Внутриличностный конфликт примеры из жизни: понятие, причины, виды, формы и примеры из жизни

Содержание

Сказочные образы в современных офисах как средство проявления сценариев жизни и внутриличностных конфликтов

Автор: Свешникова Софья Васильевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 30.12.2018 2018-12-30

Статья просмотрена: 242 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Свешникова, С. В. Сказочные образы в современных офисах как средство проявления сценариев жизни и внутриличностных конфликтов / С. В. Свешникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55237/ (дата обращения: 24.07.2023).



В настоящей статье рассматриваются особенности функционирования личности в рабочей среде через призму фольклорных персонажей, образы которых могут проявляться на фоне внутриличностных конфликтов и сценариев жизни.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, рабочая среда, сказочные персонажи

Изначально стоит отметить, что само по себе переживание человеком внутреннего конфликта является достаточно разнообразным. Например, есть тип людей, которые каждую ситуацию «пропускают» через себя, переживают любое явление в своей жизни экспрессивно, эмоционально. Люди, способные мыслить более позитивно, внутренний конфликт переживают легко — на любые каверзные вопросы по поводу негативной ситуации «отшучиваются», воспринимают ситуацию с юмором [1].

Следовательно, можно говорить о том, что многое зависит от самого человека и как он способен принять ситуацию. Таким образом, понятие «внутриличностный конфликт» может быть интерпретировано по-разному.

В этом контексте можно выделить несколько типов внутреннего конфликта:

  1. Нравственный конфликт. Этот конфликт в различных учениях рассматривают как конфликт, возникающий между личными привязанностями и моральными принципами. Иногда его рассматривают как конфликт между сомнением и необходимости следовать ему [3].
  2. Мотивационный конфликт. В этом случае в личности борются два желания — обладать чем-то и обезопасить себя от проблемных ситуаций.
  3. Конфликт нереализованного желания. Этот конфликт иногда трактуют как «хочу быть таким, как и они», но чаще всего интерпретирую как конфликт между истинными желаниями и действительностью.
  4. Адаптационный конфликт. Данный тип конфликта стоит понимать в прямом смысле — конфликт между субъектом и окружающей средой.
  5. Ролевой конфликт. Как правило, этот тип конфликта выражается в переживаниях, которые связаны с невозможностью, реализовать несколько ролей.

Все вышеперечисленные внутриличностные конфликты актуальны в современной жизни, особенно, если мы говорим про отношения в рабочем коллективе. В этой же среде достаточно «ярко» раскрываются основные сценарии жизни, которые рассматриваются через призму мифологии и фольклористики.

В этом контексте важно выделить те виды конфликтов, которые возникают в офисной среде, чаще всего. Например, вертикальный тип конфликтов. Такие конфликты возникают на фоне непонимания сотрудников их же задач. Если в офисе нет четкой должностной инструкции, где прописано, кто и что должен делать, то в таком случае при постановке задач могут возникнут проблемы по типу «Почему должен писать текст PR-менеджер, а не копирайтер?» [3].

Также могут возникнуть конфликты в офисной среде на фоне нововведений. Сотрудники достаточно тяжело воспринимают изменения в графике или если к их задачам руководство прибавляет еще ряд новых, при этом время на работу остается тоже.

Следовательно, офисные сотрудники в период адаптации к новым условиям работы могут находиться в стрессовом состоянии и на этом фоне могут быть спровоцированы новые конфликты.

Следующая ситуация — «панибратство» на рабочем месте. Братья, сестры, муж и жена, которые близки к руководству, являются «источниками» конфликтов, поскольку обычные офисные сотрудники чувствуют неравенство.

В рамках всех этих конфликтов нередко проявляются отчетливые сценарии жизни, которые могут быть «подкреплены» внутриличностными конфликтами. Далее мы приведем примеры таких ситуаций через призму фольклористики.

Сценарий «Всегда» [2]. В сказке «Золушка» главная героиня была уверена, что она будет, служит своим ненавистным сестрам и мачехе «целую вечность». Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн уверены, что все, что происходит «здесь и сейчас» будет изо дня в день повторяться. Отметим, что на фоне такого сценария, когда человек чувствует себя «офисным рабом» появляется чувство стагнации, неудовлетворённости жизнью и внутренний конфликт «нереализованного желания».

Таким желанием могла быть богатая и роскошная жизнь, продвижение по карьерной лестнице и тому подобное.

На фоне проявление такого сценария и внутреннего конфликта могут возникать конфликты с руководством, когда работник будет «отстаивать» свои права, пересматривать список обязанностей и заработную плату, чтобы выйти из этого состояния. Также может быть и другой вариант — конфликт с коллегами, когда их позитивное эмоциональное состояние будет превалировать над чувством стагнации по типу — «у меня все плохо, а они радуются/веселятся».

Сценарий «Без чувств». Прототипом этого сценария из фольклористики может стать образ «Снежной Королевы». Она не чувствовала ничего к другим, «автоматизировано» руководила своим королевством и учила этому других — чтобы чувства не брали вверх или их нужно было в принципе исключить из своей жизни.

Благодаря такому сценарию человек не может выстроить адекватные границы во взаимоотношениях, он уходит в рационализм, считает себя «умнее всех».

Чаще всего, на фоне такого сценария возникает адаптационный конфликт, причем он связан как с внутренними переживаниями, так и с внешними обстоятельствами.

Первый случай, когда работник первый раз приходит на новое рабочее место — ему тяжело вырваться в лидеры, показать, что он способен на большее и знает все, способен этому научить других. Второй случай может возникнуть, когда такой человек уже прошел адаптационный период, а в коллектив приходит такая же личность, которая пытается преуспеть и «перебить» успех первого.

На фоне описанных ситуации могут возникнуть конфликты, которые в большинстве случаев достаточно трудно разрешить и одному из сотрудников приходиться искать новое рабочее место.

Не редко такие ситуации случаются и среди руководящего звена, когда руководитель не слушает никого, считает свои решения правильными: его поступки выверены, без эмоциональны [3].

Сценарий «После». Эта установка предполагает то, что за все хорошее, как правило, нужно платить. В этом контексте стоит вспомнить сказку «Золотая рыбка», когда Старик сначала получил «все», а после того, как «остался у разбитого корыта» даже и не пытался что-то исправить. У таких людей после крупной неудачи в карьере возникает ощущение «неизбежного», они не могут радоваться моментам, находится в состоянии абсолютного счастья, ожидая, что скоро придет время «расплаты».

На этом фоне они начинают завидовать свои коллегам, что они радуются, более успешны, получают постоянно положительные эмоции и тому подобное. Внутренний конфликт, в такой ситуации, играет не последнюю роль — он может быть как нравственным, так и ролевым, когда в человеке борется «две личности», тот, кто чувствует положительные эмоции и тот, кто боится, что это состояние продлится недолго и на его смену придет негативная ситуация.

Поводя общий итог, можно сказать, что все конфликты, которые возникают в офисной среде, построены на внутренних конфликтах самих индивидов. У каждого человека есть те «непроработанные» ситуации, негативные эмоции, которые в любой момент могут проявиться в тех спорных случаях, которые способствуют зарождению конфликтов.

Для того чтобы устранить вышеописанные конфликты необходимо регулярно проходить коллективные тренинги, общаться с психологами и уметь находить компромиссы, которые чаще всего, наилучшим образом разрешают конфликтные ситуации без привлечения специалистов.

Литература:

  1. Внутриличностные конфликты [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrilichnostnye-konflikty
  2. Типы жизненных сценариев [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://psy-day.ru/2016/11/6-tipov-zhiznennyx-scenariev/
  3. Шевчук Д. Конфликты: как ими управлять? / Д. Шевчук — М.: Литрес, 2017–598 с.
  4. Шейнов В. Управление конфликтами / В.Шейнов — Спб.: Питер, 2014–576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, внутренний конфликт, ситуация, офисная среда, рабочее место, адаптационный конфликт, негативная ситуация, рабочая среда, тип конфликта, чувство стагнации.

Ключевые слова

внутриличностный конфликт, рабочая среда, сказочные персонажи

внутриличностный конфликт, рабочая среда, сказочные персонажи

Похожие статьи

Конфликтные ситуации внутри рабочего коллектива и пути. ..

В работе рассмотрены методы решения конфликтных ситуаций внутри коллектива.

С экономической точки зрения наиболее опасными конфликтами являются личные конфликты на рабочем месте, т. к. разрозненный коллектив ведёт предприятие к лишним убыткам.

Управление

конфликтами в организации на примере фирмы ООО…

Будут проанализированы ситуации в организации и даны оценки конфликтам, имеющим место, и предложены

С самого первого дня пребывания новой работницы на рабочем месте можно было

Конфликт — способ социального взаимодействия между людьми при столкновении…

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале. ..

Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Чтобы разобраться в сути вопроса, были изучены основные аспекты конфликтных ситуаций: их типы

Организационная культура как фактор конструктивного…

Межличностный конфликт — наиболее часто возникающий в организации тип конфликта. Межличностный конфликт отражает психологическую атмосферу всей организации и отдельного коллектива. Наиболее известная типология межличностных конфликтов на производстве…

Межличностные

конфликты в студенческой группе

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья. .. Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов.

Негативные последствия конфликта в коллективе: 1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

Разрешение

конфликтов в образовательной организации

По степени выраженности конфликты бывают открытыми и скрытыми. Открытые или импульсные конфликты — это прямое столкновение сторон, оно проявляется в спорах, криках, драках и т. д. Регулирование таких конфликтов зависит от уровня их проявления и от самой…

Управление организационными

конфликтами на примере ООО…

Конфликт — это неизбежное явление в жизни человека. Человек вступает в конфликтные ситуации или же отклоняется от них в течение всей своей жизни. Разработка управления организационными конфликтами является чрезвычайно принципиальным аспектом в жизни…

Основы управления

конфликтами в организации

Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Подросток и

конфликты | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье «Подросток и конфликты» дается понятие термина «конфликт». Рассматривается психологическая сущность конфликта, как типа сложной ситуации с приведением признаков таких ситуаций, а также их примеры. Дается краткая характеристика подросткового возраста.

Методы профилактики

конфликтов в компаниях

Проблема конфликта относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же ее актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всем мире.

Похожие статьи

Конфликтные ситуации внутри рабочего коллектива и пути…

В работе рассмотрены методы решения конфликтных ситуаций внутри коллектива.

С экономической точки зрения наиболее опасными конфликтами являются личные конфликты на рабочем месте, т. к. разрозненный коллектив ведёт предприятие к лишним убыткам.

Управление

конфликтами в организации на примере фирмы ООО…

Будут проанализированы ситуации в организации и даны оценки конфликтам, имеющим место, и предложены

С самого первого дня пребывания новой работницы на рабочем месте можно было

Конфликт — способ социального взаимодействия между людьми при столкновении. ..

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале…

Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Чтобы разобраться в сути вопроса, были изучены основные аспекты конфликтных ситуаций: их типы

Организационная культура как фактор конструктивного…

Межличностный конфликт — наиболее часто возникающий в организации тип конфликта. Межличностный конфликт отражает психологическую атмосферу всей организации и отдельного коллектива. Наиболее известная типология межличностных конфликтов на производстве…

Межличностные

конфликты в студенческой группе

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья. .. Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов.

Негативные последствия конфликта в коллективе: 1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

Разрешение

конфликтов в образовательной организации

По степени выраженности конфликты бывают открытыми и скрытыми. Открытые или импульсные конфликты — это прямое столкновение сторон, оно проявляется в спорах, криках, драках и т. д. Регулирование таких конфликтов зависит от уровня их проявления и от самой…

Управление организационными

конфликтами на примере ООО…

Конфликт — это неизбежное явление в жизни человека. Человек вступает в конфликтные ситуации или же отклоняется от них в течение всей своей жизни. Разработка управления организационными конфликтами является чрезвычайно принципиальным аспектом в жизни…

Основы управления

конфликтами в организации

Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Подросток и

конфликты | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье «Подросток и конфликты» дается понятие термина «конфликт». Рассматривается психологическая сущность конфликта, как типа сложной ситуации с приведением признаков таких ситуаций, а также их примеры. Дается краткая характеристика подросткового возраста.

Методы профилактики

конфликтов в компаниях

Проблема конфликта относится к числу проблем, имеющих глобальный характер, к тому же ее актуальность в последнее время существенно возросла в связи со значительным обострением конфликтов во всем мире.

Внутриличностный конфликт: примеры, виды и разрешение

На чтение 7 мин Просмотров 6.2к. Опубликовано

Противоречие, возникающее между чувствами и доводами разума, создает внутриличностный конфликт. Он сопровождается сильными переживаниями, развивается и зреет, как правило, в течение многих лет, никак не мешая человеку нормально существовать. В определенный момент недовольство личностными достижениями становится невыносимым, проявляется во всей полноте. Чем опасно такое состояние? Почему оно возникает? Как от него избавиться?

Содержание

  1. Что такое внутриличностный конфликт?
  2. Причины внутриличностного конфликта
  3. Виды внутриличностного конфликта
  4. Разрешение внутриличностного конфликта

Что такое внутриличностный конфликт?

В психологии он называется когнитивным диссонансом и представляет собой угнетенное состояние, вызываемое вынужденным столкновением между убеждениями, желаниями, мыслями. Примером внутриличностного конфликта является кража, совершенная честным гражданином, необходимость взять в руки оружие глубоко верующим, сверхурочная работа матери, которая хочет проводить больше времени с ребенком или из-за переработок пропускает важное для него событие.

Обострение внутренних противоречий негативно отражается на качестве жизни. Первичными признаками межличностного и внутриличностного конфликта являются:

  • отсутствие сосредоточенности;
  • потеря интереса к жизни;
  • замкнутость;
  • резкое снижение самооценки;
  • излишняя раздражительность;
  • повышенная тревожность.

Продолжительность, степень и тяжесть проблемы приводит к формированию индивидуальных симптомов. На первых стадиях одни пытаются отвлечься, например, на уборку в доме, работу или, наоборот, ощущают полный упадок сил. Общим знаменателем становится раздражительность, если кто-то попытается потревожить индивида. Разум находится в постоянном поиске выхода и «волны» синхронизации с чувствами, но натыкается на непреодолимые разногласия. Если такое состояние продолжается долго, возникают следующие последствия:

  • суицидальные наклонности;
  • деградация человека как личности;
  • дезорганизация;
  • тяжелая и затяжная депрессия;
  • агрессивность, сменяющаяся апатией;
  • частичная или полная утрата самооценки.

Люди, страдающие годами от внутриличностного психологического конфликта, становятся либо чересчур агрессивными, либо безвольными, проявляя податливость по отношению к окружающим. Они имеют склонность искать виноватых и чаще всего просто не могут самостоятельно делать какой-либо выбор, принимать решения. Если результат неудовлетворительный, происходит обвинение других в попытке оправдать себя.

У внутриличностных конфликтов человека есть и обратная сторона. Самостоятельно преодолевая когнитивный диссонанс, индивидуум становится сильнее. Происходит мобилизация сил, познание внутреннего «Я», создание гармонии между разумом, чувствами и желаниями. Результатом проделанной работы становится прилив сил для новых свершений.

Причины внутриличностного конфликта

Проблема не рождается на пустом месте. К когнитивному диссонансу приводят следующие факторы:

  • Неоправданные ожидания. Ложные идеалы о беспрестанно работающем успешном человеке приводят к ситуации внутриличностного конфликта, когда он трудится буквально на пределе своих возможностей без отдыха. В конечном итоге, оглядываясь вокруг, он осознает, что старания оправдывают себя лишь отчасти. Не хватает времени на друзей, семью или просто сгорает, когда даже любимое дело надоедает. Нередко индивидуум в современном обществе выбирает род занятий исключительно потому, что это модно и прибыльно, но на самом деле не хочет этого сделать. Подмена своих ценностей на общественные постепенно разрушает психику.
  • Разочарование в самом себе. Неудачи, близко принимаемые к сердцу и сопровождаемые мыслями о собственной несостоятельности, приводят к депрессии и апатии, когда ничего не хочется делать. Разум посылает сигнал о необходимости не останавливаться на достигнутом, но глубокие переживания относительно того, что не удалось, противостоят ему. Нередко люди ставят перед собой неосуществимые цели, поскольку слышат о разных методиках успешности, но не вникают в суть таковых. Когда они не реализовываются, полностью лишаются моральных сил.
  • Личное vs Социальное. Одна из самых частых причин развития внутриличностного социального конфликта. Многие люди, к сожалению, стараются соответствовать канонам общества даже тогда, когда они не совпадают с собственными интересами и желаниями. Невозможность игнорировать нормы социума приводит к неудовлетворению собственных потребностей. Человек как личность становится потерянным и невостребованным. Это приводит к отсутствию попыток изменить жизнь, руки опускаются и последствия могут быть самыми печальными. Получая диплом по «модной» специальности, ходя не на любимую работу, но, желая другого, когнитивного диссонанса не избежать.
  • Низкая самооценка. Невозможность самореализоваться на определенном этапе жизни начинает сильно давить на человека. Если неправильно трактовать подобные ситуации, внутриличностный конфликт будет постоянно назревать, а индивидуум будет разочароваться в себе еще больше. Это никак не зависит от наличия или отсутствия талантов. Неумение ценить себя приводит к постоянной изматывающей борьбе в попытках доказательства того, что «я чего-то» стою.

Главной характеристикой внутриличностного конфликта является саморазрушение. Внешние факторы, конечно, тоже присутствуют, но они лишь косвенно действуют на чувства и мысли. Только отсутствие честности с собой приводит к возникновению данной проблемы.

Виды внутриличностного конфликта

Противоречие между желанием, чувствами и разумом имеет несколько различных форм выражения:

  • Несоответствие нравственным ценностям. Последние крайне часто отличаются у индивидуума и общества. Желания человека из-за существующих норм не только не находят удовлетворения, но и порицаются. Речь не всегда идет об аморальных поступках. Обществом тоже не всегда является глобальная группа. Это могут быть родители, друзья и так далее. Нередко можно услышать фразу типа «я бы очень хотел сделать так, но мои этого не поймут». Большинство в подобных ситуациях отказываются от собственных интересов, поскольку не знают, как правильно отстаивать таковые.
  • Конфликт мотиваций. Вместе сталкиваются два равнозначных для человека интереса. Проблема возникает именно тогда, когда, отказываясь от одного в пользу другого, он испытывает разочарование либо чувство вины. Примером подобной формы внутриличностного конфликта является выбор будущей специализации, например, стать юристом и унаследовать практику отца, стать стоматологом и открыть свой кабинет и так далее. Существует и иной конфликт мотивов, когда одно позитивное желание по мнению индивидуума приведет к негативному для него результату, к примеру, мужчина хочет женится, но не желает ссор и скандалов, которые неизменно случаются даже у безумно любящих друг друга пар.
  • Нереализованные желания. Достичь заветной цели даже при наличии всесторонней поддержки очень трудно. На пути встречается множество преград и препятствий. Осознание этого разумом и отсутствие уверенности в собственных силах нередко приводит к отказу от самого сокровенного желания. Длительное время такое решение может никак не давать о себе знать, но со временем начинает давить на психику и мешает быть счастливым.
  • Фрустрирующий конфликт. Развивается тогда, когда личность отказывается от желанного лишь потому, что заранее программирует себя на возможную неудачу. Со временем это входит в привычку, а итогом оказывается безрадостное существование.

Понимание сущности и формы когнитивного диссонанса помогает разобраться в истоках проблемы.

Разрешение внутриличностного конфликта

Чтобы избавиться от проблемы, потребуется усердно, кропотливо и вдумчиво работать над собой. Процесс долгий и сложный, но, если подходит к нему со знанием дела, все получится. Он состоит из пяти этапов, осуществляемых последовательно:

  1. Принять решение. Необходимо взять ответственность за собственное благополучие. Тщательно обдумайте свою жизнь и поймите, в каком направлении двигаться. Не должно оставаться никаких метаний и сомнений. Не бегите от себя. Примите свои желания, намерения, определитесь с тем, кем вы хотите быть.
  2. Достичь гармонии. Всегда будьте в ладу с собой. Поступайте согласно своим убеждениям, моральным принципам, пожеланиям и потребностям. Когда вы начнете двигаться в данном направлении, жизнь резко изменится в лучшую сторону. Это войдет в привычку и уже ничто не сможет помешать радоваться каждому даже маленькому свершению и успешно преодолевать неудачи.
  3. Сконцентрироваться на цели. Развитие внутриличностного конфликта нередко заставляет человека просто опускать руки. Он, даже мечтая о свершениях, попросту не находит силы для каких-либо действий или боится разочароваться. Преодолейте это. Составьте план действий для достижения своей цели. Каждое свершение и преодоление трудностей позволяет повысить самооценку и обрести уверенность.
  4. Оставить сомнения. Самый сложный этап, преодоление которого позволяет избавиться от проблемы. С неудачами сталкиваются абсолютно все, поэтому ничего постыдного в этом нет. Преодолевая их, человек становится сильнее и ближе к реализации собственных возможностей и потенциала. Никаких тревог и сомнений. Только действие.
  5. Замещение. Многие люди перестают действовать, запутываются по причине того, что, ставя перед собой цель, забывают об остальном, а достижение желаемого занимает немало времени. Это один из источников внутриличностного конфликта. Находите вещи, которые приносят радость в повседневности, продолжайте жить счастливо. Если вы осваиваете сложную профессию, обучение по которой забирает почти все время и продолжается несколько лет, параллельно займитесь чем-то не таким сложным, но приносящим удовольствие. К примеру, кто-то хочет научиться готовить или рисовать, играть на гитаре и так далее. Посвящайте таким занятиям немного времени ежедневно и в выходной.

Если проблема существует долгие годы и проявляется в различных формах, то есть очень запущена, есть смысл обратиться к профессиональному психологу. Консультация будет не лишней, поскольку в некоторых ситуациях бывает сложно даже понять первопричину когнитивного диссонанса.

Конфликты на рабочем месте — вредны для профессиональной жизни

Обновлено 9 июня 2023 г.

Конфликты на рабочем месте — Мы сталкиваемся с конфликтами в большинстве мест, где мы работаем. Конфликт на рабочем месте неизбежен.

  • По существу это означает «несогласие» или «несоответствие идей».
  • Разногласие, пока оно тонкое, управляемо; однако он становится неуправляемым, когда становится жестоким.
  • Конфликт может возникнуть между двумя людьми, отдельным человеком, группой или двумя сторонами.
  • Конфликт возникает, когда обе стороны не могут достичь своих целей или если между ними возникают разногласия.

Сказав это, давайте также попробуем определить источники конфликтов на рабочем месте.

В широком смысле это могут быть следующие источники:

  • Личные факторы (внутренние)
  • Структурные факторы (внешние)

Рассмотрим задачу с действиями, которые не связаны друг с другом и не зависят друг от друга. Результат одной деятельности может быть входом для другой. Следовательно, другое действие не может начаться, пока не завершится первое действие.

Таким образом, между ними может возникнуть конфликт. Это пример структурного (внешнего) фактора, приводящего к конфликту. Навыки и способности человека не соответствуют набору навыков, необходимых для работы, и, следовательно, на рабочем месте может возникнуть структурный (внутренний) конфликт.

Конкретная задача может иметь юрисдикционную неоднозначность. Может быть случай, когда нет географических границ. На самом деле в большинстве организаций нет четко определенных ролей для нескольких или большинства должностей; в результате большая часть работы, выполняемой одним человеком, совпадает с работой другого.

Отсутствует надлежащее описание работы, которое определено для различных ролей. В результате два или более человека тратят время и энергию на выполнение той или иной деятельности, но с большим количеством дублирующих друг друга действий, что приводит к неэффективному использованию рабочей силы с организационной точки зрения. Этого можно избежать, если все роли должным образом распределены.

Это также внесет ясность в отношении пробелов в процессах, которые затем можно будет соответствующим образом восполнить. Неоднозначность ролей распространена внутри отдела или одной и той же функции.

Соответствующий руководитель отдела/функционала должен обеспечить правильное определение ролей сотрудников. В этом отношении важно, чтобы руководитель группы удостоверился, что роли правильно определены, чтобы не произошло наложение, которое сделало бы команду ролей менее продуктивной. Тот, который мы обсуждали выше, можно считать конфликтом ролей .

Внутренних факторов, приводящих к конфликтам на рабочем месте, может быть много.

  • Один человек смотрит на функциональные цели по-другому, а другой человек смотрит на те же цели по-другому.
  • Одна и та же цель по-разному воспринимается двумя разными людьми или, если уж на то пошло, двумя разными группами, что приводит к конфликту. Поэтому, когда мы говорим об организационных целях или когда мы говорим о видении и миссии организации, все люди должны быть синхронизированы друг с другом или, лучше сказать, все они должны быть должным образом согласованы с видением или миссией, иначе может возникнуть конфликт. Это можно назвать конфликтом целей . Это внутренний фактор.
  • Люди не уверены в своих целях; если такая ситуация существует, это может нанести ущерб организации. Конфликт целей также может быть связан с объемом работы, которую должен выполнять человек. Если такой конфликт существует, это не будет хорошим тоном для успеха организации.

Давайте лучше разберемся на примере.

  • Рассмотрим сотрудника или группу сотрудников, которые были наняты и наконец приняты на работу.
  • Присоединившись, они обнаруживают, что реалии работы сильно отличаются от того, что им рассказывали.
  • Объем работы, сроки работы и т. д. могут сильно отличаться от того, что они были проинформированы перед вербовкой. Часто рекрутер организации, чтобы выполнить свои задачи по найму, изображает неверное представление о своих целях и ролях, что часто приводит к конфликтным ситуациям.
  • Агентства по трудоустройству часто видят то же самое, поскольку они размещают кандидатов и получают свою долю гонораров от организаций, изображая радужную картину целей и ролей, которые должны будут выполнять отдельные лица, что было бы далеко от реальности, что приводит к конфликтной ситуации.
  • Организации, столкнувшиеся с такими ситуациями, неизменно имели бы более высокие показатели отсева.

Рассмотрим пример, когда я начальник, и меня волнуют эмоции моих подчиненных. Таким образом, мои эмоции сталкиваются с эмоциями моих подчиненных, и возникает конфликт. Это можно было бы лучше назвать Эмоциональный конфликт .

Существует несколько видов конфликтов на рабочем месте. Внутриличностный конфликт / Внутриличностный конфликт — наиболее распространенная форма конфликта. Это конфликт внутри личности. Когда человек переходит в режим самоанализа, он сталкивается с внутриличностным конфликтом.

Рассмотрим человека, у которого сильные этические принципы и твердые принципы. Он работает в организации, и его попросили смазать руки чиновнику. Этот неэтичный поступок может привести к конфликту внутри человека, поскольку это противоречит его принципам.

Межличностный конфликт на рабочем месте

Межличностный конфликт — это конфликт, который возникает между двумя людьми и является обычным явлением в любой организации. Это также распространено в функции или отделе.

Могут быть расхождения во мнениях между двумя людьми, выполняющими одну и ту же функцию, или могут быть расхождения во мнениях между начальником и подчиненным. В большинстве производственных организаций менеджер по производству и менеджер по маркетингу, как правило, находятся в конфликте между собой.

Менеджер по маркетингу завышает цели для своих клиентов, чтобы порадовать их, и пытается заработать баллы от руководства.

С другой стороны, начальник производства находится на перепутье, так как он не может выполнить производственные задания, установленные на месяц. Он недоволен менеджером по маркетингу, поскольку менеджер по маркетингу, не посоветовавшись с ним, взял на себя обязательство доставить продукты клиенту в определенную дату, не давая ему вмешиваться.

Чуть больше, чем указано выше, может быть межгрупповой конфликт , который может существовать между двумя группами людей. Например, между рабочими и руководством мог возникнуть конфликт из-за затянувшегося спора по поводу повышения заработной платы. Еще одним примером межгруппового конфликта является соперничество между двумя политическими партиями на национальной политической арене.

Чуть крупнее межгрупповой конфликт Организационный конфликт. Примером конфликта на рабочем месте может быть ситуация, когда, скажем, отдел кадров организации внедрил политику, которая не нравится сотрудникам. Следовательно, это может быть конфликтной ситуацией на организационном уровне. Это может быть общеорганизационный конфликт.

Межорганизационный конфликт на рабочем месте

Межорганизационный конфликт может быть соперничеством между двумя организациями. Это соперничество не следует принимать за конкуренцию между двумя организациями.

Две организации могут конфликтовать из-за запуска продукта или услуги. Постоянный спор между местными муниципальными властями и ассоциацией представителей населения по поводу плохих дренажных систем и плохих дорог также может быть примером такого рода конфликтов на рабочем месте.

Поняв эти типы конфликтов в организации, необходимо управлять ими. Успех любого менеджера или эффективность организации сильно зависят от управления конфликтами . Стиль или то, как им можно управлять, может тесно ассоциироваться с управлением конфликтом.

Конфликт может находиться в латентной стадии, которая обычно может быть незаметной; однако он может включать в себя факторы в конкретной ситуации, которые могут превратиться в потенциальные источники для разжигания конфликта. Конфликт может проявляться несколькими способами, наиболее распространенными из которых являются тревога, напряжение и разочарование. В некоторых случаях конфликт не только воспринимается, но и ощущается. Он может стать очень заметным и выйти наружу. Обе стороны в конфликте могут проявлять экстремальное поведение, такое как агрессия или даже замкнутость.

Рекомендуемые курсы

Конфликт на рабочем месте: стили управления

Поэтому давайте немного узнаем о различных стилях управления конфликтами и поймем, что ваш стиль управления конфликтом помогает вам лучше разрешать конфликты.

  • Спортивный стиль

соревновательный стиль управления конфликтом отражает высокую степень уверенности в себе. Он предполагает использование силы в разрешении конфликтной ситуации. В этом стиле резолюции человек или группа также будут использовать высокий ранг, высокие связи и т. Д., Чтобы делать что-то в свою пользу. В этом стиле партия занимает определенную позицию и придерживается ее, демонстрируя низкую степень сотрудничества.

Меры по сокращению расходов со стороны руководства или применение администрацией непопулярных дисциплинарных правил могут быть примерами Конфликта на рабочем месте, где этот стиль соперничества полезен.

Этот стиль становится очевидным, когда одна сторона человека делает все возможное, чтобы завоевать сильную позицию, не принимая во внимание проблемы или проблемы другой стороны противника.

Постепенно, по мере нарастания интенсивности конфликта, весьма вероятно возникновение тенденции к форсированному конфликту, когда одна сторона выигрывает за счет другой стороны. В этом способе разрешения часто возникает ситуация типа «выигрыш-проигрыш».

Этот стиль разрешения может быть находчивым, когда отношения с другой стороной не имеют значения.

  • Избегание стиля

Стиль избегания конфликтов на рабочем месте предполагает дипломатический уход в сторону и неурегулирование конфликта немедленно. Он заключается в откладывании конфликта или уходе физически или психологически от угрожающей ситуации.

Этот стиль полезен, когда нужно решить более насущные вопросы в ограниченные сроки. Другими словами, если есть другие неотложные дела, стиль избегания уходит от проблемы.

Этот стиль обеспечивает временное решение проблемы, и вероятность ее повторения выше.

Этот стиль управления конфликтами на рабочем месте может быть полезен, когда вы знаете, что не можете победить, ставки невелики, вы думаете, что проблема исчезнет, ​​или вы можете выиграть конфликт, откладывая.

  • Совместный стиль

Стиль совместного разрешения конфликтов на рабочем месте полезен для высокой уверенности в себе и сотрудничества во время конфликта. Обе стороны пытаются удовлетворить свои потребности.

Это приводит к взаимовыгодному подходу, при котором обе стороны заинтересованы в разрешении конфликтов на рабочем месте. Это делает конфликтную рабочую среду очень благодатной и приводит к появлению творческих идей.

Этот стиль может быть эффективным, когда навыки обеих сторон дополняют друг друга и достаточно времени. Снижение затрат и обучение являются положительными результатами этого стиля. Этот стиль сегодня очень распространен в большинстве профессиональных организаций.

Например, когда ежемесячный расчет заработной платы находится в процессе обработки, менеджер по персоналу сотрудничает с ИТ-командой для обеспечения бесперебойного процесса расчета заработной платы, чтобы избежать проблем, связанных с программным обеспечением. Менеджер по персоналу также сотрудничает с финансовой командой в отношении налоговых последствий, вычетов по кредитам, включенных в расчет заработной платы, а также для зачисления заработной платы на соответствующие банковские счета сотрудников.

Таким образом, этот стиль сегодня наиболее популярен в организациях, поскольку он способствует творчеству и создает дух командной работы, что очень желательно для организаций.

Этот стиль позволяет открытое и прямое общение, которое должно привести к решению проблем. Этот стиль разрешения конфликта следует использовать, когда обе стороны должны победить и доверять друг другу. Здесь навыки обеих сторон дополняют друг друга, а обучение формирует конечную цель.

  • Компромиссный стиль

Компромиссный стиль разрешения конфликтов на рабочем месте полезен, когда сотрудничество или конкуренция терпят неудачу, и каждая сторона пытается чем-то поступиться, чтобы достичь компромисса.

Часто это приводит к временному решению. Этот стиль может быть полезен при поддержании отношений с вовлеченными сторонами. Это также может быть полезно, когда стороны зашли в тупик и кажется, что пути вперед нет.

  • Удобный стиль

Уступчивый стиль может быть принят, когда одна сторона готова пожертвовать интересами другой стороны.

Здесь, если руководитель постоянно откладывает решение проблемы по тем или иным причинам, он может потерять к себе уважение окружающих. В этом режиме конфликта, уступая точкам зрения других, человек или сторона сообщает другому, что он / она разумен.

Управление конфликтом на рабочем месте полезно там, где не важен результат, но важно разрешение конфликта. Этот стиль может быть полезен, когда вы хотите создать состояние обязательства для компромисса на более позднем этапе и доброй воли.

  • Переговоры

Переговоры — наиболее распространенный метод разрешения конфликтов на рабочем месте, который включает в себя торг между конфликтующими сторонами для решения их конфликта.

Мы часто замечаем, что стороны в конфликтном режиме заходят в тупик, который называется Торг i тупик, что приводит к необходимости переговоров с третьей стороной .

При урегулировании конфликта третьей стороной попытка относительно нейтрального лица может разрешить их разногласия. Это может быть три типа конфликтов на рабочем месте.

  • Арбитраж

Арбитраж — это один из способов переговоров с участием третьей стороны, при котором арбитр может диктовать соглашение между сторонами.

Арбитр имеет высокий контроль над окончательным решением и низкий контроль над процессом. Исход или урегулирование здесь происходит из-за полномочий арбитра.

  • Посредничество

Посредничество  облегчает переговоры, используя много убеждений и рассуждений.

Посредник проводит много логических рассуждений. Следовательно, медиатор обладает высоким контролем над процессом и низким контролем над направлением разрешения конфликта.

В конце концов, именно стороны решают, как разрешить свои разногласия.

  • Инквизиция

Инквизиция в значительной степени контролирует конфликт. Инквизитор имеет очень высокий уровень контроля в разрешении конфликта относительно того, как будет проходить разрешение конфликта.

У него высокий контроль над принятием решений при выборе формы разрешения конфликта. Он обладает высоким контролем над тем, какая информация должна быть проверена и как это должно быть проверено.

Что мы узнали?

  • Конфликты на рабочем месте очевидны и неизбежны.
  • Оперативное разрешение конфликтов может уменьшить неприятности и создать более благоприятные условия для работы и прогресса.
  • Различные стили и способы могут быть полезны для разрешения конфликтов на рабочем месте. Большинство стилей и способов зависят от того, как ведут себя обе стороны; иногда, если другая сторона непреклонна, может быть принят компромиссный или уступчивый стиль разрешения конфликта.
  • Конфликты и их разрешение могут быть более эффективными, если менеджеры сталкиваются с конфликтными ситуациями и применяют подходящие стили разрешения.
  • Конфликты очень распространены в организациях, особенно в цехах. Горизонтальный конфликт возникает на одном уровне в организации, т. е. между людьми на одном иерархическом уровне. Эти люди могут выполнять одну и ту же функцию, но выполнять разные роли или быть между двумя людьми из разных отделов.
  • Конфликт между линейным персоналом идеально отображает ситуацию в цеху. Начальник всегда находится в ссоре с рабочими, причин тому может быть множество — начиная от жестких целей, коротких обеденных перерывов, неоправданно пристального контроля и выплаты сверхурочной заработной платы и премий рабочим.
  • Конфликт проявляется в различных формах, таких как агрессия, напряжение, разочарование и т. д. Исход конфликта может быть положительным или отрицательным. Если разрешение конфликта удовлетворяет обе стороны, исход может быть положительным; в противном случае он может быть отрицательным.
  • Если конфликт на рабочем месте по тем или иным причинам подавляется, может возникнуть остаточное напряжение. Это остаточное напряжение может стать скрытым источником конфликта для следующего конфликтного эпизода.

Статьи по теме:-

Вот несколько статей, которые помогут вам получить более подробную информацию о конфликтах на рабочем месте, так что просто перейдите по ссылке.

  1. 7 насадок и усилителей Уловки для мотивации сотрудников на рабочем месте
  2. 6 важных способов решения проблем отношения на рабочем месте
  3. Как применять теории управления на рабочем месте

Какие типы конфликтов существуют?

Конфликт — одна из немногих жизненных непреложностей, но он может выглядеть по-разному в зависимости от типа. Конфликты могут возникать между отдельными людьми, внутри групп и между группами. Выявление типа конфликта и характера его причины может помочь в лучшем управлении конфликтами в организациях и между отдельными людьми. В этой статье мы опишем четыре типа конфликтов, три основных источника конфликтов и способы эффективного преодоления напряженности.

Понимание четырех типов конфликтов (межличностный, внутриличностный, внутригрупповой и межгрупповой) и наиболее распространенных причин конфликта (задачи, отношения и ценности) может помочь обеспечить гладкое разрешение.

Какие существуют четыре основных типа конфликтов?

Каждый сталкивался с конфликтом, но не все ситуации одинаковы. Некоторые формируются в голове человека и не затрагивают никого, кроме него самого. В других участвуют несколько человек или целые группы. Вот четыре основных типа, обсуждаемых в теории управления конфликтами:

Вам также могут понравиться: Сертифицированные курсы лучших университетов

Внутриличностные

Внутриличностные — это еще один способ сказать «внутренние». Это тип конфликта, который влияет на мысли, чувства и способность человека принимать решения. Вы можете чувствовать внутренний конфликт относительно того, как попросить о повышении, как решить конкретную проблему или как оправдать ожидания. В вашей личной жизни внутренний конфликт может быть экзистенциальным и включать в себя борьбу с важными жизненными решениями или ролью, которую вы играете в ваших отношениях.

Межличностные

Межличностные конфликты возникают между двумя или более людьми. На рабочем месте это часто происходит между коллегами, у которых разные взгляды на проблему, но это также может происходить между работниками и работодателями, работодателями и клиентами и другими людьми. В чьей-то личной жизни межличностный конфликт часто затрагивает родителей и детей, романтических партнеров, братьев, сестер и друзей.

Внутригрупповой

Внутригрупповой конфликт возникает, когда в одной группе существует несколько точек зрения и разногласий. На рабочем месте это означало бы конфликты между сотрудниками одного отдела. Даже если у них одинаковые цели, могут возникнуть разногласия по поводу того, как их достичь, или личные проблемы, которые тормозят продуктивность. Вне офиса внутригрупповой конфликт может выглядеть как разногласия между несколькими членами семьи. Чем это отличается от межличностного конфликта? Они очень похоже проявляются в чьей-то личной жизни, но внутригрупповой конфликт обычно затрагивает больше людей в семье, чем межличностный конфликт.

Межгрупповой

Межгрупповой конфликт возникает между разными группами. В рабочей обстановке это может означать разногласия между отделами, например. отдел маркетинга и команда разработки продукта. Каждая группа имеет свой взгляд на то, как продавать продукт, что создает напряжение и снижает производительность. Межгрупповой конфликт также может возникать между спортивными командами, политическими партиями, религиозными группами и нациями.

Хотите узнать больше о типах конфликтов? Этот курс помогает учащимся определить типы конфликтов, проиллюстрировать положительные черты конфликтов и привести примеры того, как справляться с конфликтами.

Каковы причины конфликтов?

Почти все может вызвать межличностный, внутригрупповой или межгрупповой конфликт. Вместо того, чтобы перечислять все возможные причины конфликта, мы можем разбить его на три категории : задачи, отношения и ценности.

Задача

Это обычные конфликты на работе. Если вы когда-либо не соглашались с распределением времени и ресурсов, интерпретацией информации или завершением проекта, вы сталкивались с конфликтом на основе задач. Вне рабочего места конфликты на основе задач могут включать разногласия по поводу покупок для дома, распределения обязанностей и других конкретных «задач». Иногда эти конфликты легко разрешить, потому что разногласия очевидны. В рабочей обстановке обсуждение разногласий может даже привести к лучшему результату, поскольку люди предлагают новые точки зрения и идеи. Однако то, что кажется конфликтом, основанным на задаче, может скрывать нечто более глубокое: конфликт отношений.

Отношения

Все отношения сложны, в том числе и на рабочем месте. Конфликты в отношениях возникают из-за личностных различий, различий в поведении и стилей общения. В качестве примера предположим, что двум людям вместе назначен проект. Один очень экстравертный и разговорчивый, а другой предпочитает работать самостоятельно и только с необходимым общением. Экстравертный работник может чувствовать себя обиженным или проигнорированным, в то время как интровертный человек чувствует себя подавленным или подавленным. Конфликт не имеет ничего общего с рабочими задачами, а скорее с личностями и стилями работы вовлеченных людей. Эти конфликты могут быть сложными в управлении из-за их деликатной природы, но с сочувствием и хорошим общением конфликты в отношениях могут быть разрешены.

Ценности

Конфликты на основе ценностей имеют глубокие корни в идентичности, политических и религиозных убеждениях. Хотя это не всегда открыто обсуждается на рабочем месте, приемлемые нормы офисного разговора обычно не предотвращают конфликты, связанные с сексизмом, расизмом, гомофобией и так далее. Конфликт по-прежнему может возникать, когда люди реагируют на предубеждения или говорят о наиболее значимых для них вопросах. Конфликты, основанные на ценностях, могут быть очень эмоциональными, поскольку они бросают вызов не только мнениям; люди рассматривают свои ценности как неотъемлемую часть своей идентичности. Поскольку они несут такие высокие ставки для людей, конфликты, основанные на ценностях, следует разрешать с соответствующей осторожностью.

Как вы справляетесь с конфликтами?

Существует четыре основных типа конфликтов и бесчисленное множество причин, которые обычно относятся к категориям задач, отношений или ценностей. Как начать справляться со сложностями? Есть несколько вещей, которые вы должны сделать независимо от конфликта, например:

Начните с самоанализа

Прежде чем пытаться разрешить конфликт, обратитесь внутрь себя и подумайте, что спровоцировало конфликт для вас. Какие конкретные чувства всплыли на поверхность и как в идеале должно было бы выглядеть решение? Максимально возможная ясность поможет вам проанализировать конфликт и лучше выразить свою точку зрения другой стороне.

Практикуйте активное слушание

Самоанализ дает вам ясность в отношении того, что происходит в вашей голове, но активное слушание позволяет вам лучше понять другого человека. Многие конфликты разрешались бы быстрее, если бы все участники слушали друг друга. Когда эмоции сильны, легко делать предположения и реагировать, прежде чем вы получите всю информацию. Активное слушание помогает вам сосредоточиться на другом человеке. Это также показывает, что вы уважаете их, что повышает доверие.

Избегайте обобщений

Обобщения включают такие слова, как «всегда» и «никогда». Они редко бывают точными и, что более важно, усиливают напряжение, а не ослабляют его. Другой человек захочет защитить себя, и вскоре вы начнете спорить о том, делают ли они что-то «всегда» или «никогда». Никто не может победить, и это отвлекает от реального конфликта. Тщательно подбирайте слова и сосредоточьтесь на конкретной ситуации. Если вы твердо уверены в модели поведения, используйте менее обвинительные слова, такие как «часто», «часто» или «редко», хотя даже они могут вызвать защитную реакцию. Если конфликт не связан с частотой поведения, возможно, вам лучше избегать любых разговоров о шаблонах. Сообщите об этом объявлении

Занимайтесь только тогда, когда ваши эмоции регулируются

Эмоциональная регуляция — это способность управлять своими эмоциями даже в стрессовой ситуации. Вы не подавляете и не отрицаете свои эмоции; вы реагируете таким образом, что позволяете себе сохранять контроль и присутствовать в своем теле. Если вы хотите эффективно управлять конфликтом, вам следует вступать в конфликт только тогда, когда ваши эмоции регулируются. Если вы находитесь в неконтролируемом эмоциональном состоянии, вы более реактивны и с меньшей вероятностью выражаете себя так, как хотите. Попросите поставить разговор на паузу и вернуться, когда успокоитесь.

Используйте посредника

Многие конфликты могут быть решены только с вовлеченными людьми, но некоторые из них выигрывают от объективной третьей стороны. Медиаторы — это профессионалы, которые направляют отдельных лиц и группы в разрешении конфликтов, используя различные методы разрешения конфликтов. В корпоративном мире посредников часто нанимают для разрешения конфликтов до судебного разбирательства.

Добавить комментарий