Умственная отсталость легкой степени у детей: Умственная отсталость — симптомы, причины, стадии

F70 Умственная отсталость легкой степени

Оформить заявку на диагностику и лечение

Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.

Обычно умственная отсталость легкой степени проявляется у детей в сложности в обучении, в налаживании социальных контактов и осуществлении других функций: нарушаются познавательные и мыслительные процессы. Такие дети зачастую не могут проявить самостоятельность, им сложно успевать за школьной программой, их развитие отстает от нормы. В частности, в некоторой степени такие пациенты проявляют апатию и безразличие ко всему, происходящему вокруг. В ряде случаев у них возникают затруднения с адекватной оценкой действий или событий.

Умственную отсталость легкой степени можно диагностировать уже в раннем детстве, такие дети проявляют интерес к игрушкам и эмоциональные реакции позже, чем другие. Зачастую у них могут проявляться приступы эпилепсии, болезни сердца и проблемы со слухом. Для классификации умственной отсталости используется несколько категорий.
Если индекс IQ находится в пределах 50-70 единиц, то речь идет именно о легкой умственной отсталости. Таких детей можно научить счету и чтению, однако обучение им будет даваться с трудом, необходимо проявлять терпение. Если предоставить помощь и поддержку, то такие дети во взрослом периоде жизни вполне смогут жить самостоятельно и устроиться на работу. В период дошкольного развития у таких детей практически не возникает сложностей в общении со сверстниками, то, что они отстают по развитию в сенсорной моторике и двигательной активности, поначалу является не очень заметным. Далее в школе такие дети без проблем могут обучаться до 5-го класса. Специалисты зачастую рекомендуют родителям таких детей после 5-го класса отдавать их в специальные учреждения на обучение, однако подавляющее большинство родителей выступают против таких мер. К тому же, в большинстве обычных школ существуют так называемые коррекционные программы для сложных детей. Причины умственной отсталости заключаются в следующем:

  • наличие хромосомных патологий;
  • генетическая предрасположенность;
  • злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем будущей матерью в период беременности;
  • перенесенное во время беременности инфекционное заболевание;
  • повреждение головного мозга ребенка во время родов;
  • перенесенные менингиты и энцефалиты;
  • травмы головного мозга;
  • токсикологическое отравление.
Диагностика заключается в обследовании таких детей и в определении их уровня индекса IQ. Лечения фактически не существует, однако можно при помощи занятий и оказываемой поддержки добиться улучшения в развитии таких детей. Профилактические меры заключаются в своевременном лечении патологий, возникающих в процессе вынашивания плода, в защите от травм в процессе родов, а также в своевременном прохождении генетических консультаций при беременности.

помощь выпускницам интернатов VII – VIII вида //Психологическая газета

На основе опыта работы кризисного центра «Смоленский дом для мамы»

рассмотрены особенности подопечных с диагнозом «умственная отсталость легкой степени» и найдено практическое решение для сохранения детей в кровной семье на постоянной основе.

Как показывает наблюдение за подопечными кризисного центра, особенности диагноза отражаются на роли родителя следующим образом:

Мама может покормить ребенка один раз в день (Подопечная: «Я сегодня его уже кормила!». Психолог: «Когда это было?». Подопечная: «Недавно! Было еще темно.». Разговор состоялся в 12 часов дня). Также отсутствует понимание продуктов, которые можно и нельзя давать ребенку: малышу любого возраста может быть предложена газированная сладкая вода, кормление с общего стола, например, с месяца после рождения суп, мясо, целый фрукт. Трудности в приготовлении пищи.

Подопечная не понимает сезонность в одежде. Ребенок может быть одет в то, что нравится маме – летний сарафан и весенняя куртка при минус 20 градусах, зимний комбинезон при плюс 15 градусах.

При купании ребенка возникают трудности в понимании оптимальной температуры воды: на практике работы отмечается чаще всего слишком горячая вода. Обычно у подопечных с подобными особенностями психического развития дети «не любят мыться, кричат», вероятнее всего, как раз по этой причине.

При необходимости принимать лекарства по назначенному доктором лечению большую трудность вызывает самостоятельное понимание и определение количества и периодичности приема лекарств. В центре совместно с психологом в виде таблицы досконально прописывается график приема (количество таблеток и сколько раз в день принимать), после приема лекарства подопечная обязательно фиксирует это в таблице.

Непонимание возрастных возможностей ребенка. Мама может отчитать ребенка полутора лет за то, что он не оделся самостоятельно. Или за то, что ребенок из любопытства рассматривает розетку – мама отругает его за то, что он непонимает опасности (при том, что ребенок только научился ходить).

В целом, умственная отсталость (малоумие, олигофрения) — приобретенное либо врожденное отсталое развитие психики, по причине патологии мозга. Умственная отсталость ведет к социальной дезадаптации. Симптомы умственной отсталости – это, в первую очередь, патология разума, малоумее в отношении эмоций, воли, речи, моторики. Включает в себя задержку умственного психического развития.

Характеризуется следующими особенностями:

  • снижение интеллекта,
  • общее системное недоразвитие речи,
  • нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость),
  • нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия),
  • конкретность, некритичность мышления,
  • малопродуктивность памяти,
  • недоразвитие познавательных интересов,
  • нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).

Чаще всего подопечные имеют диагноз умственной отсталости лёгкой степени (F70), которая соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69.

При возникновении любой трудности подопечная, нуждаясь в поддержке и не имея возможности ее получить, эмоционально, вспыльчиво реагирует на проблемную ситуацию: злится и кричит на ребенка, применяет физическое наказание, уходит от попытки разрешения конфликта. В такие моменты необходим рядом человек, способный стабилизировать эмоциональное состояние посредством принятия и поддержки с последующим совместным анализом и планированием действий для разрешения имеющейся ситуации. Ситуация угрозы разлучения с ребенком является огромным стрессом для мамы, и ее состояние отражает процесс переживания горя.

Ситуация подопечной N: в период карантинного режима подопечной маме запрещают навещать дочку, которая находится на полном стационаре в социальном реабилитационном центре. Подопечная в состоянии эмоционального срыва звонит психологу, в растерянности и тревоге просит объяснить причину запрета видеть ребенка, уточняет не отберут ли у нее дочь с лишением родительских прав по причине непосещения и безынициативности в жизни ребенка. В процессе разговора, начиная со снижения эмоционального напряжения и подробного объяснения ситуации, психолог мягко и детально объяснил подопечной безосновательность возможности изъятия ребенка, снизив тревожность и закрепив ресурсное состояние подопечной.

Это была острая эмоциональная реакция подопечной на угрозу разлучения с ребенком по ею же вымышленным причинам. В данном случае работа психолога строилась на эмпатическом и успокаивающем присутствии рядом, на безоценочном и безусловном принятии эмоционального состояния, и привела в результате к совместному анализу сложившейся ситуации.  

В целом сотрудники центра оказывают поддерживающую помощь, которая заключается в организации, подсказывании, совместном планировании.

Основная задача – это помочь сделать самостоятельно, но не сделать за подопечную.

При этом основой взаимодействия является безусловное принятие, безоценочное отношение, дружелюбие, поддержание эмоционального состояния на положительно-стабильном уровне, с обязательным наглядным практическим выполнением той или иной операции для объяснения и обучения.

Подопечные остро реагируют на критику и не принимают шутливые высказывания в их сторону (неумение абстрагироваться и понимать высказывания не в прямом смысле, является одной из главных причин в разрыве отношений), прекращают взаимоотношения по единичному случаю.

В результате работы мамы становятся мягче к своим детям, реже кричат на детей, овладевают навыками и знаниями в приготовлении пищи для себя и своих детей, формируют представление о необходимости сезонности в одежде малышей, получая благоприятный опыт взаимоотношений, начинают доверять окружающим и строят новые (насколько это возможно) взаимоотношения, становятся увереннее в себе (то, что раньше самостоятельно было сделать невозможно, теперь не вызывает страха и ожидания безусловной неудачи).

Результаты работы с подопечными отражаются в статистике деятельности центра: 90-93% подопечных сохраняют детей в семье после выхода из центра.

По выбытию из центра подопечные также нуждаются в поддержке, и дистанционное сопровождение продолжается долгое время. К сожалению, не все вопросы можно решить по телефону или по результатам разовой встречи, поэтому им необходим долгосрочный патронат для сохранения приобретенных и накапливания новых знаний и навыков. Наличие постоянного человека, к которому можно обратиться в любой момент за помощью, который готов к безусловному принятию и поддержке, может обеспечить высокую вероятность поддержания продуктивных детско-родительских отношений. Таким образом, возможно сохранение семьи, исключая изъятие ребенка и помещение его в детский дом.

Воспитание ребенка с умственной отсталостью

Воздействие на общество

Осознание светлого будущего вашего ребенка: ресурс с умственной отсталостью для новых родителей

«У вашего ребенка умственная отсталость».

За те секунды, которые потребовались, чтобы произнести эти слова, весь мир изменился для вашей семьи. Часто время сразу после постановки диагноза бывает бурным. Есть много типичных чувств, включая страх, замешательство и гнев, смешанные с надеждой, гордостью и любовью.

Некоторым родителям нужно время, чтобы смириться с диагнозом. Многие дети с ограниченными интеллектуальными возможностями физически ничем не отличаются от остальных, поэтому иногда поначалу трудно поверить в диагноз. Другие родители чувствуют облегчение, что у них наконец есть ответ.

Когда вы узнаете своего ребенка лучше, вы поймете его индивидуальные потребности. Иногда вы будете ошибаться, но в большинстве случаев у вас все будет хорошо. На самом деле, ваша жизнь будет обогащена вашим ребенком так, как вы даже не представляли.

Консультации по вопросам умственной отсталости от экспертов и родственников

Главный санитарный врач Специальной Олимпиады Dr. Алисия Баззано вместе с командой экспертов создала книгу «Осознание светлого будущего вашего ребенка: руководство для молодых родителей». Это руководство было написано, чтобы помочь вам с большей уверенностью встретить новый опыт, который вас ожидает. Хотя сейчас может показаться, что это не так, будущее для вашего ребенка светлое — сейчас более яркое, чем когда-либо прежде для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Вы также найдете слова поддержки от других родителей и подтверждение того, что ваша семья не одинока в этом путешествии.

«Наши мечты о наших детях могут измениться, но я могу заверить вас, что они могут и достигнут большего, чем мы, возможно, надеялись! Это начинается с любви, перерастающей в переживания и ответственность. Знайте, что вы даете им крылья в каждом опыте и возможности! Я призываю вас наслаждаться моментами, когда жизнь вашего ребенка разворачивается перед вами! Я желаю вам успехов на этом родительском пути, поскольку он содержит больше подарков, чем вы можете себе представить!»

Бренда, мама Джареда, спортсмена Специальной Олимпиады

Это руководство для молодых родителей охватывает ряд тем, в том числе:

  • как вашему ребенку поставили диагноз «умственная отсталость»
  • как справиться с чувствами, которые вы можете испытать опыт
  • поиск правильных методов лечения и поддержки для вашего ребенка
  • ресурсы с ограниченными интеллектуальными возможностями
  • письмо от спортсмена Специальной Олимпиады


Загрузите бесплатное руководство: Осознание светлого будущего вашего ребенка: руководство для молодых родителей.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость начинается в детстве и включает дефицит:

  • интеллектуальных функций, таких как рассуждение, решение проблем, планирование, абстрактное мышление, суждение, академическое обучение и обучение на собственном опыте.
  • адаптивное функционирование в повседневной жизни, такой как общение, социальное участие и независимая жизнь.


Многие дети имеют другие состояния, которые могут сочетаться с умственной отсталостью, такие как аутизм, спектральные расстройства, эпилепсия или церебральный паралич. Существует много путаницы в отношении разницы между аутизмом (расстройствами аутистического спектра) и умственной отсталостью. У многих детей есть и то, и другое. Но при аутизме наблюдается дефицит социального общения (например, беседы и заведение друзей). Существуют также повторяющиеся или ограниченные действия и интересы (например, повторяющееся махание руками). При умственной отсталости дефицит проявляется в интеллектуальном функционировании (обучение/решение проблем).

Руководство указывает: «Вы должны знать, что умственная отсталость — это не болезнь. Она не статична и не неизменна. Это состояние, и его выражение может измениться с помощью терапии и поддержки».

Узнайте больше об умственной отсталости.

Помогите своему ребенку оставаться здоровым и активным с помощью Специальной Олимпиады

Программа Специальной Олимпиады предоставляет людям с ограниченными интеллектуальными возможностями множество возможностей для обретения уверенности в себе и приобретения новых навыков. Попутно они становятся желанными и ценными членами своих сообществ.

  • Раннее детство, от 2 до 7 лет: Special Olympics Young Athletes™ — это спортивно-игровая программа для детей с нарушениями интеллекта и без них в возрасте от 2 до 7 лет. Программа знакомит с базовыми спортивными навыками, такими как бег, удары ногами и метание. Программа «Молодые спортсмены» предоставляет детям с любыми способностями одинаковые возможности для достижения основных этапов развития. Дети учатся играть с другими и развивают важные навыки для обучения. Дети также учатся делиться, сменять друг друга и следовать указаниям: навыки, которые помогают им в семейной, общественной и школьной деятельности.

Узнайте больше о юных спортсменах.

  • Детство, юность и взрослая жизнь, от 8 лет и старше: Специальная Олимпиада предлагает более 30 индивидуальных и командных видов спорта для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, начиная с 8 лет. , уважение и сострадание. Спорт Специальной Олимпиады дает возможность оставаться активным и здоровым, а также позволяет участникам открыть в себе новые силы и способности.

Узнайте больше о спортивных программах Специальной Олимпиады.

Дополнительные ресурсы для родителей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями

  • Просмотрите список ресурсов для юных спортсменов.
  • Загрузить Руководство для родителей по поддержке братьев и сестер.
  • Просмотр электронной библиотеки сети поддержки семьи.
  • Посмотреть видео тренировки Школы Силы.

Характеристики

Характеристики лиц с легкой умственной отсталостью

Дети с легкой умственной отсталостью, как группа, продемонстрируют аналогичный набор характеристик. Это не значит, что все дети, или даже большинство людей с легкой умственной отсталостью, покажут все эти характеристики. Не все дети будут демонстрировать эти характеристики. в той же степени. Как и у всех людей, существует множество различия у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Одна из опасностей изучения общих характеристик детей с умственной отсталостью заключается в том, что вы будете использовать их для формирования своих ожиданий студента. Как указано в вашей книге, порочный круг, подобный тому, ниже, может развиться.

В этом цикле учащийся неоднократно терпит неудачу при выполнении академического задания. Этот заставляет ученика снижать свои ожидания в отношении своих способностей, что приводит к снижению усилий при попытке выполнения аналогичных учебных задач в будущее. Эта часть цикла ожидания хорошо задокументирована в специальных образование. Однако в этой модели ожидания учителя также повлияло. Учитель видит повторную неудачу со стороны ученика и снижает его или ее ожидания. В попытке предотвратить неудачу в будущие задачи, учитель (замещающий родитель, начальник, друг) снижает тип, разнообразие или объем работы, которую должен выполнить учащийся. Ученик это видит и снижает свои ожидания…. И цикл повторяется в постоянно нисходящем цикле.

Как предотвратить это? Сохраняйте открытость. Используйте информацию ниже как способ понять некоторые черты поведения учащегося с легким умственная отсталость. Не используйте эту информацию для оправдания студента. или для оправдания их более низкой производительности. Эта информация ценна тем, что инструмент в планировании обучения ребенка с умственной отсталостью.


Характеристики детей с легкой умственной отсталостью

В вашем учебнике представлен обширный перечень характеристик детей с умственной отсталостью на стр. 59-73. В этом уроке вы увидите, как некоторые из этих характеристик могут повлиять на ребенка с легкой умственной отсталостью. Позвольте представить вам Томми. Я добавил несколько, которых не было в вашем тексте. намекнуть в своем обсуждении. Я также выделил общие характеристики детей с легкой умственной отсталостью.

Томми 9 лет. Причина его легкой умственной отсталости неизвестна.

Добавить комментарий