Виды межгрупповых конфликтов.
Рассмотрение пятого вопроса поможет выделить следующие типы межгрупповых конфликтов:
трудовые конфликты;
межэтнические конфликты;
внутриполитические конфликты.
Трудовой конфликт — вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовые конфликты бывают:
между трудовым коллективом и администрацией;
между трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;
между администрацией и профкомом;
между трудовым коллективом и руководством отрасли;
между трудовыми коллективами равных организаций;
между трудовыми коллективами и органами управления государством.
Чаще всего предметом трудового конфликта являются условия труда, система распределения ресурсов, выполнение ранее принятых договоренностей.
Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов являются коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта.
Межэтнический конфликт — это конфликт, происходящий между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтация двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнического конфликта можно выделять межличностные, этносоциальные. Факторами возникновения конфликта являются:
уровень национального самосознания;
наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;
наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Межэтнические конфликты — сложные труднорегулируемые явления, так как многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания. Система урегулирования межнациональных конфликтов может быть создана на основе сочетания институционального и инструментального подходов.
Политический конфликт — столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Политические конфликты делятся на внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические. Особенностями внутриполитического конфликта являются:
борьба того ила иного слоя общества за политический интерес;
борьба за политическое господство, которая по формам весьма разнообразна — от парламентской борьбы до гражданских войн.
Виды внутриполитических конфликтов:
Классовые внутриполитические конфликты.
Конфликты между политическими партиями.
Конфликты между различными группировками за лидерство в государстве, партии, движении и т.п.
Межэтнические конфликты с ярко выраженной политической окраской.
Шестой вопрос раскрывает конфликт как явление динамичное, спонтанное и мало предсказуемое. Однако им все же возможно управлять. Можно хотя бы снижать негативные последствия бурных столкновений, а во многих случаях даже использовать заложенную в них энергетику взаимодействия людей в конструктивном плане.
Существуют следующие стратегии управления конфликтами:
предотвращение или профилактика;
управление конфликтами и конфликтными отношениями на стадия их возникновения;
— использование результатов отдельных актов конфликтной борьбы, а также результатов разрешения конфликтов как конструктивных, так и деструктивных;
— проектирование и конструирование конфликтов и его последствий»
Межгрупповой конфликт – виды, примеры, причины, разрешение
- Рекомендуется к полному прочтению:
- Что такое межгрупповой конфликт?
- Причины межгрупповых конфликтов
- Разрешение межгрупповых конфликтов
- Итог
ВходРегистрация
Конфликты известны всем людям, которые точно хотя бы раз в своей жизни сталкивались с неприятием их точки зрения или они сами были не согласны с чьей-то позицией. Однако конфликты возникают не только на уровне между отдельными индивидами, но и между коллективами, группами, организациями, даже целыми странами. Это позволяет выделить виды межгрупповых конфликтов, причины их возникновения и способы разрешения. Примеры межгрупповых конфликтов порой становятся историей человечества.
Самым ярким примером межгруппового конфликта становятся войны. Все люди изучали в школе историю, которая рассказывает о том, как часто люди воевали с целью завоевать земли, отобрать богатства и прочее имущество, заполучить женщин и по другим причинам. На сегодняшний день войны на физическом уровне не ведутся, однако они обретают другую форму, например, информационную.
Информационной войной называется внедрение в массы людей информации, которая не будет подвергаться сомнению и критике, при этом она сделает их более слабыми, инфантильными, больными и т. д. Информационная война ведется одной группой людей против других.
Однако при межгрупповых конфликтах речь идет о малых коллективах, например, состоящих из 3-5 человек.
Не ведите войну, и тогда вас не будет задевать то, что в ней происходит. Довольно часто люди задаются такими вопросами, как:
- Как не обращать внимания на критику своего начальника?
- Как не раздражаться из-за того, что муж храпит?
- Как научиться спокойно реагировать на то, что дети шумят?
- Как не обижаться на поступки других людей? И т. д.
Человека постоянно что-то раздражает, обижает, гнетет и пр. Почему? Потому что он пытается побороть мир (а точнее, тех людей, с которыми он сосуществует).
Перестаньте вести войну за право быть правыми, и тогда вас уже не будет волновать, насколько верно ведут себя другие люди. Они могут вас критиковать, плохие мысли о вас думать, шуметь, бегать, прыгать перед вами. Но вам все равно. Вы не ведете с ними войну. Вы не стараетесь их каким-либо образом изменить. Вы позволяете им делать все, что они захотят (до тех пор, пока они не залазят на вашу личную территорию). Именно такая позиция позволяет вам не раздражаться, не обижаться и не беспокоиться по любому поводу.
Перестаньте вести войну за право быть правыми. Многие люди ведут подобную войну. Они постоянно кому-то что-то доказывают, поучают, читают нравоучения. Естественно, в ответ они слышат оскорбления, нравоучения и слово «отстань», что обижает и еще больше злит. Пока человек пытается на кого-то воздействовать, он естественным образом получает отпор. А как иначе? Вы ведь тоже даете отпор всем, кто лезет на вашу личную территорию (каким человеком вам быть, как жить, как себя вести и пр.). Вы сами себе выдаете указания, как и другие люди вправе слушаться только самих себя. Поэтому перестаньте вести войну, кого-либо пытаться изменить, наставить на «путь истинный». Это не ваше дело. Когда вам дают отпор, вы естественным образом раздражаетесь.
Обижает и волнует только то, за что вы боритесь. Если вы не ведете войну, то вам все равно, в каком углу лежат носки и как шумно играются дети. Вы просто на это все не обращаете внимания. Вы можете выразить свое желание, но не настаивать на нем. другие люди вправе слушаться только себя, как и вы вправе подчиняться только сами себе.
Что такое межгрупповой конфликт?
Межгрупповым конфликтом сайт психологической помощи psymedcare.ru называет противоборство интересов, взглядов, принципов и даже правил двух и более групп, которые не согласуются между собой. Здесь нет личного и индивидуального, здесь идет речь о противостоянии целой группы против другого коллектива.
Вестись спор может на различных уровнях:
- За право обладания ограниченными ресурсами.
- За право владеть какими-то благами.
- За право влиять на жизнь другого коллектива.
- За право считаться главными в какой-либо деятельности.
Яркими конфликтами на уровне группы называются споры между неформальными группировками, которые пытаются владеть определенной территорией или настаивают на своем видении мира.
Конфронтации известны всем людям. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с недовольством или противоположной позицией другого индивида. Можно сказать, что конфликт – это нежелание принимать чужую точку зрения и настаивание на своей позиции. Таким образом, конфликты бывают:
- Межличностными – когда конфликтуют два и более человек между собой.
- Межгрупповыми – когда конфликт затрагивает интересы целой группы. Причем конфликт на данном уровне может происходить между коллективами, между одним человеком и целым коллективом.
Когда происходит межгрупповой конфликт, здесь отсутствует личностное. Спор ведется на уровне интересов целой группы, где каждый человек отстаивает позицию своей команды, а не самого себя. Однако чтобы стать частью группы, человеку приходится смиряться или соглашаться с правилами и позицией коллектива. В противном случае ему нет необходимости вливаться в коллектив. Вот почему человек из группы может яростно отстаивать позицию своего коллектива, поскольку он полностью с ней согласен (нередко победа целой группы дает определенные успехи каждому ее участнику).
Выделяют такие виды межгруппового конфликта:
- Групповое сравнение, когда коллектив ставит себя выше другой группы.
- Деиндивидуализация взаимного восприятия, когда отношение группы к другому коллективу выстраивается по принципу «мы – они».
- Групповая атрибуция.
На каком уровне происходит конфликт?
- Между руководителем и подчиненными.
- Между неформальными группами.
- Между администрацией и профсоюзными организациями.
- Между микрогруппами одной большой организации.
- Между разными организациями.
Межгрупповые конфликты обретают следующие формы:
- Соперничество – когда коллективы соревнуются между собой за получение трофея и звание лучших.
- Столкновение – нанесение друг другу вреда.
- Избегание – уход одной группы от столкновения с другой.
- Уклонение – когда одна или обе группы избегают столкновения.
- Господство – когда у одной группы есть больше возможностей или преимуществ, из-за чего она доминирует над другой.
- Ассимиляция – усвоение одной группой уклада, правил, законов другой.
- Аккомодация – когда одна группа привыкает и приспосабливается к постоянному давлению другой.
Причины межгрупповых конфликтов
Межгрупповые конфликты могут возникать по различным причинам. Существуют организации, которые зависят от деятельности друг друга, поэтому они будут постоянно вмешиваться и контролировать процессы, которые ими не осуществляются, однако влияют на их деятельность. Если организации существуют рядом, но ни коим образом не влияют друг на друга, то между ними конфликты будут минимальными.
Спор может возникать по причине вознаграждения одной группы, в то время как другая тоже принимала участие в процессе достижения успеха. Если происходит неравноправное вознаграждение, тогда «ущемленные» будут воевать.
Ограниченность ресурсов практически всегда была причиной конфликтов между группами людей. Каждый коллектив отстаивает свою необходимость получения конкретных ресурсов, что предполагает ущемление интересов других групп.
Поскольку организации состоят из людей, то некоторые коллективы могут становиться конфликтными по причине того, что они слишком завышают собственную значимость и пользу окружающим.
Разность статусов групп также может стать причиной конфликта. Обычно низшие по статусу группы считают себя ущемленными, а высшие – возвышенными и не нуждающимися в других.
Когда человек начинает работать, он перестает конфликтовать. Но если между подчиненными возникают конфликты – значит, они плохо загружены работой. У человека не остается времени на конфликты, когда у него есть работа. Пока человек работает, он полностью погружен в то, чем занимается. Но совсем по-другому разворачиваются события, когда человек не имеет работы, скучает. От ничегонеделания он начинает искать себе работу, которая выражается в склоках, сплетнях и конфликтах на рабочем месте. Это следует понимать каждому руководителю, который желает, чтобы атмосфера на рабочем месте была трудовой, а не конфликтной.
Загрузите своих подчиненных работой, за которую они и получают деньги. Это избавит вас от ненужных скандалов между сотрудниками. От того, что людям свойственно скучать на рабочем месте, когда нет работы, они начинают создавать себе дополнительные хлопоты. Если не вы дадите им работу, тогда они ее сами себе придумают. И поскольку люди идут по самому легкому пути, то не требующее усилий занятие – это конфликты. Становится сразу интересным кого-то обсудить, за кем-то проследить, кого-то в чем-то обвинить.
Люди без работы всегда найдут, чем себя занять. И одно дело, когда такие ситуации происходят у подчиненных дома. Но когда речь идет о работе, то конфликтные ситуации только вредят рабочему процессу.
Разрешение межгрупповых конфликтов
Конфликты естественны между людьми и группами. Однако важным здесь остается их разрешение. Если коллектив видит наличие конфликта с другими организациями, тогда он должен приложить силы по устранению спора. И поможет в этом желание сотрудничать.
Поскольку организации нередко борются за одно и то же либо находятся в непосредственной зависимости друг от друга, им следует помнить о том, что сохранность деятельности оппонентов позволит продолжать существовать им лично. Таким образом, нужно сотрудничать – это учитывать мнение оппонентов, заботиться об их интересах, не отказываясь при этом от своей позиции.
Все люди на собственном опыте знают, что такое ссоры. Но очень мало людей умеет вести эти самые споры. Зачастую люди используют крик, брань, оскорбления в адрес оппонентов. Нередкими являются случаи, когда люди, решая спор, учитывают лишь одно мнение, полностью отвергая второе. Также ссоры нередко заканчиваются обидами и разлукой с любимыми. Все это заставляет людей отрицательно относиться к спорам, хотя они просто являются частью любых отношений, где встречаются два человека и даже целые группы. Ведь, по сути, конфликт – это столкновение двух точек зрения, которые в чем-то противоречат друг другу. И лишь тот, кто умеет правильно вести спор, спокойно относится к очередной ситуации, когда его мнение находит свое опровержение во мнении другого человека.
Ссоры и споры – это неотъемлемая часть жизни любой группы. Поэтому следует научиться общаться друг с другом в подобных ситуациях, чтобы тратить время не на доказывание своей правоты, а не нахождение компромиссного решения.
Первое, что требуется от групп, — это желание слушать. В спорных ситуациях люди грешат тем, что не слышат никого, кроме самих себя. Именно это приводит к еще большему запалу конфликтной ситуации, потому что участники переходят на крик, чтобы их наконец-то услышали. Следует научиться понимать не только свои желания, но и слышать мнение своего собеседника.
Второе – общение на уровне «Мы-предложений». Другими словами, вы говорите все, что касается вас, а не ваших оппонентов. Выстраивайте свои предложения таким образом, чтобы ваши собеседники слышали о ваших желаниях и чувствах, которые вас переполняют. Например, «Мы чувствуем себя раздраженно, когда вы не предупреждаете нас об изменениях» или «Мы испытываем усталость, когда вы на нас кричите». Говорите о себе, а не о недостатках своего оппонента. Именно то, что вы пытаетесь указать оппонентам на их ошибки, заставляет их занимать оборонительную позицию и не слушать вас. Поэтому не ищите недостатков в других, просто расскажите о себе и своих чувствах, которые вас одолевают в тех или иных ситуациях.
Третье – доброжелательный и спокойный тон. Криком проблему не решить. Повышенный тон лишь заставляет оппонентов повысить свою громкость речи. А это снова приводит к тому, что вы слышите только себя и не слышите собеседников. Поэтому старайтесь вести любые споры доброжелательным и спокойным тоном. Даже если ваши оппоненты переходят на крик, не позволяйте себе кричать. Говорите спокойно и уважительно, потому что вы преследуете лишь одну цель…
Ваша цель любого спора и конфликтной ситуации — найти решение. Не делайте из ссоры перебранку, где каждый может покричать и пообвинять друг друга. Преследуйте цель — найти компромиссное решение, которое будет устраивать обоих. А для этого нужно соблюсти все три вышеописанных правила – слушать и говорить только о своих желаниях и чувствах спокойным и доброжелательным тоном. Тогда любые споры, которые неизбежны во взаимоотношениях между людьми, будут проходить быстро, без лишних нервов и в дружеской форме без каких-либо потерь.
Итог
Межгрупповые конфликты решать намного сложнее, чем личностные, поскольку на примирение и решение спора должны быть согласны все участники группы. Если кто-то не желает мириться и уступать, тогда он будет саботировать деятельность остальных участников, а это не позволит в дальнейшем наладить контакты с противоборствующей стороной.
Другие записи журнала
- Как познакомиться с парнем
- Как выйти замуж за богатого мужчину?
- Психология семейных отношений
- Как вернуть жену, если она не хочет отношений?
- Как понять, что ты нравишься мальчику
- Виртуальные отношения
- Как бороться с ленью и неорганизованностью?
Идентификационные (межгрупповые) конфликты | За пределами неразрешимости
Проблема гиперполяризации в области разрешения конфликтов: совместное обсуждение BI/CRQ
BI и Ежеквартальный выпуск разрешения конфликтов приглашают вас принять участие в онлайн-исследовании того, что могут сделать те, кто обладает опытом в области конфликтов и миростроительства, чтобы помочь защищать либеральные демократии и поощрять их жить в соответствии со своими идеалами.
Следите за BI и обсуждением гиперполяризации в информационном бюллетене BI New Substack.
Автор:
Кейт Малек
Основано на более длинном эссе о вопросах идентичности, написанном Луи Крисбергом для проекта База знаний о неразрешимых конфликтах.
Хайди Берджесс
Определение:
Для возникновения «идентичности» или межгруппового конфликта противники должны присвоить личность себе и своим противникам, при этом каждая сторона считает, что битва происходит между «нами» и «ними». Конфликты, в которых антагонисты, кажется, борются за свою идентичность, называются конфликтами на основе идентичности или межгрупповыми конфликтами.
Примеры:
Примеры таких конфликтов включают конфликты между черными и белыми, арабами или латиноамериканцами по расовым вопросам; конфликты между различными этническими или религиозными группами, конфликты по поводу сексуальной ориентации и даже гендерные конфликты. Однако следует отметить, что не все конфликты между чернокожим и белым человеком являются расовыми конфликтами, точно так же, как не все конфликты между католиком и протестантом являются религиозными конфликтами, а все конфликты между мужчиной и женщиной — гендерными конфликтами. Конфликт может быть полностью связан с какой-то другой проблемой или (что более проблематично) один человек может рассматривать конфликт как основанный на расе, религии или поле, а другой — нет.
Описание:
Развитие чувства собственного достоинства необходимо для того, чтобы стать зрелым человеком. Самовосприятие каждого человека представляет собой уникальное сочетание многих идентичностей (например, пола, религии и семьи). Идентичности применимы к отдельным лицам, но также могут быть коллективными, распространяющимися на страны и этнические сообщества. В таких случаях люди чувствуют себя обиженными, когда обижаются другие люди, разделяющие их идентичность.
Источники идентичности
Личности создаются из различных черт и переживаний, многие из которых подлежат интерпретации. Например, раса является важной идентичностью в одних обществах, но не в других. Некоторые аналитики говорят об этничности как о древнем и неизменном явлении. Другие подчеркивают, что этническая принадлежность социально сконструирована, когда люди выбирают историю и происхождение и создают, а также обнаруживают отличия от других. Многие другие идентичности основаны на общих ценностях, убеждениях или заботах. Это включает в себя религию, политические идеологии, национальность или культуру. Поскольку у каждого есть несколько личностей, их относительная важность и совместимость различаются в разное время и при различных обстоятельствах.
Деструктивная идентичность
Некоторые аспекты идентичности могут создавать интенсивные разрушительные конфликты. Если идентичность была сильно усилена или имеет большое значение для кого-то, например, этническая или национальная принадлежность, тогда трудно игнорировать угрозы этой идентичности. Культурные модели в группе могут создавать конфликты. Эти паттерны включают тенденцию не доверять другим группам или принижать их.
Идеологии также создают конфликты. Таким образом, группа с расистской идентичностью будет склонна рассматривать другие расы как низшие по своей сути. Иногда, если группа чувствует, что она стала жертвой другой группы, она может чувствовать постоянную угрозу. Опасаясь нападений, они могут действовать, чтобы предотвратить их, но способами, которые угрожают другой стороне. Результатом может быть самовоспроизводящаяся разрушительная борьба. Кроме того, лидеры могут извлечь выгоду из создания эксклюзивной идентичности, обретая власть, возбуждая эмоции против других групп 9.0006
Личность часто создается прошлыми взаимодействиями. Если группа привыкла к насильственным, принудительным взаимодействиям, их идентичность будет склонна прославлять членов группы, которые действуют жестко, и одновременно видеть врагов жестокими и ненавистными. Наконец, личности редко бывают симметричными. Могущественные группы попытаются определить другие группы. Жестокое навязывание нацистами своих характеристик того, кто и что такое евреи, является гротескным примером этой тенденции.
Конструктивные элементы
Быть мирным и любящим — это тоже личность. Родители, религиозные лидеры, художники и т. д. могут воспитывать эти качества в других. Средства массовой информации могут передать человечность и положительные перспективы «врага». НПО «Поиск точек соприкосновения» долгое время запускала мыльные оперы на радио в Африке, а теперь и в более широком смысле, пытаясь представить гуманизированный взгляд на все стороны конфликта и показать, как можно сформировать совместную идентичность и добиться большего успеха. чем враждебные личности.
Есть также несколько мощных методов деконструкции негативных личностей. Например, одна сторона может обратиться к другой, чтобы попытаться облегчить их страдания или ответить мирным жестом. Кроме того, конкурирующие лидеры низовых организаций могут восстать против бескомпромиссного лидера, организовав движение за мир. Например, Голландская реформатская церковь, церковь африканеров Южной Африки, прекратила поддержку апартеида, что в значительной степени способствовало его ликвидации. Если одна из сторон признает правду о прошлых несправедливостях и злодеяниях, это может изменить их самоидентификацию и трансформировать конфликт в целом.
Наконец, некоторые члены противоположных сторон обычно взаимодействуют позитивно, даже если их группы в целом этого не делают. Например, прибыльный бизнес или сотрудничество в культурной или исследовательской деятельности могут противодействовать разрушительному действию конфликта.
Заявки:
Всякий раз, когда одна или все стороны конфликта определяют конфликт с точки зрения членства в группе, его следует рассматривать, по крайней мере частично, как конфликт, основанный на идентичности. Поскольку идентичности, как правило, имеют очень глубокие корни, это затрудняет разрешение такого рода конфликтов и требует применения различных методов разрешения конфликтов. Вместо того, чтобы просто использовать интегративный торг для разделения материальных интересов, люди, вовлеченные в конфликты на основе идентичности, должны распознавать проблемы идентичности и решать их напрямую. Это может включать в себя большее признание личности других и работу с ними, чтобы они чувствовали, что их личность уважают и защищают. Это часто требует методов, которые больше сосредоточены на построении отношений с помощью таких процессов, как диалог или преобразующее посредничество, в отличие от попыток использовать простое посредничество на основе интересов для успешного решения этих проблем.
Ссылки на статьи по теме:
Согласование
Исследования в области управления: межгрупповой конфликт: виды межгруппового конфликта
Межгрупповой конфликт возникает в результате взаимодействия различных групп. В организации существует множество факторов, определяющих межгрупповые отношения. Характер отношений между группами заметно меняется и в ходе межгрупповых конфликтов. В частности, в это время происходят четыре изменения.
Связанная тема: Значение и концепция конфликтов
1. Имеются искажения восприятия, как своей группы, так и другой группы. Во-первых, восприятие собственной группы очень избирательно: люди видят только лучшие стороны своей группы и отрицают какие-либо недостатки в работе своей группы. Во-вторых, что более важно, восприятие других групп систематически искажается: группы видят только худшие черты других групп и отрицают положительные достижения других групп. Таким образом, межгрупповой конфликт приводит к более широкому использованию стереотипов. Каждая группа вырабатывает более позитивный стереотип о себе и более негативный о других.
2. Взаимодействие и общение между группами уменьшилось. Поскольку члены группы чувствуют себя враждебно по отношению к членам соперничающих групп, у них меньше желания взаимодействовать с ними. Более того, снижение взаимодействия облегчает каждой группе сохранение негативного стереотипа о другой.
Даже когда группы вынуждены взаимодействовать друг с другом, эти взаимодействия становятся довольно жесткими и формальными. Какая бы информация ни передавалась между группами, она очень внимательно отслеживается и иногда преднамеренно искажается. Группы склонны игнорировать сходство своих позиций и преувеличивать различия.
3. Происходит смещение ориентации от решения проблем к другим группам на ориентацию на победу и поражение. Эти различные факты меняют ориентацию. Во-первых, между группами проводится гораздо более четкое разграничение, в результате чего получается «мы — они», а не «мы — против» — проблемная ориентация. Во-вторых, все обмены с другими группами оцениваются с точки зрения победы или поражения. В-третьих, группы склонны видеть проблему только со своей точки зрения, а не с точки зрения потребностей обеих групп. В-четвертых, стороны подчеркивают преимущества победы в конфликте в краткосрочной перспективе и склонны игнорировать долгосрочные последствия конфликта для отношений между группами.
4. Повышенная враждебность по отношению к конкурирующей группе. В результате негативных стереотипов, ослабления общения между группами и ориентации на победу и поражение неизбежно возникает усиление враждебности между соперничающими группами. Члены другой группы рассматриваются как враги и заслуживают враждебных нападений. Основные типы межгрупповых конфликтов следующие:
- Функциональный конфликт: Конфликт, поддерживающий цели групп и повышающий их эффективность.
- Дисфункциональные конфликты: Конфликт, препятствующий работе группы.
- Конфликт задач: Конфликт на почве межличностных отношений.
- Конфликт процессов: Конфликты по поводу выполнения работы.
Виды межгрупповых конфликтов
Межгрупповые конфликты возникают в результате взаимодействия различных групп. В организации существует множество факторов, определяющих межгрупповые отношения. Эти факторы могут влиять на отношения между двумя или более группами. Если эти факторы не являются положительными, они, как правило, создают конфликт между группами. Этими факторами являются несовместимость целей, совместное использование ресурсов, отношения задач, поглощение неопределенности и набор установок. Эти факторы описаны ниже, чтобы показать, как они могут привести к сотрудничеству или конфликтным отношениям между группами.
Существуют следующие типы межгрупповых конфликтов:
1. Линейные и штабные конфликты
На сегодняшний день линейные и штабные разногласия являются наиболее распространенными типами межгрупповых конфликтов. Другими словами, противоречия и конфликты присущи концепции линии и штаба. Непростая задача разделить и распределить опыт, полномочия и роли в равных количествах между линейным специалистом широкого профиля и штатными специалистами. Концепция разрешает разделение различных функций на две категории: иерархические и неиерархические, то есть создание низкостатусных и высокостатусных лиц. Разделение функций на иерархические и неиерархические уровни и создание низкостатусных и высокостатусных должностей создает несоответствие между ожидаемой и фактической властью, что приводит к недовольству и разочарованию всех вовлеченных сторон. Этот конфликт в основном представляет собой столкновение требований, вызванное разделением опыта, полномочий и ролей. Исследование, проведенное Далтоном в отношении конфликтов между линиями и персоналом, выявило следующие источники конфликтов:
- Линейные руководители не любят слушать советы молодых специалистов. Страх проявляется.
- Линейные руководители помечают сотрудников как агентов, находящихся под судом. Персонал, в свою очередь, считает себя экспертом.
- Линейные руководители считают, что персонал превышает свои полномочия.
- Линейные сотрудники возмущены высоко академическими и непроверенными идеями сотрудников.
- Штатные сотрудники считают, что линейные менеджеры упрямы, не наделяют персонал достаточными полномочиями и сопротивляются новым идеям.
2. Горизонтальный конфликт
Горизонтальный конфликт относится к конфликту между сотрудниками или отделами на одном иерархическом уровне в организации. Источником конфликта между отделами является стремление к субоптимизации. Каждый отдел может выполнять частичную оптимизацию, независимо пытаясь достичь своих собственных целей. Например, производственный отдел может предпочесть длительные экономичные тиражи, тогда как отдел продаж может настаивать на быстрой доставке. Опять же, когда два отдела функционально взаимозависимы, сбои в работе одного отдела могут привести к серьезным конфликтам.
3. Вертикальный конфликт
Вертикальный конфликт разделяет людей на разных уровнях профессиональной лестницы в организации. Это относится к любому конфликту между различными уровнями в организации. Обычно это происходит в отношениях между начальником и подчиненным.
К.Г. Смит определил три причины вертикальных конфликтов:
- Неадекватная связь между уровнями.
- Конфликт возникает в основном из-за различия интересов между должностными лицами, занимающими различный статус в организационной иерархии.