Волевые психические процессы в психологии: Эмоциональные волевые процессы. Психические состояния

Лекция 6 — Волевые психические процессы

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 6. Волевые психические процессы.

  1. Волевые психические процессы и их функции.

  2. Волевые качества личности.

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Активизирующая и тормозящие функции.

Части системы действий:

  • Ориентировочная

  • Исполнительная

  • Контрольная

Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.

Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).

Простое волевое действие

Например уступили машине дорогу.

Сложное волевое действие

  • определение цели и стремление достичь её

  • борьба мотивов и выбор

  • выбор способа и средств достижения цели

  • осуществление и корректировка принятого решения

  • оценка результатов и соотнесение их с достижением поставленной цели

Цель – представляет желаемый результат действия.

Борьба мотивов – представляет собой процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия, направлена на повышение мотивации, служит показателем человека устанавливать связи, анализировать, выбирать желания, обусловленные теми или иными мотивами, и, в конечном счете, формулировать цель деятельности.

Выбор способа и средств достижения цели – представляет собой процесс поиска и анализа возможностей достижения цели с использованием различных, имеющихся способов и средств, а также выбора альтернатив по заданным критериям.

Осуществление принятого решения – связано с мобилизацией психики человека и требует значительных усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе реализации цели.

Корректировка деятельности – производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней и внутренней среде.

Оценка результатов действий – происходит на основе степени удовлетворения соответствующей потребности, соответствия мотивам деятельности и всегда имеет эмоционально окрашенный компонент.

Полученный результат оценивается как успешный, если он соответствует исходному по побуждению (мотиву)

Волевые психические процессы тесно связаны с психическими состояниями личности (устойчивые или неустойчивые) и психическими свойствами личности.

Волевые свойства личности:

Первичные волевые свойства личности (базовые)

  • сила воли

  • настойчивость

  • выдержка

  • энергичность

  • и др.

Вторичные волевые свойства личности (развиваемые)

  • решительность

  • смелость

  • самообладание

  • уверенность в себе

Третичные волевые свойства личности (нравственные)

Свобода личности – свобода воли.

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф.М. Достоевский). Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучной семье, в которой они выросли и т.д.

Словарь терминов:

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения (деятельности и взаимодействий), связанного с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Ориентировочная система деятельности – система представлений индивида о цели, порядке её достижения и необходимых для этого средств.

Волевое усилие – специфический процесс мобилизации психики (физические, интеллектуальные и моральные силы человека).

Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

3.2.1.2. Эмоционально-волевые психические процессы: эмоции, чувства, воля.

Эмоции (от франц. ẻmotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимых внешних воздействий, благоприятных или вредных для жизне­деятельности индивида.

Благодаря эмоциям орга­низм приспособлен к окру­жающим условиям. Организм, не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может быстро отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т.е. определить, полезно или вред­но для него данное конкретное воздействие.

Эмоции бывают положительными или от­рицательными, объекты или удовлетворяют, или не удовлетво­ряют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важ­ные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настра­ивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Элементарный эмоциональный тон задает соответствующее своеобразие жизнедеятель­ности организма. Эмоции непосредствен­но связанны с эндокринно-вегетативной системой, поэтому экстренно включают энергетические механизмы поведения.

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинк­тами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков — оскал зубов, движение скул, су­жение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного че­ловека происходит за счет возрастания роли волевой регуля­ции. Но в критических ситуациях эмоции доминируют над разумом.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью че­ловека.

Человек действует только тогда, когда его действия име­ют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированны­ми, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познава­тельные процессы формируют психический образ, эмоциональ­ные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлет­ворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де­формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуж­дением к действию.

В общественно-историческом развитии сформировались спе­цифические человеческие высшие эмоции — чувства, обус­ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками:

нравственные чувства — чувство долга, совести, чув­ство солидарности, сочувствия, чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности — эс­тетических чувств.

Эмоциональ­ная сфера, формирующаяся в процессе становления личности, становится мотивационной базой ее поведения.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит из­быточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Пове­дение индивида при этом смещается на более, низкие уровни регуляции. Высокая энергетизация организма при блокиро­вании высших регуляционных механизмов приводит к сомати­ческим нарушениям и нервным срывам. Запредельное эмоцио­нальное напряжение вызывает у многих инфаркты и инсульты.

Выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организо­ванной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со сторо­ны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Эмоции выполняют функцию опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимые его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвя­зей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздей­ствий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции влияют на фор­мирование внутреннего плана поведения. Эмоции это механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответству­ющих ситуациях.

В процессе жизнедеятельности у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства.

К эмоциональным особенностям личности относятся его эмо­циональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность — эксп­рессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.

Эмоциональные осо­бенности в процессе социализации получают социальность. Человек приучается сдерживать непосред­ственные эмоциональные проявления, прибегает к их маски­ровке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоцио­нальная возбудимость сочетается с большой эмоциональной ус­тойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. Возможны и проявления эмоциональной бесчувственности.

Существуют разные эмоциональные типы личности: эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоциональ­но впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допус­кают импульсивные срывы.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут гре­шить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.

Страстные натуры эмоционально стремительны, высоко­действенны, упорны в достижении целей. Они живут напря­женной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, дос­тойными и незначительными.

Эмоционально-фригидные типы – люди холодного рас­судка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не спо­собны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

Эмоции связаны и с деятельностью коры больших полуша­рий, являются фун­кцией правого полушария мозга.

Левое, доминантное, полушарие контролирует вербаль­ные, логические функции, правое полушарие контролирует чувственно-эмоциональную сферу.

Эмоции и чувства сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение или по­краснение кожи). В состоянии эмоционального возбуждения человек спосо­бен на многократное увеличение физических усилий. Иногда физически слабый человек преодолевает препятствия, доступ­ные лишь тренированным спортсменам.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их каче­ства (положительные и отрицательные), глубины, интенсив­ности и продолжительности, влияния на деятельность.

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от греч. Sthẻnos – сила) и астенические. Стенические чув­ства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции рас­слабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмо­ции, определяющие цели деятельности, ее стратегические на­правления, и производные от них операциональные эмоции.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмо­ция успеханеуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное по­буждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и де­зорганизует деятельность. В экстремальных ситуациях эмо­ция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

По содержанию эмоции подразделяют­ся на следующие виды: 1) эмоциональный тон ощущения; 2) эмоциональный отклик; 3) настроение; 4) конфликтные эмо­циональные состояния: стресс, аффект, фрустрация; 5) выс­шие эмоции – чувства.

1) Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к ка­честву ощущения. Нам приятен запах цветов, шум морского при­боя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (на­пример, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу ме­таллическим предметом).

2) Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная ре­акция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж –возникает эмоциональный отклик.) Одним из видов эмоци­онального отклика является синтония – сопереживание эмо­ционального состояния других людей – важнейшее социаль­ное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от усло­вий воспитания.

3) Настроение – это ситуативно-обусловленное устойчи­вое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляю­щее психическую деятельность. Настроение определяет об­щий тонус (настрой) жизнедеятельности человека. Оно вызывается теми явлениями, которые затрагивают личностные стороны инди­вида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. Д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмо­ций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настрое­ние, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную ин­тенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздей­ствиями, есть состояние расстроенности.

Можно научиться блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельства­ми или эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциональных воздействиях выражается в стабильности его пове­дения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению дру­гих людей называется толерантностью (от лат. Tolerantia – тер­пение).

Воля | Психология Вики | Фэндом

в: Мотивация

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


Воля или воля — это когнитивный процесс, посредством которого человек принимает решение и совершает определенные действия. Оно определяется как целенаправленное стремление и является одной из основных психологических функций человека (другими являются привязанность [аффект или чувство], мотивация [цели и ожидания] и познание [мышление]). Волевые процессы можно применять сознательно, а со временем их можно автоматизировать как привычки. Большинство современных концепций воли рассматривают ее как автоматизирующийся процесс управления действиями (см., например, Хекхаузена и Кюля; Голлвитцера; Корно и Канфера).

Сила воли — это разговорный, а воля — научный термин для обозначения одного и того же состояния воли; а именно, «выборное предпочтение». Когда мы «решили» (как мы говорим) о какой-либо вещи, т. е. имеем определенное состояние выбора относительно нее, это состояние называется имманентным волением; когда мы совершаем какой-либо конкретный акт выбора, этот акт называется эманантной, исполнительной или императивной волей. Когда имманентное или установившееся состояние выбора контролирует или управляет рядом действий, мы называем это состояние преобладающей волей; в то время как мы называем подчиненными волениями те частные акты выбора, которые приводят в действие объект, искомый управляющей или «преобладающей волей».

В «Модели человеческой деятельности» Гэри Килхофнера воля является одной из трех подсистем, воздействующих на человеческое поведение. В рамках этой модели воля рассматривает ценности, интересы и убеждения человека о собственной эффективности и личных способностях.

В книге Хайке Бруха и Сумантры Гхошал «Предвзятость к действию» обсуждается разница между силой воли и мотивацией. При этом авторы используют термин воля как синоним силы воли и кратко описывают теории Нарцисса Аха и Курта Левина. В то время как Левин утверждает, что мотивация и воля — одно и то же, авторы утверждают, что Ах рассуждает иначе.

По мнению авторов, Ах утверждает, что существует некий порог — когда желание лежит ниже этого порога, это просто мотивация, а когда желание переходит этот порог, оно становится волей. На этом примере авторы указывают на разницу в уровнях приверженности индивидуумов задачам, измеряя ее по шкале намерений — от мотивации до воли. Современные работы о роли воли в управлении импульсами (например, Куль и Хекхаузен) и в образовании (например, Корно) также проводят это различие. Модель Корно связывает волю с процессами саморегулируемого обучения.

Сила воли — это концепция, которая ошибочно предполагает, что мы находимся под рациональным контролем, и ее уменьшение приводит к недостатку силы воли. Дело в том, что мы обращаем нашу рациональность на службу нашим импульсам или желаниям и иногда обладаем большой силой воли, преследуя их. Таким образом, алкоголик может быть очень хитрым в достижении своей решимости выпить и может проявить большую силу воли для достижения этой цели.

В другие моменты он может разумно осознавать, что такое поведение разрушает его жизнь и стоит ему всего, что ему дорого, и может решить на время отказаться от него. Именно тогда наблюдатель делает вывод, что сила воли является ключом к успеху, и при достаточной воле он останется при своем обещании. Однако в другой момент может стать важным другое побуждение, и он посвящает свою волю и свою рациональность удовлетворению этого побуждения.

Ошибка наблюдателя состоит в том, что он предполагает, что человек — разумное существо, и что воля должна служить этой рациональности. На самом деле мы рациональны лишь отчасти, и часто наша рациональность и решительность служат различным мотивациям, возникающим по причинам, отличным от разума.

Содержимое

  • 1 См. также
  • 2 Каталожные номера
  • 3 Дальнейшее чтение
  • 4 Ключевые тексты
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Дополнительный материал
    • 5.1 Книги
    • 5.2 Документы

См. также

  • Выбор поведения
  • Принятие решений
  • Определение
  • Свобода
  • Свобода воли
  • Самоконтроль
  • Самоопределение

Ссылки

Дополнительная литература

Основные тексты

Книги

Статьи

Дополнительные материалы

Книги

Papers

  • Google Scholar


Kielhofner, G (2008). «Volition» Гэри Килхофнер Модель человеческой деятельности: теория и применение , 4-е издание, стр. 33–50, Балтимор: Lippencott Williams & Wilkins.


{{enWP|Volition]]

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге

Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге | Психология

Перейти к основному содержанию

  • Серия психологических семинаров
  • Психологические потребности, самоопределение и вовлеченность: гуманистический, органический подход к мотивации в применении к (фу!) изучению языка
  • Сила в небольшом количестве
  • Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге
  • Серия прошедших психологических семинаров

Название:

Управление волевым выбором когнитивными процессами и рефлекторными системами в здоровом и психопатологическом мозге 3

Дата:

Пятница, 10 февраля, 2023, 15:00–16:00 MST

Где:

Это гибридная лекция, которая проводится как лично (P116, Здание биологических наук), так и онлайн. Чтобы получить ссылку для масштабирования, войдите в наш календарь Google, используя свою учетную запись UAlberta.

Abstract:

Выбор у людей и грызунов зависит от когнитивных процессов, таких как формирование и использование схем для конкретных задач. Иногда они могут конфликтовать и конкурировать с другими механизмами выбора в мозгу, такими как реакция «выиграл-остался» и «проиграл». Первая часть доклада посвящена этим «некогнитивным» процессам. Я представлю данные о том, что механизмы выигрыша-оставания и проигрыша зависят от диссоциированных нейронных систем в мозге грызунов и человека. Потеря переключения интегрирована с двигательной системой и, по-видимому, является рефлекторной реакцией на отсутствие вознаграждения. У взрослых людей (но не у детей) когнитивные процессы, по-видимому, обычно подавляются когнитивными процессами, а у людей с высоким уровнем употребления каннабиса, по самоотчетам, этот процесс нарушается. Вторая часть доклада будет посвящена когнитивным процессам при выборе.

Добавить комментарий