Витальный внутриличностный конфликт это: Ответы на тесты по предмету «Конфликтология. Тест 19»

Содержание

📖 Тема 8. Внутриличностные конфликты, Тема 5. Теории поведения личности в конфликте, Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. Практикум по конфликтологии. Емельянов С. М. Страница 48. Читать онлайн

Тема 8. Внутриличностные конфликты


Занятие 8.2. Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты»[12]

Цель занятия. Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости. Участники игры:

1. Чиновник.

2. Начальник чиновника.

3. Представитель общественности.

4. Проситель.

5. Представитель местной мафии.

6. Жена чиновника.

7. Совесть чиновника.

8. Группа экспертов.

В игре могут принять участие от 7–8 до 30 человек и более.

Игровая ситуация

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др. ). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.


Схема проведения игры-тренинга

Порядок проведения игры

1.  Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в «Игровой ситуации».

3. В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

Предостережение (для руководителя игры). Игра-тренинг «Внутриличностный конфликт» предполагает высокое эмоционально-психологическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим состоянием «чиновника», а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести «реабилитацию» всех «чиновников»: сделать всесторонний анализ ситуации и выходов из них; ознакомить всех участников игры со способами защиты от фрустрации.

Контрольный тест

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Внутриличностный конфликт — это:

а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;

б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;

в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;

г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

2. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?

а) З. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) Э. Эриксону.

3. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?

а) З. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

4. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?

а) З. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) Э. Эриксону.

5. Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенциальной дихотомии»?

а) З. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) Э. Эриксону.

6. Кому из ученых принадлежит разработка теории «мотивационных конфликтов»?

а) З. Фрейду;

б) А. Адлеру;

в) К. Юнгу;

г) Э. Фромму;

д) К. Левину.

7. Эквивалентный внутриличностный конфликт — это:

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии и интроверсии.

8. Амбивалентный внутриличностный конфликт — это:

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии — интроверсии.

9. Витальный внутриличностный конфликт — это:

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии-интроверсии.

10. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:

а) неврастения; эйфория; сублимация; идеализация; номадизм; рационализация;

б) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; рационализация;

в) неврастения, эйфория; идеализация; проекция; рационализация; вытеснение;

Психология bookap

г) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; переориентация;

д) компромисс; уход; переориентация; сублимация; идеализация; вытеснение.

8.2.3. Внутриличностный конфликт в гельтштатпсихологии

Наиболее яркий представитель — Курт Левин (1890-1947). Он определяет внутриличностный конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Таким образом, Внутриличностный конфликт представлен у К. Левина как мотивационный конфликт. Деятельность человека реализуется в поле взаимодействия внутренних тенденций, имеющих разную силу.

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Тип конфликта

Причина

Модель разрешения

Эквивалентный (приближение-приближение)

Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов

Компромисс

Витальный (избегание-избегание)

Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами

Компромисс

Амбивалентный (приближение-избегание)

Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны

Примирение

Другой видный представитель данного направления

У. Джемс рассматривает конфликт межу наличным и потребным как источник формирования уровня притязаний. Самоуважение = Успех: ожидание

Л. Фестингер, автор теории «когнитивного диссонанса» рассматривает еще одну разновидность внутриличностного конфликта — когнитивный конфликт – конфликт познавательных структур личности. Когнитивная психология исследует способы снятия когнитивного диссонанса. Интересны данные, полученные экспериментальным путем: снятие конфликта происходит не только через принятие решения, но и через «переделывание прошлого»: после принятого решения человек уже «не помнит» всех альтернатив. Человек тверже придерживается своего мнения, если есть недостаток внешнего стимулирования. Влияние на личность успешнее, когда применяется не самая сильная угроза.

8.2.5.Теория жизненного цикла Э. Эриксона (1902-1994)

Последователь Анны Фрейд.

Каждый возраст имеет свой кризис (конфликт), вызванный развитием личности. Но на каждом воз­растном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризис­ной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного пре­одоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и приводит, в конечном счете к разрушению личности.

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону:

Ста­дия

Возраст

Содержание кризиса

Позитивное разрешение

1

0-1 год новорожденный

Доверие — недоверие

Доверие

2

1-3 года раннее детство

Автономия — стыд, сомнение

Автономия

3

3-6 лет «возраст игры»

Инициатива— чувство вины

Инициатива

4

6-12 лет младший школьный возраст

Трудолюбие — чувство неполноценности

Трудолюбие

5

12-19 лет средний и старший школьный возраст

Я-идентичность — смешение ролей

Идентичность

6

20-25 лет ранняя зрелость

Близость — изоляция

Близость

7

26-64 года средняя зрелость

Порождение, творчество-застой

Творчество

8

65 лет — смерть поздняя зрелость

Интеграция — отчаяние

Интеграция, мудрость

Контрольные вопросы

Приведите определение внутриличностного конфликта.

Перечислите признаки внутриличностных конфликтов.

Перечислите основные психологические концепции внутри-личностных конфликтов.

В чем состоит основная суть взглядов 3. Фрейда на природу внутриличностных конфликтов?

В чем основная суть комплекса неполноценности А. Адлера?

В чем основная суть учения К. Юнга о природе внутрилично­стных конфликтов?

Каков вклад К. Хорни в исследование невроза?

В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма?

Что такое – экзистенциальный конфликт7

Какие данности человеческой экзистенции выделяет И. Ялом?

Перечислите основные типы внутриличностных конфликтов по К. Левину.

Что представляет из себя когнитивный конфликт?

Какие возрастные конфликты выделяет Э. Эриксон?

Разделы лекции для самостоятельной проработки

Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.

Стрессоустойчивость и внутриличностный конфликт.

Управление внутриличностными конфликтами.

Типология внутриличностных конфликтов К. Левина.

Концепция невротической личности К. Хорни.

«Логотерапия» В. Франкла.

Лекция ДЕВЯТАЯ: Межличностный конфликт

Как можно управлять внутриличностным конфликтом? • GITNUX

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Конфликт — неизбежная часть жизни, а внутриличностный конфликт может быть особенно сложным в управлении. Этот тип конфликта включает в себя противоположные мысли, убеждения или эмоции внутри себя, которые могут привести к замешательству и дистрессу. К счастью, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы эффективно справиться с этой внутренней борьбой. Признавая наличие конфликта и понимая его источники, анализируя свои реакции и проясняя ценности и приоритеты, разрабатывая потенциальные решения, выбирая путь разрешения вперед, успешно реализуя его, а также анализируя полученный опыт — все эти действия помогут вам сориентироваться. через внутриличностные конфликты более сбалансированным образом.

Как управлять внутриличностным конфликтом?: Пошаговое руководство

1. Признать и принять внутриличностный конфликт

Понимание существования конфликта позволяет вам эффективно его решать.

Начните с признания того, что вы переживаете внутриличностный конфликт, который часто включает в себя противоположные мысли, убеждения или эмоции внутри вас. Крайне важно принять конфликт, а не пытаться его игнорировать или подавлять, так как это может только усугубить проблему.

2. Определите источники конфликта

Понимание первопричины поможет вам найти целенаправленные решения.

Потратьте время на размышления о факторах, способствующих конфликту. Это может включать личные ценности, убеждения, приоритеты, цели или эмоции. Выявление этих источников поможет вам лучше понять природу конфликта и способы его эффективного разрешения.

3. Анализируйте свои эмоции и реакции

Эмоциональное озарение позволяет более взвешенно и рационально подходить к разрешению конфликтов.

Тщательно оцените эмоции, связанные с конфликтом, включая вашу реакцию на эти чувства. Такая саморефлексия помогает вам более рационально воспринимать ситуацию, позволяя избежать импульсивных решений и предубеждений.

4. Проясните свои ценности и приоритеты

Конфликтующие ценности и приоритеты часто могут вызывать внутриличностный конфликт; знание того, что для вас наиболее важно, может помочь вам в принятии решений.

Подумайте о своих личных ценностях, убеждениях и приоритетах, учитывая, как они связаны с конфликтом. Определите, какие факторы имеют наибольшее значение, и используйте их, чтобы направлять свои действия и процесс принятия решений.

5. Разработайте различные потенциальные решения

Рассмотрение нескольких вариантов обеспечивает гибкость и позволяет использовать более комплексный подход к разрешению конфликта.

Придумайте различные решения для разрешения внутриличностного конфликта. Создайте плюсы и минусы для каждого потенциального решения, чтобы оценить их желательность и эффективность. Этот процесс гарантирует, что вы рассматриваете различные сценарии, и способствует творческому решению проблем.

6. Выбрать и внедрить решение

Активная реализация выбранного решения способствует личностному росту и разрешению конфликтов.

Оценив несколько решений, выберите то, которое наилучшим образом разрешает конфликт и соответствует вашим ценностям и приоритетам. Создайте план действий по внедрению этого решения, следя за его выполнением и оценив его эффективность.

7. Размышляйте и учитесь на собственном опыте

Размышление способствует личностному росту и повышает вашу способность справляться с будущими конфликтами.

После разрешения конфликта найдите время, чтобы проанализировать весь процесс, сосредоточившись на том, что сработало, а что можно было бы улучшить. Это размышление поможет вам извлечь уроки из опыта, повышая вашу способность ориентироваться в подобных ситуациях в будущем.

Заключение

Управление внутриличностным конфликтом может быть сложным процессом, но это важный навык, который необходимо развивать. Признавая и принимая существование внутренних конфликтов, определяя их источники, анализируя свои эмоции и реакции, проясняя ценности и приоритеты, разрабатывая потенциальные решения, выбирая одно решение для реализации и размышляя о пережитом впоследствии, вы сможете эффективно решать любые внутриличностные конфликты. конфликт, возникающий в вашей жизни. С практикой приходит мастерство; предпринимая эти шаги каждый раз, когда вы сталкиваетесь с внутренней борьбой или несогласием с самим собой, вы станете более искусными в управлении такими ситуациями в будущем.

Часто задаваемые вопросы: Как можно управлять внутриличностным конфликтом?