Волевые качества личности: Волевые свойства личности | Psylist.net

Волевые свойства личности | Psylist.net

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие – с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные – препятствуют.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.

Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

Нерешительность – отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.

Настойчивость – самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.

Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия.

Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.

Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели.

Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.

Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для «развития выдержки и самообладания» калят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

  1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
  3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
  4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
  5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
  6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
  7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Информационная концепция эмоций
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • Виды восприятия
  • Речь и язык
  • Развитие психики человека
  • Личность и индивидуальность
  • Методы исследования в общей психологии
  • Операции мышления
  • Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
  • Уровни проявления продуктивной памяти

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство – это неразумная воля.

Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Социализация имеет две стороны своего проявления. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью его деятельности. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самопознание. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Механизмы: единство подражания, имитации, идентификации; механизм полоролевой идентификации; социальной оценки желаемого поведения. Выделяют несколько стадий социализации личности: первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая.

Волевое изменение черт личности: могут ли люди решить изменить свои черты личности?

. 2015 г., сен; 109 (3): 490–507.

doi: 10.1037/pspp0000021. Epub 2015 30 марта.

Натан В. Хадсон 1 , R Крис Фрэйли 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Иллинойского университета в Урбана-Шампейн.
  • PMID: 25822032
  • DOI: 10. 1037/pspp0000021

Натан В. Хадсон и др. J Pers Soc Psychol. 2015 9 сентября0003

. 2015 г., сен; 109 (3): 490–507.

doi: 10.1037/pspp0000021. Epub 2015 30 марта.

Авторы

Натан В. Хадсон 1 , R Крис Фрэйли 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Иллинойского университета в Урбана-Шампейн.
  • PMID: 25822032
  • DOI: 10. 1037/pspp0000021

Абстрактный

Предыдущие исследования показали, что большинство людей хотят изменить свои черты личности. Но могут ли люди на самом деле изменить свою личность только потому, что они этого хотят? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели 2, 16-недельные интенсивные продольные рандомизированные эксперименты. В обоих исследованиях люди, которые заявляли о намерениях улучшить какую-либо черту личности из «Большой пятерки» во время 1, как правило, испытывали фактическое увеличение своих самоотчетов об этой черте, а также в ежедневном поведении, связанном с этой чертой, в течение последующих 16 недель. Кроме того, мы протестировали 2 рандомизированных вмешательства, призванных помочь участникам достичь желаемых изменений черт характера. Хотя одно из вмешательств было неэффективным, второе вмешательство, которое обучало участников генерировать намерения реализации, катализировало их способность добиваться изменений черт характера. Мы также проверили несколько теоретических процессов, посредством которых могут происходить волевые изменения. Эти исследования предполагают, что люди могут быть в состоянии изменить свои личностные черты, о которых они сообщают, волевыми средствами, и представляют собой первый шаг к пониманию процессов, которые позволяют людям делать это.

(c) APA 2015 г., все права защищены).

Похожие статьи

  • Меняться к лучшему? Продольные связи между волевым изменением личности и психологическим благополучием.

    Hudson NW, Fraley RC. Хадсон Н.В. и др. Pers Soc Psychol Bull. 2016 май; 42(5):603-15. дои: 10.1177/0146167216637840. Epub 2016 25 марта. Pers Soc Psychol Bull. 2016. PMID: 27016068

  • Вы должны довести дело до конца: достижение целей по изменению поведения предсказывает волевые изменения личности.

    Hudson NW, Briley DA, Chopik WJ, Derringer J. Хадсон Н.В. и др. J Pers Soc Psychol. 2019 окт.; 117(4):839-857. DOI: 10.1037/pspp0000221. Epub 2018 25 октября. J Pers Soc Psychol. 2019. PMID: 30359069

  • Цель и развитие личностных качеств в переходный период: оценка изменений и стабильности в развитии личности.

    Людтке О., Траутвайн У., Хуземанн Н. Людтке О. и соавт. Pers Soc Psychol Bull. 2009 Апрель; 35 (4): 428-41. дои: 10.1177/0146167208329215. Epub 2009, 14 января. Pers Soc Psychol Bull. 2009. PMID: 19144768

  • Как функционалистский и процессный подходы к поведению могут объяснить ковариацию признаков.

    Вуд Д., Гарднер М.Х., Полицейский Хармс. Вуд Д. и др. Psychol Rev. 2015, январь; 122 (1): 84–111. doi: 10.1037/a0038423. Психологическое издание 2015 г. PMID: 25559291 Обзор.

  • Развитие личности: преемственность и изменение на протяжении жизни.

    МакАдамс Д.П., Олсон Б.Д. McAdams DP, et al. Анну Рев Психол. 2010;61:517-42. doi: 10.1146/annurev.psych.093008.100507. Анну Рев Психол. 2010. PMID: 19534589 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Встреча положительного поведения: отношения трех аспектов гибкости с сильными сторонами характера.

    Вылобкова В., Хайнц С. Вылобкова В, и соавт. Фронт Псих. 2023 3 февраля; 13:1078764. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1078764. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2023. PMID: 36817377 Бесплатная статья ЧВК.

  • Могут ли различные приемы в медицинскую школу предсказать эффективность нетехнических навыков в симулированных клинических условиях?

    Молл-Хосрави П., Хампе В., Шульте-Уэнтроп Л., Цёлльнер К., Циммерманн С., Хюльманн Т. Молл-Хосрави П. и соавт. Здравоохранение (Базель). 2022 23 декабря; 11 (1): 46. doi: 10.3390/healthcare11010046. Здравоохранение (Базель). 2022. PMID: 36611506 Бесплатная статья ЧВК.

  • Шлюзовый заговор? Вера в теории заговора о COVID-19 в перспективе предсказывает усиление конспирологических идей.

    Гранадос Самайоа JA, Мур CA, Ruisch BC, Boggs ST, Ladanyi JT, Fazio RH. Гранадос Самайоа Дж. А. и др. ПЛОС Один. 2022 26 октября; 17 (10): e0275502. doi: 10.1371/journal.pone.0275502. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36288276 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь импульсивности с едой, питательными веществами и физической формой в лонгитюдном когортном исследовании.

    Матров Д., Куррикофф Т., Вилла И., Сакала К., Пулвер А., Вейдебаум Т., Шиммо Р., Харро Дж. Матров Д и др. Int J Neuropsychopharmacol. 2022 12 декабря; 25 (12): 1014-1025. doi: 10.1093/ijnp/pyac052. Int J Neuropsychopharmacol. 2022. PMID: 35977538 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияют ли убеждения в податливости благополучия на эффективность вмешательств позитивной психологии? Результаты рандомизированного плацебо-контролируемого исследования.

    Гандер Ф., Пройер Р.Т., Руч В. Гандер Ф. и др. Приложение Psychol Health Wellbeing. 2022 ноябрь;14(4):1353-1368. doi: 10.1111/aphw.12338. Epub 2022 9 января. Приложение Psychol Health Wellbeing. 2022. PMID: 35001513 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Можете ли вы стать лучше и изменить свою личность? — Steps to Leaps

16 января 2023 г.

Многие люди стремятся улучшить себя, чтобы добиться большего успеха и благополучия. Действительно, большинство взрослых хотят изменить некоторые аспекты своей личности, такие как самоконтроль, эмоциональная стабильность, сострадание или экстраверсия [1]. Однако до недавнего времени было менее ясно, могут ли люди активно изменять свои личностные черты и каким образом.

Психологи определяют личность как устойчивые модели мышления, чувств и поведения. Хотя черты личности удивительно стабильны на протяжении всей жизни, исследования также показывают, что существуют предсказуемые и нормативные изменения. По мере того, как люди развиваются на протяжении всей взрослой жизни, их средняя доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность увеличиваются [2]. Эти модели развития следуют «принципу зрелости»: по мере того, как мы врастаем в новые социальные роли студентов, профессионалов и супругов, наша личность обычно созревает, чтобы соответствовать требованиям этих обязательств. Когда люди активно вкладывают свои социальные роли, изменение личности может быть особенно существенным [3].

Недавние исследования показывают, что когда люди мотивированы изменить свою личность, изменения становятся существенными и продолжительными. В исследовании студентов колледжа простое сообщение о желании улучшить какую-либо черту предсказывало небольшой, но измеримый рост этой черты в течение 15-недельного исследования [4]. Однако, когда студентов случайным образом назначали для вмешательства, которое давало участникам подробные инструкции о том, как эффективно изменить свою личность, масштабы изменений были в два раза больше по сравнению со студентами, которым не давали таких советов. В этом случае участникам предлагалось разработать конкретные планы реализации того, как они будут практиковать новое желаемое поведение в конкретных обстоятельствах (например, « если я чувствую стресс, тогда я пойду в спортзал позже сегодня»).

Хотя желание изменить личность является необходимым условием для значимых изменений, людям также необходимо разработать эффективные стратегии для практики нового поведения. Один из основных механизмов волевых изменений заключается в том, что повторная практика, мотивированная желанием стать лучше, в конечном итоге приводит к устойчивым изменениям личности. Второй механизм заключается в том, что со временем последовательное и аутентичное поведение по-новому, отличающееся от нашей старой личности, может постепенно изменить нашу идентичность и самооценку [5]. Например, после проявления поведения, которое улучшает его способность готовиться к сложным предметам, сохраняя при этом плотный график, изначально неорганизованный ученик может переоценить свою личность и решить, что он организованный и дисциплинированный человек. В свою очередь, эта недавно развитая идентичность может повлиять на то, как этот учащийся будет принимать будущие решения в свете того, что он знает о своей личности (например, выбор более сложного курса или более напряженного графика). Таким образом, повторная практика конкретных поведенческих навыков является важным строительным материалом для изменения личности, но осмысленное развитие личности также, по-видимому, играет роль в обеспечении того, чтобы изменение личности было устойчивым и имело последствия для будущего поведения.

Хотя может пройти некоторое время, прежде чем вмешательства, основанные на этом исследовании, станут широко доступными для общественности, эти исследования тем временем все еще предлагают действенное понимание: если вы действительно хотите изменить аспект своей личности, определите конкретное и конкретное поведение, которое вы можете реально практиковать в своей повседневной жизни. В основе взросления личности — процесса, который происходит в течение многих лет и, в конечном счете, десятилетий — лежит много практики, терпения и повторения.

 

Каван Боннер получил степень бакалавра гуманитарных наук. получил степень бакалавра психологии в Колледже Каламазу в 2021 году и в настоящее время работает руководителем исследований в Лаборатории благополучия и измерений с доктором Луи Теем. Каван широко интересуется тем, как личность, включая черты, ценности и системы убеждений, развивается на протяжении всей жизни.

 

Ссылки  

[1] Hudson, N.W., & Roberts, B.W. (2014). Цели по изменению личностных черт: одновременные связи между личностными чертами, повседневным поведением и целями по изменению себя. Журнал исследований личности , 53 , 68-83.

[2] Шваба, Т., Блейдорн, В., Хопвуд, С.Дж., Манук, С.Б., и Райт, А.Г.К. (2022). Уточнение принципа зрелости развития личности путем изучения граней, близких и совместного созревания. Журнал личности и социальной психологии, 122 (5), 942–958.

[3] Блейдорн, В., Климстра, Т.

Добавить комментарий