Внимание и память в психологии: 12. Память и внимание: понятия, классификация, основные функции.

12. Память и внимание: понятия, классификация, основные функции.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Классификация памяти: по сенсорной модальности— зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию— образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания— эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;по временным характеристикам— долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;по физиологическим принципам— определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели— произвольная и непроизвольная;по наличию средств— опосредованная и неопосредованная;по уровню развития— моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Процессы памяти:

Запоминание— это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Воспроизведение и узнавание

— процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Забывание— потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).

Выделяют: долговременную и кратковременную память.

Кратковременная памятьпозволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

Долговременная памятьможет хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

Память выполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.

1.Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

2.Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.

Классификация в зависимости от содержания деятельности (познавательных процессов):

— внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

— внутреннее внимание (интеллектуальное)— обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

— моторное (двигательное) внимание.

Внимание может быть непосредственным или опосредованным; непосредственным— в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе,опосредованным— когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом. Опосредованное внимание по-другому называют апперцептивным.

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции

выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) — Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.Причины возникновения непроизвольного внимания:Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя.

Движущиеся предметы. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание — Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Послепроизвольное внимание

— Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Функции внимания:

— активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

— способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

— обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

— определяет точность и детализацию восприятия,

— определяет прочность, и избирательность памяти,

— определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

— выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

— для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

— в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

— внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Внимание и память

Кому из вас в трудные моменты жизни не приходилось страдать от бессонницы? Лежа в постели в этом состоянии начинаешь испытывать раздражение от самых обычных и незаметных днем особенностей окружающего нас быта.

То звук капающей из крана воды, ранее не замечаемый, заставляет вскакивать из теплой постели, то тиканье будильника оглушает чудовищно громким звуком, то вдруг обнаруживаешь на потолке пятна и трещины, о существовании которых не подозревал, то начинаешь мечтать о третьем, еще не отложенном боку и т.д. Все эти мучения назойливым образом поочередно попадают в зону непроизвольного внимания, заполняя собой все наши мысли и чувства. Отделаться от них крайне трудно. Единственный способ избавиться от этого наваждения — заставить себя произвольно переключить внимание на какие-нибудь другие мысли или воспоминания. Под знаком борьбы произвольного и непроизвольного внимания в регуляции нашего поведения и проходит вся наша жизнь, досаждая своими сложностями в работе или учебе.

В одном американском колледже психологи провели любопытный эксперимент. Студентов одной из групп попросили записать во время занятий мысли, возникающие у них, когда они слушают лекцию. Оказалось, что 20 % внимательно слушали все время, хотя только 12 % из них слушали активно, обдумывая и записывая услышанное; 20 % — очень скоро начали думать о предстоящих свиданиях; 20 % периодически предавались воспоминаниям, а остальные пребывали в мечтах, размышляя на произвольные темы, и беспокойствах о предстоящих делах почти все время. Из этого вовсе не следует, что лекция была скучной или бесполезной. Нет! Большинство оценивало ее очень высоко, просто им трудно было сосредоточиться. Как показали дополнительные опросы студентов, люди часто путают (обманывая самих себя), собственное безмолвие с выполнением молчаливой работы над тем, что мы слышим и воспринимаем. Кто из вас не ловил себя на том, что читая учебник или книгу, вдруг обнаруживаешь, что, несмотря на то, что наши глаза добросовестно бегают по строчкам, а руки перелистывают страницы, наши мысли уже давно заняты другими проблемами. Таким образом, контроль и умение сосредоточивать свое внимание на изучаемой проблеме и является основным навыком продуктивной и эффективной умственной деятельности. Отчего же это так трудно дается нам в жизни? Давайте разберемся.

В природе функция внимания и памяти обслуживает, прежде всего, задачи своевременного удовлетворения биологических потребностей организма, возбуждая и побуждая его активность к определенным действиям. В мозге инструментом такого контроля за жизнедеятельностью организма является так называемая ретикулярная формация, или, как ее еще называют, сетчатая формация. Она состоит из мельчайших клеток, образующих плотную сеть соединительной (как считали до недавнего времени) ткани между нервными клетками мозга. Особенно мощные пласты этой формации располагаются в глубине мозга вокруг мозговых желудочков, которые, помните, Гален считал вместилищем разума. Как показали исследования, ретикулярная формация выполняет функции не только соединительной ткани мозга, но и источника, поддерживающего постоянное возбуждение нервных клеток, по существу являясь энергетическим центром тонуса его работы. В результате преобразований сложнейших физико-химических процессов в организме в ответ на раздражители, ретикулярная формация отвечает передачей возбудительных потенциалов в кору головного мозга, обеспечивающих выполнение необходимых действий по удовлетворению возникающих у него потребностей. Иерархия значения этих потребностей в регуляции поведения отражает степень их важности для физического состояния и развития организма.

Если живое существо испытывает страх или тревогу, все остальное отступает на второй план. В этих условиях, прежде всего, необходимо постоянно быть на высоком тонусе бодрствования, чтобы вовремя отреагировать на угрозу.

Непроизвольно наше внимание становится прикованным к внешнему миру, откуда нас может ожидать опасность. Надо как можно больше бодрствовать потому, что во сне мы беззащитны. Вот и возникает бессонница с ее кошмарами бурных реакций на малейшие раздражители. Только у человека такая тревога может возникать не в ответ реально существующей угрозе, как это всегда бывает в психике животных, а в ответ на наши мысли и чувства, часто лишенные реальных оснований. В этих случаях функция непроизвольного внимания — мудрая и целесообразная в биологическом мире, становится источником болезненных волнений социального происхождения.

Если опасности нет, организм надо кормить. Испытывая чувство голода, и животное, и человек, начинают проявлять повышенную активность в поисках пищи и их непроизвольное внимание, начинает избирательно привлекать все, что с этой потребностью связано. Вспомните, когда вы голодны, любой запах, особенно вкусный, способен отвлечь вас от самых важных и серьезных дел, а если нет и запаха, ваши внимание и память будут постоянно отвлекаться мыслями о еде. Наконец, если вы в безопасности и сыты, ваши мысли достаточно часто заняты грезами о самых разных удовольствиях, которым вы мечтаете предаться на досуге, подобно тому, как это было с описанными студентами на лекции. Вот только досуга у человека, как это ни странно, гораздо меньше, чем у животных, а удовольствия достаточно строго ограничены социальными нормами поведения.

В самом деле, все воспитание человека, в отличие от воспитания в животном мире, посвящено в большей степени не способам удовлетворения потребностей, а скорее, наоборот, их обузданию. С раннего детства процесс социализации психики человека проходит под знаком «нельзя!». Общественный способ жизнедеятельности человечества вынуждает людей ограничивать свои потребности в соответствии с социальной, а не биологической целесообразностью. Условно говоря, воспитание можно определить как систему ограничения естественных потребностей человека, сообразно времени, месту и конкретным историческим обстоятельствам жизни общества, в котором происходит его формирование. Таким образом, процессы социализации психики человека в какой-то мере можно признать противоестественными его биологической природе. В этих условиях инструментальная функция произвольного внимания и памяти становится главенствующей над противостоящей ей естественной функцией непроизвольного регулирования организма в соответствии с его биологическими потребностями и инстинктами.

Особое значение этот баланс противостояния двух начал психического развития человека приобретает в решении задач обучения. Ибо, освоение научных дисциплин требует, прежде всего, развития абстрактных форм освоения мира в его неочевидных закономерностях и связях. Вдумайтесь в слово «неочевидность». Оно означает усвоение того, что «очам не видно», а, значит, простыми биологическими способами познания на уровне естественных ощущений и чувств непостижимо. Да и само обучение лишено всякого конкретного биологического смысла. От того, что человек проводит большую часть своего времени за книгой или в аудитории его организму никакого проку нет, скорее наоборот. Вот и возникает у нас отягощение произвольного внимания непроизвольными чувствами, мыслями, желаниями, соответствующими нашим биологическим, а не социальным условиям жизнедеятельности организма. Поэтому рациональная организация умственного труда обязательно должна учитывать естественные законы функциональных возможностей произвольного внимания.

Прежде всего, следует рассмотреть индивидуальные характеристики устойчивости произвольного внимания, во многом определяемые особенностями природных, нейродинамических свойств центральной нервной системы каждого человека.

Давайте прямо сейчас проведем эксперимент по определению характеристик устойчивости внимания каждого из вас. Для этого начните непрерывно смотреть на рис 1. Вглядываясь в этот рисунок, вы попеременно будете видеть то два профиля на белом фоне, то белую вазу на черном фоне. Частота смены фона на фигуру и обратно за единицу времени и будет указывать на непроизвольную устойчивость вашего внимания. Затем измените свое задание. Постарайтесь как можно дольше удерживать в сознании изображение только одной из фигур, например, профиля вазы. То, насколько долго вам удастся сохранить ее изображение, и будет являться одной из характеристик вашей способности к произвольному управлению своим вниманием.


Второй важной характеристикой внимания является динамика его переключаемости с одного объекта на другой. Только при хорошей переключаемости произвольного внимания достаточно ограниченный его объем позволяет получать целостный образ воспринимаемых объектов. Давайте проведем еще один эксперимент по оценке ваших способностей к переключению произвольного внимания. Постарайтесь устно вычитать нижние цифры из верхних, а если верхние меньше нижних, то складывать их. Результаты записывайте на отдельном листке.

 


Сопоставьте, сколько времени на это ушло у вас и ваших товарищей. Одновременно проверьте, нет ли ошибок. Чем быстрее и правильнее вы это сделаете, тем лучше ваши показатели. Переключаемость внимания часто соответствует уровню вашей наблюдательности.

Разумеется, каждого из вас интересует, что такое хорошее внимание. Ответить на этот вопрос крайне сложно, потому что сама функция внимания является лишь искусственным выделением этого процесса из общих свойств психики и характера человека.

Приведем исторический пример. Ньютон задумал как-то сварить яйцо. Взяв часы, он заметил время начала варки, а спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит часы. Но когда ученого спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Великий французский биолог Ж. Кювье на основании этих слов определил понятие «гений» как неотступное внимание. Вот так! Внимание вниманию — рознь. Часто наше невнимание является следствием его высокой устойчивости и концентрации на важных проблемах и умении отвлекаться от второстепенных деталей. В старину говорили, излишнее внимание к мелочам характеризует неспособность к великому. Однако, продолжим исследования. Попытайтесь сложить устно следующие цифры:

1000
40
1000
30
1000
20
1000
10

Большинство из вас, очевидно, получили число 5000, но вы ошиблись, правильный результат — 4100. Если вы получили правильный результат, поздравляем! У вас хорошие показатели дистрибутивных функций внимания, иначе говоря, способности к оперативному выделению и запоминанию текущей информации.

Большинство все же, наверное, ошиблось, так как ошибка имеет закономерный характер, вытекающий из закономерностей объема произвольного внимания и оперативной памяти. С первого предъявления человек может запомнить на некоторое время лишь 7 плюс-минус 2 элемента информации, поступающей одновременно или почти одновременно. Иногда это число даже называют магическим, поскольку выйти за его пределы удается памяти далеко не каждого человека. Давайте и это утверждение проверим на себе. Прочитайте, и сразу закрыв эту страницу, запишите слова, которые вы запомнили:

рыба, блин, нога, сено, власть, огонь,
хлеб, мир, белка, песок, ключ.

Записали? что получилось? Во-первых, вы запомнили от 5 до 9 слов, во-вторых, практически у каждого из вас остались в памяти слова «рыба» и «ключ» и не потому, что они вам лучше знакомы, или что-то значат, а потому, что они были в этом ряду первым и последним словами. Оперативная память по своим функциональным законам организации удерживает лучше всего первый и последний элементы ряда. Забываются, как правило, средние в ряду слова, так как в момент восприятия предыдущее мешает последующему, а следующий частично стирает в памяти след от предыдущего. Таким образом, только первый и последний элементы ряда испытывают односторонние, а не двухсторонние помехи при запоминании. Потому и остаются в нашей памяти лучше, чем остальные.

Этот эффект в психологии называется про- и ретроградной амнезией, т.е. забыванием информации в зависимости от последовательности ее усвоения.

Повторим этот же эксперимент на цифрах:

24, 75, 43, 8, 34, 15, 39, 5, 96, 14, 51

Ну как? Теперь даже те из вас, кто со словами, возможно, и вышел за пределы магического числа 7 ± 2 по своим результатам, уже, наверное, получил наглядный урок. Да и цифры, которые вы повторили, у большинства из вас запомнились по тем же закономерностям. Лучше запомнились первая и последняя цифры.

Пойдем дальше. Если вы еще раз прочитаете эти ряды, то, скорее всего каждый раз будете запоминать на 2 элемента больше, чем в предыдущей попытке. При заучивании информации, заданной в виде отдельных, не связанных между собой стимулов, зазубривание или механическое заучивание подчиняется закону 7 ± 2. Но! Ни один здравомыслящий человек не пытается запомнить информацию путем ее механического зазубривания. Почти всегда мы применяем при необходимости заучивания приемы так называемой мнемотехники, существенно расширяющей границы наших возможностей в запоминании. Что такое мнемотехника? Очень древнее изобретение. Считается, что ее основные принципы разработал Пифагор, хотя на ее авторство было множество других претендентов, похоже, что именно он в работах о природе гармонии чисел был все же первым. Да и само слово мнемоника — греческого происхождения. «Мнемо» — означает память, а мнемоника или современное — мнемотехника — означает приемы запоминания. В греческой мифологии Мнемозину считали матерью девяти муз и почитали как богиню, так что способность мозга удерживать информацию с древнейших времен почиталась божественным даром.

С научной точки зрения, в психике человека можно выделить, по крайней мере, три вида памяти: непосредственный сенсорный отпечаток информации, кратковременное или оперативное и долговременное запоминание.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации, по существу, является процессом скорее физиологическим, чем в полной мере психическим, отражая полную картину мира как отображение физических воздействий внешней среды на органы чувств в виде ощущений в продолжение 0,1 — 0,5 минуты.

Например, если вы долго будете смотреть на ярко освещенное окно, а затем резко закроете глаза, накрыв голову темным покрывалом, на сетчатке вашего глаза проявится отпечаток своеобразного негативного изображения, который независимо от вашего сознания будет существовать, постепенно меняя цвет и четкость изображения, несколько мгновений. Этот эффект назван последовательным образом. Проведя по руке каким-нибудь предметом, тоже можно получить чувственный отпечаток в виде сохраняющегося некоторое время ощущения.

Оперативная или кратковременная память обслуживает, прежде всего, задачи выполнения конкретных сиюминутных действий человека. В реальных условиях протекания психических процессов внимание и память всегда выступают в неразрывном единстве, обеспечивая задачи переработки и усвоения необходимой информации. Внимание как функциональный процесс создает условия для своевременного выделения полезной информации из общего потока впечатлений, а память — ее удержание в сознании в зависимости от необходимости для дальнейшего выполнения действия или намерения.

Как только эта необходимость отпадает, информация мгновенно исчезает из вашего сознания и памяти. Кто из вас сейчас помнит цифры, которые вы только что складывали и запоминали? Никто? Правильно, в них нет никакой необходимости, а, следовательно, и хранить их в памяти нецелесообразно. Природа чрезвычайно рациональна и не терпит излишеств.

В тех случаях, когда информация рассматривается как объект длительного использования, вступают в силу механизмы ее долговременного удержания в памяти человека, имеющие принципиально иную структуру организации функциональных процессов, протекающих в мозге.

В настоящее время в науке не существует единого мнения о природе и механизмах организации долговременной памяти. Существуют лишь наиболее популярные, экспериментально исследованные гипотезы, теории.

Первая, так называемая биоэлектрическая теория запоминания. Суть ее сводится к тому, что при повторении одной и той же информации в процессе заучивания между нервными клетками мозга образуются устойчивые связи путем прорастания отростков нервных клеток — аксонов друг в друга. Таким образом, формируются постоянные связи функционально закрепленных ансамблей нервных клеток, выполняющих роль носителей памяти в мозге человека и животных. Помните, в мозге насчитывается до 15 млрд. таких клеток, некоторые из которых способны образовать до 10 тысяч таких контактов. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить запоминание огромного объема информации на протяжении всей жизни человека. Эта теория дает и вполне приемлемое объяснение некоторых феноменов запоминания, таких как необходимость повторения для запоминания информации и времени для ее закрепления.

Замечательный русский врач и психолог Ф.Д. Горбов в свое время, будучи врачом скорой помощи, обратил внимание на то, что люди, получившие травмы мозга в виде ушибов и сотрясений, не способны вспомнить то, что с ними происходило за 20 минут до и 20 минут после случившегося несчастья. Это натолкнуло его на мысль проведения специального исследования. В экспериментах участвовали несколько студентов, которым было предложено заучивать ряды слов и цифр, после чего в момент твердого усвоения информации им неожиданно давался так называемый «сверхсильный раздражитель» в виде яркой вспышки света и сильного звукового хлопка. Эффект был аналогичен тому, что он наблюдал в своей медицинской практике. Забывалось все, что только что было усвоено, и чрезвычайно трудно усваивалась на протяжении некоторого времени новая информация. Отсюда был сделан вывод о необходимости 20-минутных интервалов относительного покоя для того, чтобы усвоенная информация перешла в долговременную память. Именно поэтому, очевидно, во всех учебных заведениях сложилась традиция устраивать именно 15-20-минутные перерывы между занятиями, когда отдых сочетается с необходимым временем для полной реализации полноценного физиологического механизма запоминания полученной информации.

В последние годы новые данные экспериментальных исследований механизмов памяти позволили получить новые представления и об уровне физико-химической природы запоминания в самой клетке мозга. Впервые эта теория получила свое достаточно экстравагантное подтверждение на червях. Да! На глупых, лишенных даже подобия мозга червях-планариях. В лаборатории профессора Дж. Макконела Мичиганского университета группа болгарских стажеров провела удивительный эксперимент. Обучив червей (вопреки инстинктивной реакции заползать в темный участок специального лабиринта, где они подвергались ударам тока) стремиться в его освещенный отсек, исследователи скармливали «ученых» собратьев червям -«неучам». Подобный «каннибализм» дал поразительные результаты. Поевшие «ученых», «неученые» планарии обнаружили удивительную способность к быстрому обучению, в то время как контрольные черви, поедавшие таких же «неучей», как они сами, этих способностей совершенно не обнаруживали. Таким образом, впервые экспериментально удалось передать заученную информацию от одного животного другому. Предположив, что в передаче памяти участвовали молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) — гигантские молекулы которой присутствуют почти во всех клетках животных, ученые, выделив неочищенный экстракт из тканей обученных планарии, вводили его тонкой иглой в тело необученных и получали тот же эффект. Если обученных червей опускали в раствор, нейтрализующий РНК, эффект обучения быстро угасал. Таким образом, были обнаружены физико-химические механизмы в работе нервной клетки, которые могут существенно улучшить процессы формирования биоэлектрических цепей долговременного запоминания. В дальнейшем указанные эффекты были проверены и на таких высокоорганизованных животных, как крысы, для передачи поведенческих навыков. Кто знает, может быть традиции каннибализма в человеческом обществе тоже служили не только гастрономическим интересам. Ведь существовали представления у некоторых народов о том, что, поедая печень врага, ты получаешь его ум и храбрость. К счастью, современная фармакология позволяет получать препараты, улучшающие память человека иным путем, да и чужой опыт далеко не безусловный подарок. Недаром индусы отрицают использование мяса животных в своем рационе, считая, что при поедании убитого человеку передается и испытанный им ужас смерти. Это все, конечно, лишь гипотезы и догадки, а теперь давайте опять вернемся к серьезным проблемам, основанным на точных данных.

Один мудрый психолог вполне серьезно утверждал, что величайший дар природы человеческой памяти заключается не в способности запоминать, а в способности забывать пережитое. Представьте себе, что все впечатления жизни с ее не только приятными, но и трагическими событиями постоянно присутствовали бы в нашей памяти. Если все, что мы слышим, видим и ощущаем сохранялось бы с одинаковым постоянством в нашем сознании, разум человека очень быстро превратился бы в захламленный чердак, наполненный всякой всячиной, найти в котором что-то нужное в тот или иной момент было бы почти невозможно. Кстати, феномены такой почти не ограниченной забыванием памяти описан в книге А.Р. Лурии «Маленькая книга о большой памяти». В ней описан человек, обладавший необычайной памятью, которая в личной жизни доставляла ему вскоре больше неприятностей, чем преимуществ. Так что сетовать на нашу память не будем, а будем изучать ее закономерности и методы рационального использования дарованных природой возможностей, тем более, что они не такие уж ограниченные.

Можно ли совершенствовать и развивать память? Конечно да! Но это большая и трудная работа. Этот раздел начат эпиграфом и Ларошфуко: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». Как и большинство его изречений, эта фраза наполнена глубочайшим смыслом, отражающим всеобщее заблуждение человечества, разграничивающего эти два понятия.

Перефразируя, можно сказать, что чем больше ума, тем лучин память. Вот только под умом в данном случае мы будем иметь в виду объем знаний. Именно знания, усвоенные в процессе обучения и жизни человека, открывают неисчерпаемые резервы повышения его способности к усвоению новой информации. Резервы эти лежат в механизмах так называемых ассоциативных процессов памяти, позволяющих существенно расширять законы магического числа 7 ± 2 при столкновении с новыми задачами запоминания. Обратимся опять к опыту проверки наших утверждений.

Кто из вас может сразу, не задумываясь, назвать по порядку семь цветов радуги? Только тот, кто с детства помнит нелепый стишок: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Задача припоминания заменяется здесь реализацией знания. Первая буква каждого слова этого стишка означает первую букву названия цвета: красный, оранжевый, желтый и т. д. Еще пример. Помните, вы пытались запомнить ряд случайных слов и запомнили по закону 7 ± 2 — от пяти до девяти слов. Сейчас, выполняя аналогичное задание, вы запомните ровно в два раза больше. Попробуем? Запоминайте:

стол — стул
сено — грабли
чашка — ложка
очки — глаза
лес — дерево
рука — нога
печка — дрова
роща — грибы
перо — бумага
голос — песня

Повторите, не глядя на страницу. Вы получите 7 ± 2 пары слов, т. е. в два раза больше слов, чем в первом случае. Иначе говоря, удвоите свои способности к удержанию информации за счет ассоциативной памяти, связанной с привычными сочетаниями этих понятий. В этом случае вы уже будете не столько запоминать всю информацию, сколько использовать припоминание известных вам словосочетаний. Еще более наглядный эксперимент можно провести с резким увеличением объема материала, поддающегося содержательному анализу. Запоминайте:

 


Теперь попробуйте, закрыв страницу рукой, записать то, что вам удалось запомнить. В среднем у каждого из вас должно получиться 10-12 слов, т.е. на 5-6 слов больше, чем по закону 7 ± 2. Почему? Да потому, что только 5-6 слов вы записали по непосредственным следам запоминания, а остальные слова вы припоминали по принципу — было — не было. По мере того, как вы читали список, у вас постепенно образовывалось понимание того, что слова здесь не просто случайные понятия, а обозначения трех классов понятий. Названия животных и растений, профессий и отвлеченных научных терминов. Вот и стали искать в своей памяти нужные названия в большей мере думая и воображая, чем просто припоминая. Если бы слова действительно были  случайными, то запомнилось бы не больше, чем 7 ± 2.

Кстати, проверьте и еще один закон, о котором мы упоминали раньше. Во всех случаях запоминания у большинства из вас обязательно будут первые и последние слова ряда, а забыты средние по расположению понятия. Кроме того, запомнится все, что имеет прямое отношение к вашей личной жизни или работе. Например, обозначение профессии ваших родителей, знакомых вам животных и т.д.

Теперь изменим немного условия предъявления того же материала и вы запомните уже не 10 — 12 слов, а 20 — 25. Читайте!


Пишите! Ну, как? Запомнили как минимум 20 — 25 слов. Это составляет почти 80 % всего материала. Теперь от законов механического запоминания останутся лишь первые и последние слова каждого ряда. Все остальное — ваши знания и использование уже имеющихся в вашей памяти запасов информации, которые вы только реализуете в этой задаче. Внесение любых смысловых связей в запоминаемый материал в значительной степени расширяет наши способности к удержанию в памяти необходимой информации в процессе ее запоминания. Не зубрить, а понимать! Этот традиционный призыв педагогики, надеемся, наполнился для вас теперь новым психологическим смыслом, если, конечно, вы хотите улучшить свою память в процессе обучения.

 

Внимание и память в когнитивной психологии

Внимание

Понятие внимания является кошмаром для большинства ученых. Это включает в себя ряд психологических событий, а также концентрацию на одном или нескольких действиях, игнорируя другие. Люди могут сознательно распределять свое внимание на задачах. Внимание облегчает выбор нужной информации из огромного количества информации, тогда как познание облегчает сборку огромного количества информации из множества источников.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную бумагу Cognitive Psychology с учетом ваших требований с хорошей скидкой 8 Концепция внимания

Психологи никогда не тратили время на то, чтобы дать четкое определение концепции внимания. Действительно, можно быть правым, заявляя, что никто не знает, что на самом деле означает понятие внимания. Правда в том, что понятие внимания влечет за собой ряд психологических феноменов. Его можно определить как «когнитивный процесс выборочной концентрации на одном аспекте окружающей среды при игнорировании других вещей» (Vohs, 2000, стр. 355).

Например, можно внимательно слушать, что говорит говорящий, не обращая внимания на другие подшучивания. Внимание обычно ограничено. Это подчеркивает причину, по которой людям трудно обрабатывать все, что они видят или слышат. Кроме того, внимание гибко, так что человек может переключаться с одного режима внимания на другой. Например, можно перейти от интереса к внешнему виду явления к анализу внутреннего смысла явления.

Распределение внимания

Можно сознательно распределять внимание на задачах. Вос утверждает: «Человеческий разум чудесным образом работает над идеей и воплощает ее» (2000, стр. 356). Тем не менее, не нужно обращать внимание на некоторые функции организма, такие как сердцебиение и дыхание. Эти функции выполняются непроизвольно. Человеческие виды способны направлять свое внимание на несколько задач одновременно. Это происходит при условии, что разные задачи «используют разные сенсорные входные и выходные пути» (Vohs, 2000, стр. 359).). Привычка также может распределять внимание таким образом, что кажется, что мозг остается сосредоточенным на одном стимуле.

В таких обстоятельствах концентрация и когнитивная эксплуатация объединяются и механизируются, что позволяет людям обрабатывать вещи, которые находятся вне их когнитивного контроля. Прототипы внимания, как правило, склонны только к положительным вещам. Люди мало обращают внимания на негативные вещи, которые происходят в их жизни. Другими словами, негативные стимулы, как правило, привлекают внимание человека.

Взаимосвязь между вниманием и познанием

Внимание относится к когнитивному процессу концентрации на ряде предметов или действий при игнорировании других. С другой стороны, познание относится к психологической процедуре, посредством которой человек приобретает знания. Когнитивная функция ума действует только тогда, когда «четверка психологических процессов, управляемых функцией внимания ума, работает в группе» (Laureys, 2006, стр. 35). Познание облегчает извлечение определенного количества данных из огромной информации.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

On с другой стороны, чтобы разбить огромную информацию, и выбрать соответствующие данные, требует внимания. В то время как познание влечет за собой преобразование мнений в действия и эмоции, внимание влечет за собой сбор, реализацию и реализацию определенных чувств. Другими словами, познание облегчает сбор информации, а внимание облегчает идентификацию соответствующих данных из собранной информации. Следовательно, можно утверждать, что познание предшествует вниманию и, следовательно, они переплетены (Laureys, 2006).

Заключение

Внимание и познание идут рука об руку. Прежде чем человек станет внимательным, он начинает с распознавания определенных вещей, происходящих в его окружении. Познание помогает увидеть более широкую картину явления. И наоборот, внимание помогает человеку синтезировать явление, сосредотачиваясь на более тонких деталях явления.

Память

Первичная память относится к отделу мозга, где информация хранится в течение короткого периода времени. Легче извлекать информацию из первичной памяти. Как только информация достигает первичной памяти, она переносится во вторичную память для хранения. Чтобы извлечь информацию из вторичной памяти, необходимо вспомнить определенные сигналы, поскольку информация кодируется на основе сигналов.

Первичная память

Первичная память относится к области мозга, в которой хранится собранная информация. Иногда первичную память также называют кратковременной памятью (Willingham, 2007). После использования люди выбрасывают информацию, хранящуюся в первичной памяти. Одной из особенностей кратковременной памяти является то, что ее способности различаются от одного человека к другому. Willingham (2007) утверждает, что первичная память кодирует информацию тремя способами.

Получить заказную работу

Всего за 13.00   11/стр. вы можете получить академическую работу на заказ согласно вашим инструкциям

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Они по смыслу, звучанию и внешнему виду. Первичная память сохраняет в течение более длительного времени информацию, хранящуюся с точки зрения значения, по сравнению с информацией, хранящейся с точки зрения звука и внешнего вида. Willingham (2007) утверждает, что первичная память может сохранять и восстанавливать информацию, хранящуюся в виде кусков. Это подчеркивает причину, по которой люди способны запоминать стихотворение на долгое время. Способность кратковременной памяти колеблется от пяти до девяти единиц.

Процесс памяти от восприятия к извлечению

Как только информация поступает в первичную память, она может быть передана в долговременную память для хранения. Внимание и практика в определении объема информации, которая должна быть передана в долговременную память для хранения. Информация, полученная из тем, изучаемых в течение длительного времени, скорее всего, будет храниться во вторичной памяти в течение длительного времени. Более того, такая информация, как сообщение из стихотворения, которое практикуется по отдельности, скорее всего, будет храниться в долговременной памяти.

Иногда сохраненная информация перемещается из вторичной памяти в первичную для извлечения. Обычно это происходит с информацией, которая не используется регулярно, но все же доступна для использования в случае необходимости. Уиллингем утверждает: «… это имеет смысл. Тот факт, что кто-то любит кленовый сироп на блинах, но предпочитает брусничный джем на тостах, хранится в долговременной памяти, а не в первичной памяти» (2007, с. 164). Всякий раз, когда людей спрашивают о том, что они предпочитают есть на блинах, респонденты извлекают свой ответ из долговременной памяти и переносят его в первичную память.

Надежность извлечения из памяти

Извлечение из памяти иногда может оказаться крайне ненадежным, особенно при попытке извлечения маргинальной информации. Знак, будь то ситуационный, контекстуальный или местный, играет важную роль во время извлечения памяти. Например, при посещении места можно без труда получить информацию о событии, произошедшем в этом месте. Кроме того, в процессе воспоминаний человек распознает явление лучше, чем его можно вспомнить.

Это происходит потому, что долговременная память хранит информацию в соответствии с ее значением (Buckner et al., 2000). Через знаки человек может использовать семантику, связанную с идеей или инцидентом, таким образом, идентифицируя инцидент. Всякий раз, когда человек вспоминает идею точно так же, как она была сохранена, они улучшают поиск информации. Когда люди используют припоминание в качестве канала для облегчения запоминания инцидента, они пытаются извлечь информацию, не используя знаки. При отсутствии семантических сигналов, таких как отношения между скамьей и стулом, человек вынужден вызывать память самостоятельно.

Заключение

Информация, которая достигает первичной памяти, отправляется во вторичную память для хранения. В противном случае информация удаляется после использования. Упражнение на извлечение включает в себя перенос информации из долговременной памяти в кратковременную память. Поскольку память кодирует информацию на основе семантических признаков, припоминание знаков облегчает поиск информации.

Ссылки

Бакнер, Р., Логан, Дж., Дональдсон, Д., и Уилер, М. (2000). Когнитивная нейронаука кодирования эпизодической памяти. Acta Psychologica, 105 (3), 127-139.

Уиллингем, Д. Т. (2007). Познание: мыслящее животное . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пирсон Прентис Холл.

Лорейс, С. (2006). Границы сознания: нейробиология и невропатология . Нью-Йорк: Издательство Elsevier.

Вос, Дж. (2000). Эмпирический подход к понятию внимания. Речи Монографии, 31 (3), 355-360.

Две стороны одной нейронной медали?

Эоин О’Кэрролл для Управления связи

31 марта 2021 г., 15:00.

В 1890 году психолог Уильям Джеймс описал внимание как прожектор, который мы освещаем не только окружающим миром, но и содержанием нашего разума. С тех пор большинство ученых-когнитивистов провели четкое различие между тем, что Джеймс называл «сенсорным вниманием» и «интеллектуальным вниманием», которое теперь обычно называют «вниманием» и «рабочей памятью», но Джеймс рассматривал их как две разновидности одного и того же психического процесса.

Новое исследование, проведенное нейробиологами из Принстона, предполагает, что Джеймс был в чем-то прав, обнаружив, что внимание к внешнему миру и внимание к нашим собственным мыслям на самом деле являются двумя сторонами одной и той же нейронной медали. Более того, они наблюдали, как монета подбрасывается внутри мозга.

В статье, опубликованной в журнале Nature 31 марта Мэтью Паничелло, научным сотрудником Принстонского института неврологии, и Тимоти Бушманом, доцентом кафедры психологии и нейробиологии Принстона, было обнаружено, что внимание и рабочая память имеют одни и те же нейронные механизмы. Важно отметить, что их работа также показывает, как нейронные представления воспоминаний трансформируются, когда они управляют поведением.

«Когда мы воздействуем на сенсорные входы, мы называем это вниманием», — сказал Бушман. «Но есть аналогичный механизм, который может воздействовать на мысли, которые мы держим в уме».

Тимоти Бушман

Самир А. Хан/Fotobuddy

В паре экспериментов с двумя макаками-резусами исследователи обнаружили, что нейроны в префронтальной коре, которые фокусируют внимание на сенсорных стимулах, — это те же самые нейроны, которые фокусируются на предмете. в рабочей памяти. Более того, Паничелло и Бушман фактически наблюдали, как нейронные репрезентации этих воспоминаний перестраиваются в мозгу, когда обезьяны выбирали, на какие воспоминания воздействовать.

В одном эксперименте каждую обезьяну посадили перед монитором компьютера и камерой, которая отслеживала движения их глаз. На мониторе отображались пары случайно выбранных цветных квадратов, один над другим. Затем квадраты исчезли, и обезьяне пришлось запомнить цвет и расположение квадратов. После небольшой паузы появился символ, сообщающий обезьяне, какой квадрат ей следует выбрать из своей рабочей памяти. Затем, после очередной паузы, сообщали цвет выбранного квадрата, сопоставляя его с цветовым кругом.

Для выполнения задания каждой обезьяне нужно было сохранить оба цвета в своей рабочей памяти, выбрать целевой цвет из памяти, а затем указать этот цвет на цветовом круге. После каждого ответа обезьяну награждали капельками сока. Чем ближе их отчет был к целевому цвету, тем больше капель они заработали.

Во втором эксперименте, чтобы сравнить выбор элементов из рабочей памяти с более классической задачей на внимание, исследователи указали направление обезьянам до того, как они увидели цветные квадраты. Это позволило макакам сосредоточить все свое внимание на указанном квадрате (и игнорировать другой). Как и ожидалось, обезьяны справились с этой задачей лучше, потому что они заранее знали, на какой квадрат обращать внимание, а какой игнорировать.

Исследователи зафиксировали нейронную активность в префронтальной коре, теменной коре и зрительной коре. Префронтальная кора связана с различными процессами исполнительных функций, включая внимание, рабочую память, планирование и торможение. В этом исследовании исследователи обнаружили, что те же самые нейроны в префронтальной коре, которые направляли внимание, также использовались для выбора элемента из рабочей памяти обезьяны.

Нейробиологи из Принстона обнаружили, что внимание и рабочая память связаны гораздо теснее, чем предполагало большинство современных ученых-когнитивистов. Они провели два эксперимента, в которых обезьянам показывали два цветных блока и символ, который заставлял их смотреть на верхний (круг или наклонную вверх линию) или на нижний (треугольник или наклонную вниз линию). Затем они сопоставили выбранный цвет с его точкой на цветовом круге. В первом эксперименте (слева) они сначала увидели блоки, а затем сигнал направления. Во втором (справа) они сначала увидели сигнал направления, а затем цветные блоки.

Изображение предоставлено Buschman Lab

Это не было верно во всем мозге. В области зрительной коры, связанной с распознаванием цветов, и в области теменной доли, связанной со зрительным и пространственным анализом, процессы внимания к сенсорным данным и выбора целевого цвета из рабочей памяти включали различные нейронные механизмы.

«Внимание позволяет вам сосредоточить свои ресурсы на определенном стимуле, в то время как аналогичный процесс выбора происходит с элементами в рабочей памяти», — сказал Бушман. «Наши результаты показывают, что префронтальная кора использует одно представление для управления вниманием и рабочей памятью».

Те же нейронные записи также показали, как выбор элемента изменяет воспоминания, так что они либо прячутся в рабочей памяти, либо используются для ответа. Это включает в себя динамическое вращение представления памяти в префронтальной коре.

Это можно сравнить с листком бумаги с текстом. Если вы поднесете бумагу краем к лицу, вы не сможете ее прочитать. Это сокрытие, как объяснил Бушман, не позволяет мозгу вызвать неправильную или слишком раннюю реакцию.

«Мозг хранит информацию таким образом, что сеть не может ее увидеть», — сказал он. Затем, когда пришло время ответить в конце испытания, репрезентация памяти поменялась. Точно так же, как вращение бумаги позволяет читать текст и воздействовать на него, вращение нейронного представления позволяет мозгу управлять поведением.

«Эта динамическая трансформация просто поразила меня», — сказал Бушман. «Это показывает, как мозг может манипулировать элементами в рабочей памяти, чтобы управлять вашими действиями».

Данные первого эксперимента: Спектр возможных цветов для двух блоков (верхнего и нижнего) представлен в виде кольца активности нейронов префронтальной коры. Когда животное запоминает оба предмета (до выбора цели), эти кольца лежат на разных «плоскостях» внутри мозга. Эти плоскости перпендикулярны друг другу, чтобы держать предметы отдельно. Когда выбран один из элементов, цветовые кольца вращаются, чтобы выровнять цвета для любого элемента. Это позволяет мозгу «считывать» цвет выбранного элемента, независимо от того, был ли он изначально верхним или нижним элементом.

Изображение предоставлено лабораторией Buschman Lab

«Это важный документ», — сказал нейробиолог из Массачусетского технологического института Эрл Миллер, не участвовавший в этом исследовании. «Внимание и оперативная память часто рассматривались как две стороны одной медали, но в основном это были пустые слова. Эта статья показывает, насколько это верно, а также показывает нам «монету» — общие для них механизмы кодирования и контроля».

«Наша цель — не перезаписывать слово «внимание», — сказал Бушман. Вместо этого он надеется, что результаты десятилетий исследований внимания можно будет обобщить, чтобы пролить свет на другие формы исполнительной функции.

Добавить комментарий