6 типов манипуляции в общении: как не стать жертвой
Экология сознания. Психология: Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать…
Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос: «Как дела» – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого задаем наводящий вопрос, например: «Что ты об этом думаешь, я молодец?»
Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь?». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл. Манипуляция апеллирует к чувствам.
Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких наших чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных типов.
6 типов манипуляции в общении:
1. Манипуляция любовью. В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели в виду: «Слушайся меня».
Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет в виду: «Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти».
Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле «. Хотя на самом деле имеет в виду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать».
Особенности этой манипуляции
Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.
В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.
2. Манипуляция страхом. В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле имели в виду: «Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки».
Ваш мужчина говорит: «Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт». Хотя на самом деле имеет в виду: «Приготовься, я скоро уволюсь».
На работе вам говорят: «Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют в виду: «Незаменимых нет, соберитесь, милочка».
Особенности этой манипуляции
Использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.
3. Манипуляция неуверенностью в себе. В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели в виду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи».
Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь печенье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю». Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу «.
На работе вам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют в виду: «Не зарывайся, я здесь начальник».
Особенности этой манипуляции:
Манипуляция — это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», — так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.
Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ею быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льстить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков.
Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете. Примите себя и свои слабости или избавьтесь от них.
4. Манипуляция чувством вины. В детстве вам говорили: «Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду». Хотя на самом деле имеют в виду: «Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом».
Ваш мужчина вам говорит: «С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?». Хотя на самом деле он имеет в виду: «Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить».
На работе вам говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте, я сделаю за вас вашу работу». Хотя на самом деле имеют в виду: «Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай».
Особенности этой манипуляции
Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний.
5. Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я»). В детстве вам говорили: «Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник?». Хотя на самом деле имели в виду: «Не трусь».
Ваш мужчина говорит вам: «Двенадцатичасовой рабочий день? Бедняжка. Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, сбегай за пивом, сейчас ко мне Петрович придет». Хотя на самом деле имеет в виду: «Твой перфекционизм плюс моя лень. Мы – идеальная семейная пара».
На работе вам говорят: «Мы знаем, что вы – перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты». Хотя на самом деле имеют в виду: «На вашем тщеславии мы решили немного сэкономить».
Особенности этой манипуляции
Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше, со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ и вообще толковый человек, говорил о том, что первая половина жизни – это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная.
Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать – он заболевает.
6. Манипуляция чувством жалости. Как это происходило в детстве: «Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего»!
Как это происходит в семье: «У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко, ты не сможешь поехать».
Как это происходит на работе: «Помните, у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?»
Как это происходит в политике: «Наша партия Фиолетовых, конечно же, не сможет получить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфирного времени нам не предоставляют…»
Особенности этой манипуляции.
Она такая, немного детская, школьная – «Мариванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду».
Существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости — «жертвы», которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрения и помощь. Эти «жертвы» также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изменить. Потому что они – счастливые жертвы.
Как не стать жертвой манипулятора?
Шаг первый. Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй («если ты будешь пить латте с подругами, я не буду зарабатывать деньги»), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.
Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. «Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну так, так и говори».
Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная безопасность. Дайте ему почувствовать себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.
Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас испытывать те или иные чувства – это миф. Чувства находятся внутри нас и никто кроме нас не в состоянии их «включить» и «выключить». Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут на слабо? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.
Шаг пятый. Понять себя: в каждой семье принято реагировать на события определенным образом. В одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом.
Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту «ведущую» эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут, им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их «ведущем» чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.
Время манипулятора.
Манипулятор очень редко живет настоящим. Чаще всего, он либо вспоминает прошлое – «я не могу оправиться после того, как моя кошка пять лет назад выпрыгнула с балкона» — ищет в нем оправдание своим недостаткам и бездействию.
Либо он говорит о каком-то туманном будущем — «не будешь есть котлеты, не поступишь в институт» или «мы в вас верим, и когда-нибудь непременно это отразиться и на вашем финансовом состоянии».
Также интересно: 5 способов распознать манипуляцию на работе
19 техник психологической защиты от манипуляций
Но здесь и сейчас у манипулятора ничего не происходит. Ему все время некогда, он постоянно занят. Его бы можно было бы по-человечески пожалеть, но мы так поступать не станем. Потому что он добивается от нас именно этого чувства, чтобы использовать его не по назначению.опубликовано econet.ru
Автор: Екатерина Игнатова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Психология манипуляции в общении. Виды манипуляций.
Манипуляции в общении – явление вполне распространённое и постоянно встречается в социуме при взаимодействии людей друг с другом.
Это воздействие может происходить незаметно, его можно проследить во время работы, при общении друзей, соседей. Вполне знакомы и привычны манипуляции в семейной жизни, в отношениях между влюблёнными, и нередко, при общении даже малознакомых людей.
При помощи манипуляций люди пытаются управлять другими, преследуя свои личные цели, стремятся контролировать и направлять действия и чувства кого-то, не зависимо от его желания и интересов. В процессе могут быть задействованы как два человека, так и группа людей.
Плюсы от манипуляций
Манипуляции могут быть относительно безопасны, и даже носить созидательный, конструктивный характер, то есть, для пользы и развития личности, на которую пытаются повлиять. К примеру, когда родители пытаются разными способами заставить своего ребенка лучше учиться. Или же наоборот, воздействие на личность бывает подавляющим и разрушительным, во вред.
Строится манипуляция на позиции использования манипулятором слабостей другого. Манипулятор может действовать достаточно тонко, и управляемый объект не замечает, что его просто и конкретно используют. Приемы манипуляции в общении – это и есть фактический способ управления сознанием других людей, их волей.
Виды манипуляций в общении
- Лингвистические, более употребляемое сейчас выражение – коммуникационные. Когда, психологическое воздействие ведется во время разговорного общения, при помощи речи;
- Поведенческие, когда влияние происходит при выполнении определенных действий. Пример поведенческой манипуляции в личностных отношениях: жена демонстративно собирает вещи, чтобы уйти к маме, добиваясь, таким образом, определенного поведения от мужа для своей цели.
Различные способы манипуляций буквально пронизывают все наше бытие. Обучаются люди этому с раннего детства. Сначала на уровне интуиции, а в дальнейшем, возможно, уже сознательно. Простой пример: малыш своим громким плачем требует взять его на руки, желая получить, таким образом, порцию любви и внимания.
Нередко люди специально обучаются в различных «школах» способам виртуозного влияния и воздействия на других, делая это своим постоянным образом общения. Но сами они в чем-то все равно остаются уязвимыми. И рано или поздно неизбежно столкнутся с тем, кто окажется сильнее по своей возможности психологической манипуляции.
Так или иначе, цель и задача манипулятора – добиться от используемой жертвы выгоды для себя, материальной, эмоциональной, энергетической, или какой-то иной.
Внимание, манипулятор!
Всем знакома ситуация, когда кто-то устраивает скандал без особых на то оснований. Это энергетический «вампир» хочет получить недостающую ему порцию энергии, «подпитаться». Или же наоборот, манипулятор подавляет зависимую от его настроения жертву своим недовольным молчанием, наказывая демонстративным «игнором».
Жертва вынуждена оправдываться, идти на уступки, теряя при этом определенную порцию своей энергии, подавляя свои желания, портя себе, в конечном счете, настроение и здоровье.
Женщина, а иногда и мужчина, может стремиться получить материальную выгоду от своего интимного партнера, манипулируя, спекулируя собой, своим вниманием, чтобы получить дорогой подарок.
Иногда для манипулятора важна не выгода, а утверждение своей власти над другими. Таким способом он поднимает свою самооценку и значимость. Подобное проявление часто прослеживается в рабочем коллективе. Яркий пример манипулятивного контакта, когда неудовлетворенная в личной жизни женщина подавляет, нередко принижает зависящих от нее подчиненных, доводя их до слез, а иногда и до нервного срыва.
Манипуляция через любовь.
Но есть совсем другой, более высокий уровень манипулятивного общения. Когда идет воздействие через, так называемую «любовь». То есть, объекту манипуляции тонко внушают мысль о его исключительности, о его значимости и ценности в данной ситуации.
Человек, которому не хватило любви, внимания и принятия в социуме, становится зависим от этой оценки. Потому что для него важно быть объектом восхищения и одобрения. Он готов на многие жертвы, чтобы быть достойным такой высокой оценки. Люди готовы жертвовать своим временем, своим имуществом, собою. Все другое, кроме манипулятора, для него становится не важным, не значительным.
Так происходит вербовка людей в различные секты, неформальные организации. В таких организациях лидер, организатор, имея от природы высокий энергетический уровень, сильную личностную харизму, легко подчиняет себе волю многих его «последователей», ломая их жизни, судьбы.
Конечно, слабые, в чем-то ущербные люди чаще становятся объектами манипулирования.
Но и сильные личности, с «железной» волей, имеют свои, нередко, тщательно скрываемые слабые стороны. И опытный мастер манипуляций непременно найдет возможность воздействия, играя на самых тонких струнах души.
Вред от манипуляций.
Если общение с использованием манипуляции в пределах допустимой «нормы», этому можно не придавать особого значения. Совсем же другой разговор, если манипуляции ведутся искусным кукловодом. Здесь ситуация может быть опасной, травмирующей, нести серьезный вред имуществу или здоровью личности.
Так или иначе, но хорошо быть достаточно осведомленным, чтобы иметь возможность достойно и без ущерба для себя уметь противодействовать манипуляторам.
Чтобы отнести действия манипулятора к вредоносным, должны прослеживаться следующие факторы:
Ущерб для жертвы.
Контакт с манипулятором несет ущерб жертве, ее собственности, психическому или физическому здоровью, забирает личное время и силы. Манипулятор при этом имеет в любом случае выгоду для себя, ничего не теряя и ни чем не жертвуя. Основным признаком того, что опасная манипуляция имеет место, является контрастное изменение настроение жертвы в присутствии манипулятора: это может быть как упадок настроения, так и восторженная эйфория.
Манипулятор, который является в данном случае, энергетическим вампиром, хочет получать эмоции жертвы.
Легче добиться выброса негативных эмоций, страха, гнева, истерики. При особо больших энергетических потерях у жертвы начинают трястись руки, учащается сердцебиение, может повыситься давление, может даже резко подняться температура. Обмен состоялся. Манипулятор наполнился силами, бодрый и довольный, он отправляется творить свои «черные» дела дальше. Его жертва, чувствуя полное опустошение, пытается восстановиться.
Наиболее опасные манипуляторы.
Наиболее опасными манипуляторами являются те люди, которые делают это осознанно, действуя расчетливо, преследуя конкретную цель. Здесь речь не идет об эмоциях. У манипулятора в данном случае задача материальной выгоды в том или ином ее проявлении. Так, карьеристы плетут тайные интриги, стравливая людей, оставаясь в стороне наблюдателем. Они хорошо знают психологию, отлично владеют собой и ситуацией, имеют крепкие нервы и циничный, расчетливый ум.
Манипуляции через положительные эмоции.
Манипуляции через положительные эмоции могут нести ощутимый вред. Манипулятор, притворяясь влюбленным, заинтересованным, близким другом может незаметно «влезть» в душу, в кошелек, в жилплощадь жертвы. Добрая, щедрая, доверчивая жертва готова поделиться всем, что имеет, только бы ее любили, дружили и общались. Плохо только то, что получив желаемое, манипулятор может отправиться дальше, преследуя другие цели. А жертва останется с разбитым сердцем, разочарованием и прочими потерями.
Манипулятор всегда уверен в своей правоте, в своей исключительности. Так, в различных сетевых компаниях учат строить коммуникации в общении, чтобы проникнувшись доверием жертвы, навязать ему свой товар, продукцию, якобы действуя исключительно в интересах жертвы, ее здоровья и прочего. Жертва, попадая под обаятельное воздействие талантливого мастера, не может его обидеть отказом.
Пример манипулятивного воздействия.
Один из них, классический. Муж делает карьеру, жена сидит дома, по его настоянию, отказываясь от самореализации, создает ему уют, растит детей, занимается бытом. В этом вся ее жизнь, у нее нет других интересов. Муж, добившись успехов, теряет интерес к скучной и однообразной женщине. Он легко может увлечься другой, тратить на нее свои деньги и свои эмоции. Жена остается ни с чем, забыв, что когда-то она просто поддалась давлению, выбрав наименьшее сопротивление.
Необходимо противостоять.
Так или иначе, но манипулятор стремится к удовлетворению своих потребностей за чужой счет, зачастую жестко игнорируя интересы жертвы. Манипулятора нужно уметь распознавать и противостоять ему, пока он не начал свою разрушительную работу.
Если вы не уверены в отношениях, всегда старайтесь сохранять дистанцию. Не следует слишком близко подпускать «сладкого» сказочника в свою жизнь, в свое пространство, пока цели его не достаточно прозрачны.
Манипулятор может хорошо владеть невербальным влиянием. Гипнотически смотреть в глаза, приятно дотрагиваться. Отвлекитесь, чтобы освободиться от этого обволакивающего воздействия. Перенесите свое внимание, на что то постороннее, чтобы разорвать контакт.
В некоторых случаях лучше проявить внешнее согласие, чтобы иметь возможность правильно оценить ситуацию. Вести открытый спор с профессиональным манипулятором может быть малоэффективным.
Под занавес.
Так или иначе, но всегда можно найти возможность противостояния любому манипулятору. Очень важно и необходимо развивать в себе уверенность, получать новые знания, учится общаться, не впадая при этом в зависимость от других. Таким образом, повышается самооценка. Иногда манипулятора можно разоружить просто улыбкой и своим позитивным восприятием жизни. Нужно верить в себя, иметь свои цели и стремления, и быть доверчивыми в меру.
Игорь Фомичев, клинический психолог,
эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».
Похожее
www.psy-expert.ru
Манипуляции в процессе общения: людьми, психология, виды
.
Аморальным, обманным и тайным влиянием на поведение обычно характеризуются манипуляции в общении. Это узкая точка зрения. Если посмотреть более широко, то психологические манипуляции окружают нас повсюду. Начальник управляет подчиненными, а подчиненные начальниками, супруги друг другом, а дети родителями. Люди не замечают, как на них воздействуют, они выполняют чужие пожелания, считая, что поступают по своей воле. В таком случае стоит научиться определять манипуляции, противостоять им и самим их использовать, потому что, вопреки сложившемуся мнению, манипулятивное общение не всегда является деструктивным.
Основные виды влияния
В процессе манипуляции всегда участвует субъект и объект воздействия. Последний не осведомлен о том, что на него оказывают психологическое воздействие, не понимает что его «слабыми местами» пользуется в эгоистичных целях его собеседник. Методы и способы манипуляции людьми в процессе общения различны, они делятся на «осознанные» и «неосознанные». Неосознанные воздействия — частое явление, сам субъект не понимает с какой целью влияет на поведение «объекта». Осознанные манипуляции встречаются особенно часто в деловой коммуникации, это сознательное управление другим для достижения определенных результатов.
Основные виды манипуляций — коммуникационные и поведенческие.
Коммуникационные — это влияние на другого человека при помощи общения. Приемы отличаются в зависимости от того, кто является адресатом манипуляции и чего от него нужно добиться. Большинство коммуникативных техник основываются на использовании эмоций, особенно успешны они при воздействии на чувствительных людей. Поведенческие манипуляции — это управление людьми при помощи поступков. Оба способа воздействия могут серьезно повлиять на личность объекта вплоть до ее подавления и подчинения. Опытные манипуляторы могут так искусно обвести человека вокруг пальца, что тот добровольно исполнит то, чего от него хотели, не понимая, что им управляли.
6 основ коммуникативного воздействия
На доверчивого человека повлиять очень легко, поэтому основная работа заключается в установлении эмоциональной близости со своей жертвой.
Необходимо собрать как можно больше информации о человеке, его эмоциональном состоянии, страхах, мечтах, увлечениях, привычках. Метод противодействия: уклоняться от вопросов, скрывать информацию о себе. Большинство видов манипуляций, используемых в общении, воздействуют на чувства.
Приведем примеры манипуляций в общении.
- Страх. Игра на страхе человека — одна из самых распространенных манипуляций. Начальник может мотивировать своих сотрудников, «мягко» намекая им, что может их уволить, если они не будут работать лучше. Родители рассказывают детям страшилки, чтобы отучить их разговаривать с незнакомыми. Метод используется против плохо информированных людей, которые принимают сказки об опасностях на веру и стремятся их избежать. Некоторые люди придумывают мифические опасности, чтобы поставить своих жертв под свой контроль.
- Любовь. Влюбленным человеком управлять легко. Частое использование приводит к потере уверенности в любви партнера или родителя.
- Неуверенность. Человек неуверенный — легкая добыча. Очень легко использовать его слабости и недостатки в свою пользу. Субъект воздействия чувствует свое превосходство. Способ борьбы с этой техникой — повысить свою уверенность.
- Вина. Технику применяют преимущественно в семьях: родители к детям, мужья к женам. Люди используют чужие оплошности, чтобы вызвать чувство вины, затем оппонента вынуждают выполнить что-то, чтобы загладить вину. Постепенно партнер по общению накапливает недовольство и раздражение, которое способно вылиться в агрессию, поэтому использовать данную технику постоянно опасно. Человек сохраняет молчание, демонстрируя свое расстройство и вынуждая оппонента заглаживать вину.
- Тщеславие. Чувство гордости и собственного достоинства настолько важно для человека, что он способен выполнить что угодно, если обвинить его в трусости или польстить. Человек, который постоянно вынужден что-то доказывать, морально и физически устает. Иногда люди, особенно дети, рискуют жизнью, чтобы доказать свою храбрость.
- Жалость. Чувство жалости можно использовать, чтобы подтолкнуть объект к нужным действиям. Со временем объект, израсходовав свои силы, или бросает субъекта, или начинает использовать эту технику себе во благо.
Невербальная коммуникация
Для воздействия на психику другого человека используют не только слова, но и движения, жесты. Одна из самых эффектных техник называется «отзеркаливание». При использовании этой техники субъект повторяет движения и жесты своего оппонента. Здесь приходится проявить тонкость, излишняя точность вызывает настороженность. На собеседника использование этой техники производит расслабляющий эффект. Он проникается доверием к человеку, который похож на него, «отзеркаливание» воздействует на бессознательное объекта.
Один из способов определить манипулятора — наблюдать за тем, как он говорит и какие жесты использует. Жесты будут оказывать лучшее влияние на слушателей, если будут естественными. Однообразные жесты выглядят неестественно и настораживающе, по этой причине движения во время разговора нужно варьировать.
- Руки протянуть к собеседнику открытыми ладонями вверх. Этот жест означает «доверься мне, я открыт для тебя».
- Ударить тыльной стороной ладони одной руки по открытой ладони другой — «поверь мне, согласись со мной, прими мои аргументы».
- Повернуть ладони тыльной стороной вверх — «вперед, пора делать».
- Сделать жест руками, напоминающий закручивание лампочки — «обрати внимание на эту маленькую деталь».
- Выставить руки вперед открытыми ладонями друг к другу — «мы друзья, не так ли?».
- Жесты отражаются на поведении собеседника или целой группы слушателей, располагая их к субъекту, открывая возможность для других манипулятивных техник. Рекомендуется жесты делать двумя руками для лучшей эффективности.
Доверительное поведение
Многие техники манипуляции предназначены для завоевания доверия человека, чтобы на него можно было легко влиять. Доверия можно добиться несколькими способами:
- Стать «своим» для объекта, доказать ему схожесть с субъектом. Это можно достигнуть «отзеркаливанием» поведения оппонента.
- Использовать комплимент, польстить, проявить сочувствие и поддержку. Для проявления сочувствия можно прикоснуться к руке или плечу.
- Выполнить мелкую услугу или предложить помощь. В обществе принят принцип «услуга за услугу»: человек, который помог субъекту, чувствует желание отплатить добром за добро.
- Встать на сторону объекта, если его критикуют.
- Применить природные данные. Соблазнение является одним из самых древних методов манипуляции. Женщины становится более податливыми перед чужим влиянием, если оно исходит от красивого мужчины, а сильный пол легко поддается на обаяние привлекательных девушек.
Приемы, стимулирующие общение, установление доверительных отношений можно применять в разных сферах жизни: как в рабочем коллективе, так и в семье.
Метод маски
Маска – это способ, которым человек представляет себя другим в той или иной ситуации. Психологи полагают, что маски используют все люди, а свое «внутреннее» истинное «Я» выражается только в моменты одиночества. У руководителя-манипулятора обычно есть много образов на каждый случай, он подготавливает их заранее. У использования масок есть плюсы: возможность сохранить лицо, бесстрастность, безопасность. Минус — риск потери авторитета при неудачном использовании образа.
Менеджер использует маску из-за недоверия к другим, страха перед сближением с коллегами, желания скрыть свою неуверенность. Руководитель скрывает свое «истинное Я» за образами для управления своими подчиненными и для встреч с клиентами. У масок, которыми пользуются работники, основная цель — проявление подчиненного положения. Маски никогда не носят постоянно, их меняют в зависимости от ситуации, от социального статуса собеседника. Чтобы эта техника манипуляции была более эффективной, нужно:
- Легко воспроизводить каждый образ и быстро «входить в него» при смене маски.
- Стремительно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
- Не вживаться в образ, применять его только для достижения конкретной цели и не играть в маску постоянно.
Манипуляции — хороший способ приобретения краткосрочных выгод. Этот способ склонить оппонентов к чужим решениям снижает уровень доверия. Долгосрочные связи можно построить только на искренности.
psyhoday.ru
Манипуляции в общении. Манипуляции в деловом общении :: SYL.ru
Приходилось ли вам сталкиваться с манипуляциями в своей жизни? Несомненно, ответ будет однозначный: да! Каждый из вас хотя бы раз был вовлечен в манипулятивные игры, возможно, даже не осознавая этого.
Манипуляции на личном и деловом уровнях
Взаимодействуя с людьми, мы попеременно превращаемся то в жертву, то в ловкого кукловода. Манипуляции в общении могут быть явными, лежащими на поверхности, скрытыми или очень скрытыми.
На работе, дома, в кругу друзей и знакомых люди часто стараются подвести партнера к действиям, выгодным и интересным им. При помощи различных приемов добиться от него определенного поведения. Это и называется манипуляция в общении. Психология как наука изучает такие примеры и разрабатывает способы защиты от них. В свою очередь, эти же люди, навязывающие свои интересы и заставляющие играть по их правилам, в других ситуациях сами поддаются на уловки и становятся ведомыми.
Основная характеристика манипуляций в общении – внимание к положительным и отрицательным качествам, слабостям и порокам окружающих. Это затрагивание эмоциональных струн, таких как: страх, чувство вины, чувство справедливости, желание казаться значимым, гордость, патриотизм, порядочность, зависть, ревность и многие другие. Умелые манипуляторы могут брать одновременно несколько ниточек или шариков – эмоций — и мастерски жонглировать ими.
Сильное психологическое воздействие оказывают на нас религиозные культы, различные государственные институты и само государство.
Современное ведение бизнеса также невозможно без манипуляций. Все виды делового общения пронизаны ими: контроль персонала, продажи, переговоры, реклама. Манипуляции в деловом общении помогают заключать выгодные сделки, увеличивать прибыль, подводят партнеров и заказчиков к нужным решениям.
Для наглядности проиллюстрируем психологическое воздействие примером.
Мужчина и женщина сидят в уличном кафе. К ним подходит бабушка с корзинкой цветов, предлагая мужчине купить их для своей дамы. Продавщица не просто делает торговое предложение, у нее есть скрытый расчет на то, что отказа от покупки не будет, так как кавалер не захочет выглядеть в глазах предмета своих симпатий жадным и неромантичным. Это явная манипуляция в процессе общения. Проще откупиться и не краснеть.
Манипуляции в общении могут быть как короткими, так и продолжительными. Например, всем знакомая игра в «злого и доброго полицейского». Чередование агрессивного и доброжелательного стилей при общении. Смысл этой игры — добиться от подозреваемого признания.
Основные способы и виды манипуляций. Воздействие на собеседника при деловом и личном общении
Не будет преувеличением сказать, что весь мир состоит из желания влиять на других и программировать их в соответствии со своими желаниями. Бояться этого не надо, лучше изучать примеры манипуляций в общении, учиться противостоять хитрым приемам и использовать их в дальнейшем себе и другим во благо. Такие умения помогут сэкономить время, сберечь нервы, здоровье и сохранить хорошие отношения с окружающими.
Для этого нужно знать способы манипуляции в общении. Их перечень достаточно широк, и охватить их все в данной статье не представляется возможным.
Многие виды манипуляций в общении не так просты и требуют длительной практики, например, нейролингвистическое программирование. Рядом способов свободно владеет большинство из вас и часто пользуется в повседневной жизни.
Приведем наиболее популярные психологические манипуляции в общении.
Игра на чувстве вины и стыда
Чаще всего такой вариант встречается в семейной жизни. И манипулятором является женщина. «Ты не сделал того, что я хотела, значит, ты меня не любишь. Ты виноват в моем плохом состоянии», — говорит она. И при этом начинает плакать. Еще примеры манипуляций в общении: «Я отдала тебе свои лучшие годы… Я для тебя столько сделала, а ты…» — фразы из той же серии. И вот мужчина, чувствуя свою вину и дикий дискомфорт, уже готов свернуть горы. Знакомая ситуация? Только следует помнить, что такие отношения не являются отношениями людей равных, испытывающих уважение друг к другу. Говорить о любви здесь также не приходится.
На чувствах вины и стыда играют не только в личном, но и в деловом общении. Например, начальник, чтобы заставить подчиненного выйти на работу в выходной день и без оплаты, начинает рассказывать о своем собственном «тяжелом» положении, трудных временах предприятия и страны в целом. Это манипуляции в деловом общении.
Комплимент и лесть как способы управлять людьми
Любому человеку приятно слышать добрые слова в свой адрес, быть значимым и оцененным в глазах других людей. Поэтому комплимент позволяет быстро расположить собеседника к себе, расслабить его и настроить положительно. Это можно назвать безобидной манипуляцией. Здесь главное — не перестараться и не скатиться к грубой лести, которая вызовет отрицательные эмоции и чувства.
Манипуляция в общении чувством жалости
Люди, которые постоянно ноют и жалуются на свою разнесчастную жизнь, — еще те манипуляторы! Они ждут от других слов сочувствия, помощи и этим подпитывают свою энергию. Типичные «жертвы», люди-вампиры, не желающие что-либо менять в своей жизни. Такая роль их вполне устраивает.
Неуверенность в себе
Такой вид воздействия чаще свойственен мужчинам в отношении женщин. Это манипуляции в межличностном общении. Практически не бывает женщин, на все сто процентов уверенных в себе. И даже если встречаются такие, то опытный мужчина-манипулятор сможет в короткий срок изменить их самооценку. А потом внушить, что кроме него, эта женщина, такая страшная, глупая и т. д., никому больше не нужна.
Ярость и гнев
Желая добиться определенного результата, манипулятор вызывает у себя искусственный приступ гнева. Начинает кричать, раздражаться. Естественно, собеседник старается успокоить его и идет на определенные уступки.
Показное безразличие и невнимательность
Характеристика манипуляций в общении — отсутствие реакции на все слова оппонента и полное безразличие к нему. Такое поведение преследует одну цель – узнать нужную информацию от собеседника. И такие сведения будут предоставлены последним в качестве доказательства своей значимости и правоты.
Манипуляция страхом
Каждый из вас чего-нибудь боится в этой жизни. И этим пользуются манипуляторы. Многие страхи легко развеять, ведь они построены на недостатке информации. Если вас начинают пугать некими опасностями и предлагают «надежные» способы избежать последних, если вы сделаете определенные действия, не торопитесь. Сначала все тщательно проверьте!
Перескакивание с темы на тему и нарочитая поспешность
Озвучивая определенную тему, манипулятор уделяет ей крайне мало времени и торопится тут же переключиться на другую. Или использует слишком быстрый темп речи, «тараторит». Собеседник не успевает обработать информацию и пропустить через свое сознание. В таком состоянии часто совершаются необдуманные решения, невыгодные вам, но выгодные противоположной стороне. Подобную манипуляцию в общении часто применяют продавцы и консультанты в магазинах, когда навязывают уникальные предложения, действующие только здесь и сейчас. Это последний товар на складе, только для вас, скидка действует в течение часа, больше такого предложения не будет и так далее.
Ирония, или «Проделки» с усмешкой
Манипулятор при общении с собеседником принимает ироничный тон. Все слова другого человека вызывают у него усмешку и сарказм. Конечно же, собеседник быстро «выходит из себя». В таком состоянии он становится уязвимым и подверженным внушению.
Неожиданная честность или внезапное откровение
Вас должно насторожить, если при обычной беседе ваш товарищ вдруг намекает, что сейчас сообщит вам что-то очень секретное. Эту тайную информацию он расскажет только вам, так как вы ему сильно нравитесь. Бессознательно у вас возникнет доверие, за которым последует ослабление внимания. И вот вы уже в руках манипулятора! Не поддавайтесь на провокации!
Обманчивые уточнения или ложное переспрашивание
Чтобы воздействовать на вас и добиться нужного результата, манипулятор во время беседы постоянно переспрашивает, уточняет детали. Он возвращается к сказанному ранее и повторяет ваши слова, но не полностью, а частично, выхватив из контекста некоторые фразы и дополнив их своими мыслями. Характеристика манипуляции при общении: первоначальный смысл искажается и меняется так, чтобы было выгодно манипулятору.
Всегда во время разговора будьте внимательны, слушайте то, что вам говорят.
Мнимая слабость или ложная ущербность
Объекту манипуляции внушают, что его оппонент слаб, для того чтобы тот потерял бдительность и стал бы снисходительно относиться к собеседнику. Рядом со слабым противником (как он думает) человек сам расслабляется и не чувствует опасности. В таком состоянии им становится легко управлять и внушать то, что необходимо.
Использование специфической терминологии, или Игра в «профессионала»
Манипулятор в разговоре начинает играть роль профессионала и сыплет специфическими терминами, непонятными собеседнику. Не желая показаться неучем, собеседник слушает и молчит, хотя ничего и не понимает из речи оппонента. На это и сделан расчет. Если не переспрашивать и не уточнять неизвестные термины, то выбираться из ситуации будет сложно. Защита от манипуляций в общении в таком случае должна быть такой: не бойтесь признать, что вы не понимаете, о чем говорит ваш собеседник.
Варианты противостояния манипуляторам
Как понять, что вы подвергаетесь определенному психологическому воздействию? Как обойти многочисленные виды манипуляций в общении?
Здесь, конечно же, нужна практика, опыт. А также внимание к мелочам в поведении собеседника, к его мимике, жестам, интонации, движениям тела.
Будьте внимательными и к своим реакциям при общении с людьми. Если чувствуете дискомфорт, непонятное беспокойство, отрицательные эмоции – это первый звоночек, чтобы насторожиться. Вроде бы, как вам кажется, вы делаете все, что сами хотите, а испытываете неприятные ощущения, значит, что-то идет не так.
Создавая определенные ситуации и заставляя вас испытывать разные чувства (обиду, стыд, зависть, гордость), манипулятор действует исключительно в своих интересах. Перед вами стоит выбор: поддаться его уловкам или противостоять им.
Если вы поняли, что вами манипулируют, и выявили скрытые мотивы человека, в некоторых ситуациях не стоит прекращать игру. Подыграйте!
Помощь при психологической манипуляции окажут некоторые методы, нейтрализующие негативное воздействие.
Во-первых, можно просто уйти от неприятного разговора, сменить тему, хотя бы на время. Не отвечать на вопросы, не поддаваться провокациям. Игнорировать собеседника, все его слова и действия. Сделать вид, что что-то уронили или в глаз попала соринка. Таким образом, вы сможете увернуться от манипуляции в общении.
Во-вторых, спросить в лоб: «А что вы, собственно, хотите?» И показать манипулятору, что вы понимаете его мотивы и видите его игру. Это будет активный способ защиты.
В третьих, перейти в контрманипуляцию, т. е. использовать другие методы манипуляции, позволяющие нейтрализовать приемы собеседника. Этот метод предполагает наличие знаний и навыков, способных отбить атаку, и ведет к конфликтам в отношениях.
Последний способ, конечно же, не стоит применять с близкими людьми, если вы не хотите поссориться с ними. Даже если вы понимаете, что они вами манипулируют. Используйте первые два способа.
www.syl.ru
Виды манипуляций в общении. Психология общения.
Виды манипуляций в общении. Психология общения.
Сегодня на сайте Vashe-Soznanie.ru мы расскажем Вам как защититься от манипуляций в общении, так же в статье Вы найдете виды манипуляций и, возможно, узнаете, какие манипуляции применяют на Вас Ваши родные, друзья или коллеги. Это поможет Вам прервать порочный круг общения и перевести его в более гармоничную коммуникацию.
Существуют манипуляции:
1. Манипуляция с использованием чувства вины.
2. Манипуляции с использованием риторических вопросов.
3. Манипуляция через атаку.
4. Манипуляция угрозами.
Манипуляция с использованием чувства вины.
Нужно понимать, что истина субъективна, граница между правдой и ложью очень расплывчата. Одно и то же событие может быть воспринято разными людьми совершенно по-разному. На этом основан прием давления через чувство вины. Искусственно вызывая у человека чувство вины, им можно манипулировать. Создав нужную для манипулятора мотивацию. Если же этого не получится, Вы можете обратиться за консультацией к психологу и получить у него более детальные советы о том, как противостоять такому виду манипуляции.
Как с этим бороться?
Во-первых, подыграть манипулятору, чтобы он не усиливал давление.
Во-вторых, не брать на себя никаких обязательств. Можно использовать любой из способов сказать «нет». В результате манипулятора можно загнать в тупик – соперник смят и раздавлен (он так думает), вину признает, но делать ничего не хочет и максимально уходит от ответа.
Психологическое давление с использованием риторических вопросов.
Для манипуляции очень эффективны риторические вопросы.
Например: «ты понимаешь, как ты нас подставил», «ты вообще думаешь, что ты делаешь», «как можно быть таким идиотом».
Отвечать на них бесполезно, а молчать – значит проявить неуважение к собеседнику или признать свою вину.
Психолог для онкологических больных — бесплатно
Как с этим бороться?
Нужно продолжить вопрос и предложить любой благоприятный вариант.
Например: «ты вообще думаешь, что ты делаешь» – «да, я принял решение на основании… согласовал его… ожидал получить следующие результаты… сейчас я ожидаю…»
В результате, Вам удастся стащить собеседника в спор, пусть эмоциональный, зато конструктивный. Но нельзя молчать, потому что это не позволит Вам контролировать разговор, Вы только еще больше втянитесь в конфликт.
Массированная психологическая атака.
Такая манипуляция выглядит как давление на Вас не одного человека, а нескольких. При чем эти люди преследуют одну цель -лишить Вас психологической целостности и заставить принять то решение, которое Вам не выгодно.
Как с этим бороться?
Нужно успокиться. Если Вы не можете успокоиться, то следует обратиться за поддержкой к психологу, чтобы специалист Вас научил управлять своими эмоциями. Далее всем, кто на Вас влияет вежливо объяснять, что они лезут не в свое дело. Либо выходить на переговоры с тем, кто является главным и на Вас давит, и отстаивать свою позицию.
Прямые угрозы.
Психологическая основа прямой угрозы заключается в том, что угроза страшнее ее исполнения. Почти всегда прямая угроза – это показатель того, что с Вами хотят договориться. Если люди способны на решительные действия, они и будут действовать, а не угрожать. Поэтому на угрозы лучше всего не обращать внимания и вести переговоры в обычной манере.
Если же угрозы переходят в действия, то лучше обратиться в полицию и потребовать защиты.
Консультация взрослого психолога — бесплатный номер телефона
Мы недеемся, что на сайте Vashe-Soznanie.ru Вы получили полезную информацию, которая поможет Вам выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
vashe-soznanie.ru
Манипуляции в общении и их нейтрализация
Ежедневно нам приходится сталкиваться с манипуляциями в коллективном и семейном общении. Сознательно или невольно, но люди имеют свойство давить на других и управлять развитием взаимоотношений в выгодном им русле. Задачей уверенного и рассудительного человека является распознавание манипулятора и осознание того, что он пытается управлять Вами не в Ваших интересах. Как можно противостоять хитрым поведенческим приемам, сохранив при этом душевное спокойствие?
Манипуляция – что это?
Заглянув в словарь, можно определиться, что это нечестная хитрая махинация, ловкий фокус, уловка мошенника и отвлечение внимания от основного события. Используя чувства других людей, манипулятор может заставить их плясать под свою дудку, причем «танцующие» еще и поблагодарят своего «благодетеля».
Манипулятор словами побуждает человека переживать определенное душевное состояние, удобное для принятия нужного решения или совершения действий в интересах манипулятора. Последние при этом скрыты от собеседника.
Цель манипулятивного поведения
Все уловки манипулятора напрямую направлены на достижение желаемого от партнера по общению, используя одну силу слов вкупе с невербальными сигналами. Если Вами манипулируют, Вы можете этого не заметить. Почему так? Цели и средства управляющего Вашим поведением человека неявны, но ответственность за все поступки и принятые решения полностью принадлежит Вам.
Признаки манипулятора и его характерные черты
Распознать человека, который пытается использовать Вас в качестве объекта для удовлетворения своих интересов, можно по неск
ольким признакам:
— попытка запрограммировать мысли, намерения и эмоциональное состо
яние собеседника,
— целенаправленное воздействие на психическое состояние человека, направление его действий, контроль, скрытая эксплуатация, косвенное воздействие на внутренний мир партнера по общению,
— использование людей в качестве вещей, а не отношение к ним, как к личностям.
Можно выявить такого «друга» рядом с собой, если в его поведении наблюдаются:
— неопределенность и нечеткость выражения своих просьб и мыслей,
— использование аргументов с эмоциональной окраской, в частности, с упором на моральные ценности или другие методы воззвания к чувству долга,
— перекладывание на собеседника ответственности за последующие события и их результат.
Как определить, что Вы подвергаетесь психологическому воздействию?
Основным признаком того, что Вы беседуете с манипулятором, является чувство неловкости или неудобства. Вы внезапно ощущаете эмоции, которые могут последовать, если Вы не выполните определенных действий. Стыдно, неловко, аморально, плохо – определений чувств множество. Однако их объединяет одно: внезапность возникновения, которую подстроил манипулятор.
Страх, обида, стыд, гордость и зависть – это основной набор рычагов, командам которого послушно следует каждый из нас. Манипулятор создает ситуацию, заставляя Вас переживать определенное чувство и двигаться в направлении, предусмотренном его интересами. Поддаваться на скрытые провокации подобного рода или стоит им последовать?
Нейтрализация манипуляций
Раскрыв уловку партнера, Вы оказываетесь перед выбором: уступить ему в достижении его целей или же использовать защиту. Защита от манипуляций в общении может быть двух видов: пассивная и активная.
Пассивная защита предполагает игнорирование реплик и действий манипулятора, молчание, перевод темы и равнодушие. Зачастую это срабатывает, и инициатива может перейти в Ваши руки для активной защиты, если Вы хотите поставить на место дерзкого человека.
Активная защита – это демонстрация собственной ясной мысли и озвучивание скрытых намерений и методов собеседника. Покажите, что Вы заинтересованы в достижении своих целей, а не в потакании желаниям другого человека, который целенаправленно провоцирует Вас на подобное поведение.
Самым мудрым решением будет предотвращение неприятной ситуации путем профилактической защиты от любых поползновений манипуляторов, а именно:
— непредсказуемость (любая реакция, отличная от ожидаемой, запутывает манипулятора и гасит его энтузиазм),
— уход от ситуации (прерывание контакта, увеличение дистанции или перевод темы беседы),
— блокировка (психологическая изоляция, контроль и недопущение увеличения степени воздействия на Вас манипулятивных уловок),
— изгнание (радикальная мера, направленная на удаление манипулятора из своего окружения путем лишения дома, увольнения или тривиального бойкота),
— управление (совершение действий, противоположных ожидаемым, для запутывания манипулятора и перехвата инициативы управления в свои руки),
— замирание (застывание в текущем настроении и отсутствие эмоциональной реакции на действия и слова оппонента),
— игнорирование (искажение подаваемой информации, демонстративно не воспринимая манипулятора всерьез).
Случается, что хорошие отношения стоят в системе ценностей выше, чем бытовые некритичные ситуации, поэтому вести или быть ведомым – каждый решит сам.
psycop.ru
понятие, механизмы , способы защиты от манипуляций.
Способов манипулирования людьми (что такое манипуляция — тема предыдущей статьи) огромное количество. Для того чтобы овладеть некоторыми из них, необходима длительная практика, какие-то из них большинство людей свободно использует, порой даже не подозревая этого. Об одних приемах манипулирования достаточно просто знать, чтобы уметь защититься от них, другими же надо овладеть, дабы уметь им противодействовать.
Знать механизмы манипулирования человеческой психикой необходимо, это позволяет обезопасить себя от вторжения в свою психику и умело противодействовать различным приемам и способам манипуляции. Также изучать и знать приемы манипулирования необходимо и для того, чтобы научиться умело в них разбираться и использовать их себе во благо. Без этих знаний сложно добиться больших успехов в жизни.
Применяя тот или иной способ манипуляции, следует учитывать тот факт, что жизнь человека многогранна: по уровню образования, по жизненному опыту, по множеству других факторов. Поэтому в некоторых случаях, для более эффективного воздействия, важным моментом в использовании различных способов манипуляции является подготовка к их применению.
Первым делом необходимо определиться с конкретным приемом, который применим в данном случае, а для этого следует выбрать мишень воздействия. Такими мишенями могут быть:
Интересы человека, его потребности и склонности;
Убеждения (политические, религиозные, нравственные), мировоззрение;
Привычки, стиль поведения, способы мышления, привычки, особенности характера, профессиональные навыки;
Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).
То есть для того, что бы тот или иной способ манипулирования возымел действие, хорошо бы узнать адресата этого воздействия как можно лучше, собрать о нем больше информации.
Также на подготовительном этапе опытный манипулятор продумывает места и условия своего воздействия. Для него важно повысить вероятность возникновения у манипулируемого нужных ему реакций, ощущений и эмоций. Поэтому, создавая условия для увеличения внушаемости, он выбирает уединенные, изолированные места (хотя это не всегда так, иногда ситуация требует обратного) и только потом, не имея помех, применяет заготовленный прием манипулирования.
Успех любого из способов манипуляций зависит от установленного контакта между людьми. Умению войти в контакт и удерживать его в литературе по деловому общению придается огромное значение, это не способ манипулирования, установление контакта, это основа коммуникативного общения. Искусный манипулятор, действующий тонко, это знает, он идет на контакт и всячески его развивает (формирует доверие) с целью его дальнейшего использования. Для него это подготовительный этап, во время которого он всячески подстраивается под собеседника, используя технику присоединения. Суть этой техники — найти общие интересы и взгляды, создать атмосферу откровенности, создать благоприятное впечатление о себе. Манипулятор порой даже начинает копировать жесты партнера по общению, мимику, принимает похожие позы, делает все, чтобы расположить к себе.
Когда все подготовительные этапы пройдены, собрана необходимая информация, выяснены слабые стороны, продуманы условия, можно приступать к применению приемов и способов манипуляций. Хотя для использования некоторых приемов предварительная подготовка вовсе не требуется.
studfiles.net