Волевые качества и копинг-стратегии личности у сотрудников полиции Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Введение.
Введение в проблему. Сложность, наполненность рисками для физического и психического здоровья профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел очевидна, что потенциально влечет за собой деструкцию личности профессионала [1; 2]. Одной из мер профилактики профессионального выгорания, коррупционности, других деструктивных личностных нарушений у сотрудников полиции является профессиональный психологический отбор при поступлении на службу. Основная задача профессионального психологического отбора состоит в недопущении к службе в полиции людей с теми психическими и физическими ограничениями, которые будут препятствовать успешному выполнению служебных задач [3]. Однако помимо фильтрующей функции, профессиональный психологический отбор должен реализовывать профилактическую и прогностическую функции, выражающихся в отборе тех потенциальных сотрудников, которые будут максимально эффективны в специальных видах деятельности, в соответствии со своими личностными характеристиками.
Важность рассматриваемой проблемы состоит еще и в том, что в настоящее время расширяется спектр сложных профессиональных ситуаций, с которыми должен успешно справляться сотрудник полиции. Помимо традиционно сложного взаимодействия с людьми, совершающими преступления и правонарушения, добавляются ситуации необходимости выдерживать агрессию в интернет-пространстве; конструктивно выстраивать диалог с гражданами, провоцирующими сотрудника на совершение агрессивных действий и проводящих видеосъемку ситуации.
Эмоционально-волевая регуляция понимается нами как рефлексивный процесс. Рефлексивность поднимает эмоционально-волевую регуляцию на мета-уровень. Эмоционально-волевая регуляция как синтетический процесс обеспечивает координацию эмоциональных и волевых процессов для преодоления трудностей и препятствий [5; 6]. Такое понимание воли позволяет предположить ее связь с копинг-стратегиями личности. Хотя имеются дискуссионные сведения об отсутствии связей между личностными качествами и копинг-стратегиями [7].
Можно подойти к рассмотрению связи между волей и копинг-стратегиями не только с позиций теории воли, но и с позиций теории стресса и копинга. Если рассматривать стресс, исходя из подхода Р. Лазаруса [8], то существенную роль в появлении стрессовой реакции будет иметь отношение между ресурсами личности и уровнем требований, с которыми она сталкивается. В профессиональной деятельности сотрудников полиции уровень требований к конфликтным, сложным ситуациям высок и с физической, и с эмоциональной стороны.
Если вслед за Р.Лазарусом [8] выделять копинги, ориентированные на проблему, и копинги, ориентированные на эмоции, то можно предположить связь между копингом и волевыми качествами личности.
Достижения последних лет. Показано, что отмечается развитие волевых качеств у сотрудников вновь поступивших на службу: после года службы отмечается качественный скачок, что связывается с завершением адаптационных процессов [9].
Эмоционально-волевая сфера функционирует как единое целое. Вместе с тем в практических целях необходимо разделить ее на дискретные единицы – волевые качества личности. Описание воли в парадигме волевых качеств понятно как профессиональным психологам, так и специалистам, не имеющим психологического образования, практическим работникам.
Исследования показывают, что выделение волевых качеств универсально как для генеральной совокупности, так и в специализированных по профессиональному признаку выборках. Выделение специализированных волевых качеств сотрудников органов внутренних дел комплиментарно списку волевых качеств личности, сформулированных для общей выборки [5; 6; 10].
В многочисленных исследованиях показана важность формирования волевых качеств личности у сотрудников органов внутренних дел. Показана связь с волевых качеств с выполнением служебных задач, с успешностью профессионального обучения, с успешностью профессиональной и учебной адаптации сотрудников [11; 12; 13].
Копинг-стратегии сотрудников полиции были предметом анализа в ряде работ. Было показано, что ведущими копингами у сотрудников выступают «планирование решения проблем», «конфронтация» и «дистанцирование» [14]. Показана роль осмысленности жизни как способа совладания с трудными ситуациями, связь разных уровней осмысленности с копинг-стратегиями у сотрудников полиции [15]. Сотрудники с высоким уровнем осознанности используют копинги «планирование решения проблемы», «принятие ответственности» и «конфронтация». Сотрудники с низким уровнем осознанности используют копинги «поиск социальной поддержки» и «конфронтация» [15].Остается неясным, почему сотрудники полиции с разным уровнем осознанности используют сходные копинги.
Методы исследования.
В исследовании были использованы следующие методики: 1) методика «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков) [6]; 2)опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)[19].
Процедура формирования выборки. В исследовании участвовало 46сотрудников полиции нескольких регионов, из них 38 мужчин, 8 женщин, со стажем профессиональной деятельности до 1,5 лет. Участники исследования сотрудники подразделений: дежурная часть, ГИБДД ДПС, патрульно-постовая служба, подразделение по дела несовершеннолетних, участковые уполномоченные. От участников не требовалось проходить процедуры идентификации: называть свои фамилию, имя, отчество. Таким образом, были учтеныэтические нормы и требования к проведению психологических исследований.
Результаты исследования и их обсуждение.
Статистика и анализ данных.
Таблица 1.
Описательные статистики показателей волевых качеств личности и копинг-стратегий сотрудников полиции
Оцениваемые показатели |
Среднее значение (Mean) |
Стандартное отклонение (Std. |
ответственность (ВКЛ) |
19,63 |
3,37 |
инициативность (ВКЛ) |
18,09 |
4,17 |
решительность (ВКЛ) |
15,89 |
3,78 |
самостоятельность (ВКЛ) |
15,41 |
3,31 |
выдержка (ВКЛ) |
21,39 |
5,03 |
настойчивость (ВКЛ) |
14,30 |
3,86 |
энергичность (ВКЛ) |
21,76 |
4,61 |
внимательность (ВКЛ) |
18,07 |
3,48 |
целеустремленность (ВКЛ) |
21,37 |
4,38 |
итоговый показатель (ВКЛ) |
165,91 |
26,45 |
конфронтационный копинг (ССП) |
7,33 |
3,16 |
дистанцирование (ССП) |
8,11 |
3,26 |
самоконтроль (ССП) |
11,87 |
3,87 |
поиск социальной поддержки (ССП) |
9,93 |
2,78 |
принятие ответственности (ССП) |
5,61 |
2,96 |
бегство/избегание (ССП) |
7,22 |
3,86 |
планирование решения (ССП) |
13,17 |
3,38 |
положительная переоценка (ССП) |
10,24 |
3,50 |
Сотрудники полиции характеризуются высоким итоговым показателем волевых качеств личности. Все волевые качества представлены в волевой сфере сотрудников на равномерно высоком уровне. Это говорит о гармоничности развитости волевой сферы личности.
Адаптивный вариант копинга представлен стратегией принятие ответственности. Средний уровень напряженности в использовании копинга представлен стратегиями: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, бегство/избегание, положительная переоценка. Высокий уровень напряженности в использовании копинга представлен стратегией планирование решения.
Таблица 2.
Оценка связи между волевыми качествами личности и используемыми копинг-стратегиями сотрудников полиции.
Значения r-критерия Спирмена при p <0,05
Оцениваемые показатели |
ответственность (ВКЛ) |
инициативность (ВКЛ) |
решительность (ВКЛ) |
самостоятельность (ВКЛ) |
выдержка (ВКЛ) |
настойчивость (ВКЛ) |
энергичность (ВКЛ) |
внимательность (ВКЛ) |
целеустремленность (ВКЛ) |
итоговый показатель (ВКЛ) |
конфронтационный копинг (ССП) |
-0,18 |
0,09 |
-0,12 |
0,00 |
-0,04 |
-0,23 |
-0,20 |
-0,27 |
-0,11 |
-0,13 |
дистанцирование (ССП) |
-0,16 |
-0,16 |
-0,15 |
-0,15 |
0,14 |
-0,14 |
-0,20 |
-0,23 |
-0,11 |
-0,17 |
самоконтроль (ССП) |
-0,03 |
-0,14 |
-0,18 |
-0,32* |
0,22 |
-0,20 |
-0,19 |
-0,17 |
-0,01 |
-0,14 |
поиск социальной поддержки (ССП) |
-0,01 |
0,00 |
-0,26 |
-0,50* |
-0,08 |
-0,14 |
-0,10 |
-0,28 |
-0,05 |
-0,15 |
принятие ответственности (ССП) |
-0,13 |
-0,28 |
-0,41* |
-0,42* |
00,02 |
-0,27 |
-0,26 |
-0,39* |
-0,19 |
-0,33* |
бегство/избегание (ССП) |
-0,38* |
-0,24 |
-0,29* |
-0,19 |
-0,06 |
-0,42* |
-0,32* |
-0,56* |
-0,33* |
-0,38* |
планирование решения (ССП) |
0,37* |
0,32* |
0,29* |
0,09 |
0,44* |
00,21 |
0,31* |
0,32* |
0,50* |
0,42* |
положительная переоценка (ССП) |
0,18 |
0,27 |
0,08 |
-0,07 |
0,35* |
0,09 |
0,09 |
-0,00 |
0,28 |
0,21 |
Обсуждение.
Корреляционные анализ показывает связи между копинг-стратегиями личности и волей не однозначны. Анализ общего показателя волевых качеств дает основание полагать, что чем больше развита воля у сотрудников ОВД, тем активнее они использует принятие ответственность в качестве копинг-стратегии. То же самое можно сказать о копинг-стратегии «избегание», чем больше развиты волевые качества, тем активнее она используется. В отношении копинга «планирования решения» картина иная: выраженность волевых качеств личности сотрудников ОВД сочетается с меньшим использованием этого копинга. В целом это соответствует теоретическим представлениям об эмоционально-волевой регуляции. В концепции М.В. Чумакова [5; 6] волевые усилия могут быть как позитивными, улучшающими показатели деятельности и внутреннее состояние, так и негативными. Негативные волевые усилия оптимизируют деятельность на коротком промежутке времени, а затем затрудняют деятельность в результате истощения внутренних ресурсов. Индикатором волевых усилий различного типа являются эмоции, занимающие центральное место в механизме эмоционально-волевой регуляции. Дифференцированный подход к воле позволяет понять неоднозначность ее связей с копинг-стратегиями личности. Для успешного выполнения служебных обязанностей сотрудникам необходимо оптимизировать использование копинг-стратегий. Исходя из полученных данных, несмотря на то, что сотрудники полиции обладают выраженными волевыми качествами личности, копинг-стратегия «планирования решения» нуждается в дополнительной проработке и развитии. Такие копинг-стратегии как «принятие ответственности» и «избегание» возможно будут представлены у сотрудников полиции автоматически исходя из положительной корреляции с волевыми качествами личности. Эти стратегии будут нуждаться в оптимизации только у отдельных сотрудников полиции с низковыраженными волевыми качествами. Программа оптимизации копинг-стратегии «принятие решений» должна распространяться на всех сотрудников полиции, вне зависимости от уровня развития их волевыхкачеств. Вопрос о взаимосвязи волевых качеств личности с данной копинг-стратегией нуждается в дальнейшем исследовании.
Если обратиться к корреляциям на уровне отдельных волевых качеств, то можно отметить что копинг-стратегия «принятие ответственности» связана с решительностью, самостоятельностью и внимательностью.
Копинг стратегия «избегание» связана с ответственность, решительностью и настойчивостью, энергичностью, внимательностью и целеустремлённостью. Копинг-стратегия «планирование решения» связана с ответственностью, инициативность, инициативностью, решительностью, выдержкой, энергичностью, внимательностью и целеустремленностью. Внутри кластера корреляций, связанных с той или иной копинг-стратегией, связи непротиворечивы. Некоторые копинг-стратегии не имея связей с общим показателем по методике, связаны с отдельным волевым качеством. Так стратегии «поиск социальной поддержки» и «самоконтроль», связаны с самостоятельностью, а «положительная переоценка» — с выдержкой. Корреляции с самоконтролем и поиском социальной поддержки свидетельствуют о большей выраженности этих копинг-стратегий у волевых сотрудников. В то время как выраженность выдержки у сотрудников приводит к тому, что они реже используют копинг «положительная переоценка». Некоторые копинг-стратегии: «конфронтационный копинг» и «дистанцирование» не имеют связей ни с одним из волевых качеств личности.
Заключение.
Перспективы дальнейших исследований мы видим в том, чтобы расширить перечень изучаемых копинг-стратегий, специфичных для сотрудников полиции в их профессиональной деятельности.
Нуждается в прояснении вопрос о противоречивых результатах в отношении взаимосвязей волевых качеств о копинга. Это потребует изменения стратегии и инструментов исследования. Нуждается в расширении выборка участников исследования, с учетом служебных задач разных подразделений полиции. Кроме того было бы важно прояснить вопрос об универсальности выявленных закономерностей. Для этой цели к дальнейшим исследованиям нужно привлечь группы испытуемых с иной профессиональной принадлежностью, но со сходными характеристиками труда: сложность, стрессогенность, экстремальность, взаимодействие с людьми, находящимися в трудных, конфликтных ситуациях.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1) В целом волевые качества личности сотрудников полиции развиты на высоком уровне. Отдельные волевые качества личности сотрудников развиты на равномерно высоком уровне, что свидетельствует о гармоничности волевой сферы сотрудников ОВД.
2)Взаимосвязи волевых качеств и копинг-стратегий неоднозначны. Копинг-стратегии «принятие ответственности» и «избегание» у волевых сотрудников полиции выражены в большей степени. Копинг-стратегия «принятие решения» у сотрудников с выраженными волевыми качествами развита в меньшей степени.
§ 3. Волевые качества личности
Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления. К волевым качествам относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, мужество, дисциплинированность.
Целеустремленность — это подчинение человеком своего по¬ведения устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Из этой перспективной цели исхо¬дят частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается.
Советские люди подчиняют свою деятельность задаче построе¬ния коммунистического общества. Эта основная задача рождает большое количество подчиненных ей более частных задач, опре¬деляющих конкретную деятельность каждого советского человека.
Разумеется, у школьников целеустремленность не всегда нап¬равлена на цели высокой общественной значимости. Целеустрем¬ленным можно назвать поэтому такого школьника, у которого есть устойчивая цель, имеющая определенную общественную цен¬ность (или по крайней мере не противоречащая общественным интересам), и который планомерно и систематически действует в направлении этой цели. Например, ученик целеустремленно движется к своей цели — стать мастером спорта по фигурному катанию на коньках.
Самостоятельность — подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Однако это не значит, что он отвергает всякое чужое мнение. Самостоятельный человек всегда готов рассмот¬реть чуткие советы и указания, оценить их и, если они разум¬ны, принять их. В тех же случаях, когда отвергается всякое чужое мнение только потому, что оно чужое, когда наблюдается необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, обнаруживается отрицательное качество воли — негати¬визм (от латинского слова «него» — отрицаю). Негативист не обладает самостоятельностью воли. Стремясь во что бы то ни стало действовать наперекор чужим советам, отклоняя всякие, в том числе и разумные, указания со стороны, он зачастую поступает даже вопреки собственным взглядам и убеждениям.
Противоположное негативизму, но тоже отрицательное качест¬во воли — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им в случае надобности, принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные. И внушае¬мость, и негативизм — выражения слабоволия, так как в обоих случаях человек не может подчинить свои действия доводам ра¬зума, в обоих случаях действует, слепо принимая или так же слепо отвергая чужие влияния.
Решительность — это способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые решения и без липших задержек переходить к их выполнению. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там, где имеется выбор одной возможности из нескольких, и там, где действие связано с не¬которым риском.
Своевременно принять решение — значит принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства. Ре¬шительный человек не торопится с принятием решения, если обстоятельства позволяют ему не спешить. Это дает ему воз¬можность лучше разобраться в ситуации, правильнее оценить ее, собрать дополнительные данные и принять обоснованное реше¬ние. Но в необходимых случаях он умеет быстро ориентироваться в обстановке и немедленно принимать наиболее разумное решение. Нерешительные люди, наоборот, либо поспешно и торопливо принимают решение, не успев обдумать его, либо опаздывают своевременно принять решение.
Следствием обоснованности решений является их устойчи¬вость. Нерешительный же человек „де уверен в правильности своего решения. Он постоянно пересматривает, откладывает, отме¬няет принятое решение. Необходимый признак решительности — энергичный переход к выполнению решения. Нерешительный же человек, даже приняв решение, не может заставить себя при¬ступить к его осуществлению, цепляясь иногда за каждую воз¬можность отложить свои действия, убеждая себя в том, что с исполнением решения можно повременить.
Решительность, наконец, предполагает способность быстро задержать или вообще прекратить выполнение принятого решения, если этого требуют новые обстоятельства.
Источники различных видов нерешительности у учащихся разнообразны. Ими может быть боязнь ответственности, непред¬виденных последствий, потеря веры в свои силы и возможности на основе ряда предыдущих неудач и т. д. Иногда подобная не¬решительность бывает следствием недостаточной опытности.
Настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настой¬чивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявля¬ется при трудной, скучной, тяжелой работе.
Настойчивость — одно из необходимых условий успешной учебной деятельности учащихся, и воспитание настойчивости — одна из важнейших обязанностей учителя. Учащиеся, у которых отсутствует это качество, которые опускают руки при малейшей неудаче, стараются избегать трудностей, не прилагая сколько-нибудь серьезных усилий, чтобы преодолеть их, должны быть предметом особенного внимания со стороны учителя.
От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Если настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели. Упрямец часто сознает, что он не прав, пони¬мает, что его действия нецелесообразны, но продолжает отстаи¬вать ошибочную точку зрения, руководствуясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от дей¬ствий, ошибочность которых часто понимает сам.
Упрямство нередко встречается у школьников. Причины его различны. Иногда оно является своеобразной формой реакции обиженного ребенка на нечуткое, несправедливое отношение к нему. Чаще это проявление каприза избалованного ребенка, вы¬росшего в атмосфере захваливания, обожания, отсутствия тре¬бовательности. Нередко упрямство, особенно у подростков, есть следствие неправильного понимания ими этого качества, резуль¬тат оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклон¬ности, самостоятельности. Наконец, упрямство может быть след¬ствием переутомления.
Выдержка (самообладание) есть способность постоянно конт¬ролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вы¬нослив и терпелив. Он способен в случае нужды стойко пере¬носить лишения, причиняющие ему неудобства, переносить боль, задерживать, когда это надо, удовлетворение своих потребностей (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).
Противоположное отрицательное качество — импульсивность (от латинского слова «импульсус» — толчок, побуждение) — склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. Указанное качество нередко прояв¬ляется в поведении младших школьников. Вот, например, Слава. Он очень импульсивен. Даже подсказывает на уроках неожидан¬но для самого себя. Под влиянием порыва может совершить необдуманный поступок. Очень подвижен, руки не находят покоя. Говорит торопливо, глотая окончания слов. Боли не выносит: единственный в классе побледнел и заплакал, когда пришлось перенести небольшую боль от медицинского укола. На таких детей учитель должен обращать особое внимание, систематиче¬ская работа по воспитанию у них выдержки должна быть спе¬циальной целью педагога.
Выдержка необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как пра¬вило, пользуется большим авторитетом среди учащихся.
Мужество и смелость — это готовность человека идти к дос¬тижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств — готовность к выполнению опасных действии. Мужество — более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверен¬ности в себе, в правоте своего дела. Именно таким было му¬жество героев-воинов, отдавших жизнь для блага нашей Роди¬ны. Мужество может проявляться и в труде, в самоотверженной работе.
Противоположное отрицательное качество — трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями трусливого челове¬ка, который вследствие этого легко может изменить своему долгу.
Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила социалистического обще-жития и не только выполняет правила и распоряжения, соблю¬дает порядок, но и борется за выполнение их другими.
Дисциплинированность не оковы воли. Наоборот, соблюдение правил, выполнение распоряжений развивают волю человека, при¬учают его преодолевать внешние и внутренние препятствия па пути к цели, преодолевать свое «не хочется» ради «нужно». Конечно, речь идет не о дисциплине, основанной па страхе, не о слепом послушании, а о сознательной дисциплине, когда чело¬век, подчиняясь ей, понимает необходимость такого подчинения.
Недисциплинированность, непослушание нередко наблюдаются у школьников, особенно у мальчиков-подростков. Иногда это следствие невоспитанности. Однако в ряде случаев недисципли¬нированность объясняется тем, что подростки отличаются общим подъемом жизнедеятельности, высокой степенью энергия в актив¬ности. У них накапливаются силы, ищущие выхода. Если актив¬ность, энергия не находят разумного выхода, это часто ведет к шалостям, озорству, непослушанию. Недисциплинированность самых младших школьников можно объяснить отсутствием у них привычки подчинять свое поведение школьным правилам.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Урок 20: Форма Божьей Воли и Воли | Бог и Его атрибуты
Судьба и предназначение — одна из тех спорных тем, которые часто неправильно истолковываются из-за отсутствия точного понимания или, иногда, из-за злого умысла. Чтобы изучить тему, мы проанализируем ее здесь как можно более кратко.
Все в этом мире основано на точном расчете, логике и законе. Он был поставлен на свое место в соответствии с точным измерением, и он получает свои определяющие характеристики от причин и факторов, от которых он зависит.
Подобно тому, как каждое явление получает свое первобытное существование от своей особой причины, оно также приобретает все свои внешние и внутренние свойства из того же источника; она получает свою форму и размеры от причины. Так как между причиной и следствием существует однородность, то причина неизбежно передает следствию характерную черту, близкую к ее собственной сущности.
В исламском мировоззрении судьба и предназначение имеют значение твердого определения Бога, касающегося развития событий в мире, их масштабов и пределов. Все явления, происходящие в порядке творения, в том числе и деяния человека, становятся фиксированными и определенными посредством своих причин, будучи следствием всеобщей значимости принципа причинности.
Судьба (qada’) имеет значение чего-то завершенного и необратимого, и относится к творчеству и действиям Бога. Судьба (кадар) имеет значение протяженности или пропорции и указывает на природу и качество порядка творения, его систематический характер; это означает, что Бог наделил мир бытия планомерной и систематической структурой. Другими словами, судьба есть результат Его творчества, поскольку она оставляет свой отпечаток на всем сотворенном.
Иными словами, под судьбой понимается внешнее и объективное установление пределов и пропорций вещи, внешне и объективно, а не мысленно. Прежде чем приступить к реализации своего плана, архитектор подготовит в уме качества и размеры комплекса, который он предлагает построить. Коран говорит об этих фиксированных формах, свойствах и пропорциях вещей как о кадаре:
«Мы создали все в соответствии с фиксированной пропорцией.» (54:49)
«Бог установил количество и пропорцию для всех вещей». (65:3)
Термин судьба (када’) в Коране означает рациональные и естественные потребности, все части причины, которые ведут к возникновению вещи. Это подразумевает, что желание Бога осуществится только тогда, когда фиксированные количества, условия и причины вещи согласуются друг с другом.
Творец учитывает пространственно-временное положение всех явлений вместе с их пределами и пропорциями, а затем издает Свой указ на их основе. Любой фактор или причина, видимые в мире, являются проявлением воли и знания Бога и инструментом для исполнения того, что Он предназначил.
*****
Способность к росту и развитию заложена в самом сердце вещей. Материя, подчиненная закону движения, способна принимать различные формы и проходить различные процессы. Под влиянием различных факторов она принимает самые разнообразные состояния и качества. Он черпает энергию из определенных природных факторов, которые позволяют ему двигаться вперед, но когда он сталкивается с некоторыми другими факторами, он теряет свое существование и исчезает.
Иногда он продолжает продвигаться по различным стадиям, пока не достигнет высшей степени развития; в других случаях ему не хватает скорости, необходимой для продвижения по дальнейшим стадиям прогресса, и он движется вяло.
Итак, исход вещей не связан напрямую с судьбой и судьбой, потому что именно причина определяет характер следствия. Поскольку материальные существа связаны с множеством причин, они обязательно пойдут разными путями; каждая причина фиксирует подчиненное ей бытие на определенном пути.
Представьте, что у кого-то аппендицит. Это судьба», вытекающая из определенной причины. Этого инвалида ждут две дополнительные, отдельные «судьбы»: либо он соглашается на операцию, и в этом случае он выздоровеет, либо не соглашается, и в этом случае он умирает. один из этих выборов представляет собой форму судьбы.
Судьбы могут быть взаимозаменяемыми, но любое решение, которое примет инвалид и в соответствии с которым он будет действовать, не будет вне сферы того, что предопределил Бог.
Нельзя сидеть сложа руки и говорить себе: «Если такова судьба, я останусь жив, а если не судьба, то умру, какие бы усилия я ни прилагал, чтобы вылечиться».
Если вы обратитесь за лечением и выздоровеете, это ваша судьба, и если вы откажетесь от лечения и умрете, это тоже ваша судьба. Куда бы вы ни пошли и что бы вы ни делали, вы в объятиях судьбы.
Люди, которые ленивы и отказываются работать, сначала решают не работать, а потом, когда у них нет ни гроша, они сваливают вину на судьбу. Если бы они решили работать, деньги, которые они заработали, в равной степени были бы результатом судьбы. Таким образом, будь ты деятельным и прилежным или праздным, ты никоим образом не противоречишь судьбе.
Таким образом, изменение судьбы не означает бунт определенного фактора против судьбы или противодействие закону причинности. Ни один фактор, производящий действие в мире, не может быть освобожден от универсального закона причинности. То, что вызывает изменение судьбы, само по себе является связующим звеном цепи причинности, одним из проявлений судьбы и судьбы. Другими словами, одна судьба меняется посредством другой судьбы.
В отличие от наук, которые указывают только в одном направлении и указывают ориентацию только на определенную сторону явлений, законы метафизики не касаются явлений с конъюнктурной точки зрения, хотя законы регулируют явления, они безразличны относительно ориентации, которую они принимают.
В действительности и сами явления, и их направленность подчиняются обширным и всеобъемлющим законам метафизики: в каком бы направлении ни тяготели явления, они все равно неизбежно удерживаются в объятиях этих законов.
Ситуация похожа на обширную, широкую равнину; даже самые северные и самые южные его части входят в состав равнины.
*****
Короче говоря, судьба и предназначение представляют собой не что иное, как всеобщность принципа причинности; они представляют собой метафизическую истину, которую нельзя измерить так же, как данные науки.
Принцип причинности говорит только о том, что у каждого явления есть причина; оно само по себе не может сделать никакого предсказания, поскольку это свойство полностью отсутствует у метафизического сознания.
Для законов метафизики, которая является описательной формой знания и прочным и стабильным основанием для различных явлений мира, не имеет значения, какие именно явления происходят. Дорога, по которой идут люди, благодаря своей твердости и стабильности, совершенно безразлична к тому направлению, в котором они едут.
‘Али, мир ему, Повелитель правоверных, отдыхал в тени разрушенной стены, которая, казалось, вот-вот рухнет. вдруг он встал и сел в тени другой стены. Его спросили: «Вы бежите от того, что предопределил Бог?»
Он сказал: «Я прибегаю к силе Бога от того, что Он предопределил», имея в виду: «Я бегу от одной судьбы к другой судьбе». И сидеть, и вставать одинаково подчинялись судьбе. Если на меня рухнет разбитая стена и мне будет причинен вред, то это будет судьба и судьба, а если я покину зону опасности и избегну всякого зла, то, ДЕЛАЙТЕ, будет судьба и судьба».0003
Славный Коран описывает как божественные нормы системы и законы природы, которые правят миром и следуют неизбежным и неизменным курсам: «Божественная норма непреложна и неизменна». (33:62)
Непреложная норма Божия постановляет, между прочим, что:
«Если народ обеспечит себя капиталом веры и совершит добрые и достойные дела, он победит на сцене жизни и завоевать наместничество земли». (24:55)
Согласно Корану, это тоже непреложная божественная норма:
«Бог никогда не изменит судьбу общества, пока его люди не изменят это общество». (13:11)
С точки зрения религиозного мировоззрения реальности не заключены в четыре стены материальной причинности. Явления не следует рассматривать исключительно в их чувственных отношениях и их материальных размерах. Нематериальные факторы имеют доступ к сферам, которые полностью закрыты для материальных факторов, и они играют независимую и решающую роль в возникновении явлений.
Мир отнюдь не безразличен к различию между добром и злом; действия человека вызывают определенные реакции в течение его жизни. Доброта и благожелательность по отношению к своим ближним, любовь и служение Божьим созданиям являются факторами, которые нематериальными средствами в конечном итоге приводят к изменению человеческой судьбы и способствуют спокойствию, счастью и изобилию благословений.
Угнетение, злорадство, эгоизм, агрессия тоже приносят горькие плоды и неизбежно вредные последствия. Итак, с этой точки зрения природе присуща некоторая форма воздаяния, ибо мир обладает восприятием и сознанием; он видит и слышит. То, как оно воздает по делам, есть одно из проявлений рока и предназначения; от него невозможно убежать, ибо куда бы вы ни пошли, оно схватит вас.
Один ученый говорит: «Не говорите, что мир лишен восприятия, ибо тогда вы обвините себя в отсутствии восприятия. Вы появились как часть мира, и если в мире нет осознания, то есть в тебе тоже нет».
О роли нематериальных факторов в формировании судьбы Коран говорит следующее:
» им врата всех небесных и земных благ, но так как они отрицали истину, Мы наказали их за их дурное поведение». (7:96)
«Мы никогда не уничтожаем регион, если его жители не станут жестокими и агрессивными.» (28:59)
Понятия судьбы и судьбы приводят сторонники детерминизма в качестве одного из своих доказательств. По их мнению, невозможно, чтобы какой-либо поступок совершался независимо кем-либо, ибо Бог предопределил поступки человека, общие и частные, хорошие и дурные, так что не остается места никаким волевым действиям с его стороны.
Есть разница между детерминизмом и необратимой судьбой. Каждое явление должно произойти, если присутствуют все его причины. Одним из звеньев в цепи причин является воля человека, которая сама по себе играет определенную роль. Человек есть существо, наделенное свободой воли, поэтому его действия преследуют определенные цели, и в погоне за этими целями он не следует какому-то автоматическому закону природы, подобно каплям дождя, падающим по закону тяготения. В противном случае человек фактически не мог бы преследовать цели, которые он имеет в виду как существо, обладающее свободной волей.
Это противоречит детерминистскому взгляду, который считает свободную волю человека недействующей и связывает все причины исключительно с Богом и факторами, внешними по отношению к собственной сущности человека.
Вера в судьбу и судьбу приводит к детерминизму только тогда, когда они рассматриваются как вытесняющие силы и волю человека, так что его желаниям не приписывается никакой роли или следствия в действиях, которые он совершает. В действительности, однако, судьба и судьба есть не что иное, как система причин и следствий.
Коран провозглашает, что некоторые из тех, кто противостоял Пророкам и поднимал знамя восстания против избранных Божиих, истолковывали судьбу и предназначение в детерминистском смысле. Они не хотели, чтобы существующая ситуация изменилась таким образом, чтобы общественный порядок монотеизма заменил гнилые обычаи, к которым они были привязаны.
Вот соответствующие стихи:
«Они сказали: «Если бы Бог хотел, чтобы мы не поклонялись ангелам, мы бы этого не делали». Они говорят не в соответствии с логикой или научными доказательствами, а в соответствии со своими пустыми фантазиями. Разве Мы когда-нибудь посылали им книгу, содержащую доказательства их ошибочной веры в детерминизм?» (43:20-21)
В отличие от детерминистов посланники Бога и последователи небесных учений были озабочены не сохранением статус-кво, а ниспровержением традиций и обращением к будущее.
Священный Коран обещает человечеству окончательную победу в его борьбе с тиранами и подчеркивает, что последним правительством, которое будет править на земле, будет правительство справедливости; ложь исчезнет, и окончательный исход всех дел будет принадлежать богобоязненным. Это обещание Корана:
«Наша воля состоит в том, чтобы оказать благосклонность тем, кто был угнетен на протяжении всей истории, сделав их лидерами и наследниками земли.» (28:5)
«Бог обещает тем из вас, кто уверует и творит добрые дела, что Он сделает вас наместниками на земле, что Он твердо утвердит религию, которую Он избрал для вас, и что Он дарует всем верующим безопасность после их страха перед врагом, чтобы вы могли поклоняться Мне одному и не приписывать Мне сотоварищей». (24:55)
«Мы дали угнетаемым людям унаследовать благословенную и обетованную землю. Так милость Божия к детям Израиля достигла своей полной меры, и в награду за их терпение в переносе трудностей Мы уничтожили фараона и его народ вместе с тем, что они творили». (7:137)
Итак, Коран изображает противостояние между верой и неверием, между обездоленным и тираническим, и говорит нам, что мир движется к торжеству истины над ложью, лишены своих угнетателей; происходит революционное движение, которое находится в гармонии с движением всего творения к совершенству.
Призыв Пророков, награда и наказание, рай и адский огонь — все это доказывает, что у человека есть обязанности и ответственность, и соответственно Коран связывает спасение человека в этом мире и в потустороннем с его делами.
Согласно учению о судьбе и судьбе, человек свободен и ответственен за свою судьбу и контролирует ее. Судьба и предназначение действительно действуют, если один народ силен, а другой несчастен и смирен, если одна община торжествует и гордится, а другая побеждена и смиряется.
Это только потому, что судьба и судьба определяют, что одни люди используют средства прогресса и продвижения и идут по пути чести и достоинства, а другие выбирают баловство и равнодушие и не могут ожидать ничего, кроме поражения, унижения и убожество. В Коране ясно сказано:
«Бог никогда не изменит состояние людей, пока они сами не изменят свое собственное положение». (8:53)
Конечно, может случиться так, что наши желания не исполнятся так, как мы ожидаем, но это никоим образом не доказывает, что человек вынужден и определен в своих действиях. Тот факт, что объем волевых актов человека ограничен, никоим образом не противоречит его определенному обладанию свободой воли; утверждение, что человек обладает свободой воли, никоим образом не означает, что его свобода воли неограниченна.
Бог задействовал многочисленные факторы на обширном пространстве бытия. Иногда эти факторы вместе с явлениями, к которым они приводят, очевидны для человека, а иногда нет. Тщательная и реалистическая интерпретация концепции судьбы и предназначения вдохновит человека на более усердное стремление познать и распознать все эти факторы, чтобы, принимая их во внимание, он мог стремиться к еще большим свершениям.
Именно из-за ограниченности способностей человека он не может приобрести все факторы, необходимые для успеха, так что его желания и желания остаются нереализованными.
В соответствии с общим принципом причинности судьба каждого существа связана с предшествующими ей причинами. Принимает ли кто-нибудь существование божественного начала или нет, это не имеет никакого отношения к вопросу о свободе и судьбе человека, потому что можно либо приписать систему причины и следствия воле Бога, либо предположить, что она независима и независима. никакой связи с божественным принципом.
В таком случае нельзя также утверждать, что детерминизм является результатом веры в учение о судьбе и судьбе. Под судьбой мы подразумеваем неразрывную связь всякого явления с его причинами, включая волю и выбор человека; мы, конечно, не отрицаем причинно-следственную связь.
Судьба и предназначение порождают существование каждого явления посредством его особой причины. Божественная воля властвует над всем миром как универсальный принцип и закон. Любое происходящее изменение также происходит на основе божественного обычая или нормы. Если бы это было не так, судьба и предназначение никогда не имели бы никакого внешнего выражения.
Любая научная школа, принимающая принцип универсальной причинности, обязана признать реальность отношений между явлением и его причиной, будь то теистическая или материалистическая по своему мировоззрению.
Теперь, если определенная связь между возникновением явления, включая человеческие действия, и его причинами приводит к тому, что человек является автоматом, предопределенным в своих действиях, то и теизм, и материализм вызывают возражения, поскольку они оба признают причинность. Но если оно не приводит к такому заключению (а оно и не должно было бы), то все же возникает вопрос: в чем же в этом отношении разница между теизмом и материализмом?
*****
Отличие состоит в том, что теистическое мировоззрение, в отличие от материалистического, рассматривает идеальные и нематериальные факторы как вполне способные оказывать воздействие. Эти факторы действительно более тонкие и сложные в паутине творения, чем материальные факторы.
Мировоззрение, основанное на вере в Бога, придает дух, цель и смысл жизни. Наделяет человека мужеством, жизненной силой, широтой взглядов, глубиной прозорливости, силой духа; не дает ему упасть в бездну бесцельности; и несет его вверх по бесконечной дуге восхождения.
Итак, верующий в Бога, твердо убежденный в судьбе и предначертании, понимающий, что в сотворении человека и вселенной действуют мудрые намерения, будет продвигаться по прямому пути через свое упование на Бога; зная, что его поддерживает и защищает Бог, он будет более уверен и надеется на результаты своей деятельности.
Но тот, кто захвачен материалистическим мировоззрением, ментальная структура которого склоняет его к вере в материальную судьбу и предназначение, не пользуется ни одним из этих преимуществ. Он лишен надежной и непобедимой опоры в стремлении к достижению своих целей.
Таким образом, очевидно, что существует глубокое различие между двумя школами мысли в том, что касается их социального и психологического воздействия.
Анатоль Франс говорит: «Благотворное влияние религии учит человека причине его существования и следствию его поступков. Как только мы отвергаем принципы теистической философии, как это делают почти все в наш век науки и свободе, у нас больше нет возможности узнать, зачем мы пришли в этот мир и что нам предстоит совершить, ступив в этот мир.0003
«Тайна судьбы окутала нас своими могущественными тайнами, и если мы хотим совсем избежать переживания скорбной двусмысленности жизни, мы должны совсем не думать. Ибо корень нашей печали лежит в нашем полном неведении разума Физическая и душевная боль, мучения души и чувств — все было бы терпимо, если бы мы знали их причину и верили, что Бог пожелал их. Даже грехи, которые он совершает, не лишают его надежды. Но в мире, где погас луч веры, боль и болезнь теряют смысл и становятся безобразными шутками, формой зловещей насмешки».0003
Содержимое1. Введение 2. Методы 3. Результаты и обсуждение 4. Заключение Ссылки
1. ВведениеОдним из основных личностных проявлений творчески одаренного ребенка, определяющим эмоционально-волевой характер любой выполняемой им деятельности, является эмоциональная индивидуальная направленность. Направленность личности трактуется исследователями (Л.И. Божович, Б.И. Додонов, С.Л. Рубинштейн и др.) как существующая система ее важнейших целевых программ, определяющих смысловое единство инициативного поведения человека, противостоящего случайным жизненным обстоятельствам (Божович, 19). 68; Выготский, 1991; Додонов, 1978; Рубинштейн, 1989). Индивидуальная направленность связана с центральным формированием мотивационной сферы – потребности. Известно, что когда человек удовлетворяет определенные потребности, возникают определенные эмоции и чувства. Эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей (Рубинштейн, 1989). В зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний, сопровождающих потребности человека, выявлено десять вариантов «ценностных» эмоций и соответствующих типов общей эмоциональной направленности личности: альтруистический, коммуникативный, практический, гностический, романтический, пугнический, эстетический, славный, стяжательный, гедонистический (Додонов, 1978). Представленная классификация наиболее ценных эмоциональных переживаний не только сопровождает отраженное содержание основных потребностей, но и предрасполагает личность к соответствующему виду деятельности. Ценностные эмоции определяют выбор человеком сферы деятельности, наиболее соответствующей его эмоциональной направленности. По мнению авторов, ярко выраженная эмоциональная природа творчески одаренной личности складывается преимущественно из практических, альтруистических, романтических и гностических эмоций. Эмоционально-волевой компонент представлен, прежде всего, эмоциональным самообладанием, настойчивостью, решительностью, самостоятельностью (самоуверенностью). Успех в любой деятельности, в том числе и творческой, определяется не только, а иногда и не столько способностями и благоприятными жизненными обстоятельствами, сколько личностными человеческими качествами — стремлением к цели, настойчивостью в ее достижении, несмотря на возникающие трудности; умение регулировать свое настроение и не допускать влияния стресса на поведение личности (Долгова, Кутепова, Капитанец, Крыжановская, Мельник, 2017). Принимая во внимание и возрастные особенности развития детской психики (вначале — детская импульсивность, неспособность сосредоточить внимание на каком-то одном предмете, а в дальнейшем — множество разнообразных интересов, характерных для подросткового возраста), именно эмоционально-волевой компонент будет обеспечивают ее дальнейшее развитие в общей системе творческой одаренности ребенка (Афанасьева, 1981). 2. МетодыТест-опросник «Эмоциональная направленность личности» Б.И. Додонова направлена на выявление типа общей эмоциональной направленности личности, таких как альтруистический, гностический, коммуникативный, стяжательный, праксический, пугнический, эстетический, глорический, романтический, гедонистический. Для диагностики эмоционального самоконтроля как одного из факторов эмоционально-волевой составляющей творческой одаренности подросткового возраста использовали Айзенкский личностный опросник (ОЛИ), адаптированный А.Г. Шмелевым (Бурлачук, 2006; Райгородский, 19).98). Для целей настоящего исследования авторы обработали только те данные, которые зафиксировали интересующий авторов феномен (только фактор эмоциональной устойчивости/неустойчивости) (Загвязинский, 2008; Ноос, 2006; Сидоренко, 2003). Фактор, диагностируемый авторами, описывает состояние, характеризующее личность с позиции эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня эмоционального самоконтроля и самоуважения. Этот фактор является биполярным и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся сохранением организованности поведения, ситуативной направленностью не только в бытовых, но и в стрессовых ситуациях, эмоциональной зрелостью и хорошей адаптивностью. Таких детей среди опрошенных авторами было всего 14,1% (31 человек). На другом полюсе шкалы находятся люди, отличающиеся высокими показателями лабильности нервной системы: выраженной чувствительностью и неусидчивостью в стрессовых ситуациях, предрасположенностью к раздражительности и импульсивности при общении с людьми, плохой адаптацией в ситуациях быстрой смены обстоятельств. В исследуемой выборке подростков с эмоциональной неустойчивостью было 30,5% (67 человек). Между этими двумя полюсами находилась большая часть испытуемых; Ближе к центру оказались 55,4% (122 человека). 3. Результаты и обсуждениеСогласно полученным данным, наиболее привлекательными эмоциональными переживаниями для подростков оказались практические, альтруистические, эстетические и романтические эмоции. Праксические эмоции, связанные с успешностью деятельности и достижением цели, выбрали 47 человек (21,4%) в группе пианистов, что коррелировало с их особенностями (Бурдина, 2012). Альтруистические эмоции, вызванные потребностью бескорыстного взаимодействия с социальной средой, оказались наиболее значимыми у 28 человек (12,8%). Романтические переживания как ценные личностные эмоции прослежены у 24 школьников (10,9%). Изучив наиболее ценные эмоции подростков, участвующих в данном эксперименте, можно сделать вывод, что наиболее часто встречающимся типом эмоциональной направленности личности творчески одаренного ребенка являются праксический и альтруистический типы эмоциональной направленности. Наличие такой тенденции можно объяснить, во-первых, спецификой учебной деятельности детей, погруженных в сферу раннего допрофессионального образования: удовольствие, которое испытывает юный музыкант, танцор, художник, «творец» прекрасного, заставляет труд и работа, прохождение будничных уроков, сопровождаемое терпеливым поиском наиболее удачного решения инженерных и художественных задач, повторением раз за разом отрывков и упражнений, чтобы пережить «звездные часы» своей судьбы в редкие минуты концертных выступлений. Именно поэтому достижение успеха и сопровождающие его эмоции удовлетворения являются наиболее значимыми эмоциональными переживаниями в профессиональной жизни будущих представителей творческих профессий. Во-вторых, по мнению авторов, наличие альтруистических проявлений в мотивационной сфере личности испытуемых связано с особенностями самой выборки, на основе которой проводилось исследование. Дети, участвующие в эксперименте, – это дети, обучающиеся в сфере художественного образования, которое, как известно, обладает высоким воспитательным потенциалом. Как В.А. Сухомлинский, музыкальное (художественное, изобразительное) воспитание есть воспитание не музыканта, а воспитание человека (Сухомлинский, 19).83). Авторы полагают, что именно нравственно-мировоззренческие взгляды личности, сформированные в процессе эстетического воспитания и воспитания в сфере искусства, обусловили преобладание альтруистической мотивации и готовность к реализации альтруистического поведения подростков. Применительно к предмету настоящего исследования необходимо отметить, что сосредоточенность личности на себе и преобладание эгоистичных тенденций являются препятствием в познавательной и творческой деятельности. Безудержное стремление к самоутверждению и стремлению к эффективному результату, славная и в то же время эгоистичная направленность создают барьеры для проявления «творческой» личности. При преобладании альтруистических взглядов человек более способен к бескорыстному познанию и созданию оригинального и неповторимого продукта, полностью лишенного тщеславия; один всегда является выдающимся эвристом. Человек, верный себе, до известной степени забывающий о себе, занятом делом любви, способен творчески реализовать себя. Наличие романтического типа эмоциональной направленности личности способствует проявлению творческой индивидуальной одаренности (24 человека (10,9%)). С одной стороны, это может быть связано с возрастными особенностями развития эмоциональной сферы личности подростка данной возрастной группы; с другой стороны – к наличию познавательного потенциала, свойственного именно творческой личности. Наряду с описанными авторами типами эмоциональной направленности подростков, эстетический тип эмоциональной направленности также проявил себя как доминирующий (30 чел./13,7%), что еще раз подтверждает мысль о том, что творческая (в данном случае (собственно художественная) одаренность не может существовать в отрыве от основного содержания деятельности и индивидуальных талантов личности. Кроме того, следует отметить очень слабое проявление славных эмоций как наиболее ценных в подростковом возрасте (20 чел./9,0%). Принимая во внимание возрастные изменения мотивационной сферы детей этого возраста (ослабление познавательной мотивации у одного и ее усиление у другого ребенка), этот факт был предвосхищен авторами (Лейтес, 2003; Реан, 2005; Сапогова, 2005; Якобсон, 1996). Распределение детей по уровням проявления эмоционального самоконтроля (Опросник личности Айзенка, N=220) указывает, во-первых, на прерывистое и разнонаправленное развитие эмоциональной сферы ребенка, «переживающего» подростковый период; во-вторых, к чрезмерной лабильности индивидуальной психики, являющейся определенной предрасположенностью к реализации творческих видов деятельности, характеризующихся все более эмотивным характером (Долгова, Кутепова, Капитанец, Крыжановская, Мельник, 2017). Таким образом, авторы склонны констатировать, что именно подростковый возраст является сензитивным периодом в развитии эмоциональной саморегуляции, являясь одним из основных факторов эмоционально-волевой составляющей творческой одаренности детей, что свидетельствует об острой потребности в индивидуально-творческих качествах. именно в подростковом возрасте (Богоявленская, 2015; Ильин, 2011). Частые неудачи при решении интеллектуальных и творческих задач приводят к тому, что подросток начинает бояться перед каждой новой ситуацией, а при возникновении возникающих трудностей или проблем творческие способности оказываются не в состоянии проявить себя, так как находятся под гнетом страха , тревожность и недоверие к себе (Долгова, Василенко, Капитанец, Кондратьева, Жакупова, 2017; Жакупова и др., 2017). Для проявления и последующего развития индивидуальной творческой одаренности необходимы чувство уверенности и устойчивости относительно внешних и внутренних действий, чувство точности выполнения той или иной задачи (Долгова, Рокицкая, Кондратьева, Аркаева, Крыжановская, 2017; Емельянова и др. ). др., 2017). 4. ВыводПроведенное исследование показало, что наиболее привлекательными эмоциональными переживаниями для подростков являются практические, альтруистические, эстетические и романтические эмоции. Праксические эмоции, связанные с успешностью своей деятельности и достижением цели, в группе пианистов выбрали 21,4%. Альтруистические эмоции, вызванные потребностью бескорыстного взаимодействия с социальной средой, оказались наиболее значимыми у 12,8%. Романтические переживания как ценные личные эмоции продемонстрировали 10,9% испытуемых. Эстетический тип эмоциональной направленности также проявил себя как доминирующий (13,7%), а тип глорических эмоций, как наиболее ценный в подростковом возрасте, проявился слабо (9,0%). Низкий уровень творческой одаренности детей среднего школьного возраста с точки зрения особенностей эмоционально-волевого компонента был связан с тем, что процесс творческой деятельности не всегда был окрашен положительными эмоциями и диагностировался как очень дефицитный репертуар эмоционально-волевых качеств личности. При среднем уровне творческой одаренности подростков эмоциональное удовлетворение, получаемое от процесса творческой деятельности, было неустойчивым; в волевом поведении детей личностные качества были выражены неравномерно. При высоком уровне творческой одаренности подростков процесс творческой деятельности сопровождался эмоциями «радости познания»; Волевое поведение личности носило ярко выраженный характер. Каталожные номераАфанасьев В.Г. (1981). Общество: системность, познание, управление . [Общество: системность, познание, управление]. Москва: Политиздат, 432. .Богоявленская Д.Б. (2015). Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы . Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы. Москва: МИОО, 176. Божович Л.И. (1968). Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования [Личность и ее формирование в детстве: психологические исследования]. Москва: Просвещение, 464. .Бурдина Е.В. (2012). Развитие творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано: Дис… канд. пед. Развитие творческой одаренности младших школьников на уроках фортепиано: Дис… канд. пед. наук]. Краснодар: КГУ, 29. Бурлачук Л.Ф. (2006). Психодиагностика: учеб. пособие [Психодиагностика: учебное пособие]. СПб.: Питер, 350 с. Додонов Б.И. (1978). Эмоция как ценность [Эмоция как ценность]: М.: Политиздат, 272 с. Долгова В.И., Кутепова Н.Г., Капитанец Е.Г., Крыжановская Н.В., Мельник Е.В. (2017). Исследование мотивационной готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Эспасиос , 38(40), 9. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Кондратьева О.А., Аркаева Н.И., Крыжановская фтв Н.В. (2017). Взаимодействия индивидуальной религиозности и ценностных ориентаций студентов. Европейский журнал науки и теологии, 13(4), 47-53. Долгова В.И., Василенко Е.А., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А., Жакупова Ю.Т. (2017). Особенности социально-психологической адаптации подростков из приемных семей в школе. Мужчина в Индии, 97 (07), 61–69. Емельянова И.Е., Долгова В.И., Пикулева Л.К., Кириенко С.Д. и Емельянова Л.А. (2017). Проблемы функционирования базовой кафедры гуманитарно-педагогического университета. Человек в Индии , 97 (07), 61–69. Якобсон, П.М. (1996). Эмоциональная жизнь школьника: психологические очерки . Москва: Просвещение, 291 с. .Ильин Е.П. (2011). Психология творчества, креативности, одаренности [Психология творчества, творчества, одаренности]. СПб: Питер, 448 с. .Лейтес, Н.С. (2003). Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды [Возрастная одаренность и индивидуальные особенности. Избранные произведения]. Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 464 с. .Ноос, И.Н. (2006). Введение в практику психологического эксперимента . Москва: PER SE, 304. .Райгородский Д.Я. (1998). Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Практическая психодиагностика. Методы и тесты]. Самара: Издательство «Бахрах-М», стр. 672. Реан, А.А. (2005). Психология человека от рождения до смерти . СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. С. 416. .Рубинштейн, С.Л. (1989). Основы общей психологии: в 2 т . [Основы общей психологии: в 2 т.]. Москва: Педагогика, 328. .Сапогова Е.Е. (2005). Психология развития человека . Москва: Аспект-Пресс, 460 с. 9.0003 Сидоренко Е.В. (2003). Методы математической обработки в психологии . СПб.: Речь, 350. .Сухомлинский В.А. (1983). Сердце отдаю детям [Отдавая сердце детям]. Москва: Прогресс, 437. .Выготский Л.С. (1991). Педагогическая психология. В В.В. Давыдов (ред.) [Педагогическая психология. В В.В. Давыдов (ред.)]. Москва: Педагогика, 480 с. Загвязинский В.И. (2008). Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие . Методика и методика психолого-педагогического обучения: учебное пособие. Москва: Изд-во «Академия», 208 с. .Жакупова Я.Т., Долгова В.И., Крыжановская Н.В., О.А. Кондратьева, О.А. и Капитанец Е.Г. (2017). Одаренные подростки: особенности мотивационного компонента познавательной деятельности. Эспасиос, 38 (40), 45. |