Установки в психологии примеры: Психологические установки личности: виды, примеры

Содержание

Психологические установки: понятие, виды, методы, примеры. Манипуляция как вид психологического воздействия

  • 6 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Плугатарева Яна

Психологические установки сопровождают нас повсюду. Определенным посылом наделены фильмы и телепередачи. Специалисты также работают с каждым клиентом через эти самые установки. Давайте же разберемся что это такое и для чего нужно. Итак, начали.

Определение

Давайте разберемся с понятием психологической установки. Так называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Индивид не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков.

Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Существует несколько видов психологических установок. О них и поговорим.

Виды установок

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения. Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  1. Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  2. Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  3. Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и «присасываются» к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  4. Я плохой и ты плохой. Самая патовая установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Конечно, в чистом виде установки встречаются редко, но случается и такое. Как правило, у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

По этой причине важно работать над собой и постоянно совершенствоваться.

Структура установки

Хоть мы и дали определение, установка в психологии — это не только набор слов, тут кроется глубинный смысл. Из чего же состоит установка?

  • когнитивный фактор;
  • чувственный образ или эффективный компонент;
  • поведенческий компонент или действия, которые относятся к объекту оценивания.

Многие ученые трактуют это понятие следующим образом: установка в психологии — это конкретное состояние, которое присуще целому объекту. Что это значит? Речь идет о том, что это состояние определяет психологическую и физическую организацию человека или поведение в той или иной ситуации. Сюда же относится готовность что-либо сделать, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психологи считают, что установка отражает психологическое состояние и внешнее ощущение человека. При этом именно она является своеобразным связующим звеном, которое соединяет отдельные состояния индивида и его функции.

Бытует мнение, что психологическая установка бывает двух видов — фиксированная и первичная. Это не значит, что они строго фиксированы, одна с легкостью перетекает в другую, но собственные функции сохраняются у каждой.

Рассмотрим каждый вид.

Фиксированная установка

Такое психологическое состояние относится к элементарным установкам. Так называются специфические реакции на актуальную ситуацию. Сюда же относится восприятие меняющейся окружающей среды.

Элементарная установка возникает на основе опыта и потребностей самого человека. То есть поведение в той или иной ситуации продиктовано уже имеющимся опытом.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу. При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому. Об этом важно знать каждому.

Теория Узнадзе

Теория установки Узнадзе заключается в следующем: он называет установкой целостное состояние, которое предопределяет и предвосхищает сознательное поведение.

Он считает, что установка появляется в тот момент, когда организм начинает контактировать с окружающей средой. Ситуация взаимодействует с потребностью и они удовлетворяются. Получается, что установка может возникнуть в двух случаях:

  1. Если присутствует актуальная потребность.
  2. Если возникает ситуация реализации этой потребности.

Как видите, теория установки Узнадзе довольно проста. Теперь поговорим о барьере в психологии.

Психологический барьер

Что же это такое? Таким барьером называют состояние, которое проявляется в виде неадекватной пассивности. Она препятствует выполнению каких-либо действий. Обусловлено это тем, что у человека усилены отрицательные установки и переживания, а также очень низкая самооценка. В социальном поведении психологический барьер представляет собой коммуникативный барьер, который проявляется низко развитой эмпатией, жестокостью.

Проблему барьеров можно решить, только если человек готов действовать и воспринимать новую информацию, изменять свое мышление и отношение к событиям.

Положительные установки

Как проявляются положительные психологические установки? Человек прежде всего оценивает хорошие стороны окружающих. С этой установкой люди верят в дружбу, любовь, верность, преданность и прочее.

Можно сказать, что если у человека положительная установка, то он проживет счастливую жизнь. Ведь то, как мы относимся к окружающим, возвращается нам обратно.

Можно работать над собой и развить положительную установку. В этом случае придется много потрудиться, но результат того стоит.

Отрицательные установки

Кроме положительных, есть еще и негативные психологические установки. В этом случае человек все воспринимает в черных тонах. Все люди плохие, поэтому не стоит тратить на них свое время.

На самом деле такое мышление ведет к саморазрушению и отсутствию возможности радоваться жизни. И действительно, что хорошего, если вокруг люди, сплошь состоящие из недостатков?

Человек, который мыслит таким образом загоняет себя в могилу, так как мироощущение напрямую связано с нашим здоровьем. Негативные установки становятся благодатной почвой для депрессии, от которой очень сложно избавиться.

Ученые доказали, что существуют несколько методов психологической установки или воздействия. О них и поговорим.

Методы воздействия

Существует множество способов повлиять на человека. Психологическое влияние достигает своей цели как при работе с одним человеком, так и с группой лиц.

Рассмотрим основные виды воздействия, и как они работают.

Виды влияния

Методы психологического воздействия отличаются в зависимости от того, какую цель преследует человек. Выделяют ненаправленное и направленное воздействие. К первому можно отнести заражение и подражание, второй же подразумевает убеждение и внушение.

Поговорим про каждый вид подробнее.

Убеждение

Метод психологического воздействия, который направлен на снятие страха у человека. Убеждение помогает устранить препятствия на пути к мышлению человека. Цель психологической установки — воздействовать на личность путем обращения к внутренним взглядам и удовлетворить свои потребности через других людей.

Реализуется убеждение посредством разговора с человеком. Тот, кому нужно изменить чьи-то взгляды, как правило, начинает разговор первым и приводит логичные доводы во время беседы. Убеждение лучше всего работает во время споров, дискуссий или обсуждений.

Заражение

Является наиболее простым приемом, который позволяет оказывать влияние на человека. Обычно применяется в местах массового скопления людей, например, на концертах или стадионах. Заражение быстро развивается, особенно это заметно в тех коллективах, где отсутствует сплоченность. Отличительной чертой является стихийность. В процессе выступления оратором передается публике настроение. Причем не так важно, что он говорит, гораздо важнее как. Если провести заражение хотят сразу два человека, то получится это только у того, кто эмоционально сильнее.

Внушение

Прием психологической манипуляции, когда человека заставляют изменить поведение, мышление или отношение к какой-то ситуации. Из всех видов воздействия внушение считается самым опасным и не зря.

Внушение работает, когда у собеседника снижается желание критиковать ситуацию. Человек просто принимает ее за данность и начинает действовать исходя из нее. Но для того чтобы что-то внушить, нужно выстроить доверительные отношения. Внушение может быть как со стороны, так и сама личность может что-либо внушить себе.

Ярким примером этого метода является реклама или средства массовой информации.

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Дополнительные способы влияния

Все перечисленные приемы — это неокончательный набор. Существуют приемы, которые вписываются в понятие психологической установки, и ими активно пользуются. Рассмотрим подробнее о чем речь.

Благосклонность

Как правило, этим способом активно пользуются продавцы. Они рассказывают о положительных качествах товара, внешних достоинствах и прочих моментах, которые повлияют на отношение покупателя к продукту.

Сотрудник магазина использует еще и технику подражания, чтобы завоевать расположение покупателя. В итоге это приносит положительные плоды. Если первое впечатление о сотруднике осталось хорошее, то большая вероятность того, что покупатель уйдет не с пустыми руками.

Проявление благосклонности позволяет добиться успеха в том случае, если инициатор обладает высокими коммуникативными качествами и умеет ими пользоваться.

Просьба

Как влиять на поведение человека? Попросить его о чем-то. Главное, делать это ненавязчиво и спокойно, хотя все зависит от того, какие отношения сложились между людьми. Добиться своего помогает ласковость голоса, улыбка, спокойный тон разговора, открытость и искренность.

Если вы не хотите выполнять чью-то просьбу, то научитесь спокойно говорить «нет». Тогда не возникнет конфликтных ситуаций, и отношения не испортятся.

Самопродвижение

Такой тип влияния позволяет показать себя с лучшей стороны. Если у человека есть чувство собственной значимости, то он незамедлительно воспользуется способом. Личность открыто демонстрирует профессионализм и квалификацию по какому-то вопросу. Техника используется при важных переговорах, презентациях, публичных выступлениях и собеседованиях. Ее целью является выполнение собственных задач путем демонстрации преимуществ по отношению к другим кандидатам.

Принуждение

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление. Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия.

Нападение

Это скорее форма разрядки для человека, которая, к сожалению, имеет негативные последствия для жертвы. Обычно нападают те люди, у которых напряженная работа или жизнь, и им необходим выброс негативной энергии. В ход идет все — от оскорблений и до насмешек в адрес жертвы или членов ее семьи.

Не исключено, что нападающий получает удовлетворение от подавленности и эмоциональной боли жертвы, ведь он навязывает свое мнение человеку, тем самым внушая ему определенную установку.

Аргументация

Используется для того, чтобы один человек смог переубедить другого в неправильности мыслей. А также спикер, аргументируя ситуацию, пытается повлиять на решение человека.

Наиболее ярким примером такой тактики будет преподаватель в вузе или школе. Он хочет объяснить учащемуся сделанные им ошибки, для этого приводит массу аргументов.

Аргументацией пользуются и рекламщики. Сначала они рекламируют услугу или товар, а потом приводят аргументы в пользу покупки. Человек под впечатлением рекламы идет в магазин и покупает тот или иной товар.

Манипуляция

Манипуляцией называют скрытое влияние на поведение другого человека. Инициатор использует определенные фразы, с помощью которых пытается повлиять на решение собеседника. Чаще всего делается это из корысти, а отнюдь не из добрых побуждений.

Манипуляция — самый сложный вид воздействия. Для того чтобы его успешно применять нужно обладать многими качествами, например, умением убеждать, расположить к себе человека и прочими.

Заключение

Как видите, способов влияния на человека очень много. Одни мы используем намеренно, а другие применяются неосознанно. Но все вместе они формируют индивидуальное отношение к какому-либо вопросу или ситуации.

Конечно, глупо ждать, что взгляды и убеждения в течение жизни не изменятся. Мы живем в обществе, и хотим того или нет, но меняемся сами со временем. Как вы уже убедились, даже реклама накладывает отпечаток на сознание человека. Что уж говорить о ситуациях, когда собеседник пытается намеренно изменить убеждения другого человека.

Успешность применения методов психологического воздействия зависит не только от личных качеств инициатора. В большей степени на результат повлияет и то, насколько человек подвержен внушению. Люди с романтическим складом характера легко позволят другому изменить свои убеждения. А вот те, кто имеет стабильные взгляды и не обременен комплексами, вряд ли так просто уступят. Способам манипуляции учатся годами и даже не для того, чтобы владеть ими в совершенстве, а чтобы иметь хоть немного знаний на эту тему.

На первый взгляд кажется, что никому верить нельзя, но это не так. Чем дружелюбнее вы относитесь к людям, тем лучше они будут относиться к вам.

Похожие статьи

Психологические термины

Как называется человек, который не любит общаться с людьми

Психологические термины

Газлайтинг — что это такое в психологии?

Психологические термины

Персонификация — это… Понятие, определение, применение в психологии и примеры

Психологические термины

Явление. Это что такое?

Психологические термины

Потенциал — это… Понятие, внутренний резерв человека, его формирование и развитие

Психологические термины

Нежность — это.

.. Что такое нежность?

Как психологические установки влияют на жизнь человека

Психологические установки сопровождают нас повсюду. Определенным посылом наделены фильмы и телепередачи. Специалисты в различных областях также работают с каждым клиентом через эти самые установки. Психологическими установками называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Человек не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков. Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения.

Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  • Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  • Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  • Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и «присасываются» к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  • Я плохой и ты плохой. Самая сложная установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Обычно у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

Откуда берутся наши установки?

Установки в подсознании формируются из нескольких источников.

  1. Собственный негативный опыт Например, однажды вы потерпели неудачу в какой-то значимой жизненной ситуации. И в дальнейшем, сталкиваясь с чем-то подобным, испытываете страх, что провал повторится вновь. В результате начинаете избегать тех ситуаций, которые могут привести к повторению сценария: например, отказываетесь от попыток чего-то достичь, избегаете серьезных отношений и т. д.
  2. Родительские утверждения Дети воспринимают эмоционально заряженный посыл от родителей безусловно, принимают как истину. И даже во взрослой жизни такие установки могут полностью определять решения и поступки человека.
    Например, если ребенок постоянно слышит от родителей, что деньги — это зло и их Психология и жизнь Апрель, 2020 невозможно заработать честно, ему будет довольно сложно выстроить «здоровые отношения» с деньгами в дальнейшей жизни. А утверждение матери о том, что на мужчин нельзя полагаться и следует опираться только лишь на себя, может серьезно осложнить личную жизнь ее дочери.
  3. Народная мудрость Войны, революции, голод, репрессии — все это складывалось определенным образом в мировоззрении людей. Так формировались установки, которые обеспечивали людям выживание. Например, демонстрировать достаток было опасно для жизни. Сегодня подобные установки потеряли актуальность, но продолжают влиять на жизнь многих, усложняя ее. И неосознанно мы можем передавать эти установки дальше по цепочке, своим детям. Сюда же относятся народные премудрости. Например, вбитая в вашу голову пословица «Кто работает, тот ест» может стать причиной того, что вам во время работы может все время хотеться есть.

Установки: польза и/или вред?

Убеждения, живущие в голове, не всегда однозначно помогают или вредят. Например, установка «я со всем справлюсь сам(а)» может ставить запрет на просьбы о помощи, когда человек на самом деле в ней нуждается. Но в критичных ситуациях, когда действительно многое зависит от самого человека, она поможет справиться с трудной задачей. Выявив определенную мысленную установку (например, «я не могу позволить себе отдых»), вы можете разобрать, насколько она помогает или вредит вашей жизни в настоящее время, ответив письменно на следующие вопросы:

  • чего мне помогло достичь это убеждение?
  • что оно помогло предотвратить?
  • что позволяет мне эта установка?
  • что она позволяет мне иметь?
  • кем она позволяет мне быть?
  • что правильного в том, что… (сформулировать убеждение)?
  • какие преимущества оно мне дает?
  • как это убеждение можно использовать против других?
  • ставило ли это мое убеждение других в неудобное положение?
  • к чему оно меня привело?
  • из чего меня вывело это убеждение?
  • что оно решило в моей жизни? Для определения последствий определенной установки напишите ответы на следующие вопросы:
  • что случится, если это убеждение верно?
  • что случится, если оно неверно?
  • чего не случится, если оно верно?
  • чего не случится, если оно неверно?

Обнаружив установку, которая вам мешает, выписываете ее и рядом пишете: «ОТМЕНИТЬ!».

Наше подсознание прекрасно понимает такие методы. Еще вариант: можно переписать установку в позитивном ключе: вместо «деньги — это опасно», «деньги — это безопасно».

Другие материалы в этой категории: « Как победить раздражение? Как сохранять спокойствие и не паниковать? »

  • Главная/
  • Идеология и воспитание/
  • Профилактическая работа/
  • Виртуальный кабинет психолога
  • /Как сохранять спокойствие и не паниковать?

Goto Top

Attitudes and Behavior in Psychology

By

Saul Mcleod, PhD

Updated on

Updated on

Saul Mcleod, PhD

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, PhD, Университет Манчестера

Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

, рассмотрено

Olivia Guy-Evans

Olivia Guy-Evans

Ассоциированный редактор для простого психологии

BSC (Hons), Psychology, Psychology

Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Отношение — это «относительно устойчивая организация убеждений, чувств и поведенческих тенденций по отношению к социально значимым объектам, группам, событиям или символам» (Hogg & Vaughan 2005, p. 150)

«…психологическая склонность, которая выражается в оценке определенного объекта с некоторой степенью благосклонности или неблагосклонности».

(Eagly & Chaiken, 1993, стр. 1)

В этой статье

Структура установок

Структура установок может быть описана с точки зрения трех компонентов.

  • Аффективный компонент : включает чувства/эмоции человека по отношению к объекту отношения. Например: «Я боюсь пауков».
  • Поведенческий (или волевой) компонент: то, как наше отношение повлияло на то, как мы действуем или ведем себя. Например: «Я буду избегать пауков и кричать, если увижу их».
  • Когнитивный компонент : включает убеждение/знание человека об объекте отношения. Например: «Я считаю, что пауки опасны».

Эта модель известна как модель ABC отношений .

Одним из основных предположений о связи между установками и поведением является последовательность.

Это означает, что мы часто или обычно ожидаем, что поведение человека будет соответствовать его установкам. Это называется принципом согласованности.

Принцип последовательности отражает идею о том, что люди рациональны и всегда пытаются вести себя рационально, и что поведение человека должно согласовываться с его отношением(ями).

Хотя этот принцип может быть здравым, ясно, что люди не всегда следуют ему, иногда ведя себя совершенно нелогичным образом; например, курение сигарет и знание того, что курение вызывает рак легких и болезни сердца.

Имеются данные о том, что когнитивный и аффективный компоненты поведения не всегда совпадают с поведением. Это показано в исследовании Лапьера (1934).

Сила отношения

Сила, с которой удерживается отношение, часто является хорошим показателем поведения. Чем сильнее отношение, тем больше вероятность того, что оно должно влиять на поведение. Сила отношения включает в себя:

Важность / личная значимость относится к тому, насколько значимо отношение для человека и связано с личным интересом, социальной идентификацией и ценностью.

Если установка имеет высокий личный интерес для человека (т. е. ее придерживается группа, членом которой человек является или хотел бы быть, и она связана с ценностями человека), она будет быть чрезвычайно важным.

Как следствие, отношение будет иметь очень сильное влияние на поведение человека. Напротив, отношение не будет иметь значения для человека, если оно никак не связано с его жизнью.

Аспект знаний силы отношения охватывает то, как много человек знает об объекте отношения. Люди, как правило, лучше осведомлены о темах, которые их интересуют, и, как следствие, склонны придерживаться твердого отношения (положительного или отрицательного).

Установки, основанные на непосредственном опыте, более прочны и влияют на поведение сильнее, чем установки, сформированные косвенно (например, через слухи, чтение или просмотр телевизора).

Функция отношения

Отношение может выполнять функции для человека. Даниэль Кац (1960) выделяет четыре функциональные области:

Знание

Отношения придают смысл (знания) жизни. Функция знания относится к нашей потребности в постоянном и относительно стабильном мире.

Это позволяет нам предсказывать то, что может произойти, и таким образом дает нам чувство контроля. Отношения могут помочь нам организовать и структурировать наш опыт.

Знание отношения человека помогает нам предсказать его поведение. Например, зная, что человек религиозен, мы можем предсказать, что он пойдет в церковь.

Самовыражение / Эго-выражение

Отношение, которое мы выражаем (1) помогает сообщать кто мы есть и (2) может заставить нас чувствовать себя хорошо, потому что мы утвердили свою идентичность. Самовыражение отношения также может быть невербальным: подумайте о наклейке на бампере, кепке или лозунге на футболке.

Таким образом, наше отношение является частью нашей идентичности и помогает нам осознавать через выражение наших чувств, убеждений и ценностей.

Адаптивный

Если человек придерживается и/или выражает социально приемлемые взгляды, другие люди вознаградят его одобрением и общественным признанием .

Например, когда люди льстят своим начальникам или инструкторам (и верят в это) или молчат, если считают, что их отношение непопулярно. Опять же, выражение может быть невербальным (представьте, что политик целует ребенка).

Таким образом, установки связаны с принадлежностью к социальной группе, а адаптивные функции помогают нам вписаться в социальную группу. Люди ищут других, которые разделяют их взгляды, и развивают отношение, похожее на тех, кто им нравится.

Эго-защитная

Эго-защитная функция относится к сохранению позиций, которые защищают нашу самооценку или оправдывают действия, заставляющие нас чувствовать себя виноватыми.

Например, дети могут защитить себя от чувства унижения, которое они испытали на физкультуре. уроки состоит в том, чтобы занять резко негативное отношение ко всем видам спорта.

Люди, чья гордость пострадала из-за поражения в спорте, могут аналогичным образом занять оборонительную позицию: «Меня это не беспокоит; Я все равно устал от регби…». Эта функция имеет психиатрический подтекст. Положительное отношение к себе, например, выполняет защитную функцию (т. е. роль защиты эго), помогая нам сохранить наше представление о себе.

Основная идея функционального подхода заключается в том, что установки помогают человеку стать посредником между собственными внутренними потребностями (выражение, защита) и внешним миром (адаптивные и знания).

Ссылки

Игли, А. Х., и Чайкен, С. (1993). Психология отношений . Издательство Harcourt Brace Jovanovich College.

Хогг, М., и Воан, Г. (2005). Социальная психология (4-е издание) . Лондон: Прентис-Холл.

Кац, Д. (1960). Общественное мнение, ежеквартально , 24, 163–204.

LaPiere, RT (1934). Отношение против действий. Социальные силы , 13, 230-237.

  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Отношение: психология, примеры и типы

Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам, что у вас отличный позитивный настрой? Люди часто говорят это, когда думают, что кто-то оптимистичен или счастлив. Это все, что нужно знать об отношении? Всегда ли лучше иметь позитивное отношение ко всему? Считаете ли вы, что иногда лучше иметь негативное отношение к чему-то?

  • Что такое отношение?
  • Какие типы отношений существуют в психологии?
  • Каковы различные компоненты отношений?
  • Приведите несколько примеров того, как формируются наши установки?

Определение взглядов в психологии

Подумайте о ком-нибудь из ваших знакомых, у которого в целом очень хорошее отношение к жизни. Позитивный настрой может сделать вас более популярным и увеличить ваши шансы на успех на рабочем месте. Те, кто проходит через действительно тяжелые испытания в жизни, иногда говорят, что их позитивный настрой помог им пройти через все трудности.

Негативное отношение может вызвать проблемы в наших отношениях или на работе. Мы склонны избегать других людей с плохим или негативным отношением. Отношение оказывает огромное влияние на нашу жизнь!

Отношение — это предрасположенные чувства, приобретенные с течением времени, которые заставляют нас действовать, думать и чувствовать определенным образом в отношении событий или других людей. Предрасположенность относится к склонности чувствовать себя определенным образом.

Отношение обычно влияет на то, как мы относимся к другим людям и реагируем на ситуации в нашей жизни. Если у нас есть положительное отношение к собакам, мы, как правило, будем счастливы, когда увидим собаку. Если мы негативно относимся к собакам, например, что собаки опасны, мы будем стараться избегать собак, когда это возможно!

Отношения — это прежде всего чувства , но они также влияют на наши мысли и действия. Может быть трудно отделить чувственную часть отношения от мыслительной и деятельностной частей. Наше поведение и реакции, в свою очередь, также могут влиять на наше отношение. Наше отношение часто основано на наших убеждениях, но как мы развиваем эти убеждения?

Рис. 1. Отношения — это предрасположенные чувства, pixabay.com

Типы отношений в психологии

У нас так много разных взглядов на людей, места и вещи. Мы можем позитивно относиться к походам в спортзал, но бояться идти на работу из-за негативного отношения. Имея позитивное отношение означает, что мы благосклонно относимся к чему-то. Обычно нам нравится этим заниматься. Тот, кто положительно относится к шахматам, скорее всего, сыграет несколько партий с друзьями или примет участие в турнирах.

Наличие негативного отношения означает, что мы расстроены, напуганы или не одобряем что-либо.

Обычно нам это не нравится или мы не согласны с этим. Кто-то с негативным отношением к спорту, скорее всего, будет избегать игр или просмотра игр и отговаривать от этого других.

Поверите ли вы, что иногда позитивный настрой — это плохо? Негативное отношение иногда полезно! Давайте посмотрим на некоторые примеры хороших и плохих позитивных и негативных установок.

Мишель поддерживает дискриминационные методы найма на работу (плохое позитивное отношение). Она считает, что люди должны иметь возможность отказать кому-то в приеме на работу исключительно из-за цвета кожи.

Джейми поддерживает равную оплату труда мужчин и женщин (хорошее позитивное отношение). Она считает, что люди с одинаковой работой и опытом должны зарабатывать одинаковые деньги.

Грэм против гендерного равенства на рабочем месте (плохое негативное отношение). Он считает, что мужчины имеют право на более высокую должность и более высокую заработную плату, чем женщины.

Майкл не одобряет расизм как в скрытых, так и в явных формах (хорошее негативное отношение). Он не одобряет расистские взгляды и поведение на рабочем месте и противостоит всем, кого замечает, поддерживающим эти действия.

Рис. 2. Хорошие и плохие отношения, pixabay.com

Эти примеры связаны с различным отношением к членам определенной группы и к тому, как с ними обращаются. Негативные или позитивные установки, которые несправедливо дискриминируют других, являются предвзятыми установками. Предубеждение — это неоправданное негативное отношение к отдельному лицу или группе лиц, основанное исключительно на этнической принадлежности, расе, культуре, поле или другом признаке.

Предвзятое отношение может привести к актам дискриминации . Если предвзятое отношение к кому-то другому заставляет вас относиться к нему плохо или несправедливо, такие действия считаются дискриминацией. Предвзятое отношение Мишель к людям с разным цветом кожи приводит к тому, что она поддерживает дискриминационные методы найма на рабочем месте.

Иногда мы не осознаем свои чувства или мысли по поводу определенных вещей. В других случаях мы точно знаем, что чувствуем. Мы любим шоколад. Мы ненавидим грибы. Мы обожаем кошек. Это наши сознательных отношения . Мы полностью сознательны и осознаем наши чувства по отношению к определенному объекту. Бессознательные установки — это мысли и убеждения, существующие на бессознательном уровне. Большинство наших установок на самом деле бессознательны и действуют автоматически!

Представьте, что вы обедаете с близким другом. Вы встречаетесь в ресторане, который вы оба любите и часто посещаете. На этот раз вы все время чувствуете себя на грани и беспокоитесь. Ваш друг замечает ваше беспокойство и спрашивает вас об этом. Вы не знаете, как это объяснить. Вы просто чувствуете себя неловко по какой-то неизвестной причине. Даже если вы не осознаете ассоциации на сознательном уровне, кто-то за соседним столиком похож на вашего бывшего партнера. Ваше беспокойное отношение вызвано бессознательной ассоциацией между вашим бывшим партнером и человеком за другим столиком.

Компоненты отношения в психологии

Отношение состоит из трех частей: аффективной, поведенческой и когнитивной . Эти части иногда называют моделью отношений ABC . Любое отношение может включать в себя эти три части, но не каждое отношение включает в себя все три из них. Эти части помогают нам определить наше отношение и то, как оно влияет на нас.

Аффективный компонент

Аффективный компонент отношения охватывает нашу эмоциональную реакцию на объект нашего отношения. Если мы считаем, что собаки опасны, мы будем испытывать тревогу или страх, когда увидим собаку. Мы можем даже испугаться, просто думая о собаках или видя их фотографии! Установка, построенная преимущественно на аффективном компоненте, называется 9-й.0003 аффективное отношение . Сильное отношение к религии или сексуальной ориентации часто имеет аффективную основу.

Поведенческий компонент

поведенческий компонент отношения охватывает то, как мы действуем по отношению к объекту нашего отношения. Переход улицы, чтобы избежать встречи с собакой, является поведенческим компонентом негативного или боязливого отношения к собакам. Наше поведение не всегда вторично по отношению к нашим установкам. Иногда мы можем даже не иметь непосредственного представления о том, как мы относимся к чему-либо, пока не исследуем свое поведение. Может быть, вы не уверены в своих чувствах к помидорам, но едите их часто. Когда кто-то спрашивает вас, любите ли вы помидоры, вы отвечаете «да», основываясь на своем поведении. Установка, построенная в значительной степени на поведенческом компоненте, называется установкой, основанной на поведении.

Когнитивный компонент

Когнитивный компонент отношения охватывает наши убеждения и мысли об объекте нашего отношения. Он включает в себя наши знания о конкретном предмете или теме. Часто эти когнитивные компоненты могут быть основаны на сверхобобщенных предположениях вроде «Все наркотики плохие». Установка, построенная в значительной степени на когнитивном компоненте, называется когнитивной установкой.

Отношения довольно стабильны, но они НЕ являются хорошими предсказателями того, как кто-то будет себя вести. Многие люди считают себя хорошими или справедливыми, но они все равно изменяют своим супругам или поддерживают эгоистичную или предвзятую политику.

Примеры формирования отношения в психологии

Существует так много вещей, которые способствуют формированию нашего отношения, например, наша семья, друзья, культура, средства массовой информации, личность, обусловленность и социальное обучение. То, с чем мы сталкиваемся, помогает формировать наше отношение. На самом деле у этого процесса есть название: эффект простого воздействия .

Эффект простого воздействия — растущее предпочтение человека или предмета, основанное исключительно на повторяющемся воздействии на этого человека или предмет.

Наши семьи играют важную роль в формировании нашего отношения через воздействие. Наш первый опыт отношений приходит через наши семьи. Наши родители подкрепляют или сдерживают определенное поведение и идеи. Если мы растем с родителями, которые категорически против употребления алкоголя, мы с большей вероятностью примем такое же отношение.

Принадлежность к определенной культуре также влияет на наше отношение. Культура состоит из общих идей, традиций, отношений и поведения группы людей. Наше отношение формируется через знакомство с обычаями и верованиями нашей культуры. Как правило, мы неосознанно принимаем убеждения и предпочтения нашей культуры! Если вы выросли в Соединенных Штатах, вы можете не задумываться о том, чтобы носить майку в летнюю жару. Если вы выросли в Восточной Азии, вы, скорее всего, сочтете майки скандальными и неуважительными.

Средства массовой информации могут влиять на наше отношение к людям или продуктам. Модель вероятности проработки представляет собой модель убеждения, состоящую из двух частей. Первая часть, , центральный путь убеждения, , посвящена тому, как средства массовой информации влияют на наше отношение с помощью фактов и цифр. Периферийный маршрут — это то, как средства массовой информации пытаются получить наше одобрение, используя наших любимых знаменитостей в рекламе. Вам действительно нравится конкретный бренд одежды? Это потому, что актриса, которой вы восхищаетесь, является лицом их бренда?

Отношение — основные выводы

  • Отношение — это предрасположенные чувства, приобретенные с течением времени, которые заставляют нас действовать, думать и чувствовать определенным образом в отношении событий или других людей.

Добавить комментарий