Вербальное и невербальное общения
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковым систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (применяются различные неречевые знаковые системы) коммуникации.
В вербальном общении обычны два варианта речи — устная и письменная.
Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, — это не безграмотная письменная речь, а самостоятельная речь со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной — экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.
К недостаткам устного выражения мысли относятся речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т. п.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
♦ регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
♦ обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
♦ выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Невербальные средства общения обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово — с солистом на фоне оркестра. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере.
Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестетические и ольфакторные.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляются также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.
Вербальное и невербальное общение | Дефектология Проф
Вербальное и невербальное общение – две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.
Что такое вербальное общение
Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык.
Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей. Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания. А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).
Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.
Что такое невербальное общение
Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.
При этом «внеречевое общение» зачастую происходит неосознанно для одного или всех участников коммуникации. «Язык тела» способен выдавать даже то, что мы бы не хотели обнаруживать в себе. И реакция на невербальное сообщение тоже нередко происходит неосознанно. Между тем есть смысл научиться распознавать внеречевые сигналы, чтобы сделать процесс общения более эффективным.
Чаще всего оба средства общения задействованы одновременно. Многие люди при разговоре склонны жестикулировать, подкрепляя руками и гримасами свои слова и уточняя их смысл. В некоторых культурах жестикуляция считается дурным тоном, однако даже там полностью избавиться от этой «вредной привычки» не удаётся.
Способы невербального общения
Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре. Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо. Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.
Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.
Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.
Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы
- Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.
- Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.
- Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.
- Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.
Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».
Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен.
Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.
Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.
Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.
Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.
Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.
Роль и важность средств общения для человека
Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.
Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.
Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла. Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы.
Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.
Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.
Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.
Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.
У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.
Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ | английское значение — Cambridge Dictionary
В основном это не — вербальные и все три в первую очередь связаны с игровым опытом.
Из Кембриджского корпуса английского языка
не — вербальные аспекты человеческого поведения и незвуковые аспекты музыкального поведения в значительной степени не формализованы в соответствующих дисциплинах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Вполне вероятно, что существует ряд различных функциональных представлений, определяющих не — словесное поведение.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Затем в регрессию была введена мера не — вербальных рассуждений, чтобы гарантировать, что общие предикторы не были просто обусловлены фактором общих способностей.
Из Кембриджского корпуса английского языка
не — словесное общение интерпретировалось как сотрудничество, когда общение передавалось исключительно через музыкальное взаимодействие и было сосредоточено на творческом обмене.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, задачей, так или иначе включенной в построение словарей, является открытие «алфавитов» 90 003 не 90 004 — 90 003 словесных 90 004 систем.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он чувствителен к микроуровню не — вербальные сигналы, обеспечиваемые реакциями других участников.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Транскрайбер дословно записал все звуки, издаваемые каждым говорящим, в том числе не — словесных .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эта слабая позиция сочетается с женским криком, криком страха или смерти — не — словесным выражением бессилия.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Семиотика жизненно необходима средствам массовой информации, поскольку она анализирует и эффективно расшифровывает вербальную и невербальную — вербальную коммуникацию на всех уровнях.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Такой тип поведения часто был не — вербальный и вовлек жителей с нарушениями вербального общения в социальные взаимодействия дома.
Из Кембриджского корпуса английского языка
С другой стороны, кажется, что оба не — словесные интеллектуальные способности и возраст действительно существенно влияют на способность читать эмоциональные состояния по лицам.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Есть и другие, где при определенных обстоятельствах (например, сильное напряжение) конечность не может быть приписана 9.0003 не — словесные предикаторы.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В таблице 3 представлены результаты сравнения только детей со всеми остальными по пяти типам интеллектуальных способностей: общей, вербальной, количественной, пространственной и не — словесный .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Также очевидно, что не — вербальные навыки, такие как кратковременная память, абстрактное/визуальное мышление и зрительно-моторная интеграция, особенно чувствительны к изменениям хирургической стратегии.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Просмотреть все примеры невербальных
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
8 невербальных сигналов для эффективного завоевания доверия клиента | PTDC
Начинать работать тренером в мире фитнеса сложно.
Индивидуальные тренировки — это карьера, которая требует, чтобы вы носили несколько шляп; продавец, руководитель проекта и маркетолог. Вы также отвечаете за создание, организацию и предоставление всех различных программ, которые вы можете предложить.
Это много работы, но одна вещь, которая редко упоминается, это ваше качество обслуживания и общения, когда вы вообще не используете слова. Другими словами, важно не столько то, что вы говорите, сколько то, как вы это «говорите».
Часто мелочи имеют большое значение.
Все очень хорошо понимают язык тела.
Когда тренеры разговаривают по телефонам, избегают зрительного контакта и в целом демонстрируют полное неуважение к людям, которые выписывают им зарплату, они оказывают себе и клиентам огромную медвежью услугу.
Они говорят своим клиентам, что им все равно.
Когда мы работаем с людьми, мы должны гордиться своим внешним видом, отношением и уровнем обслуживания, которое мы предоставляем, в том числе тем, как мы используем язык тела, чтобы передать эти вещи. Попробуйте использовать эти невербальные методы, чтобы убедиться, что вы обеспечиваете наилучший опыт для своего клиента.
1. Регулярно смотрите в глаза.
Некоторые тренеры борются с этим из-за их индивидуальности, уверенности и базы знаний. Тем не менее, бывают критические моменты в зале, когда зрительный контакт может помочь донести мысль или показать, что вы слушаете и вовлечены в встречу.
Это заставляет клиента чувствовать себя более уверенно в ваших способностях не только как тренера, но и как другого человека, который может сопереживать. Не нужно соревноваться в гляделки, но вы, по крайней мере, должны быть внимательны к потребностям вашего клиента.
Если вы объясняете движение, но не привлекаете постоянно внимание человека, глядя ему в глаза, что-то в ваших словах может быть потеряно.
2. Не просто говорите об этом, будьте об этом.
После того, как вы объяснили движение и объяснили, почему оно нравится вашим клиентам, не ждите, что они сразу его поймут. Покажи им, как это сделать! Это кажется очевидным, но вы также должны обслуживать свои демонстрации для отдельных клиентов.
Люди учатся по-разному. Некоторым людям нужно описание цели движения, в то время как другим может потребоваться посмотреть, как вы ее выполняете. Убедитесь, что вы показываете и рассказываете (или в этом случае сначала говорите, а затем показываете).
Кроме того, если вы не можете их уверенно показать, то зачем вы вообще это программируете?
3. Не смотрите на вещи только под одним углом.
Важно оценить движения вашего клиента с разных сторон и показать это, стоя с разных расстояний. Это поможет вам получить общую картину, а также решить проблемы с выравниванием, осанкой или другими проблемами. Как сказал Эрик Кресси, «тренируйтесь в 90-х», имея в виду ракурсы. Итак, используйте все эти углы!
Помимо правильного движения, это помогает показать клиенту, что вы полностью сосредоточены. Конечно, бывают ситуации, когда вам нужно быть неподвижным (например, наблюдать или помогать с упражнениями), но убедитесь, что вы не просто стоите, как статуя, и не выглядите скучающим.
4. Куда идет ваш клиент, туда и вы.
Представляет концепцию «зеркального отображения», о которой говорит Джонатан Гудман. В общем, все дело в уважении к клиенту. Я никогда не хочу, чтобы мой клиент чувствовал, что я разговариваю с ним снисходительно, утверждая свое превосходство или что мы не команда. Чтобы иметь эффективный уровень общения, вы должны быть на уровне глаз.
Например, если они катаются из пенопласта, опуститесь на одно колено или катайтесь вместе с ними. Не стойте над ними, чтобы им постоянно приходилось крутить шейный отдел позвоночника, чтобы смотреть на вас снизу вверх.
Оставайтесь на их уровне. Это, естественно, просто облегчает и расслабляет общение с вами.
5. Держите руки активными.
Ваши руки могут помочь передать сообщение, которое вы хотите донести. Если вы посмотрите на великих ораторов, то увидите, что они используют свои руки, чтобы подчеркнуть определенные моменты и обрамить разные концепции. То же самое, когда вы кого-то тренируете. Вы хотите привлечь их и привести к цели.
Это также означает, что вам не следует засовывать руки в карманы или скрещивать руки. Как и ваше тело, ваши руки должны двигаться. Укажите на место, которое вы хотите, чтобы они почувствовали. Поставьте их в правильное положение самостоятельно. Привлекайте их внимание при объяснении новых упражнений.
Конечно, не забудьте спросить своего клиента, что он не против физического контакта.
Например, многие люди испытывают затруднения с положением и активацией широчайших мышц во время тяговых упражнений. Но вы будете удивлены тем, насколько простое прикосновение к мышце поможет им почувствовать движение.
Вам не нужно перебарщивать и выяснять, боятся ли они щекотки, но это еще один способ помочь им получить ту кинестетическую обратную связь, которая им может понадобиться.
6. Не садитесь.
Кроме всего прочего, ваш клиент может испортить свое печенье. Момент, когда вы хотите сделать перерыв и сесть на скамейку, — это момент, когда вы говорите им, что считаете нормальным расслабиться. Что это за сообщение для вашего клиента?
Неэффективный для достижения результатов, а также удержания клиентов.
Послушайте, я понимаю, что мы, тренеры, устаем. Мы проголодались. Мы успокаиваемся. Но это то, на что вы подписались. Если у вас есть проблемы с управлением своим расписанием до такой степени, что вы не можете работать в эти долгие дни, это совсем другая проблема.
Вывод: люди платят вам за ваши услуги. Доставляйте это последовательно.
7. Избегайте использования телефона.
Иногда использование телефона происходит по привычке, но не проверяйте телефон на наличие текстовых сообщений с эмодзи и лайков Facebook после сеанса вашего клиента. Если эту привычку слишком сложно изменить, оставьте свой телефон в другом месте.
Клиенту нужно ваше пристальное внимание, а не то, что вы «любуетесь» над GIF-изображением, которое вам прислал друг.
Но что, если вы используете свой телефон для доступа к онлайн-форматам программирования, таким как Google Drive или Evernote? Это вполне приемлемо, но будьте откровенны со своим клиентом.
Даже если вы читаете программу со своего телефона, вам необходимо балансировать между взаимодействием и обучением клиента . Они оценят ваше полное внимание, когда полностью доминируют в становой тяге.
8. Думайте не только о своем непосредственном сеансе.
Помимо занятий, связанных с фитнесом, которые мы, тренеры, делаем ежедневно, есть много способов показать своим клиентам, что вы заботитесь о них. Будьте больше, чем тренер, который просто считает повторения и кричит на людей. Подарите незабываемые впечатления с помощью нескольких из этих примеров:
- Улыбнитесь!
- Помогите им протереть их оборудование.