Вербальные и невербальные средства общения
Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе
Подготовил: учитель начальных классов
Александрова Елена Валериевна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“средняя общеобразовательная школа №36”
г. Старый Оскол
2020 год
Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется прежде всего в общении.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Виды общения можно классифицировать по различным признакам:
функционально-рулевой;
личностный;
информационный.
Однако педагогическое общение, т. е. общение учителя с учеником практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик – это носители социальных ролей, их отношения имеют личностный характер, основным компонентом содержания их общения является обмен информацией. Таким образом, педагогическое общение в одинаковой мере относится к любому из этих трех типов.
Основное предназначение общения в жизни людей – это преодоление ограниченности индивидуального опыта.
Существуют следующие основные функции педагогического общения:
Нормативная функция педагогического общения – обеспечение освоение норм и правил поведения и формирования умений и навыков правильного поведения.
Эмоциональная функция педагогического общения – это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных, состояний учащихся в ходе любого вида воспитательной работы, как на уроках, так и на переменах.
Познавательная функция педагогического общения – обеспечение усвоения детьми знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах.
Актуализирующая функция педагогического общения – это реализация личности, самоутверждение ученика и учителя.
Эти важные функции педагогического общения реализуются в обучении с помощью вербальных и невербальных средств.
В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова – вербальных средств педагогического общения. С его помощью учитель объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует, а ученик сообщает о своих проблемах, успехах и переживаниях.
Богатство речевого оформления мысли, свобода владения речью, отсутствие в них лишних слов и слов паразитов, позволяет учителю привлечь внимание учеников, даже к казалось бы, мало интересному материалу, понятно и доступно объяснить трудное, вовремя найти нужное слово для одобрения и утешения. Вместе с тем, слово оказывается мощнейшим физиологическим фактором. Уметь самому правильно и красиво выражать свои мысли и учить этому учеников – важная задача учителя, которая решается в педагогическом общении.
В зависимости от того, как мы используем слова, выделяют различные виды речи, которые учитель и учащиеся используют на уроках.
Внутренняя речь – речь про себя. Ребенок у доски анализирует у доски решение задачи. Никто не слышит его рассуждений; эта речь не понятна никому, кроме самого ребенка.
Внешняя речь – устная ,слышимая речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. Такой вид речи чаще всего используется на уроках. Внешняя речь делится на восклицательную, которая служит для выражения эмоций человека; диалогическую речь и монолог.
Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Диалогическая речь часто применяется на уроках во время бесед, дискуссий ,обсуждения изученного и нового материала.
Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. В нашем случае – учитель к ученикам. Такая речь должна быть подготовлена, грамматически правильно, логически завершена, выразительна (особенно в начальных классах). Монолог часто используется при объяснении новой темы учителем, и учениками — при чтении заранее подготовленных докладов.
Еще один вид речи – письменная речь, появилась намного позднее устной. Очень часто используется на уроках, особенно при конспектировании. если она не направлена на общение учителя с учащимися, то благодаря такой речи учитель часто поддерживает контакт с родителями ребенка.
Действительно, слово в общении именует исключительно важное значение. Нельзя не согласиться с характеристикой, данной великим мастером поэтического выражения чувств А. А. Фетом:
Иные странно действуют слова :
Услышишь их и сердце вдруг сожмется.
Однако, как не велики возможности слова в качестве общения, оно не может передать всей гаммы чувств и настроений, а значит и всей глубины смысла того, с чем человек обращается к другому. Недаром тот же мастер художественного слова заметил:
Что скажет звук, движенье или вздор,
Упрямое не перескажет слово.
В отечественной педагогике проблеме использования невербальных средств педагогического общения большое внимание уделяли С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко.
С. Т. Шацкий обращал внимание учителей на необходимость заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. Рассматривая внешность учителя, манеры поведения, интонацию речи, мимику и пантомимику как важные средства воздействия на общающихся, А. С. Макаренко считал необходимым обучать учителей педагогической технике. Ученые считают, что в каждом высказывании, обращенном к другому человеку, есть две части – содержание и отношение . Информация, передаваемая в словах, содержит только значение. Отношение выражается в тоне, тембре, громкости, скорости речи, в мимике, жестах. Особое проявление и использование невербальных средств выявлено на уроках литературного чтения (чтение стихотворений, чтение произведения по ролям), на риторике, на уроках православной культуры.
Учителю важно знать как можно глубже и разносторонне различные способы передачи информации и отношения к ней, чтобы умело ими пользоваться в учебной и воспитательной работе, а также для того, чтобы научиться своевременно и правильно оценивать реакцию учеников, отношение к сообщаемому учителем.
Сложность в том, что учащихся в классе, как правило, 20-25 человек и каждый выражает свое отношение по-своему, хотя у многих есть что-то общее. Поэтому учителю важно развивать у себя объем внимания, способность одновременно видеть всех в классе, рационально распределять внимание.
В психологии выделяют следующие виды невербальных средств общения:
Визуальные:
движения рук, головы, ног, туловища;
выражение лица, выражение глаз;
поза, осанка, положение головы;
направление взгляда, визуальные контакты;
кожные реакции: покраснение, побледнение;
пространственная и временная организация общения;
вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы;
внешний вид: прическа, телосложение…
Акустические:
качества голоса, его диапазон, тональность, громкость, тембр, ритм;
речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель…
Тактильные:
прикосновения, пожатие руки.
Ольфакторные:
запахи окружающей среды;
запахи человека.
Основными задачами невербального общения считают следующие:
создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;
придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;
выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они скоординированы как между собой, так и со словами в целом.
Таким образом, на основании выше изложенного, мы видим, что как вербальные, так и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе играют огромную роль.
Литература:
Рогов Е. И. Психология общения. М. – “Владос”. – 2003г.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. – “Академа”. – 2002г.
Морозов А. В. Психология влияния. – Санкт-Петербург. – “Питер”. – 2001г.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. — “Владос-пресс”. – 2002 г.
Вербальные и невербальные средства общения. | План-конспект:
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение между людьми происходит постоянно. Мы видим, слышим, говорим, взаимодействуем друг с другом используя все доступные нам средства – вербальные и невербальные.
Вербальные средства общения – это речь, устная и письменная. При вербальном общении имеет значение что вы говорите, какими словами выражаете свою мысль, в какой последовательности.
Невербальное общение — это общение без слов. Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют ее. К невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, положение и движения тела, тембр и сила голоса.
Вербальные и невербальные средства общения дополняют и обогащают друг друга, создают комфортное и информационно насыщенное общение. Но когда вербальное не соответствует невербальному идет рассогласование получаемой информации. Содержание сказанного, очень важно, однако, одно и то же содержание, выраженное словесно разными людьми, но с разными жестами и интонациями, нередко производит совершенно разное впечатление — одному поверят, а другому — нет, просьбу одного человека выполнят, а ту же просьбу другого человека — нет. Поэтому надо уделять особое внимание речевой стороне выражения мысли.
Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова, но это можно сделать, используя невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.
К основным способы невербального общения относятся:
— мимика,
— визуальный контакт,
— интонация и тембр голоса,
— жесты и позы,
— межличностное пространство.
Мимика – это выражение лица человека, она является главным элементом отображением эмоций и чувств. Позитивные эмоции распознать намного легче, чем негативные. Эмоции выражаются в мимике таким образом:
Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;
Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;
Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;
Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;
Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.
Визуальный контакт — во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт. Приятные общие темы поддерживают зрительный контакт, а негативные запутанные вопросы заставляют отводить взгляд в сторону, демонстрируя несогласие и неприязнь.
Интонация и тембр голоса – могут меняться во время разговора и зависят от чувств, которые испытывает собеседник. Обращают на себя внимание частые паузы, незаконченные предложения и их построение, сила и высота голоса, а также скорость речи.
Жесты и позы – положение рук и тела во время беседы и то, как они меняются помогают собеседнику понять какое впечатление производи сообщаемая информация.
Межличностное пространство — расстояние между собеседниками играет важную роль в налаживании контакта, понимании ситуации общения. Часто люди выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Если люди заинтересованы друг другом, разделяющее их пространство уменьшается, они стремятся находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:
Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.
Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.
Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.
Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.
Такие рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Детям комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника, а подростки закрываются и желают отстраниться от других.
Правильное использование мимики жестов, языка тела, грамотная речь поможет современному человеку в ведении беседы на самом разном уровне.
Что такое глагол? | Объяснение частей речи
ОПИСАНИЕ
Значок сердца с типами глаголов, определение и примеры
ИСТОЧНИК
Создано Кариной Гото для YourDictionary
90 008РАЗРЕШЕНИЕ
Принадлежит YourDictionary, Copyright YourDictionary
J umping , есть, чихать, и спать — все это глаголы, которые вы, вероятно, произносите за один день, хотя, надеюсь, не в одно и то же время (это может привести к беспорядку). В то время как большинство глаголов показывают действие в предложении, некоторые глаголы обнаружить немного сложнее. Тем не менее, каждое предложение нуждается в одном — или это вообще не предложение.
Что такое глагол?
Глаголы — это слова, обозначающие действие в предложении. Так же, как существительные и прилагательные, они являются одной из восьми частей речи .
Глаголы также показывают:
- время (период времени) предложения
- согласие с субъектом предложения
- состояние существительного
- больше информации о существительном
Распечатанная таблица с девятью типами глаголов поможет вам разобраться с ними и их функциями.
Типы наречий Примеры
Нажмите, чтобы посмотреть и скачатьПримеры глаголов в предложении
Глаголы являются первой частью сказуемого предложения и часто первым словом после существительного или местоимения. Например:
- Боб шел по улице.
- Я обожаю этот фильм.
- Мы пели всю ночь.
- Семья погнала в горы.
Реклама
9 типов глаголов
Глаголы выполняют все функции, поэтому неудивительно, что существует более одного типа. На самом деле существует девять типов глаголов, и их понимание может помочь вам сделать ваше письмо более интересным.
1. Глаголы действия
Глаголы действия описывают действия, которые кто-то может выполнить или продемонстрировать. Большинство глаголов являются глаголами действия. Как правило, глаголы действия следуют за существительными или местоимениями в предложении.
Примеры глаголов действия включают:
- Наоми принял предложение о работе.
- Мы испекли морковный пирог.
- Она погладила платье.
- Марка напитки ванильный латте.
2. Глаголы состояния
- Вы заслуживаете приза .
- Джейн ненавидит влажность .
- Генри любит бильярд .
- я помню ты .
Реклама
3. Правильные глаголы
Большинство глаголов — это правильные глаголы
- Ср провожал на концерт. ( пройти становится пройти )
- Поли солгал своим друзьям. ( ложь становится ложь )
- Дети сыграли в школьном спектакле. ( выполнить становится выполнить )
- Я почувствовал запах дыма в коридоре. ( запах становится запах )
4. Неправильные глаголы
Глаголы, которые изменяют форму в прошедшем времени, неправильные глаголы .
- Я говорил моему соседу. ( говорит становится говорит )
- Мы смотрели новый боевик прошлой ночью. ( см. становится пила )
- Сообщество нервничало. ( войлок становится войлок )
- Нора произнесла красивую речь на свадьбе. ( сделать становится сделать )
5. Переходные глаголы
Переходные глаголы выражают действие и сопровождаются прямым дополнением . Они «переносят» свое действие на другое существительное (подчеркнуто). Многие переходные глаголы не имеют смысла без дополнения.
- Джошуа принес лапшу . ( Джошуа принес не имеет смысла без лапши )
- Сара организовала кухню . ( Сара организовала не имеет смысла без кухня .)
- Могу ли я одолжить твою машину ? ( Могу ли я одолжить не имеет смысла без ваш автомобиль )
- Оливер посылает свою любовь. ( Оливер посылает
Реклама
6. Непереходные глаголы
Непереходные глаголы выражают действие, но за ними не следует объект. Однако за ними может следовать фраза .
- Тереза улыбнулась мне . ( Тереза улыбнулась само по себе имеет смысл)
- Мы сидели на каменной стене. ( Мы сидели имеет смысл сам по себе)
- Лодка плавает в ванне. ( Лодка плавает сама по себе имеет смысл)
- Моя сестра проплакала всю ночь. ( Моя сестра плакала имеет смысл сам по себе)
Некоторые глаголы (такие как clean
7. Глаголы-связки
Глаголы-связки связывают подлежащее с подробностями о предмете. Различные формы глагола to be являются глаголами-связками, в том числе am , is , is и were .
Примеры глаголов-связок включают:
- Damien is опытный мастер .
- Мы стали лучшими друзьями в старшей школе.
- Я я выше моего брата.
Реклама
8. Вспомогательные глаголы
Вспомогательные глаголы , также известные как вспомогательные глаголы , помогают основному глаголу предложения (известному как причастие ), расширив его значение. Вы увидите их в глагольных фразах , где один глагол не образует законченной мысли, или в формах совершенного глагола .
- I уже был там раньше.
- Пол не знает пути домой.
- Он не баллотировался на пост президента.
- Собаки играют во дворе.
Модальные глаголы являются вспомогательными глаголами, которые показывают возможность или необходимость. Они всегда сопровождают другие глаголы действия.
- Мы найдем идеальную тыкву.
- Тиффани может хочу еще порцию пирога.
- Я должен закончить этот проект сегодня вечером.
- Вся команда должна быть
9. Сложные глаголы
Точно так же составных существительных соедините два слова, чтобы создать новое существительное, составных глагола соедините два слова, чтобы создать новый глагол.
Составные глаголы могут состоять из одного или двух слов или могут быть разделены дефисом.
- Не задерживайтесь добро пожаловать.
- Можешь ли ты посидеть с моими детьми сегодня вечером?
- Убедитесь, что ваша новая обувь водонепроницаема.
- я цветной код всю мою картотеку.
Фразовые глаголы — это тип составного глагола, оканчивающегося предлогом . Их часто трудно напрямую перевести на разные языки, потому что они представляют собой английских идиом .
- Можете ли вы вынести мусор?
- Моя девушка только что рассталась со мной .
- Не не отказывайся от своей мечты.
- Дети так хорошо ладят с .
Реклама
Примите меры и проверьте свои глаголы
Обзор и практика — два важных глагола, которые могут помочь вам в изучении грамматики. Поработайте над глаголами (и пойдите еще дальше) с помощью нескольких упражнений для повторения, игр или викторины на тему согласования глаголов ниже.
- Сыграйте в игры с глаголами действия , чтобы проверить свои знания, а также в игры с глаголами-помощниками .
- Узнайте, как определить наклонение глагола в грамматике и насколько это важнее, чем вы думаете.
- Освойте неправильное спряжение глаголов , чтобы избежать ненужных грамматических ошибок. (Затем поиграйте в игры с неправильными глаголами , чтобы закрепить свое понимание.)
- Узнайте, чем сильных глагола отличаются от слабых глаголов, и имеет ли значение эта разница в вашем письме.
VERBAL Синонимов: 15 синонимов и антонимов к VERBAL
См. определение Verbal на Dictionary.com
- прил. разговорный
синонимы к слову словесный
- риторический
- неписаный
- точный
- выраженный
- лексический
- языковой
- буквальный
- устный
- фразовый
- сказанный
- констатированный
- сказанный
- дословно
- дословно
- из уст в уста
См. также синонимы для: устно
Тезаурус 21-го века Роже, третье издание Copyright © 2013 by Philip Lief Group.
На этой странице вы найдете 28 синонимов, антонимов и слов, относящихся к вербальным, например: риторический, неписаный, точный, выраженный, лексический и языковой.
ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ словесные
Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.
Символов: 0/140
ВИКТОРИНА
Викторина «Слово дня»: вдохновение для библиогонии!
НАЧНИТЕ ВИКТОРИНУКак использовать глагол в предложении
Большинство членов городского совета Сан-Диего бойкотировали закрытое слушание во вторник в знак протеста против решения городского прокурора Мары Эллиотт предоставить устные, а не письменные юридические заключения после того, как кто-то в последний раз просочился информации неделя до NBC 7.
УТРЕННИЙ ОТЧЕТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАКОНА О ЯЗЫКЕ ПОДРАЗУМНИКОВ ИСТОРИЯ ГОЛОС САН-ДИЕГО 5 августа 2020 г. ГОЛОС САН-ДИЕГО
В отчете наблюдательного совета в конечном итоге сделан вывод, что действия Браудера были разумными, только если он выкрикивал устные команды Нехаду перед тем, как выстрелить в него.
ПОЛИЦЕЙСКОМУ КОНТРОЛЬНОМУ КОМИССИИ БЫЛО ОТКАЗАНО В ДОКУМЕНТАХ, ИНТЕРВЬЮ В 2015 ГОДУ ОБЗОРЫ СТРЕЛЬБЫ САРА ЛИББИ 22 ИЮЛЯ 2020 ГОДА ГОЛОС САН-ДИЕГО
Эрнандес сообщила следователям, что боялась «вербальной атаки».
ОБВИНЕНИЯ ПОЛУЧИЛИСЬ, ПОТОМ ЧИНОВНИК НАЦИОНАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОКРУГА ПОЛУЧИЛ ПЛАТКУ, ЧТОБЫ МАКГЛОНЕШЬ ПОЛУЧИЛ ОТСТАВКУ 20 ИЮЛЯ 2020 ГОЛОС САН-ДИЕГО
Когда персонал, наконец, освободил его — после всех остальных в его здании — он вступил в словесный спор с офицером, который работал над этаж той ночью.
ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ДОНОВАНА УМОЛЯЮТ О ЗАЩИТЕ, ЗАЯВЛЯЮТ О МЕСТАХ ПОСЛЕ СУДЕБНОГО ИСКА МАЙЯ СРИКРИХНАНА 2 ИЮЛЯ 2020ГОЛОС САН-ДИЕГО
Знаете ли вы, как, когда мы росли, ученики с гордостью называли себя словесными детьми или детьми-математиками, так что вы могли получить 800 на вербальный раздел, хотя вы не любили числа и никогда не сталкивались с ними.
Учебная программа по математике в Америке не складывается (EP. 391) СТИВЕН Д. ЛЕВИТТОМ 3 ОКТЯБРЯ 2019 г. ФРЕКОНОМИКА
Они немногочисленны и устны, но важны, и не были сделаны без консультации со многими критическими авторитетами и версиями.
СОЛОМОН И СОЛОМОНОВАЯ ЛИТЕРАТУРА MONCURE DANIEL CONWAY
Вербальное повествование, конечно, само по себе не имеет ничего общего со сценами и событиями, о которых оно рассказывает.
CHILDREN’S WAYSJAMES SULLY
Эти блестящие результаты были достигнуты после долгих споров, споров и внушительных словесных процедур.
РАДОСТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АРИСТИДА ПУХОЛЬВИЛЬЯМА ДЖ. ЛОКА
Я решил расследовать этот вопрос, так как он был только на словах, чтобы он не стал достоянием общественности.
ФИЛИППИНСКИЕ ОСТРОВА, 1493-1898, ТОМ XX, 1621-1624РАЗЛИЧНЫЕ
При таких действиях его полномочия могут быть либо устными, либо письменными, либо могут быть продемонстрированы ратификацией.