Вербальная и невербальная межкультурная коммуникация — учебный курс
В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.
скрыть
- Авторы: Васильева Т.В., Робустова В.В., Грецкая С.С., Молчанова Г.Г.
- Год создания: 2013
- Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Описание:
В современном мире необходимость постоянного взаимодействия представителей разных этносов и культур делает особенно актуальным исследование проблем межкультурного общения. Межкультурные исследования находятся на стыке культурной антропологии, коммуникативистики, этно-, социо- и психолингвистики, семиотики, сравнительной культурологии и психологии культуры.
- Добавил в систему: Грецкая Софья Сергеевна
Преподавание курса
-
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения
- обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 8 часов
- Авторы: Васильева Т.В., Робустова В.В., Грецкая С.С., Молчанова Г.Г.
- 6 февраля 2013 — 20 февраля 2013 Молчанова Галина Георгиевна
- МГУ имени М. В. Ломоносова, Факультет иностранных языков и регионоведения, Кафедра лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации, Секция лингвистики и межкультурной коммуникации
- обязательная, по выбору (межфакультетский курс), лекции, 6 часов
- Авторы: Васильева Т.В., Робустова В.В., Грецкая С.С., Молчанова Г.Г.
Вербальные и невербальные средства общения: ключи к вашему успеху Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения. Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство – это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса. Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения. Что такое невербальная коммуникация и «язык тела»? Невербальное общение, или язык тела, является важнейшей формой общения. Это естественный, бессознательный язык, вещающий о наших истинных чувствах и намерениях и об истинных чувствах и намерениях тех, кто вокруг нас. Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно подаем и получаем бессловесные сигналы. Всё наше невербальное поведение – жесты, то как мы стоим или сидим, как быстро и насколько громко мы говорим, насколько близко мы подходим к собеседнику, куда при этом направлен наш взгляд, – все это отправляемые нами «сообщения» собеседнику. Поток этих сообщений не останавливается, даже когда мы перестаем говорить. Даже умолкнув, мы продолжаем общаться на невербальном уровне. Часто то, что мы говорим, и то, что сообщает наше тело – это две совершенно разные вещи. Вербальные и невербальные средства общения могут давать совершенно противоречивую информацию. Когда слушатель сталкивается с такими смешанными сигналами, он должен выбрать, чему отдать предпочтение – получаемым вербальным или невербальным сигналам. В большинстве случаев каждый из нас осознанно или неосознанно в такой ситуации верит именно невербальной информации. Язык тела «звучит» громко и ясно Слова зачастую играют незначительную роль, когда происходит вербальное и невербальное общение между людьми. Это может показаться невероятным, но все, что мы говорим, несет только 7% информации. Гораздо более важно выражение нашего лица (55%), тон голоса (38%) и другие формы выражения, связанные с языком тела. Невербальные сообщения являются неотъемлемой частью человеческого общения. Сопровождая слова, они указывают на наше текущее психическое и физическое состояние. Невербальные коммуникации могут выполнять пять функций:
Особенно важно «выравнивать», объединять вербальное и невербальное общение, если вы хотите построить успешный бизнес или сделать хорошую карьеру. Если вы не будете помнить о пяти функциях невербальных средств коммуникации и не станете следить за языком своего тела, вы не сможете производить хорошее впечатление на окружающих, не сможете создавать отношения, основанные на доверии. В свою очередь, вы тоже постоянно получаете сигналы других людей. Чтобы лучше сосредоточиться на этих сигналах, вы должны научиться их «читать», то есть воспринимать невербальные выражения в контексте ситуации. Взгляд Большинство людей являются визуалами, поэтому контакт с помощью глаз является особенно важным типом невербальной коммуникации. Когда вы смотрите на кого-то, вы можете увидеть многое – привязанность, враждебность, заинтересованность и многое другое. Смотреть собеседнику в глаза также очень важно для поддержания беседы; хотя, в общем-то, говорящий больше поддерживает зрительный контакт, чем тот, кто слушает. Глаза собеседника могут сказать нам о многом: например, расширенные зрачки свидетельствуют о том, что человек лжет, или он неуверен, или нервозен. Выражение лица и мимика Человеческое лицо чрезвычайно выразительно, оно в состоянии без слов выразить бесчисленные эмоции. В отличие от некоторых форм невербального общения, выражение лица является универсальным. Мимика для выражения счастья, печали, гнева, удивления, страха, отвращения совершенно одинакова у людей разных культур (чего нельзя сказать, например, о жестах). Ваша мимика моментально сообщит окружающим, о чем вы думаете в данный момент. Самым совершенным оружием во все времена была и остается улыбка. Она ничего не стоит, но очень многое может! Улыбка открывает перед вами все двери. Если вы улыбаетесь в начале деловых переговоров, то ваши слова вызовут благоприятную реакцию. Люди склонны имитировать выражение лица собеседника, поэтому старайтесь пользоваться улыбкой как можно чаще. Она способна помочь и вам – если вы будете улыбаться, то настроение ваше неизменно улучшится. Но – остерегайтесь неуместного выражения лица. Даже небольшая кривая ухмылка может свести на нет все ваши усилия на переговорах, которые длились несколько часов. Жесты и позы Во многом наше восприятие других людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят, держат голову. То, как мы двигаемся и держимся, дает миру исчерпывающую информацию о нас. А жесты и вообще буквально вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Часто мы используем наши руки, когда спорим или оживленно о чем-то говорим, и даже не задумываемся об этом. Тем не менее, смысл жестов может быть разным, зачастую даже иметь противоположный привычному нам смысл в различных культурах, поэтому очень важно быть осторожной, чтобы избежать неправильного толкования. Невербальное общение с помощью жестов – это видимая часть того, о чем вы реально думаете в настоящую минуту. Многие жесты (как, например, потирание рук, поднятый вверх указательный палец) могут быть неприятны вашему собеседнику. Чрезмерность жестов может быть достаточно тревожной, и тоже будет оказывать отрицательное влияние на вашего коллегу. Для создания благоприятной обстановки научитесь использовать жесты открытых ладоней. Это будет означать, что вы открыты перед собеседником и ваши намерения не несут ему угрозу. Дистанция между собеседниками Вы когда-нибудь чувствовали себя неловко во время разговора из-за того, что другой человек стоял слишком близко к вам? У всех у нас есть потребность в личном физическом пространстве, хотя оно может быть различным в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Величину дистанции можно использовать для невербального сообщения о близости, агрессии, доминировании или привязанности. В общении с друзьями используется личная зона (до 120 см), но коммерческие и иные переговоры ведутся в социальной зоне (от 120 см). Никогда не стоит нарушать личное, интимное пространство человека (до 50 см). Прикосновение Мы очень часто общаемся через прикосновение. Задумайтесь, как много информации дают нам крепкое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, обнадеживающие пошлепывание по спине, покровительственное потрепывание макушки и другие прикосновения! Интонации голоса Вербальное и невербальное общение тесно переплетаются во время разговора, ведь мы не только слушаем слова, но и реагируем на тон голоса. Ведь не всегда решающее значение имеет, что вы говорите; гораздо важнее, как вы это говорите. Ведь даже коротенькое «да» может иметь совершенно разный смысл, если произнести его с разной интонацией. Можно сказать это утвердительно, а можно – вопросительно, неуверенно, язвительно и т.д. Тон вашего голоса лучше слов может показать ваш сарказм, гнев, привязанность, неуверенность или, наоборот, уверенность в себе. Интонации включают в себя темп речи, громкость, скорость, беглость речи. Все эти элементы служат для того, чтобы собеседники могли яснее понять друг друга. Невербальные сигналы невозможно подделать Можно запомнить советы о том, как сидеть, говорить или входить в комнату, чтобы выглядеть уверенно. Но правда заключается в том, что такие уловки вряд ли сработают, если человек не будет себя чувствовать действительно уверенно. Никто не может полностью контролировать все свои сигналы, которые расскажут понимающему человеку обо всех настоящих мыслях и чувствах собеседника. Поэтому очень важно научиться понимать такие невербальные сигналы, чтобы контролировать свои собственные и уметь читать чужие. Мы хотим дать вам несколько советов, чтобы невербальное общение стало для вас проще: Обращайте внимание на несоответствия. Невербальные сигналы должны усиливать то, что говорится. Не говорит ли вам человек одно, в то время как думает совсем другое? Например, говорит вам «да», в то время как едва заметно покачивает головой «нет»? Связывайте между собой все невербальные сигналы. Не придавайте слишком много значения одному жесту. Обратите внимание на все невербальные сигналы, включая тон голоса, выражения глаз, позу и другие сигналы языка тела. Взятые все вместе, они дадут вам более полную картину. Вам будет проще понять, соответствуют ли они тому, что говорит ваш собеседник. Доверяйте своей интуиции. Не отмахивайтесь от своего неосознанного отношения к тому или иному человеку. Вполне возможно, что ваше ощущение чьей-то нечестности или непорядочности основано на инстинктивном чтении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами этого человека. Почему это так важно? То, как вы слушаете, смотрите, говорите, двигаетесь и реагируете на слова собеседника, показывает, насколько вы искренни и насколько вы заинтересованы в разговоре. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с тем, что вы говорите, это повышает доверие, ясность и взаимопонимание. Если совпадения нет, это создает напряженность, недоверие и смятение. Если вы хотите построить карьеру или добиться успехов в бизнесе, да и вообще лучше общаться с людьми во всех сферах вашей жизни, вы должны научиться быть более чувствительной к языку тела и другим невербальным сигналам окружающих. Вы должны также понимать, какие сигналы посылаете вы сами. Как только вы освоите невербальное общение, ваше умение находить контакт с людьми перейдет на более высокий уровень. Каталог: data -> uploaded -> file Скачать 70,67 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
3.3 Различия между вербальной и невербальной коммуникацией – Comm 101 (Dutton)
Глава 3 Невербальная коммуникация
Департамент коммуникаций, Университет штата Индиана
Источник страницы [1]
Существует четыре основных различия между вербальной и невербальной коммуникацией. Первое различие между вербальной и невербальной коммуникацией заключается в том, что мы используем одиночных каналов (слов), когда общаемся вербально, а не 9 каналов.0013 несколько каналов когда мы общаемся невербально.
Типы невербального общения Хизер Рэйл. CC-BY 4.0Попробуйте это упражнение! Произнесите свое имя и фамилию одновременно. Вы быстро обнаружите, что это невыполнимая задача. Теперь погладьте макушку правой рукой, помашите левой рукой, улыбнитесь, пожмите плечами и одновременно пожуйте жвачку. Несмотря на глупость и неловкость, наша способность делать это демонстрирует, как мы используем несколько невербальных каналов одновременно для общения.
Расшифровка отдельного устного сообщения затруднена из-за произвольной, абстрактной и двусмысленной природы языка. Однако подумайте, насколько сложнее декодировать еще более неоднозначные и множественные невербальные сигналы, которые мы воспринимаем, такие как зрительный контакт, выражение лица, движения тела, одежда, личные артефакты и тон голоса одновременно. Несмотря на эту трудность, Мотли обнаружил, что мы учимся расшифровывать невербальное общение в младенчестве. Холл (1984) обнаружил, что женщины намного лучше мужчин точно интерпретируют многие невербальные сигналы, которые мы посылаем и получаем (Gore, 2009).). То, как мы интерпретируем эти невербальные сигналы, также может зависеть от нашего пола как зрителя.
Как вы интерпретируете невербальные сигналы этого человека? Изображение из Викисклада, автор Спейнтон. CC-BY-SAВторое различие между вербальной и невербальной коммуникацией заключается в том, что вербальная коммуникация отчетливая (идентифицируемое начало-стоп), а невербальная непрерывная (в постоянном движении и относительно контекста). Отчетливый означает, что сообщения имеют четкое начало и конец и выражены в линейной форме. Мы начинаем и заканчиваем слова и предложения линейно, чтобы другим было легче следовать и понимать. Если вы произносите слово «кошка», вы начинаете с буквы «К» и заканчиваете «Т». Непрерывный означает, что сообщения продолжаются и работают по отношению к другим невербальным и вербальным сигналам. Подумайте о разнице между аналоговыми и цифровыми часами. Цифровые часы функционируют аналогично словесному общению. В отличие от аналоговых часов, цифровые часы не находятся в постоянном движении. Вместо этого он заменяет одно число другим для отображения времени (его сообщения). Цифровые часы линейно используют один отдельный канал (числа). Когда мы используем вербальную коммуникацию, мы делаем это подобно цифровым часам. Мы произносим одно слово за раз линейным образом, чтобы выразить смысл.
Теперь сравните это с аналоговыми часами, которые представляют собой невербальную коммуникацию в том смысле, что мы генерируем значение, рассматривая взаимосвязь различных стрелок друг с другом (контекст). Кроме того, стрелки часов находятся в непрерывном движении. Мы замечаем скорость их движения, их положение в кругу и друг к другу, а также их отношения с окружающей средой (день сейчас или ночь?).
Невербальное общение похоже на то, что мы оцениваем невербальные сигналы по отношению друг к другу и рассматриваем контекст ситуации. Предположим, вы видите своего друга на расстоянии. Она подходит, машет рукой, улыбается и говорит «привет». Чтобы интерпретировать значение этого, вы сосредотачиваетесь на волне, улыбке, тоне голоса, ее приближающемся движении и словесном сообщении. Вы также можете учитывать время суток, если есть острая необходимость попасть на занятия и т. д.
Как вы интерпретируете невербальные сигналы этого человека? Изображение с Викисклада, автор Спейнтон. CC-BY-SAТретье различие между вербальной и невербальной коммуникацией состоит в том, что мы используем вербальную коммуникацию сознательно, в то время как невербальную коммуникацию обычно используем бессознательно. Сознательное общение означает, что мы думаем о нашем вербальном общении, прежде чем общаться. Бессознательное общение означает, что мы не думаем о каждом невербальном сообщении, которое передаем. Если вы когда-либо слышали в детстве высказывание «Думай, прежде чем говорить», значит, вам рассказывали об основополагающем принципе вербального общения. На самом деле почти невозможно не думать, прежде чем говорить. Когда мы говорим, мы делаем это сознательно и намеренно. Напротив, когда происходит что-то смешное, вы, вероятно, не думаете: «Хорошо, я сейчас улыбнусь и посмеюсь». Вместо этого вы бессознательно реагируете, показывая свои эмоции посредством невербального поведения. Невербальное общение может возникать как бессознательная реакция на ситуации. Мы не утверждаем, что вся невербальная коммуникация бессознательна. Иногда мы, безусловно, делаем сознательный выбор: использовать или воздержаться от невербального общения, чтобы поделиться смыслом. Разгневанные водители используют множество сознательных невербальных выражений для общения с другими водителями. Кроме того, на собеседовании вы принимаете осознанные решения о своем гардеробе, осанке и зрительном контакте.
Case in Point
Эксперт по языку тела и автор Ванесса Ван Эдвардс раскрывает некоторые интересные факты о языке тела в западной культуре в интервью AM Northwest Today 18 сентября 2013 года. Она объясняет, что мужчины не так хорошо понимают язык тела. реплики как женщины, потому что они используют разные области своего мозга при декодировании. Она утверждает, что «женщины могут лучше читать язык тела, потому что… [у них] есть от 14 до 16 активных областей мозга, когда они оценивают других, тогда как у мужчин активны только от 4 до 6». Эдвардс также объясняет, почему мужчины и женщины невербально лгут по-разному, потому что склонны лгать по разным причинам; «Мужчины лгут, чтобы казаться более влиятельными, интересными и успешными… [тогда как] женщины лгут… больше, чтобы защитить чувства других». Чтобы узнать больше о различиях женского и мужского языка тела, вы можете прочитать статью полностью и посмотреть видео.
Четвертое различие между вербальной и невербальной коммуникацией заключается в том, что некоторая невербальная коммуникация универсальна (Hall, Chia, and Wang, 1996; Tracy & Robins, 2008). Вербальная коммуникация предназначена исключительно для пользователей определенного языкового диалекта, тогда как некоторая невербальная коммуникация признается в разных культурах. Хотя культуры, безусловно, имеют определенные значения и использование для невербального общения, существуют универсальные невербальные модели поведения, которые признают почти все. Например, люди во всем мире распознают и используют такие выражения, как улыбки, хмурый взгляд и указание пальцем на объект. Примечание. Не все невербальные жесты универсальны! Если вы путешествуете по разным регионам мира, выясните, что подходит. Давайте подытожим, чем уникальна невербальная коммуникация:
- Невербальная коммуникация использует несколько каналов одновременно.
- Невербальная коммуникация продолжается.
- Невербальное общение может быть как сознательным, так и бессознательным.
- Некоторые невербальные коммуникации понятны всем.
Теперь, когда у вас есть определение невербальной коммуникации и вы можете определить основные различия между вербальной и невербальной коммуникацией, давайте рассмотрим, что считается невербальной коммуникацией. В следующем разделе мы покажем вам восемь типов невербальной коммуникации, которые мы регулярно используем: кинесика, тактильность, внешний вид, проксемика, окружение, хронемика, параязык и молчание.
- «4.3: Различия между вербальным и невербальным общением». Введение в общественные коммуникации. Департамент коммуникаций Университета штата Индиана. Международная лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0. ↵
Что такое невербальное общение и почему оно важно: примеры, советы и многое другое
Что такое невербальное общение?
Вам интересно, что такое невербальное общение (также известное как язык тела?)
Коммуникация состоит из вербальных и невербальных аспектов.
Вербальный компонент — слова. Невербальный компонент (язык тела) состоит из:
- выражений лица,
- голосовых сигналов,
- жестов,
- языка тела (включая расстояние между людьми),
- мест,
- дыхания.
Хотя невербальное общение — это нечто большее, чем язык тела, многие люди используют «невербальное общение» и «язык тела» как синонимы.
Часто каждая культура имеет свой собственный язык (вербальный) и стиль изложения (невербальный). Понятие «культура» не ограничивается нациями. У каждого человека есть несколько идентичностей (подумайте: родитель, супруг, брат, сестра, профессионал, член сообщества, дома или на работе), и часто каждая идентичность имеет свою собственную культуру.
Чувствуете ли вы СИЛУ в невербальном поведении пальца, указывающего на вас?Почему важно невербальное общение?
Понимание невербальных коммуникативных сигналов другого человека помогает нам быстрее устанавливать контакт с другими, понимать, когда разговор идет «не по плану», и более эффективно руководить группой.
Например, если вам нужно вести трудный разговор, вы можете использовать невербальные сигналы, чтобы облегчить разговор для себя и сделать его более комфортным для собеседника. Эти сигналы работают лично и виртуально.
В качестве другого примера, посмотрите видео о посадке самолета на реке Гудзон и просто послушайте, как пилот садится на самолет. Чтобы хорошо общаться невербально, вы должны уметь распознавать, обозначать, предсказывать эффект и реагировать на невербальные модели общения.
Какие примеры невербального общения можно привести?
Общие невербальные коммуникативные сигналы относятся к:
- зрительному контакту,
- тому, как часто кто-то моргает,
- скорости голоса, интонации, волнообразности,
- частоте и амплитуде жестов,
- сидеть прямо против наклона вперед
- Как кто-то стоит и переносит свой вес,
- Куда кто-то кладет руки во время презентации.
Мы записали людей и попросили их рассказать об их обязанностях. Через две минуты мы просим их рассказать о другой арене их мира. Когда мы воспроизводим отснятый материал, становится ясно, что их зрительный контакт, частота моргания, скорость голоса, интонация, волнистость, частота и амплитуда жестов, сидя прямо и наклонившись вперед, заметно различаются.
Удивительно, но самым важным невербальным компонентом является дыхание. Неврология указывает на то, что сильное поверхностное дыхание высвобождает химические вещества при каждом вдохе.