Влияние компьютерных игр на психику детей
психология
компьютерные игры
15.08.2021
Михаил Истомин
Клинический психолог, наставник и тренер программ развития подростков MAXIMUM EDUCATION
В этой статье:
В современном мире компьютер есть почти в каждом доме, а у подавляющего большинства детей есть личный гаджет, и не один. Использовать их можно по-разному. С одной стороны, виртуальный мир дает невероятные возможности для образования, общения, интересного досуга. Но с другой, многие специалисты ставят вопросы о влиянии компьютерных игр на психику детей.
Конечно, не стоит валить любые проблемы в поведении детей на влияние компьютерных игр. Но обеспокоенность вызывает то, что у некоторых детей и подростков все же развивается зависимость от игр и комьпьютера — это во-первых. А во-вторых, влияние компьютерных игр на развитие ребенка оценить не так-то просто. Поколение, которое воспринимает виртуальный мир как основной, пока еще не достигло зрелости и не проявило себя в роли взрослых, на которых лежат серьезные обязательства. Как же уже сейчас разобраться, как влияют компьютерные игры на ребенка? Стоит ли бить тревогу и принимать срочные меры? Или же ребенок получает от них пользу и он просто прекрасно адаптирован в цифровой среде, а мы — мыслим как отсталые от технологий люди. Которые, например, предрекали апокалипсис, когда появились первые автомобили, электричество или телевидение.
Как развивается зависимость от компьютерных игр?Компьютерные игры — интересные. Они используют так называемые “игровые механики”, которые есть и в обычных играх и привлекают нас хоть в настольных, хоть в карточных играх. Мы получаем удовольствие от игры — и это нас привлекает.
Почему компьютерные игры вызывают зависимость?
Производителям видеоигр важно, чтобы игрок проводил в игре как можно больше времени, поэтому они используют более жесткие методики, которые ближе вовсе не к милой настолке “Эволюция” или подобным. В видеоиграх используются эффективные техники вовлечения из азартных игр, которые в оффлайн-мире запретили в общественных местах и убрали в специальные зоны — подальше от соблазна простого обывателя и уж тем более детей.
Зависимость от чего-либо — это когда для нормальной жизни нечто не нужно, но человек испытывает сильную потребность в этой вещи или занятии. И он готов пожертвовать действительно значимыми и полезными делами, отношениями, вещами лишь бы получать удовольствие от своей зависимости.
Чем опасна зависимость от видеоигр?
Следствие истинной зависимости, а не просто увлечения, — это изменения в развитии личности и утрата возможности найти себя в реальном мире. Однако не каждый ребенок, который играет в игры, — игроман, даже если он играет много и хорошо. Как есть профессиональные игроки в покер, которые хорошо зарабатывают, но живут полной жизнью. Так же есть профессиональные геймеры, которые зарабатывают на стримах, в турнирах, но для них это — работа, а не болезненная зависимость. И они прекрасно делают карьеру в игровом спорте, а потом переключаются на другие занятия, как другие спортсмены. Влияние компьютерных игр на психику детей бывает не только негативным.
Как понять, что ребенок зависим от компьютера?
Можно предположить, что у ребенка развивается зависимость от игр, если он постоянно предпочитает их тем, интересам, которые обычно привлекательны по возрасту. Нет, не учебе — она для большинства подростков и без игр не на первом месте. Но если ребенок не ходит на тусовки, забывает поесть весь день, становится агрессивным, если с ним спокойно говорить о ваших опасениях — стоит задуматься.
Зависимость от игр, как и от других вещей, не развивается без комплекса причин. И если она есть — размотать этот клубок самостоятельно родителям может быть очень непросто. В описанных выше случаях имеет смысл обратиться к клиническому психологу за консультацией.
Какие компьютерные игры опасны для психики и развития ребенка?Если у ребенка нет зависимости, но он любит “погамать”, а вас это тревожит, попробуйте разобраться, во что именно он играет. Любимые типы игр по-разному характеризуют ребенка и по-разному влияют на его психику и развитие.
- Аналоги настолок или обычных игр
Ребенок играет в шашки, шахматы, монополию и т.п., но в компьютере или телефоне? А может, ему нравятся квесты или викторины? Ничего страшного с ним не происходит — в этих играх нет механик, которые вызывают плотную зависимость.
- Стрелялки
Вы обращаете внимание на то, что у него на экране кровь и мясо и хватаетесь за сердце. А для специалистов по играм это вообще не характеристика класса игры, потому что:
- не отображает механику. Лужи крови бывают и в компьютерных автогонках, и в стратегиях.
- ничего не говорит о том, насколько эта игра “подсаживает” и вызывает зависимость.
Проще говоря, вреда от игр с очевидным насилием не больше, чем от милого виртуального мира с цветочками, который вдруг пишет ребенку в телефон, что у него начал погибать с трудом выращенный садик, который надо срочно полить. С ружьем побегать — это надо с друзьями на время договориться, да еще и сохранить дружеские отношения, если проиграли.
Если бы от бегания с ружьем в игре все становились террористами и маньяками, то мы бы давно вымерли. Потому что все приличные мальчики в возрасте вашего ребенка из поколения наших родителей и дедушек играли в войнушку каждый день и бах-бах в игре стреляли в настоящих людей.
- Виртуальный мир
Ребенок строит свой мир, где живет в роли персонажа? Может, он там реализует свою творческую натуру и использует игру как доступный ему конструктор. А может, пытается быть тем, кем не может быть в реальном мире. Как герои комиксов типа Бэтмена или Супермена, которые были крутыми только в костюме.
Обращайте внимание на то, насколько ребенок зависим от этого виртуального мира, а не на его внешнюю оболочку. Если для ребенка это именно игра, в которую он ходит, когда хочет, — это не страшно. А вот если он начинает жить в виртуальном мире вместо настоящего — консультация психолога не помешает.
- Бродилки
Это игры, где уровни сложности повышаются, а игроку надо проходить один за другим, хоть собирая бананы, хоть борясь с врагами. Они могут делать ребенка крайне возбудимым, когда он не может пройти уровень, Но при этом дают награду, когда игрок приложил усилия, потренировался и добился успеха. Как правило, в такие игры запойно играют дети, которым не хватает похвалы и успешности в реальном мире. Ведь тут можно попробовать снова и снова, успех пройденных уровней закрепляется. Тоже есть повод поговорить с психологом, но не на тему зависимости, а о том, как помочь ребенку стать более уверенным и успешным.
Польза компьютерных игр для детейУ компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.
- Компьютерная реальность безопасней психологически
В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.
- В игре ребенок тренируется
В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков — это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.
- В играх нужно справляться со стрессом
Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать — ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.
- Игры развивают мозг ребенка
Самые простые — как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные — тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере — да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.
Вред компьютерных игр для детской психикиПри всех плюсах компьютерные игры имеют массу недостатков. Они влияют на психику детей и их поведение, поскольку ребенок не так устойчив к вовлекающим приемам. Плюс в подростковом возрасте он особенно уязвим из-за своих переживаний по поводу перемен в его организме и вызовов окружающего мира.
Неспособность контролировать время
Если ребенок залипает в игры и начинает упускать учебу и меньше общаться со сверстниками, стоит принять меры. Отбирать гаджеты или конфликтовать — не лучший выход. Лучше понять, чего ребенку не хватает в реальной жизни, почему виртуальный стал для него более привлекательным. Вполне возможно, ребенок просто не знает, чем себя занять. В таком случае ему можно предложить интересные хобби.
Отсутствие у ребенка других интересов
Иногда нам кажется, что ребенку ничего, кроме игр, не интересно. Мы подобрали ему интересный спорт или кружок, а его все тянет в комп. Но во-первых, интересное с нашей точки зрение занятие может не привлекать ребенка. А он просто боится нашего неодобрения и не признается. Во-вторых, его может привлекать компьютер как таковой. Вот эта логика машины.
В этом случае имеет смысл поискать ему хобби в мире цифровых технологий, например, подобрать ему хорошую школу программирования.
Проблемы с общением в реальном мире
В реальном мире коммуникативные задачи сложнее, чем в виртуальном просто потому, что спрятаться за персонажа и чувствовать, что выход всегда есть — не получается. Ну, попробуй спрячься от учителя, который требует домашку. Или от родителей, которые критикуют. Или от одноклассников, которые травят. Из виртуального мира можно выйти одной кнопкой, и это придает уверенности в себе.
Бессмысленно ругать ребенка, который сбегает в виртуальный мир. Лучше помочь ему стать успешным в настоящем мире и выбрать интересную профессию. Слушайте своего ребенка, будьте неравнодушны к его эмоциям. Если у вас не получается наладить с ребенком доверительные отношения, обратитесь к психологу.
Нервные срывы
Если ребенок плохо контролирует свои эмоции, а игра азартна, он может еще больше расшатать свою психику неудачами или конфликтами с другими игроками. Если ребенок, выплеснув пар, не успокаивается, а хочет играть все больше, не может заснуть и конфликтует с окружающими, можно утверждать, что игры вредят его психике довольно серьезно. Необходимо избавляться от игровой зависимости.
Очень легко обвинить компьютерные игры во всех грехах от плохих результатов экзаменов до терактов. По факту же всегда нужно разбираться с тем, что на самом деле происходит с ребенком в семье и его дружеском кругу. Негативное поведение, которое мы связываем с играми, часто симптом неблагополучия, которое можно и нужно уладить в реальном мире.
Почитаем ещё?
Как побороть страх перед ЕГЭ?
29.03.2021
Причины невнимательности и гиперактивности ребенка
19.04.2021
Золотая медаль в школе: условия получения, льготы и конфликтные ситуации
25.04.2021
Читайте также
социальные сети
компьютерные игры
гаджеты
зависимость
Влияние компьютерных игр на детей
Влияние компьютерных игр на детей: опаснее, чем вы думаете
Сегодня практически в любой семье, где есть ребенок, есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем.
К сожалению, влияние компьютерных игр на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем подумать, и расплачиваться за эти часы тишины и родительского спокойствия приходится по очень высокой цене.
Наверняка вы слышали и читали, что компьютерные игры — не слишком полезное занятие для детей, но поскольку негативные эффекты обычно отсрочены во времени, многие родители рассуждают так: «Ну посидит часика два вечером, ничего страшного… Ему же нравится! Да и лучше пусть тут на глазах будет, чем неизвестно с кем во дворе тусоваться!»
Дорогие родители, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных «игрушек» на наших с вами детей, надо четко представлять себе, по какому «больному месту» они могут ударить. Как говорится, предупрежден – значит вооружен.
Влияние компьютерных игр на детей: здоровье физическое
Разные стрелялки, симуляторы, сюжетные игры – обычный вид досуга детей в возрасте от 6 лет и старше (если родители регулярно занимают компьютерными играми ребенка еще меньшего возраста, то все проблемы, о которых пойдет речь далее, возрастают в геометрической прогрессии).
Понаблюдайте, как ваш ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая… Вот то-то и оно.
Педиатры и офтальмологи в унисон твердят о пагубном влиянии компьютерных игр на здоровье детей. Длительное сидение в неправильной позе дает нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза.
Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.
Детские глазки, неотрывно, не моргая, следящие за происходящем на экране, получают колоссальную нагрузку. Вспомните – ведь даже у вас после целого дня сидения за монитором в глаза будто песку насыпали.
Что же говорить про ребенка? Утомляемость глаз, их покраснение, «сухой глаз» — все эти признаки компьютерного зрительного синдрома окулисты наблюдают сегодня у многих детей.
В результате — прогрессирующая близорукость, головные боли…
А прибавьте к этому дополнительную нагрузку в течение учебного года, когда дети еще больше времени проводят сидя и напрягая глаза.
Влияние компьютерных игр на детей: здоровье психическое
Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, то психика – материя тонкая. Тут все может быть не настолько очевидно, но и последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее.
Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: ваш сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…
Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.
Искаженное мировосприятие – беда современных детей
Отдельно хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.
СМИ, медики и учителя бьют в набат по поводу обострившейся проблемы детской жестокости. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А истоки этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу.
У детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:
· ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
· ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
· за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!
Просто задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил в социуме по законам «стрелялки»?
Вместо навыков общения, умения находить компромиссы и слышать других, решал все проблемы, как мускулистые мужики в играх, обвешанные оружием?
При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.
Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка?
Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.
Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!
ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ ВЛИЯНИЕ ВИДЕОИГР НА ДЕТЕЙ
В течение многих лет родителей беспокоило влияние видеоигр на развитие их детей. По большей части родители считают, что видеоигры отнимают время у более полезных занятий, и их беспокоят жестокие видеоигры, которые способствуют агрессивному и антиобщественному поведению у детей. Тем не менее, многие ученые и психологи считают, что у видеоигр есть некоторые преимущества — одно из них заключается в том, что они могут сделать детей умнее. Итак, насколько хороши или плохи видеоигры для наших детей?
Положительное влияние видеоигр:
Несмотря на опасения многих родителей, не все видеоигры вредны для развития ребенка. Многие игры обеспечивают интерактивные формы обучения детей. Они помогают обучать детей различным навыкам.
- Развивайте у детей навыки решения задач и развивайте творческие способности
Такие игры, как «Legend of Zelda», дают детям возможность творчески мыслить при возникновении препятствий. Персонаж в игре ищет, ориентируется, планирует и пробует различные подходы для продвижения по игре. Другие игры, такие как «Бакуган: Защитники ядра», также предполагают планирование и возможности для решения проблем. «Minecraft» — популярная игра, которая поощряет игроков использовать опции «моддинга» (модификации) для настройки внешнего вида своего персонажа. Они могут создавать новые миры и уровни. Моддинг дает детям возможность самовыражения.
- Расскажите детям об истории и культуре
Некоторые игры посвящены реальным историческим событиям, таким как «Эпоха империй», «Цивилизация» и «Мифология». Эти игры могут стимулировать интерес к географии, всемирной истории, древней культуре и международным отношениям. Затем родители могут связать эти игры с книгами, музеями и СМИ о культуре и географии, чтобы вдохновить детей на обучение.
- Помогите детям подружиться
Видеоигры могут побудить детей завести друзей, поскольку это возможность для социальной активности. Видеоигры пробуждают у ваших детей общий интерес, позволяя им подружиться с другими людьми, разделяющими такие же интересы. Дети могут создавать круги сверстников как локально, так и онлайн. Исследования показывают, что мальчики часто обсуждают видеоигры со своими сверстниками. Подружиться с помощью видеоигр можно и в подростковом возрасте.
- Позвольте детям разделить радость соревнований
Соревнование за признание среди сверстников является нормальным и здоровым поведением. Опросы отмечают, что одной из популярных причин для игры в видеоигры является соревнование с другими людьми. Это безопасная форма соревновательного самовыражения, которая может дать детям, которые плохо разбираются в спорте, возможность преуспеть в чем-то.
- Развитие лидерских качеств у детей
Когда дети играют в игры в группах, они по очереди ведут и следуют за ними. Подростки, играющие в онлайн-группах, чувствуют, что приобретают лидерские навыки убеждения, мотивации и посредничества. Онлайн-игры также знакомят детей с другими детьми разного возраста и национальности, поскольку они играют вместе в смешанных возрастных группах.
- Мотивируйте детей учить других
Многим детям нравится играть в видеоигры с другими детьми, потому что им нравится учить других, как играть. Они учат друг друга, как переходить из одной точки в другую, собирать определенные предметы и комбинировать различные элементы игры, чтобы добиться успеха.
- Улучшение памяти детей
Видеоигры могут помочь улучшить память детей, даже если они больше не играют в игры. Исследования показывают, что видеоигры способствуют когнитивным изменениям в мозгу. Взрослые, которые играли в видеоигры до подросткового возраста, лучше справляются с задачами на запоминание, чем те, кто не играл в видеоигры в детстве.
Отрицательное влияние видеоигр:
Видеоигры могут оказывать негативное влияние на развитие ребенка. Это особенно связано с аспектами насилия, антиобщественным поведением и усилением агрессивных мыслей и чувств.
- Поощрение насильственного поведения
Исследования показывают, что те, кто смотрит симуляцию насилия, например, в видеоиграх, могут стать невосприимчивыми к насилию и сами более склонны к насильственным действиям. Выявлена корреляция между агрессивным использованием игр и агрессивным поведением. Недостаточно доказательств, чтобы связать жестокие видеоигры с преступным поведением. Интерактивный характер некоторых видеоигр может усугубить последствия насилия в игре для детей, поощряя повторение и вознаграждение за поведение.
- Способствовать социальной изоляции и антиобщественному поведению
Слишком много времени, проведенное за видеоиграми, может привести к изоляции детей. Они могут тратить меньше времени на другие виды деятельности, такие как чтение, спорт, домашние задания и общение с семьей и друзьями. Однако среди видеогеймеров одиночество не является нормой. Видеоигры действительно могут расширить социальную жизнь ребенка.
- Препятствовать хорошей успеваемости детей в школе
Есть исследования, которые показывают, что чем больше времени дети проводят за видеоиграми, тем ниже их успеваемость в школе. Исследование показало, что у зависимых от видеоигр более низкие оценки и более деструктивное поведение, такое как споры и драки с родителями и учителями. Некоторые ученики признают, что их пристрастие к видеоиграм влияет на их успеваемость в школе.
Что делать родителям? Родители должны участвовать в наблюдении за игровыми привычками своих детей. Это включает в себя знание того, в какие видеоигры играют их дети, и знание того, когда нужно вмешиваться в игры своих детей. Помните о любых видах видеоигр с насилием и их влиянии на ваших детей. Кроме того, родители должны установить границы для своих детей в отношении их игр, чтобы они не превратились в плохую привычку. Никогда не позволяйте своим детям часами играть в видеоигры. Баланс и умеренность являются ключевыми. Будьте активны в игровой деятельности своих детей и участвуйте в мире видеоигр вместе с ребенком. Какими бы забавными и познавательными ни были видеоигры, важно, чтобы родители осознавали, что они могут быть как полезными, так и вредными для развития вашего ребенка.
Реальное влияние видеоигр на развитие ребенка
Родителей и педагогов ставит в тупик вопрос: какое влияние видеоигры оказывают на развитие ребенка?
Родители осуждают видеоигры, потому что они отнимают много времени. Между тем эксперты в области образования считают, что видеоигры также портят мозг. Даже средства массовой информации обвиняют жестокие видеоигры в воспитании агрессивного и антиобщественного поведения у детей.
Однако многие ученые и психологи считают, что видеоигры имеют множество преимуществ, одно из которых заключается в том, что они делают детей умнее.
Если присмотреться, то видеоигры могут развить навыки мышления высокого уровня, которые дети смогут использовать в будущем.
Насколько хороши/плохи видеоигры для ваших детей? Вот что говорят психологи и другие исследователи:
Положительное влияние видеоигр на развитие ребенка
Несмотря на мнение многих родителей, не все видеоигры вредны для развития ребенка. Многие современные игры служат интерактивным формам обучения детей. Они помогают научить детей реальным навыкам, которые они могут использовать в дальнейшей жизни.
1. Дает детям навыки решения проблем и повышает творческий потенциал.
Такие игры, как «Legend of Zelda», дают детям возможность творчески мыслить при возникновении проблем. Линк, главный герой игры, ищет, перемещается, планирует и пробует разные подходы для продвижения по игре. Некоторые недавние игры, такие как «Bakugan: Defenders of the Core», также предполагают планирование и предоставляют возможности для решения проблем.
«Minecraft», очень популярная игра с открытым миром, которая выглядит как что-то сделанное из Lego, использует моддинг — процесс, в котором игроки настраивают внешний вид своего персонажа. Это также позволяет им разрабатывать новые уровни или миры. Моддинг дает игрокам более глубокое понимание того, как устроена игра, и, таким образом, дает детям возможность для лучшего творческого самовыражения.
2. Обучает детей истории и культуре
У вас есть определенные игры, основанные на реальных исторических событиях, например:
- Age of Empires
- Цивилизация
- Мифология
Эти игры могут пробудить в детях интерес к мировой истории, географии, экономике, древним культурам и международным отношениям.
Цитируя исследователей Дэвида Шаффера и Джеймса Джи:
«Когда у детей есть родители, которые помогают им исполниться 9 лет».0007
Эти игры также позволяют детям создавать собственные карты и другой контент и обмениваться ими, развивая свои творческие и технические навыки.
3. Помогает детям заводить друзей
Вопреки мнению большинства людей, видеоигры могут побуждать детей заводить друзей, поскольку они являются средством социальной активности. Видеоигры создают общую почву для ваших детей, чтобы подружиться. С помощью видеоигр ваши дети могут создать свой собственный круг сверстников в раннем возрасте — будь то локально или онлайн.
Исследования показывают, что мальчики считают игры предметом частого разговора сверстников.
Одно исследование также показывает, что дети с легкими нарушениями обучаемости, скорее всего, будут играть в видеоигры, чтобы завести новых друзей.
Способность детей заводить новых друзей в играх сохраняется и в подростковом возрасте. Согласно отчету Pew Research Center, более половины подростков заводят друзей в Интернете. Около трети этих людей сказали, что встретили своих новых друзей, играя в видеоигры.
Узнайте больше об отчете Pew Research здесь.
4. Позволяет детям разделить радость соревнования
Для детей, особенно мальчиков, вполне нормально и полезно соревноваться со сверстниками, чтобы добиться статуса и признания.
Опросы и исследования в фокус-группах с подростками показывают, что самой популярной причиной для игры в видеоигры было: «Мне нравится соревноваться с другими людьми и побеждать» — опять же, особенно среди мальчиков.
Видеоигры — это безопасное убежище, позволяющее выражать стремление к соперничеству и позволяющее детям, которые плохо разбираются в спорте, преуспеть в чем-то другом.
5. Улучшает лидерские качества у детей
Когда дети играют в группах, они по очереди ведут и следуют, в зависимости от того, у кого есть навыки, необходимые для этой игры.
Исследования Ника Йи из Исследовательского центра Пало-Альто показывают, что видеоигры дают возможность изменить поведение в лучшую сторону.
Подростки, которые играют в групповые онлайн-игры, чувствуют, что они приобрели лидерские качества, такие как убеждение, посредничество и мотивация.
Многопользовательские онлайн-игры также знакомят детей с другими детьми разных возрастов и национальностей. Это дает им возможность участвовать в смешанной возрастной группе.
6. Мотивирует детей учить других
В одном исследовании треть детей заявили, что играют в видеоигры отчасти потому, что им нравится учить других играть. Отец одного мальчика в ходе исследования рассказал, что большая часть общения его сына с приятелями связана с решением ситуаций в игре. Все дело в том, как вы идете из точки А в точку Б, собираете определенные вещи и комбинируете различные элементы игры, чтобы добиться успеха.
7. Улучшает память детей даже спустя годы после игры в видеоигры
Видеоигры также могут помочь улучшить память детей, даже если они больше не играют в них. Новое исследование Universitat Oberta de Catalunya предполагает, что видеоигры способствуют когнитивным изменениям в мозге.
В исследовании приняли участие 27 взрослых людей, имеющих и не имеющих никакого опыта игры в видеоигры. Те, кто были заядлыми игроками до подросткового возраста, несмотря на то, что больше не играли, лучше справлялись с задачами на запоминание. Задания требовали, чтобы участники мысленно удерживали информацию и манипулировали ею, чтобы получить результат.
С другой стороны, участники, которые никогда не играли в видеоигры в детстве, не продемонстрировали подобных преимуществ. Им было труднее выполнять задания на запоминание, чем тем, кто в детстве играл в видеоигры.
Люди, которые играли в игры в детстве, также лучше справлялись с обработкой 3D-объектов в начале экспериментов. Однако позже это преимущество было нивелировано после того, как участники закончили обучение видеоиграм. На тот момент обе группы показали одинаковый уровень производительности.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь.
Негативное влияние видеоигр на развитие ребенка
Видеоигры также могут оказывать негативное влияние на развитие ребенка. В частности, в аспектах насилия, антисоциальных тенденций и поведения, а также повышенной агрессивности мыслей и чувств.
1. Поощряет детей к насильственному поведению
Согласно исследованию Anderson & Bushman, те, кто часто смотрит симулированное насилие, например, в видеоиграх, могут стать невосприимчивыми к нему и сами более склонны к насильственным действиям.
APA или Американская психологическая ассоциация также пришли к выводу, что существует постоянная корреляция между использованием жестоких игр и агрессией. Но они не находят достаточных доказательств, чтобы связать насильственные видеоигры с преступным насилием.
Один исследователь по имени Генри Дженкинс из Массачусетского технологического института отмечает, что такие игры, как Mortal Kombat, Doom, Grand Theft Auto и Death Race, и их популярность совпадают со снижением уровня преступности среди несовершеннолетних. Он приходит к выводу, что игроки-подростки могут оставить позади эмоциональные эффекты игры, когда игра окончена.
Известны случаи, когда жестокие подростки совершали насильственные преступления и проводили много времени, играя в видеоигры, как, например, те, кто участвовал в стрельбе в Колумбайне и Ньюпорте.
Ухудшение последствий насилия в видеоиграх у детей связано с интерактивным характером игры. Большинство игр вознаграждают детей за то, что они проявляют больше жестокости, и поэтому акт насилия совершается неоднократно. Ребенок контролирует насилие, такое как стрельба, удары ногами, нанесение ударов руками и ногами.
Такое активное участие в сочетании с повторением и вознаграждением являются эффективными инструментами для обучения поведению.
2. Способствует социальной изоляции или антиобщественному поведению
Слишком много времени, проведенное за видеоиграми, может привести к социальной изоляции детей. Они могут тратить меньше времени на другие занятия, такие как домашние задания, чтение, спорт и даже общение с семьей.
Однако исследователи из Университета штата Северная Каролина в Нью-Йорке и Технологического института Университета Онтарио обнаружили, что геймеры не заменяют свою офлайн-социальную жизнь онлайн-играми, а расширяют ее. Среди геймеров быть одиночкой — не норма.
Видеоигры могут расширить социальную жизнь ребенка.
3. Мешает детям хорошо учиться в школе
Исследования показывают, что чем больше времени ребенок проводит за видеоиграми, тем хуже его успеваемость в школе.
Одно исследование, проведенное Миннесотской школой профессиональной психологии Университета Аргози, показало, что зависимые от видеоигр получают более низкие оценки. Они также тратят много времени на демонстрацию деструктивного поведения, такого как споры со своими учителями и драки.
Другие исследования показывают, что есть люди, которые пропускают домашнюю работу, чтобы играть в видеоигры. Некоторые ученики даже признают, что их пристрастие к видеоиграм влияет на их успеваемость в школе.
Как и в других вещах в жизни, важна умеренность.
Что делать, чтобы предотвратить негативное влияние видеоигр на развитие ребенка?
1. Будьте более вовлечены в игровые привычки вашего ребенка
Родителям полезно участвовать в игровых привычках ваших детей. Хотя вам не обязательно играть с ними, вам просто нужно знать, что происходит каждый раз, когда они входят в систему.
По данным Pew Research, девять из 10 родителей сказали, что всегда или иногда знают, в какие игры играют их дети. Между тем, 72% заявили, что проверяют рейтинги видеоигр, прежде чем разрешить им играть.
Некоторые родители также знают, когда нужно вмешаться в игру своего ребенка. Почти половина (46%) сказали, что они всегда или иногда мешают своим детям играть в игры.
Другие родители тоже присоединяются к развлечениям своих детей. Около 31% из них сказали, что всегда или иногда играют с детьми в видеоигры.
Видеоигры могут подвергнуть вашего ребенка многочисленным виртуальным опасностям, которые можно найти в Интернете, таким как киберзапугивание и сексуальное хищничество. Всегда спрашивайте своих детей, что они делают время от времени, и следите за их взаимодействием в Интернете.
Посетите веб-сайт Pew Research, чтобы узнать больше об исследовании.
2. Установите границы
Родители должны установить границы для детей. В противном случае они могут превратить видеоигры в очень плохую привычку. Никогда не позволяйте ребенку часами играть в видеоигры, особенно если он еще очень мал. Помогите им найти баланс между учебой и игрой.
Вам трудно мотивировать ребенка учиться? Ознакомьтесь с нашими 9 беспроигрышными советами о том, как сделать это правильно.
Хочется верить, что дети — это губки, и им легко впитывать то, что они наблюдают вокруг себя. Видеоигры, какими бы забавными и познавательными они ни были, могут быть как полезными, так и вредными для развития вашего ребенка.
Благодаря последним достижениям в игровых консолях будет сложно отучить ваших детей от того, чтобы когда-либо начать играть. Следующее лучшее, что вы можете сделать как родитель, — это проявлять инициативу в деятельности вашего ребенка. Примите участие и исследуйте некоторые из миров видеоигр вместе. Быть образцом для подражания, который показывает вашему ребенку, как сохранять баланс между виртуальным и реальным миром, будет иметь большое значение.