Умственные качества: Перечень умственных способностей

Содержание

Перечень умственных способностей

Перечень умственных способностей

Нижеследующий список есть только частичный перечень качеств разума, обнаруживаемых людьми.

1. Абстрактное мышление — способность постигать абстрактные понятия, идеи и их соотношения. В этом сведущи логики, ученые, философы и теологи.

2. Логическое умение — способность обнаруживать ошибки и делать выводы, вычислять и составлять. Это умение особенно демонстрируют математики и логики.

3. Тонкая наблюдательность — способность постигать факты ясно и отчетливо. Наблюдениями постоянно занимаются репортеры, эксперты и ученые.

4. Острота восприятия — способность отыскивать проблемы или расиозновать глубинные основания вещей. Эта способность развита у ученых и философов.

5. Интуиция — сила разума открывать и понимать значения и причины фактов. Ее проявляют ученые, поэты и философы.

6. Интерпретативная способность — способность выделять и связывать отдельные события и интерпретировать их. Этим умением владеют ученые, сыщики, юристы и критики.

7. Умение разрешать головоломки — способность находить решения загадок всего лишь с помощью намеков или сопутствующих указаний. Графической иллюстрацией этого являются разгадка кроссвордов или детективных тайн.

8. Ясность — способность выражать свои мысли отчетливо и понятно. Этот талант особенно демонстрируют великие писатели и ораторы.

9. Поэтическая метафоричносщь — умение выражаться образами, символами и метафорами. Особенно используется писателями и поэтами.

10. Эрудиция — дотошная ученость и культивирование знания литературы, истории и языка в своей области. Примерами эрудированности могут служить педанты и профессора колледжей.

12. Артистический талант — совершенствование и тренировка способностей в сфере искусства.

К ней относятся музыканты, композиторы, скульптуры, художники и танцоры.  Техническое умение — существует множество специализированных направлений технического дела, требующих сноровки и умения. Примеры многочисленны: хирурги, зубные врачи, баскетболисты, боксеры и т.д.

13. Инженерные специальности — способность понимать физические взаимосвязи, создавать, изменять, исправлять и использовать приборы и машины. Список специальностей также бесконечен: инженеры, механики.

14. Способность к изобретательству и творчеству — открытие и создание новых форм, новых решений и объектов. Особенно эти дары присущи изобретателям, инженерам, поэтам, архитекторам и артистам.

15. Дар предвидения — способность оценивать возможные будущие события на основе знания прошлого и настоящего. Этим владеют брамины, журналисты, некоторые политики и историки.

16. Способность к предпринимательству — способность правильно оценивать финансовые дела, знание того, как делать деньги. Люди, обладающие этими качествами, становятся экономистами, бухгалтерами, менеджерами и финансистами.

17. Эмпатия — понимание других людей, их намерений, чувств и потребностей. Эта способность особенно требуется адвокатам, министрам, психиатрам и супругам.

18. Политическая проницательность — способность вести дела с людьми и убеждать их, умение достигать и удерживать власть. Это искусство политиков, государственных деятелей, глав компаний и начальников образовательных институтов.

19. Моральное понимание —

способность понимать моральные ценности и принципы и решать моральные дилеммы. Мы ожидаем этого от адвокатов, психиатров, моралистов и этических философов.

20. Здравый смысл — практический опыт и мудрость, позволяющая оценивать ситуации. Этой способностью обладали Перикл, Марк Аврелий, Бенжамин Франклин, Авраам Линкольн.

Здравость суждения — способность оценивать и понимать обстоятельства, альтернативы и принимать мудрые решения. Это особенно необходимо судьям, психиатрам и семейным психологам.

Очевидно, что можно проявлять таланты и способности одного или более перечисленных видов, но не все из них. Хотя эти умения отчасти пересекаются, специализация в современном мире усиливается, и многие профессии и специальности требуют углубленной детализации умений. Можно быть, например, умелым архитектором или инженером, получить образование в лучших школах, однако не иметь никакого знания в других областях. Можно быть высоко интеллектуальным и талантливым поэтом, но ничего не понимать в науке. Можно быть великим математиком, но вести неустроенную и хаотичную жизнь, или философом, специализированным в какой-то узкой области, но быть лишенным философской или практической мудрости. Можно стать высоким профессионалом в своей узкой области знания, но это знание и навыки никогда не потребуются в других областях. Крайняя специализация знания отчасти обусловлена существованием такого огромного количества знания, которое ни один человек совершенно не в состоянии усвоить за свою короткую жизнь.

Если можно достичь успеха в какой-то профессии, то и нужно сосредоточенно заниматься ею. Великая трагедия современной культуры состоит в том, что мы, как отметил Эмерсон, являемся частями, а не целым. Это обусловлено не только углублением специализации, но также определенными психобиологическими фактами. Лишь немногие люди по широте своих интересов и способностей могут сравниться с Аристотелем, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Обладание талантами и способностями в одной области не означает того, что человек владеет ими и в других сферах; так же общая информированность не означает владения конкретным знанием. Если кто-то сведущ в своей специальности, то из этого не следует, например, что он обладает моральной мудростью или здравомыслием. Можно быть абстрактно любящим человечество гуманитарием и вместе с тем презирать конкретных живых людей. Можно обладать проницательностью и ловкостью, но в то же время быть злым мошенником, обладать добродушием и чувствительностью, но быть глупцом, уметь решать абстрактные уравнения, но быть неспособным водить автомобиль.

Тем не менее, критический интеллект является всеобщей способностью разума, которая может быть привита и совершенствоваться у большинства людей, даже если допустить, что природная склонность к ней распределена среди них неравномерно. Если кто-то достиг совершенства в своей специализированной области, то значит он уже развил некоторые свои профессионально направленные критические качества. Если мастер является хорошим механиком, то он должен уметь ловко управлять своими пальцами и руками, иметь хороший глазомер и способности в механике, но он также должен обладать здравым смыслом, критическим интеллектом и некоторой долей скептицизма в отношении того, как механизмы могут быть устроены и работать. Точно также компетентный бухгалтер точен, имеет хороший математический ум, в состоянии составлять балансовый отчет, знает налоговое законодательство и может дать хорошие советы клиентам. Хороший хирург обладает знанием того, как делать операции и передавать свое мастерство другим. Он понимает общие принципы и знает, как их применять к конкретным случаям.

Он должен уметь принимать правильные решения о нужности операции или лечения и знать, как лучше их проводить.

Таким образом, критический интеллект так или иначе является всеобщим качеством разума во всех областях человеческой деятельности. Очевидно, что каждому нужен интеллект, чтобы схватывать факты, понимать принципы и применять свои умения, оценивать альтернативные суждения и представления других. Специалист, демонстрирующий свое умение и понимание, будет в конечном счете признан своими коллегами. Обычно (но не всегда) он учится в престижных школах, имеет степень и признается профессионалом, если он удовлетворяет принятым стандартам. Когда область деятельности быстро меняется или в ней происходят радикальные трансформации, эти стандарты могут иметь неопределенный характер. Профессиональные дипломы и рекомендации сами по себе недостаточны, тем не менее, они являются одним из объективных стандартов и свидетельством профессиональной пригодности. И последнее. Быть компетентным в своей сфере деятельности означает способность применять критический интеллект к своему собственному мастерству.

(2) Умственные способности и интеллект. Понятие сознания

(2) Умственные способности и интеллект

Свой анализ понятий, описывающих ментальное поведение, я начну с концептуального семейства, обычно обозначающего «умственные способности» (intelligence). Вот некоторые из наиболее характерных прилагательных этой группы: «умный», «здравомыслящий», «осторожный», «методичный», «изобретательный», «благоразумный», «проницательный», «логичный», «остроумный», «наблюдательный», «критичный», «опирающийся на опыт», «сообразительный», «расчетливый», «мудрый», «рассудительный», «скрупулезный».

Когда человек имеет недостаток умственных способностей, он описывается как «глупый» или же, посредством более характерных эпитетов, как «тупой», «бестолковый», «невнимательный», «неметодичный», «неизобретательный», «беспечный», «недалекий», «нелогичный», «лишенный чувства юмора», «ненаблюдательный», «некритичный», «игнорирующий факты», «несообразительный», «наивный», «неумный» и «безрассудный».

Очень важно сразу же отметить, что глупость и незнание — это вещи различного сорта. Между хорошей информированностью и глупостью нет несовместимости, а ловкий в спорах и шутках человек может с трудом умещать в своей голове элементарные истины. Значимость этого различия между обладанием умственными способностями и владением знанием следует подчеркнуть, а частности, потому, что как философы, так и простые люди склонны расценивать интеллектуальные операции как ядро ментального поведения. Иначе говоря, они склонны определять все другие понятия, описывающие ментальное поведение, с точки зрения когнитивных понятий. Они полагают, что главное дело сознания заключается в нахождении ответов на вопросы, а все другие его занятия суть лишь применения находимых при этом истин или даже тем, что, к сожалению, отвлекает человека от размышления над ними. Греческая идея о том, что бессмертие предначертано теоретизирующей части души, была подвергнута порицанию, но не искоренена христианством.

Когда мы говорим об интеллекте или, точнее, об интеллектуальных способностях и действиях людей, мы обращаемся главным образом к особому классу операций, конституирующих теоретизирование. Цель этих операций заключается в обретении знания истинных высказываний и фактов. Математика и зрелые естественные науки предстают образцовыми достижениями человеческого интеллекта. Древние теоретики, естественно, размышляли над тем, что составляет особое преимущество теоретических наук, развитию которых они способствовали и были свидетелями. Они были склонны считать, что именно способность к точной теории лежит в основе превосходства людей над животными, цивилизованных людей над варварами и даже Божественного разума над разумом человека. Таким образом, они завещали нам идею о том, что способность к познанию истин является определяющим свойством сознания. Другие человеческие способности могут быть определены как ментальные только в том случае, если они каким-то образом управляются этим интеллектуальным схватыванием истинных суждений. Быть рациональным — означало быть способным распознавать истины и связи между ними. Действовать рационально — значило, поэтому в своем жизненном поведении ставить под контроль способности к распознаванию истин свои нетеоретические склонности.

Главная задача этой главы состоит в демонстрации того, что существует много видов активности, в которых непосредственно предстают свойства сознания и которые, тем не менее, не являются ни интеллектуальными операциями, ни даже их последствиями. Интеллектуальная практика — не падчерица теории. Напротив, теоретизирование является одной из практик наряду с другими и само по себе может быть осуществлено разумно или глупо.

Существует и другая причина, по которой важно внести поправки в исходные принципы интеллектуалистской доктрины, стремящейся определить интеллект с точки зрения способности к схватыванию истин, вместо того чтобы установить значение этой способности в свете интеллекта. Теоретическое рассуждение — деятельность, которую большинство людей могут (обычно так и происходит) производить в молчании. Они артикулируют в предложениях построенные теории, однако большую часть времени эти предложения не высказываются вслух. Люди проговаривают их сами с собой. Или же они выражают свои мысли в виде диаграмм и картин, но далеко не всегда фиксируют их на бумаге. Они «видят их мысленным взором». Наш обычный мыслительный процесс большей частью протекает в форме внутреннего монолога или беззвучной беседы с самим собой, сопровождаемых, как правило, неким мысленным кинематографическим рядом визуальных образов.

Эта хитрая способность беззвучно говорить с собой приобретается не столь быстро и не без усилий; необходимым условием ее освоения является то, что прежде мы должны научиться разумно говорить вслух и уметь понимать других людей, делающих это. Умение скрывать и удерживать мысли внутри себя — утонченное достижение. Вплоть до средних веков люди еще не учились читать, не прибегая к чтению вслух. Сходным образом ребенок должен учиться читать вслух до того, как он научится читать шепотом, и громко болтать до того, как он будет способен лепетать про себя. И тем не менее, многие теоретики полагают, что безмолвие, в котором большинство из нас приучилось думать, является определяющей принадлежностью мысли. Платон считал, что в момент мышления душа ведет разговор сама с собой. Однако безмолвие, хотя оно часто и удобно, не является здесь существенным, как, например, и ограничение аудитории одним слушающим.

Сочетание двух допущений, во-первых, того, что теоретическое рассуждение является важнейшей деятельностью сознания, и, во-вторых, что оно по своей сути есть приватная, безмолвная или внутренняя операция, остается одной из главных подпорок догмы о духе в машине. Людям свойственна тенденция отождествлять свое сознание с «местом», где они вынашивают тайные помыслы. Они даже склонны представлять, что есть какая-то тайна в том, каким образом мы публично выражаем свои мысли, вместо того чтобы осознать, что мы используем специальные ухищрения для удержания их при себе.

Как развивать умственные и интеллектуальные способности

Хорошая память и интеллект — это те качества, без которых человеку сложно обходится на протяжении всей его жизни. Если не развивать свои умственные способности, то можно просто начать деградировать, потому что нужно тренировать свой мозг с самых юных лет. Именно в этом возрасте человек располагает всеми способностями к поглощению больших объёмов информации. У него стимулируется развитие интеллекта и памяти, поэтому он быстрее совершенствуется. Проявить свои интеллектуальные способности, а также постоянно совершенствовать их можно вступив в клуб Quantum-game .

Интеллект человека представляет собой глобальную систему, состоящую из способов познания окружающего мира. Только всего лишь часть понятия. Постоянное развитие интеллектуальных способностей и тренировки памяти приводят к тому, что человек может легко использовать свои знания на практике. Без развитой памяти и интеллектуальных способностей человеку будет сложно.

Благодаря активной умственной работе человек имеет возможность сравнивать, сопоставлять и анализировать полученные сведения, мыслить и размышлять, делать определенные выводы и так далее.

Как можно улучшить внимание во взрослом возрасте? Для этих целей существует немало упражнений, действие которых направлено на стимулирование памяти. Если человеку сложно на чем-то сконцентрировать внимание, то стоит воспользоваться следующим методом.

Необходимо подобрать интересный для себя кинофильм. После этого положить перед собой часы с секундной стрелкой, и начать наблюдение за ней в продолжение трех минут. Важно, не отвлекаться от стрелки на просмотр кинофильма все это время.

Многие люди не могут научиться принимать решения быстро, потому что их часто одолевают разные сомнения. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно взвесить все «за» и «против», и выбрать подходящий вариант. После частых тренировок человек начинает очень быстро делать это, поэтому и решения начинают даваться ему легко.

18+


На правах рекламы

Заражение коронавирусом связали со снижением умственных способностей — Наука

ТАСС, 23 октября. Исследование 84 тыс. человек показало, что у переболевших COVID-19 могут может нарушаться работа памяти, а также ухудшаться другие интеллектуальные способности. Статью с описанием работы опубликовала электронная научная библиотека medRxiv.

«Наше исследование в очередной раз продемонстрировало, что у коронавирусной инфекции есть долгосрочные последствия. Британцы, которые переболели COVID-19, справлялись с когнитивными тестами значительно хуже, чем их не болевшие сверстники. Причем уровень этих различий был напрямую связан с тяжестью перенесенной болезни», – пишут ученые.

При попадании коронавируса SARS-CoV-2 в организм человека появляется множество симптомов – в частности, потеря обоняния и ухудшение способности распознавать вкус пищи. Наблюдения за больными в Европе показывают, что подобные проблемы испытывали практически все пациенты с COVID-19.

Причина этого может крыться в том, что обонятельные рецепторы в слизистой оболочке носа вирус использует в качестве своеобразных «ворот». Через них он может попасть в мозг человека и распространиться по нервной системе. Поэтому ученые, которые опасаются, что долгосрочные последствия COVID-19 могут затронуть ткани мозга, детально исследуют этот процесс.

Долгосрочные последствия

В новом исследовании британские нейрофизиологи и медики под руководством научного сотрудника Имперского колледжа Лондона (Великобритания) Адама Хэмпшира обнаружили первые намеки на то, что из-за коронавирусной инфекции в работе мозга и сознания человека могут происходить долгосрочные нарушения .

К такому выводу ученые пришли, проследив за изменениями в остроте памяти и умственных способностей примерно у 84 тыс. британцев, которые согласились пройти онлайн несколько тестов на сообразительность. Значительная часть этих добровольцев или лежали в больницах с тяжелой формой COVID-19, или же перенесли легкую форму коронавирусной инфекции.

Результаты тестов ученые сопоставили с данными проекта Great British Intelligence Test, в ходе которого на умственные способности тестируют всех жителей страны. Благодаря этому исследователи могли сравнить интеллектуальные способности и остроту памяти у переболевших COVID-19 с типичными результатами аналогичных тестов для их возрастных и демографических групп.

Оказалось, что британцы, которые перенесли тяжелые формы коронавирусной инфекции, уступали по этим показателям примерно 65% остальных жителей страны. У других категорий больных интеллектуальные способности упали в чуть меньшей степени. Как объясняют исследователи, результаты теста эквивалентны тому, если бы эти больные постарели примерно на 10 лет.

Особенно сильно перенесенная болезнь влияла на тесты, которые связаны с решением задач на понимание текста и смысла слов, а на восприятие эмоций, пространственную память и способность запоминать различные числа почти не влияла. Ученые пока не могут сказать, с чем это связано. Однако они надеются, что последующие наблюдения и изучение характера работы мозга у людей, которые перенесли тяжелую форму COVID-19, даст ответ на этот вопрос.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.

Марихуану обвинили в негативном влиянии на умственные способности — Наука

ТАСС, 3 сентября. Американские медики изучили, как марихуана влияет на умственные способности почти 1,2 тыс. братьев и сестер. Оказалось, что умеренное, но постоянное употребление этого наркотика ухудшает умственные способности человека. Результаты исследования опубликовал научный журнал Addiction.

«Существует множество свидетельств того, что употребление марихуаны негативно влияет на умственные способности человека. Однако проблема заключалась в том, что ее действие не было отделено от других важных факторов риска. Мы попытались избавиться от большей части из них, наблюдая за изменениями в состоянии братьев и сестер», – рассказал один из авторов работы, доцент Университета Колорадо в Авроре (США) Джаррод Эллингсон.

До недавнего времени многие наркологи и медики считали, что марихуана не вызывает зависимости и не меняет необратимо работу нервной системы человека. Относительно недавние наблюдения за большими группами любителей этого наркотика в Новой Зеландии показали, что постоянное употребление марихуаны меняет работу мозга и притупляет чувство удовольствия.

Это указало на то, что марихуана может вызывать зависимость, а также менять поведение человека, толкая его к употреблению других наркотиков. Вдобавок недавно исследователи обнаружили, что употребление марихуаны во время беременности повышает шансы на появление у ребенка аутизма, а также других расстройств умственного развития.

Серьезные последствия для мозга

Эллингсон и его коллеги выявили новые негативные аспекты действия марихуаны на мозг человека. Они наблюдали за тем, как менялись умственные способности почти 1,2 тыс. юношей и девушек, которые употребляли этот наркотик, а также их родных братьев и сестер, у которых нет подобной привычки.

Подобным образом ученые пытались исключить влияние различных социально-экономических факторов, которые связаны с уровнем жизни, культурой, воспитанием и другими факторами, которые могут подталкивать молодых людей к употреблению марихуаны. Вдобавок схожие геномы братьев и сестер должны минимизировать вклад генетических факторов.

Как показали наблюдения, даже умеренное употребление марихуаны было связано с ухудшением когнитивных способностей молодых людей. В особенности это проявлялось в тестах на вербальную память. Схожие, но менее выраженные изменения ученые зафиксировали в общем уровне IQ, гибкости мышления и рабочей памяти.

«Нам еще предстоит изучить, как именно употребление марихуаны влияет на различные умственные способности. Мы надеемся, что результаты наших наблюдений помогут провести такие эксперименты. Это особенно важно, учитывая то, что частота употребления и доступность марихуаны постоянно увеличивается благодаря ее легализации в различных регионах США и других государствах», – подытожил Эллингсон.

СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА

 

Субботкина М.И.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

[email protected]

 

*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-36-01032а1

Культура умственного трудаинтегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного  компонентов определяет эффективность учебной деятельности, возможность учащегося качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять умственную работу в процессе обучения.

Рассмотрим специфику интеллектуально-творческого компонента культуры умственного труда учащихся в контексте методики его оценивания в практике образования.

Обобщив многообразие современных точек зрения и подходов к определению интеллекта, выделим наиболее существенные его черты. Интеллект (от лат. intellectus  понимание, познание)  — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение; это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В свою очередь, творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности [1]. Взаимодействие творчества и интеллекта – это одна из наиболее острых и спорных тем. Существует три точки зрения на этот счет:

1. Идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения  любых задач, в том числе и творческих (эта идея получила подкрепление в многочисленных факторных моделях). При этом творчество определяется в терминах мыслительных способностей, обеспечивающих его достижение. Многие специалисты в области интеллекта (Г.Айзенк, Д.Векслер, Д.И.Ниренберг, Р.Стернберг, Л.Термен, Р.Уайсберг и др.) разделяют точку зрения, что творческого процесса как специфической формы психической активности не существует. По их мнению, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей. Это крайняя и наименее достоверная позиция.

2. «Можно быть интеллектуалом и не стать творцом» (В.Н.Дружинин). Эта идея подтверждается многочисленными эмпирическими данными (Д.Б.Богоявленская, А.Н.Воронин, М.Воллах, Н.Коган, К.Кокс, Л.Термен, Е.Торренс и др.), которые показывают, что корреляция творческих способностей и интеллекта при определенных условиях приближается к нулю. В этом случае творчество рассматривается как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта.

3. Между уровнями интеллекта и творчества существует незначительная корреляция. В частности, «теория интеллектуального порога» Е.Торренса утверждает, что при IQ ниже 115 – 120 интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120 – способность к творчеству становится независимой величиной [2].

В контексте нашего исследования любая деятельность человека, в том числе и интеллектуальная, представляет собой творческий акт, ибо и субъект, и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли. Но в интересах психологического анализа разделение мыслительной деятельности на творческую и репродуктивную вполне оправданно, и проводится оно на основе как объективных, так и субъективных (психологических) критериев.

1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.

2. Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного неэвристического перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).

3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно  за счет озарения, интуиции.

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему на языке решения, например как математическую задачу.

5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Подчеркнем специфику трактовки творчества в образовании. Создание ситуаций по преодолению затруднений, самостоятельному решению задач креативной ориентации обучаемым – несомненно, творческий процесс. Это открытие нового на субъективном уровне. В педагогике Германии используется даже особый термин «годегетика» – открытие «нового только для обучаемого».

Способности – это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек – это  в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения [3].

Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая – с темпераментом (эмоциональность) и, наконец, третья группа – умственные способности [4].

Интеллектуально-творческий компонент активно изучался и продолжает изучаться и в наши дни, так как творческие способности пользуются огромным спросом в нашем обществе, и спрос этот возрастает день ото дня. Соответственно возрастает интерес к методикам диагностики креативности людей (в особенности детей), а также к методам её развития. Следует сказать, что данная область до сих пор мало исследована, существует множество разногласий и споров даже по самым основополагающим аспектам.

В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий:

— появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;

— зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи; 

— созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;

— логический «тупик», сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;

— озарение (инсайт) — интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;

— экспериментальная проверка идеи.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие психологи и педагоги связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей.

 2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

 3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи.

 4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно сделать следующие выводы о психологии креативности и связи ее с общими интеллектуальными способностями [5, 6]:

А) Одно из пониманий креативности — необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Исследователи (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) делают вывод: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Б) Творческие способности являются независимым от интеллекта фактором. В частности, Э.П. Торренс в теории «интеллектуального порога» соотносит эти факторы следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

В) Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида, считая, что как таковых творческих способностей нет.

Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева выделяют четыре области исследований креативных личностей. Первую область составляют исследования их черт и мотивов. Дружинин приводит ряд личностных черт, выделенных исследователями в ходе анализа работ литературоведов, историков:

  • независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  • открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, -восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
  • уверенность в своих способностях и сила характера;
  • смешанные черты мужественности и женственности в поведении;
  • развитое чувство юмора и умение найти смешное в необычных ситуациях (К. Тейлор).

Вторая область исследования креативных личностей образуется связью Я с креативностью. Почти все ученые отмечают высокую силу Я (Р. Кеттелл, Ф. Бэррон и др.).

Третью область исследований составляют работы по креативности в контексте самоактуализации. Креативность здесь есть естественная тенденция к личностному балансу, психическому здоровью и самоактуализации.

Четвертая область исследований креативности личности — на границе с психиатрией и имеет дело с психопатологическими или близкими к патологии феноменам. Важнейшей и актуальной тенденцией настоящего времени является поиск путей исследования креативности в единстве когнитивных и личностных переменных.

Как видно, существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии. Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:

 1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас — конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление).

3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

4. Для проявления творческих способностей, повышения качества тестирования, необходима своеобразная обстановка – креативная среда. Параметры креативной среды:  отсутствие ограничения по времени; минимизация мотивации достижения; отсутствие соревновательной мотивации и критики действий; отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество. Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

5. Низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции [7].

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

 

Литература
  1. Российский энциклопедический словарь, М. , 2001.

  2. Шаршов И.А. Психолого-педагогическая классификация подходов к понятию «творчество» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. Т. 1. № 1. С. 43-59.

  3. Современные подходы и методы к введению ФГОС в школах России. М., 2013. Вып.1.

  4. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

  5. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис… д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

  6. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005.

  7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

18-2 —

РАЗДЕЛ 1

 

АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП (ВАРИАНТ1 И ВАРИАНТ 2).

1.1.  Теоретические подходы к разработке оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В последние годы наблюдается смена парадигмы отечественного образования – с традиционного (часто называемого классическим или «отчужденным») на личностно-ориентированное (основной целью которого является личностное развитие обучающегося) — на всех его этапах (дошкольное, школьное, вузовское и постдипломное), предполагающее не только и не столько передачу и накопление знаний обучающимся, сколько изменение и развитие его самосознания.  Это положение получило теоретическое обоснование, и подтверждено экспериментальными положениями в культурно-исторической психологии, и известно, как проблема соотношения обучения и развития. Согласно взглядам Л.С.Выготского, «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» [3]. Наиболее актуальны эти положения для отечественной коррекционной педагогики. Многолетние исследования показали значительные индивидуальные различия в становлении психического и личностного развития детей с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/, различной оказалась и их зона ближайшего развития, обуславливающая результаты обучения.

Вопрос качества образования широко дискутировался в российской науке и практике. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулировано следующее определение: «…Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы…» [12, ст 2.]. Таким образом, оценка качества образования воспитанников с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ находится в зависимости от задач образования, представленных во ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ [13].

Самый актуальный вопрос, который решается в настоящее время – поиск путей оценки качества предоставляемого образования. Мировой опыт показывает, что единственно верного решения не создано. Как правило, используют инструментарий, направленный, с одной стороны, на фиксацию и оценку результатов обучающегося, с другой — на оценку созданных в организации условий обучения и развития.

Академический компонент ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ связан не столько с объемом знаний, так как он очень вариабелен у умственно отсталых учащихся и зависит от многих факторов, сколько с формированием базовых учебных действий, позволяющих в дальнейшем присваивать новые знания. В соответствии с целями современного образования выделены четыре блока универсальных учебных действий (далее — УУД) [1]:

  1. Личностные, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
  2. Регулятивные, позволяющие организовать учебную деятельность.
  3. Познавательные, связанные с усвоением новых способов овладения общественным опытом.
  4. Коммуникативные, позволяющие продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе обучения.

Базовые учебные действия (представленные во ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/), как единицы учебной деятельности, позволяющие школьникам с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ овладеть содержанием обучения, по структуре совпадают с УУД, однако имеют отличающиеся цели и формируются только в совместной с учителем деятельности [8].

Компонент жизненной компетенции, согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/, включает представления, умения и навыки, необходимые ребенку в обыденной жизни, динамика овладения которыми также может рассматриваться в качестве инструмента оценки.

Применительно к контингенту учащихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/ достаточно проблематичным является оценивание таких требований ФГОС, как индивидуализация образования, создание условий для развития мышления и др. Решение данной проблемы, на наш взгляд, может быть найдено, если исходить из понимания того, что образовательный процесс предполагает наличие, по крайней мере, двух субъектов этой деятельности – учащегося и педагога. Подтверждением данного тезиса являются результаты ряда исследований, выявивших наличие прямой взаимосвязи между успешностью обучения младших школьников и профессиональным уровнем педагога. Оценивание двух компонентов стандарта лишь косвенно позволяет судить об эффективности деятельности педагога. Учитывая, что передача и усвоение нового знания, овладение обучающимся новыми действиями и умениями, формирование жизненной компетентности происходит и реализуется только через общение, через создание общего контекста для педагога и ученика, можно говорить о перспективности такого подхода к разработке критериев оценки качества образования. Безусловно, оценивание результатов овладения содержанием обоих компонентов стандарта производится с использованием стандартизированных методов и форм. Оценивание же создания условий его реализации требует иных подходов и является предметом перспективных исследований в ближайшем будущем.

Раздел I. Факты о психическом здоровье: характеристики психического здоровья и возможность обращения за помощью

Психическое здоровье — это больше, чем просто отсутствие психических заболеваний. Это включает в себя то, как вы относитесь к себя и как вы приспосабливаетесь к жизненным событиям. Тем не менее Национальная ассоциация психического здоровья приводит 10 характеристик люди психически здоровые.

  1. Они хорошо себя чувствуют.
  2. Их не подавляет эмоции, такие как страх, гнев, любовь, ревность, вина или беспокойство.
  3. Они прочны и приносят удовлетворение личные отношения.
  4. Они чувствуют себя комфортно с другими люди.
  5. Они могут смеяться над собой и с другими.
  6. Они уважают себя а для других, даже если есть различия.
  7. Они способны принять жизни разочарования.
  8. Они могут удовлетворить жизненные потребности и решать свои проблемы, когда они возникают.
  9. Они сами принимают решения.
  10. Они формируют свое окружение всякий раз, когда возможно и при необходимости отрегулируйте.

Многие люди не хотят использовать умственные медицинских услуг из-за стигмы эмоционального проблема. Общество имеет тенденцию рассматривать проблемы психического здоровья в отличие от медицинских. Когда кто-то ломает ногу, боли в груди или нужно получить рецепт, они увидят врач.Однако, когда они испытывают депрессию, чрезмерное страхи или проблемы с алкоголем, они могут стесняться искать помощи. Многие считают эти условия слабыми. они должны справиться сами. К сожалению, такая точка зрения не позволяет им от получения профессиональной помощи, которая может облегчить свои проблемы.

Чтобы распознать эмоциональную проблему и получение помощи вовсе не признак слабости. Скорее эти позитивные действия характерны для сильных личностей. Кроме того, участие в программе помощи сотрудникам вашей компании Программа (EAP) или посещение терапевта в психиатрической клинике или Консультации студентов полностью конфиденциальны. Нет информация будет опубликована без вашего разрешения, за исключением ситуации, связанные с жестоким обращением с детьми или пожилыми людьми, или суицидальные или умысел на убийство.

15 качеств, необходимых для развития психической стойкости

Все мы достигаем критических точек в нашей жизни, где наша психическая стойкость подвергается испытанию.Это может быть из-за токсичного друга или коллеги, тупиковой работы или сложных отношений.

Какой бы ни была задача, вы должны быть сильными, смотреть на вещи через призму нового взгляда и предпринимать решительные действия, если вы хотите успешно ее преодолеть.

Звучит просто. Все мы хотим хороших друзей, хорошей работы и хороших отношений.

Трудно быть психологически стойким, особенно когда чувствуешь себя застрявшим. Способность сломать стереотипы и выбрать новое смелое направление требует особой выдержки, смелости и мужества, которые есть только у самых умственно стойких людей.

Удивительно, как умственно стойкие люди выделяются из толпы. Там, где другие видят непреодолимые препятствия, они видят проблемы, которые необходимо преодолеть.

Когда в 1914 году фабрика Томаса Эдисона сгорела дотла, уничтожив единственные в своем роде прототипы и нанеся ущерб в размере 23 миллионов долларов, Эдисон ответил просто: «Слава богу, все наши ошибки были сожжены. Теперь мы можем начать все заново. . »

Реакция Эдисона — воплощение душевной стойкости — видеть возможности и действовать, когда все выглядит мрачно.

Есть привычки, которые вы можете развить, чтобы улучшить свою психологическую стойкость. Фактически, отличительные черты психически стойких людей — это на самом деле стратегии, которые вы можете начать использовать уже сегодня.

1. Эмоциональный интеллект.


Эмоциональный интеллект — краеугольный камень психической стойкости. Невозможно быть психологически стойким без способности полностью понимать и терпеть сильные негативные эмоции и делать с ними что-то продуктивное. Моменты, которые проверяют вашу психологическую стойкость, в конечном итоге проверяют ваш эмоциональный интеллект (EQ).

В отличие от вашего IQ, который фиксирован, ваш EQ — это гибкий навык, который вы можете улучшить с пониманием и усилиями. Неудивительно, что 90 процентов лучших сотрудников имеют высокий EQ, а люди с высоким EQ зарабатывают на 28000 долларов в год больше (в среднем), чем их коллеги с низким EQ.

К сожалению, навыков EQ не хватает. TalentSmart протестировал более миллиона человек, и мы обнаружили, что только 36 процентов из них способны точно определять свои эмоции по мере их возникновения.

2. Уверенность.

«Думаете ли вы, что можете, или думаете, что не можете — вы правы». — Генри Форд

Психически стойкие люди разделяют мнение Форда о том, что ваш менталитет сильно влияет на вашу способность добиваться успеха. Это понятие — не просто инструмент мотивации — это факт. Недавнее исследование, проведенное в Университете Мельбурна, показало, что уверенные в себе люди получали более высокую заработную плату и продвигались по службе быстрее, чем другие.

Истинная уверенность — в отличие от ложной уверенности, которую люди проектируют, чтобы замаскировать свою неуверенность, — имеет самостоятельный вид.Психически стойкие люди берут верх над сомнительными и пугливыми, потому что их уверенность вдохновляет других и помогает им добиваться успеха.

3. Способность нейтрализовать токсичных людей.

Работа с трудными людьми для многих утомительна и утомительна. Психически стойкие люди контролируют свое взаимодействие с токсичными людьми, сдерживая свои чувства. Когда им нужно противостоять токсичному человеку, они подходят к ситуации рационально. Они идентифицируют свои эмоции и не позволяют гневу или разочарованию подпитывать хаос.Они также учитывают точку зрения трудного человека и умеют находить точки соприкосновения и решения проблем. Даже когда все идет под откос, психически стойкие люди могут относиться к токсичному человеку с недоверием, чтобы не позволить ему или ей сбить их с толку.

4. Умение принимать перемены.

Психически стойкие люди гибки и постоянно адаптируются. Они знают, что страх перемен парализует их и представляет собой серьезную угрозу их успеху и счастью.Они ищут перемены, которые поджидают не за горами, и формируют план действий, если эти изменения произойдут.

Только когда вы примете перемены, вы сможете найти в них хорошее. Вам необходимо иметь непредвзятый разум и открытые объятия, если вы собираетесь распознавать и использовать возможности, которые создают изменения.

Вы неизбежно проиграете, если будете продолжать делать то же самое, что и всегда, в надежде, что игнорирование изменений заставит их уйти. В конце концов, определение безумия — это делать одно и то же снова и снова и ожидать другого результата.

5. Сказать нет.

Исследования, проведенные в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, показали, что чем сложнее вам сказать «нет», тем выше вероятность того, что вы испытаете стресс, выгорание и даже депрессию. Психически стойкие люди знают, что говорить «нет» — это здорово, и у них есть чувство собственного достоинства и дальновидность, чтобы ясно выразить свое отрицание.

Когда приходит время сказать «нет», психически стойкие люди избегают таких фраз, как «Я не думаю, что смогу» или «Я не уверен». Они говорят «нет» с уверенностью, потому что знают, что отказ от нового обязательства уважает их существующие обязательства и дает им возможность успешно их выполнить.

Психически стойкие также умеют проявлять самообладание, говоря себе «нет». Они откладывают удовлетворение и избегают импульсивных действий, причиняющих вред.

6. Знание того, что страх — источник сожаления №1.

Психически стойкие люди знают, что, когда все будет сказано и сделано, они будут сожалеть о шансах, на которые они не рискнули, гораздо больше, чем о своих неудачах. Не бойтесь рисковать.

Я часто слышу, как люди говорят: «Что самое худшее, что может случиться с тобой? Убьет ли это тебя?» Тем не менее, смерть — не самое худшее, что может с вами случиться. Худшее, что может с вами случиться, — это позволить себе умереть внутри, пока вы еще живы.

Требуется утонченное самосознание, чтобы пройти по канату между жилищем и воспоминаниями. Слишком долгое зацикливание на своих ошибках заставляет вас нервничать и бояться, а полное забывание о них заставляет вас повторять их. Ключ к балансу заключается в вашей способности превращать неудачи в крупицы улучшений. Это создает тенденцию подниматься обратно каждый раз, когда вы падаете.

7. Принятие неудач…

Психически стойкие люди принимают неудачи, потому что они знают, что дорога к успеху вымощена ими. Никто никогда не добивался настоящего успеха, не приняв сначала неудачу.

Обнаруживая, что вы на неверном пути, ваши ошибки прокладывают вам путь к успеху. Самый большой прорыв обычно случается, когда вы чувствуете себя наиболее разочарованным и застрявшим. Именно это разочарование заставляет вас думать по-другому, смотреть нестандартно и видеть решение, которого вы упускали.

8.… Не останавливаясь на ошибках.

Психически стойкие люди знают, что то, на чем вы сосредоточите свое внимание, определяет ваше эмоциональное состояние. Когда вы зацикливаетесь на проблемах, с которыми сталкиваетесь, вы создаете и продлеваете негативные эмоции и стресс, что снижает производительность. Когда вы сосредотачиваетесь на действиях, направленных на улучшение себя и своих обстоятельств, вы создаете чувство личной эффективности, которое вызывает положительные эмоции и повышает производительность.

Психически стойкие люди дистанцируются от своих ошибок, но делают это, не забывая их.Держа свои ошибки на безопасном расстоянии, но при этом достаточно под рукой, чтобы на них можно было ссылаться, они могут адаптироваться и приспосабливаться для будущего успеха.

9. Не позволять кому-либо ограничивать вашу радость…

Когда ваше чувство удовольствия и удовлетворения возникает из сравнения себя с другими, вы больше не являетесь хозяином своего собственного счастья. Когда психически стойкие люди довольны тем, что они делают, они не позволяют ничьему мнению или достижениям отнять у них это.

Хотя невозможно отключить вашу реакцию на то, что о вас думают другие, вам не нужно сравнивать себя с другими, и вы всегда можете относиться к мнению людей с недоверием. Психически стойкие люди знают, что независимо от того, что люди думают о них в конкретный момент, одно можно сказать наверняка — они никогда не были такими хорошими или плохими, как люди говорят.

10.… И не ограничивая радость окружающих.

Психически стойкие люди не осуждают других, потому что знают, что каждому есть что предложить, и им не нужно понижать других людей, чтобы чувствовать себя хорошо.

Сравнивать себя с другими людьми ограничивает. Ревность и негодование высасывают из вас жизнь; они огромные похитители энергии. Психически стойкие люди не тратят время или энергию, оценивая людей и беспокоясь о том, соответствуют ли они.

Вместо того, чтобы тратить свою энергию на ревность, направьте ее на признательность. Когда вы празднуете успех других людей, вы оба выигрываете.

11. Тренировка.

Исследование, проведенное Исследовательским институтом Восточного Онтарио, показало, что люди, которые тренировались дважды в неделю в течение 10 недель, чувствовали себя более социально, интеллектуально и спортивно компетентными.Они также выше оценили свой образ тела и самооценку. Лучше всего то, что рост уверенности в себе, который является ключом к психологической стойкости, был вызван не физическими изменениями в их телах, а немедленным, подпитываемым эндорфином позитивом от упражнений, который имел все значение.

12. Высыпание.

Трудно переоценить важность сна для повышения вашей психической стойкости. Когда вы спите, ваш мозг удаляет токсичные белки, которые являются побочными продуктами нейронной активности, когда вы бодрствуете.К сожалению, ваш мозг может удалить их в достаточной мере только во время сна, поэтому, когда вы не высыпаетесь, токсичные белки остаются в клетках вашего мозга, нанося ущерб вашей способности мыслить — то, что никакое количество кофеина не может исправить.

Психически стойкие люди знают, что их самоконтроль, внимание и память ухудшаются, когда они не получают достаточного или правильного сна, поэтому они делают качественный сон своим главным приоритетом.

13. Ограничение потребления кофеина.

Чрезмерное употребление кофеина вызывает выброс адреналина, источника реакции «бей или беги». Механизм борьбы или бегства обходит рациональное мышление в пользу более быстрого реагирования для обеспечения выживания. Это замечательно, когда за вами гонится медведь, но не так хорошо, когда жизнь подбрасывает вас.

Когда кофеин погружает ваш мозг и тело в состояние гипервозбужденного стресса, ваши эмоции преобладают над вашим поведением. Длительный период полураспада кофеина гарантирует, что вы останетесь в таком состоянии, поскольку он требует сладкого времени, чтобы выйти из вашего тела.Психически стойкие люди знают, что слишком много кофеина — это проблема, и не позволяют ему взять верх.

14. Не жду извинений прощаю.

Психически стойкие люди знают, что жизнь станет намного более гладкой, если вы отпустите обиды и простите даже тех, кто никогда не извиняется. Обиды позволяют негативным событиям из вашего прошлого разрушить сегодняшнее счастье. Ненависть и гнев — это эмоциональные паразиты, которые разрушают вашу радость жизни.

Негативные эмоции, возникающие при хранении обиды, вызывают стрессовую реакцию в вашем теле, и удержание в стрессовой ситуации может иметь разрушительные последствия (как физические, так и психические).Когда вы прощаете кого-то, это не оправдывает их действия; это просто освобождает вас от того, чтобы быть их вечной жертвой.

15. Неустанно позитивный настрой.

Следите за новостями в течение любого отрезка времени, и вы увидите, что это всего лишь один бесконечный цикл войн, жестоких атак, хрупкой экономики, банкротств компаний и экологических катастроф. Легко думать, что мир быстро катится под гору.

А кто знает? Может быть это. Но психически стойкие люди не беспокоятся об этом, потому что они не попадают в ловушку того, что не могут контролировать.Вместо того, чтобы пытаться начать революцию в одночасье, они сосредотачивают свою энергию на управлении двумя вещами, которые полностью находятся в их власти — их вниманием и своими усилиями.

Собираем все вместе.

Психическая стойкость — это не врожденное качество, которым наделяют немногих избранных. Этого можно достичь и наслаждаться.

Что еще делает людей психологически стойкими? Сколько из этих 15 качеств характеризует вас? Пожалуйста, поделитесь своими мыслями в разделе комментариев ниже, поскольку я узнаю от вас столько же, сколько и вы от меня.

Мнения, выраженные здесь обозревателями Inc.com, являются их собственными, а не мнениями Inc.com.

Три умственных качества великих лидеров

Три умственных качества великих лидеров

L

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НАЧИНАЕТСЯ в уме. Чтобы эффективно руководить, мы должны понимать, что происходит внутри нас, чтобы мы могли вести себя сами. Только когда мы выработаем постоянную привычку поступать так, мы сможем лучше понимать и руководить другими, а затем коллективно нашими командами и организациями.

In The Mind of the Leader , авторы Расмус Хугард и Жаклин Картер из Потенциального проекта, сообщают, что есть три умственных качества, которые являются основополагающими для сегодняшних лидеров: Внимательность, Бескорыстие и Сострадание . Они называют это MSC Leadership . Все трое работают вместе и обогащают других.

Внимательность

Внимательность — это управление своим вниманием и, в свою очередь, управление своими мыслями.Внимательность позволяет нам реагировать на обстоятельства, а не реагировать. Два ключевых качества внимательности — сосредоточенность и осознанность. Эти два качества «помогают нам быть умственно гибкими и эффективными». «По мере того, как увеличивается ваша внимательность, ваше восприятие« я »начинает меняться. В частности, возникает более сильное чувство бескорыстной уверенности, помогающее развить второе качество лидерства MSC: самоотверженность.

Самоотверженность

Они описывают самоотверженность как «мудрость уйти со своего собственного пути, пути ваших людей и способа вашей организации высвободить естественный поток энергии, который люди приносят на работу. Самоотверженность сочетает в себе сильную уверенность в себе со скромным намерением быть полезным ». Интересно, как они это выразили.

Непосвященные часто считают бескорыстие слабым. Важно, чтобы самоотверженность сочеталась с уверенностью в себе. Вы становитесь помощником. «Вы не беспокоитесь о том, что вас могут использовать в своих интересах, потому что у вас есть уверенность, что вы можете высказаться за себя в случае необходимости. В то же время вами движут не собственные интересы. Вы уделяете большое внимание благополучию своих сотрудников и своей организации.”

Это непростой вопрос для многих лидеров. Согласно исследованию, проведенному в Калифорнийском университете в Беркли, «когда многие лидеры начинают чувствовать себя сильными, их доброжелательные качества начинают снижаться. Руководители в три раза чаще, чем сотрудники более низкого уровня, прерывают коллег, выполняют несколько задач во время собраний, повышают голос и говорят оскорбительные вещи ». Кроме того, они, скорее всего, будут грубыми, эгоистичными и неэтичными. Мы видели многих лидеров, которые думают, что они выше нравов всех остальных.Непросто смотреть в будущее. В этом большую роль играет внимательность.

По мере того, как мы становимся более самоотверженными, «мы, естественно, начинаем больше уделять внимание другим людям: мы проявляем к ним больший интерес и предлагаем больше заботы. Таким образом, сострадание возникает как естественный результат бескорыстия ».

Сострадание

Сострадание — это доброжелательное руководство. «Это способность понимать точку зрения других и использовать это как катализатор для поддержки». Милосердие сочетается с мудростью. Мудрость дает сострадание компасом, позволяя делать продуманный и целостный выбор.

Сострадательная организационная культура «поддерживает позитивные намерения по отношению к другим и в то же время прививает мудрость и профессионализм каждому, чтобы он мог делать трудный выбор. Это включает в себя иногда выполнение сложных вещей, но это принесет пользу. культура и организация в долгосрочной перспективе ».

MSC Лидерство начинается с вас — изнутри — а затем перетекает наружу к вашим людям, а затем к вашей организационной культуре в целом.«Это требует, чтобы мы непоколебимо смотрели на себя, на то, как мы взаимодействуем с нашими людьми, и на то, как работают наши организации». Разум лидера рассматривает весь этот процесс и предлагает практические методы применения каждого из этих трех качеств разума в вашем руководстве. Эта книга дает хорошо сформулированный и всесторонний взгляд на эти важнейшие качества лидерства.

* * *
Поставьте нам лайк в Instagram и Facebook для получения дополнительных идей лидерства и личного развития. * * *

Отправленный Майклом МакКинни в 23:10
Постоянная ссылка | Комментарии (0) | Этот пост о развитии лидерства

Три главных умственных качества, которыми должны обладать лидеры сегодня | Идеи

Как вы думаете, сколько менеджеров считают себя вдохновляющими и хорошими образцами для подражания? Исследование, проведенное McKinsey & Company в 2016 году с участием более 52000 менеджеров, показало, что ответ — 86%.Что сотрудники думают о своих лидерах? В том же году опрос, проведенный Gallup, показал, что 82% сотрудников считают своих руководителей в корне скучными.

Это, по словам Расмуса Хоугаарда, не из-за недостатка усилий и инвестиций (46 миллиардов долларов в год) в обучение лидерству. Это потому, что мы начинаем не в том месте: в сознании лидера.

«Есть так много замечательных примеров фантастических лидеров, которые очень стратегически настроены, очень дальновидны, имеют все технические детали, но не имеют способности понять себя, чтобы они могли понять других, а затем понять организацию и культура. Это отправная точка », — говорит он ThePeopleSpace .

Как основатель Potential Project и соавтор с Жаклин Картер книги под названием The Mind of the Leader , Хугард и его команда опросили и оценили более 30 000 руководителей из 1000 компаний в более чем 100 странах, а также составили обзор. Тысячи исследований лидерства. И они обнаружили три основных качества, которые являются основополагающими для сегодняшних лидеров: внимательность, самоотверженность и сострадание, или то, что они называют лидерством MSC.

«Руководство с MSC» делает вас более человечным и не ограничивает ваши звания и роль, — говорит Хугард.

РАЗУМ

Это позволяет лидерам присутствовать и быть внимательными к тому, что действительно мотивирует людей, которых они возглавляют. Исследования показали, что 47% времени мы отвлекаемся от того, что делаем. Мы потеряли внимание к настоящему. Дефицит внимания стал нормой для бизнеса.

«Без сосредоточенности мы ничего не можем сделать хорошо. Так было не всегда.Наш мозг настроен на отвлечение, но в настоящее время нам не нужно обращать внимание на отвлекающие факторы. Одна из интересных вещей, которые мы обнаружили, заключалась в прямой зависимости между уровнем внимания людей и тем, как быстро и насколько высоко они поднимаются в организации. Подавляющее большинство лидеров, с которыми мы работали, обладают способностью сосредотачиваться выше среднего », — объясняет Хугард, добавляя, что исследование команды показало, что 90% лидеров считают, что больше времени на размышления улучшит их умственную ясность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Это помогает лидерам уйти с дороги и предоставить пространство и поддержку своим людям, которые необходимы для процветания.Эго равняется проблемам. Люди с более высокими руководящими должностями используют значительно больше местоимений, таких как «мы», «вы» и «ваш». Люди с низким уровнем лидерства или без него склонны использовать «я».

СОСТОЯНИЕ

Это объединяет лидеров на подлинно человеческом уровне и помогает их людям поверить в то, что вы учитываете их интересы. Но многие лидеры суровы по отношению к себе, оценивают себя и становятся негативными. Хугард говорит, что исследование команды показывает, что в среднем руководители более высокого ранга проявляют к себе больший уровень сострадания, чем менеджеры среднего звена.Сострадание — жизненно важный фактор, способствующий успеху в руководстве. Это означает заботу о своем уме и теле.

Когда вы соединяете все три качества, они дают более сильное чувство смысла, счастья, связи и вклада. И как только вы как руководитель включите это в себе, вы можете начать нести это своим людям и своей организации.

Черты характера умственно сильных людей |

После поистине ужасного дня в офисе, в момент тихих размышлений, вы могли бы поразиться тому факту, что у вас хватило силы духа, чтобы пройти через весь опыт, не крича (и не бросая).Вы думаете: «Как я это сделал?» Вероятный фактор: вы психически сильный человек.

Психическая сила может быть дорожной картой для личного успеха во всех сферах вашей жизни, особенно в карьере. Но чтобы в полной мере использовать свою умственную силу, вам нужно сосредоточиться на ее развитии, как и на любом другом важном навыке. Частью этого процесса являются оттачивание чувства цели и развитие способности добиваться хороших результатов.

Больше, чем разум над материей

Есть также вещи, которые не следует делать, , если вы хотите укрепить дух.

Лицензированный психотерапевт Эми Морин опубликовала статью о здоровых привычках психически сильных людей, которая стала вирусной. Она сосредоточилась на том, что умственно сильные люди не делают , и на том, как это помогает им добиться большего успеха в бизнесе.

По словам Морена, тратить энергию на то, что вы не можете контролировать, отказываться от неудач и недовольство успехами других людей — это те поведения, которых избегают умственно сильные люди.

Каковы сильные черты характера?

У умственно сильных людей также есть много отличительных черт характера. Ниже приведены 30 примеров, взятых из различных статей, которые мы нашли по этой теме, из таких источников, как Scientific American, Success Magazine и The Huffington Post, или вдохновленные ими:

1. Упорный

Столкнувшись с проблемой, вы не сдадитесь, пока не найдете ответ.

2. Уверенно

Ваш босс нажимает на вас, чтобы провести презентацию перед крупнейшим клиентом фирмы. Ваш ответ: «Без пота!»

3. Оптимистичный

Вы ожидаете повышения по службе, но рассматриваете не только вас.Но вы не волнуетесь — вы полагаете, что шансы в вашу пользу.

4. Самосознание

Поведение коллеги расстраивает вас. Вы не кидаетесь на нее. Вместо этого вы думаете о взвешенном способе выразить свое раздражение и, надеюсь, мотивируете своего коллегу не повторять ее действий.

5. Адаптируемый

Вы рекомендуете стратегию, которая отклонена вашей проектной группой. Вы просите коллег помочь вам придумать альтернативу и в конечном итоге принимаете идею, которая даже не приходила вам в голову.

6. Гибкий

Ваша фирма внедряет новую бизнес-систему. Вы обязуетесь как можно быстрее изучить все, что можно, о новой технологии.

7. Без драмы

Вы известны тем, что помогаете разрешать конфликты в офисе, а не создавать их.

8. Надежный

Ваши коллеги знают, что могут на вас рассчитывать. Период.

9. Ярмарка

Вы всегда находите время, чтобы выслушать обе стороны истории и собрать все факты, прежде чем вынести суждение.

10. Самодостаточный

Командная работа — это здорово, но у вас нет проблем с полетом в одиночку, когда это необходимо.

11. Согласованный

Для коллег вы — известная величина, а не вопросительный знак.

12. Работяга

Никто бы никогда не стал ассоциировать с вами термин «бездельник».

13. Берет на себя ответственность

Когда вы делаете оплошность, вы становитесь ее владельцем.

14. Понимает, что жизнь не всегда справедлива

Хорошо, значит, вы не получили продвижение по службе, о котором так оптимистично относились. C’est la vie — теперь готовьтесь к следующей возможности!

15. Приветствует вызов

Новое и потенциально сложное задание? Подпишите вас.

16. Управлять своими действиями и эмоциями

Вы никогда не испытывали и, скорее всего, никогда не опозорите себя на праздничной корпоративной вечеринке или любом другом корпоративном мероприятии.

17. Обнимает изменение

Ваша фирма находится в переходном периоде. Вместо того, чтобы бояться того, что впереди, вы стараетесь узнать как можно больше об изменениях и предлагаете свою поддержку руководству.

18. Не боюсь говорить

Ваш начальник спрашивает ваше мнение о предлагаемом изменении процесса. Вы без колебаний предоставите его и предложите другой подход.

19. Изящно справляется с расстройствами

Это повышение вы не получили? Вы искренне поздравили того, кто это сделал.

20. Отмечает успех других

См. №19.

21. Готовность пойти на расчетный риск

Теперь, когда вас не заметили из-за повышения по службе, похоже, самое время попросить о повышении.

22. Учится на ошибках

Ой, вы просчитались с рейзом. Оказалось, что ваш запрос был чрезмерным. Вы обязательно будете исследовать в следующий раз.

23. Общается с людьми

Когда коллеги хотят пойти выпить кофе, поиграть в софтбол после работы или отпраздновать день рождения коллеги в комнате отдыха, вы более чем рады присоединиться к веселью.

24. Ценности одиночества

Иногда вы предпочитаете обедать в одиночестве под деревом.

25. Быстро поделиться благодарностью за хорошую работу

Конечно, вы возглавили этот проект. Но без поддержки своей команды вы бы никогда не доехали до финиша вовремя.

26. Приверженность долгосрочным целям

Когда вы составляете план, вы придерживаетесь его.

27. Способен видеть «общую картину»

Вы можете визуализировать, как ваш вклад в работу помогает бизнесу достичь его более широких целей.

28. Готовы к неожиданностям

Сюрприз! Фирма только что открыла три новых аккаунта, и ваш босс хочет, чтобы вы ими управляли. Вы спросите: «Когда я могу начать?»

29. Эффективно справляется со стрессом

Иногда работа бывает довольно напряженной, но вы всегда делаете все возможное, чтобы поддерживать баланс между работой и личной жизнью, чтобы не выгореть.

30. Здоровье и благополучие — приоритетные

Вы понимаете, что существует связь между вашей душевной силой и вашим общим самочувствием.Вот почему вы никогда не позволяете своему здоровью и благополучию уступать место работе.

Сколько из этих черт характера у вас есть? Многие из них являются признаком хорошего лидера и примерами нетехнических навыков, которые многие работодатели ищут в современных профессионалах. Так что их стоит развивать не только как часть вашего стремления укрепить свою психическую силу, но и для того, чтобы продвигать свою карьеру.

Мы поможем вам подобрать подходящий вариант

Пути Пенсильвании | 5 лидерских качеств для профессионалов, работающих в области психического здоровья

19 дек. 5 Лидерские качества для специалистов, работающих в области психического здоровья

Отправлено в 16:29 в блоге по тропам

Как специалист в области психического здоровья, у вас есть возможность вести пациентов и направлять их лечение. Это не только придает силы, но и несет большую ответственность. Независимо от того, работаете ли вы с детьми или взрослыми, ваши советы и предложения окажут влияние. Ваши пациенты полагаются на ваше мнение, чтобы помочь им улучшить свою жизнь.

Но это не бремя — это большая честь быть лидером в их жизни. Как лидер вы должны воплотить в жизнь эти пять качеств, которые помогут установить отношения для вашей карьеры.

# 1: Остаток

Как руководитель, вы должны уметь совмещать жизнь и работу.Если вы слишком сосредоточитесь на работе, вы можете потерять объективность и не сможете разделить свои эмоции по отношению к клиенту. Если вы сосредоточитесь на своей личной жизни, вас не будет рядом с пациентами в данный момент, и вам не хватит сочувствия, необходимого для понимания пациентов (без осуждения). Ваш собственный баланс между работой и личной жизнью — важная, хотя и сложная часть вашей карьеры, которая влияет на перспективы и внимание, которые вы можете предоставить своим пациентам.

# 2: Любопытство

У вас должно быть ненасытное любопытство, чтобы улучшить исследования и практику в этой области.Ваше любопытство будет стремиться помочь людям, находя новые открытия, улучшая способы лечения пациентов и расширяя ваши знания об исследованиях и методах, над которыми работают другие. Ваше образование никогда не закончится, поэтому у вас должно быть нескончаемое любопытство по поводу карьерного роста.

# 3: Возможность адаптации

Иногда все идет не так, как ожидалось, и когда это случается, вам нужно приспосабливаться, адаптироваться и двигаться дальше. Будь то план Б или план Z, вам нужно быстро думать и адаптироваться к ситуации.Вы не можете зацикливаться на «а что, если» или на допущенных ошибках. Вместо этого вам понадобится уверенный настрой, демонстрирующий вашу способность адаптироваться по мере необходимости.

# 4: Доверие

Пациентам нужно ваше доверие. Они будут полагаться на вашу уверенность. Если вам не хватает уверенности, вы подорвете свое собственное лидерство, и пациенты будут сомневаться, ведете ли вы их к лучшим временам. В наиболее уязвимых случаях пациенты полагаются на вас, чтобы быть уверенными в их пути к исцелению.Уверенность гарантирует, что они чувствуют себя комфортно в своем прогрессе, и помогает вам поддерживать отношения и доверие, которые у вас есть со своими пациентами. Вы — их опора, их стабильность, и вам нужно продемонстрировать свою уверенность (даже если вы ее не чувствуете). С учетом сказанного, уверенность является ключом к успеху, а не высокомерие или дерзость. Будучи уверенным, вы легко приспосабливаетесь и понимаете, что не всегда прав.

# 5: Прощение

Точно так же, как вам нужно приспосабливаться к неудачам, вы также должны прощать их.Вам нужно прощать своих пациентов за их недостатки, их ошибки и их слабости. Кроме того, вам нужно простить себя, что может оказаться самым сложным. Вам нужно простить себя, когда лечение идет не по плану, или когда вы допустили ошибку в исследованиях, или когда многое может пойти не так. Прощая себя, вы позволяете своей работе и пациентам двигаться вперед.

Pathways of Pennsylvania обслуживает сообщества в Пенсильвании с 1981 года.Каждый человек имеет право вести осмысленную и позитивную жизнь, и мы меняем жизнь день за днем. Pathways of Pennsylvania состоит из четырех компаний: Children’s Behavioral Health, Inc., Pathways Community Services, LLC, Raystown Developmental Services, Inc. и The ReDCo Group, Inc.

5 качеств эмоционального интеллекта (EQ)

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать и распознавать свои эмоции и эмоции других людей.Чтобы понять ценность эмоционального интеллекта и применить эти знания к своему стилю лидерства, менеджерам необходимо знать о ключевых характеристиках тех, кто обладает высоким EQ. Лидеры, сочетающие эти качества с техническими навыками и опытом, идут по особому пути к успеху в своей профессии. Следующие пять качеств EQ иллюстрируют те качества, которые необходимы лидерам, чтобы подняться на вершину.

Самосознание

Первый шаг к достижению высокого уровня эмоционального интеллекта — это понимание и познание самого себя.Самосознание позволяет людям быть честными с самими собой, принимать и использовать свои сильные и слабые стороны, желания и недостатки для принятия надлежащих жизненных и деловых решений. Самосознательные люди способны распознавать, как их эмоции и действия влияют на них самих и других людей, а также на выполнение их работы. В стрессовой рабочей среде лидеры, которые осознают себя, могут легче справляться со стрессами и давлением, которые возникают на их пути, такими как трудные клиенты, сжатые сроки и другие сложные ситуации.Знание собственных эмоциональных триггеров может быть полезным для лидеров, чтобы разрядить потенциально враждебные ситуации, сделав шаг назад, осознав свои чувства и действуя контролируемым и эффективным образом.

Саморегулирование

Другой аспект EQ включает дисциплину и саморегуляцию. Люди с этим атрибутом могут контролировать свои импульсы, в том числе сохранять спокойствие и не слишком остро реагировать на ошибки. Лидеры, которые находят время подумать и осмыслить сложную ситуацию или упущенную возможность, более склонны раскрывать свои собственные ошибки и ошибки, допущенные их командой.Наряду с отпусканием ошибок эмоциональный интеллект позволяет людям говорить «нет» как себе, так и другим. Уверенно говоря «нет» некоторым просьбам и обязательствам, лидеры показывают, что они ценят свои текущие обязательства и могут устанавливать границы, позволяя им успешно выполнять задачи, которые они выбирают. По сути, саморегулирование — это навык, который позволяет лидерам разумно реагировать на изменения, принимать их и адаптироваться к ним. Изменения происходят быстро и без предупреждения, поэтому менеджеры, которые привыкли к двусмысленности и могут плавно менять направление во время переходного периода, получат выгоду на работе.

Сочувствие

Сочувствие относится к осознанию и рассмотрению чувств других. Этот аспект EQ важен во многих аспектах жизни, хотя может показаться неуместным в конкурентном мире бизнес-лидерства и менеджмента. Однако лидеры, проявляющие сочувствие, способны наладить отношения и завоевать доверие клиентов, членов команды и коллег-менеджеров. Сочувствие необходимо для понимания новых культур и деловой среды, а также для предотвращения конфликтов и недопонимания, особенно во все более глобализированном деловом мире.Менеджеры, которые проявляют сочувствие к своим командам, укрепляют доверие и прочные отношения, которые укрепляют лояльность сотрудников.

Мотивация

Эмоционально развитые лидеры мотивированы и способны мотивировать других. У них есть страсть к достижению своих целей, и ими движут не такие награды, как деньги и престиж, а выполнение того, что они намеревались сделать. Мотивация побуждает лидеров неустанно работать перед лицом проблем, задавать вопросы о том, как все делается, и исследовать новые методы для улучшения себя и других.Их желание учиться и гордость за свою работу являются примером, которому часто подражают их команды и их организация. Вот почему мотивированные лидеры так умеют вдохновлять окружающих расти, совершенствоваться и добиваться успеха.

Социальные навыки

Социальные навыки необходимы для эмоционального интеллекта в рабочей среде. Эффективные социальные навыки включают в себя все атрибуты EQ. Лидеры применяют эти навыки в управлении отношениями и достижении целей.Большинство людей — даже самые успешные и харизматичные лидеры — не в состоянии достичь важных целей в одиночку. Обладание социальными навыками — это не просто дружелюбие по отношению к другим. Это включает в себя понимание людей, развитие отношений и мотивацию других для достижения целей. Лидеры должны сообщать своим командам о своей страсти к своей организации и о своих стратегиях совместного успеха.

EQ и инженеры

Инженерные менеджеры могут извлечь выгоду из практики, достижения и оттачивания атрибутов эмоционального интеллекта.Инженеры работают в сложной технической среде и взаимодействуют с профессионалами из самых разных областей. В области инженерии, как и во всех других отраслях, эмоциональный интеллект помогает в построении прочных и ценных отношений, которые могут длиться на протяжении всей вашей карьеры. Знание того, что представляет собой EQ, может дать мотивированным инженерам преимущество в подъеме на руководящие должности.

Узнать больше

Программа повышения квалификации для инженеров, которые хотят стать лидерами, не теряя при этом своих технических знаний, онлайн-магистр инженерного менеджмента из Университета Огайо фокусируется на лидерских и управленческих навыках и их непосредственной связи с улучшением инженерных процессов, управлением проектами, эффективным общением и инновационные решения.

Рекомендуемая литература

Больше, чем менеджмент
Инженерный менеджмент в гуманитарной логистике
Женщины в инженерном руководстве

Источники

https://www.fastcompany.com/3047455/hit-the-ground-running/why-emotionally-intelligent-people-are-more-successful
http://www.undp.org/content/dam/samoa /docs/UNDP_WS_TLDP2_Whatmakesaleader.pdf
https://hbr.org/2015/04/how-emotional-intelligence-became-a-key-leadership-skill
http: // www.

Добавить комментарий