Какое бывает внимание и для чего оно человеку
Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.
Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.
Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.
Черты, характеризующие внимание:
- Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период.
- Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
- Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
- Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
- Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
- Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
- Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.
Содержание
- Виды внимания
- Непроизвольное внимание
- Произвольное внимание
- Послепроизвольное внимание
- Принцип работы внимания
- Тест корректурной пробы устойчивости внимания
Виды внимания
В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:
- произвольное;
- непроизвольное;
- послепроизвольное.
Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик.
Непроизвольное внимание
Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:
- Внешние раздражители.
Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.
- Внутреннее состояние человека.
Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.
- Направленность действий субъекта.
Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.
- Отношение к ситуации.
Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.
Произвольное внимание
Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.
Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.
В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.
Послепроизвольное внимание
В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.
Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.
Принцип работы внимания
В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.
Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.
Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.
Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:
- движение;
- чувствительность;
- обмен веществ;
- сердечно – сосудистая система;
- работа мозга.
Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.
Тест корректурной пробы устойчивости внимания
Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Теории внимания в психологии. Обзор основных концепций
Внимание — это одна из самых загадочных и малоизученных функций человеческой психики. Сама душевная жизнь нередко сравнивается с бесконечным потоком образов, мыслей, чувств. Каждый день в эту реку впадают маленькие ручейки, связанные с новой деятельностью, общением с новыми людьми, получаемыми впечатлениями. Вместе с тем, река эта не выходит из берегов и не затапливает все вокруг. Регулировать психическую деятельность как раз и помогает функция внимания. Единого мнения о том, что же она собой представляет, среди исследователей пока нет.
Концепция внимания Т. Рибо
Одна из наиболее известных концепций внимания, созданная французским исследователем Теодюлем Рибо, гласит: внимание непосредственно связано с эмоциональной сферой. Внимание тем сильнее, чем более выраженные эмоции вызывает его объект. Это касается как произвольного, так и непроизвольного типов внимания. Рибо сравнивал внимание со «страстью, жаждущей удовлетворения». Концентрация на интересующем объекте вызывает в организме изменения физиологического характера. Внимание, как полагал Рибо, всегда связано с усилием. Сосредоточенность при физической работе предполагает напряжение мышц, концентрация во время умственного труда вызывает усиление кровообращения в различных областях мозга. Истощение мышечной силы или других внутренних резервов приводит к отвлечениям. Вместе с тем, согласно мнению Рибо, непроизвольное внимание также зависит от особенностей аффективных состояний.
Во главу угла Рибо ставил, прежде всего, психофизиологический аспект. Внимание и те механизмы, что лежат в его основе, могут подвергаться анализу только лишь после изучения состояния организма и актуального психоаффективного состояния.
Д. Н. Узнадзе и его теория установки
Д. Н. Узнадзе полагал, что основным фактором, определяющим особенности внимания, является установка. Что обозначает данный термин? Проще всего истолковать его смысл на примере. Испытуемому дают в руки два шара, вес которых отличается, однако объем одинаков. Через некоторое время ему снова дают два других шара одинакового объема, но различного веса. Даже если их вес будет одинаков — все равно шар в той руке, где ранее был более легкий шар, воспримется также как более легкий. Сработает эффект установки, связанный с восприятием веса.
В обыденной жизни мы также нередко сталкиваемся с подобным феноменом. Например, некто меняет сферу деятельности, получив образование стоматолога. У него формируется особая установка на восприятие и оценку состояния зубов. После смены профессии этот некто обнаруживает, что в любой ситуации в первую очередь оценивает состояние зубов собеседника — даже если данная ситуация не связана с профессиональной деятельностью.
Доктрина П. Я. Гальперина
П. Я. Гальперин полагал, что особенности развития внимания стоит изучать в рамках постепенного развития других умственных функций психики. Например, любое действие — не только умственное, но и любое другое — включает в себя ориентировку в пространстве и исполнение самого действия. Внимание, как полагал Гальперин, представляет собой один из вариантов ориентировочной деятельности. Оно является психологическим действием, цель которого — исследование особенностей определенного образа, составляющего содержимое психики. Также одной из важных функций внимания является контроль данного содержимого. Гальперин отмечал, что внимание отличается от других психических действий тем, что у него отсутствует какой-либо конечный продукт. Внимание всегда является направленным на содержимое — объект внимания.
Концепция Л. С. Выготского
Отечественный ученый Л. С. Выготский полагал, что существует два типа внимания — заложенное природой и обусловленное культурой. Ребенок растет, и по мере этого процесса общество направляет его внимание в то или иное русло. Иными словами, внимание развивается опосредованно, через определенные знаки и символы. Природное внимание также присутствует в жизнедеятельности ребенка, но все же гораздо большую значимость несет символико-знаковое воздействие. К наступлению школьного возраста внимание, опосредованное внешне, становится внутренним. Постепенно именно внутреннее опосредованное внимание становится важнейшим.
Теория А. А. Ухтомского
Отечественный физиолог А. А. Ухтомский разработал знаменитую концепцию доминанты, которая определяет человеческое поведение — в том числе и направленность внимания. Доминанта — это очаг возбуждения в головном мозге. Она является своего рода физиологической установкой организма на выполнение одного вида деятельности и блокировки других процессов, реакций. Внимание человека, согласно данной теории, направлено на то содержимое, которое является актуальным для определенной доминанты. К примеру, если во время прогулки доминанта возникает в результате чувства голода — скорее всего, человек будет обращать внимание не на парикмахерские, а на кафе и рестораны.
Каждая из теорий внимания рассматривает его с разного ракурса, учитывает различные факторы. Невозможно без управления вниманием познать окружающий мир и самого себя, достичь успеха в профессиональной области. Но при этом не у всех и не всегда получается управлять вниманием. Марсель Пруст в свое время приказал обить стены своего кабинета слоем из пробкового дерева — чтобы в комнату не мог проникнуть малейший шум. И даже в таких условиях он не мог сосредоточиться. Научиться управлять вниманием как раз и позволяет понимание тех механизмов, посредством которых реализуется данная функция.
Список использованных источников:
- 1. Коробкова С. Н. Доминантная теория А. А. Ухтомского в контексте реалистического мировоззрения // Соловьевские исследования. – 2015. – №. 2 (46).
- 2. Гуревич П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. — М.: Юнити-Дана, 2012.
- 3. Козьяков Р. В. Психология и педагогика. Ч. 1. Психология : учебник / Р. В. Козьяков. — М.: Директ-Медиа, 2013.
- 4. Шевцов А. Теории внимания. – Litres, 2019.
Автор: Буравлева Валентина, писатель
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Психология внимания
Психология внимания Перейти к содержимому- Твердая обложка
- $50.00 Мягкая обложка
510 стр., 6 x 9 дюймов,
- Твердый переплет
- 9780262161657
- Опубликовано: 22 октября 1997 г.
- Издатель: The MIT Press
70,00 $
- Мягкая обложка
- 9780262661560
- Опубликовано: 26 июля 1999 г.
- Издательство: MIT Press
$50,00
Распродано
Другие розничные продавцы:
- Книжный магазин MIT Press
- Амазонка
- Барнс и Ноубл
- Книжный магазин.org
- Индивидуальный
- Индиго
- Книг на миллион
- Amazon. co.uk
- Блэкуэллс
- Книжный магазин.org
- Фойлз
- Улей
- Водные камни
- Описание
- Хвалить
Внимание к когнитивной психологии — 1457 слов
Содержание
- Реферат
- Внимание
- Тело
- Список литературы
Реферат
В этой статье исследуется несколько опубликованных статей, в которых предлагается отчет о внимании в отношении когнитивной психологии. Взаимодействие между людьми и природой дает когнитивные преимущества для развития внимания (Berman, Jonides, & Kaplan, 2008).
Внимание по-разному влияет на человеческую память, и развитие памяти зависит от внимания (Cowan, Elliott, Saults, Morey, Mattox, Hismjatullina, & Conway, 2005). Внимание важно, когда люди рассматривают объекты и изображения в реальных условиях (Torralba, Oliva, Castelhano, & Henderson, 2006).
Способность людей контролировать свое внимание не улучшается благодаря компьютерным играм (Murphy & Spencer, 2009). Рабочая память человека во многом зависит от его способности к вниманию (Redick & Engle, 2006). Путем введения лекарственного препарата, называемого метилфенидатом, осложнения синдрома дефицита внимания могут быть улучшены (Aron, Dowson, Sahakian, & Robbins, 2003). Люди могут менять места и по-прежнему идентифицировать другие изображения, несмотря на то, что они сосредоточили свое внимание на определенных объектах (Koelewijin, Bronkhorst, & Theeuwes, 2009). ).
Различные факторы, влияющие на внимание, были выделены выше, и это является основой для исследования. В этой статье основное внимание уделяется тому, как люди могут сосредоточить свое внимание на одном конкретном изображении, не отвлекаясь на миллионы раздражителей в окружающей среде.
Внимание
В первые годы психологических исследований внимательно изучалось внимание. Внимание описывается как процесс овладения умом в ясной форме одной мыслью из нескольких других одновременных объектов. Внимание вводит подход обработки информации.
Считается, что познание вернулось в психологию благодаря вниманию. Внимание требует, чтобы люди отвлекались от некоторых объектов или изображений, чтобы можно было сосредоточить внимание на других элементах. Внимание помогает людям справляться с различными конкретными действиями с небольшим вмешательством со стороны множества раздражителей, которые могут отвлекать их внимание. Основная цель этого исследования — посмотреть, как людям удается сосредоточить свое внимание на одном конкретном объекте в окружающей среде, хотя существуют и другие элементы, отвлекающие внимание.
Тело
Внимание — это способность человека концентрироваться и фокусироваться на конкретной задаче. Несколько исследований показали, что человеческий мозг не способен работать в многозадачном режиме в событиях, требующих внимания: люди выбирают тип информации, которую они хотят воспринять; в нескольких исследованиях утверждалось, что, не имея внимания, люди не могут воспринимать.
При исследовании внимания исследователи считали внимание ограниченным ресурсом, поскольку, когда внимание требуется для выполнения конкретной задачи, его нет для другой. В процессах выбора массажа задействованы некоторые центральные нервные системы.
Эффект избирательного внимания зависит от содержания информации, содержащейся в конкретных сообщениях. Избирательное внимание, также известное как эффект коктейльной вечеринки, предполагает, что человек слушает то, что кто-то говорит, в то время как он/она игнорирует остальные разговоры в доме. Эффект коктейльной вечеринки может также относиться к тенденции обнаруживать важную информацию, которая исходит от других стимулов. В другом случае дайвер слушает радио во время вождения автомобиля (Cowan et al., 2005).
Взаимодействие человека с природой приносит когнитивные преимущества, особенно в развитии внимания. Способности к направленному вниманию восполняются там, где в естественной среде мало стимулов. В городских районах есть несколько раздражителей, которые затрудняют восполнение способностей внимания. Люди добиваются лучших результатов в концентрации внимания, когда они находятся в естественной среде. Природная среда играет большую положительную роль в восполнении способностей направленного внимания (Berman et al., 2008).
Синдром гиперактивности, также известный как синдром дефицита внимания, представляет собой осложнение, которое усугубляет дефицит внимания у большинства детей. Однако в последнее время он сохраняется у взрослых. Хотя уже существовали механизмы для разработки лекарства от синдрома дефицита внимания для взрослых, некоторые из них были реализованы. Было доказано, что метилфенидат (MPH) оказывает положительное влияние на людей, страдающих синдромом гиперактивности (ADD).
Исследования пытаются определить, является ли основной причиной СДВ постоянное переключение внимания или неспособность человека удерживать внимание. В зрелом возрасте синдром дефицита внимания считается стойким. Благодаря применению метилфенидата можно значительно улучшить состояние при синдроме дефицита внимания (Aron et al., 2003).
Изучение внимания — это аспект, который изучается в когнитивной психологии. Внимание относится к тому, как люди обрабатывают определенную информацию, которая существует в их окружении. Большинство людей, как правило, медленнее определяют цвета на квадрате, когда слово, сопровождающее его, предполагает различный цвет. В этом случае чтение считается автоматическим процессом, а называние цветов — управляемым процессом.
Автоматическая обработка не требует внимания. С другой стороны, контролируемая обработка требует внимания. Существует массивная корреляция между вниманием и памятью. Внимание оказывает несколько эффектов на человеческую память. Рабочая память и внимание имеют большую взаимозависимость. Память и внимание одновременно страдают с возрастом. Чем больше человек становится старше, тем выше шансы забыть события. Внимание важно, когда речь идет о запоминании и обработке информации (Cowan et al., 2005).
Людям довольно сложно сосредоточиться более чем на одном объекте или изображении одновременно. Исследователи утверждают, что людям нравится видеть изображения, которые привлекают их внимание во время визуального внимания. Однако они игнорируют и не акцентируют внимания на других объектах.
Преимущества или преимущества внимания достижимы, только если не учитывать специфику внимания. Люди по-прежнему идентифицируют изображения, которые находятся далеко от области их внимания, если внимание сфокусировано. Люди могут менять местоположение и узнавать другие объекты, несмотря на то, что их внимание сосредоточено на определенных изображениях (Koelewijn et al., 2009).).
Возможности рабочей памяти играют важную роль, когда речь идет о способности контролировать когнитивные процессы человека. Способность людей контролировать память — это объем их рабочей памяти. Рабочая память человека во многом зависит от способности контролировать внимание (Redick & Engle, 2006).
Некоторые люди считают, что видеоигры улучшают внимание. Тем не менее, люди, которые чрезмерно играют в видеоигры, и те, кто не играет в видеоигры, почти в равной степени привлекают внимание. У игроков в компьютерные игры улучшилось временное внимание, и это единственная существующая разница между теми, кто играет, и теми, кто не играет.
Поэтому утверждать, что компьютерные и видеоигры помогают улучшить внимание, не стоит. Видеоигры не влияют на способность людей контролировать свое внимание (Murphy & Spencer, 2009).
Для понимания естественной сцены крайне необходимо внимание. Когда внимание сосредоточено на конкретных изображениях, люди не могут распознать естественную сцену из-за отсутствия внимания к ее особенностям (Cohen et al., 2011).
Несмотря на то, что были проведены исследования по определению внимания людей, особенностям внимания людей уделялось мало внимания. При поиске предметов и изображений в реальной жизненной ситуации люди используют свои знания. Люди, как правило, полагаются на свои знания и опыт при поиске предметов в конкретных местах, представляющих интерес.
При поиске конкретных предметов внимание человека сосредоточено на деталях, а не на всей локации или области, где обыскиваются предметы. Внимание важно для людей, чтобы видеть предметы и изображения в реальных жизненных ситуациях (Torralba et al., 2006).
В заключение, внимание было описано как способность концентрироваться только на одном конкретном стимуле. Исследования показывают, что человеческий мозг не способен обращать внимание на различные раздражители. Что человек обращает внимание только на интересующий его стимул и игнорирует остальные стимулы. Внимание может быть как зрительным, так и слуховым.
Исследования показали, что компьютерные игры также не улучшают внимание игроков в компьютерные игры. Молодые люди способны обращать внимание на стимулы, которые являются как релевантными, так и нерелевантными, но в большинстве случаев фильтруют нерелевантную информацию. С другой стороны, внимание взрослых в основном сосредоточено на релевантных стимулах, и отфильтрованная информация в большинстве случаев актуальна. Исследования также показали, что по мере того, как люди становятся старше, их способность к вниманию снижается.
Избирательное слуховое внимание также известно как эффект коктейльной вечеринки. Эффект коктейльной вечеринки — это ситуация, когда человек может реагировать только на один стимул, игнорируя остальные в среде, имеющей несколько стимулов. Избирательное внимание лучше всего проявляется, когда люди вовлечены в конкретные задачи.
Природа считается полезной для развития внимания посредством взаимодействия между людьми и природой. Когда людей просят искать объекты в их окружении, они, как правило, не обращают особого внимания. Они применяют последнюю имеющуюся у них информацию об этих объектах, прежде чем искать их.
Подавляющее большинство людей не могут назвать определенные цвета, когда названия этих цветов написаны разными цветами. Это означает, что при концентрации внимания способность решать проблемы требует, чтобы люди применяли избирательное внимание. Изучение внимания в когнитивной психологии не является новым явлением. Это исследование тщательно изучило внимание и дало ответ на вопрос, почему люди могут обращать внимание только на один стимул и игнорировать остальные.
Список литературы
Арон А.Р., Доусон Дж.Х., Саакян Б.Дж. и Роббинс Т.В. (2003). Метилфенидат улучшает ингибирование реакции у взрослых с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Биологическая психиатрия, 54 (1), 1465-1468.
Берман М.Г., Джонидес Дж. и Каплан С. (2008). Познавательные преимущества взаимодействия с природой. Психологические науки, 19 (12), 1207-1212.
Коэн, Массачусетс, Альварес, Г.А. и Накаяма, К. (2011). Восприятие естественной сцены требует внимания. Психологическая наука, 22 (9), 1165-1172.
Коуэн, Н., Эллиотт, Э.М., Солтс, Дж.С., Мори, К.С., Маттокс, С.