Условия эффективного общения – 4 Условие и способы эффективного общения

Содержание

III.1.3. Условия эффективного общения

В культуре речи существует такое понятие как эффективность общения, которая зависит от желания вести разговор, заинтересованности в нем. Снижает эффективность неинтересный собеседник, отсутствие интереса к теме разговора, плохое настроение, недомогание, потребность продумать что-то, сосредоточиться на чем-то. В этих случаях надо прекратить разговор, если собеседник в нем не заинтересован, покинуть место, где тебе навязывают свое присутствие, вежливо объяснить причину невозможности поддерживать беседу. Удачно выбранная тема, ее актуальность, осведомленность и заинтересованность собеседника, общность языка, также является условием эффективности общения.

Итак, при общении должны быть

  • общая необходимость и заинтересованность в передачи и получении информации;

  • общая тема;

  • общий язык с его системой звуков, знаков, позволяющим передать оттенки мыслей и чувств.

III.1.4. Виды общения

Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют бытовое общение и деловое общение. Между ними трудно провести границу, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Бытовое общение – самое распространенное. Дома, на улице, на работе мы вступаем в контакт, чтобы навести справки, получить совет, поговорить по душам. В центре бытового общения находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношение к окружающим, самочувствие и т.д.

Бытовой разговор характеризуется такими особенностями как незапланированность; разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и др.) и используемых языковых средств; частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую; отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения; самопрезентация личности; разговорный стиль речи.

Деловое общение направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, обсуждение вопросов на производственные темы, предпринимательская деятельность, заключение сделок, договоров, принятие решений, оформление документов.

Деловой успех зависит от знания особенностей делового общения:

Партнерские отношения должны опираться на сотрудничество, учет взаимных потребностей, интересы дела, отсутствие высокомерия перед подчиненными, отсутствие угодничества, подобострастия со стороны подчиненных.

Регламентированность, то есть подчинение установленным правилам и ограничением, которые зависят от вида делового общения, степени его официальности, целей и задач конкретной встречи, национальных и культурных традиций. В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового общения и деловой этики.

Так, например, американцы – прямые люди, ценят в людях честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора и не тратят время на формальности. Они задают много вопросов. Некоторые вопросы американцев могут показаться элементарными и прямолинейными. Вам также могут задать очень личные вопросы. Американцы берегут время и ценят пунктуальность. В беседах, на переговорах они предпочитают причинно-следственные аргументы. Что касается общения партнеров в неформальной обстановке, то деловой прием в США – обычная вещь. За столом лучше избегать разговоров о политике и религии. Тосты не приняты. Продолжительность делового приема в США гораздо короче, чем, например, во Франции.

Англичанам присущи такие черты, как сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность, которая заставляет англичан быть замкнутыми и необщительными с незнакомыми людьми. Иностранец, привыкший считать, что молчание – знак согласия, часто ошибается, полагая, что убедил англичанина в своей правоте. Однако на самом деле, умение терпеливо выслушать собеседника, не возражая ему, далеко не всегда означает в Британии согласие. Пунктуальность в Британии – жесткое правило. Традиционным для британцев было и есть умение избегать острых углов во время переговоров.

К характерным чертам шведов относится прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность и надежность в отношениях. В своих партерах шведы особенно ценят профессионализм. Шведы – педанты, не называйте вашего партнера по имени до тех пор, пока он сам вам этого не предложит. Они любят планировать дела заранее, поэтому о деловых встречах лучше договариваться заблаговременно, а не в последнюю минуту.

Китайцы ведут переговоры, довольно четко разграничивая отдельные этапы. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения, отношений внутри делегации. На этой основе китайцы пытаются определить статус каждого из участников делегации. В дальнейшем они в значительной мере ориентируются на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. На переговорах с китайской стороной не следует ожидать, что партнер первым «откроет свои карты», то есть первым выскажет свою точку зрения, первым сделает предложения и т.д.

Корейское общество является строго иерархичным и весьма авторитарным. Престиж человека зависит от его должности и возраста и зарабатывается часто нелегким трудом. Поэтому если иностранец не проявит должного уважения, его шансы на успех снизятся. Корейские бизнесмены считаются весьма напористыми и агрессивными при ведении переговоров. Корейцы не привыкли открыто выражать несогласие с партнером, доказывать его неправоту и того же ждут от собеседников. На первой встрече принято обмениваться сувенирами, цель которых – оказание внимания данной фирмы к потенциальному партнеру, а также реклама.

Деловой этикет отражает нравственные представления, вкусы социальных групп, накопленный опыт; включает правила приветствия, представления; регламентирует поведение; предписывает, как дарить/принимать подарки, пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку, одеваться, владеть эмоциями. Знание делового этикета позволяет чувствовать себя уверенно, непринужденно, избежать насмешек со стороны окружающих, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий. При его нарушении может быть отрицательный результат, возможна неловкая ситуация.

В особых случаях деловое общение происходит с учетом протокола – совокупности правил, условностей, традиций, регламентирующих порядок совершения дипломатических актов.

Регламентированность предусматривает и соблюдение речевого этикета. Речевой этикет – это нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; это национально специфические правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникаторов и характеру их взаимоотношений. Согласно речевому этикету

не допускаются слова ограниченной сферы употребления – жаргонизмы (жаргон – франц. jargon), которые обычно употребляются для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп. Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. Диалектизмы – слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю данной местности (например: катух – хлев (Киров), жварить – сильно бить (Калуга)).

Просторечие – социально обусловленная разновидность русского языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературного языка. Здесь нет четкой локальной закрепленности, нет и профессиональной закрытости. Типология ошибок в литературном языке, восходящих к просторечию:

– ударение (*километр, *документ)

– стяжение гласных (*милицанер)

– ассимиляция (коридор – *калидор)

– сокращение слогов (эвакуировать – *ваикуировать)

– сравнительная степень (*красивше, *хужее)

Умение пользоваться языком (или речевой этикет) включает разработанные обществом правила речевого поведения. Мы ежедневно и многократно употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, советуем, приглашаем, просим – и все это с учетом официальной или не официальной обстановки общения, собственных ролей относительно ролей собеседника, конкретной ситуации общения, национальных привычек и обычаев. А также речевой этикет включает систему устойчивых речевых формул общения. В зависимости от речевой ситуации выбирают нейтральную или официальную речевую формулу. Например:

нейтрально

официально

Прости

Простите, пожалуйста, я…

Спасибо

Разрешите поблагодарить вас

Пожалуйста

Будьте любезны

Добрый день

Приветствую вас

Основные правила этикета являются универсальными, то есть международными. Однако можно попасть в затруднительное положение из-за незнания национальных особенностей поведенческой и речевой культуры той или иной нации. Например, турецкая семья может пригласить вас провести время в бане; в странах Ближнего и Среднего Востока рукопожатие – обычное дело, но в своем доме хозяин может приветствовать вас поцелуем в обе щеки, и ваш долг ответить ему тем же; в Таиланде не принято говорить о жаре, а в Японии – о политике и религии.

Таким образом, знание речевого этикета и владение им позволяет установить контакт, наладить взаимоотношения с партером (или партнерами), создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.

Регламентированность делового общения означает также ограничение его определенными временными рамками.

studfiles.net

эффективное общение

Эффективное общение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

•коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

•интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

•перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

  • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

  • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

  • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

  • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

— » Правило трех двадцати «:

  • 20 сек. вас оценивают.

  • 20 сек. как и что вы начали говорить.

  • 20 см улыбки и обаяния.

— 6 правил Глеба Жеглова:

  • Проявлять искренний интерес к собеседнику.

  • Улыбаться.

  • Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

  • Уметь слушать.

  • Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

  • Относиться к нему с уважением.

— Как увеличить полезность контакта:

  • Быть наблюдательным;

  • Сделать комплимент;

  • Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

  • Всегда настаивать на правде.

  • Строить сообщения просто и понятно.

  • Не приукрашивать, не набивать цену.

  • Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

  • Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

  • Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

  • Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

  • Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

  • Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

  • Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

  • Вы завоюете собеседника.

  • Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Правило трех «плюсов»».

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки» его Ребенку (То же касается и окончания беседы или встречи).

Существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

Комплимент

На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски — высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса» последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:

  • Чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.

  • Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте – это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Улыбка

Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными.

Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка – открытой и искренней.

Помнить имя собеседника

Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени.

Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке.

Поднятие значимости собеседника

Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных сем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим.

Любой работник хочет, чтобы другие ценили его труд, признавали его занятость, полезность и незаменимость. Поэтому нам никогда не повредит, обращаясь к нему, извиниться за «причиненное беспокойство», хотя выполнение нашей просьбы и входит в круг его «служебных обязанностей».

Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи.

Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

Умение слушать

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Существуют специальные приемы понимающего слушания, которым может научиться каждый человек:

Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Выяснение – это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Перефразировать – значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Перефразирование – практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении.

Резюмирование – это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

Отражение чувств – это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Как бывает приятно говорить с чутким собеседником, который разделяет наши эмоции и переживания, не обращая внимания на содержание речи, существо которой подчас не имеет особого значения и для нас самих.

Понимание невербальных сообщений

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Невербальное общение — вид общения без использования слов.

Наблюдения показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения.

Дружеский взгляд: даже когда вы просто поддерживаете необязательный разговор, расположенный к вам человек будет часто смотреть на вас, особенно когда вы говорите. Психологи используют для обозначения этого выражение «поедать глазами» – значит, неотрывно смотреть на другого человека, особенно ему в лицо, но не всегда встречаться глазами.

Стоит учесть, что, например, женщины не только склонны сами больше «поедать глазами» своего собеседника, но и более положительно относятся к тому, что и на них много смотрят. Мужчины в целом относительно менее склонны к тому, чтобы позволять часто на себя смотреть, даже в знак теплых и дружеских отношений.

Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и интонациями голоса как средствами выражения эмоционального содержания слов, которые мы слышим, и в разговоре можем отличить их от смысла самих слов. Голос лучше выражает положительные, чем отрицательные эмоции, и вам, вероятно, приходилось на основании одних только интонаций обнаружить, что вы нравитесь собеседнику. Кстати, ученые утверждают, что именно таким путем проще определить, пытаются ли вас ввести в заблуждение, или говорят прямо и откровенно.

Тепло прикосновения. Прикосновения к другому человеку, лишенные сексуальной окраски, скажем, к руке или плечу, являются сильнейшим средством передачи теплого отношения и симпатии. Когда нет оснований, что это будет негативно воспринято, не стесняйтесь прикосновений, если у вас это выходит естественно. Те, кто умеют в разговоре дотронуться до собеседника, обычно воспринимаются как милые и привлекательные, однако нужно быть очень внимательным к возможной реакции другого человека.

Зеркальное отражение (позиционное эхо) – это еще один признак, по которому с уверенностью можно сказать, что двое отлично ладят друг с другом. Понаблюдав за тем, как люди стоят, сидят, двигаются, можно заметить у них тенденцию настолько подражать друг другу, что кажется, будто это один человек, отражающийся в зеркале. Этот процесс идет на уровне подсознания, в его основе лежит несловесное сообщение: «Посмотри, я совсем такой же, как и ты». Ненавязчиво копируя некоторые жесты человека, его легче расположить к себе, успокоить и расслабить.

Жесты и позы: человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п.

Табл. 1. Значение некоторых жестов и поз

№ п/п

Жесты, позы

Состояние собеседника

1

Раскрытые руки ладонями вверх

Искренность, открытость

2

Расстегнут пиджак (или снимается)

Открытость, дружеское расположение

3

Руки спрятаны (за спину, в карманы)

Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации

4

Руки скрещены на груди

Защита, оборона

5

Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет)

Защита, оборона

6

Кисти рук расслаблены

Спокойствие

7

Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку

Заинтересованность

8

Голова слегка наклонена набок

Внимательное слушание

9

Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта

Критическая оценка

10

Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)

Обдумывание решения

11

Ладонь захватывает подбородок

Обдумывание решения

12

Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла

Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению

13

Человек расхаживает по комнате

Обдумывание трудного решения

14

Пощипывание переносицы

Напряженное сопротивление

15

Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания

Обман

16

Человек прикрывает рот рукой во время слушания

Сомнение, недоверие к говорящему

17

Человек старается на вас не смотреть

Скрытность, утаивание своей позиции

18

Взгляд в сторону от вас

Подозрение, сомнение

19

Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем)

Обман

20

Слушающие слегка касаются века, носа или уха

Недоверие к говорящему

21

При рукопожатии человек держит свою руку сверху

Превосходство, уверенность

22

При рукопожатии человек держит свою руку снизу

Подчинение

23

Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе

Разговор окончен

24

Ноги или все тело человека обращены к выходу

Желание уйти

25

Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи

Превосходство, уверенность

26

Говорящий жестикулирует сжатым кулаком

Демонстрация власти, угроза

27

Пиджак застегнут на все пуговицы

Официальность, подчеркивание дистанции

28

Человек сидит верхом на стуле

Агрессивное состояние

29

Зрачки расширены

Заинтересованность или возбуждение

30

Зрачки сузились

Скрытность, утаивание позиции

Язык жестов во многих случаях можно назвать языком дружеского расположения. Однако в нашей жизни бывают ситуации, когда жесты людей начинают обозначать прямо противоположное. Но многие из нас не настолько отважны, чтобы заявить прямо в глаза другому человеку, что мы не рады встрече и хотим, чтобы нас оставили в покое. Поэтому стоит научиться распознавать отрицательные сигналы.

Вывод

Что же мы понимаем под словом «эффективное общение»? Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. К сожалению, наверняка никто нас не учил искусству общения. Да, несомненно, нам объясняли, как следует писать и читать, однако не учили тому, как необходимо слушать и говорить. Эти способности каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего, родителей). Вполне возможно, что вы переняли в детстве манеру общения ваших родителей, но не всегда эта манера или форма общения может быть эффективной.

Как же улучшить ваше общение с другими?

Контакт

Для того чтобы общение было эффективным, между нами и нашим собеседником нужно установить контакт. В ходе общения каждый из нас желает, чтобы его услышали и поняли, по этой причине в ходе разговора проявляйте уважение к точке зрения говорящего. Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и ваш собеседник. Помните, что люди любят, когда им подражают.

Невербальное общение

Невербальное общение – это очень важная составляющая общения. Лишь небольшую часть общения составляют непосредственно слова. Это означает, в основном общение состоит из мимики и жестов. Невербальное общение мы используем и для того, чтобы показать нашу ответную реакцию на то, что нам сообщают.

studfiles.net

Правила качественного эффективного общения с людьми

Большую часть жизни каждый человек проводит в общении. Основным видом взаимодействия между людьми является коммуникация. Правила эффективного общения с людьми предполагают их соблюдение лишь с одной целью – сделать коммуникацию конструктивной и полезной для всех. Если соблюдать данные правила, то можно многих результатов добиться, которые зависят от окружающих.

Читатель сайта психологической помощи psymedcare.ru общается с другими людьми. Знакомство и нужное впечатление складывается именно на основе того, что человек говорит. Словом можно как навредить, так и помочь, как многого достичь, так и ничего не получить. Можно сказать, что люди большую часть времени проводят за диалогами, которые и провоцируют их на определенные поступки. А многие успехи достигаются посредством правильного общения.

Что такое правила общения?

Под правилами общения понимаются нормы и законы, установленные в социуме, которых должны придерживаться люди с целью эффективного взаимодействия. Эти правила придумывались веками. Они не являются статичными, периодически меняются. Следует их придерживаться, чтобы вписываться в то общество, в котором вы проживаете.

Вы говорите, а человек вас не понимает? Нужно не собеседника менять, не влиять каким-то образом на него, а свое поведение и тактику ведения беседы перестраивать, чтобы данный конкретный индивид наконец-то вас услышал.

Не люди плохие и глупые, а вы поступаете так, что они вас не понимают. Кто-то поймет, а другие нет. Чтобы в любом конфликте вас услышали, нужно видеть, понимают ли люди, и менять собственное поведение, чтобы стать услышанными.

Хоть язык людей в пределах страны один и тот же, но смысловые значения каждый в отдельное слово привносит свои. Может, человек отрицательно относится к слову «добро», поскольку в детстве его мать говорила, что она добрая, когда бьет его лозиной по спине. Возможно, человек положительно относится к слову «обмануть», поскольку каждый раз, когда обманывает, получает желаемое.

У каждого имеется свой жизненный опыт. Именно он определяет, как человек будет относиться к тем или иным словам. Хоть все и говорят на одном языке, но смысл у каждого свой. Если вы говорите, а вас не понимают, это указывает на то, что собеседник вкладывает в ваши слова иной смысл, нежели вы. Здесь оскорбления и обиды не помогут. Он не понял, поскольку вы не постарались выразить собственные мысли понятным ему языком. Это уже ваша ошибка, а не его. Если хотите стать услышанными, подбирайте слова, которые собеседник правильно поймет и сможет о чем-либо договориться.

перейти наверх

Правила общения с людьми

Существует множество правил общения с людьми и приемов, помогающих участникам эффективно коммуницировать. По большому счету все это усваивается в процессе жизни, корректируясь в процессе общения и смены общественных норм. Человек должен четко понимать, что ему позволительно в общении, и пользоваться предоставленными возможностями. Только тот может считаться успешным собеседником, который использует все возможности своего общения.

Рассмотрим основные правила общения:

  1. Проявляйте интерес к информации собеседника. Переспрашивайте, дополняйте, шутите, рассказывайте свое. Участвуйте в той информации, которую говорит собеседник.
  2. Не перебивайте собеседника. Это крайне неприятно любому человеку.
  3. Не переходите на другую тему, если не убеждены, что предыдущая тема исчерпала себя.
  4. Не давайте советы, если вас не просят.
  5. Не критикуйте. Здесь нужно быть аккуратными. Критика позволительна, но желательно к ней прибегать лишь тогда, когда это не касается личности собеседника или когда он сам вас просит высказать свое мнение.
  6. Не отвлекайтесь на реплику, которую вы хотите сказать после слов собеседника. Ваш оппонент еще не закончил свою мысль, что может существенно изменить ваши идеи.
  7. Используйте имя собеседника. Произносите его, чтобы обратить на себя внимание.
  8. Улыбайтесь. Не забывайте про невербальные способы общения. Улыбка помогает установить контакт.
  9. Смотрите в глаза собеседнику. Только не напрягайтесь сильно, чтобы контакт глазами не отвлекал все ваше внимание.
  10. Всегда выслушивайте собеседника до конца. Когда он выговорится, тогда и будет готов слушать вас.
  11. Поддерживайте важность своего собеседника. Пусть он думает, что он достаточно значим для вас. Это можно делать при помощи комплиментов, объятий, бесед, которые его интересуют, или о нем самом.
перейти наверх

Правила эффективного общения с людьми

Почему люди так много общаются друг с другом, но все же не получают от этого процесса удовольствия? Почему, прожив многие годы вместе, супруги все же умудряются спорить и обвинять друг друга, а не находить компромисс? Почему люди все чаще приходят к однозначному неверному выводу, что собеседники были странными, после общения с ними? Все эти и другие проблемы, возникающие в результате диалога двух и более людей, появляются лишь потому, что они совершают ошибки при ведении данного процесса. К сожалению, не все люди придерживаются культуры речи, а также не умеют общаться с окружающими так, чтобы действительно решать любые вопросы, получать удовольствие от разговора и выходить из общения довольным.

перейти наверх

Какие же ошибки совершают в общении люди?

  • Не общаются на интересную для всех участников тему.

Очень часто можно наблюдать, как из всей компании людей общаются лишь два человека на определенную тематику, а все остальные сидят и молча слушают. Зачастую это является признаком того, что «молчащие» участники не заинтересованы в обсуждении данной темы. А значит, пока кто-то говорит, все остальные скучают. Так происходит и в любых других ситуациях: если кто-то начинает говорить на тему, которая интересна только ему и которую понимает только он, то все остальные участники испытывают скуку и меньшее желание общаться с таким собеседником.

  • Говорят на разном лексиконе.

Как вы считаете, найдут ли общий язык два собеседника, один из которых говорит культурно, а второй употребляет мат? Скорее всего, не найдут, даже если будут говорить на одну и ту же интересную для них тему. Для эффективного и приятного общения собеседники должны использовать максимально похожую лексику, чтобы обоим участникам было понятно и интересно общаться. Но люди часто стремятся не общаться, а показать свою индивидуальность, отчего общение превращается в конкурс «Кто говорит лучше?». Это вызывает лишь отвращение и нежелание у собеседников более общаться.

  • Не отвечают на вопросы или бросают тему незавершенной.

Если люди не отвечают на вопросы, которые им задают, или оставляют тему незавершенной, мол, «потом договорим» или «давай поговорим о чем-нибудь другом», это становится первым сигналом собеседнику, что его не слушают, не хотят быть открытыми или решать какие-то вопросы. Как вы думаете, к каким мыслям придет человек, который испытывает чувство, что его собеседник что-то скрывает и не хочет разрешать вопрос? Скорее всего, человек дальше будет отдаляться от того, кто не открыт с ним полностью и все время пытается уйти от темы. Это вызывает лишь негативные ощущения, поэтому неудивительно, если такие собеседники вскоре перестают общаться вообще.

  • Пытаются не решать вопросы, а выясняют, кто виноват, и переходят на личности.

Когда люди лишь обвиняют друг друга или оскорбляют, переходя на личности, в психологии это называют «неконструктивным общением». Другими словами, люди не решают вопрос, который между ними возник, не ищут компромисса и не ведут беседу, которая помогла бы им прийти к какому-то конечному результату и закрыть спор. Они начинают перекладывать ответственность друг с друга, а также прибегать к манипуляциям, чтобы собеседник сделал так, как того желает другой, и наоборот.

Как видите, у каждой из ошибок имеется одно неприятное последствие – каждый из участников процесса получает негативный опыт общения с другими людьми, не получая того удовольствия, которое приносит спокойная и интересная беседа. Лишь устранив эти ошибки, можно поближе познакомиться с другими людьми и правильно выстроить общение в любой сфере жизни. Попробуйте – и вы увидите, как другие люди сразу к вам потянутся, потому что с вами интересно, легко и полезно общаться.

перейти наверх

Правила речевого общения

Общение между людьми в основном происходит на уровне слов. Речь может быть устной или письменной, монологичной или диалогичной. В зависимости от ситуации, позволителен тот или иной вид речи. Если вы находитесь в непосредственной близости от собеседника, то между вами происходит диалог на уровне устной речи. Не следует забывать о том, что вы взаимно общаетесь, а не пришли один поговорить, а второй послушать.

Мало людей задумывается над тем, что слово может ранить, убить, а также дать энергии и желания к чему-то стремиться. Большинство представителей человечества бездумно используют слова, чтобы кого-то осудить, унизить или дать одобрение, похвалить. Человек настолько привык не задумываться над тем, что он говорит, что порой не замечает, как его слова формируют жизнь. Обвиняя всех вокруг, мало кто понимает, что он сам создал ту жизнь, которой живет. Не нужно прибегать к магическим законам, воспользуйтесь логикой и проследите, как слова влияют на вас и вашу жизнь.

Искренняя беседа и внутренний диалог человека с собой меняет судьбу. Вспомните, как вам становилось легче на душе после того, как вы выговорились какому-то собеседнику по поводу вашей проблемы. А перед тем как начать что-то делать, у вас в голове сначала формируется некая картинка того, как достичь желаемого результата. Различного рода диалоги выводят на новый уровень. Что будет происходить с вами дальше, зависит лишь от того, какой именно диалог, в какой манере и интонации прошел.

Если вы дали кому-то слово, что-то пообещали, сделайте все, чтобы его сдержать! Недержание слова приводит к разрушению любых отношений, особенно если обещание не выполняется на уровне мелочей.

Данная мысль важна, потому что в последние годы люди перестали понимать значение слова, если оно при этом дается в виде обещания. Итак, вы должны держать свое слово! Данный механизм четко просматривается в деловой сфере жизни. Обратите внимание на то, как сотрудничают между собой бизнесмены. Они понимают, что если что-то пообещают друг другу, то должны выполнить свой договор. Иначе это приведет к потере не просто партнера по бизнесу, а целого ряда компаний, с которыми он мог бы сотрудничать и развивать свою деятельность.

Нарушение любого, даже самого мелочного обещания, приводит к разрушению отношений. Данный факт вы можете проследить и в своей жизни. Вы, скорее всего, не раз сталкивались с людьми, которые вам что-либо обещали, но не выполняли ничего. Как вы себя при этом чувствовали? Что вы думали об этих людях? Даже самое незначительное несдержанное обещание приводит к тому, что у другого человека зарождается сомнение относительно серьезного отношения партнера к нему. И неважно, в каких отношениях вы находитесь – дружеских, деловых, любовных. Каждый раз, когда один не держит данного им слова, он негласно оповещает другого, что несерьезно относится к делу, не уважает время своего партнера или не задумывается над тем, что другой человек перестанет ему доверять.

Проследите, возможно, и вы не держите своего слова. Тогда не удивляйтесь, когда вас постоянно будут бросать хорошие люди? Следует отметить, что успешный человек не будет ждать ситуации, когда вы его предадите, обманете или подведете своей неспособностью держать слово. Он после первых двух-трех случаев, когда вы не выполнили своего обещания, уйдет либо прекратит близкое общение с вами. Неуспешные люди будут долго терпеть и страдать, когда вы их подводите в мелочах. Но и у них рано или поздно терпение иссякнет – и они расстанутся с вами.

Знайте, что пока вы не выполняете обещания, каким бы незначительным и мелочным оно ни было, вы тем самым разрушаете доверие другого человека и отношения, которые между вами имеются. И это правильно. Как можно доверять и верить человеку, который периодически позволяет себе не выполнять свои обещания? Вы бы с таким партнером долго общались? Тогда почему вы обижаетесь на то, что другие люди перестают с вами общаться потому, что вы не держите своего слова?

Не принижайте значение своего слова. На каком бы уровне вы ни вели беседу с собой или с другими людьми, помните, что каждое ваше слово несет последствие, которое влияет на вашу судьбу. Здесь не нужно верить в магию, просто подумайте логически. Каждый

диалог приводит к конкретному развитию событий. А каждое ваше обещание может либо укрепить, либо разрушить отношения с другими людьми.

перейти наверх

Итог

Общение играет важную роль не только в построении взаимоотношений, но и в достижении целей. Человек должен хорошо развить свою речь, чтобы пользоваться ее благами.

psymedcare.ru

4. Понятие эффективного общения, его слагаемые

Эффективность общения в речевом воздействии рассматривается как достижение говорящим своих целей в условиях общения.

Какое же общение можно считать эффективным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Но здесь необходим ряд оговорок. Во-первых, эффективность общения должна определяться применительно к каждому конкретному участнику общения или ко всем вместе взятым? Видимо, эффективность должна определяться для каждого коммуниканта отдельно. При этом в диалоге эффективным общение может быть только для одного из участников или для обоих. На многосторонних переговорах эффективным общение может оказаться для части участников. Применительно к выступлению оратора перед аудиторией эффективность выступления оратора и эффективность общения с ним слушателей будет разной .

Во-вторых, само понятие эффективности будет, по-видимому, связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации.

Эффективное речевое воздействие — это такое, которое позволяет достичь говорящему поставленной цели.

Однако цели в общении могут быть разными:

1. Информационная.

Цель — донести свою информацию до собеседника и получить подтверждение, что она получена.

2. Предметная.

Цель — что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника.

3. Коммуникативная.

Цель — сформировать определенные отношения с собеседником. Можно выделить такие разновидности коммуникативных целей: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт. Коммуникативные цели преследуют такие специальные речевые формулы какприветствие, поздравление, сочувствие, прощание, комплименти т.д.

Теперь дадим более полное определение эффективного речевого воздействия.

Эффективное речевое воздействие — это такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие),то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Эффективное речевое воздействие

1. Достижение поставленный цели

2. Сохранение коммуникативного равновесия

Мы, однако, уже отметили выше, что цели у говорящего в общении могут быть разными — информационная, предметная, коммуникативная. Какие же их этих целей необходимо достичь говорящему, чтобы можно было считать его речевое воздействие эффективным?

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками + и – обозначены достижение соответствующей цели и недостижение ее.

1.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная +

-Пожалуйста!

Предметная +

Коммуникативная +

2.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная +

-Простите, здесь соли нет.

Предметная —

Коммуникативная +

3.

— Дайте соль!

Информационная +

— А почему так грубо?

Предметная —

Коммуникативная —

4.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная —

-Что?

Предметная —

Коммуникативная —

5.

-Передайте , пожалуйста, соль!

Информационная +

-На!

Предметная +

Коммуникативная —

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффективным, в каких — нет?

Разумеется, эффективно воздействие в том случае, если достигнуты все три цели ( пример 1). Но так бывает, как мы видим, не всегда. Возможны варианты.

Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно.

Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся ), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохранение коммуникативного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия (по определению, см. выше).

А вот если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие может иногда быть эффективным: если цель не достигнута по объективным причинам (соли физически нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено (пример 2).

А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5)? В таком случае результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие называют результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило — коммуникативное равновесие — не соблюдено). Таким образом, эффективное и результативное речевое воздействие — разные вещи.

В остальных случаях недостижение предметной цели свидетельствует о неэффективности речевого воздействия — значит, мы что-то сделали неправильно: не так попросили, не те приемы использовали, не учли какие-то законы общения и т.д.

Люди, связанные с производством, считают эффективным достижение цели с минимумом затрат. Если цель достигнута, а затраты невелики — значит, деятельность была эффективной. Подобную точку зрения высказывают и некоторые специалисты в области делового общения: «Деловое взаимодействие можно назвать эффективным, если оно достигает своих целей с минимальными затратами времени и энергии и оставляет чувство удовлетворения» ( Н.В.Гришина. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990, с. 8).

Таким образом, чем меньше затраты на достижение цели, тем эффективнее наша деятельность (если цель достигнута). Это подход со стороны себестоимости деятельности. Если в производстве такое понимание эффективности часто приемлемо и даже необходимо — повышение эффективности производства достигается за счет снижения затрат для получения конечного результата, то в общении подобный подход оказывается не только неприменимым, но и неверным. Эффективное общение — это не только такое, которое позволило достичь результата, но такое , при котором между участниками общения сохранилось равновесие отношений. А именно на достижение этого — сохранение равновесия отношений — и затрачивается нередко основная часть коммуникативных усилий коммуникатора ( ср. ниже коммуникативный закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий, глава 3 ).

В коммуникации нельзя повышать эффективность, снижая затраты. Надо, наоборот, применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы эффективного речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения и т.д. Только максимум усилий дает желаемый коммуникативный результат — достигается цель общения и сохраняется равновесие отношений между общающимися. Эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Вспомним следующее: короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются менее охотно — они обычно воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает соответствующую интонацию и более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т.д. — такие формулы позволяют применить несколько приемов установления контакта, подать несколько сигналов вежливости, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать и т.д. развернуто — это оказывается более эффективно.

Если же собеседники ставят перед собой чисто коммуникативные цели — поддержать отношения (светская беседа, чисто фатический диалог), и при этом соблюдают принятые в обществе каноны светского общения, то такое общение (при отсутствии нарушений) всегда оказывается эффективным, так как в этом случае предметная цель совпадает с коммуникативной (поддержать отношения).

Таким образом, общение эффективно тогда, когда мы достигли результата и сохранили или улучшили отношения с собеседником; по крайней мере — не ухудшили. Это означает, что мы сохранили коммуникативное равновесие.

Известный американский гангстер Эль Капоне говорил: “При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем при помощи одного только доброго слова”. Он, конечно, прав — ведь он судит по своему опыту. Но наша цель — добиваться успеха добрым словом без револьвера. В этом и заключается искусство эффективного общения, искусство речевого воздействия на собеседника.

Коммуникативное равновесие бывает двух видов — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное коммуникативное равновесие — это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного— по степени знакомства, по возрасту, по служебному положению, по социальному положению и др. Это значит — оправдывать ролевые ожидания равных тебе, говорить с ними в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник -подчиненный, старший — младший, занимающий более высокое служебное положение — занимающий более низкое служебное положение, стоящий выше в социальной иерархии — стоящий ниже в социальной иерархии.

И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникативном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, начальник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено.

Для того, чтобы наше речевое воздействие было эффективным, необходимо соблюдение ряда условий. Если какие-то из этих условий не будут соблюдены, эффективность речевого воздействия оказывается под вопросом.

Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для эффективности речевого воздействия в конкретном акте общения:

1. Знание коммуникантом общих законов общения и следование им.

2. Соблюдение коммуникантом правил бесконфликтного общения

3. Использование им правил и приемов речевого воздействия.

4. Реальная достижимость поставленной предметной цели.

И еще один очень важный момент, учитывать который необходимо при обсуждении проблем эффективности речевого воздействия.

В любом цивилизованном обществе действует важнейшая коммуникативная аксиома, которая гласит: со всеми людьми надо поддерживать коммуникативное равновесие.Если участники общения разделяют эту аксиому, придерживаются ее – исходят их того, что коммуникативное равновесие поддерживать надо – с такими людьми можно говорить о способах и приемах эффективного общения, о бесконфликтном общении и т.д. Если люди эту аксиому не разделяют и считают, что вовсе не обязательно поддерживать коммуникативное равновесие – такие люди находятся за рамками цивилизованного общества и их общение осуществляется по другим, не цивилизованным законам.

Нарушение основной коммуникативной аксиомы в общении ведет к конфликту, а общение становится неэффективными. Можно, конечно, грубостью или принуждением добиться от собеседника поставленной вами предметной или информационной цели, но такое общение уже лежит за рамками цивилизованного, и хотя его можно будет назвать результативным, но оно никак не будет эффективным – по определению.

Два основных требования к эффективному речевому воздействию можно назвать принципами эффективного общения. Таким образом, можно констатировать, что основными принципами эффективного общения являются принцип результативности и принцип коммуникативного равновесия.

studfiles.net

Эффективное общение

Введение

«Умение общаться с людьми – это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

(Дж. Рокфеллер)

Человек — “существо социальное”. Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение — контактное, опосредованное или воображаемое.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Эффективное общение — это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

Эффективное общение:

· способствует взаимопониманию;

· направляет поток информации в нужное русло;

· помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии;

· стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей;

· передает информацию, поощряя сотрудников думать по-новому и действовать более эффективно.

В данной работе описаны наиболее значимые приемы и технологии эффективного общения.

Эффективное общение

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Эффективность общения — это тот «конечный продукт», создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

•коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

•интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

•перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

Основные правила эффективного общения:

· Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

· Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

· Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

· Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

· Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

· Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

Несколько приемов для эффективного общения:

— » Правило трех двадцати «:

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

— 6 правил Глеба Жеглова:

· Проявлять искренний интерес к собеседнику.

· Улыбаться.

· Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

· Уметь слушать.

· Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

· Относиться к нему с уважением.

— Как увеличить полезность контакта:

· Быть наблюдательным;

· Сделать комплимент;

· Говорить о проблемах собеседника.

Правила эффективного общения по Блэку:

· Всегда настаивать на правде.

· Строить сообщения просто и понятно.

· Не приукрашивать, не набивать цену.

· Помнить, что 1/2 аудитории – женщины.

· Делать общение увлекательным, не допускать скуки и обыденности.

· Контролировать форму общения, не допускать экстравагантности.

· Не жалеть времени на выяснение общего мнения.

· Помнить о необходимости непрерывного общения и выяснения общего мнения.

· Стараться быть убедительным на каждом этапе общения.

Как результат вы получите:

· Формальный контакт перерастает в нормальное человеческое общение.

· Вы завоюете собеседника.

· Вы повысите вашу самооценку.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Чтобы благополучно пройти через «минное поле» первых 20 секунд, необходимо использовать «Пра

mirznanii.com

принципы, правила, навыки, приемы. Условия эффективной коммуникации

Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.

Определение коммуникации

Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:

  • вербальная;
  • невербальная;
  • письменная;
  • пиктографическая;
  • пространственно-символьная и т. д.

Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.

Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Принципы эффективной коммуникации

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.

Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:

  1. Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен – возникает необходимый эффект.
  2. Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
  3. Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
  4. Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
  5. Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
  6. Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.

Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.

Как добиться положительного эффекта от общения?

Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:

  1. Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
  2. Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
  3. Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить – это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами ораторского искусства. Умение владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, «Скайпом», электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Правила для эффективной коммуникации

Любое межличностное общение должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или «Скайпу» заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

Способы эффективного общения

Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:

  1. Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
  2. Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
  3. Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
  4. Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
  5. Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
  6. Всегда соблюдайте правила вежливости и этикета.

Невербальные сигналы для улучшения коммуникации

Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.

Чтобы улучшить коммуникативные навыки, будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:

  1. Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
  2. Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
  3. Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта – это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше – ложное.
  4. Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
  5. Избегайте «закрытых» поз – скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка – способны расположить любого собеседника.

Условия эффективного общения с помощью технических средств

Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.

fb.ru

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ


ТОП 10:

Одним из основных секретов эффективного общения с любым пациентом является умение «правильно» слу­шать собеседника. «Секрет влияния на людей — не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушате­лем, — писал Дейл Карнеги. — Многие люди, пытаясь убедить кого-то в своей правоте, слишком много гово­рят сами. Дайте высказаться другим людям».

Часто слушание понимается как пассивное поведе­ние в разговоре. В таком случае в диалоге, пока один из партнеров говорит, другой или молча ожидает пере­рыва в его речи, чтобы высказать свое мнение, или пе­ребивает собеседника. Вспомните случаи из своей жиз­ни, когда общение происходило по такой схеме, и вспомните чувства, которые возникали у Вас в таких случаях. Почему это происходило? Хотелось ли Вам го­ворить с этим человеком снова?

Все дело в том, что слушание — это не только и не столько молчание, а процесс более сложный, актив­ный, в ходе которого устанавливаются невидимые свя­зи между людьми, возникает то ощущение взаимопони­мания, которое делает эффективным любое общение.

Вообще в процессе вербального общения происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в схеме 4.

То, как раскодирует слушатель налги слова, зависит от многих причин: понятно ли мы подали информацию, готов ли он воспринять ее, интересна ли она ему, верит ли он нам, какой ведущий канал восприятия у Вас, а какой у собеседника и т.п. Взгляните с этой стороны на строки из стихотворения Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…».

Поэтому одним из наиболее важных моментов в лю­бом общении является момент обратной связи, благода­ря которому собеседник чувствует, что он говорит с живым человеком, а не в пустоту, и к тому же узнает, как именно его услышали и поняли.

Виды слушания. Влюбом высказывании существу­ют, по крайней мере, два уровня: информационный и эмоциональный. Следовательно, обратная связь может быть двух видов — отражение информации и отраже­ние чувств говорящего. Выделяют активный, в кото­ром на первый план выступает понимание и отраже­ние информации, пассивный и эмпатический виды слушания.

Активное слушание подразумевает постоянное от­ражение содержания той информации, которую переда­ет вам собеседник. Наиболее общепринятыми приема­ми активного слушания являются уточнения правиль­ности понимания сообщения путем вопросов типа: «Правильно ли я Вас понял, что…»; парафразов: «Та­ким образом, Вы хотите сказать…» или «Другими сло­вами, ты имел в виду…». Применение таких, на пер­вый взгляд, простых приемов общения позволяет до­стичь сразу двух целей:

 

1) обеспечить адекватную обратную связь: у Вас и
Вашего собеседника появляется уверенность в том, что
вы правильно поняли друг друга;

2) косвенным образом информировать собеседника о
том, что перед ним — не «диктофон», в который он мо­
жет диктовать свои мысли и рассуждения, и не ребе­
нок, которому можно указывать, а равный ему парт­
нер. Стремление занять равную партнерскую позицию
означает, в частности, что оба собеседника должны не­
сти ответственность за свои слова.

Активное слушание незаменимо при сборе анамнеза и в деловых переговорах, в ситуациях, когда Ваш парт­нер по общению равен Вам или сильнее Вас, а также в спорных ситуациях или когда собеседник ведет себя конфликтно, агрессивно, стремится продемонстриро­вать свое превосходство или говорит очень путано, пе­рескакивая с одной темы на другую. Это также очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому или настроить собеседника на деловую волну, если у Вас возникает желание нагрубить партнеру, развить начавшийся конфликт.

При сборе анамнеза дайте пациенту «обратную связь». Кратко резюмируйте его жалобы и спросите, правильно ли Вы его поняли. Тогда у пациента будет уверенность в том, что Вы услышали все, что он хо­тел Вам сказать, а также будет возможность испра­вить или дополнить жалобы.

Не забывайте получить обратную связь от паци­ента — попросите его рассказать, как и какие Ваши рекомендации он выполнял и какой получил резуль­тат. В этом случае вы будете иметь возможность не только более эффективно помогать этому пациенту, но и обучаться, получив подтверждение или опровер­жение своих прогнозов.

Иногда за активное слушание принимают поведение врача, который забрасывает пациента вопросами, не

давая последнему выразить свои мысли и чувства. В данном случае, кроме отсутствия чуткости, иной раз врач очень быстро формирует гипотезы о том, каковы причины жалоб пациента, и направляет свой «допрос» на доказательство своих, порой поспешных, гипотез.

В этом случае пациент чувствует себя обойденным вниманием («доктор даже не выслушал, что я хотел ему сказать»), и, кроме того, врач заранее ограничива­ет круг поиска симптомов, что чревато опасностями. Ведь даже в случае, когда изначальная гипотеза оказы­вается верной, это отнюдь не гарантирует того, что па­циент не имеет других заболеваний.

Пациентка О. 43 лет пришла в клинику для удаления зу­ба. Она обратила внимание врача на то, что у нее в анамнезе была реакция на анестетик, на это доктор ответил, что за четыре года работы с ультракаином у него не было ни одного случая осложнения. Через 5 минут после проведения анестезии у больной случился обморок, который удалось снять в кабине­те, но с его последствиями (слабость, боли в области сердца) больная боролась еще несколько дней.

Как и всякая другая техника, приемы активного слушания не универсальны. Они работают только тогда, когда Вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоя­нии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработа­ют. Ваш собеседник и не является в прямом смысле со­беседником. В данный момент он человек, который не контролирует собственные эмоции, не способен улавли­вать содержание разговора. Поэтому ему необходимо только одно — успокоиться, восстановить самоконтроль, и только после этого с ним можно будет общаться «на равных», только после этого он способен слышать то, что Вы ему говорите. В таких случаях эффективно рабо­тает так называемое пассивное слушание.

 

Пассивное (нерефлексивное) слушание — это слуша­ние без анализа, рефлексии, дающее собеседнику воз­можность высказаться. Если Вы имеете дело с челове­ком, находящимся в состоянии эмоционального воз­буждения, Вам необходимо его просто успокоить. Час­то человек в таком состоянии не очень хорошо понима­ет, что именно он говорит. Поэтому восприятие инфор­мации или его чувств — дело совершенно бессмыслен­ное или даже вредное. Главный принцип — минимум ответов. Любая наша фраза в лучшем случае будет про­пущена собеседником «мимо ушей», в худшем — собьет его с мысли или даже вызовет агрессивную реакцию: ведь мы идем против его желания выговориться само­му. Поэтому важно просто слушать человека, давая ему понять, что он не один. Лучше всего при этом действу­ют так называемые «yry-реакции»: «да-да», «угу», «ну, конечно» и т.п. Дело в том, что эмоциональное со­стояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успо­каиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, — снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, то, выговорившись, чело­век успокоится.

Не молчите, потому что глухое молчание у любого человека может вызвать раздражение, а у возбужден­ного человека это раздражение будет усилено. Не ис­пользуйте парафразов, они могут вызвать взрыв него­дования. Ваша главная задача ~ «не заразиться» от со­беседника его эмоциями, что сделать не так-то легко, особенно если эти эмоции направлены на Вас.

Помимо ситуаций, когда Вам надо понять и объек­тивно отразить ту информацию, которую хочет пере­дать Вам собеседник, и тех случаев, когда вашему партнеру необходимо выговориться, излить эмоции, ус­покоиться, существуют другие ситуации, когда ни один из описанных выше видов слушания не срабатывает, не

вызывает у собеседника ощущения благодарности, об­легчения, доверия к вам.

Возможно, у Вас возникают ситуации, когда чело­век, которого Вы цените, приходит к Вам с личной проблемой, угнетенный или переполненный чувствами, и хочет поделиться с Вами. Вы не обязаны его выслу­шивать, но Вы вынуждены сделать выбор: реагировать спонтанно и естественно, или реагировать как профес­сионал-психотерапевт. Разница в этих позициях следу­ющая: при спонтанной реакции Вы принимаете все близко к сердцу, делитесь своим опытом и даете сове­ты; профессиональная же реакция не предполагает формулирования Вашего субъективного мнения, но да­ет собеседнику не меньше, а больше возможностей по­чувствовать поддержку.

Оказать поддержку, не рискуя быть лично вовле­ченным в эмоциональное состояние, Вам поможет ис­пользование техники эмпатического слушания. Это «высший пилотаж» в навыках коммуникативного взаи­модействия, поэтому тот, кто этому научится, окажет­ся тем самым человеком, который всегда сможет услы­шать и понять собеседника.

Эмпатическое слушание — вид слушания, который подразумевает постоянное отражение чувств собеседни­ка, что особенно эффективно в ситуациях, когда парт­нер хочет поделиться с Вами личными переживаниями, проблемами, когда он не слишком уверен в себе, расст­роен, когда инициатива разговора исходит от него.

Зачем Вы рассказываете другим о своих проблемах? Чтобы выслушать совет, как Вам вести себя в подоб­ных ситуациях? Чтобы Вас оценили, сказали, правиль­но ли Вы вели себя? Чтобы услышать, как собеседник вел себя в аналогичных обстоятельствах? Если присмо­треться, прислушаться к себе, то Вы поймете, что глав­ное в таких случаях — желание, чтобы Вас поняли, раз­делили с Вами те чувства, те переживания, которые Вы

 

испытывали. Ведь говорят, что горе, разделенное на всех, уменьшается, а радость — увеличивается. Имен­но в понимании чувств собеседника и сопереживании ему состоит секрет эмпатического слушания, которое дает другому человеку облегчение и, как это ни нео­жиданно, открывает ему новые пути для понимания самого себя.




infopedia.su

Добавить комментарий