Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Российская экономическая академия имени Г.В Плеханова
РЕФЕРАТ
на тему: «Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации»
Выполнил:
Абдульманов И.И.
633 гр. ЭТТ
Зачетная книжка № ФТТ07-01Д
Руководитель:
Шерстюкова О.В.
Москва 2010
Содержание
1. Общение как средство передачи информации…………………………..…..2
2. Вербальное общение………..…………………
2.1 Семантика……………………………………………..……
2.2 Умение слушать…………………………………………………
3. Невербальное общение…………. .……………………….…………………
3.1 Кинетические особенности невербального общения……….……….5
Заключение………….…………………………………….
Список использованной литературы…………………..……………………….
- Общение как средство передачи информации
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью слов называется вербальным (от латинского verbalis – словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды и т.
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
- Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица – мимика, позы – пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой.
- Паралингвистика или просодика – особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации и контакта.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению.
Паралингвистика – это качества голоса, его диапазон, тональность, Экстралингвистика – включение в речь пауз, покашливания, смеха (темп речи).
- Проксемимика (от англ. Proximi – близость). Основатель проксемимики Э.Холл назвал ее пространственной психологией.
- Визуальное общение – контакт глаз.
Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
2. Вербальное общение
2.1.Семантика
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе общения. Отправитель кодирует свое сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Часто одни и те же слова выражают разные значения.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
Для эффективного обмена информацией необходимо прийти к пониманию истинного значения используемых слов и добиться понимания значения, которое вы вкладываете в слова, используемые вами.
Семантические барьеры
могут создавать
2.2.Умение слушать
Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах.
Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, мы расширяем свои возможности понять ситуацию и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания.
- Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая.
- Помогите говорящему раскрепоститься.
- Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
- Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли спокойнее в кабинете, если закрыть дверь?
- Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.
- Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов по направлению к двери.
- Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
- Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
- Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
- Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.
Помимо умения эффективно слушать существуют другие способы совершенствования искусства общения.
— Необходимо прояснение
собственных идей перед их
передачей, т.е. нужно
— Нужно быть восприимчивыми к потенциальным семантическим проблемам. Не жалеть сил на то, чтобы исключить из обращения двусмысленные слова и утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.
- Невербальное общение
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты.
3.1.Кинесические особенности невербального общения
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.
Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего, выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.
Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.
Во-первых, в них проявляются
состояние организма и
Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
В-третьих, в позе и жестах
проявляются культурные нормы,
усвоенные человеком.
В-четвертых, жестам
и позе приписываются чисто
условные символические
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».
Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.
Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к нам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.
Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.
Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.
Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.
Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае следует замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то следует постараться сменить тему разговора.
Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.
«Вербальные и невербальные средства общения» | Статья:
«Вербальные и невербальные средства общения»
Введение.
Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем. Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.
Вербальное общение.
Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.
Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.
Язык и его функции.
Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:
Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
Конструктивная. При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.
Невербальное общение.
Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».
«Язык тела» и его функции.
Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:
Дополнение произнесенного сообщения.
Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
Повторение сказанного.
Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
Выражение противоречия между словом и делом.
Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
Акцент на чем-то.
Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
Замена слов.
Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».
Разнообразие невербальных средств общения.
В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:
Жесты и поза.
Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
Мимика, взгляд и выражение лица.
Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т. д.) по лицам на фотографиях.
Дистанция между собеседниками и прикосновения.
То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
Интонация и характеристики голоса.
Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.
Вывод.
Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.
словосочетаний словесного взаимодействия | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с взаимодействием.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Кроме того, они играют важную прагматическую роль в вербальное взаимодействие связанное с переговорами между говорящим и слушающим.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это затрудняет вербальное взаимодействие , чтобы оно было гладким и удобным.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В словесный взаимодействие , письменное слово всегда остается всепроникающей и авторизованной ссылкой, но скрытой и отдаленной.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, настоящее исследование посвящено анализу нормативного аспекта вербального взаимодействия членов семьи; нормативные комментарии как инструменты социализации.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эта стабильность делает их доступными для использования в вербальном взаимодействии .
Из Кембриджского корпуса английского языка
В этом исследовании, однако, отражение не приняло форму вербального взаимодействия .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мужчины и женщины полагаются на разные правила при выборе того, какой код лучше подходит для этого конкретного вида вербальный интерактивный .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако очень мало внимания уделялось типу словесного взаимодействия , которое возможно или желательно с роботами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти позиции учитывают все родительско-дочерние вербальные взаимодействие в четыре ужина, за исключением диалогового кадра.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Этот процесс представляет собой процесс сотрудничества и переговоров посредством словесного взаимодействия .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Устная взаимодействие включает в себя переговоры, споры, манипулирование — различные формы захвата и осуществления контроля.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В результате говорящие в деревнях и более крупных агломерациях, кажется, не разделяют одинаковое социальное определение для этого вида вербального взаимодействия .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако очень мало внимания уделялось тому, какое словесное взаимодействие возможно или желательно с роботами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Его право говорить проистекает как из делегирования советников, так и из его роли и положения в качестве ранее ратифицированного участника, и оно проявляется в продолжающемся устном взаимодействии .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, ресурс, о котором мы говорим, следует рассматривать как грамматическую и просодическую форму, которая целостно составляет способ сделать что-то в вербальном взаимодействии .
Из Кембриджского корпуса английского языка
В этом томе содержится информация о вербальном взаимодействии в личном мире семьи на микроуровне, фиксируя естественное взаимодействие в широком диапазоне контекстов.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Взаимодействие в публичных выступлениях | Безграничные коммуникации |
Выступление с речью
Взаимодействие в публичных выступлениях
Взаимодействие во время публичных выступлений жизненно важно для того, чтобы ваша аудитория была заинтересована и вовлечена в ваш контент и в вас как спикера.Цели обучения
Используйте вербальное и невербальное взаимодействие с аудиторией, чтобы заинтересовать аудиторию и вовлечь ее в свою речьКлючевые выводы
Ключевые моменты
- Публичное выступление — это не просто односторонняя передача идей от говорящего к аудитории; Эффективный оратор — это тот, кто вовлекает и взаимодействует со своей аудиторией.
- Задавать вопросы вашей аудитории, ссылаться и вызывать членов аудитории, когда это уместно, и даже просто признавать и благодарить их за уделенное время — все это эффективные способы вербального взаимодействия с вашей аудиторией.
- Ваши невербальные сигналы языка тела, такие как выражение лица, жесты, поза и зрительный контакт, добавляют уровни взаимодействия с вашей аудиторией. Обращайте пристальное внимание на свои невербальные сигналы во время разговора, чтобы убедиться, что ваши манеры соответствуют вашему сообщению.
Ключевые термины
- взаимодействие : Разговор или обмен мнениями между людьми.
- язык тела : Язык тела является формой умственной и физической способности человеческого невербального общения. Он состоит из позы тела, жестов, мимики и движений глаз. Люди посылают и интерпретируют такие сигналы почти полностью подсознательно.
Почему важно взаимодействие?
Часто, когда вы думаете о речи, вы думаете об одностороннем сообщении от оратора к аудитории. Тем не менее, наиболее убедительными речами являются те, в которых оратор взаимодействует со своей аудиторией.Взаимодействие в публичных выступлениях : Оратор должен привлекать аудиторию, взаимодействуя с ней, а не просто разговаривая с ней.
Взаимодействие важно в публичных выступлениях, потому что оно предполагает, что ваша аудитория более непосредственно взаимодействует как с вами как спикером, так и с вашим контентом. Вовлеченная и заинтересованная аудитория с большей вероятностью обратит на вас внимание и поймет ваши слова.Вербальное взаимодействие
Хотя вам не обязательно вступать в двусторонний диалог со своей аудиторией, существует множество способов вербального взаимодействия с ней. Например, на оживленном предвыборном митинге вы можете отвечать людям, которые кричат из зала.Если вы находитесь в более спокойной обстановке, вы можете напрямую задавать вопросы своей аудитории. Вы хотите убедиться, что эти вопросы относятся к теме вашего выступления, а затем включить эти ответы в остальную часть вашего выступления. Вы можете согласиться с тем, что говорит член аудитории, или вы можете использовать возможность, чтобы опровергнуть или опровергнуть их ответ. Это еще больше вовлекает вашу аудиторию в ваше сообщение.
Вы также можете обращаться к избранным членам аудитории по имени, если это уместно, например, когда вы делитесь анекдотом. Еще один отличный способ взаимодействия с аудиторией — это поблагодарить их в начале выступления, а затем поблагодарить их за потраченное время и внимание в конце выступления.
Невербальное взаимодействие
Ваше невербальное взаимодействие с аудиторией состоит в основном из сигналов языка тела. Будь то зрительный контакт с отдельными членами аудитории или определенные жесты и выражения лица во время вашей речи, ваши действия так же важны, как и ваши слова, когда вы находитесь перед аудиторией. Ваша аудитория будет использовать ваши невербальные сигналы, чтобы более полно понять ваше сообщение, и часто будет связываться с вашим сообщением или отключаться от него на основе этих сигналов.Просто помните, что любой язык тела и невербальная коммуникация требуют соответствующего контекста. Даже непреднамеренный жест — скрещенные руки, сутулость, хмурый взгляд — может означать для вашей аудитории совсем другое значение, чем слова, которые вы на самом деле говорите. Попрактикуйтесь в своей речи перед зеркалом или запишите себя, чтобы вы могли отметить любые непреднамеренные невербальные сигналы, которые вы можете посылать своей аудитории.
Лицензии и атрибуты
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
- Искусство публичных выступлений Дейла Карнеги и Дж. Берга Эзенвайна. Предоставлено : Project Gutenberg. Расположен по адресу : https://www.gutenberg.org/files/16317/16317-h/16317-h.