Виды сознаний: каковы основные у человека, структура и содержание в философии

📖 1. Сознание и его свойства. Виды сознания, Лекция 4. Сознание. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 20. Читать онлайн

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания — высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки — философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание — это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

 житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

 проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

 научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

 эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

 этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Виды сознания в буддизме, нама-рупа, нирвана

📌 Наставления   🕒

Когда мы говорим, что некто потерял сознание, мы имеем представление, что сознание – это объект имеющий сущность плотность, как часы, телефон, который можно иметь, а потом можно потерять. В ряде буддийских школ позднего происхождения, даже существует практика переноса сознания, которое выскакивает через макушку головы, оставляя в черепе маленькое отверстие, и улетает далеко, далеко – в страну под названием Чистая Земля.

В действительности сознание само по себе не может никуда улететь без многих поддерживающих его факторов – из групп «нама» и «рупа» . подобные взгляды и понятия появляются тогда, когда сознание воспринимается как сущность, а не процесс. В общем то это не смертельно, но это возврат к анимистическому представлению о сознании, и немного не в духе того, чему учил Будда в Палийских суттах. Это тоже самое, что верить в существование пищеварения в отдельности от желудка и пищи. Ведь никому в голову не придет мысль заявить, что пищеварение вышло из тела и направилось куда-то. Тем не менее, когда речь заходит о сознании, то человек, желая видеть в нем частичку своего «я», приписывает ему субстанциальность.

Вообще существует шесть видов сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума.

Сами по себе без своих объектов эти сознания не могут возникнуть. Например, что бы возникло сознание видимого объекта нужны, по крайней мере, объект и глаз. Если их нет, то и зрительного сознания не будет.

Поэтому эти виды сознания взаимодействуют со своими объектами и «познают» их. Весь мир или вселенная и сводится к взаимодействию сознаний со своими объектами. Мир, как его описал Будда таков:

  1. сознание глаза – глаз – видимые объекты
  2. сознание уха – ухо – звуки
  3. сознание носа – нос – запахи
  4. сознание вкуса – язык – вкусы
  5. сознание тела – тело – прикосновения и осязаемые объекты
  6. сознание ума – ум – объекты ума.

Кто-то может предположить, что раз уж сознание зависит от объекта и органа восприятия, то управлять им дело простое – закрыл глаз или убрал объект, и дело с концом. Однако в этом случае в действие вступит ментальное сознание (мано-винняна). Именно в ее сферу входит всякий религиозно-мистический опыт – видение духов, ангелов, богов, слышание голосов; детские страхи, навязчивые идеи, воспоминания и т. д. Именно оно перемалывает информацию, которая поступает через другие органы чувств и соответствующие сознания. И именно оно в виде светящегося сознания (пабхассара-читта) познает саму ниббану. Сознание, познающее ниббану, или свое прекращение, часто отождествляют с вечной божественной реальностью, божественным сознанием, истинным «я» в других йогических и философских системах. В действительности это сознание также непостоянно, как и другие виды сознаний. Оно прекращается, знаменуя ниббану.

Эти восемнадцать элементов составляют наш мир. Внимательный практик может видеть, что сознание глаза возникает при соединении глаза с видимым объектом и зависит от них. Сознание уха возникает при соединении уха со звуком и зависит от них и т. д.

Каждое мгновенье приносит возникновение и прекращение одного из этих шести сознаний в соединении с органом чувств и объектом; развивая проникновенное осознание, медитирующий видит, что не существует никакого постоянного «я», или «души», или свидетеля; а есть только процесс возникновения и исчезновения этих восемнадцати баз (дхату) .

Buddha.by

abhidhamma, сознание, тхеравада

уровней сознания | Psych Exam Review

В этом видео я описываю различные уровни сознания, которые у нас есть, в зависимости от нашего уровня доступа к разным типам информации. К ним относятся сознательный, предсознательный, подсознательный/бессознательный и бессознательный уровни осознания.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть будущие видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!

Узнайте больше о сознании во втором томе моей серии книг Master Introductory Psychology, доступной здесь: https://amzn.to/2Hpgmjl
(партнерская ссылка Amazon)

Стенограмма видео:

Привет, я Майкл Корайер а это обзор психологического экзамена. В предыдущем видео мы рассмотрели разные типы сознания, поэтому мы сравнили разные организмы и увидели, что они могут иметь разные уровни осознания своего окружения или самих себя. Таким образом, мы можем классифицировать их как разные типы сознания.

На самом верхнем конце этого спектра у нас был своего рода полный богатый человеческий опыт сознания, который мы считали высшим уровнем сознания, который мы осознаем или, возможно, даже можем осознать. Таким образом, существуют разные уровни доступа к информации. Дело не в том, что у нас одинаково высокий уровень доступа ко всей информации об окружающей среде или о нас самих, есть разные уровни. Именно это мы и рассмотрим в этом видео.

Первым уровнем сознания будет информация, которую мы осознаем. Это вещи, о которых мы знаем, о которых мы можем думать, мы можем активно взаимодействовать с этой информацией. Тесно связанным уровнем осознания был бы предсознательный уровень. Таким образом, предсознание относится к вещам, которые могли бы быть сознательны, если бы мы решили думать о них. Это вещи, которые можно вспомнить, верно? В настоящее время мы не думаем о них, они не осознаются в данный момент, но они могут быть.

Например, если бы я спросил вас об отпуске, который вы взяли год назад, вы не думали об этом до того, как я спросил, это не было в вашем сознании до этого, но как только я спросил вас можно легко довести до ума. Поэтому мы считаем, что это предсознательный тип информации.

Теперь есть некоторая информация, которую вы не сразу можете вспомнить, которую вы не осознаете в тот момент, когда делаете что-то, но она все же влияет на ваше поведение. Это то, что мы называем подсознанием. Итак, подсознание — это то, о чем вы не знаете, но оно влияет на ваше поведение. Таким образом, вы можете оглянуться назад и сказать: «Хорошо, я не знал об этом в то время, но на самом деле это влияло на мои мысли или на мое поведение». Так что это может быть что-то, что мы считаем подсознательным.

Здесь есть небольшая путаница, потому что этот термин используется взаимозаменяемо с другим термином, и этот термин является бессознательным, поэтому вы часто будете видеть, что эти термины используются взаимозаменяемо, говоря, что что-то находится в подсознании, мы говорим, что что-то бессознательно, и они’ re означает одно и то же; что-то, о чем вы не знаете, но что влияет на ваше поведение. Мы увидим некоторые примеры этого в будущем видео, когда мы будем говорить о прайминге и об эффекте простой экспозиции. Таким образом, у нас могут быть стимулы, которые влияют на нас, даже если мы не осознаем их, и мы можем сказать, что они подсознательны, или мы можем сказать, что они бессознательны.

Но возникает дальнейшая путаница, потому что термин бессознательное может также использоваться для обозначения некоторых идей Фрейда. Так что у нас также есть фрейдистское бессознательное. Фрейдистское бессознательное относится к подавленным желаниям, желаниям и страхам, которые удерживаются вне сознания, потому что они могут вызвать беспокойство. В большинстве случаев, когда люди говорят о бессознательном, если только они не говорят конкретно о Фрейде или о психодинамической теории в целом, они, вероятно, имеют в виду подсознание.

На самом деле они не имеют в виду это фрейдистское бессознательное, а фрейдистское бессознательное сегодня в целом дискредитировано с точки зрения типа бессознательных влияний, о которых люди в основном думают сейчас. Тем не менее, я не пытаюсь слишком очернить Фрейда. Я думаю, что люди делают это, они много критикуют Фрейда, потому что его идеи смехотворны или, вы знаете, я даже слышал, как другие учителя говорили, что, возможно, нам вообще не следует изучать Фрейда. Я имею в виду, почему мы вообще должны учить студентов всем этим ошибочным идеям?

Ну, я думаю, что это не самая правдоподобная оценка вклада Фрейда в психологию. Я имею в виду, что его идеи действительно были революционными и полностью изменили наши представления о разуме. Я имею в виду, что до Фрейда эта идея о том, что могут быть вещи, о которых вы не знаете, которые влияют на вас, люди так не думали, и Фрейд помог сделать эту идею той, которую сейчас мы принимаем как должное. Мы просто предполагаем: «О, конечно, вещи могут влиять на вас без вашего ведома». Я имею в виду, что это довольно масштабная идея, и мы должны отдать должное Фрейду там, где он этого заслуживает. Детали, конечно, есть некоторые разногласия, и вы знаете, что есть аспекты теории Фрейда, которые больше не считаются действительными, но, тем не менее, мы не должны полностью отвергать Фрейда как важную фигуру в психологии.

Итак, последний уровень осознавания, который мы рассмотрим, — это бессознательное. Итак, в чем же разница между тем, чтобы сказать, что что-то бессознательно, и тем, что что-то бессознательно? Хорошо, когда мы говорим, что это бессознательно, это хороший способ запомнить это, вспомнить N в бессознательном и думать об этом как о «никогда не осознавать» или думать об этом как о «нет доступа». Бессознательный уровень относится к вещам, о которых вы не можете знать, в то время как бессознательный мы можем оглянуться назад и увидеть влияние на поведение, и, вы знаете, даже фрейдистское бессознательное считало, что вы можете его раскрыть, вы можете понять, что происходит на самом деле. там.

В то время как бессознательное как будто не можешь понять. У вас нет доступа к этой информации, поэтому, когда дело доходит до чего-то вроде контроля частоты сердечных сокращений, вашего пищеварения или функции печени, я имею в виду, что вы просто не можете этого сделать. Вы не можете быть в курсе того, что происходит в вашей печени в любое время, как бы вы ни старались думать об этом. То же самое справедливо и для движений вашего тела, верно? Вы можете сказать: «О, конечно, я осознаю движения своего тела», но на самом деле вы этого не осознаете.

Я имею в виду, что вы знаете, как двигаться, но на самом деле не понимаете, что происходит, и у вас нет доступа к информации о том, какие именно нейроны возбуждаются или как именно вы сокращаете различные мышцы. Я имею в виду, что вы просто знаете, что я хочу положить свою руку сюда, и вы просто делаете это, но с точки зрения того, как на самом деле это происходит, что вы на самом деле делаете в своем теле, чтобы это произошло, вы понятия не имеете. И вы действительно не можете иметь ни малейшего представления. Это бессознательно, у вас нет доступа к такого рода информации.

Итак, это разные уровни доступа, которые у нас есть, разные типы информации, которую мы можем классифицировать как сознательную, предсознательную, подсознательную или бессознательную.

Я надеюсь, что вы нашли это полезным, если это так, пожалуйста, поставьте лайк этому видео и подпишитесь на канал, чтобы узнать больше. Спасибо за просмотр!

Переверните свое сознание: 4 типа осознания

Любопытно, что большинство из нас хочет узнать подробности о продукте или ситуации, прежде чем мы почувствуем, что можем принять правильное решение. Это только логично. Тем не менее, мы склонны принимать быстрые реактивные решения о собственном здоровье или теле. Отчасти это потому, что когда мы попали в ловушку чего-либо, особенно боли, мы переходим в реактивный режим, который является иррациональным, запрограммированным и мощным. Реактивные модели мышления исключают осознанность. Кровоснабжение вашего мозга смещается от неокортекса (мыслительные центры) к нижним частям мозга (выживание), и ваши автоматические цепи начинают работать. Этот сценарий противоположен осознанию.

Когда ваш мозг «в огне», требуются определенные навыки, чтобы обесточить эти цепи, чтобы обеспечить возможность лучшего осознания. Осознание также становится одним из основных инструментов, позволяющих успокоить вашу реакцию «бей или беги». Сложность заключается в том, что вы каким-то образом должны проникнуть обратно в свой мыслящий мозг и осознать, что находитесь в этом состоянии ума. Со временем вы поймете, с практикой, что глубокое осознание — это невероятно мощный инструмент и платформа для жизни. Тогда вы сможете применять практики, которые стимулируют нейропластические изменения в вашем мозгу. Последовательность такова: 1) осознание; 2) разделение; и 3) перепрограммирование.

Осознание — это начало

Осознание можно определить как «полную связь с настоящим моментом».

Источник: LIGHTFIELD STUDIOS/AdobeStock

Осведомленность будет иметь решающее значение на протяжении всего вашего Путешествия и, в конечном итоге, вашей жизни.Есть четыре точки зрения, которые следует учитывать:

  • Окружающая среда
  • Эмоциональный
  • Рассказывание историй/Осуждение
  • Укоренившиеся узоры

Осознание окружающей среды предполагает сосредоточение вашего внимания на одном ощущении — вкусе, прикосновении, звуке, температуре и т. д. Когда вы переключаете свой сенсорный ввод с бегущих мыслей на другое ощущение, это ослабляет реакцию гормона стресса. Это основа внимательности — полное переживание того, что вы делаете в данный момент.

Я использую сокращенную версию, которую я называю «активной медитацией», когда мое внимание концентрируется на определенном сенсорном входе в течение 5-10 секунд. Это просто и может быть сделано несколько раз в день. В конце концов, это становится чем-то автоматическим и незаменимым ресурсом для самоуспокоения в течение дня. Глубокий глубокий вдох также успокаивает.

Эмоциональное осознание сложнее. Позволить себе прочувствовать все свои эмоции — это большой шаг к исцелению; ты не можешь изменить то, что не чувствуешь. Однако вы должны приучить себя терпеть чувство уязвимости, которое большинство из нас ненавидит. Мы запрограммированы быть жесткими и заботиться о себе. Быть уязвимым не вознаграждается в остальном животном мире и часто наказывается в человеческом опыте.

Один из моих коллег придумал фразу: «Чтобы исцелиться, нужно чувствовать». Если вы намерены избежать боли, вы устанете. Ключ в том, чтобы ассимилировать неприятные чувства в вашу повседневную жизнь.

Суждение/рассказывание историй вносит большой вклад в создание ментального хаоса в нашей жизни. В своей книге Feeling Good 1 Дэвид Бернс описывает 10 когнитивных искажений, которые являются основной частью нашего воспитания. Вот некоторые из них:

  • Маркировка себя или других
  • Мышление «должен» — суть перфекционизма
  • Фокусировка на негативе
  • Эмоциональное мышление
  • Минимизация положительного
  • Катастрофизация

Вы не можете исправить эти «ошибки» в мышлении, так как они глубоко укоренились в нашем мозгу. Вам также не нужно, потому что они не основаны на реальности. Осознание их природы позволяет вам заменить более рациональные модели мышления. В этом суть когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). 1 Другой подход, называемый терапией принятия-обязательства (ACT), 2

создает осознание этих искажений, а затем вы тренируетесь просто быть с вызванными ими эмоциями. Когда ваша реакция на разрушительные мысли уменьшится, вы сможете перенаправить свое внимание и успокоить нервную систему на своих условиях.

Мне также становится все яснее, почему концепция самооценки является такой невероятно разрушительной идеей. Он представляет собой попытку нейтрализовать глубоко неприятные чувства, вызванные потребностью вашего бессознательного мозга сохранить вам жизнь, и это грубое несоответствие. Также очевидно, что большая часть нашей «самоуважения» основана на различных комбинациях вышеупомянутых искажений. Хорошая новость заключается в том, что как только вы поймете природу этих искажений, вам больше не придется ничего делать. Они не настоящие. Последовательность заключается в том, чтобы осознать их (не игнорировать), создать некоторое пространство с помощью инструментов, с которыми вы соединяетесь, а затем просто перейти к тому, что вы хотите.

Вам не нужно менять свою жизнь. Вы измените свои реакции, и ваша жизнь изменится. Удивительно, насколько мощным является этот подход в свете того, как мало усилий требуется.

Укоренившиеся модели мышления являются наиболее проблематичными. Другой термин для этого аспекта сознания — «слепые пятна». Недавние исследования в области нейробиологии показали, что мысли, концепции и идеалы внедряются в наш мозг и являются для вас столь же реальными, как и стул, на котором вы сидите. Фактически, развитие мозга млекопитающих более высокого уровня зависит от взаимодействия с окружающей средой. Эксперименты на приматах показали, что обезьяны, воспитанные с рождения в изоляции, не могут взаимодействовать с другими и представляют угрозу для своего потомства.

4 Тематические исследования людей, выросших в крайне неблагополучных семьях, не могут научиться взаимодействовать с другими людьми или испытывать соответствующие эмоции. Поведение необратимо. Мы запрограммированы на выживание, но не на процветание.
5

Ваши мысли и убеждения — это ваша версия реальности. Вот почему люди часто ведут себя агрессивно, когда их система убеждений подвергается сомнению. Или может произойти противоположный сценарий, который становится пассивным. Есть причина, по которой пассивно-агрессивное поведение так распространено. В любом случае, проблемы с вашим основным жизненным мировоззрением вызывают глубокую тревогу. По определению, ваша система убеждений — это ваш «фильтр», через который вы интерпретируете свое окружение и предпринимаете наилучшие действия, чтобы выжить и, надеюсь, процветать.

Но во время боли многие из наших поступков далеко не идеальны. Как они могли быть другими в контексте стольких страданий и страданий? Но поскольку эти глубокие реакции всегда присутствовали с младенчества, вы не можете их увидеть или понять, какое влияние они оказывают на близких вам людей. Наличие сильной системы поддержки является важной частью вашего выздоровления от хронической боли, потому что позитивные отношения имеют успокаивающий эффект.

К сожалению, многие из нас, страдающие хронической болью, также отталкивают от себя близких. Только осознание собственных паттернов может дать вам свободу от этого цикла. По определению, вы не сможете увидеть эти закономерности без внешнего наблюдения. Видеть, как другие видят вас, сложно.

Резюме

Понимание и практика осознанности — это первый шаг в перепрограммировании вашего мозга. Структура вашего мозга физически изменена. Последовательность такова: осознание, разделение и перепрограммирование.

Осведомленность об окружающей среде — первый шаг. Проведение времени с «активной медитацией» меняет сенсорный ввод с неприятного и разрушительного на нейтральный или приятный. Независимо от того, где вы находитесь в своем путешествии, практика осознанности поможет вам успокоиться.

Когда вы будете готовы ко второму уровню эмоционального осознания, просто наблюдайте, как ваши эмоции проходят мимо. Затем как можно быстрее верните себе способность видеть, слышать и чувствовать.

Это немного сложно, так как эмоции часто вызывают сильные реакции. Приучать себя к тому, чтобы быть с этими чувствами, а не бороться с ними, — это приобретенный навык, который может потребовать некоторой поддержки со стороны профессионала.

Третий уровень — суждение — это путешествие длиною в жизнь. Ключ в том, чтобы быть настойчивым в том, чтобы не осуждать других или себя. Хорошей отправной точкой является понимание того, что всякий раз, когда вы оцениваете кого-то другого положительно или отрицательно, вы просто проецируете свое представление о себе на мир. Когда вы осознаете эти когнитивные искажения, вы сможете восстановить контроль над своей жизнью.

Помните, что на четвертом уровне укоренившихся шаблонов невозможно увидеть себя собственными глазами. Здесь могут помочь такие ресурсы, как психологи, хорошие друзья, супруги, дети и семинары. Ключ в том, чтобы быть открытым и готовым слушать. Вы также научитесь смирению.

Источник: Adrelinapura/AdobeStock

Хотя это может показаться монументальной задачей, нет большей свободы, чем жить в осознании.

Добавить комментарий