Виды манипуляции в общении: Манипуляции в общении

Читать онлайн «Осторожно! Психологическая мина! Все виды манипуляций и методы их обезвреживания», Лариса Большакова – Литрес

Книги Ларисы Большаковой – замечательные учебники общения. Особенно ценно то, что написаны они психологом-практиком, – все советы автора применяются легко и работают эффективно!

Марина Б., Санкт-Петербург

На мой взгляд, главное достоинство этой книги – ее современность, актуальность. Ведь это все происходит вокруг нас – политики вещают, СМИ врут, реклама давит, Интернет полон ловушек, да и близкие люди используют друг друга… Но «кто предупрежден – тот вооружен», спасибо автору за то, что откровенно пишет о реальном положении вещей и учит нас выживать среди этих реалий.

Т. Д., Москва

Советы Ларисы Большаковой помогли мне не только научиться защищаться от воздействия со стороны, но и самому овладеть эффективными и безопасными методами влияния на других людей.

Виктор М., Мурманск

Эта книга помогает не только научиться строить отношения с окружающими, в первую очередь она учит строить отношения с самим собой. Вряд ли найдется человек, которые не желает распрощаться со своими комплексами и ложными установками, стать уверенным в себе и неуязвимым для любого воздействия.

Алина П., Симферополь

Книгу обязательно читать всем! От школьников до пенсионеров! Это ведь самый настоящий учебник по безопасности жизнедеятельности!

Петр К., Калининград

Введение

Наша жизнь протекает в постоянном взаимодействии с другими людьми. У каждого из нас – свои предпочтения, свои интересы. Иногда они совпадают, но нередко – противоречат друг – другу.

Общаясь, мы вольно или невольно друг на друга воздействуем. Младенец плачет от голода или дискомфорта, это приводит к определенной реакции: мама заботится о нем, кормит и меняет пеленки. Очень быстро малыш понимает, что для того чтобы получить от мира ответ, нужно подать какой-то сигнал. Опытным путем он проверяет, какие сигналы действенны, а какие – нет. И нередко уже с детства в общении появляются признаки манипуляции.

Например, ребенок может кинуться на пол в магазине, колотить руками и ногами в истерике, чтобы ему купили приглянувшуюся игрушку. Выглядит это так, как будто он не в силах справиться со своими эмоциями, на самом же деле он уже прекрасно знает, на какие «кнопки» можно нажать: маме будет стыдно и неловко, что ее чадо устроило истерику в людном месте, и она предпочтет поскорее прекратить неприятную сцену, купив то, что ему захотелось.

Другой пример: вы смотрите рекламный ролик. В большинстве случаев вы увидите приятные образы: сексапильных мужчин и женщин, романтические отношения, идеальные пейзажи. Понятно, что вкус шоколадного батончика никак не перенесет вас на экзотический пляж с лазурным морем, но достигается главная цель: создается ассоциативная связь между рекламируемой продукцией и приятными эмоциями.

Если создатели рекламы оказались более оригинальны и включили в ролик юмор, срабатывает тот же механизм. Вы улыбаетесь или смеетесь, то есть воспринимаете ролик – и продукт – позитивно, а значит, привыкаете, что этот продукт хорош, и с большей долей вероятности в следующий раз выберете именно его.

Так или иначе, нами манипулируют возлюбленные и супруги, начальники и коллеги, и родители, и даже собственные несовершеннолетние дети. Да и сами мы прибегаем иногда к каким-то приемам, которые можно назвать манипулятивными.

Мы никуда не можем деться от манипуляций. Они окружают нас всюду: телевидение и печатные СМИ, Интернет, речи и действия политиков, реклама в любом виде… Войдите в любой супермаркет. Маркетологи специально изучают, где нужно делать вход и где ставить тележки, чтобы люди проделали по торговому залу максимально длинный путь. Заманчивые ароматы свежей выпечки, мелодичная музыка настраивают на то, чтобы покупатели шли не слишком быстро и накладывали в корзины побольше. На полках прямо перед глазами окажутся не самые дешевые марки, а рядом с кассой, пока вы ожидаете в очереди, всегда поджидают маленькие соблазны.

Манипуляции в глобальных масштабах появились, разумеется, не в период рыночной экономики, а гораздо раньше. Вспомните, например, советское время: как только возникал дефицит очередного продукта, в СМИ появлялись статьи наподобие «Сахар – белая смерть». Людям внушали, что сахар крайне вреден, поэтому и не стоит расстраиваться, что его нет в продаже.

Однако наше время особенно опасно для падких на манипуляции людей, в первую очередь это касается детей, которые с рождения окружены рекламой. Стоит какому-нибудь мультфильму выйти на экран, как его поддержат выпуском товаров с изображением героев: пеналы, рюкзаки, куклы. Что угодно, только купи. А идеализированные образы женщин в глянце, например, приводят к тому, что девочка-подросток с нормальной фигурой считает себя толстой и может дойти до крайней степени истощения из-за анорексии.

А ведь 20 % больных анорексией умирают! Кто, как не родители, должен защитить своих детей от циничных манипуляций?

Манипуляторы могут действовать вполне осознанно, как в примере с рекламой, или инстинктивно, как в случае с детской истерикой. Вы можете отдавать себе отчет в том, что вас как-то провели, или не догадываться об этом. Впрочем, чаще всего объект манипуляции ощущает смутное неудовлетворение, даже если он и не становится жертвой настоящего мошенничества.

Вам надоело быть чьей-то марионеткой? Вы решили взять жизнь в свои руки? Важно понимать, что одного решения здесь недостаточно. Для того чтобы успешно противостоять манипуляторам и мошенникам всех типов, необходимо ознакомиться с их арсеналом: «Кто предупрежден – тот вооружен».

Ключевое понятие здесь – «объект». Вряд ли кому-то нравится быть объектом, над которым осуществляется воздействие, управление, обработка – а не одушевленным лицом, кузнецом своей судьбы.

К слову, сами манипуляторы никогда не упускают этот этап, они заранее выясняют все о привычках, убеждениях, интересах и комплексах своих будущих «жертв».

Именно поэтому их приемы оказываются настолько действенными.

В этой книге вы найдете описания различных техник и приемов, к которым часто прибегают манипуляторы, а также советы, как не попасться в их сети и остаться при своем.

Помните, что, согласно мудрым правилам русской грамматики, обидеться – это «обидеть себя», расстроиться – «расстроить себя». А можно не делать этого, если таков ваш осознанный выбор. Пора самим решать, в каком направлении будет двигаться ваша жизнь, на что вам тратить ваши деньги, за кого голосовать и как общаться с самыми близкими людьми.


Гамлет. Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь.

Гильденстерн. Принц, я не умею.

Гамлет. Пожалуйста.

Гильденстерн. Уверяю вас, я не умею.

Гамлет. Но я прошу вас.

Гильденстерн. Но я не знаю, как за это взяться.

Гамлет. Это так же просто, как лгать. Перебирайте отверстия пальцами, вдувайте ртом воздух, и из нее польется нежнейшая музыка. Видите, вот клапаны.

Гильденстерн. Но я не знаю, как ими пользоваться. У меня ничего не выйдет. Я не учился.

Гамлет. Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя!

Уильям Шекспир. «Гамлет»

Глава 1.


Что такое манипуляции. Как отличить манипулятора

Как распознать манипуляцию

В стремлении самому управлять кораблем своей судьбы очень важно не перегибать палку.

Ведь если в каждом собеседнике видеть потенциального манипулятора, можно не только испортить отношения со всем миром, но и очень быстро прийти к эмоциональному истощению. Для этого надо четко определить, чего нужно избегать, а что вполне допустимо.

Вначале следует разобраться, что же такое манипуляция. Словарь подсказывает, что это слово происходит от латинского manus, «рука» (точнее, manipulus – пригоршня).

В психологии манипуляция – это управление другими людьми, как если бы они были неодушевленными объектами, вещами. Манипулятор буквально

использует человека в собственных целях.

При этом не стоит забывать о важном аспекте: манипулятор делает все, чтобы его действия казались нейтральными или даже похвальными. Он поворачивает ситуацию так, чтобы выиграть и чтобы пострадали другие люди, но при этом нередко создает видимость того, что жертвует собственными интересами.

Изначально «манипуляция» – это управление чем-то при помощи рук, и слово до сих пор широко употребляется в этом значении, например, «медицинские манипуляции», а приборы, заменяющие человеческую руку, называют манипуляторами.

Любое ли управление людьми является манипуляцией? Конечно, нет. Воспитывая ребенка, родители и учителя награждают его за хорошее поведение и наказывают за проступки. Но это не манипуляция, потому что при этом воспитатели действуют в интересах ребенка. Манипуляторы же обводят своих жертв вокруг пальца, заставляя поверить, что все делается ради них, на самом же деле выигрывают только они, остальные в проигрыше.

 

Иногда к манипуляциям можно отнести угрозы или шантаж, когда цели манипулятора оказываются достаточно прозрачны. Однако, как правило, объект манипуляции считает, что он вправе решать сам, как ему поступить. Он не замечает того, как искусно манипулятор может запрограммировать его поведение.



В рассказе Сомерсета Моэма «Луиза» главная героиня с детства манипулирует окружающими людьми, опираясь на то, что у нее больное сердце. Ее нельзя расстраивать, утомлять, огорчать. При этом она живет в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая, и успевает схоронить нескольких здоровых мужей. В конце концов объектом манипуляции становится дочь героини. Луиза якобы ничего не имеет против ее брака, но жалуется, что не переживет разлуки с дочерью. Девушка боится рисковать жизнью и здоровьем своей матери и готова пожертвовать своим счастьем.

К манипуляциям можно отнести хитрости и интриги, описанные в литературе, начиная со сказок для самых маленьких. Вспомним лису, обманувшую Колобка, или ее сестрицу из басни И. А. Крылова. Колобок был съеден, а ворона, поверившая лести, потеряла сыр.

Итак, манипуляция – это скрытое воздействие на человека, при котором навязанные извне представления искажают его собственные желания. При этом, как правило, в результате манипуляции интересы «объекта» оказываются так или иначе ущемлены.

Классический пример манипуляции – это ловкий ход Тома Сойера, не желавшего в жаркий выходной день красить забор. Когда к нему подошел другой мальчик, Том сделал вид, что покраска забора – исключительно интересное занятие. Вскоре выстроилась целая очередь желающих сделать это вместо Тома.

На чем играет Том? Во-первых, он представляет работу как увлекательную игру. Во-вторых, чтобы сделать работу желанным «призом», он вначале отказывает другим мальчикам, заставляя себя уговаривать. С этой же целью он еще и мзду взимает за то, что милостиво допускает к работе добровольцев. В этом примере другие мальчики не осознают, что стали объектами манипуляции, и по сути ничего не теряют. Все стороны остаются довольны.

Однако ситуации, в которых выигрывают все, крайне редки. Даже если создается такое впечатление, психологи утверждают, что объекты манипуляции почти всегда испытывают чувство тревоги, давления, дискомфорта. Подсознание подсказывает, что контакта с манипулятором желательно избегать, даже если он кажется исключительно приятным человеком. Вот только мы нередко заглушаем голос подсознания.

Что поможет вам распознать манипуляцию?

Во-первых, в пособиях для желающих управлять другими людьми чаще всего рекомендуют проводить «подстройку» под будущую жертву. Если вы заметите, что собеседник копирует ваши мимику и жесты, излюбленные словечки, принимает позы, подобные вашим, насторожитесь. Профессиональные манипуляторы часто прибегают к прикосновениям, как бы невзначай, и в пылу разговора они могут прикасаться к вашим рукам, плечам и т. д.

Во-вторых, манипуляторы умело вкладывают в головы «объектов» собственные идеи и представления. Собеседник может перебивать вас, многократно повторять одно и то же, навязывать вам сверхбыстрый темп речи и заставлять вас принять решение немедленно, чтобы не дать вам возможности подумать собственной головой. Наличие психологического давления и дефицит времени (как правило, искусственный) – почти стопроцентные индикаторы того, что вас пытаются сделать жертвой манипуляции.

С другой стороны, манипулятор может разжигать в вас определенные эмоции. Это достигается разными способами: он может льстить вам, внезапно могут обнаружиться общие интересы и корни. Все это делается для того, чтобы вы испытывали теплые чувства к манипулятору.

Если в разговоре вы чувствуете, что принимаете точку зрения другого человека и начинаете планировать свои будущие действия в соответствии с этой картиной мира – изначально не вашей, а другого человека, – остановитесь.

Есть и противоположный способ: манипулятор может оскорблять и нападать, к примеру, объявить вас некомпетентным, вынудить оправдываться и доказывать свою состоятельность и т. д. В любом случае, манипулятор пытается играть вашими мыслями и вашими чувствами.

Пора задуматься, если вы замечаете необычность в подаче информации, например, собеседник основное внимание концентрирует на неважных деталях.

Манипулятор может апеллировать к тому, что вы должны вести себя, «как полагается», в соответствии с какой-то социальной или иной ролью.

Если при общении с каким-то человеком вы понимаете, что начали испытывать сильные эмоции (например, страх), это мощная подсказка от вашего подсознания. Не игнорируйте ее. Для жертвы манипуляции характерны такие ощущения, как безотчетная неприязнь к собеседнику, желание плакать, агрессия, тоска, суетливость, раздражение, особенно если вы не можете объяснить, почему вы ведете себя таким образом. Это подсознание подсказывает вам, что вы вот-вот окажетесь в проигрыше. Вы также можете отследить ощущение суженности сознания, зацикленности на чем-то.

Манипулятор может апеллировать к тому, что вы должны вести себя, «как полагается», в соответствии с какой-то социальной или иной ролью. Если собеседник увещевает вас: «Не стоит так переживать», возможно, он хочет заглушить ваш внутренний голос, голос вашей интуиции.

Прислушивайтесь к себе!

Чего хотят от вас манипуляторы

Многое зависит от сферы, в которой осуществляется манипуляция. Если это сфера обслуживания и торговли, как правило, они хотят ваших денег. В сфере политики интересны могут быть ваш голос как избирателя, ваша поддержка или отсутствие сопротивления при проведении тех или иных манипуляций.



Политики и СМИ охотно создают не просто картины мира, а целые новые миры, заставляя обывателей забыть о собственной недавней истории и смотреть на свою нацию и другие народы через выгодные для манипуляторов призмы.

В повседневной жизни манипуляторы могут быть заинтересованы в следующих аспектах (кроме ваших денег, разумеется):

1. Манипуляции временем: они хотят, чтобы вы уделили им свое время. Чаще всего к таким приемам прибегают близкие люди, однако эта манипуляция может быть включена в состав более сложной. К примеру, чем больше времени вы проводите в разговорах с продавцом, тем меньше вероятность того, что вы уйдете без покупки (возможно, вам будет неловко или стыдно это сделать). Поэтому большинство манипуляторов, как вампиры, охотятся за вашим драгоценным временем.

2. Манипуляции энергией. Как правило, это перекладывание на вас обязанностей, которые должен был выполнить кто-то другой: вспомним историю с Томом Сойером и его знаменитым забором. Часто первый и второй виды манипуляций объединены: разумеется, за покраской забора дети провели немало времени, которое могли уделить другим развлечениям.

3. Манипуляции вниманием. Это очень распространенный тип манипуляции, который знаком нам всем с детских шалостей. «Смотри, птичка летит!» – пока доверчивый собеседник задирает голову, у него незаметно отбирают конфетку. У манипуляций вниманием, которые так любят СМИ, примерно тот же эффект. Посмотрите прекрасный фильм «Хвост виляет собакой». По сюжету, чтобы отвлечь избирателей от сексуального скандала, в котором замешан президент США, ловкие журналисты описывают несуществующую войну.

4. Манипуляции репутацией. Если у вас создана репутация «надежного человека», вы просто не можете подвести начальника и отказаться выйти на работу в субботу вечером. Вы пойдете на жертвы, откажетесь от возможности провести время с любимыми людьми, лишь бы не потерять марку в глазах людей. Разумеется, это не единственный вариант. Манипулятор может играть не только вашей репутацией, но и собственной, например, если вы знаете человека как «рубаху-парня» или «легкомысленного неудачника», вы вряд ли будете настороже в общении с ним – и можете многое потерять, если на самом деле это не сущность человека, а лишь выгодный образ.

Е. Л. Доценко[1] выделяет следующие мишени манипуляции:

1. Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы. Манипуляторы стремятся побудить объект к какой-либо деятельности, направить его деятельность в определенное русло. Так, производители рекламы создают потребность в новом продукте, придумывая для него привлекательные свойства.

2. Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования. Манипуляторы хотят внушить что-то или убедить объект в чем-то, настроить его определенным образом по отношению к другим людям или группам людей. Например, родители могут способствовать тому, что у чада формируется заниженная или завышенная самооценка, в зависимости от их способа манипулирования. Во время войны активно работает пропаганда, формирующая мировоззрение нации: враг – жестокий агрессор, наша страна делает правое дело.

3. Когнитивные (информационные) структуры: знания о мире, людях, сведения. Человека могут чему-то обучить или дезинформировать. Политики и СМИ нередко преуспевают в том, что меняют не только отношение к делам давно минувших дней и к недавним событиям, но и «переписывают» сами события.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки. Манипулятор стремится повлиять на эти аспекты, «выдрессировать» объект определенным образом, так, как ему выгодно. Примером может служить раскладка товаров в супермаркетах и предлагаемый покупателю маршрут от входа в торговый зал до касс.

5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные и т. п. Пожалуй, это самая распространенная мишень манипуляций, потому что именно от психического состояния объекта зачастую зависит успешность манипулятора. Он может стремиться выбить почву из-под ног объекта, утомить его, заставить нервничать и потерять способность к критическому мышлению.

Вот на что опираются манипуляторы

1. Интересы человека, его потребности и склонности. Слабости человека и его комплексы.

Например, видя женщину, зашедшую в магазин модной одежды, продавец справедливо заключает, что ей хочется выглядеть современно и красиво. Значит, можно апеллировать к ее самолюбию, опираться на то, что она хочет быть «не хуже других». Продавец может представить свой товар как уникальный, лучший или дешевый, зная при этом, что это не так. А может прибегнуть и к другой манипуляции из разряда «а вам слабо»: мол, сюда не смотрите, это слишком дорого для вас.

2. Политические, религиозные, нравственные убеждения.

К ним часто обращаются профессиональные манипуляторы – политики. Откройте любую предвыборную программу, и вы увидите, что она строится на принципах, которые покажутся избирателю справедливыми. Например, политик обещает защищать интересы пенсионеров, тогда как на самом деле будет лоббировать идеи влиятельных бизнесменов.

3. Привычки, стиль поведения, особенности характера.

Если манипулятор решил использовать вас в своих целях, он обязательно уделит время тому, чтобы изучить ваши особенности. Любая опытная гадалка способна составить портрет потенциальной жертвы, как великий Шерлок Холмс.

4. Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).

Манипуляторы умеют входить в доверие к потенциальным жертвам, потому что настраиваются с ними на одну «волну». Также они умеют создавать определенное состояние, чаще всего нажимая на кнопки страха – во всех смыслах. Вспомните недавнюю истерию по поводу свиного и птичьего гриппа. Нетрудно догадаться, что кому-то она была выгодна.

 

Подробнее том, на что опираются манипуляторы, мы поговорим в главе 3.

Зачем манипуляторы это делают? Ответы могут быть самыми разными. Некоторым доставляет удовольствие само ощущение власти или понимание, что их действия делают кого-то несчастным. Другие гонятся за материальной выгодой и за удобным местечком. Есть и такие, кто искренне страдает от низкой самооценки или находится в депрессии.

Манипулирование – цели и признаки


  • Что такое манипулирование?

  • Зачем люди манипулируют друг другом?

  • Какие виды манипуляций бывают в психологии?

  • Как распознать манипулирование: основные признаки

  • Как избежать манипуляций: техники защиты 

Цели, как и пути их достижения, могут быть разными. Кому-то нравится самостоятельно карабкаться на вершину, преодолевая препятствия, принимая непростые решения, становясь сильнее и увереннее в себе. Есть и такие, кто выбирает путь попроще и поинтереснее и подключает к исполнению своих планов ресурсы других людей – их знания, умения и навыки, уникальные способности и таланты, полезные связи и финансы. По своей воле не каждый согласится исполнять желания постороннего человека. Но у каждого можно найти болевые точки, слабые места и подобрать особые ключи, которые позволят управлять мыслями, эмоциями, поведением и получать результат. Это не что иное, как манипулирование. 

Что такое манипулирование?



Попытки оказывать на человека влияние, воздействовать на его психику, эмоциональную сферу, управлять его мыслями и поведением называют манипулированием. Это настоящее искусство, овладеть которым не каждому под силу.

Манипулятор – хороший психолог, который чувствует настроение, эмоциональное состояние людей. Он разбирается в особенностях человеческой психики, имеет представление о различных типах личности и способен найти в каждом человеке болевую точку, уязвимые зоны характера, темперамента – его слабые места, через которые можно воздействовать.

Чтобы добиться своей цели, манипулятор не раздает прямых приказов, не применяет физической силы. Он действует, используя различные приемы, которые позволяют получить от объекта требуемую реакцию.

В таком контакте всегда участвуют две стороны – манипулятор и его жертва (ей может быть один человек или группа людей) – и всегда имеют место контроль и подчинение. А индивидуальный подход (ключ к каждому объекту) подбирается в каждом случае свой – в зависимости от особенностей личности и конечной цели воздействия.

С примерами манипулирования вниманием, эмоциями, поведением мы сталкиваемся в своей обычной жизни практически ежедневно. Это могут быть различные «черные пятницы», «белые понедельники», «горячие скидки» или «беспрецедентная» ликвидация товара в связи с закрытием всем известного ювелирного магазина, когда люди, не задумываясь, скупают все подряд. Или предвыборные гонки, когда кандидаты самого разного уровня вдруг вспоминают об избирателях и начинают живо интересоваться их проблемами, раздают направо и налево обещания, внушают всем нужное мнение, единственно верную позицию и пытаются склонить на свою сторону. Или мама обещает дать вкусную конфету, если Маша съест всю кашу.

Истинная цель манипуляций от объекта воздействия скрыта. Он видит лишь то, что ему позволяет видеть манипулятор.

Такие техники управления людьми могут применяться как в мирных целях – психологами, продавцами, руководителями или спортивными тренерами, так и как инструмент для собственной наживы. Во втором случае манипулирование таит в себе определенную опасность, так как может провоцировать тревожные состояния, психические расстройства, снижать самооценку и превращать людей в подневольных марионеток.

Зачем люди манипулируют друг другом?


Каждый человек может быть в какой-то мере манипулятором. Например, когда мы хотим с кем-то познакомиться и завязать дружеские, а, может, и романтические отношения, мы смотрим избраннику в глаза – устанавливаем зрительный контакт – и дополняем это действие улыбкой. Или когда кому-то необходимо управлять людьми, чтобы добиться их успехов – в избавлении от вредных привычек или зависимостей, в развитии каких-то навыков, в снятии излишнего напряжения и расслаблении. В этих случаях манипуляция социально приемлема и не несет никакой угрозы объекту нашего внимания.

Однако не у всех манипуляторов настолько безобидные цели. Есть и такие, которые хотят использовать ресурсы своей жертвы – знания, умения и навыки, уникальные способности или материальные ценности, чтобы получить выгоду – получить контроль над ситуацией и человеком, подчинить его и сделать зависимым от себя, пробудить в нем чувство вины, вынудить его действовать определенным образом.

Так какие же цели могут быть у манипулирования людьми?

  • Во-первых, воспитательные. Здесь речь может идти о разных уровнях: начальник-подчиненный, муж-жена, учитель-ученик, родители-дети. Без определенных навыков манипулирования руководитель вряд ли сможет эффективно управлять своими сотрудниками, поднять боевой дух коллектива в непростые моменты или призвать к дисциплине. Самой доброй маме на свете иногда достаточно выразительно посмотреть на своего любимого сына-хулигана или не очень хозяйственную дочь, и станет стыдно за двойку по поведению или немытую посуду.

  • Во-вторых, эмоциональные. Например, когда нужно перевести негатив на партнера, чтобы выставить себя в более привлекательном свете. Ситуация может быть самой обыденной: жена предлагает устроить генеральную уборку и вдвоем привести дом в порядок, муж закатывает глаза и упрекает ее в том, что она не замечает, насколько он устал, потому что ей плевать на его самочувствие.

  • В-третьих, финансовые. С манипуляциями такого рода мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Например, когда к нам домой приходят продавцы абсолютно ненужных вещей (или вещей сомнительного качества) и настойчиво предлагают что-нибудь приобрести по удивительно низкой цене. Или когда во время важных переговоров один из бизнес-партнеров использует нетрадиционные рычаги воздействия, чтобы получить более выгодные для себя условия сделки.

  • В-четвертых, развлекательные. Даже взрослые люди любят играть в игры. В психологические. Это помогает скрасить серые будни. Например, в любом коллективе найдется любитель интриг, подковерных игр, который «заведет» коллег, сообщив им, что премии не будет, а потом отправится к боссу – «стучать» на тех, которые работают спустя рукава. А сам со стороны будет наблюдать за развитием событий.

В зависимости от того, какого эффекта нужно достичь, насколько легко поддается влиянию жертва, манипулятор выбирает тактику, методы, приемы и техники воздействия.


Какие виды манипуляций бывают в психологии

Манипулирование может быть осознанным и неосознанным, лингвистическим или поведенческим. Что это значит?

  • Когда у человека есть конкретная цель, которой он стремится достичь, и он знает, на какой результат может рассчитывать, он отдает себе отчет в том, что управляет вниманием, провоцирует эмоции, толкает людей на какие-то действия и поступки, т. е. манипулирует осознанно. Подобный вид манипулирования часто встречается, например, в деловом общении.

  • Если конечная цель весьма призрачная, расплывчатая, если человек не до конца понимает смысл своих действий, не задумывается о методах и приемах, которые могут быть эффективны в конкретной ситуации (и уж тем более не подбирает их), мы имеем дело с неосознанным манипулированием. Его проявления можно обнаружить в межличностном общении.

  • Когда в качестве главного инструмента психологического воздействия на человека используется речь, говорят о речевой манипуляции или лингвистическом (коммуникационном) манипулировании. В ход идут различные приемы внушения. Например, использование «мы-формы» сближает говорящего со слушателями, а речевые формулы типа «совершенно очевидно», «как всем известно», «как все мы знаем» помогают исключить сомнения.

  • Суть поведенческого манипулирования состоит в том, что для управления сознанием используются различные ситуации, действия, поступки, а речь становится лишь вспомогательным средством. Например, на совещании руководитель встает в полный рост в то время, как его подчиненные сидят, смотрит на них сверху вниз, а они на него – снизу вверх, что подчеркивает его превосходство. Если же босс хочет обсудить какие-то вопросы на равных, он может сесть не во главе стола, а рядом со своими сотрудниками, спускаясь таким образом на их уровень, уменьшая дистанцию. 


Как распознать манипулирование: основные признаки

Манипулирование можно сравнить с вероломным захватом территории: манипулятор загоняет свою жертву в угол, не давая ей возможности опомниться и осознать, что происходит, и особо не задумывается о ее эмоциях, чувствах. Это просто инструмент в руках мастера, умело управляя которым, можно осуществлять самые разные планы. Коварный «кукловод» выбирает момент, когда его «марионетка» находится в слабой позиции и особенно подвержена влиянию. И тут манипулятор пускает в ход весь свой арсенал. Он использует безобидные на первый взгляд слова, выражения, меняет интонацию, всячески подстраивается под свою жертву. К счастью, манипулированию можно противостоять. Главное, знать, как его распознать. Обозначим основные признаки того, что вами пытаются управлять:

  • Общение с конкретным человеком пробуждает в вас странные ощущения – вас не покидает чувство вины, страх, тревога, вам становится стыдно.

  • Вы вдруг перестаете понимать, что заставило вас поступить так, а не иначе.

  • Не получается реализовывать планы, достигать поставленных целей.

  • У вас возникает психологическая зависимость от определенного человека – без него вы не в состоянии что-либо решать.

  • После общения с манипулятором вам кажется, что вас загипнотизировали.

  • Вас преследует осознание собственной никчемности, бесполезности: вы недостойны хорошего отношения, уважения, признания, похвалы и какого-либо вознаграждения или подарка.

  • Кажется, что весь мир настроен против вас.

  • Вы ловите себя на том, что не можете контролировать негативные эмоции.

  • После какого-то мероприятия или разговора не покидает ощущение, что вас просто использовали.

Словом, если вы понимаете, что общение с конкретным человеком вызывает у вас дискомфорт, вполне вероятно, что вы имеете дело с манипулятором, который подбирает к вам ключи. Оформить страховку от психологического воздействия не получится. Но можно освоить нехитрые приемы защиты от манипуляторов.

 

Как избежать манипуляций: техники защиты


Защита от манипулятивного воздействия может быть пассивной и активной.

 

1. Пассивные техники 

Помогают отразить нежелательное влияние «без шума и пыли» – не вступая в открытую конфронтацию с манипулятором, не усугубляя ситуацию и при этом создавая более надежные, основательные преграды на пути психологической агрессии. К мирным приемам отражения вражеских атак относятся:

  • Уход от контакта с манипулятором. Уклонение от его «вербальной разведки». Задача – не дать агрессору прозондировать почву, чтобы подобрать эффективные способы влияния, не позволить ему выстроить доверительные отношения на его условиях.

  • Максимальное дистанцирование. Уйти на безопасное расстояние, чтобы уменьшить силу воздействия манипулятора, ослабить психологическое давление с его стороны.

  • Информационная изоляция. Не давать манипулятору ничего, что может быть полезно для реализации его целей: не показывать свои мысли, чувства, эмоции, чтобы он не смог их использовать против вас. Туманная неизвестность не позволит подобрать единственно верный ключ, создаст дополнительные неудобства для агрессора.

  • Определение скрытых смыслов, мотивов, предпочтений. Чем больше информации о манипуляторе получится добыть, тем проще противостоять его воздействию. В этом помогут уточняющие вопросы, требующие прямого ответа: «Когда вы мне это предлагаете, что конкретно вы имеете в виду?», «Чего вы хотите, чтобы проблема была решена?» и т. д. Когда его замыслы будут раскрыты, отразить атаку и ее последствия будет гораздо проще.

  • Внимание к ответам на вопросы. В ответах манипулятора можно обнаружить оговорки, обмолвки, которые позволят понять ход мыслей и предположить намерения собеседника.

  • Блокировка действий агрессора. Чтобы помочь манипулятору потерять контроль над ситуацией, можно изобразить рассеянность, невнимательно слушать, что он говорит, не сразу отвечать на вопросы, замедленно реагировать, тормозить с действиями. Такое поведение потенциальной жертвы в планы агрессора не входит. Ему придется ускориться с подбором других приемов воздействия, которые так же могут не дать желаемого результата.

  • Прерывание контакта с манипулятором. Такая техника особенно уместна, если манипулятор ведет себя агрессивно, открыто угрожает, оказывает сильное психологическое давление. Поводы для прерывания контакта могут быть разные – нужно срочно позвонить кому-то или куда-то отлучиться, проверить отчет или выполнить задачу от босса. 

2. Активные техники 

Их можно использовать как самостоятельно, так и в комплексе с пассивными техниками защиты от манипуляций. Основная цель активного противостояния – максимально дестабилизировать агрессора, заставить его отказаться от своих намерений.

  • Преобразование сигналов противника. Тот, на кого направлено манипулятивное воздействие, в процессе общения получает от своего визави как вербальные (слова), так и невербальные сигналы (взгляды, жесты, мимика, интонация). Задача отбивающегося от нападения – расшифровать сигналы и преобразовать их в выгодные для себя решения.

  • Встречная манипуляция. Найти в манипуляторе слабые места, болевые точки и нанести ответный удар, перехватить инициативу. При этом задача состоит не только в том, чтобы остановить агрессора, но и сделать все, чтобы ситуация разрешилась с выгодой для объекта воздействия манипулятора.

  • Психологическая атака. Нужно вспомнить о том, что лучшая защита – нападение, и пресечь попытки манипулирования резкими ответными действиями. Например, высказать агрессору напрямую все, что настораживает или не устраивает, или посмеяться на его жалкими попытками повлиять, оказать психологическое давление. Такое «беспардонное» поведение выведет манипулятора из равновесия и заставит защищаться.

Применять техники защиты, особенно активные, нужно очень аккуратно. Лучше вообще избегать подобных ситуаций. А чтобы у манипуляторов даже не возникло желания вами поуправлять, стоит придерживаться простых рекомендаций:

  • не забывать о своих интересах;

  • расставлять приоритеты;

  • не раздавать обещаний направо и налево;

  • помнить об обязательствах;

  • думать на перспективу;

  • уважать себя;

  • помнить о том, что есть свобода выбора.

И, конечно, не лишним будет поближе познакомиться с таким интересным направлением, как нейролингвистическое программирование. Технологии НЛП позволяют преодолевать страхи и фобии, повышать мотивацию, освобождаться от вредных привычек, управлять эмоциями. Понять особенности НЛП и научиться использовать этот метод можно на одном из дистанционных курсов нашей академии.


Не уверены, что вами манипулируют? 12 примеров эмоционального манипулирования, на которые стоит обратить внимание

ОПУБЛИКОВАНО 9 августа 2022 г. И ОБНОВЛЕНО 23 февраля 2023 г.

Признаки эмоционального манипулирования бывает сложно заметить. Иногда люди, которым мы больше всего доверяем, на самом деле используют тактику, чтобы заставить вас чувствовать себя виноватым, неправым или будто вы причинили им боль, даже если причиняете боль именно вам. На самом деле, они могут использовать тактику манипуляции, даже не подозревая об этом! Это может сбивать с толку и трудно заметить.

Если вами манипулируют, вы, вероятно, чувствуете смесь страха, вины или обязательства, но не понимаете почему. Мы здесь, чтобы помочь вам увидеть признаки, понять, что вами манипулируют, и отреагировать оттуда!

Существует много типов эмоциональной манипуляции, и знание того, как понять, что вами манипулируют, может помочь вам справиться со своими собственными чувствами. Вот 12 примеров того, что кто-то может сказать, чтобы манипулировать вами, и тактика эмоционального манипулирования, которую они используют.

Давайте нырнем!

1. «Я просто пошутил!»

Если кто-то говорит что-то, что вас расстраивает, но затем настаивает , что это шутка, это «просто шутка, братан», или что вы слишком чувствительны, то они пытаются сказать вам, что вы не нельзя расстраиваться из-за них. Уууууу, нет. Это не так работает. Если вы расстроены комментарием или «шуткой», вам разрешено расстраиваться, и никто не может обесценить это чувство.

Если вы чувствуете себя комфортно с этим человеком, вы можете попытаться использовать «я»-утверждения, чтобы объяснить ему, почему это вас задело, например: «Я не думаю, что это смешно, потому что эта тема меня волнует». Если человек не хотел причинить вам боль, использование подобного «я»-утверждения может помочь ему понять, откуда вы исходите.

2. «Если бы ты похудела, эта рубашка смотрелась бы на тебе лучше».

Здорово. Большой красный флаг. Манипулятор будет охотиться на вашу неуверенность, чтобы заставить вас чувствовать себя плохо. Так что, будь то ваш вес, доход, образование или внешний вид — если вы чувствуете себя неуверенно в чем-то, они обнюхают это и используют против вас.

Это также может принимать форму двусмысленного комплимента, например: «Мне нравится твоя прическа сегодня. Выглядит лучше, чем обычно». Все еще оскорбление, но начало с комплимента дает манипулятору возможность отрицать оскорбительную часть. Грубый АФ.

3. «Такого никогда не было! Ты ведешь себя как сумасшедший».

Газлайтинг — это форма эмоциональной манипуляции, когда человек пытается убедить вас, что вы что-то неправильно помните или просто «сумасшедший», чтобы изменить ваше отношение к ситуации. Так что, если вы знаете , что ваш партнер грубил вам всю ночь, но пытается убедить вас, что этого никогда не было, что вы слишком остро реагируете или что вы «всегда бываете таким», возможно, они вас газлайтингуют. В долгосрочной перспективе газлайтинг может заставить людей сомневаться в собственных чувствах и реальности, потому что они постоянно обесценивают свой опыт.

Газлайтинг также довольно распространен в отношениях с людьми, страдающими нарциссическим расстройством личности. Честно говоря, люди с НДЛ могут демонстрировать многие виды поведения в этом списке, поэтому ознакомьтесь с другой нашей статьей, если хотите узнать больше.

4. «Ну, твоя мать согласна со мной, значит, ты ошибаешься».

Распространенная форма манипуляции — это когда манипулятор использует других людей в вашей жизни, чтобы поддержать их. Они пытаются заставить вас чувствовать себя в меньшинстве и бессильными. Натравливая вас не только на себя, но и на близких вам людей, таких как ваши друзья и члены семьи, они пытаются лишить вас системы поддержки и одержать верх. Сооооочень не ладно.

5. «Я не хочу говорить об этом здесь. Лучше иди ко мне в кабинет».

Эта тактика называется преимуществом домашней площадки. Манипулятор хочет быть там, где он чувствует себя сильным и контролирующим ситуацию. На рабочем месте это может выглядеть так, будто человек настаивает на том, чтобы вы разговаривали с ним в его офисе, а не на вашем рабочем месте. С партнером или другом они хотели бы поговорить с вами у себя дома, а не у вас. Подумайте об этом — разве вы не чувствуете себя более комфортно и непринужденно в своем собственном пространстве? Это то, на что они делают ставку.

6. «Я знаю, что мы не знаем друг друга очень давно, но это лучше, чем любые другие отношения, в которых я был».

Вы когда-нибудь слышали термин «бомбардировка любовью»? Это форма манипуляции в отношениях, когда кто-то проявляет свой романтический интерес с помощью грандиозных жестов, слишком большого внимания и громких заявлений о любви. Они могут утверждать, что вы родственные души, дарить вам много подарков и всегда писать/звонить вам.

Проверьте себя: если любовь, которую вы получаете, очень ранняя и довольно подавляющая, они, вероятно, любят бомбить вас, чтобы сразу же получить сильное обязательство. Красный флаг!! Кто-то, кто вас любит, будет уважать ваши границы, время и индивидуальность и не будет слишком быстро двигаться вперед. Это можно сделать и непреднамеренно, без злого умысла, но все равно вредно. Очень важно установить границы, независимо от того, насколько вы взволнованы своими новыми отношениями.

Может быть, вы новичок в установлении границ или считаете, что придерживаться их очень сложно. У нас есть отличный курс о границах в приложении DiveThru! В «Границах 101» зарегистрированный терапевт Симона Сондерс рассказывает о различных типах границ, о том, как их устанавливать и как поддерживать свои границы. В манипулятивной ситуации границы будут очень важны. Войдите в приложение и проверьте курс!

7. «О, Я не тот? Ты тот, кто провел все свое время со своим другом на прошлой неделе!

Дымовая завеса/ отвлекающий маневр — это тактика, при которой манипулятор поднимает другую тему — обычно что-то, что вы сделали неправильно в его глазах, — чтобы избежать встречи с вами. Если вы пытаетесь общаться с манипулятором, а он сразу же хочет сменить тему, это верный признак того, что он манипулирует.

8. «Я хочу узнать о тебе. Все мне рассказать.»

Хорошо, это зависит от контекста и намерения. Знакомство с кем-то по своей сути не является чем-то плохим. Очевидно. Но если вы обнаружите, что человек сразу задает много наводящих вопросов, не предлагая много собственной информации, возможно, он устанавливает базовый уровень и ищет слабые места, чтобы манипулировать ими позже. Опять же, это не значит, что вам не следует знакомиться с новым партнером! Но это должен быть ваш совместный разговор, а не допрос.

Помните, что мы говорили ранее об установлении границ? Это применимо и здесь. Если вам нравится этот человек, но вы считаете, что его вопросы слишком сложны, вы можете дать ему понять, что вы не готовы сразу все раскрыть, и что вы расскажете ему, когда будете готовы. Установление границы вокруг вашей личной информации слишком справедливо.

Чтобы дать вам пример, не связанный с отношениями, подумайте о продавце в автосалоне. Если они заговорят с вами и узнают, что вам нужно купить машину в тот же день, они могут держать продажную цену высокой, потому что знают, что вы в отчаянии. Так что, знаете, держите некоторую информацию поближе к сундуку.

9. «…»

Аааа, да. Безмолвное лечение. Это форма манипуляции, которая звучит громко и ясно — без единого слова. Цель манипулятора — заставить ваши мысли двигаться по спирали. Это потому, что молчание может быть неудобным, особенно если оно неожиданное. Они хотят, чтобы вы протянули руку, извинились и восполнили то, что заставляет их игнорировать вас, даже если они не объясняют причину своего молчаливого обращения. Молчаливое обращение не является эффективной заменой открытого и честного общения.

10. «Хорошо. Не позволяй мне одолжить твою машину. Но не мог бы ты хотя бы подвезти меня до работы?

Технику «дверь в лицо» можно использовать, чтобы манипулировать людьми, заставляя их выполнять просьбу, сначала делая большую просьбу, из-за чего последующая просьба кажется незначительной. В приведенном выше примере одолжить чью-то машину — довольно большая просьба, поэтому просьба подвезти на работу кажется разумной по сравнению с ней, даже если это не то, чем вы хотите заниматься.

Техника «нога в двери» аналогична, но в другом направлении. Человек попросит что-то маленькое, а затем перейдет к чему-то большему. Продавец в розничной торговле может использовать это, попросив вас попробовать образец их продукта, а затем, после того как вы ознакомились с двенадцатью их продуктами и пробыли в магазине пятнадцать минут, он попросит вас что-нибудь купить. Вы уже сказали «да» в начале, так почему бы не сказать «да» сейчас?

11. «Ты не останешься сегодня допоздна? Я действительно начинаю сомневаться в твоей преданности этой команде».

Токсичные рабочие места вызывают чувство вины. Ваш менеджер или руководитель может обвинить вас в том, что вы задержались допоздна, чтобы уменьшить нагрузку на своих коллег, доказать свою преданность своему рабочему месту или показать, что вы «достойны» повышения или продвижения по службе. Помните: вы подписываете соглашение со своим рабочим местом, чтобы работать определенное количество запланированных часов в неделю, и вы не должны работать допоздна, если вы не можете или не хотите. Хороший баланс между работой и личной жизнью жизненно важен для вашего психического здоровья.

12. «Я знаю, что вы согласились встречаться со мной раз в неделю, но мне очень нужно, чтобы вы встречались со мной хотя бы три раза в неделю».

Эта тактика называется перемещением стойки ворот. Манипулятор попросит что-то, а затем изменит то, что он хочет, после того, как человек, которым манипулируют, уступит. Вы даете им дюйм, и они пытаются взять милю! Это форма раздвигания границ, когда манипулятор пытается увидеть, сколько он может получить от другого человека. Вспомните, о чем вы договорились изначально, и, если вы не хотите делать больше, то не делайте этого!

Это недостаточно обсуждаемая форма сексуального насилия. То, что вы согласились на что-то одно, не означает, что вы согласны на что-то большее. Согласие — это непрерывный процесс, и нет ничего более сексуального, чем соблюдение наших границ!

Вами манипулируют. Что теперь?

Вы просмотрели этот список и подумали: «А, может быть, мной манипулируют…» Что вы ответите?

Как всегда, зависит от контекста. В ситуации с продажами выявление манипуляций может помочь вам остановить их и защитить ваши деньги. Сообщите этому продавцу, что вы прочитали обо всех его уловках и хотите честной сделки! Или возьмите бесплатный образец лосьона из вашего любимого места, поблагодарите и уходите, потому что вы не обязаны ничего покупать.

Если вы обнаружите, что кто-то из ваших близких манипулирует вами, все может быть немного сложнее. Иногда манипуляторы используют эту тактику, даже не желая этого. Если кто-то воспитывался в семье, где эмоциональное манипулирование было нормой, возможно, именно так его учили общаться.

Значит ли это, что все в порядке? Неа! Это разговор, который вам обязательно нужно вести с вовлеченным человеком, и пока вы оба остаетесь прямыми и честными в общении, это может быть улажено. Но не все будут восприимчивы или признают, что их поведение является манипулятивным. Будьте готовы установить границы с этим человеком.

Целенаправленное манипулирование является формой злоупотребления. Если вы обнаружите, что не уверены в своих чувствах, задаете себе вопросы и чувствуете, что ваше психическое здоровье ухудшается, обратитесь в свою систему поддержки. Как мы уже говорили ранее, очень важно установить твердые границы с манипулятором. Хорошая практика — откладывать ответ на просьбу или требование манипулятора, чтобы он не чувствовал вины, стыда или смущения, заставляя вас уступить. Если это кажется неправильным, проверьте свои эмоции, и придерживайтесь своих границ!

 

Подробнее: 7 способов, которыми эмпаты могут позаботиться о своем психическом здоровье 7 полезных способов сделать перерыв в социальных сетях,

5 Признаки языка тела манипулятора

Манипуляторы бывают разных форм, размеров и форм. Кроме того, не все те, кто манипулирует, по своей природе злы. Многие люди не осознают, что манипулируют другими. В тот или иной момент и вы, и я использовали свое влияние для достижения личного желания — это основная человеческая природа.

Однако некоторые намеренно манипулируют другими. Они стремятся понизить самооценку другого человека и причинить вред. Они могут говорить и делать добрые дела, когда за ними наблюдают «правильные» люди, но в конечном счете они стремятся к собственному успеху и удовлетворению. Именно этим типам манипуляторов я посвятил большую часть своей карьеры выявлению.

За время работы в высших правительственных учреждениях я многое узнал о том, как распознавать манипуляторов. Моя работа заключалась в том, чтобы подружиться с людьми, чтобы собрать человеческий разум. Я участвовал в этих мероприятиях более десяти лет и многому научился за эти годы. Навыки, которые я приобрел за это время, помогли мне буквально выжить.

В конце концов, я захотел использовать эти навыки и изменить мир к лучшему. Сегодня я достиг этого, обучая других общению. Одна из распространенных тем, по которой я обучал других, включает в себя определение манипуляции с помощью языка тела.

Связанный: Метод «треугольника» этого эксперта по языку тела поможет вам поймать лжеца на месте преступления

Манипуляции и язык тела

Относительно этой темы я слышал множество мифов. Во многих книгах утверждается, что точно определены движения всех манипуляторов. Некоторые люди утверждают, что кто-то всегда лжет, если смотрит налево. Или другой человек может заявить, что манипуляторы определенным образом трут нос. Это не совсем правда.

Жесткая и простая правда заключается в том, что использование языка тела для выявления манипуляций требует времени и изучения. Чтобы по-настоящему распознать чей-то обман, вы должны иметь полное знание базового — или стандартного — языка тела человека. Любые отклонения от нормы говорят о том, что что-то не так.

По этим причинам вам всегда будет легче обнаружить манипуляцию, когда она исходит от кого-то из ваших близких. Вы привыкли к естественному языку тела любимого человека и вам будет легче распознавать любые отклонения, сознательные или подсознательные.

Помните, что если человек смотрит налево или трет нос, это может быть признаком манипуляции. Однако это применимо только в том случае, если эти жесты не являются обычными для этого человека.

Связанный: 9 Признаков того, что вы имеете дело с эмоциональным манипулятором

Признаки манипулятора

Как только вы полностью поймете типичный язык тела и жесты человека, вы сможете начать обнаруживать отклонения в его поведении. Эти отклонения от нормы могут иногда отражать признаки манипуляции. Ниже приведены примеры некоторых стандартных отклонений, которые я наблюдал у манипуляторов:

1. Постукивание ногой

Когда кто-то постукивает ногой, это часто является признаком раздражения или нетерпения. Манипулятор может постучать ногой или начать щелкать ручкой, чтобы намеренно передать эти эмоции и вызвать у жертвы чувство вины. Постукивание ногами также может заставить вас поторопиться с решением, что может сыграть на руку манипулятору.

2. Почесывание подбородка

Когда манипулятор чешет подбородок, он пытается показать неуверенность или низкую уверенность. Часто это тактика, используемая для того, чтобы заставить людей сдаться и сказать: «Все в порядке. Я просто могу это сделать».

Я уверен, вы можете вспомнить множество случаев, когда вы говорили кому-то, что хотите сделать что-то, чего не делали, потому что они казались неуверенными в своих силах. Однако, если вы уверены, что человек способен сделать то, о чем он вас просит, и он все еще чешет подбородок, скорее всего, он пытается манипулировать вами, чтобы вы сделали это за него.

3. Растирание рук и шеи

Представьте своего любимого диснеевского злодея. Вы можете легко представить, как они потирают руки и маниакально смеются.

Даже Дисней понимает, что такое поведение является признаком корыстного заговора. Хотя у реальных манипуляторов может и не быть злобного смеха, потирание рук может быть их способом сообщить о доминировании, раздражении или спешке.

Многие люди, испытывающие стресс, также потирают шею. Манипулятор может проявлять признаки стресса или вины при эксплуатации другого человека. Только опытные социопаты находят полное удовольствие в том, чтобы обмануть свою цель. Если вы обнаружите, что растирание шеи — это необычное действие со стороны конкретного человека, это может заслуживать беспокойства.

4. Зрительный контакт и движение

Принято считать, что если кто-то смотрит вам прямо в глаза, он говорит вам правду. Однако манипуляторы могут долго удерживать зрительный контакт. На самом деле манипулятор или лжец пристально наблюдает за своей жертвой и постоянно смотрит ей в глаза, чтобы определить, попадается ли жертва на их уловку. Если кто-то смотрит вам прямо в глаза и обычно этого не делает, он может лгать.

Еще один важный секрет глаз манипулятора — скорость моргания.

Добавить комментарий