Виды и свойства воображения в психологии: 6. Воображение, его виды, свойства, функции

Содержание

ВООБРАЖЕНИЕ. Общая психология

ВООБРАЖЕНИЕ. Общая психология

ВикиЧтение

Общая психология
Первушина Ольга Николаевна

Содержание

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Литература:

1. Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: Политиздат, 1968.

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982.

3. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

4. Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972.

6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М., 1972.

7. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

8. Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – Минск, 1977.

Воображение

Воображение Можно поощрять людей использовать один из ключевых инструментов преобразования — воображение. Использовать и в сеансе, и в жизни. Процессы действуют именно благодаря воображению. Изменение возможно благодаря воображению. По сути дела, что вы можете

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов предметов, явлений, действий, условий

Воображение

Воображение О важности воображения говорится мало, а между тем творческая деятельность немыслима без воображения. В учении, общении, труде человек, как правило, опирается не только на мышление и память, но и на воображение.Человек должен обладать развитым воображением,

4.6. Воображение

4. 6. Воображение Понятие воображения. Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения. Для того чтобы изменить существующее или создать что-то новое, отвечающее материальным и духовным

8. Воображение

8. Воображение 1. Понятие о воображении.2. Виды воображения.3. Функции воображения.4. Развитие воображения.1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.Можно выделить четыре типа

Воображение

Воображение Способы стимуляции воображения Что делать, если одни дети лучше усваивают логическую структуру материала, а хуже — его конкретную, образную сторону, а другие наоборот?Мы не будем здесь говорить об индивидуальном подходе: если в классе более 30 учащихся, а

8.

 Воображение

8. Воображение Итак, ВНИМАНИЕ!НИКТО, КРОМЕ НАС САМИХ, НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ! Это первое! Второе: МЫ САМИ СОЗДАЕМ СИЛОВЫЕ ПОЛЯ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ! И, наконец, третье: МЫ САМИ АККУМУЛИРУЕМ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ

Воображение и творчество

Воображение и творчество Воображение играет существенную роль в каждом творческомпроцессе. Его значение особенно велико в художественномтворчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата

Воображение

Воображение Творческое воображение в науке основывается на истинеЕсли бы 100 лет назад кто-нибудь сказал людям, путешествующим в дилижансе, пользующимся масляными светильниками, что скоро появится ослепительный, сияющий огнями в ночи Нью-Йорк, что можно будет вызвать

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.Образы

37. Воображение

37. Воображение С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей),

Воображение

Воображение Первой и едва ли не самой специфичной особенностью психики писателя является его воображение, или фантазия. Горький считал воображение «одним из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ». «Нет фантазии, — справедливо писал

РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Он обожал женщин в своем воображении и презирал в жизни.

Д.Е. Будучи произвольными, эротические фантазии в определенной мере навязывают нам себя: если какой-то сюжет возбуждает сильнее других, то именно его фантазирующий проигрывает в своем

6. Воображение

6. Воображение Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, поскольку знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс и порождая эволюцию». Чем больше воображение включается в процесс запоминания, тем лучше работает

Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии :: SYL.ru

Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии – один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Функции воображения

Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.

Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на «серую массу». С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:

  • Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
  • Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
  • Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
  • Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
  • Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
  • Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.

Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.

Основные пути создания образов

Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.

  1. Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
  2. Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
  3. Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.
Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат – уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Пассивное воображение

Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время «ночных киносеансов» мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).

Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.

Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:

  • Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
  • Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.

Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Развитие воображения

Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:

  1. Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
  2. Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
  3. Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
  4. Черчение графиков, схем, диаграмм.
Как видим, воображение и мышление, воображение и творчество психология изучает неотделимо друг от друга. Только их общая функциональность и взаимное дополнение делают нас по-настоящему уникальными индивидами.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая – на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Уровень воображения у разных людей

Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.

Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.

У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на «серую массу» людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.

Мышление: определение, виды и примеры

Что такое мысль? Как мы думаем о чем-то? Существуют ли разные типы мышления? Есть ли вещи, о которых слишком сложно думать?

  • Что такое мышление в психологии?
  • Какие существуют типы мышления?
  • Каковы характеристики мышления?
  • Какие есть примеры мышления в психологии?
  • Как мы можем развивать наши мыслительные способности?

Определение мышления в психологии

Если бы вам нужно было дать определение мышлению, как бы вы его описали?

Мышление в психологии — это процесс сознательного создания и управления мыслями и идеями в уме.

Мышление — важный процесс для человека. Это позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, запоминания, и организации в уме, чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.

Типы мышления в психологии

В психологии различают три основных типа мышления: творческое, дивергентное и символическое.

Креативное мышление

Креативное мышление — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи. Вы можете подумать, что только художники или писатели используют творческое мышление. На самом деле, есть так много способов использовать навыки творческого мышления в бизнесе, технологиях и образовании. Практически все используют творческое мышление!

Исследования показывают, что креативность и интеллект каким-то образом связаны друг с другом, но есть и другие факторы, влияющие на креативность. Воображение человека, окружающая среда и личность могут влиять на его способности творческого мышления.

Дивергентное мышление

Что если мы хотим решить проблемы? Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы помочь нам выбрать лучшее решение, например, попытаться ответить или решить открытый вопрос. Есть много вещей, которые вы могли бы сказать в ответ, но вы хотите дать лучший ответ.

Дети, играющие с кубиками, используют дивергентное мышление, чтобы решить, что и как построить. Они могут построить много вещей из блоков, но им нужно решить, что делать и какие блоки они хотят использовать. Это очень простой пример дивергентного мышления!

Фг. 1 Дивергентное мышление, pixabay.com

Представьте, что вы архитектор. Клиент вручает вам список строительных материалов и идей для дома и просит спроектировать и построить дом, используя как можно больше этих материалов и идей. Есть много возможностей, но вам нужно выяснить, какие варианты плана и стиля лучше всего подойдут вашему клиенту. Поговорите об использовании некоторых продвинутых навыков дивергентного мышления, а также навыков творческого мышления!

Символическое мышление

Представьте, что вы идете в ближайший продуктовый магазин. Вы можете видеть это в своем уме? По каким улицам или дорогам вы доберетесь туда? Символическое мышление — это способность создавать мысленные представления объектов, мест, событий или людей в уме. Маленькие дети часто делают это, когда участвуют в воображаемой игре. Они превращают игрушки и игровые домики в символы реальных вещей. Куколка становится в сознании ребенка настоящим младенцем. Мягкая собака становится настоящей собакой!

Вы помните, что могли создавать новые миры в уме во время игры? Младенцы младше шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Если они не могут видеть объект или человека, его как будто не существует! Вот почему прятки так забавны для детей. Символическое мышление важно и для взрослых. Многие работы, задачи и другие типы мышления требуют способности представить пример чего-либо в нашем уме.

Характеристики мышления в психологии

Люди с развитым мышлением, как правило, имеют несколько общих характеристик. Активное воображение, творческая среда, авантюрный или любопытный характер могут влиять на наши мыслительные способности. Те, кто обладает опытом в определенной области и внутренней мотивацией, также, как правило, обладают более развитыми навыками мышления.

Экспертиза и мотивация

Творческая среда может помочь развивать более высокие мыслительные навыки, такие как творчество. Окружение себя людьми, которые бросают вызов нашим идеям, поддерживают наши мыслительные процессы и наставляют или направляют нас в нашем творческом мышлении, — отличный способ развить наши мыслительные навыки. Думайте о своих мыслях как о саду: правильная среда создаст идеальные условия для роста ваших мыслей.

Экспертиза относится к основательной базе или фундаменту знаний в конкретном предмете, теме или области. Как правило, это также относится к обширному опыту в этом конкретном предмете или области. Вместе знания и опыт создают самую прочную и большую основу для создания новых идей. Прочный фундамент — лучший способ построить прочный дом знаний.

Люди с внутренней мотивацией внутренне стремятся искать ответы на проблемы и вопросы. С другой стороны внешняя мотивация, обучение или работа для выполнения внешних факторов, таких как сроки проекта или запланированные повседневные дела. Однако те, кто занимается более глубокими мыслительными процессами, обычно мотивированы не только внешними наградами или последствиями. Они хотят знать ответ, закончить проект или решить проблему, даже если нет внешней мотивации или вознаграждения.

Концепты и прототипы

Есть еще две характеристики мышления, которые важны в психологии — концепт и прототип.

Концепция — это ментальная категория подобных объектов, людей или событий.

Прекрасным примером является концепция животных. В мире так много разных животных, но мы можем поместить их всех в одну ментальную категорию, основанную на одном сходстве.

Как насчет концепции собак? Разных видов собак гораздо меньше, чем разных видов животных. Как насчет конкретной породы собак, например, далматинцев или ротвейлеров? Теперь концепция еще меньше.

Что, если мы вообще избавимся от ментальных понятий и разложим все по категориям? Нам нужно новое слово для каждого предмета в мире! Концепции помогают нам упорядочивать вещи и быстро извлекать информацию.

Прототипы являются репрезентативными элементами в рамках каждой концепции . Это основные ментальные примеры объектов или людей, таких как собаки, врачи или полицейские.

Мы сравниваем новую информацию с нашим прототипом человека, места или вещи, поэтому мы знаем, как классифицировать новую информацию в уме.

Фг. 2 Концепция и прототип, StudySmarter Original

Примеры мышления в психологии

Каждый раз, когда мы представляем, вспоминаем, решаем проблему или мечтаем, мы используем мыслительные процессы. Как люди, мы постоянно бомбардируемся информацией через наши чувства. Как работает этот процесс?

Вы идете домой и видите щенка. Эта информация от ваших глаз будет отправлена ​​через определенный процесс в мозг. Как только он достигает мозга, вы связываете то, что видите, с мыслями, эмоциями и воспоминаниями, связанными со щенком. Возможно, у вас в детстве был такой щенок. Мозг может связать то, что вы испытываете прямо сейчас, с вашими прошлыми мыслями и эмоциями, подобно поиску в картотеке старой информации.

Как насчет изучения новой информации? Что происходит, когда мы используем дивергентное или критическое мышление? Многочисленные исследования показывают, что навыки критического мышления — лучший способ понять новые концепции.

В одном исследовании исследователи разделили участников на две группы. Первая группа просто репетировала новую информацию, которую им давали. Второй группе было предложено задавать вопросы, чтобы помочь им лучше понять новый материал. Задавать вопросы и пытаться понять ответы — один из примеров критического мышления! Участники второй группы лучше усвоили новую информацию, чем первая группа, которая некоторое время ее просто репетировала.

Как развить навыки мышления

Есть ли способы улучшить мышление? Что мы можем сделать, чтобы помочь себе развить навыки критического или творческого мышления?

Улучшение критического мышления

Существует семь шагов, которые помогут вам улучшить навыки критического мышления по определенной теме:

  • Определение проблемы

  • Исследование 90 022

  • Определить актуальность ваших данных

  • Задайте дополнительные вопросы

  • Найдите лучшее решение

  • 900 21 Поделитесь своими выводами

  • Проанализируйте свое заключение

  • ПОВТОРИТЕ!

Мышление – основные выводы

  • Мышление в психологии – это процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.
  • В психологии различают три основных типа мышления: творческое мышление, дивергентное мышление и символическое мышление .
  • Креативное мышление в психологии — это способность генерировать инновационные, нестандартные или полезные идеи.
  • Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы выбрать лучшее решение.
  • Символическое мышление — это способность создавать мысленные представления объектов, мест, событий или людей в уме.

Эпистемическая ценность воображения

by Eshaan Agrawal

Photo by Peter Burdon on Unsplash

Воображение — один из самых интересных, но наименее изученных аспектов разума. Философы и психологи создали множество теорий о цели воображения и степени его полезности. Философы обычно рассматривали воображение как меньшую умственную способность, которая не способствует созданию знания. Эта статья идет вразрез с историческими прецедентами, исследуя силу воображения и приводя доводы в пользу теории разума, которая использует воображение для создания знаний. Такие философы, как Жан-Поль Сартр, создали большое количество работ, определяющих воображение и иллюстрирующих, почему его свойства не поддаются созданию знаний. Эми Кинд использует примеры таких великих мыслителей, как Никола Тесла, чтобы опровергнуть многие утверждения Сартра и представить правдоподобную модель разума, использующую воображение как важнейшую умственную способность для создания знаний. В этой статье философия Эми Кинд используется в качестве отправной точки, чтобы показать, какую роль воображение должно играть в создании определенного знания посредством диалектического и феноменологического анализа его свойств. В нем сравниваются противоречивые аргументы Кинда и Сартра, чтобы создать более детализированную модель разума, подчеркивающую центральную роль воображения в решении пространственных задач.

Ключевые слова: философия, эпистемология, воображение, когнитивная наука, психология, Эми Кинд


Воображение обычно рассматривалось как умственная способность, не имеющая никакой эпистемологической ценности. Как выразился Брайан О’Шонесси, воображение «выходит за пределы когнитивного контура», или, другими словами, оно не имеет значения для создания знаний (O’Shaughnessy, 2000). Эми Кинд называет это утверждение обвинением в эпистемологической нерелевантности (CEI). В «Как воображение порождает знание» Кинд выступает против CEI и пытается объяснить, как в определенных случаях воображение может служить оправданием убеждений. В этой статье я объясню аргумент Кинд против CEI, а затем предоставлю критический анализ ее аргумента, основанного на произвольном характере воображения. Наконец, я предоставлю нюансированную версию аргумента Кайнда, которая отвечает моей критике и более точно представляет эпистемическую ценность воображения. Но сначала, чтобы дать дополнительный контекст аргументам Кайнда, я полностью объясню, что влечет за собой CEI.

На первый взгляд утверждение о том, что воображение не порождает знания, может показаться совершенно неверным и легко опровергаемым с помощью контрпримера. Например, чтобы вспомнить количество окон в детской спальне, мы призываем наше воображение воссоздать в уме комнату и сосчитать окна. Но в примерах, подобных этому, воображение не дает оправдания нашему новому убеждению о количестве окон; наша память делает. Чтобы вычислить количество окон и оправдать наше убеждение, мы используем нашу память для визуализации прошлого восприятия, на котором основано воображение. Сторонники CEI сосредоточены на способности к обоснованию, которой в этом примере не хватает воображению. Они отрицают роль воображения в том, чтобы вести к любому новому знанию и оправдывать его в этом или любом другом сценарии. Следовательно, в эффективном контрпримере к CEI воображение должно обеспечить обоснование нового убеждения, а не память или какая-либо другая умственная способность.

Большинство философских работ по CEI исходит от Сартра и Витгенштейна, которые утверждают, что определенные особенности воображения мешают ему способствовать нашему пониманию мира. Их утверждения можно свести к трем центральным утверждениям о воображении:

  1. Воображение является произвольным: Как говорит Витгенштейн, «именно потому, что воображение подчинено воле, оно не дает нам никаких указаний относительно внешнего мира». Аргумент, стоящий за этим утверждением, заключается в том, что, поскольку все представления исходят из разума субъекта, а не из мира, представления не принимают во внимание ограничения реальности. Субъект либо заменяет реальную реальность своей собственной волей, либо «субъективной реальностью», и это отсутствие опоры на реальность делает воображение когнитивно пустым. (Витгенштейн, 1980)
  2. Воображение нечувствительно к миру: В отличие от восприятия и веры, воображение нечувствительно к миру. По своей природе убеждения направлены на поиск истины. Мы бы не придерживались убеждения, что мы знаем, что это неправда в отношении мира. Напротив, воображение не является поиском истины, потому что оно, как правило, сильно отличается от мира. Это означает, что они не могут оправдать ищущие истину убеждения о мире.
  3. Воображение неинформативно: Сартр утверждает, что «ничего нового нельзя узнать из воображения, которое еще не известно». (Сартр, 1948) Это основано на убеждении, что содержание воображения содержит только те знания, которые субъект вложил в воображение. Поэтому все в воображении уже известно и не может научить субъекта ничему новому.

Теперь, когда оппозиция утверждению Кинд ясна, я объясню ее аргумент о том, как воображение может быть эпистемически ценным, используя один из ее примеров экстраординарных воображающих. Затем я воспользуюсь этим примером, чтобы опровергнуть три основных утверждения CEI.

Темпл Грандин — изобретатель, который произвел революцию в оборудовании для обработки скота. В детстве Грандин обладала невероятными способностями к визуализации и говорила, что думает образами, а слова были для нее вторым языком. Эти навыки визуализации помогают ей в разработке решений; она говорит, что «визуальное мышление позволило мне [Грандину] строить в голове целые системы». Она даже сказала, что ей не нужны трехмерные компьютерные симуляции, потому что она может делать это «лучше и быстрее» в своем воображении (Грандин, 19 лет).95). Она использовала свою творческую технику моделирования, чтобы спроектировать новую и радикально отличающуюся ванну для окунания — конструкцию, которая используется для обработки коров химическим раствором для предотвращения клещей и паразитов, — которая уменьшила их панику при входе и выходе.


Рис. 1. Элементарная чаша для погружения, которую Грандин усовершенствовал. Атрибуция: «Крупный рогатый скот проходит через ванну для окунания» Алана Р. Уокера под лицензией CC BY-SA 3.0.


Она сделала это, смоделировав дизайн в своей голове и неоднократно изменяя его, пока не была уверена, что он будет работать. Она сказала, что знала, что это будет эффективно, еще до того, как увидела его в действии, потому что была уверена в своих воображаемых имитациях.

История Грандин ясно показывает, как она использовала свое воображение, чтобы оправдать убеждения в отношении ванн для окунания, например, в то, что они будут работать правильно и будут более эффективными, чем ранее существовавшие ванны для окунания. У сторонников CEI есть два аргумента. Они могли бы сказать (1) что ее убеждения необоснованны или (2) что ее воображение не является тем, что оправдывает ее убеждения, но Кинд дает опровержение обоим.

Чтобы ответить на аргумент 1, представьте, что фермер смотрит видео, на котором работает новый погружной чан Грандина. Это, безусловно, оправдало бы веру в то, что это работает. Теперь представьте, что фермер видит компьютерную симуляцию высокого разрешения, которая прекрасно показывает работу чана для погружения; это тоже, несомненно, оправдывает ту же веру. В конце концов, компьютерное моделирование используется для проверки гипотез и получения ответов в большинстве научных дисциплин. Если симуляция на компьютере может обосновать убеждения, то почему мы не можем обосновать убеждения, запуская симуляции в своем воображении? Кажется логичным, что если мы установим те же параметры, что и компьютерная симуляция в нашем воображении, и представим, что произойдет, мы узнаем что-то точно так же, как мы делаем это, запуская симуляции на компьютере. Таким образом, убеждения Грандина явно оправданы.

Чтобы рассмотреть аргумент 2, мы можем снова обратиться к примеру с компьютерным моделированием. Если воображаемая симуляция не представляет эпистемологической ценности для Грандина, то и компьютерная симуляция не представляет никакой эпистемической ценности для фермера, пытающегося понять грандиновскую чашу для окунания. Это не имеет смысла, поскольку легко понять, как компьютерное моделирование выполняет эпистемическую работу, помогая нам понять сценарии; таким образом, этот аргумент также не работает.

Далее я подробно расскажу, как приведенные выше примеры можно также использовать для опровержения трех первоначальных утверждений сторонников CEI, упомянутых в начале статьи.

  1. Пример Темпл Грандин напрямую относится к первому утверждению. Представляя ванну для окунания, Грандин представлял себе сценарий в рамках ограничений реальности и, таким образом, смог развить понимание на основе моделирования. Может показаться трудным поверить, что кто-то может идеально воссоздать реальный мир в своем воображении, но воображение все же может оправдать убеждения о реальном мире, не воспроизводя каждую его часть в воображаемой симуляции. Например, когда игроки воображают сценарии в шахматной игре, чтобы выбрать свои следующие ходы, должны быть включены только ограничения игры в шахматы, чтобы творческая симуляция обеспечивала эпистемическую ценность. Нет необходимости представлять ограничения реальности, такие как гравитация или трение.
  2. Второе утверждение делает ложную эквивалентность между воображением, не являющимся чувствительным к миру и ищущим истину по своей природе, и тем, что оно никогда не может быть чувствительным к миру и ищущим истину. Акт воображения все еще может быть поиском истины, как в случае с Грандин, когда она использовала свое воображение, чтобы смоделировать дизайн своего чана для окунания, чтобы понять, как коровы в реальной жизни отреагируют на это. Ее успех в этом новаторстве является свидетельством того, что воображение способно искать истину и чувствовать мир.
  3. Третье утверждение, что воображение неинформативно, потому что оно содержит только то, что вы вкладываете, неверно. Компьютерная симуляция также принимает только то, что вводит кодировщик, и все же, когда компьютер запускает симуляцию, он предоставляет зрителям новую информацию. Воображаемые симуляции обладают такой же способностью генерировать информацию о мире, даже если субъект уже полностью понимает ограничения и входные данные, введенные в симуляцию.

Подводя итог, Кинд показал, что произвольная природа воображения и отсутствие чувствительности к миру не препятствуют его эпистемологической релевантности. Более того, она показывает, что утверждение о том, что воображение неинформативно, ложно. На примере Темпла Грандина мы можем легко увидеть, как воображение может обеспечить эпистемическую ценность. Таким образом, Кинд показывает, что обвинение в эпистемологической неуместности против воображения несостоятельно. Я не верю, что аргумент Кинда полностью опровергает обвинение в эпистемологической релевантности из-за недостаточного опровержения его первого утверждения, основанного на добровольной природе воображения. В следующем разделе статьи я раскритикую аргумент Кинда, а затем, опираясь на него, опровергну эту критику. Опровержение Кинд первого утверждения, по сути, состоит в том, что Темпл Грандин использует ограничения реальности в своем воображаемом моделировании ванны для окунания, и поэтому она может обосновать, что это работает. Однако я утверждаю, что вера Грандин в то, что чаша для погружения работает, не подтверждается воображением, потому что у нее нет гарантии, что она принимает во внимание все ограничения реальности в своем воображении. Поскольку воображение является произвольным, воображающий (в данном случае Грандин) несет ответственность за импорт ограничений реальности в свое воображение, но он также является единственным судьей этих ограничений. Набор ограничений, введенных в воображение, не оправдывается реальным миром, а только тем, что воображающий думает о реальном мире. Может быть какой-то факт, что Грандин ничего не знает о коровах и о том, как они будут реагировать на какую-то часть ее чана для окунания. У нее нет возможности гарантировать, что она знает всю теоретическую информацию, необходимую для создания воображаемой симуляции, которая будет точно отображать реальность. Без этой гарантии ее вера не будет полностью оправдана до тех пор, пока она не испытает погружной чан в реальной жизни. Таким образом, ее воображение не собирается оправдывать ее веру.

В дополнение к своему примеру с Темпл Грандин, Кинд также использует Николу Теслу как пример того, как воображение порождает знания. Мы также можем использовать этот пример, чтобы проиллюстрировать эту критику. Добрый подробно описывает, как Тесла смог выполнить сложное творческое моделирование, чтобы проверить свои идеи для изобретений и убедиться, что они работают. Тесла говорит: «Прежде чем я помещаю набросок на бумагу, вся идея прорабатывается в уме. В уме я меняю конструкцию, улучшаю и даже управляю устройством» (Уайзхарт, 19 лет).21). Тесла смог проверить многие изобретения в своем воображении, но я все же утверждаю, что его воображение не оправдывало его веру в изобретение до тех пор, пока он не проверил его в реальной жизни. Это потому, что многие из его воображаемых симуляций работали, но некоторые из них также не срабатывали. Например, в 1886 году Тесла придумал и попытался создать термомагнитный генератор. Он был основан на явлении температуры Кюри, когда быстрое нагревание и охлаждение намагниченного железа создавало переменную силу. Однако это изобретение не увенчалось успехом, потому что Тесла не смог учесть ограничения реального мира, связанные с тем, насколько быстро можно нагревать/охлаждать железо (Cookfair, 2021). Это демонстрирует, что у творческого моделирования Теслы не было гарантии, что оно содержит все необходимые ограничения, и поэтому оно ненадежно. Что касается Грандина, то воображение сыграло для Теслы решающую роль в разработке его изобретений, но оно только создавало возможности для изобретения, которое могло бы работать, и не оправдывало/гарантировало, что изобретение будет работать. Таким образом, ни один из этих примеров не демонстрирует оправдывающую ценность воображения и не может эффективно противостоять КИ.

Хотя эта критика может показаться сильной, Ханойские башни (на фото ниже) служат опровержением. Цель головоломки состоит в том, чтобы переместить все три диска с первого полюса на третий полюс, но вы можете перемещать только один диск за раз и никогда не сможете поместить больший диск на меньший диск.


Рисунок 2. Схема Ханойских башен. Атрибуция: «Ханойские башни с тремя дисками» Ури Леви находится под лицензией CC BY-SA 3.0.


Если вы никогда раньше не видели эту головоломку, возможно, вы не уверены, что ее можно решить или как ее решить. Чтобы узнать ответ на эти вопросы, можно представить себе игру в голове и смоделировать возможные решения. Например, можно представить себе перемещение маленького диска к третьему полюсу, затем среднего диска к второму полюсу, затем маленького диска к второму полюсу, затем большому диску к третьему полюсу, затем маленькому диску к первому полюсу, затем среднему диску. к третьему полюсу и, наконец, маленький диск к третьему полюсу. Эта творческая симуляция явно оправдывает веру в то, что эту игру можно решить, и дает знания об алгоритме ее решения. Но чем этот пример отличается от примеров Теслы и Грандина? В симуляции «Ханойские башни» разработчику дается определенное количество ограничений, у которого есть гарантия, что все ограничения доступны воображению. Напротив, примеры Теслы и Грандина имели дело с творческим моделированием, требующим теоретических знаний, что создает ситуацию с неизвестным количеством ограничений. Даже компьютер не смог бы создать симуляцию, которая могла бы обеспечить эпистемическую ценность при тестировании чанов для погружения Грандина и машин Теслы, потому что было бы невозможно узнать и закодировать все потенциальные ограничения в естественном мире.

В заключение, критика аргументации Кайнда показывает нам, что в творческих симуляциях, требующих теоретических знаний, невозможно узнать весь набор ограничений, необходимых для симуляции. Таким образом, воображение не может оправдать убеждения. Однако цель Кайнда состоит в том, чтобы опровергнуть CEI, что требует только одного примера того, как воображение может обеспечить эпистемическую ценность. На примере Ханойских башен мы показываем, что воображение может обосновать убеждения и предоставить нам эпистемическую ценность в ситуациях, когда ограничения, необходимые для воображаемой симуляции, четко определены. Следовательно, обвинение воображения в эпистемологической нерелевантности несостоятельно.

Cookfair, Артур С. «Термомагнитный двигатель Теслы». Вселенная Теслы, 15 ноября 2019 г., https://teslauniverse.com/build/plans/teslas-thermomagnetic-motor.

Грандин, Темпл и Оливер Сакс. Мышление картинками: и другие отчеты из моей жизни e с аутизмом. Винтажные книги, 2020.

Добрый, Эми. «Как воображение порождает знание». Оксфордская стипендия онлайн, 2018 г., https://doi.org/10.1093/oso/9780198717881.003.0011.

О’Шонесси, Брайан. Сознание и мир . Oxford University Press, 2008.

Добавить комментарий