Лекция 6 — Волевые психические процессы
Лекция
Курс «Психология и Педагогика»
Тема 6. Волевые психические процессы.
Волевые психические процессы и их функции.
Волевые качества личности.
Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Активизирующая и тормозящие функции.
Части системы действий:
Ориентировочная
Исполнительная
Контрольная
Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.
Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).
Простое волевое действие
Например уступили машине дорогу.
Сложное волевое действие
борьба мотивов и выбор
выбор способа и средств достижения цели
осуществление и корректировка принятого решения
оценка результатов и соотнесение их с достижением поставленной цели
Цель – представляет желаемый результат действия.
Борьба мотивов – представляет собой процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, направлена на повышение мотивации, служит показателем человека устанавливать связи, анализировать, выбирать желания, обусловленные теми или иными мотивами, и, в конечном счете, формулировать цель деятельности.
Осуществление принятого решения – связано с мобилизацией психики человека и требует значительных усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе реализации цели.
Корректировка деятельности – производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней и внутренней среде.
Оценка результатов действий – происходит на основе степени удовлетворения соответствующей потребности, соответствия мотивам деятельности и всегда имеет эмоционально окрашенный компонент.
Волевые психические процессы тесно связаны с психическими состояниями личности (устойчивые или неустойчивые) и психическими свойствами личности.
Волевые свойства личности:
Первичные волевые свойства личности (базовые)
сила воли
настойчивость
выдержка
энергичность
и др.
Вторичные волевые свойства личности (развиваемые)
решительность
смелость
самообладание
уверенность в себе
Третичные волевые свойства личности (нравственные)
Свобода личности – свобода воли.
Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф.М. Достоевский). Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучной семье, в которой они выросли и т.д.
Словарь терминов:
Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.
Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
3.2.1.2. Эмоционально-волевые психические процессы: эмоции, чувства, воля.
Эмоции (от франц. ẻmotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимых внешних воздействий, благоприятных или вредных для жизнедеятельности индивида.
Благодаря эмоциям организм приспособлен к окружающим условиям. Организм, не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.
Эмоции бывают положительными или отрицательными, объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Элементарный эмоциональный тон задает соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Эмоции непосредственно связанны с эндокринно-вегетативной системой, поэтому экстренно включают энергетические механизмы поведения.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков — оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. Но в критических ситуациях эмоции доминируют над разумом.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками:
В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности — эстетических чувств.
Эмоциональная сфера, формирующаяся в процессе становления личности, становится мотивационной базой ее поведения.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более, низкие уровни регуляции. Высокая энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Запредельное эмоциональное напряжение вызывает у многих инфаркты и инсульты.
Выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.
Эмоции выполняют функцию опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимые его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.
Эмоции влияют на формирование внутреннего плана поведения. Эмоции это механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.
В процессе жизнедеятельности у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства.
К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность — экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.
Эмоциональные особенности в процессе социализации получают социальность. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. Возможны и проявления эмоциональной бесчувственности.
Существуют разные эмоциональные типы личности: эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).
Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.
Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.
Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными и незначительными.
Эмоционально-фригидные типы – люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.
Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полушарий, являются функцией правого полушария мозга.
Левое, доминантное, полушарие контролирует вербальные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.
Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или покраснение кожи). В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступные лишь тренированным спортсменам.
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. Sthẻnos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха—неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.
По содержанию эмоции подразделяются на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) высшие эмоции – чувства.
1) Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
2) Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж –возникает эмоциональный отклик.) Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания.
3) Настроение – это ситуативно-обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение определяет общий тонус (настрой) жизнедеятельности человека. Оно вызывается теми явлениями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. Д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.
В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.
Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.
Можно научиться блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциональных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. Tolerantia – терпение).
Воля | Психология Вики | Фэндом
в: Мотивация
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
Воля или воля — это когнитивный процесс, посредством которого человек принимает решение и совершает определенные действия. Оно определяется как целенаправленное стремление и является одной из основных психологических функций человека (другими являются привязанность [аффект или чувство], мотивация [цели и ожидания] и познание [мышление]). Волевые процессы можно применять сознательно, а со временем их можно автоматизировать как привычки. Большинство современных концепций воли рассматривают ее как автоматизирующийся процесс управления действиями (см., например, Хекхаузена и Кюля; Голлвитцера; Корно и Канфера).
Сила воли — это разговорный, а воля — научный термин для обозначения одного и того же состояния воли; а именно, «выборное предпочтение». Когда мы «решили» (как мы говорим) о какой-либо вещи, т. е. имеем определенное состояние выбора относительно нее, это состояние называется имманентным волением; когда мы совершаем какой-либо конкретный акт выбора, этот акт называется эманантной, исполнительной или императивной волей. Когда имманентное или установившееся состояние выбора контролирует или управляет рядом действий, мы называем это состояние преобладающей волей; в то время как мы называем подчиненными волениями те частные акты выбора, которые приводят в действие объект, искомый управляющей или «преобладающей волей».
В «Модели человеческой деятельности» Гэри Килхофнера воля является одной из трех подсистем, воздействующих на человеческое поведение. В рамках этой модели воля рассматривает ценности, интересы и убеждения человека о собственной эффективности и личных способностях.
В книге Хайке Бруха и Сумантры Гхошал «Предвзятость к действию» обсуждается разница между силой воли и мотивацией. При этом авторы используют термин воля как синоним силы воли и кратко описывают теории Нарцисса Аха и Курта Левина. В то время как Левин утверждает, что мотивация и воля — одно и то же, авторы утверждают, что Ах рассуждает иначе.
По мнению авторов, Ах утверждает, что существует некий порог — когда желание лежит ниже этого порога, это просто мотивация, а когда желание переходит этот порог, оно становится волей. На этом примере авторы указывают на разницу в уровнях приверженности индивидуумов задачам, измеряя ее по шкале намерений — от мотивации до воли. Современные работы о роли воли в управлении импульсами (например, Куль и Хекхаузен) и в образовании (например, Корно) также проводят это различие. Модель Корно связывает волю с процессами саморегулируемого обучения.
Сила воли — это концепция, которая ошибочно предполагает, что мы находимся под рациональным контролем, и ее уменьшение приводит к недостатку силы воли. Дело в том, что мы обращаем нашу рациональность на службу нашим импульсам или желаниям и иногда обладаем большой силой воли, преследуя их. Таким образом, алкоголик может быть очень хитрым в достижении своей решимости выпить и может проявить большую силу воли для достижения этой цели.
В другие моменты он может разумно осознавать, что такое поведение разрушает его жизнь и стоит ему всего, что ему дорого, и может решить на время отказаться от него. Именно тогда наблюдатель делает вывод, что сила воли является ключом к успеху, и при достаточной воле он останется при своем обещании. Однако в другой момент может стать важным другое побуждение, и он посвящает свою волю и свою рациональность удовлетворению этого побуждения.
Ошибка наблюдателя состоит в том, что он предполагает, что человек — разумное существо, и что воля должна служить этой рациональности. На самом деле мы рациональны лишь отчасти, и часто наша рациональность и решительность служат различным мотивациям, возникающим по причинам, отличным от разума.
Содержимое
- 1 См. также
- 2 Каталожные номера
- 3 Дальнейшее чтение
- 4 Ключевые тексты
- 4.1 Книги
- 4.2 Документы
- 5 Дополнительный материал
- 5.1 Книги
- 5.2 Документы
См. также
- Выбор поведения
- Принятие решений
- Определение
- Свобода
- Свобода воли
- Самоконтроль
- Самоопределение
Ссылки
Дополнительная литература
Основные тексты
Книги
Статьи
Дополнительные материалы
Книги
Papers
- Google Scholar
Kielhofner, G (2008). «Volition» Гэри Килхофнер Модель человеческой деятельности: теория и применение , 4-е издание, стр. 33–50, Балтимор: Lippencott Williams & Wilkins.
{{enWP|Volition]]
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге | ПсихологияПерейти к основному содержанию
- Серия психологических семинаров
- Психологические потребности, самоопределение и вовлеченность: гуманистический, органический подход к мотивации в применении к (фу!) изучению языка
- Сила в небольшом количестве
- Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
- Серия прошедших психологических семинаров
Название:
Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге 3
Дата:
Пятница, 10 февраля, 2023, 15:00–16:00 MST
Где:
Это гибридная лекция, которая проводится как лично (P116, Здание биологических наук), так и онлайн. Чтобы получить ссылку для масштабирования, войдите в наш календарь Google, используя свою учетную запись UAlberta.
Abstract:
Выбор у людей и грызунов зависит от когнитивных процессов, таких как формирование и использование схем для конкретных задач. Иногда они могут конфликтовать и конкурировать с другими механизмами выбора в мозгу, такими как реакция «выиграл-остался» и «проиграл». Первая часть доклада посвящена этим «некогнитивным» процессам. Я представлю данные о том, что механизмы выигрыша-оставания и проигрыша зависят от диссоциированных нейронных систем в мозге грызунов и человека. Потеря переключения интегрирована с двигательной системой и, по-видимому, является рефлекторной реакцией на отсутствие вознаграждения. У взрослых людей (но не у детей) когнитивные процессы, по-видимому, обычно подавляются когнитивными процессами, а у людей с высоким уровнем употребления каннабиса, по самоотчетам, этот процесс нарушается. Вторая часть доклада будет посвящена когнитивным процессам при выборе.