытию талантов?

Какие существуют виды дискриминации?

Руководство по устранению издевательств на рабочем месте

Являюсь ли я жертвой издевательств?

Как вести себя с менеджером-хулиганом на рабочем месте? 5 эффективных шагов

Вы чувствуете страх и стресс на работе? Вы чувствуете, что постоянно ходите по яичной скорлупе, боясь совершить любую ошибку, из-за которой у вас возникнут проблемы с вашим хулиганом-менеджером? Если да, то вы не одиноки. Издевательства на рабочем месте не являются чем-то необычным. Скорее, к сожалению, хулиганы все чаще встречаются на рабочих местах по всему миру. Более того, ситуация становится запутанной, когда агрессивное поведение исходит от высокопоставленного лица, наделенного властью. Хотя с этим может быть сложно справиться, есть несколько способов успешно справиться с этой ситуацией. В этом сообщении в блоге будут описаны лучшие способы борьбы с агрессивным менеджером в качестве сотрудника. Следуя этим шагам, вы сможете поддерживать благоприятную рабочую атмосферу и защитить себя от домогательств. Так что не ждите больше — читайте дальше, чтобы узнать, как бороться с менеджером-хулиганом!

  • Как вести себя с менеджером-хулиганом на рабочем месте? 5 эффективных шагов
    • Кто такой хулиган-менеджер?
    • Как Bully Manager влияет на рабочее место?
    • Лучшие способы борьбы с хулиганом на работе
    • Заключение
    • Часто задаваемые вопросы
  • Другие блоги по теме

Кто такой хулиган?

Стало обычным явлением наблюдать за издевательствами вокруг нас. Точно так же издевательства стали частью многих культур на рабочем месте. Запугивание может происходить на многих уровнях, иногда даже среди сверстников. Однако ситуация становится неприятной для сотрудников, когда травля исходит от руководителя. Сценарий вдвойне проблематичен, так как менеджер может быть источником помощи в сложных ситуациях, но в этом случае становится самой проблемой.

Кроме того, иногда бывает сложно отличить запугивание от жесткого руководства. Как сотруднику, становится крайне важно внимательно следить, чтобы понять разницу и принять соответствующие меры. Общение с трудными людьми — это не то же самое, что запугивание.

Хулиган-менеджер — это тот, кто постоянно угрожает или запугивает вас. Они также могут активно пытаться изолировать вас и саботировать ваши предприятия даже при отсутствии какой-либо видимой причины. Их поведение, как правило, оказывает негативное влияние на вас и ваше окружение. Есть несколько вещей, которые нужно помнить, когда имеешь дело с менеджером-хулиганом. Во-первых, они не просто пытаются быть трудными — они искренне намерены причинить вам вред или расстроить вас. Поэтому, пожалуйста, не тратьте свое время на попытки рассуждать или вести с ними переговоры; вместо этого вооружитесь знаниями и инструментами, чтобы защитить себя от их злоупотреблений. Во-вторых, поймите, что вы не виноваты. Их поведение является результатом их обстоятельств и взглядов, а не ваших или ваших действий.

Как Bully Manager влияет на рабочее место?

Запугивание на рабочем месте может иметь негативное влияние как на человека, над которым издеваются, так и на окружающих. В результате очень важно принять меры, если вы заметили, что происходит запугивание. Для жертвы хулигана их работа может стать враждебным и неудобным местом. Им может казаться, что они постоянно находятся в опасности, что приводит к снижению продуктивности и стрессу. Кроме того, запугивание может создать напряженность и конфликт с коллегами, на которых ситуация также может повлиять. Важно помнить, что не все травли плохи — некоторые люди находят в себе силы противостоять насилию. Однако, если вы заметили, что над кем-то издеваются на работе, всегда лучше обратиться за помощью или поддержкой к своему руководителю или в отдел кадров. Продолжайте читать здесь, чтобы узнать, как справиться с издевательствами на рабочем месте. Поскольку руководителей часто считают ответственными за борьбу с издевательствами на рабочем месте, важно знать, какой вклад они могут внести в проблему. Хулиганы часто нацелены на более слабых или уязвимых людей, и хулиган-менеджер может способствовать такому поведению, заставляя своих сотрудников чувствовать себя в опасности. Если вы заметили, что над вашим персоналом издеваются, сообщите об этом — не позволяйте никому причинять вред без необходимости. Хулиган менеджер побеждает их собственные цели. Это потому, что они не могут оказать такого влияния, которое мог бы оказать эффективный менеджер. Вместо этого они способствуют созданию сложной среды и становятся проблемой для организации.

Лучшие способы борьбы с менеджером-хулиганом на работе

Если вы стали жертвой издевательств на работе, вы можете кое-что сделать, чтобы защитить себя. Прежде всего, необходимо максимально подробно задокументировать инциденты. Это поможет предоставить доказательства, если/когда будет подана официальная жалоба. Кроме того, важно сохранять спокойствие и уважение во время любых разговоров или взаимодействий с преследователем — старайтесь не обострять ситуацию. Если они продолжают вести себя агрессивно или приставать к вам после того, как озвучили ваши опасения, поговорите о ситуации с их начальником или представителем отдела кадров. Они могут принять соответствующие меры, чтобы сделать рабочее место более благоприятным для всех сотрудников. Несколько шагов, которые вы можете предпринять как сотрудник, имеющий дело с менеджером-хулиганом:

  1. Сообщите об этом. Если вы стали жертвой издевательств на работе, обязательно сообщите об этом. Это может помочь предотвратить дальнейшее развитие и/или обострение ситуации. Кроме того, это поможет вам заручиться поддержкой и убережет вас от вынужденной изоляции, возникающей из-за буллинга.
  2. Документируйте все. Ведите учет всех инцидентов, происходящих на вашем рабочем месте, включая информацию о том, кто был вовлечен, что было сказано/сделано и когда это произошло. Это поможет укрепить ваше дело, если будет подана официальная жалоба. Четкое общение станет вашим ключом к свободе.
  3. Постоять за себя. Если кто-то обижает вас или оскорбляет вас на работе, не бойтесь постоять за себя. Не позволяйте им сойти с рук своим поведением. Помните, что вы не виноваты в инциденте и его последствиях.
  4. Обратитесь за поддержкой. Если вам нужна помощь в борьбе с агрессивным менеджером, не стесняйтесь обращаться к своим коллегам или представителю отдела кадров. Возможно, они смогут дать совет и/или помощь в это трудное время.
  5. Сделайте свое благополучие приоритетом. Старайтесь обезопасить себя от манипуляций и делайте перерывы по мере необходимости, чтобы убедиться, что токсичные люди не наносят вреда вашему психическому и физическому благополучию. Забота о себе должна быть среди ваших главных приоритетов. Напомните себе установить здоровые защитные границы и придерживаться их. Мантра прощения будет и вашим помощником!

Другое интересное Чтение

Если вы сомневаетесь, что вы хулиган-менеджер, важно знать, как ваше поведение может способствовать возникновению проблемы. Прежде всего, убедитесь, что вы создаете среду, в которой сотрудники чувствуют себя в безопасности и могут открыто говорить о любых проблемах, которые у них могут возникнуть. Во-вторых, не позволяйте никому — особенно уязвимым — подвергаться издевательствам или преследованиям со стороны других на работе. В-третьих, примите меры, если/когда кто-то сообщит о преследовании или издевательствах со стороны вас или членов вашей команды. Наконец, постарайтесь не принимать вещи на свой счет; мы все должны помнить, что наши действия имеют последствия. Если вы подозреваете, что вы можете быть агрессивным менеджером, взгляните на эти десять признаков агрессивного менеджера. Поняв эти признаки, вы сможете избежать вредоносного поведения в своей организации.

Заключение

Таким образом, очень важно осознавать, как ваше поведение может способствовать возникновению проблемы издевательств на рабочем месте. Вы поможете обеспечить безопасность и продуктивность своей команды, приняв меры по предотвращению травли и борьбе с ней. Кроме того, помните, что вы не единственный человек, ответственный за создание безопасной и позитивной рабочей среды. Но как руководитель вы обязаны осознавать свои действия и предпринимать шаги для обеспечения того, чтобы все на работе чувствовали себя комфортно, высказывая свои опасения или проблемы. Издевательства на рабочем месте — это проблема, которая становится все более серьезной, и важно знать, как с ней бороться. В этом блоге описаны пять эффективных способов справиться с агрессивным менеджером. Следуя этим шагам, вы сможете защитить себя и сохранить благоприятную рабочую атмосферу. Если вы окажетесь в ситуации, когда ваш начальник угрожает или преследует вас, не стесняйтесь обращаться за помощью.

Загрузите бесплатный набор инструментов для эффективных встреч один на один уже сегодня!

Проведите эффективные встречи один на один с вашей командой, чтобы понять их проблемы.


Часто задаваемые вопросы

Как реагировать на агрессивного босса?

Издевательский начальник — одна из худших вещей на рабочем месте. Чтобы найти выход из такой ситуации, выполните следующие действия: Сообщите о своих опасениях HR-команде и руководству. Избегайте конфронтации, если вы чувствуете себя небезопасно.0003

Как распознать хулигана-менеджера?

Менеджер-хулиган обычно пытается запугать или одолеть вас. Несколько признаков запугивания менеджеров: Угрожает действиями и перегружает членов команды Изолирует членов от команды Участвует в распространении слухов

Что делать, если ваш начальник начинает придираться?

Во-первых, не поддавайтесь на немедленные реакции. Вместо этого посмотрите на более широкую картину и оцените все действия. Затем начните разговор со своим начальником, чтобы выразить свою обеспокоенность. Наконец, используйте дружелюбный тон, а не агрессивный. Далее обратитесь за помощью к HR, если личные инициативы не работают.


Другие похожие блоги

8 отвлекающих факторов на рабочем месте, которых следует избегать

8 отвлекающих факторов на рабочем месте, которых следует избегать Нет сомнений в том, что отвлекающие факторы на работе могут негативно сказаться на вашей продуктивности. На самом деле их часто называют…

Подробнее

Есть ли у вас здоровые границы на рабочем месте?

Есть ли у вас здоровые границы на рабочем месте? Границы являются важной чертой рабочего места в настоящее время. Они обеспечивают благополучие работников, а также сплоченность коллектива. Однако пока…

Подробнее

Как найти надежного партнера по обеспечению ответственности на рабочем месте?

Как найти отличного партнера по подотчетности на рабочем месте? Каждая команда стремится к простой цели — повышению производительности.

Добавить комментарий