Волевые качества личности: Волевые качества личности

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия.

Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство – это неразумная воля.

Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Социализация имеет две стороны своего проявления. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью его деятельности.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самопознание. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Механизмы: единство подражания, имитации, идентификации; механизм полоролевой идентификации; социальной оценки желаемого поведения. Выделяют несколько стадий социализации личности: первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая.

Волевые качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются волевые качества личности, раскрывается понятие воли человека, определены преодоления препятствий.

Ключевые слова: воля, трудность, волевое качество личности, воспитание воли, достижение цели, способность человека, поведение человека, качество, препятствие.

Человек на протяжении всей своей сознательной жизни ставит различного рода цели, которые стремится достичь. Но для их достижения, человеку каждый раз необходимо преодолевать разнообразные трудности, проблемы, препятствия, осуществляя те или иные действия. Для преодоления этих препятствий человеку приходится прикладывать физические, умственные силы и проявить свои волевые усилия.

Темой воли занимались такие психологи как Р. Декарт, Т. Гоббс, В. Вундт, Т. Рибо, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй, В. Д. Шадриков и др.

История развития представлений о воле указывает на неоднозначность и многоплановость понимания данного понятия.

Воля — это сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении цели [2].

К содержанию воли при описании поведения, поступков и действий человека мы обращаемся:

– когда человек, проходя через препятствия, которые встречаются на его пути достижения цели, продолжает свои попытки для достижения этой цели, применяя при этом, всевозможные способы; зачастую человек может испытывать дискомфорт, идет на определенные лишения

– когда человек сознательно отказывается от каких-либо возможностей, действий; такие отказы, как правило, сопровождаются лишениями и дискомфортом, может доходить до физических и нравственных страданий

– когда идет речь о свободе выбора поступка, действия в условиях многих факторов определения поведения человека

Одна из функций воли это регулирование познавательной и практической деятельности, которая регулирует поведение человека. Таким образом, воля, как и мысли, восприятие регулирует и управляет поведением, воля обусловлена окружающей человека действительностью.

Препятствия, трудности различают по значимости и их силе. Например, трудовая деятельность, связанная с физической выносливостью (космонавты, шахтеры). Внутренние препятствия тоже характеризуются разной силой своего проявления.

Существует два вида препятствий, трудностей — внутренние и внешние. К внутренним трудностям относят чувство страха, эмоциональное состояние, нежелание что-то делать, необходимость выполнения и решения задач, противоречащие мотивы и т. д. К внешним трудностям относят неожиданные обстоятельства, противодействия и т. п.

Воля всегда связана с другими сторонами психики человека. Ее содержание заключается в процессах мышления, воображения, внимания, памяти, в представлениях. Начало и завершение данных процессов напрямую будут зависеть от волевого регулирования.

Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательная задержка их от активности [2].

Воля возникла в историческом процессе деятельности (труда) на ряду с развитием сознания человека. Волевые действия личности образуются под влиянием воздействий окружающего мира.

К воле человека относят совокупность разных волевых проявлений и свойств. Воля чаще всего будет проявляться в самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности, самообладании, выдержке.

Самостоятельность будет проявляться в способности намечать и совершать поступки, руководствуясь исключительно личными убеждениями и взглядами, при этом, основываться лишь своими знаниях, умениями и навыками. Без деятельности не будет происходить формирования и развития самостоятельности.

Для личности такое качество воли, как целеустремленность является важнейшим свойством, которое будет выражаться в способности человека реализовывать свои жизненные цели. Убежденность тесно связана с направленностью, убеждениями и мировоззрением человека.

Настойчивость будет характеризоваться умением достигать поставленной цели, решая все трудности на пути к ее достижению.

Решительность будет проявляться в умении вовремя и без прочих сомнений принимать обдуманные, взвешенные, уверенные решения, реализовывая их. На всех стадиях выполнения действия: принятие решения, в процессе его реализации и при завершении действия — будет проявляться решительность.

Способность совладать собой, своими поступками и действиями, поведением и настроением — это и есть самообладание и выдержка.

Быть выдержанным человеком — это значит уметь контролировать себя и свои поступки.

Человеку, которому присуще качество настойчивости, как правило, не отступает от принятых им решений, в случае неудачи начинает действовать с удвоенной силой и энергией.

Дисциплинированность выражается в осознанном подчинении поведения социальным правилам и нормам общества.

Смелость будет проявлением готовности бороться и преодолевать сложности и опасности на пути к достижению своей цели.

В итоге неверного воспитания у человека могут развиться противоположные волевым качества личности. К примеру, противоположное решительности формируется нерешительность, с которой человек часто сомневается в своих решениях, выдержке — неумение сдерживать и контролировать себя и отсутствие высоких нравственных убеждений, а мужеству личности — трусость, страх.

В целом, воспитание воли едино с воспитанием чувств и сознания личности. Воля, чувства, сознание образуют единый комплекс, который связан с единой системой воспитания человека.

В ходе своего психического развития, а также формирования личности важную ролью выступает самовоспитание, работа которой нацелена на совершенствование своих личных качеств. Зачастую, личность ставит перед собой задачи по развитию воли. Самовоспитание помогает совершенствованию психических качеств, свойств личности, убирает некоторые ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях [2].

Основную роль в организации поведения человека необходимо относить к волевым качествам личности. Приходится констатировать, что в понимании того, какие качества личности можно отнести к волевым, нет единого мнения [4].

В литературе по психологии по-разному определяется содержание и сущность волевых качеств личности. Где-то говорится, что это проявление воли, в других, что это умение преодолевать трудности, а где-то, что это способности человека.

Психолог Е. П. Ильин считает волевые качества фенотипической характеристикой, присущих возможностей человека. «В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента — опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычной при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять» [1].

Волевые качества — есть качества, присущие личности, обеспечивающие свободу выбора его жизненного пути. Человек свободен в выборе собственной судьбы и, соответственно, ответственна за свои поступки. Воля будет формироваться, исходя из потребностей и желаний индивида, личности. У личности в необходимости преодолеть трудности и препятствия будут формироваться определенные формы поведения.

В. Д. Шадриков: «Волевые свойства личности являются выражением его сущностного волевого качества — свободы воли» [4].

Литература:

1. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

2. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): волевое качество личности, воля, трудность, воспитание воли, достижение цели, качество, поведение человека, способность человека, действие, личность.

Волевое изменение черт личности: могут ли люди решить изменить свои черты личности?

. 2015 г., сен; 109 (3): 490–507.

doi: 10.1037/pspp0000021. Epub 2015 30 марта.

Натан В. Хадсон 1 , R Крис Фрэйли 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Иллинойского университета в Урбана-Шампейн.
  • PMID: 25822032
  • DOI: 10.1037/pspp0000021

Натан В. Хадсон и др. J Pers Soc Psychol. 2015 9 сентября0003

. 2015 г., сен; 109 (3): 490–507.

doi: 10.1037/pspp0000021. Epub 2015 30 марта.

Авторы

Натан В. Хадсон 1 , R Крис Фрэйли 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Иллинойского университета в Урбана-Шампейн.
  • PMID: 25822032
  • DOI: 10.1037/pspp0000021

Абстрактный

Предыдущие исследования показали, что большинство людей хотят изменить свои черты личности. Но могут ли люди на самом деле изменить свою личность только потому, что они этого хотят? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели 2, 16-недельные интенсивные продольные рандомизированные эксперименты. В обоих исследованиях люди, которые заявляли о намерениях улучшить какую-либо черту личности из «Большой пятерки» во время 1, как правило, испытывали фактическое увеличение своих самоотчетов об этой черте, а также в ежедневном поведении, связанном с этой чертой, в течение последующих 16 недель. Кроме того, мы протестировали 2 рандомизированных вмешательства, призванных помочь участникам достичь желаемых изменений черт характера. Хотя одно из вмешательств было неэффективным, второе вмешательство, которое обучало участников генерировать намерения реализации, катализировало их способность добиваться изменения черт. Мы также проверили несколько теоретических процессов, посредством которых могут происходить волевые изменения. Эти исследования предполагают, что люди могут быть в состоянии изменить свои личностные черты, о которых они сообщают, волевыми средствами, и представляют собой первый шаг к пониманию процессов, которые позволяют людям делать это.

(c) APA 2015 г., все права защищены).

Похожие статьи

  • Меняться к лучшему? Продольные связи между волевым изменением личности и психологическим благополучием.

    Hudson NW, Fraley RC. Хадсон Н.В. и др. Pers Soc Psychol Bull. 2016 май; 42(5):603-15. дои: 10.1177/0146167216637840. Epub 2016 25 марта. Pers Soc Psychol Bull. 2016. PMID: 27016068

  • Вы должны довести дело до конца: достижение целей изменения поведения предсказывает волевые изменения личности.

    Hudson NW, Briley DA, Chopik WJ, Derringer J. Хадсон Н.В. и др. J Pers Soc Psychol. 2019 окт.; 117(4):839-857. DOI: 10.1037/pspp0000221. Epub 2018 25 октября. J Pers Soc Psychol. 2019. PMID: 30359069

  • Цель и развитие личностных качеств в переходный период: оценка изменений и стабильности в развитии личности.

    Людтке О., Траутвайн У., Хуземанн Н. Людтке О. и соавт. Pers Soc Psychol Bull. 2009 Апрель; 35 (4): 428-41. дои: 10.1177/0146167208329215. Epub 2009, 14 января. Pers Soc Psychol Bull. 2009. PMID: 19144768

  • Как функционалистский и процессный подходы к поведению могут объяснить ковариацию признаков.

    Вуд Д., Гарднер М.Х., Полицейский Хармс. Вуд Д. и др. Psychol Rev. 2015, январь; 122 (1): 84–111. doi: 10.1037/a0038423. Психологическое издание 2015 г. PMID: 25559291 Обзор.

  • Развитие личности: преемственность и изменение на протяжении жизни.

    МакАдамс Д.П., Олсон Б.Д. McAdams DP, et al. Анну Рев Психол. 2010;61:517-42. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.100507. Анну Рев Психол. 2010. PMID: 19534589 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Личность и импульсивность как предикторы употребления табака среди взрослых: анализ латентного класса.

    Ozga-Hess JE, Romm KF, Felicione NJ, Dino G, Blank MD, Turiano NA. Ozga-Hess JE, et al. Перс. Индивид. Диф. 2020 1 сентября; 163:110076. doi: 10.1016/j.paid.2020.110076. Эпаб 2020 12 мая. Перс. Индивид. Диф. 2020. PMID: 34321706 Бесплатная статья ЧВК.

  • Открыты для контакта? Повышение государственной открытости может привести к большему интересу к контактам с различными группами.

    Хочин В., Вест К. Хочин В. и соавт. Pers Soc Psychol Bull. 2022 авг; 48 (8): 1177-1190. дои: 10.1177/01461672211030125. Epub 2021 22 июля. Pers Soc Psychol Bull. 2022. PMID: 34292101 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пути к работе у студентов-медиков: роль добросовестности и воспринимаемой образовательной среды.

    Шремпфт С., Пиуматти Г., Гербасе М.В., Бароффио А. Шремпфт С. и др. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2021 дек; 26(5):1537-1554. doi: 10.1007/s10459-021-10059-6. Epub 2021 22 июля. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2021. PMID: 34291397 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изменение личности посредством художественного образования: обзор и призыв к дальнейшим исследованиям.

    Grosz MP, Lemp JM, Rammstedt B, Lechner CM. Grosz MP, et al. Перспектива Psychol Sci. 2022 март; 17(2):360-384. дои: 10. 1177/1745691621991852. Epub 2021, 20 июля. Перспектива Psychol Sci. 2022. PMID: 34283673 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Личность и повседневное функционирование пожилых людей с ВИЧ и без него.

    Дамиан Р.И., Серрано С., Матчанова А., Морган Э.Е., Вудс С.П. Дамиан Р.И. и соавт. J Clin Psychol Med Settings. 2022 март; 29(1):120-136. doi: 10.1007/s10880-021-09783-3. Epub 2021 25 мая. J Clin Psychol Med Settings. 2022. PMID: 34036476

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

[email protected] Home



Репозиторий в Ноттингеме предназначен для демонстрации опубликованных результатов исследований университета в открытом доступе. По возможности рецензируемые документы, принятые к публикации, или готовые художественные произведения, представленные публично, будут доступны здесь в полном цифровом формате, а также будут даны гиперссылки на стандартные опубликованные версии. См. наши Политики для получения дополнительной информации.

Уроки двухлетней вакцинации против гриппа в Великобритании и США во время пандемии COVID-19 по мере возвращения респираторных вирусов (2022)
Журнальная статья
Тан, Л.Дж., Ахмед, С., Ротхольц, М.К., Кассианос, Г., и Нгуен-Ван-Там, Дж.С. (2022). Уроки, извлеченные из двухлетней вакцинации против гриппа в Великобритании и США во время COVID-19пандемия по мере возвращения респираторных вирусов. Вакцины и иммунотерапевтические средства для человека, статья 2125754. https://doi.org/10.1080/21645515.2022.2125754.

Во время пандемии COVID-19 программы иммунизации против других респираторных инфекций, особенно против гриппа, продолжались во всем мире, но привлекали меньше общественного или политического внимания, чем вакцинация против COVID-19. Из-за немедикаментозных мер вмешательства… Подробнее об уроках, извлеченных из двухлетней вакцинации против гриппа в Великобритании и США во время COVID-19пандемия по мере возвращения респираторных вирусов.

Факторы риска и изменения депрессии и тревоги с течением времени в Новой Зеландии во время COVID-19: долгосрочное когортное исследование (2022)
Журнальная статья
Ло, М. , Гастайгер, Н., Ведхара, К., Мэсси, А., Цзя, Р., Айлинг, К., … Бродбент, Э. (2022). Факторы риска и изменения депрессии и тревоги с течением времени в Новой Зеландии во время COVID-19: Продольное когортное исследование. Психология, 4(4), 706-716. https://doi.org/10.3390/psych5040052

В этом лонгитюдном исследовании изучались изменения и факторы риска тревоги и депрессии во время пандемии COVID-19 в новозеландской когорте. Онлайн-опросы были распространены среди 681 участника в трех временных точках: май 2020 г. (время 1), август – сентябрь… Узнайте больше о факторах риска и изменениях депрессии и тревоги с течением времени в Новой Зеландии во время COVID-19: Продольное когортное исследование.

Побег из Брунанбурга и Джона Вустера (2022)
Журнальная статья
Кавилл, П. (2022). Бегство из Брунанбурга и Иоанна Вустерского. Английские исследования, 103(6), 899-919. https://doi.org/10.1080/0013838x.2022.2067708

Битва вокруг Брунанбурга в 937 году вызвала споры, в частности, о том, где она велась. Было предложено много мест, и серьезный претендент, Бромборо на Виррале, часто слишком легко отклонялся. В статье рассматриваются некоторые из… Подробнее о побеге из Брунанбурга и Джоне Вустерском.

Грамматики, словари и другие металингвистические тексты в контексте языковой стандартизации (2021)
Книга Глава
Маклелланд, Н. (2021). Грамматики, словари и другие металингвистические тексты в контексте языковой стандартизации. В W. Ayres-Bennett, & J. Bellamy (Eds.), The Cambridge Handbook of Language Standardization (263-293). Издательство Кембриджского университета. https://doi.org/10.1017/9781108559249.010

Влияние защиты интересов, инфраструктуры, разработки политики, политических арбитров и разрушителей политики на изучение языка в английских средних школах с 1945 года (2022)
Журнальная статья
Маклелланд, Н. (в печати). Влияние защиты интересов, инфраструктуры, разработки политики, политических арбитров и разрушителей политики на изучение языка в английских средних школах с 1945 года. Documents pour l’Histoire du Français Langue Étrangère ou Seconde,

Изучите эти темы исследований


Расширенный поиск

Просто оставьте поля пустыми, которые вы не хотите искать

Идентификатор репозитория Ноттингема