Что такое конфликт в литературе? Примеры :: SYL.ru
Что такое конфликт в литературе? Как он проявляется? Всегда ли можно его заметить даже неопытному читателю? Конфликты в произведениях литературы – явление обязательное и необходимое для развития сюжетной линии. Без него не обходится ни одна качественная книга, способная претендовать на звание вечной классики. Другое дело, что не всегда мы способны увидеть явное противоречие во взглядах описываемого персонажа, глубоко рассмотреть систему его ценностей и внутренних убеждений.
Иногда понимать истинные литературные шедевры бывает трудно. Это занятие требует колоссального умственного напряжения, а также желания разбираться в характерах, выстроенной автором системе образов. Итак, что такое конфликт в литературе? Попробуем разобраться.
Определение понятия
В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе – это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.
Конфликты в русской литературе
Отечественная классика заслуживает отдельного внимания. Ниже приведены примеры конфликтов в литературе, взятые из русских произведений. Многим они окажутся знакомыми со времен школьной программы. На какие книги стоит обратить внимание?
«Анна Каренина»
Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.
В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.
«Обломов»
Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.
Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.
«Идиот»
Данное произведение – одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.
Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.
Конфликты в зарубежной литературе
Иностранная классика не менее занимательна, чем отечественная. Конфликты в зарубежной литературе порой представлены настолько широкого плана, что остается только восхищаться этими мастерски написанными произведениями. Какие же примеры здесь можно привести?
«Ромео и Джульетта»
Уникальная пьеса Уильяма Шекспира, с которой обязательно в свое время знакомился каждый уважающий себя человек. В книге показан любовный конфликт, постепенно переходящий в трагедию. Две семьи – Монтекки и Капулетти – воюют друг с другом на протяжении многих лет.
Ромео и Джульетта противостоят давлению родителей, пытаясь отстоять свое право на любовь и счастье.
«Степной волк»
Это один и самых запоминающихся романов Германа Гессе. Главный герой – Гарри Галлер — оторван от общества. Он выбрал для себя жизнь неприступного и гордого одиночки, потому что не может найти в ней для себя подходящего места. Персонаж сам себя называет «степным волком», который случайно забрел в город к людям. Конфликт Галлера идейного плана и заключен в невозможности принять правила и установки социума. Окружающая действительность представляется ему картиной, лишенной смысла.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.
Проблема внутриличностного конфликта и пути решения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ»
ДОКЛАД
на заседание методического объединения практических психологов
ГОУ СПО ЛНР
на тему «Проблема внутриличностного конфликта и пути решения»
Подготовила
Практический психолог
Орлова К. А
Луганск — 2018
Конфликты внутри себя многим кажутся наиболее сложными. Но это нормальное состояние человека, который развивается. Внутличностные конфликты мотивируют человека совершенствоваться, критично относиться к своим суждениям и поведению. Важно лишь вовремя на них реагировать, разобраться в их причинах и найти для себя наиболее оптимальные пути решения. Личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты,
Внутриличностные конфликты — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения. Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда “спокойная совесть”, такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который “никогда не свободен от вины”. А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных. Не случайно, рационалистическому антропологизму западноевропейской традиции, тезису Р. Декарта: “мыслю, следовательно, существую”, он противопоставляет свой тезис: “стыжусь, следовательно, существую”.
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и
Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литературы.
Вспомним Ф. М. Достоевского — гениального представителя и философского и художественного творчества. Каждый, кто знаком с его произведениями, неоднократно сопереживал страданиям их героев, разрывающихся в самоанализе между различными сторонами своих чувств и сознания, и не раз “примерял” на себя тяжкую ситуацию выбора, который стоял перед ними. Внутренние конфликты изучало огромное количество психологов, в том числе и Зигмунд Фрейд, который первым указал на сущность этого состояния. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием.
1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода.
2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример — ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой — ему грозит наказание, если он его не сделает.
3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.
Гуманистическая психология К. Роджерс: в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром
Виды внутриличностных конфликтов
Можно выделить шесть основных групп внутренних конфликтов, которые время от времени настигают каждого из нас.
1. Мотивационный – столкновение разных мотивов.
2. Нравственный – столкновение наших желаний и обязанностей. Очень часто возникает в результате несоответствия наших желаний с требованиями родителей или окружения.
3. Нереализованность или комплекс неполноценности. Внутренний конфликт этого вида возникает в том случае, если ваши желания не превращаются в действительность. К нему часто относится недовольство своей внешностью, или способностями.
4. Межролевой конфликт возникает, когда человек берет на себя две роли и не может определить, какая из них более приемлема для него. Например, женщина карьеристка или мама.
5. Адаптационный конфликт возникает, если требования к окружающему миру не соответствуют возможностям. Часто встречается в профессиональной сфере.
6. Неадекватная самооценка возникает в результате возникновения расхождений между своими личностными притязаниями и оценкой возможностей.
Показатели внутриличностного конфликта когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались.
Показатели внутриличностного конфликта эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;
поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.
Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально — психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни.
Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов: длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективной деятельности; может тормозить развитие личности, привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.
Согласно теории Фрейда преодоления внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита — полноценный, повседневно функционирующий механизм психики. Некоторые исследователи считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутриличностного конфликта, поскольку защитные механизмы ограничивают развитие личности и ее «собственную активность».
Решение внутриличностных конфликтов предусматривает применение основных принципов и способов, которые с учетом индивидуальной специфики могут использоваться в различных ситуациях. К ним относятся такие шаги:
1. Адекватная оценка ситуации и стремление выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.
2. Осознание экзистенциального смысла конфликта, анализ степени его важности, оценка места и роли с точки зрения следствия.
3. Локализация причины конфликта, выявление его сути.
4. Анализ причин внутриличностного конфликта.
5. «Спуск пары» с выходом накопленного гнева, эмоций или тревоги с использованием и физических упражнений, и творческих занятий.
6. Проведение индивидуального расслабляющего тренинга.
7. Изменение условий и / или стиля своей работы, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.
8. Изучение возможности снижения уровня притязаний, если способности и возможности не соответствуют стремлениям и интересам.
9. Отработка умения прощать не только других, но и себя.
10. Возможности поплакать. Американский биохимик В. Фрей, который специально занимался исследованием слез, обнаружил, что в случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, которое действует как морфий и обладает успокаивающими качества. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга, ослабляя напряжение, предоставляя эмоциональную разрядку и облегчение.
1 слайд Проблема внутриличностного конфликта и пути решения
Конфликты внутри себя многим кажутся наиболее сложными. Но это нормальное состояние человека, который развивается. Внутличностные конфликты мотивируют человека совершенствоваться, критично относиться к своим суждениям и поведению. Важно лишь вовремя на них реагировать, разобраться в их причинах и найти для себя наиболее оптимальные пути решения. Личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. 2 слайд
Внутриличностные конфликты — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения. 3слайд Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда “спокойная совесть”, такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который “никогда не свободен от вины”. А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных. Не случайно, рационалистическому антропологизму западноевропейской традиции, тезису Р. Декарта: “мыслю, следовательно, существую”, он противопоставляет свой тезис: “стыжусь, следовательно, существую”.
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. 4 слайд И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному “Я”, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации.
5слайд Задолго до научного объяснения внутриличностного конфликта большой вклад в его описание и понимание внесла философская и художественная литературы.
Вспомним Ф. М. Достоевского — гениального представителя и философского и художественного творчества. Каждый, кто знаком с его произведениями, неоднократно сопереживал страданиям их героев, разрывающихся в самоанализе между различными сторонами своих чувств и сознания, и не раз “примерял” на себя тяжкую ситуацию выбора, который стоял перед ними. 6 слайд Внутренние конфликты изучало огромное количество психологов, в том числе и Зигмунд Фрейд, который первым указал на сущность этого состояния. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. 7 слайд В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. Основные внутриличностные конфликты проистекают из — за расхождения интересов Оно и Сверх — Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно. 8 слайд Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.
4. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода.
5. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример — ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенок должен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой — ему грозит наказание, если он его не сделает.
6. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили. 9 слайд
Гуманистическая психология К. Роджерс: в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в “ноогенных (нусогенных) неврозах” (от гр. noos — смысл). 10 слайд
Виды внутриличностных конфликтов
Можно выделить шесть основных групп внутренних конфликтов, которые время от времени настигают каждого из нас.
7. Мотивационный – столкновение разных мотивов.
8. Нравственный – столкновение наших желаний и обязанностей. Очень часто возникает в результате несоответствия наших желаний с требованиями родителей или окружения.
9. Нереализованность или комплекс неполноценности. Внутренний конфликт этого вида возникает в том случае, если ваши желания не превращаются в действительность. К нему часто относится недовольство своей внешностью, или способностями.
10. Межролевой конфликт возникает, когда человек берет на себя две роли и не может определить, какая из них более приемлема для него. Например, женщина карьеристка или мама.
11. Адаптационный конфликт возникает, если требования к окружающему миру не соответствуют возможностям. Часто встречается в профессиональной сфере.
12. Неадекватная самооценка возникает в результате возникновения расхождений между своими личностными притязаниями и оценкой возможностей. 11 слайд
Показатели внутриличностного конфликта когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались. 12 слайд
Показатели внутриличностного конфликта эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;
поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса. 13 слайд
Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. 14 слайд
Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально — психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни.
Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов: длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективной деятельности; может тормозить развитие личности, привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.
Согласно теории Фрейда преодоления внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита — полноценный, повседневно функционирующий механизм психики. Некоторые исследователи считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутриличностного конфликта, поскольку защитные механизмы ограничивают развитие личности и ее «собственную активность». 15 слайд
Решение внутриличностных конфликтов предусматривает применение основных принципов и способов, которые с учетом индивидуальной специфики могут использоваться в различных ситуациях. К ним относятся такие шаги: 16 слайд
1. Адекватная оценка ситуации и стремление выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.
2. Осознание экзистенциального смысла конфликта, анализ степени его важности, оценка места и роли с точки зрения следствия.
3. Локализация причины конфликта, выявление его сути.
4. Анализ причин внутриличностного конфликта.
5. «Спуск пары» с выходом накопленного гнева, эмоций или тревоги с использованием и физических упражнений, и творческих занятий.
6. Проведение индивидуального расслабляющего тренинга.
7. Изменение условий и / или стиля своей работы, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.
8. Изучение возможности снижения уровня притязаний, если способности и возможности не соответствуют стремлениям и интересам.
9. Отработка умения прощать не только других, но и себя.
10. Возможности поплакать. Американский биохимик В. Фрей, который специально занимался исследованием слез, обнаружил, что в случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, которое действует как морфий и обладает успокаивающими качества. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга, ослабляя напряжение, предоставляя эмоциональную разрядку и облегчение.
17, 18 слайд
Примеры внутренних конфликтов в литературе 8
РАЗРЕШЕНИЕ
Используется по лицензии
Конфликт используется для история в жизнь. Внутренний конфликт возникает, когда персонаж борется с чем-то внутри себя. Эти два противоречащих друг другу желания, потребности или желания помогают формировать характер. Исследуйте несколько известных примеров противостояния человека и себя и его отличия от внешнего конфликта.
Что такое внутренний конфликт?
Внутренний конфликт, также называемый «человек против себя» — это битва внутри персонажа. В фильмах или телешоу это может быть показано как добрый ангел на одном плече и злой демон на другом.
При внутренних конфликтах вы можете почувствовать столкновение между конкурирующими желаниями. Например, алкоголик может изо всех сил пытаться не дотянуться до бутылки бурбона. Этот человек знает, что ему нужно бросить пить, но желание выпить очень сильное, что приводит к интенсивной внутренней борьбе.
На самом деле существует несколько типов внутренних конфликтов, в том числе:
- Конфликты из-за религии возникают, когда человек начинает сомневаться в своей вере или культуре. Например, кто-то может задать вопрос Богу после смерти близкого человека.
- Сексуальные конфликты — это война между вашей моралью и сексуальными желаниями. Например, человек может испытывать противоречивые чувства по поводу секса до брака.
- Моральный конфликт — это когда вы можете изменить свою мораль ради предполагаемого большего блага или насущной потребности. Например, человек может украсть еду, чтобы накормить свою голодающую семью.
- Конфликт самооценки возникает, когда действия человека не совпадают с тем, как он себя воспринимает. Например, мать может чувствовать себя виноватой, если она думает, что она терпелива, но выходит из себя со своими детьми.
- Любовные конфликты — это когда ты причиняешь боль тому, кого любишь. Шлепки детей — отличный пример внутреннего конфликта такого типа.
- Экзистенциальные конфликты — это внутренняя борьба, которую персонаж может иметь по поводу смысла жизни или смысла своей жизни. Например, эколог может работать над спасением планеты, втайне полагая, что она обречена.
- Межличностные или социальные конфликты — это внутренние конфликты между вашими личными чувствами и общественными нормами или ожиданиями. Примером может служить от природы интроверт, который притворяется экстравертом, чтобы соответствовать одноклассникам. Это может заставить их чувствовать вину за то, что они не верны себе.
Внутренний конфликт — это элемент характера, который используется для придания глубины, настроения, нравственности и гуманизма персонажам как в фильмах, так и в книгах.
Реклама
Известные примеры противостояния человека и себя
Книги и фильмы — отличное место, чтобы найти примеры внутренней борьбы. Когда персонаж борется со своими внутренними мыслями и чувствами, вы начинаете видеть его рост и изменение. Изучите несколько известных примеров, которые действительно иллюстрируют конфликт между мужчиной и собой.
Рассказчик в «Бойцовском клубе»
«Бойцовский клуб» — книга Чака Паланика, по которой был снят фильм, — отличный пример внутреннего конфликта. Рассказчик так сильно борется с мирской жизнью, что фактически создает альтер-эго в Тайлере Дердене. Это достигает апогея в конце истории, когда вы понимаете, что оба персонажа — один и тот же человек.
Одна из областей, иллюстрирующих внутреннюю борьбу рассказчика, находится в строке:
Возможно, самосовершенствование не является ответом. Тайлер никогда не знал своего отца. Может быть, самоуничтожение является ответом.
В этом отрывке рассказчик ведет экзистенциальную внутреннюю борьбу. Он пытается понять смысл всего этого и то, как нежелательный человек может вписаться в идеальное общество. Рассказчик заключает, что, поскольку совершенство не является ответом, возможно, самоуничтожение.
Реклама
Гамлет в Гамлете
В шекспировском Гамлете есть несколько моральных внутренних конфликтов. Гамлет борется не только с желанием убить Клавдия в отместку, он также внутренне борется со своей депрессией и мыслями о самоубийстве. Акт 3, картина 1 демонстрирует борьбу Гамлета с суицидальными мыслями:
Быть или не быть — вот в чем вопрос:
Благороднее ли духом страдать
Пращи и стрелы безудержной судьбы
Или взяться за оружие против моря бед
И, противодействуя, покончить с ними. Умереть, уснуть…
Более того, жажда мести у Гамлета сильна. Даже призрак его отца призывает к этому. Но Гамлет знает, что нельзя убивать Клавдия из мести. Этот внутренний нравственный конфликт повергает его в глубокую депрессию и видимое сумасшествие. Это, в свою очередь, порождает в Гамлете еще более глубокий внутренний конфликт: лучше ли жить в боли или умереть и прекратить страдания.
Реклама
Джонас в фильме «Дающий»
В романе Лоис Лоури «Дающий» внутренняя борьба Джонаса нарастает по мере того, как он обретает различные воспоминания, утраченные его обществом от дарителя. Это видно в Главе 13:
Они были довольны своей жизнью, в которой не было той вибрации, которую приобретала его собственная. И злился на себя, что не может изменить это для них.
Его внутренняя борьба становится моральным внутренним конфликтом, когда он узнает, что Габриэля собираются убить. Затем он должен выбрать, хочет ли он спасти его и уйти или остаться и позволить ему умереть. В конце концов он решает пойти и спасти Габриэля.
Коул Сир в «Шестом чувстве»
В фильме «Шестое чувство» Коул Сир демонстрирует внутреннюю борьбу, когда он борется со своим шестым чувством. Он проявляет межличностные внутренние конфликты, потому что хочет соответствовать общественным нормам, но это невозможно. Коул также испытывает противоречивые чувства по поводу помощи призракам и желания игнорировать их, что приводит к моральному внутреннему конфликту.
Реклама
Внутренний и внешний конфликт
Хотя внутренний конфликт может играть большую роль в литературе, он обычно происходит в сочетании с внешним конфликтом. Как следует из названия, внешние конфликты происходят между персонажем и внешней или «внешней» силой.
Это может быть другой персонаж, например, конфликт между Клавдием и Гамлетом, или даже сила природы, например, как снег влияет на Йонаса и Габриэля. Внешняя борьба происходит во внешнем мире, в отличие от внутренней борьбы, которая происходит в голове персонажа.
Конфликты в характере
Хорошие персонажи хорошо сбалансированы и основаны на определяющих чертах, таких как сильные ценности. Из-за этих черт они испытывают различные виды внутренней борьбы, путешествуя по своим вымышленным мирам. Внутренние конфликты, которые они испытывают, также могут зависеть от типа их характера.
Как конфликт движет историей
Конфликт — основа повествования. Как однажды сказал Курт Воннегут, «каждая история рассказывает о персонаже, который попадает в беду, а затем пытается выбраться из нее». Без чего-то, с чем можно было бы столкнуться, история — это не история — это просто серия событий без ставок. Как литературное понятие, конфликт можно выразить простой формулой:
.КОНФЛИКТ = (ПЕРСОНАЖ + ЖЕЛАНИЕ) X ПРЕПЯТСТВИЕ
Главный герой всегда чего-то хочет, но что-то мешает ему это получить. Это взаимодействие между персонажем, его желаниями и препятствиями — вот что движет каждой историей. Если этот центральный конфликт скучен или бессмыслен, сюжет будет скучным и запутанным. Но если конфликт убедителен, логичен и эмоционально значим, читатели отчаянно хотят узнать, чем все это закончится.
В этой короткой серии статей мы углубимся в эту формулу и раскроем наиболее распространенные типы конфликтов в литературе. А если вы писатель, мы даже покажем вам простой метод определения истинного конфликта, лежащего в основе любой истории, которую вы пишете.
Но сначала давайте рассмотрим две широкие категории, к которым относятся все типы литературного конфликта.
Внешний конфликт
Внешний конфликт — это борьба между персонажами и внешними силами, которые мешают им получить то, что они хотят. Этот тип конфликта обычно межличностный или общественный. То есть они возникают либо в более крупном системном масштабе между группами людей, либо в меньшем масштабе между отдельными людьми.
Что-то, с чем нужно бороться
Внешний конфликт может дать смысл истории — сопротивление, которое заставляет персонажа вносить изменения, чтобы достичь того, чего он хочет. Это также часто связано с основной темой или аргументом, который хочет представить автор.
Пример:
Игра престолов ⚔Несколько явных примеров внешнего конфликта можно найти в книге Джорджа Р. Р. Мартина Игра престолов . На самом деле, не будет преувеличением сказать, что внешние конфликты составляют основу первой книги серии (и того, что будет дальше), с множеством интриг, заговоров и ударов в спину.
В Игра престолов внешний конфликт в основном представлен различными персонажами, которые хотят одного и того же: власти. Поскольку власть, то есть сидение на железном троне, может попасть только в руки одного человека, их желания сталкиваются, подстрекая к убийству и предательству.
Внешний конфликт проявляется и у отдельных персонажей, таких как Нед Старк — порядочный и честный человек, избранный служить Десницей Короля. В отличие от большинства других игроков, он не жаждет власти, а вместо этого ценит честь и долг. В своем стремлении выполнить свой долг он сталкивается со многими препятствиями, такими как:
- Бюрократия, иерархия и союзы в Королевской Гавани;
- Жадность и амбиции Ланнистеров, Мизинца и других домов;
- Нераскрытое убийство предыдущей Десницы Короля.
- Претендент на престол из-за морей.
Без этих внешних конфликтов был бы трон, но не было бы игры и тем более истории.
Нед Старк (Игра престолов, HBO)Пример:
Робинзон Крузо 🏝На более тонком уровне в романе Даниэля Дефо « Робинзон Крузо, » одноименный герой сталкивается с конфликтом выживания, когда он терпит кораблекрушение на необитаемом острове. Столкнувшись с непостоянной природой (каламбур) Матери-Земли, он хочет выжить и покинуть остров, но должен научиться выдерживать бури и неизвестные угрозы, если есть хоть какая-то надежда на спасение.
Пример:
She’s the Man ⚽В фильме She’s the Man Виола больше всего на свете хочет играть в футбол. Но когда девчачья команда в старшей школе сокращается и ей не разрешают попробовать себя в мужской команде, аргументируя это тем, что девочки не могут играть в футбол так же хорошо, как мальчики, она выдает себя за своего брата-близнеца и пробуется в мужскую команду. в своей конкурирующей школе, чтобы доказать, что они все неправы.
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт — это борьба между эмоциями, ценностями или желаниями внутри персонажа, которые мешают ему достичь желаемой цели. Эти конфликты могут возникать из любой комбинации ожиданий, желаний, обязанностей и страхов персонажа. И хотя они могут возникать и из-за внешних условий, когда герою необходимо сделать выбор, в конце концов они касаются в основном не этих внешних сил, а борьбы, происходящей внутри сердца и разума персонажа.
Делая конкретные истории универсальными
Захватывающий внутренний конфликт часто морально сложен или универсален, и это то, что в конечном итоге найдет отклик у ваших читателей. Это также часто является центральной частью создания дуги персонажа.
Пример:
Голодные игры 🏹В фильме Сюзанны Коллинз Голодные игры Китнисс разрывается между нежеланием убивать другого человека и необходимостью выжить на арене.
Китнисс Эвердин (Голодные игры, Lionsgate)Пример:
Крестный отец 👴В романе Марио Пьюзо « Крестный отец » Майкл Корлеоне хочет не вмешиваться в семейный бизнес, но не может устоять перед сыновними обязанностями.
Пример:
Лолита 🍬Наконец, в фильме Владимира Набакова « Лолита », спорном из-за изображения точки зрения педофила, Гумберт Гумберт борется со своими желаниями по отношению к ребенку — что-то, что он знает как аморальное.
Если вам интересно узнать больше о различных типах конфликтов, перейдите прямо к нашему посту «7 типов конфликтов в литературе» для более глубокого изучения.
Нужны ли истории как внутренний, так и внешний конфликт?
Короткий ответ — нет, история не обязательно должна включать в себя как внутренний, так и внешний конфликт. Но они часто это делают, потому что это может привнести в историю определенный уровень сложности и нюансов.
Пример:
Шерлок Холмс 🔍Одним из примеров внутреннего конфликта, который практически отсутствует, является Шерлок Холмс. Неуверенность в себе, кажется, не входит в лексикон детектива, и он никогда не разрывается между своими желаниями и желаниями, поскольку его единственная мотивация — разгадать тайну. Внешняя тайна, таким образом, является источником большинства конфликтов.
Остерегайтесь практически идеального главного героя.
Такой тип повествования, когда главный герой почти не испытывает потребности измениться, встречается редко. Спустя столетие после того, как Холмс в последний раз повесил своего охотника на оленей, это представление о главном герое с нулевым самоанализом часто называют «Мэри Сью» — чрезмерно идеализированным персонажем, нереально свободным от недостатков и слабостей. Поскольку они настолько совершенны, нет никакой угрозы, что Мэри Сью изменится по ходу сюжета.
Чтобы сделать внутреннее путешествие главного героя более актуальным для сюжета, вы обычно видите, что внутренний и внешний конфликт взаимосвязаны. Внешний конфликт может даже использоваться как проявление внутреннего конфликта или наоборот — прием, используемый авторами для показа, а не для рассказа. Часто для преодоления внешнего конфликта им необходимо сначала разрешить свой внутренний конфликт.
Пример:
Филадельфия 🌈В фильме Филадельфия Дензел Вашингтон играет Джо, адвоката, который должен преодолеть свою гомофобию, чтобы выиграть дело для человека (Том Хэнкс), который считает, что его незаконно уволили. счет наличия СПИДа. Внешние конфликты представлены:
- судебное дело;
- дискриминация, с которой сталкивается Эндрю, персонаж Тома Хэнка, и
- антагонистические отношения между Джо и Эндрю.
И Джо, и Эндрю питают предубеждения друг против друга, но они должны научиться доверять друг другу и работать вместе, если хотят выиграть дело. Это требует разрешения собственных внутренних конфликтов.
Эндрю и Джо в Филадельфия (изображение: Tri-Star Pictures)Внешние конфликты волнуют и интересны, потому что они происходят в физическом мире.