Виды памяти и примеры: Виды памяти. Их краткая характеристика

Содержание

какие бывают и их характеристика

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а  кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать.  Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

1. По времени хранения информации.

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

2. По содержанию и принципам восприятия.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная памятьсамый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поваров высшего ранга.
    В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

3. Типы памяти в зависимости от участия воли.

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

4. По степени осознанности.

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

5. Исходя из научных целей.

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

6. По средствам запоминания.

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развития человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память. Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

Пройти тест на характер человека

Виды памяти

Существуют разные классификации видов памяти:

  1. Классификация по участию воли и наличии цели в процессе запоминания;

  2. Классификация по психической активности, которая преобладает в деятельности.

  3. По продолжительности сохранения информации;

  4. По сути предмета и способа запоминания.

1. По характеру участия воли

память делят на непроизвольную и произвольную.

  • Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

  • Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.

2. По характеру психической активности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную и словестно-логическую.

  • Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

  • Эмоциональная память

    – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Приятные события более прочно откладываются в памяти чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

  • Словесно-логическая память это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.

    Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других. П.П.Блонский называл ее «память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

  • Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы

    .

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

  • Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутая раньше

    эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.

  • Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам

  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

  1. По продолжительности сохранения информации

  1. Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какого-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

  2. Кратковременная памятьхранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа.

Кратковременная память «включается» когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями) Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти. Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

  1. Оперативная память — память рассчитанная на сохранение информации в течении определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена — снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

  2. Долговременная память память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Физиология памяти

Морфофункциональным субстратом памяти являются структуры лимбической системы. Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах. Одна из первых гипотез-гипотеза ривербации (циркуляции). Анатомическим объяснением этой идеи служат данные о наличии в тканях мозга замкнутых нейронных цепочек, что позволяет поступающей информации циркулировать некоторое время. Фиксацию объясняют огромным количеством нейронов, и ещё большим количеством отростков, что увеличивает объем информации. Но гораздо большее распространение получила биохимическая теория, согласно которой основное значение в хранении информации принадлежит изменениям химического состава нуклеиновых кислот и белков. Генетики и биохимики доказали, что генетическая информация передается с помощью ДНК и РНК. РНК является матрицей для синтеза белков. Комплексы белков с сахарами (глюкопротеиды) являются единицей памяти. Большую роль в процессах памяти играют медиаторы. Например, ацетилхолин играет большую роль в организации кратковременной памяти. Велика роль серотонина и адреналина. Серотонин способствует концентрации внимания, что является важным в запоминании. Человеческий мозг содержит около 10 мил­лиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые кон­такты — синапсы. Каждую секунду через си­напсы проходят миллионы импульсов: это ос­нова чувств, мыслей, эмоций и памя­ти. Активность нервных клеток мозга можно наблюдать воочию. Когда японские ученые ввели в человеческий мозг тончайшие световоды, соединенные с видеокамерой, они смог­ли рассмотреть, что нейроны движутся, как крошечные амебы. Чем интенсивнее работа мысли, например при решении математиче­ских задач или запоминании незнакомых слов, тем активнее такое «движение» нервных кле­ток. Невольно вспоминается известное выра­жение «шевелить мозгами» — оказывается, оно отражает реальные события.

Современные методы исследований пока­зывают, что в процессы запоминания вовле­чены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, входы и выходы которого соединены множе­ством мостиков. Более 50 лет тому назад аме­риканский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опы­тах на животных.

Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с во­дой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали кле­вать только зерна. Какие биохимические из­менения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейро­ны вовлечены в процессы обучения и запо­минания. Оказалось, что в течение 15—30 минут после завершения обучения в моз­гу образуется особый пере­датчик импульсов между клет­ками — глютаминовая кисло­та. В мозгу тренированных цыплят количество этого ве­щества было больше, чем у их необученных собратьев. Ког­да глютаминовую кислоту раз­рушали с помощью химичес­ких соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Оче­видно, глютаминовая кислота способствует кратковремен­ному запоминанию. А вот дол­говременная память форми­руется лишь спустя 5-8 ча­сов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная ней­ронная сеть, в которой все связанные контак­тами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запо­минание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разно­образные молекулы передатчиков. Когда не­обходимо что-то вспомнить, то происходит вызов «записанного» в разных точках нейрон­ных сетей материала и «переписывание» его в один осмысленный сюжет.

Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает меж­клеточные взаимодействия на разных уров­нях. Поэтому процессы, связанные с запоми­нанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью.

Доктор биологических наук, профессор Александр Каменский пришел к выводу, что у человека три различных вида памяти.

Первый вид — генетиче­ский. В половых клетках — яйцеклетках и сперматозоидах — «записана» вся инфор­мация о строении и принципах деятельности любою живого су­щества. Эта «инструкция по экс­плуатации» передается с половы­ми клетками из поколения в по­коление в виде набора генов. Ге­нетическая память инерт­на, трудно изменяема. Информационная емкость ге­нетической памяти очень велика и составляет около10в десятой степени бит. Считается, что, для того, чтобы записать всю инфор­мацию о строении человека, дос­таточно всего 2 процента его генов. Что же скрывают остальные 98 процентов? Генетическая память – запасной фонд Природы. В обычных усло­виях их работа подавлена. Но они могут включиться в экстремальных ситуациях. Иногда генетическая память делает ошибки, и подавленный ген начинает работать. Тогда воз­никают всякие неожиданные диковины (например, рудименты). Увеличение числа коп­чиковых позвонков, например, приводит к появлению хвоста у человека.

Другой вид памяти — иммунологический. Лимфоциты реа­гируют на попадание в кровь чужеродных бак­терий и про­стейших ядо­витых веществ, они начинают вы­рабатывать за­щитные антитела, ко­торые «склеивают» болезнетвор­ные существа, не давая им про­никать в другие органы. Уничтожают поверженных «врагов» другие клетки крови — фагоциты. Эти «защитники» отличают чужеродные клетки от клеток собственного организ­ма и обладают прекрасной памя­тью: они могут помнить своих «недругов» все свои несколько дней жизни и передавать инфор­мацию своим потомкам. Переболев корью, вет­рянкой или скарлатиной, человек на всю жизнь получает иммунитет к этим болезням.

Третий вид памяти — нейрологический. Его объем также очень велик и составляет около 10 в одиннадцатой степени бит информации. Она состоит из нескольких фаз. Начинается запоминание с восприятия какой-либо информации. Причем чем больше эмоций она вызывает, тем лучше она запоминается. Нейрологическая память быва­ет короткой и длительной. В кратковременной информация хранится всего несколько минут. Так, например, мы можем держать в памяти незнакомый телефонный номер, пока бежим от записной книжки к телефону. Ее емкость невелика: без специальной тренировки человек может сохранить 5-9 единиц информации на короткий срок. Этот вид памяти очень непрочен: достаточно отвлечься — и сообщение забывается. Но если информация необходима, вызывает сильные пережи­вания и может пригодиться в бу­дущем, то она переходит в долго­временную память и хранится иногда всю жизнь. Процесс пере­хода информации из кратковре­менной в долговременную назы­вается консолидацией — в ней принимает участие очень важная структура мозга — гиппокамп, ко­торый расположен в глубине височных долей больших полуша­рий.

Лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физиологии и медицины доктор Эрик Кендал из Колумбийского университета открыл нейротрансмиттеров — вещества, отвечающие за межнейронные импульсы головного мозга, они переносят информацию и отвечают за ее хранение. То есть формируют различные виды памяти. Главное отличие трансмиттеров (норадреналина, дофамина и серотонина) от известных науке нейромедиаторов состояло в том, что они создавали в коре головного мозга длительный электрический эффект, измерявшийся минутами и часами, а не миллисекундами, — то есть отвечали за эмоции, настроение и память.

Были найдены специфические белки, вырабатываемые в процессе действия трансмиттеров. Белки CREB и альфа-СаМКП ответственны за превращение кратковременной памяти в долговременную.

В середине девяностых у биохимиков из Калифорнийского университета Гарри Линча и Гарри Роджера получилось синтезировать новый класс нейростимуляторов — ампакинов. Лекарство, которое нынче проходит клинические испытания в США, называется ампалексом и облегчает передачу нервных импульсов в мозге (грубо говоря, прочищает синаптические контакты). Две трети испытуемых пожилых людей, принимающих новый препарат, улучшили свои показатели памяти до уровня тридцатилетних граждан. При этом они не только лучше запоминают информацию, но и вспоминают разные интересные, но забытые факты из собственного детства и юности.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  • Никандров В.В. Психология: учебник Раздел П глава 5 (стр. 178-234)

  • Маклаков А.Г. Общая психология. Глава 7 (стр. 165-199)

  • Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М, 1979.

Вопросы для самопроверки:

1.Память как сквозной психический процесс.

2.Теории памяти.

3.Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

4.Уровни памяти: мгновенная, кратковременная, буферная, долговременная.

5.Виды и типы памяти.

6.Физиологические основы памяти.

ЛЕКЦИЯ 14. ( тема 2. 14). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.

Представления имеют большое значение в жизни человека. Однако во многих учебниках этот процесс не рассматривается. До сих пор представление изучено недостаточно по причине трудности их измерения. Однако к этой теме следует присмотреться, так как к представлениям относят: образную память, воображение, последовательные образы, гипногогические образы (возникающие в состоянии медитации), образы сновидений, эйдетические образы. Практикующий психолог постоянно обращается к представлениям клиента. До сих пор в науке ведется спор о правомерности рассмотрения представлений как самостоятельного психического процесса. Ряд авторов рассматривает его как процесс который соединяет восприятие и мышление. Другие считают, что представление это не процесс, а результат переработки прошлых восприятий

Представление как следовая форма отражения.

Представление – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы», что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представление (вторичные образы) — психический процесс, заключающийся в отражении объектов или явлений, которые действовали когда-то на органы чувств, но в данный момент не действуют. Представления – наглядно-чувственные образы, связанные ассоциациями. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

Эмпирические характеристики представлений.

Первичные характеристики (пространственные, временные, интенсивностные, модальностные).

Определения и типы, вместимость, примеры

Могли бы вы представить, что каждый день начинается без каких-либо знаний о прошлом? Представьте, что вы не научились есть или читать. Без способности учиться люди были бы потеряны. Нам, людям, необходимо вспомнить прошлую информацию, чтобы иметь возможность действовать в настоящий момент. Это ключ к долговременной памяти. Все здоровые люди обладают долговременной памятью, и всем людям она нужна. Давайте подробнее рассмотрим долговременную память с психологической точки зрения.

  • В этом объяснении вы найдете определение долговременной памяти, а также несколько примеров долговременной памяти.
  • Рассмотрены типы долговременной памяти, к которым относятся эксплицитная и имплицитная память.
  • Далее обсуждается объем долговременной памяти.
  • Наконец, в объяснении рассматривается продолжительность долговременной памяти.

Определение долговременной памяти

Память — это когнитивный процесс, который люди используют каждый день, и без него люди не выжили бы. Воспоминания играют ключевую роль в осмыслении настоящего и размышлениях о будущем. Без памяти мы не смогли бы ничему научиться.

Американское психологическое общество определяет в своем словаре память как:

«Относительно постоянная система хранения информации, которая позволяет людям сохранять, извлекать и использовать знания спустя часы, недели или даже годы после того, как эта информация была изучена» 1 .

Примеры долговременной памяти

Поскольку долговременная память очень важна для выживания человека, ее можно наблюдать в самых разных событиях повседневной жизни. Воспоминание о пути в школу — пример долговременной памяти. Другие примеры долговременной памяти — научиться водить машину или играть на музыкальном инструменте, а также научиться тому, как в детстве вас ужалила крапива. Память о таком событии позволит вам больше не наступить на крапиву и поддержит вашу безопасность.

Типы долговременной памяти

Эндель Тульвинг был одним из первых когнитивных психологов, указавших, что унитарная структура долговременной памяти (ДВП), предложенная Аткинсоном и Шиффрином (1968) в модели с несколькими хранилищами, слишком простой и негибкий. В 1972 году Тулвинг предложил три типа LTM: эпизодическую память, семантическую память и процедурную память. Позже, в 1980 году, Коэн и Сквайр разделили LTM на явную и неявную память. На приведенном ниже графике показана полная структура LTM:

Эксплицитная память

Эксплицитная память, также известная как декларативная память, представляет собой «знание этого». Эксплицитная память включает в себя сознательные усилия по сохранению и воспроизведению. Эксплицитная память включает семантическую память и эпизодическую память.

Семантическая память

Семантическая память — это память на факты и знания, такие как информация о мире. Семантическая память может быть сравнена с комбинацией энциклопедии и словаря в качестве метафоры. Семантическая память хранится в виде значений и понятий.

Лондон столица Великобритании, вкус яблока, значение слов и т.д. Семантическая память формируется без отметок времени. Например, мы обычно не помним, когда впервые попробовали яблоко. Семантическая память также требует сознательных усилий для сохранения и припоминания.

Эпизодическая память

Эпизодическая память — это память об определенных событиях, которые мы пережили в своей жизни. В качестве метафоры эпизодическую память можно сравнить с ежедневным дневником. Эпизодическая память имеет временную метку. Каждое эпизодическое воспоминание будет включать в себя несколько элементов: конкретные детали события (например, время, место, люди и т. д.), контекст и эмоция вплетены в одно воспоминание. Эпизодическая память также требует сознательного усилия для припоминания.

Последний визит к дантисту, первый поцелуй и т. д.

Имплицитная память

Имплицитная память, также известная как процедурная память, представляет собой память «знания как». Имплицитная память не требует сознательных усилий для сохранения или припоминания.

Процедурная память

Процедурная память — это память о навыках и поведении. Процессуальная память формируется без отметок времени и хранится в виде двигательных действий. Мы можем вспомнить процедурные воспоминания без сознательного осознания или усилий, например, игру на пианино или езду на велосипеде. Поскольку мы можем вспоминать процедурные воспоминания без сознательного осознания, процедурные воспоминания могут включать в себя навыки, которые нам было бы трудно объяснить, например, обучение других плаванию, если мы уже овладели плаванием.

Оценка типов LTM

Давайте оценим имеющиеся у нас свидетельства относительно LTM. Клинические исследования амнезии, такие как HM и Clive Wearing, показали, что пациенты с трудом вспоминают личные события в прошлом. Тем не менее, их семантическая память была относительно не затронута.

В случае Х. М. хранилище эпизодической памяти было повреждено, но семантические воспоминания остались нетронутыми после того, как в результате несчастного случая его мозг был поврежден. Г. М. не помнил, как гладил собаку полчаса назад, но мог объяснить концепцию собаки.

В случае с Клайвом Уирингом клиент был профессиональным музыкантом и мог без труда играть на пианино. Однако он не мог вспомнить, чтобы научился играть после травмы головного мозга. Это предполагает нарушение эпизодической памяти, но функционирующую процедурную память. Оба случая подтверждают мнение о том, что для LTM существуют отдельные хранилища памяти.

Рис. 2. Индивидуальная игра на фортепиано и развитие процедурной памяти.

Нейровизуализация Поддержка LTM

Исследования сканирования мозга предоставляют доказательства, подтверждающие идею различных хранилищ LTM. Например, Тулвинг и др. (1994) попросил участников выполнить различные тесты памяти во время сканирования мозга с помощью ПЭТ-сканера. Результаты показывают, что эпизодические и семантические воспоминания располагались в префронтальной коре (ПЭК).

Семантическая память хранилась в левой префронтальной коре, а эпизодическая память — в правой префронтальной коре. Это показывает физическую реальность в мозгу различных типов LTM, подтвержденную во многих исследованиях и подтверждающую ее достоверность.

Реальное применение LTM

Понимание различных типов памяти позволяет разрабатывать полезные практические приложения. Бельвиль и др. (2006) исследовали группу пожилых людей, страдающих легкими когнитивными нарушениями. Исследователь сравнил участников, которые проходили тренировку памяти, с контрольной группой, которая этого не делала. Результаты показывают, что участники экспериментальной группы превзошли контрольную группу в тесте на эпизодическую память. Исследователи пришли к выводу, что у психологов может быть больше возможностей улучшить жизнь людей, разрабатывая соответствующие методы лечения и вмешательства, классифицируя различные типы LTM.

Проблемы с долговременной памятью

Подтверждающие данные, полученные из клинических случаев, не контролируются и имеют недостаточный размер выборки. Клинические случаи, подобные случаю Клайва Уира, позволяют исследователям исследовать память способом, который был бы невозможен в лабораторных условиях. Тем не менее, есть проблемы с обобщением результатов этих клинических исследований с участием одного или нескольких человек, чтобы объяснить, как работает память в общей популяции. Делая твердые выводы из клинических исследований, можно упустить из виду некоторые неизвестные и специфические проблемы, которые могут объяснить поведение других людей. Это вызывает серьезные опасения по поводу возможности обобщения клинических данных.

Сходство между типами LTM предполагает, что они не настолько различны, чтобы их можно было разделить на три типа. Также существует связь между семантической и процедурной памятью. Например, мы можем создавать автоматические языки и свободно говорить, используя семантические понятия, не вспоминая сознательно детали каждой семантической идеи. Эти исследования показали, что четкое различие между тремя типами LTM не является твердым выводом.

Коэн и Сквайр (1980) утверждали, что эпизодические и семантические воспоминания хранятся в одном хранилище LTM, называемом декларативной памятью. Эпизодическая память будет передаваться и кодироваться как семантическая память с течением времени.

Емкость долговременной памяти

Емкость относится к одной из характеристик памяти. Это относится к количеству информации, которую содержит система долговременной памяти.

Возможности долговременной памяти объясняются нейронными связями. Учитывая, что связи нейронов не могут быть неограниченными, логично, что объем долговременной памяти также не безграничен. Однако в человеческом мозгу существуют миллиарды нейронных связей. Учитывая эти факты, психологи исходят из предположения, что объем долговременной памяти неограничен, хотя исследователи признают, что у него может быть предел.

Рис. 3. Изображение неограниченного числа нейронных связей.

Продолжительность долговременной памяти

Продолжительность — еще одна характеристика памяти. Продолжительность относится к количеству времени, в течение которого выученная информация может быть воспроизведена. Исследования показали, что на продолжительность долговременной памяти влияют два фактора: кодирование памяти и извлечение памяти.

  1. Что касается кодирования, было высказано предположение, что если обучение происходит на поверхностном уровне, вероятность забывания выше. Чтобы память сохранялась в течение более длительного времени в долговременной памяти, кодирование должно происходить на глубоком уровне.
  2. Было высказано предположение, что чем больше часть информации извлекается из долговременной памяти, тем больше она повторяется и отрабатывается. Это, в свою очередь, положительно влияет на продолжительность долговременной памяти.

Долговременная память – ключевые выводы

  • Долговременная память – это полупостоянная система хранения информации, которая позволяет людям сохранять, извлекать и использовать знания в течение часов, недель или даже лет после того, как они были усвоены.
  • Существует два основных типа долговременной памяти: эксплицитная память, включающая эпизодические и семантические воспоминания, и имплицитная память, включающая процедурную память.
  • Психологи исходят из предположения, что объем долговременной памяти неограничен.
  • Продолжительность долговременной памяти зависит от ее кодирования и извлечения.

Ссылки

  1. Американская психологическая ассоциация. (2015). Словарь психологии АПА (2-е изд.)

Долговременная память в психологии: типы, емкость и продолжительность

Долговременная память (LTM) — это заключительный этап модели памяти с несколькими хранилищами, предложенной Аткинсоном-Шиффрином, обеспечивающий длительное сохранение информации и навыков.

Теоретически объем долговременной памяти может быть неограниченным, при этом основным ограничением при воспроизведении является доступность, а не доступность.

Продолжительность может составлять несколько минут или всю жизнь. Предлагаемые режимы кодирования в основном семантические (смысловые) и визуальные (изобразительные), но могут быть и акустическими.

Используя аналогию с компьютером, информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (в вашей кратковременной памяти), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени.

Типы долговременной памяти

Долговременная память не является единым хранилищем и делится на два типа: явную (знание что) и имплицитную (знание как).

Одно из первых и наиболее влиятельных отличий долговременной памяти было предложено Тульвингом (1972). Он предложил различать эпизодическую, семантическую и процедурную память.

Процедурная память

Процедурная память является частью имплицитной долговременной памяти, отвечающей за знание того, как что-то делать, т. е. память о двигательных навыках.

Он не предполагает сознательного (т. е. бессознательно-автоматического) мышления и не является декларативным. Например, процедурная память включает в себя знание того, как ездить на велосипеде.

Семантическая память

Семантическая память является частью эксплицитной долговременной памяти, ответственной за хранение информации об окружающем мире. Сюда входят знания о значении слов, а также общие знания.

Например, Лондон — столица Англии. Он включает в себя сознательное мышление и является декларативным.

Знание, которое мы храним в семантической памяти, сосредоточено на «знании того, что» нечто имеет место (т. е. декларативное). Например, у нас может быть семантическая память о том, что Париж — столица Франции.

Эпизодическая память

Эпизодическая память — это часть эксплицитной долговременной памяти, отвечающая за хранение информации о событиях (т. е. эпизодах), которые мы испытали в своей жизни.

Он включает сознательное мышление и является декларативным. Примером может служить воспоминание о нашем первом дне в школе.

Знание, которое мы храним в эпизодической памяти, сосредоточено на «знании того, что» нечто имеет место (т. е. декларативное). Например, у нас может быть эпизодическое воспоминание о том, что мы сегодня сели на автобус до колледжа.

Коэн и Сквайр (1980) провели различие между декларативным знанием и процедурным знанием.

Процедурные знания включают «знание того, как» что-то делать. В него вошли навыки, такие как «умение» играть на фортепиано, ездить на велосипеде; завязать шнурки и другие двигательные навыки.

Это не связано с сознательным мышлением (т. е. это бессознательно — автоматически). Например, мы чистим зубы, практически не осознавая, какие навыки нам нужны.

Декларативное знание предполагает «знание того, что», например, Лондон — столица Англии, зебры — животные, день рождения вашей мамы и т. д. и «объявлено».

Доказательства различия между декларативной и процедурной памятью были получены в результате исследований пациентов с амнезией. Как правило, пациенты с амнезией испытывают большие трудности с сохранением эпизодической и семантической информации после начала амнезии.

Их память на события и знания, полученные до начала заболевания, как правило, остается неповрежденной, но они не могут хранить новые эпизодические или семантические воспоминания. Другими словами, похоже, что их способность сохранять декларативную информацию нарушена.

Тем не менее, их процедурная память практически не пострадала. Они могут вспомнить навыки, которым уже научились (например, езда на велосипеде), и приобрести новые навыки (например, научиться водить машину).

Эксперимент с очень долговременной памятью

Bahrick, Bahrick и Wittinger (1975) исследовали то, что они назвали очень долговременной памятью (VLTM). Было протестировано около 400 участников в возрасте от 17 до 74 лет.

Участников попросили перечислить имена выпускников своего класса, которые они могли вспомнить, в бесплатном тесте на запоминание.

Были различные условия, в том числе: бесплатный тест на припоминание, когда участники пытались вспомнить имена людей из выпускного класса; тест на распознавание фотографий, состоящий из 50 картинок; тест на узнавание имени для бывших школьных друзей.

Результаты исследования показали, что участники, прошедшие тестирование в течение 15 лет после выпуска, примерно на 90 % правильно называли имена и лица. После 48 лет они были точными на 80% для словесных и 70% визуальных.

Участники лучше распознавали фотографии, чем вспоминали. Свободный отзыв был хуже. Через 15 лет точность составила 60%, а через 48 лет — 30%.

Они пришли к выводу, что долговременная память имеет потенциально неограниченную продолжительность.

Сила этого исследования в том, что в нем использовались значимые стимулы. Бахрик и др. проверили воспоминания людей из их собственной жизни, используя школьные ежегодники. Исследование имеет более высокую внешнюю валидность по сравнению с исследованиями с использованием бессмысленных изображений (где показатели припоминания, как правило, ниже).

Но исследование не контролировало смешанные переменные (возможно, они репетировали свою память о фотографиях на протяжении многих лет), поэтому любое реальное приложение следует применять с осторожностью.

Ссылки

Бахрик, Х. П., Бахрик, П. О., и Виттингер, Р. П. (1975). Пятьдесят лет памяти имен и лиц: перекрестный подход.

Добавить комментарий