Иллюзия в психологии: виды восприятия
Иллюзия в психологии — искажение реальности, которое человек воспринимает как настоящее. Некоторые считают, что иллюзии и галлюцинации — одно явление, но это ошибочное мнение. Первые возникают на фоне особенностей работы мозга, а вторые вызывают психические нарушения.
Понятие и суть
Иллюзия — искаженное восприятие действительности, которое строится на обмане чувств. Человек начинает воспринимать мнимое за настоящее. Термин «искаженное» обозначает, что объект, который видит индивид, не соответствует окружающей реальности. Искажение можно легко устранить, разобравшись в причинах его появления или же проведя ряд измерений. Иногда иллюзии связаны с тем, во что человек не верит.
Типы искажения:
- Иллюзии, которые связаны водой, воздействием призмы, — миражи, искажения воздуха из-за горячего пара. Основаны на физических явлениях.
- Иллюзии, связанные с особенностями восприятия. Искажения строятся на психологии, физиологии.
Самыми изученными являются визуальные иллюзии. В интернете или специальных учебниках можно найти изображения, которые по восприятию двигаются, но одновременно с этим остаются на месте.
История открытия
Внимание восприятие реальности начало получать с 1899 года. Иллюзии были знакомы людям и раньше, но воспринимались как что-то мистическое и пугающее.
Первые исследователи в этом направлении проводили эксперименты для доказательства того, что иллюзии строятся на ожидании людей. Эти опыты касались поднятия тяжестей в слепую. В ведрах было одинаковое количество песка, но людям говорили, что сейчас им дадут поднять ведро еще тяжелее. Участники эксперимента поверили, что одинаковые по весу ведра тяжелее друг друга.
Первым ученым, который проводил такие эксперименты, был Р. Мюллер. Он предлагал людям оценивать одинаковый вес в разных по размеру емкостях.
После проведения экспериментов Мюллер представил личные доводы относительно подобных искажений в вюрцбургской школе. Ученые из других европейских психологических школ начали развитие, изучение данного понятия в первой половине XX века. Они называли иллюзией аномальные явления, которые происходят в природе —миражи, зрительные искажения из-за преломления света. Такого мнения придерживались психологи из школы Гештальта.
Причины
Причины:
- Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотических средств, которые искажают восприятие реальности.
- Природные физические процессы в природе — миражи, радуга, преломление света через капли воды.
- Искажение, навязанное мнением других людей.
- Психические отклонения, заболевания.
- Физические патологии. Например, при сильном жаре индивид может бредить, видеть вымышленные объекты.
- Сильные переживания, стрессы, нервные срывы, депрессии.
Интересная причина появления иллюзий — синестезия. Это процесс смешивания чувств. Синестезия очень часто встречается у творческих людей:
- Многие музыканты сообщают, что могут видеть особые цвета в моменты звучания мелодий.
- Поэты рассказывают, что рассматривая разные изображения они слышат звуки, которых на самом деле нет.
Виды
Существует разные виды иллюзий. Каждый тип отличается затрагиваемыми областями восприятия, ощущениями, общим воздействием на психику.
Физические
Самыми явными физическими иллюзиями являются оптические искажения. Они вызваны разными проявлениями психики, которые втесняются между человеком и воспринимаемым им объектом, предметом или явлением. Примеры:
- Луна высоко в небе кажется гораздо меньше, чем у горизонта.
- Если погрузить ровную палку наполовину в воду, погруженный конец будет казаться меньше.
- После длительного взгляда на что-то яркое, отпечаток этого объекта останется перед глазами на несколько секунд, но в реальности его не будет.
- Кажется, что горы находятся ближе в ясную погоду при низкой влажности воздуха, чем они есть на самом деле.
Когнитивные
Когнитивные искажения возникают, когда индивид взаимодействует не с самим окружающим миром, а с предположениями о нем. Это приводит к формированию бессознательных умозаключений, которые искажают реальность. Виды:
- Неоднозначные — Куб Неккера, ваза Рубина.
- Искажающие — геометрические оптические иллюзии. Характеризуются искажением длины, размеров, кривизны, расположения геометрических объектов.
- Парадокс искажения — представляются объектами, которые невозможны или парадоксальны.
Отдельны вид когнитивных иллюзий — вымыслы.
Физиологические
Возникают под воздействием усталости, напряжения, эмоциональных всплесков. Искажения физического, физиологического характера временные. Они исчезают самостоятельно через определенный промежуток времени.
Физиологические отклонения создаются на фоне расхождения между реальными объектами и ошибочными явлениями. К этой группе относится ложное восприятие уменьшенных визуально размеров крупного предмета.
Аффективные
Проявляются у здоровых людей физически и психологически. Они связаны с усталостью, психическим напряжением, сильными эмоциями. Аффективные иллюзии проявляются в незнакомых для человека местах, когда он ожидает плохого.
Если человек находится на территории незнакомого частного дома, а в детстве его испугала собака, он будет ожидать нападения животного. Он может слышать несуществующие звуки.
Патологические
Вербальные
Искаженное восприятие звуковых раздражителей. Нейтральная речь другого человека воспринимается как угроза, а враждебные упреки, ругательства, оскорбления не доходят до человека. Если работает радио или телевизор, человек может ощущать, что разговоры дикторов обращены к нему.
Органические
Проявляются искаженным зрительным восприятием объектов, явлений, форм. Неправильно воспринимается сама форма, размеры, цвет, расположение в пространстве.
Осознаваемости
Проявляются возникновением навязчивого ощущения того, что рядом кто-то присутствует. Если не начать лечение, будут развиваться галлюцинации, бред.
Восприятия
Ложное восприятие действительности. При их проявлении человек испытывает чувственные впечатления, которые идут наперекор действительности. Иллюзии могут склонять человека к неверным суждениям, мнениям.
Парейдолические
Изменяется восприятие узоров. При их рассмотрении в сознании человека развиваются сложные образы, которые выстраиваются в фантастические картины.
Как перестать жить в вымышленном мире?
Часто люди живут в вымышленном мире и не осознают этого. Иногда искажения человек навязывает себе сам, чтобы отгородиться от опасностей окружающего мира, закрыться от других. Подобные действия могут привести к развитию психических отклонений, психологических заболеваний. Чтобы исправить ситуацию, нужно:
- Научиться жить по распорядку. Составить его на каждый день. Выделить время для отдыха, работы, увлечений, общения с друзьями, родными. Придерживаться порядка во всем. Это касается графика, рациона, порядка на столе, в шкафах.
- Ежедневно анализировать пережитые ситуации, продумывать способы решения проблем.
- Сменить круг общения, сферу деятельности. Если не хочется терять работу, нужно попроситься в отпуск, чтобы отдохнуть.
Также нужно уделить внимание внутренним страхам, ложным убеждениям, барьерам. Чтобы справиться с ними, нужно обратиться к психологу.
В психологии существуют разные трактовки термина «иллюзия». Каждый из них толерантен к другому. Иллюзия — искажение реальности под воздействием внешних факторов. Они могут быть безвредными или навязчивыми. В последнем случае понадобится помощь опытного психолога.
что это такое, виды иллюзий
Что такое иллюзия
В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.
Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.
В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.
В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.
Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.
При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.
Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.
Виды иллюзий
Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.
Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.
Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.
Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».
И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.
Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.
Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.
Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Мир является иллюзией, в которой живут люди. Что это такое? Психологи называют иллюзией все, что не соответствует реальности. Поскольку человек может заблуждаться в чем угодно, то существует множество видов иллюзии.
Интересным является факт того, как психологи объясняют неспособность человека создать нечто такое, чего он никогда не видел, не слышал и не чувствовал. В пример приводятся корабли Колумба, которые не могли распознать аборигены Америки, пока те не подплыли к их берегам и из них не высадились люди.
Интернет-журнал psytheater.com рассматривает феномен, когда человек видит то, что привык видеть, и не видит того, что не является объектом его желаний, интересов и прочего. Так, каждый человек живет в своем иллюзорном мире. По факту мир один на всех, он не может быть разным. Однако люди на него по-разному смотрят, накладывают на него свои желания, страхи и прочее, отчего один и тот же мир кажется разным людям неодинаковым.
Однако в психологии существует более приземленное понимание иллюзии, которую можно определить по тому, что человек видит, находясь в пустыне под палящим солнцем и длительное время не употребляющий еду и воду. Иллюзия – это картинка того, чего нет на самом деле, искаженное восприятие.
Что такое иллюзия?
У понятия иллюзия есть множество определений:
- Это искаженное восприятие объекта, который реально существует, но кажется в другом ракурсе, обман чувств.
- Это мечта, несбыточные желания.
Иллюзия – это видение некоего объекта в искаженном ракурсе. Это связано с особенностями строения и функционирования органов чувств, которыми обладает человек. Достаточно часто иллюзии являются зрительными. Изменение цвета, который одним кажется зеленым, другим синим. Малейшее передвижение элементов, которые делают объект уже другим предметом.
Иллюзия – это восприятие объекта не таким, каким он есть на самом деле. В примере с аборигенами Америки имелось в виду, что человек вообще не видит того, о чем не знает. А в примере с пустыней человек видит то, чего не существует в том месте, где он находится.
Иллюзии можно сравнивать с обманом, заблуждениями и даже галлюцинациями. Часто иллюзия является следствием неправильной работы органов чувств либо интерпретацией увиденного, услышанного или ощущаемого.
Если иллюзию можно отнести к заблуждениям здоровых людей, то бред и галлюцинации являются явлениями больных лиц. Хотя механизм один и тот же, как и состояние – человек видит одно вместо другого.
Можно вынести некоторую пользу из иллюзии, когда человек заблуждается в том, что он видит, слышит или чувствует. Немало нового было создано лишь потому, что человеку казалось. Многие картины, которые сегодня пользуются ценностью, являются либо эффектом иллюзии, либо следствием бреда их авторов. Многие открытия были сделаны лишь потому, что ученым что-то казалось или чудилось. Многие фантастические сюжеты являются следствием иллюзий. Невообразимые сюжетные линии снов, когда человеку его собственный дом кажется маленьким или когда он не может перейти на следующую ступеньку, поскольку она постоянно от него отдаляется, тоже можно назвать своеобразными иллюзорными явлениями.
Хоть иллюзия является ошибочным восприятием реальности, она все же отыгрывает важную роль в психической деятельности человека:
- Снимает напряжение.
- Дает четкость и понимание.
- Позволяет найти объяснение.
- Дает спокойствие.
Человек в любой ситуации нуждается в четком понимании того, что происходит. И если он чего-то не понимает или не знает, тогда в ход пускаются различные додумывания, фантазирование, домысливание. Все это помогает упорядочить ту реальность, в которой человек находится, даже если в итоге она является сильно искаженной.
На появление иллюзии влияет множество факторов:
- Социум – когда человек меняет свое мнение или восприятие под давлением других людей, которые не соглашаются с его начальным мнением и говорят, что он должен думать, видеть, чувствовать.
- Мотивация – бессознательные устремления и желания создают ложные образы того, что человек видит или слышит.
- Прошлый опыт – когда человек воспринимает предмет именно так, как он уже привык его видеть, чувствовать, интерпретировать.
- Эмоциональное состояние – когда человек интерпретирует, объясняет, видит мир в зависимости от своего настроения.
- Психологическое состояние, самооценка, подверженность внушению и пр. – когда человек смотрит на мир в зависимости от своих состояний.
- Убеждения и шаблоны мышления – когда мир воспринимается так, как человека научили его видеть.
- Привычки – когда человек не задумывается, а шаблонно реагирует на происходящее, что лишает его гибкости, живости и свежести идей.
Виды иллюзий
Иллюзий существует очень много. Рассмотрим самые распространенные ее виды:
- Аффективная иллюзия, которая основана на эмоциональном восприятии объекта. Например, девушка под действием страха в темном переулке спутает мусорный бак со стоящим человеком. Стоит только подойти к предмету, чтобы получше его рассмотреть и развеять свою иллюзию. Однако страх и иллюзия будут сказываться на поведении девушки, которая убежит от мусорного бака, думая, что это маньяк.
- Иллюзия внимания (схожа с иллюзией установки) – бывает повышенной или сниженной. Повышенное внимание сказывается на том, что человек может слышать телефонный звонок, когда он его ожидает услышать. Сниженное внимание заключается в восприятии одного слова другим при нежелании изучать информацию. Можно по ошибке прочитать «Душевные установки» вместо «Душевые установки».
- Парейдолические иллюзии (парейдолии) – когда человек в некоем рисунке или даже наборе хаотично построенных деталей видит некий образ. Этот образ может быть не только статическим, но и динамичным, например, человек видит на картине стадо скачущих лошадей, что происходит в движении.
Парейдолические иллюзии являются самыми интересными, поскольку позволяют на примере увидеть, как человек искажает восприятие мира. На один образ, при таком же освещении, расположении и окрасе он накладывает другой образ, который практически первому ничем не противоречит.
На данной основе хорошо базируется такой известный всем психологический совет, как изменение своего отношения к происходящему. Когда человек от чего-то страдает, ему предлагается изменить свое отношение к происходящему, то есть:
- Увидеть реальность такой, какая она есть – избавиться от иллюзии того восприятия, из-за которого человек страдает.
- Придумать другую иллюзию, которая идеально накладывается на первую при тех же параметрах и обстоятельствах происходящего.
Выделяют другие виды иллюзий:
- Вербальная – когда человеку слышится не то, что было сказано. Например, человек слышит «Как же ты ей надоел!» вместо «Дождь прошел». Такая иллюзия очень распространенная. Каждый может вспомнить, как вместо одного слова он слышал другое, из-за чего смысл сказанного искажался.
- Культурная – искаженное восприятие мира из-за предрассудков, религии, политической позиции и пр.
- Личностная — искаженное восприятие из-за опыта, уровня образованности, психических защит, эгоцентризма и пр.
- Оптическая:
- Оптико-физическая – например, ложка, которую погрузили в воду, кажется надломленной из-за возникшего отражения на воде.
- Физиологическая – например, если поднять обеими руками два предмета одинаковой массы, а затем заменить один предмет на третий такой же массы, то в этой руке вещь окажется более легкой, нежели в той, где предмет не менялся.
- Метаморфопсия (органическая иллюзия) – искаженные зрительные восприятия в цвете, объеме, форме, расположении. Недвижущиеся предметы могут начать двигаться, когда в действительности остаются на месте.
- Слуховая – когда искажаются звуковые сигналы: тональность, слова, расстояние.
- Тактильная – искажение физических ощущений.
- Вкусовая, обонятельная – когда неправильно воспринимается вкус, например, кислое кажется сладким.
- Иллюзии восприятия времени – когда человек теряется во времени, датах, называет другое время.
- Иллюзии осознаваемости – когда человеку кажется, что рядом с ним кто-то находится. Являются предвестником бреда или галлюцинаций.
Иллюзия жизни
Человек смотрит на других людей и сам додумывает, как они живут, чем развлекаются, какими являются. И поскольку человек думает хорошее о тех, кого плохо знает, то ему кажется, что они живут счастливее него. Человек плохо думает о тех, кого он хорошо знает. Но когда люди ему малознакомы (причем они показывают себя только с лучшей стороны), ему кажется, что у них жизнь лучше его.
Это называется иллюзией жизни, когда вам кажется, что другим людям лучше живется только потому, что вы не знаете, как дела обстоят на самом деле. Вы не знаете людей. Они показывают себя только с лучшей стороны (так делают все при первых встречах). И вам кажется, будто они счастливее, успешнее, умнее, гармоничнее вас. Но как часто оказывается, все, что вам казалось поначалу, было вашей фантазией. Вы додумывали ту информацию, которой вам не хватало. А оказывалось, что другие люди живут так же плохо, проблемно и несчастно, как и вы.
Все люди поначалу стараются казаться успешными, счастливыми и здравыми. Но чем больше с ними знакомишься, тем больше понимаешь, что у них тоже есть проблемы, нерешенные вопросы, комплексы, недостатки и т. д. Другие люди живут не лучше и не хуже вас, а просто по-своему. У них тоже есть ситуации, которые их раздражают, и проблемы, которые они не могут решить. Это ваши иллюзии, если вы думаете, что кто-то живет лучше вас. Несомненно, у кого-то может быть то, чего нет у вас. Но это еще не значит, что у этих людей нет проблем.
Не витайте в иллюзиях. Лучше узнавайте реальную историю людей, чтобы понимать, что она тоже полна тех же страданий и разочарований, которые имеются и у вас.
перейти наверхИтог разрешения всех иллюзий
Самой большой иллюзией, которой обладает практически каждый человек, является то, в каком мире он живет. Мы заблуждаемся в отношении самих себя (какими людьми являемся, какими качествами обладаем и на что способны). Мы заблуждаемся в отношении других людей (как они живут, кем являются, что думают и чувствуют). Мы заблуждаемся в отношении того, в какой стране живем. И вообще весь мир является неразгаданным для человека. Это только кажется, что мы все знаем и понимаем. А на самом деле мы знаем лишь то, что нам сказали другие люди, которые тоже ошибаются, основывают свои знания на полученной извне информации, сами догадываются, фантазируют и додумывают.
Человек живет в мире иллюзий, которые ему вменяют другие люди. И он им поначалу верит, а потом и сам становится творцом своих иллюзий.
Если говорить о том, что психически и физически здоровый человек что-то искаженно воспринимает, то речь идет об иллюзиях. Если же искаженное восприятие является следствием неправильной работы анализаторов, головного мозга или психических отклонений, тогда речь будет идти о других состояниях.
Общая психопатология | Обучение | РОП
Классификация иллюзий (продолжение)
Б. По механизму развития.
1. Иллюзии невнимательности: возникают при недостатке внимания или в условиях, затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения, большое расстояние и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка), незнакомый человек издалека принимается за знакомого и т.д. Возникновению подобных иллюзий часто способствуют ожидание восприятия определенного объекта («человек видит то, что ожидает увидеть»), например, человеку, собирающему грибы в лесу, в первое мгновение опавший лист может показаться грибом, так как его восприятие в настоящее время настроено на восприятие грибов. Иллюзии этого типа исправляются сразу же, как только мы сосредоточим наше внимание на воспринимаемых объектах или получим о них дополнительную информацию (например, рассмотрим человека, вначале принятого за знакомого, с более близкого расстояния).
2. Аффективные иллюзии (аффектогенные иллюзии)
А в темноте, страшилищами бредя,
Мы куст принять готовы за медведя.
(У.Шекспир)
Возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей; больной с бредом преследования, ожидающий, что его могут убить, на высоте страха, вызванного этими мыслями, слышит в нейтральных словах окружающих его людей угрозы в свой адрес, ругательства, обвинения (вербальные иллюзии), случайный предмет в руках соседа по палате кажется ножом, фонендоскоп в руках врача — удавкой и т.д. Иллюзии данного типа обычно понятны с точки зрения преобладающего в настоящий момент аффекта и могут приводить к поступкам, отражающим эти переживания (например, защищая себя от мнимых преследователей, больной может напасть на них сам).
3. Парейдолические иллюзии или парейдолии (от греч. para — около и eidoles — образ) — зрительные иллюзии, возникающие при рассматривании конфигураций линий (узоров), теней, расцветок различных объектов или поверхностей, в которых эти реальные объекты претерпевают причудливо-фантастическую трансформацию: в рисунках обоев, бликах света на стенах, облаках на небе больные начинают видеть необычные, подчас экзотические растения, животных, людей, сцены различного содержания. Иногда эти образы как бы оживают, начинают трансформироваться, что воспринимается как их движение или развитие некого сюжета (больные, прежде переносившие подобные состояния, столкнувшись с ними вновь, называют их «мультиками»). Парейдолии возникают непроизвольно (помимо воли), обычно они мало связаны с каким-либо аффектом и не исчезают, когда внимание сосредотачивается на восприятии тех объектов (узоров и пр.), на основе которых они развиваются.
Иллюзии невнимательности и мимолетные аффективные иллюзии в ситуациях, предрасполагающих к волнению, могут возникать у лиц без психических расстройств.
Иллюзии, возникающие по механизму аффектогенных при помрачениях сознания или бредовых и аффективно-бредовых психозах, отличаются отсутствием критики к этим расстройствам, относительной стойкостью; они, как и галлюцинации, могут приводить к опасному поведению больных.
Парейдолические иллюзии возникают при интоксикациях некоторыми психоактивными веществами (например, психодислептиками — каннабиоидами, ЛСД и пр.), при делириозном помрачении сознания, на начальных стадиях которого они предшествуют развитию галлюцинаций (!).
Иногда выделяют еще один вид иллюзий — иллюзии узнавания:
- Симптом «отрицательного двойника» (синдром Капгра) — знакомые люди воспринимаются как незнакомые (например, родственники или близкие были заменены двойниками, злоумышленниками, которые являются их точной копией).
- Симптом «положительного двойника» (синдром Фреголи) — незнакомые люди воспринимаются как знакомые (в посторонних, случайных людях узнают своих знакомых, родных и пр.).
В основе иллюзий узнавания может быть нарушение восприятия лиц (патология, близкая к прозопагнозии, — гипо- или гиперидентификация лиц), но может быть и нарушение мышления — бред.
Термин «иллюзии» часто употребляется и в других, немедицинских значениях:
— заблуждение, поверхностное суждение, фантазия, иногда облегчающий самообман («предаваться иллюзиям»). Такие иллюзии, в отличие от иллюзий восприятия, описанных выше, можно обозначить как когнитивные иллюзии;
— в физике рассматривают возникновение иллюзий, связанных с особенностями сред, в которых находятся предметы. Например, ложка в стакане с водой кажется искривленной, так как плотность воздуха и воды различна. Такие иллюзии называют физическими;
— в психологии и физиологии часто рассматриваются так называемые оптико-геометрические иллюзии. Это иллюзии, возникновение которых обусловлено особенностями строения и функционирования органа зрения, их суть в том, что видимые отношения элементов фигур не совпадают с фактическими (например, среди двух линий одинакового размера большей будет казаться та, у которой на концах расположены стрелки, обращенные внутрь, а меньшей — линия, у которой стрелки обращены наружу; см. рисунок). Так как такие иллюзии не имеют отношения к патологии психической деятельности, в медицине их обычно называют физиологическими.
Иллюзия Мюллера—Лайера. Длина горизонтальных линий на самом деле одинакова.
чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?
Пришедшее с латинского языка слово «иллюзия» переводится как обман или заблуждение. Это и остается самым точным описанием этого термина. Яркий красочный мир иллюзии — не всегда вымысел, но всегда это обманчивое ощущение, которое вырывает из реальности и мешает жить обычной жизнью. Причин возникновения иллюзий много, равно как и ее видов.
Что такое иллюзия?
Подобное явление может создать умелый фокусник или сама мать — природа, но случается, что человек сам вводит себя в обман. Иллюзия это, когда реальный объект ли явление воспринимаются в искаженном виде и понимаются неоднозначно. Считается, что иллюзия спутник каких-либо психических болезней, но это не совсем верно, здоровый человек так же способен на себе ощутить иллюзию. Как можно увидеть иллюзию?
- Вследствие оптического обмана.
- Находясь в непривычном для человека состоянии (наркотическое опьянение, при патологии или стояния аффекта).
В житейском понятии, под иллюзией подразумевают надежды и мечты. Нереальный мир, который создает иллюзия, является миром самообмана, и служит как средство, которое облегчает человеку жизнь или вовсе является полётом его фантазии. Человеческое сознание всегда стремится оградить себя от потрясений и стремиться к иллюзии, побуждает мечты о чуде, создает образы «красивой жизни» или идеальных людей.
Чем иллюзии отличаются от галлюцинаций?
Жизненные ситуации могут создавать такие условия, при которых у людей будут наблюдаться расстройства восприятия. Вызывать подобные расстройства могут иллюзии и галлюцинации, от них не огражден даже здоровый человек. Как отличить одно от другого:
- Вследствие иллюзии можно увидеть реальные вещи совершенно с другой стороны или с большим искажением действительности. Обычные ошибки, с которыми человек может что-то увидеть, к примеру, в сумраке принять одни вещи и предметы за другие, яркий лист с дерева принять за грибную шляпку, могут быть у вполне здоровых людей. Следует отличать подобные ошибки от болезненного восприятия действительности.
- Галлюцинации появляются там, где ничего нет. Преследующие образы могут возникнуть на фоне психоза. У здоровых людей возникают, если они находятся в состоянии, когда их сознание изменено.
Иллюзии восприятия
Восприятие человека несовершенно, и порой можно увидеть образ, услышать звук, почувствовать вкус не такой, каким он является на самом деле. Нормальное явление, что на фоне искаженного восприятия головной мозг выстроит образы не соответствующие реальности. Человек способен создать видимость того, чего нет в реальности или напротив не заметить очевидность. Иллюзия восприятия в психологии — это наблюдение явлений, даже если человек понимает, что это на грани возможного. Так можно увидеть мираж, искажение объекта в воде и многое другое.
Какие бывают иллюзии?
На каждый орган чувств найдется минимум одна иллюзия, их очень много. Виды иллюзий, которые может переживать человек имеют свое подразделение:
- оптические – это ошибочное зрительное восприятие;
- звуковые – сбой в слухе;
- физиологические – периферические или центральные звенья органов чувств заработали не правильно;
- осознаваемости – ощущение присутствия, относят и к формам галлюцинации;
- физические – связаны с явлениям природы;
- аффективные – могут появиться при резкой смене настроения;
- органические – ошибочное восприятие цветов, размеров и форм;
- парейдологические – создание при помощи мысли картин.
Парейдолические иллюзии
Иллюзорные восприятия реальных объектов называются парейдологической иллюзией. Такие иллюзии могут возникнуть, когда человек рассматривает рисунок обоев, ткани, пятна или трещины, облака. Можно увидеть не только лица или предметы, но и фантастические образы. Происходит это в результате эффекта двойственного изображения, когда иллюзия возникновения глубины или распознавательных образов создана специально, для провокации. Такой вид может наблюдаться у нескольких людей сразу при рассмотрении, какого-то общеизвестного предмета, например культурного достояния.
Аффективные иллюзии
Находясь в определенном эмоциональном состоянии души, и при этом, оказавшись в незнакомом месте, человек способен увидеть почти невероятное. Яркий пример – ночное посещение кладбища. Находясь под действием страха и в ожидании чего-то недоброго, любой человек способен увидеть аффективную иллюзию. Или при боязни пауков, и наличии нового, незнакомого места, человек будет опасаться их появления отовсюду. Многие люди способны увидеть разные разновидности иллюзий. Аффективная иллюзия может появиться даже у здорового человека.
Физические иллюзии
Некоторые летчики в своих рассказах акцентируют внимание, что если лететь над морем, когда в нем отражаются звезды, то возникает ощущение перевернутого полета. Основная особенность физических иллюзий, это их зависимость от психического состояния. Иллюзии физиологические или физические — это кратковременные явления, они эпизодичны. Если человек способен критически оценить ситуацию, понять, что это иллюзия, то это свидетельствует о его психологическом здоровье.
Как создаются физиологические иллюзии? Яркий пример – это нарушение глазомера, когда «на глаз» очень сложно определить расстояние от человека до объекта. Реальные показатели и ложное восприятие расстояния и порождают такой тип иллюзии. Почти все люди сталкиваются с подобным типом иллюзии и зная, что это иллюзия, легко корректируют ее. Подобный тип иллюзий это особенность строения глаза и световые эффекты.
Когнитивные иллюзии
Возникают такие явления благодаря тому, что человек начинает строить предположения о мире, которое приводит к анализу, порой бессознательному. Когнитивные иллюзии это ошибочное мышление, оно складывается в результате ментального поведения. Такая иллюзия человека — это пример быстрого мышления, если бы человек изначально провел анализ своих мыслей, то она бы не возникла. Когнитивные искажения активно изучает психотерапия потому, что они несут в себе последствия личностного и социального характера.
Иллюзии — психология
Все люди склонны к переживаниям, принятию сложных решений, ищут ответы на вопросы. Иллюзий у людей возникают, что бы снять неопределённость в некоторых вопросах. Что такое иллюзия в психологии? Это формирование собственного образа видения и подмена его, взамен настоящему и реальному. Иллюзии могут помочь человеку снять беспокойство и напряжение. Даже если в иллюзиях образ будет негативно окрашен, то человек будет предупрежден, чего ему следует опасаться.
Такое мышление изначально ошибочно и может ничего общего с реальностью не иметь. Психологи не относят такие иллюзии к болезням человека, но рекомендуют перестать жить в иллюзорном мире. Жить иллюзиями постоянно, по меньшей мере, глупо. Если человек живет и питает постоянно иллюзии в отношении других людей, то ему необходимо обратиться к психологу.
Причины иллюзий
Когда человек наблюдает, как ложка согнулась при погружении в стакан с водой, то это не нарушение психики. Это иллюзия, которая может возникнуть у любого здорового человека. Иллюзии чаще возникают у человека с бурной фантазией, посещают людей творческих. От напряжения или усталости люди могут увидеть и услышать что-либо неправильно. Но если иллюзия уже верная подруга и наведается с завидной периодичностью, то это скорее уже заболевание психики.
Значение имеет и какая конкретно иллюзия приходит к человеку. Звук капающей воды из закрыто крана, это еще не повод бежать к врачу, куда серьезнее, если периодически слышатся голоса. О причинах многих иллюзий не известно и по сегодняшний день, научного объяснения они не имеют. Жить в мире иллюзий — это осуществлять строительство своей жизни так, как будто существование человека происходит в другом мире. Не имеет значения, лучше иллюзорный мир или хуже, главное то, что он другой.
Как перестать жить в иллюзиях?
Поведение человека в тех или иных ситуациях и его решения приводят всегда к определённым последствиям. Человек, который выбрал для себя путь жить иллюзиями, начинает использовать правила вымышленного мира в реальном. Он выбирает для себя ту модель поведения, которая могла бы быть эффективной в его иллюзорном мире, но не в действительности. Питать иллюзии в легкой форме, даже иногда полезно, а вот жить в них опасно, поэтому нужно знать, как избавиться от иллюзий.
- Стоит совершить попытку прогнуть мир иллюзии под самого себя. С ним надо начать войну в своем подсознании и выжечь все те представления, которые далеки от реальности. Люди, которые продолжают жить в придуманном мире, это будущее демонстранты. Они готовы излить свой гнев на всех, кто под рукой. Они жалуются на жизнь случайным людям, попутчикам, в социальных сетях.
- Человеку следует понять, что реальность такая, какая есть, другой она не будет. Все неудачи вызваны не тем, что плох человек, а тем, что он неправильно действует, оглядываясь на свои иллюзии. Человеку стоит повзрослеть. Стать взрослым это не отказаться от своих целей и перестать хотеть видеть свою жизнь лучше, это значит принять правду, познать мир, научиться его правильно понимать.
Иллюзии – искаженное восприятие реально существующих объектов (отличаются психологической непонятливостью, выпадением из смыслового контекста ситуаций).
Классификация:
I.Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего подразделяются на аффективные или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.
· Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение. В таком напряженном состоянии человек прозрачную штору ошибочно воспринимает как качающийся скелет, пальто на вешалке кажется страшным бродягой, галстук на спинке стула — ползущей змеей, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т.д.
· Вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит (что обычно также бывает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему.
· Парэйдолические иллюзии — расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются изменённо, обычно в причудливо-фантастическом виде. Например, узор на обоях воспринимается как гигантская жаба, тень от торшера — как голова какого-то страшного ящера, узоры на ковре — как прекрасный, никогда прежде не виданный пейзаж, очертания облаков — как живописная группа людей.
I.Физические, физиологические и психические.
А) Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.
Б) Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.
В) Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.
· Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.
Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.
II.Основывается на их разграничении по анализаторам:
· зрительные,
· слуховые,
· тактильные,
· обонятельные,
· вкусовые.
Чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения1. Однако скорее всего они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни,
Иллюзии не являются абсолютным признаком психического заболевания, поскольку встречаются и у здоровых людей. Однако в отличии от последних у психически больных иллюзорные расстройства множественные и включаются в общую психопатологическую симптоматику того или иного заболевания. Они с трудом выявляются во время беседы с больным, так как часто оттесняются более тяжелыми расстройствами — галлюцинациями. Обычно практически здоровый человек критически относится к появлению у него иллюзий, правильно осмысливает и вовремя корригирует их. Психически же больной принимает кажущееся за действительное, не анализируя с достаточной критикой развившееся у него патологическое расстройство. У здорового человека иллюзорные переживания, как правило, единичны, преходящи, у больного они более разнообразны и устойчивы.
Нарушения сферы восприятия, особенно галлюцинации и иллюзии. относятся к числу важнейших, классических признаков психических расстройств, более того, большинство из них являются показателем грубого и тяжелого нарушения душевной деятельности — психоза. Гиперестезии, гипестезии, анестезии — признаки непсихотическиж отклонений, а наиболее выраженные и стойкие сенестопатии — показатели, по крайней мере, субпсихотических расстройств.
Верите ли вы, что видите мир таким, какой он есть? Или согласны с Антуаном де Сент-Экзюпери, который говорил, что в действительности все не так, как на самом деле?
Большую часть информации о внешнем мире мы воспринимаем через зрение, но можно ли всецело полагаться него? Ведь мы знаем, что существуют зрительные иллюзии, что они имеют физиологические основы и связаны с тем, как организован зрительный анализатор человека.
«Иллюзия» в переводе с латыни — «ошибка, заблуждение». Может ли зрительная иллюзия привести, в свою очередь, к иллюзии психологической? Могут ли особенности зрительного восприятия мира внешнего отразиться на особенностях нашего внутреннего мира, на нашем мышлении и мировоззрении? И вообще, как связаны между собой зрительное восприятие реальности и та картина мира, которую мы у себя формируем?
Зрительные иллюзии
Чтобы ответить на все эти вопросы, рассмотрим особенности процесса зрительного восприятия. Знаете ли вы, что зрительную информацию о мире нам дает прежде всего мозг, а не глаза? Причем зрительный анализатор, включающий мозг и глаз, — не фотокамера, не фотоаппарат, а преобразователь. На примере рисунков 1 и 2 мы можем в этом убедиться.
Видите ли вы на рисунке 1 верхний серый квадратик как более темный по сравнению с нижним? А верите ли вы, что они одного и того же оттенка серого цвета? А между тем это так. И вы можете в этом убедиться, если закроете чем-нибудь линию их соединения. На чем основана эта иллюзия? Дело в том, что, когда мы смотрим, глаза превращают свет, отраженный объектом, в электрический сигнал, который посылается по нейронному пути (называемому оптическим нервом) к задней части мозга (зрительной зоне), где происходит анализ информации. Мозг пытается определить, в какой части пространства находится объект. Оттенки и тени дают мозгу догадку, что верх — это хорошо освещенная серая поверхность, а низ — плохо освещенная белая поверхность. Но, как мы видим, в данном случае это приводит к иллюзии — два одинаковых оттенка мы видим как разные.
На рисунке 2 — похожая иллюзия. Она впечатляет еще больше. Если вы не верите, что квадратики, на которых написаны буквы А и Б, одного цвета и даже оттенка, просто вырежьте их и сравните.
Почему это происходит? Дело в том, что в мире с единственным источником света — Солнцем — наш мозг научился доверять теням как надежному способу узнать о положении объекта в пространстве, что и приводит к подобным иллюзиям. Что-то воспринимается как освещенное светом, что-то — как находящееся в тени, и мозг делает соответствующие корректировки.
Например, что вы видите на рисунке 3? Верите те ли вы, что на нем изображены два идеальных вписанных друг в друга круга? Или на рисунке 4 — видите ли вы синие линии параллельными? А между тем, это так — в обоих случаях.
Из вышесказанного и увиденного можно сделать вывод: если мы что-то видим собственными глазами, и, мало того, большинство людей видят то же самое, а кто-то говорит нам, что это не так, то именно он один может оказаться прав. И наш критерий — доверять большинству — не всегда верен. И если большинство говорит, что нечто очеВИДНО (то есть видно собственными глазами), — то это все равно еще не факт!
Еще Платон в своем труде «Государство» говорит, что мы все находимся в «пещере» и видим мир теней. Философ приводит такую метафору: люди сидят в пещере, прикованные цепями таким образом, что могут смотреть только на стену пещеры и видеть на ней тени, которые создаются всем, что освещено солнцем у ее входа. Здесь «цепи» — это наши органы чувств, которые, как мы увидели, действительно могут нас обманывать.
Очень близкий образ дается в древнем индийском философском тексте Бхагавадгита (шестая книга «Махабхараты»): «Кто позволяет, чтобы его разум привязывался к объектам ощущений, становится заключенным и порабощается ими».
Как видим, философы и на Востоке, и на Западе представляют человека, доверяющего своим ощущениям, как заключенного, прикованного цепями.
Согласно Платону, объективный, или чувственный, мир — это тот мир, который воспринимается с помощью органов чувств. И можно сказать, что это мир иллюзий. Не только потому, что он изменчив, непостоянен во времени, но еще и потому, что человек не может полагаться на чувственный опыт, ибо этот опыт ограничен и не ведет к мудрости. На его основе человек формирует только мнения. Подлинное же знание рождается от прямого созерцания идей в мире умопостигаемом. Платон считал, что все мнения, не основанные на знании, никуда не годятся. «Даже лучшие из них и те слепы. Если у людей бывают какие-то верные мнения, не основанные на понимании, то они ничем не отличаются от слепых, которые правильно идут по дороге».
Мнения — это все, что исходит из чувственного опыта, а не опыта разума.
Согласно современным психологическим представлениям, есть три пути познания: пути рассудка, разума и интуиции. Рассудок — логический ум, которому современный человек так часто доверяет; этот ум догматичен, категоричен, не вникает в суть. Он не способен выйти за пределы анализируемого содержания и оперирует в рамках сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам. Разум способен выйти за пределы наличного знания, постичь единство противоположностей, суть вещей. Интуиция, как ее определял Спиноза, — это «высшее состояние Разума». Сегодня доверяют логике, рассудку, но, как видим, это довольно ограниченный инструмент познания мира. Физик, астроном, философ А. Пуанкаре когда-то сказал: «Чистая логика всегда привела бы нас только к тавтологии; она не могла бы создать ничего нового; сама по себе она не может дать начало никакой науке… Чтобы создать геометрию или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова »интуиция»».
Если вернуться к зрительным иллюзиям, то существуют иллюзии цвета, движения, формы, перспективы, как на рисунке 5. Какими вы видите горизонтальные палочки, лежащие на дороге? Как вы догадываетесь, они одинаковой длины. Мозг использует глубину и перспективу, чтобы узнать об окружающем мире, и создает целостную трехмерную картину мира. Важно отметить, что мозг воспринимает мир целостно, связанно. В самой структуре мозга заложено представление о мире, Вселенной как о едином целом. Представление о мире как о едином живом организме существовало уже у античных философов. Древние греки называли мир «космос», то есть «порядок, красота, гармония». А что такое гармония? Это созвучие части целому. То есть красота — свойство целого, не части.
Сегодня физики согласны с древними представлениями о единстве мира. К примеру, Дэвид Бор считает, что «…неделимое квантовое единство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью».
Удивительно, но нейрон (клетка головного мозга) и Вселенная по структуре очень похожи. Недаром ученые говорят, что внутри каждого из нас спрятана целая Вселенная.
Психологические иллюзии
Рассмотрим, каким образом зрительные иллюзии могут становиться основой иллюзий психологических. Согласно современным исследованиям, большую часть информации об окружающем мире (80–90%) человек получает благодаря зрению. В свою очередь, то, как мы видим, влияет на нашу «точку зрения», мироВОЗЗРЕНИЕ. То, что мы видим, — внешнее; наши представления, мировоззрение — внутреннее. Развитие психики человека происходит от внешнего к внутреннему. Этот процесс называется интериоризацией: внутренние структуры человеческой психики формируются благодаря усвоению структур внешней деятельности. Так, сначала формируются внешние пространственные представления, потом внутренние (не только пространственные). Когда человек строит представления о чем-то, он опирается на аналогии органов чувств, разных анализаторов (не только зрительных, но слуховых, тактильных и пр.). Например, о человеке мы можем говорить: глубокий / поверхностный, близкий / далекий, тяжелый / легкий, кислый / сладкий и пр. И эти слова будут для нас иметь понятный нам смысл, раскрывать особенности человека.
Пространственное, образное мышление лежит в основе воображения и процесса мышления как такового, и то, как и что мы видим, несомненно влияет на нашу «точку зрения», нашу внутреннюю позицию. Если использовать метод аналогий, зрительные иллюзии помогут наглядно увидеть, что может лежать в основе психологических иллюзий. Надо сказать, что метод аналогий — один из основных, он помогает нам понять что-то новое, чего не было еще у нас в опыте. Он связывает новую информацию с уже известной нам. Без этого она бы просто «проваливалась», не могла бы закрепиться.
Обратимся вновь к зрительным иллюзиям. Посмотрите на рисунок 6. Длина линий А и Б одинакова, но линяя А кажется короче. На рисунке 7 круг в центре, окруженный маленькими кружочками, выглядит больше, чем тот, что окружен большими кругами.
Если нечто окружено чем-то небольшим, то оно воспринимается более значительным, и наоборот. Какое психологическое заблуждение может проиллюстрировать нам эта зрительная иллюзия? Если человек ставит перед собой маленькие цели и задачи, которые легко выполнить, не прикладывая много сил и способностей, если он окружает себя «маленькими» людьми, то на их фоне он сам будет казаться (прежде всего, себе самому) более значительным и важным. И мы по опыту знаем, что это действительно так.
Следующий рисунок поможет осознать пространственные основания еще одного субъективного заблуждения. На рисунке 8 желтая линия, расположенная ближе к нам, воспринимается меньшей, чем дальняя. Это уже рассмотренная нами иллюзия перспективы. Какая психологическая иллюзия может на ней основываться? Все, что мы уже имеем в настоящем опыте, кажется нам проще и легче, чем то, что ждет нас в будущем. Новые задачи всегда кажутся очень трудными, даже если они требуют столько же усилий, сколько уже решенные проблемы. А ведь когда-то и те казались нам непосильными.
Другое заблуждение, точнее, ограничение восприятия мира и мышления можно понять с помощью рисунка 9. Фигура внизу большинством людей воспринимается как набор хаотически расположенных кусочков. На верхнем же рисунке мы легко можем увидеть куб, мысленно продолжив линии. Чем отличается верхняя фигура от нижней? Только одним: в нижней все линии замкнуты.
Итак, когда мы что-то мысленно обрезаем или оПРЕДЕЛяем, ограничиваем часть реальности, мы перестаем видеть Целое.
При общении, рассуждении о чем-то нам важно всё определить, договориться о терминах. Но в основе глагола «определить» лежит понятие предела, ограничения. Подобный метод ограничивает какую-то часть реальности и разрушает связи между частями единого мира. Этот способ размышлений ограничен, потому что мы перестаем видеть мир таким, какой он есть, то есть видеть его целостно. К примеру, сегодня много узкоспециализированных наук (физика, химия, биология и пр.), каждая из них исследует какую-то грань реальности, но при таком подходе мы скоро будем знать всё… ни о чем.
Опыт и убеждения
Есть и еще кое-что, что ограничивает наше восприятие. Во-первых, опыт, который нами накоплен. А во-вторых, и это самое удивительное, — восприятие может быть ограничено нашими убеждениями. То есть мы можем попросту не увидеть того, что входит в противоречие с нашим опытом и убеждениями. Для того чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим, как проходит процесс восприятия зрительной информации. На первом этапе мозг группирует импульсы, приходящие извне (по форме, цвету, узору и пр.), — классифицирует. Затем он связывает образы с ассоциациями прошлого опыта, следами памяти.
Причем эти следы памяти имеют характер не детальных картинных изображений, а схем. То есть у нас внутри не заложены картинки дерева, человека, дома и пр.
На следующем этапе мозг определяет значимость информации. За значимость информации, ее «вес», «отвечают» эмоции. Они определяют, на что стоит обращать внимание, исходя из ценностей и приоритетов личности. Так мать, занятая работой, услышит даже слабый голос своего ребенка на фоне общего шума.
На двух последних этапах, когда мозг связывает образы с ассоциациями прошлого опыта, следами памяти и определяет значимость информации, он избавляется от большей части информации. В книге «Кроличья нора, или Что мы знаем о вселенной и о себе» приводятся такие данные: объем информации от пяти органов чувств — 400 000 000 000 бит/сек. До сознания доходит всего лишь 2000 бит/сек. Мозг отсеивает огромное количество «ненужной» информации, чтобы предотвратить реакцию нервной системы на «несущественные» раздражители. После этого мозг объединяет то, что прошло через фильтры памяти и значимости, в нечто целое — «рисует картину», которая представляет собой уже не реальный мир, а нашу интерпретацию мира, образ реального мира, который отражает не столько объективные характеристики наблюдаемого мира, сколько его ожидаемые свойства на основе эталонов, сенсорных стереотипов — образов, хранящихся в памяти.
Эмоции, с одной стороны, помогают запоминать; с другой стороны, они же «виновны» в том, мы порой не видим то, что не ожидаем увидеть и во что не верим, исходя из прошлого опыта и убеждений. В той же книге приводятся два интересных примера. В первом из них родившиеся мыши находились три недели в условиях, где не было вертикальных линий, только горизонтальные. Когда их выпустили, они стали натыкаться на вертикальные объекты, например, на ножки стульев и столов, потому что не видели их. Мы можем подумать: это мыши, а с нами, людьми, подобного уж точно не произойдет! Но второй пример развеивает эти сомнения. В одном из штатов Америки было несколько случаев, когда машина на шоссе врезалась в спортивный самолет, совершавший аварийную посадку на шоссе. Когда водителей спрашивали, почему это произошло, все они говорили одно и то же: что они не видели самолет. Они были убеждены, исходя из своего прошлого опыта, что на шоссе самолетов не бывает, и их мозг просто игнорировал эту информацию.
Таким образом, когда мозг создает картину мира, он избавляется от большей части информации и строит «реальность» на основе воспоминаний, ассоциаций — известного, ожидаемого — и при этом порой игнорирует реальность, как в примере с мышами или водителями машин и самолетом.
Но тогда неизбежны вопросы: а как нам вообще удается воспринимать нечто новое? И как нам приблизить образ реальности к самой реальности? Что может в этом помочь? Очевидно, что надо расширять систему собственных представлений, расширять свою модель реального и возможного. Это поможет нам обогатить список образов или сенсорных стереотипов, с которыми сверяется мозг.
Известно, что восприятие окружающего мира органами чувств помогает формировать знание о нем. Но, как видим, верно и обратное: новое знание открывает для мозга новые уровни восприятия. Причем имеется в виду знание не на уровне информации или просто слов и предложений, которые мы можем запомнить и повторить, не наполняя их при этом смыслом и глубиной, а знание как понимание, как внутренний, прожитый опыт.
Как ни парадоксально, но чем меньше мы знаем, тем меньше мы можем увидеть, воспринять. Уже древние философы Востока и Запада утверждали, что все наши страдания, всё зло — от неведения. Об этом же говорили Платон, Сократ, неоплатоники и другие античные философы. Эта идея звучит как основополагающая в буддизме, а в качестве одного из способов преодолеть неведение предлагается развивать осознанное внимание, которое может помочь преодолеть границы предшествующего опыта, сужающего наше восприятие.
***
Итак, наше восприятие избирательно. Мы можем не увидеть того, чего нет в нашем прошлом опыте или картине мира. И если не прилагать сознательных усилий, мы будем видеть только то, что ожидаем увидеть или во что верим. К примеру, если бы вас сейчас попросили оглядеться и заметить, сколько людей вокруг одеты в оттенки красного, а потом спросили, сколько людей было в сером, то вряд ли вы ответите точно. Потому что не было установки на восприятие серого цвета. Установка повышает нашу осознанность.
А когда мы «раскрываем» глаза шире, чем обычно, и не просто смотрим, но при этом и видим? Когда наше внимание меньше подвержено фильтрам восприятия? Например, в новом месте, особенно в первые дни, когда еще не оФОРМились наши представления, пока мы не оПРЕДЕЛили всё для себя. Процесс оформления и определения (от слов «форма» и «предел») ограничивает реальность нашими представлениями о ней. После этого появляются ожидания, убеждения, и дни становятся упорядоченными, предсказуемыми с нашей точки зрения, а также более скучными, обыденными. И даже время, которое в первые дни текло по-другому (мы были более открытыми для восприятия, поэтому больше видели, больше замечали, и время становилось более наполненным), теперь пролетает намного быстрее, потому что все входит в привычную колею.
Как нам выйти из колеи прошлого опыта? Возможно, нам поможет, если мы попытаемся в обычной, повседневной жизни смотреть на все так, как в первый раз, без предубеждений. Удивляться восходу солнца, капельке росы на траве, первому снегу — тому, что мы видели уже тысячи раз. Но каждое мгновение жизни неповторимо, и на самом деле ничто не бывает таким же, как было. На Востоке это хорошо знают. К примеру, в Японии есть традиция любования — сакурой, луной, цветами и т. д. Это помогает не просто смотреть, а видеть, замечая мельчайшие детали, тонкости природы. И с этим приходит большая сознательность восприятия мира и людей. Важно делать сознательные усилия — замечать не привычное, а новое, иное, необычное. Например, ловить себя на повторении «любимых» действий и делать что-то совершенно иное, испытывая при этом новые эмоции и тем самым создавая новые следы памяти. Именно об этом говорит пифагорейская акусма: «Не ходите торными дорогами». И становится более понятным, почему так важно вновь и вновь протаптывать новые дороги, «новые колеи». Развивать внимание, учиться смотреть на все свежим взглядом, без ожиданий. Все это помогает приблизить образ мира к реальному миру. И, конечно, важно расширять систему представлений, знаний о мире, расширяя границы реального и возможного. Сознательно делать что-то не так, как обычно, и делать то, что трудно. И правы были пифагорейцы, когда на вопрос о том, что самое легкое, отвечали: «Жить по привычке».
Литература
Арнтц У., Чейс Б., Висенте М. Кроличья нора, или Что мы знаем о вселенной и о себе. — М., 2011.
Иллюзии зрительного восприятия // Журнал «В мире науки»
http://www.psy.msu.ru/about/lab/perception/sciam_illusion.pdf
Грегори Р. Разумный глаз. — М., 2003.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.
Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М., 1990.
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.
Молковский А. Зрение человека. — С., 1983.
Большой психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. — М., 2003.
Одной из самых популярных иллюзий в психологии являются круги Тихбена Эббингхауса: какой центральный круг больше, правый или левый?
Словарное определение иллюзии восприятия: «восприятие чего-то объективно существующего таким образом, чтобы вызвать неправильное толкование его действительной природы».«Хотя это и правда, это не единственное определение иллюзии. Иллюзия не всегда является неправильной интерпретацией, а скорее убеждает нас в том, что реальная версия объекта не соответствует действительности или является ложной. две разные интерпретации объекта изображения могут быть даны в один момент.Кроме сенсорных иллюзий, мы изучаем три типа оптических иллюзий: буквальный, физиологический и когнитивный.
У нас есть сенсорные рецепторы в нашем мозге, которые обнаруживают свет, звук, температуру и т. Д.и большинство этих рецепторов находятся на поверхности нашего тела (то есть глаза, уши, рот и т. д.). Однако существуют внутренние рецепторы, такие как те, которые регистрируют боль. Независимо от типа, каждый рецептор отвечает за обнаружение своей собственной формы энергии, которая используется для передачи сигналов в мозг. Когда мозг получает эти сигналы, большую часть времени он правильно интерпретирует сигналы, но когда нет, это то, что мы называем сенсорной иллюзией.
Буквальная иллюзия — это изображение, созданное меньшими изображениями, которые никоим образом не связаны с большим общим созданным изображением.Это самый простой тип оптического обмана, поэтому он часто наименее изучен в психологии. Вот пример буквальной иллюзии: меньшие изображения (парусники) составляют базовое, большее изображение (мост).
Физиологическая иллюзия может возникнуть после длительной визуальной стимуляции. Например, остаточное изображение — это физиологическая иллюзия.По мнению теоретиков, восприятие зрителя может быть изменено в результате физиологического дисбаланса. Этот дисбаланс обычно вызван чрезмерно активными или чрезмерно стимулированными нервными путями, вызванными конкуренцией между светлыми и темными рецепторами в сетчатке. Это соревнование, по сути, приводит к физиологическому дисбалансу. Вот пример физиологической иллюзии: посмотрите на четыре черные точки в середине изображения ниже в течение тридцати секунд, а затем отведите взгляд на пустую (предпочтительно белую) стену, и должно появиться остаточное изображение.Что ты видишь?
Когнитивная иллюзия может быть определена как знание и предположения зрителя о мире или бессознательные умозаключения. Существует три категории когнитивных иллюзий: неоднозначные иллюзии, искажающие иллюзии и парадокс, или выдумка, иллюзии. Неоднозначные иллюзии — это изображения или объекты, которые позволяют зрителю иметь две правильные интерпретации того, что представляет собой объект или что он на самом деле.Зритель обычно способен мысленно визуализировать одну интерпретацию сразу, а в конце концов — через некоторое время. Тем не менее, обе интерпретации не могут быть видны одновременно, потому что это будет мешать полному восприятию любого из них, и мозг просто не позволяет этого. Возможно, лучшим примером неоднозначной иллюзии является куб Неккера, представляющий собой линейный чертеж куба со всеми его параллельными ребрами. Когда две линии встречаются, трудно сказать, выходит ли угол на страницу или нет, что делает его неоднозначным.Искажающие иллюзии — это изображения или объекты, которые искажены по своей геометрической структуре (то есть по размеру, длине, положению или кривизне). Одним из известных примеров иллюзии искажения является иллюзия Мюллера-Лайера, где две отдельные линии со стрелками на каждом конце каждой линии кажутся различной длины, потому что на одной линии стрелки указывают, а на другой линии стрелки И наконец, иллюзия парадокса или вымысла — это изображение или объект, который просто невозможен в 3-D или «реальной жизни», однако они выглядят очень реальными и очень возможными в 2-D представлениях.Один из лучших примеров иллюзии парадокса — невозможная лестница или лестница Пенроуза. Когда мы смотрим на двумерное изображение лестницы, она кажется обычной лестницей, однако становится очевидным, что мы либо поднимаемся, либо спускаемся, но никуда не денемся.
Necker Cube Müller-Lyer Лестница Пенроуза
ССЫЛКИ:
Что такое иллюзия?
Эта ссылка представляет собой статью, которая обсуждает общую концепцию иллюзии, написанную докторомБлок Университета Хофстра.
Иллюзии восприятия и модели мозга
Это статья доктора Ричарда Грегори, в которой описываются зрительные иллюзии и какую роль играют наши чувства в создании зрительных иллюзий.
Типы оптических иллюзий
В этой статье подробно описаны три основных типа иллюзий: физиологический, буквальный и когнитивный.
Нейронаука Иллюзий
Это статья из журнала Scientific America , в которой рассказывается, как обман глаз может показать, как функционирует мозг.
Не только ваше воображение
Эта статья из Science Daily описывает, как обман глаз может фактически привести к тому, что мозг воспринимает «движущуюся» иллюзию как фактически движущуюся.
Известные / Общие Иллюзии
Эта статья подробно описывает несколько типов иллюзий, а также знаменитые иллюзии, используемые в качестве учебного пособия на большинстве уроков психологии.
Важность исследования иллюзии восприятия
Это статья из National Geographic , в которой подчеркивается, почему важно изучать иллюзии, потому что они могут оказывать различное влияние на функционирование мозга.
это даже возможно!
Это ссылка на несколько оптических иллюзий, некоторые общие и некоторые новые.
иллюзий в изобилии!
Это ссылка на больше иллюзий, используемых в Массачусетском университете.
Постоянство восприятия против иллюзии восприятия
Это ссылка на статью, в которой обсуждается, почему наша сетчатка проецирует изображение иначе, чем оно есть на самом деле. Почему возникают иллюзии?
* Эта страница была разработана Pooja Patel
** Насколько мне известно, все изображения, ссылки и текст, используемые на этой странице, являются общедоступными.Если есть какие-либо проблемы с авторским правом, пожалуйста, напишите мне по адресу: [email protected]
,Психология: основы типов интеллекта
- Образование
- Психология
- Психология: основы типов интеллекта
Адам Кэш
Конечно, интеллект — это совокупность когнитивных способностей, но должна существовать объединяющая конструкция, называемая «интеллект», которая может быть измерена и измерена количественно, верно? Психологи разработали тесты интеллекта и работали с военными, школами и корпорациями, пытаясь отсортировать индивидуальные различия в интеллекте при отборе работы, академических наградах и повышении в должности.Из всего этого тестирования возникла концепция «g» как общего и измеримого фактора интеллекта.
G-фактор состоит из подкомпонентов, известных как s-факторов . Вместе g- и s-факторы составляют так называемую двухфакторную теорию интеллекта :
g-фактор: Какой-то психолог приходит с тестом на умственные способности и дает его многим людям. Когда оценка рассчитывается и усредняется по способностям, устанавливается общий коэффициент интеллекта.Он предназначен для того, чтобы показать, насколько вы в целом интеллектуальны, основываясь на своей производительности в этом типе теста интеллекта.
s-фактор: Индивидуальные оценки в каждом из тестов на конкретные способности представляют собой s-факторы. Оценка s-фактора представляет способность человека в одной конкретной области. Сложите все s-факторы вместе, и вы получите g-фактор. Обычно измеряемые s-факторы интеллекта включают память, внимание и концентрацию, вербальное понимание, словарный запас, пространственные навыки и абстрактные рассуждения.
В смежной теории, психолог и пионер исследования интеллекта Луи Терстон (1887–1955) выдвинул теорию интеллекта под названием первичные умственные способности. Это в основном та же концепция, что и в s-факторной части двухфакторной теории, с чуть большей детализацией. Для Терстона интеллект представлен разными уровнями эффективности человека в семи областях: вербальное понимание, беглость слов, число, память, пространство, скорость восприятия и рассуждение.
Присмотритесь к фактору g
Психологи продолжают делить общий интеллект на конкретные факторы. Теория когнитивных способностей Кэттелла-Хорна-Кэрролла (теория CHC) предполагает, что «g» состоит из множества когнитивных способностей, которые, взятые в целом, дают «g». Ранние работы отдельных авторов теории CHC, Раймонда Кеттелла, Джона Хорна и Джона Кэрролла, сошлись воедино, чтобы создать модель общего интеллекта, состоящую из десяти слоев.Они следующие:
Кристаллизованный интеллект (Gc): комплексные и приобретенные знания
Текучий интеллект: рассудок и способности решать проблемы
Количественные рассуждения: Количественные и числовые способности
Способность читать и писать: читать и писать
Краткосрочная память: Оперативная память
Долгосрочное хранение и поиск: долговременной памяти
Визуальная обработка: Анализ и использование визуальной информации
Слуховая обработка: Анализ и использование слуховой информации
Скорость обработки: быстро и автоматически думая
Решение и скорость реакции: подходит к решению и быстро реагирует
Исследователи продолжают работать с моделью CHC и разработали исследовательские программы, направленные на добавление к 10 слоям.Многие специалисты считают, что сенсорные и моторные способности должны быть более полно включены в эту теорию, и исследователи рассматривают «предварительные» факторы, такие как тактильные способности (прикосновение), кинестетические способности (движение), обонятельные способности (обоняние) и психомоторные способности и скорость.
Улица умная составляющая интеллекта
Роберт Штернберг разработал триархическую теорию интеллекта отчасти для решения противоречий уличных умов, согласно которым многие умные люди могут быть умными, когда дело доходит до ученых или в классе, но им не хватает здравого смысла в реальной жизни или в практических вопросах.Три интеллектуальных компонента его теории следующие:
Компонентный: Компонентный интеллект зависит от тех же факторов, которые измеряются традиционными тестами интеллекта (память, беглость речи и т. Д.). Это книга умный аспект интеллекта. Штернберг подчеркнул, что эти способности часто не связаны с обычной жизнью, проблемами и проблемами. Эйнштейн, казалось, обладал этим компонентом.
Опытный: Опытный интеллект включает в себя способность решать два различных типа проблем: новые проблемы и рутинные проблемы.Это требует способности распознавать новые проблемы, в отличие от повседневных проблем; искать и генерировать решения; и внедрять решения.
Контекстуальный: Контекстный интеллект — это тип практического интеллекта, который позволяет людям заниматься своей повседневной жизнью, не идя перед машинами, не говоря о том, что полицейские теряются, или позволяя мусору накапливаться до потолка. Это интеллектуальный аспект, который психологам иногда не хватает в глазах своих клиентов.
Несколько интеллектов
Садовник создал теорию, известную как множественный интеллект , из наблюдения чрезвычайно талантливых и одаренных людей. Он придумал семь типов интеллекта, которые, как правило, исключаются из традиционных теорий об интеллекте:
Кинестетическая способность тела: Майкл Джордан, кажется, обладает этой способностью. Люди с высокими кинестетическими способностями имеют превосходную координацию рук и глаз, отличное чувство равновесия, а также глубокое понимание и контроль над своим телом во время физической активности.
Музыкальные способности: Если вы можете постукивать ногой и хлопать в ладоши в унисон, то у вас есть немного музыкального интеллекта — немного. Люди с высоким музыкальным интеллектом обладают естественной способностью читать, писать и играть музыку исключительно хорошо.
Пространственная способность: Вы когда-нибудь терялись на своем заднем дворе? Если это так, у вас, вероятно, нет очень высокого уровня пространственного интеллекта. Этот интеллект включает в себя способность перемещаться и перемещаться в пространстве, а также способность изображать трехмерные сцены в вашем уме.
Языковые способности: Это традиционная способность хорошо читать, писать и говорить. Поэты, писатели и носители речи высоко в этой способности.
Логико-математические способности: Этот интеллект включает в себя базовые и сложные математические способности решать задачи.
Межличностные способности: Дар болтливости и акт продавца подержанных автомобилей являются хорошими примерами межличностного интеллекта.«Человек», который имеет хорошие навыки общения и знает, как хорошо общаться и общаться с другими людьми, обладает высокими межличностными способностями.
Внутриличностные способности: Насколько хорошо вы знаете себя? Внутриличностный интеллект включает в себя способность понимать ваши мотивы, эмоции и другие аспекты вашей личности.
Процесс обучения является непрерывным, который начинается с момента рождения человека и продолжается до самой смерти. Мы все вовлечены в усилия по обучению с целью развития наших адаптивных способностей в соответствии с требованиями меняющейся среды. Для обучения важно две вещи: 1. Наличие стимула в окружающей среде и 2. Врожденные склонности, такие как эмоциональные и инстинктивные склонности.Человек продолжает учиться на всех этапах жизни, создавая или реконструируя переживания под влиянием эмоциональных и инстинктивных склонностей.
Психологи в целом определяют обучение как относительно постоянные поведенческие изменения, которые происходят в результате опыта. Это определение обучения подчеркивает три важных элемента обучения:
- Обучение включает в себя изменение поведения, которое может быть лучше или хуже.
- Это изменение поведения должно происходить в результате практики и опыта.Изменения в результате зрелости или роста не могут рассматриваться как обучение
- Это изменение поведения должно быть относительно постоянным и длиться достаточно долго.
Джон Б. Уотсон — один из первых мыслителей, который доказал, что поведенческие изменения происходят в результате обучения. Считается, что Уотсон является основателем поведенческой школы мысли, которая приобрела известность или признание в первой половине 20-го века. Gales определили обучение как изменение поведения, которое происходит в результате опыта, а также обучения. Ворона и ворона определили обучение как процесс приобретения знаний, привычек и отношений. Согласно E.A, Peel , обучение можно описать как изменение личности, которое происходит в результате изменения окружающей среды. H.J. Klausmeir описал обучение как процесс, который приводит к некоторым изменениям в поведении в результате некоторого опыта, обучения, наблюдения, деятельности и т. Д.
Ключевые характеристики учебного процесса:
- При описании в простейшей форме обучение описывается как процесс приобретения опыта.
- В сложной форме обучение можно описать как процесс приобретения, сохранения и изменения опыта.
- Восстанавливает связь между стимулом и реакцией.
- Это метод решения проблем, связанный с внесением изменений в окружающую среду.
- Это включает в себя все те виды деятельности, которые могут иметь относительно постоянное влияние на человека.
- Процесс обучения связан с получением опыта, сохранением опыта и развитием опыта шаг за шагом, синтезом как старого, так и нового опыта для создания нового паттерна.
- Обучение касается когнитивных, конативных и аффективных аспектов. Процесс приобретения знаний носит когнитивный характер, любое изменение эмоций является аффективным и обусловленным приобретением новых привычек или навыков.
типов обучения
Motor Learning : Наши повседневные занятия, такие как ходьба, бег, вождение и т. Д., Должны быть изучены для обеспечения хорошей жизни. Эти действия в значительной степени включают мышечную координацию.
Устное обучение : Это связано с языком, который мы используем для общения, и различными другими формами словесного общения, такими как символы, слова, языки, звуки, цифры и знаки.
Концептуальное обучение : Эта форма обучения связана с когнитивными процессами более высокого порядка, такими как интеллект, мышление, рассуждение и т. Д., Которые мы изучаем с детства.Концептуальное обучение включает в себя процессы абстрагирования и обобщения, что очень полезно для выявления или распознавания вещей.
Дискриминационное обучение : Обучение, которое различает различные стимулы с их соответствующими и различными ответами, рассматривается как дискриминационные стимулы.
Изучение принципов : Обучение, основанное на принципах, помогает наиболее эффективно управлять работой. Основанное на принципах обучение объясняет связь между различными понятиями.
Обучение ориентации : отношение формирует наше поведение в очень большой степени, так как наше позитивное или негативное поведение основано на нашей поведенческой предрасположенности.
Три типа поведенческого обучения
Поведенческая школа мышления, которая была основана Джоном Б. Уотсоном и которая была подчеркнута в его основополагающей работе «Психология как взгляд на поведение» , подчеркнула тот факт, что психология является объективной наукой, а следовательно, просто акцентом на психические процессы не должны рассматриваться как такие процессы не могут быть объективно измерены или наблюдаются.
Уотсон попытался доказать свою теорию с помощью своего знаменитого эксперимента «Маленький Альберт» , с помощью которого он заставил маленького ребенка бояться белой крысы. Поведенческая психология описала три типа обучения: классическая обусловленность, наблюдательное обучение и оперантная обусловленность.
Классическое кондиционирование : В случае Классического кондиционирования процесс обучения описывается как соединение или ассоциация Стимул-Ответ.Классическая теория кондиционирования была объяснена с помощью классического эксперимента Павлова, в котором пища использовалась в качестве естественного стимула, который сочетался с ранее нейтральными стимулами, которые в данном случае являются звонком. Установив связь между естественным стимулом (пища) и нейтральным стимулом (звук звонка), можно получить желаемый ответ. Эта теория будет подробно обсуждаться в следующих нескольких статьях.
Оперант Кондиционирование : Изначально он был создан учеными, такими как Эдвард Торндайк, а затем Б.Ф. Скиннер, эта теория подчеркивает тот факт, что последствия действий формируют поведение. Теория объясняет, что интенсивность ответа либо увеличивается, либо уменьшается в результате наказания или подкрепления. Скиннер объяснил, как с помощью подкрепления можно усилить поведение, а наказанием уменьшить или обуздать поведение. Было также проанализировано, что поведенческие изменения сильно зависят от графиков подкрепления с акцентом на сроки и скорость подкрепления.
Наблюдательное обучение : Процесс наблюдательного обучения был предложен Альбертом Бандурой в его Теории социального обучения, которая фокусировалась на обучении путем подражания или наблюдения за поведением людей. Для эффективного наблюдения за обучением необходимы четыре важных элемента: мотивация, внимание, память и двигательные навыки.
Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)
Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по изучению менеджмента Содержание команды .Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы являемся сертифицированным образовательным провайдером ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.
,