Фантазия и воображение | Методическая разработка по теме:
Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение — это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?
Если воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик — это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.
3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач? При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.
Чем отличается фантазия от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.
Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Говорят: «Без воображения нет соображения».
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.
Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития фантазии и воображения.
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
- в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
- в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы;
- в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.
Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы «не вместо», а «в помощь» фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению «взрослыми» приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.
Приемы развития фантазии и воображения.
Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка — горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.
Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.
Консультация для педагогов
Фантазия и воображение
Подготовила
Педагог-психолог д/с №21
Глубокова Евгения Александровна
1.2 Фантазия и воображение как смежные категории
Зачастую как в психологической, так и в литературоведческой литературе мы встречаем тот факт, что понятие фантазия модифицируется иными понятиями. Наиболее часто происходит замещение понятия «фантазия» понятием «воображение». В разных источниках говорится как о тесной взаимосвязи одного понятия с другим, так и о том, что одно понятие вытекает и является продуктом другого, и наоборот.
В связи с этим, мы уделим особое внимание этому вопросу и постараемся выяснить, насколько данные понятия смежны и справедливым ли является подмена одного понятия другим.
Как нам уже удалось выяснить, определения понятия «фантазия» весьма разнообразны. Несмотря на это, нам всё же удалось выделить основные черты, присущие данному понятию, и вывести своё определение, на которое мы сможем опираться и далее в ходе нашего исследования.
Фантазия прямо или опосредованно связана с процессом творческой деятельности, её продуктом является создание чего-то нового, что влияет, в свою очередь, на облик действительности, определённым образом преображая её.
Данная дефиниция при обобщении многообразных и многоликих определений фантазии является, на наш взгляд, наиболее верной, а потому данного определения мы будем придерживаться в ходе всего дальнейшего исследования.
Как мы уже отметили, зачастую проводится параллель между понятиями «фантазия» и «воображение». В связи с этим, попытаемся выяснить, насколько справедлив данный подход и правомерно ли выделять сходные черты у данных понятий, или же данные понятия являются если не диаметрально противоположными, то, по крайней мере, определяют абсолютно различные виды деятельности.
Воображением, то есть способностью представлять вещи, факты, события, визуализировать их, по сути, может обладать человек любой профессии – физик, историк, программист. В нехудожественных произведениях может также прослеживаться богатое воображение автора.
Например, Иосиф Эйгес в своей статье «Фантазия в поэзии» определяет фантазию как «основную способность, которая создает художественность какого бы то ни было рода; она есть то, что обусловливает художественные качества произведения и существенно определяет их». (И.Эйгес, «Фантазия в поэзии»)
В свою очередь, Эйгес разделяет понятия «воображение» и «художественная фантазия».
По его мнению, зачастую произведение может быть написано даже талантливо и умно, но не художественно.
Например, в своей статье Эйгес ссылается на Белинского, который, по его мнению, придавал большое значение фантазии для построения художественного текста: «Душа и чувство есть необходимое условие поэзии, но не ими все оканчивается: нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения своего духа».
В то же время, И.М. Розет в своей работе «Психология фантазии» также уделяет особое внимание оппозиции понятий «фантазия» и «воображение». «Наряду с термином «фантазия», — пишет он, — широко употребляется в нашей речи термин «воображение». В обиходном понимании они чаще всего являются не тождественными. Со словом «воображение» обычно ассоциируется мысль о чем-то реальном и осуществимом, тогда как за словом «фантазия» закрепилось значение несбыточного, нереального. Некоторые ученые также разводят эти понятия, используя термин «фантазия» для обозначения одного из видов воображения – творческого. Они применяют понятие фантазия только для описания художественно-творческой деятельности. Обычно в психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» считаются равнозначными». (Розет, Психология фантазии)
И. М. Розет не только отмечает факт того, что фантазия находится в тесной взаимосвязи с воображением, он утверждает, что фантазия в некотором роде является продуктом воображения, призванным изменять облик действительности.
«Несмотря на многообразие родовых понятий, под которые подводится фантазия, видовой отличительный признак почти полностью совпадает во всех определениях: он содержит указание на то, что результатом этой силы, или способности, или функции является создание чего-то нового — новых образов, оригинальных идей, мыслей, композиций, новых сочетаний образов и идей, нового их порядка, новых зависимостей и т. д». [ Розет, Психология фантазии ]
В свою очередь, например, В.Вундт, рассматривая в своей работе «Фантазия как основа искусства» оппозицию «фантазия» и «воображение» подключает ещё одно понятие – «память».
«Память, — утверждает Вундт, — в качестве простой возможности возобновления понятий, совершенно мнимых, хотя и не измененных в своих существенных свойствах, рассматривается как функция первичная; а фантазия, которая произвольно или непроизвольно изменяет доставленный памятью материал, рассматривается как функция вторичная и несравненно более совершенная; само собой разумеется, что для того, чтобы могло произойти какое-либо изменение, необходимо, чтобы то, над чем это изменение должно произойти было налицо».
Художественную же деятельность воображения В.Вундт трактует как «наиболее ясную и совершенную форму возникновения фантазии». (Вундт, Фантазия как основа искусства)
«Фантазии являются низшими формами «силы воображения», то есть возможности создавать понятия, объекты которых не существуют реально, то, прежде всего, должна была бы существовать возможность представить себе что-либо вообще, то есть фантазия». (Вундт, Фантазия как основа искусства)
То есть, иными словами, фантазия, по Вундту, является одной из форм воображения, некой способностью представить себе вообще что-либо не существующее реально.
Сходного мнения об оппозиции фантазия-воображение придерживается и Л.С.Выготский, уделивший этому вопросу особое внимание в своей книге «Психология искусства». Во-первых, так же, как и В.Вундт, Л.С Выготский говорит о генетическом родстве воображения и памяти. Специфика воображения состоит, по мнению Л. С.Выготского, в переработке прошлого опыта – в преобразовании образов, хранимых в памяти. В свою очередь, воображение тесно связано с эмоциональной сферой: образ может вызвать сильные чувства, и наоборот – возникшая однажды эмоция может пробудить активность воображения. Фантазия же, по мнению Выготского, является центральным выражением эмоциональной реакции. То есть прорабатывая эмоциональное напряжение, объект как бы «разряжает» его посредством фантазии. Таким образом, фантазия является конечным звеном воображения.
Итак, принимая во внимание мнения исследователей, можно сделать следующее обобщение: фантазия является, по сути, формой воображения. То есть воображение представляет собой более обобщенное понятие. Тем не менее, несмотря на тот факт, что многие исследователи разводят понятия «фантазия» и «воображение», всё же будет справедливым отметить, что данные термины имеют множество сходных черт, а, следовательно, данные понятия являются синонимичными, и данного утверждения мы и будем придерживаться в рамках нашего исследования.
Разница между воображением и фантазией
Автор: Olivia
Воображение против фантазии
Все достижения в области технологий и продуктов являются результатом воображения и фантазии творческих, научных и творчески ориентированных людей. Способность думать и визуализировать концепции и продукты, о которых еще не думали, не говоря уже о том, что видели или слышали, лучше всего можно описать как полет фантазии. Все сказки и легенды, которые кажутся невероятными из-за их необычайной силы, считаются плодом богатой фантазии наших предков. Воображение представляет собой аналогичный процесс, так как включает в себя формирование мысленных образов, понятий и ощущений вещей, которых нет перед нами. Многих это смущает, так как между воображением и фантазией много общего. В этой статье делается попытка выделить различия между воображением и фантазией.
Воображение
Чего вы требуете от ребенка, когда просите его нарисовать предмет, которого нет перед его глазами? По сути, вы просите его вызвать в воображении образ предметов, чтобы он мог нарисовать фигуру на бумаге.
С закрытыми глазами мы можем представить окружающие нас предметы. Возможно, это врожденная способность, данная нам Богом. Мы используем наше воображение, чтобы сказать название продукта, к которому мы вынуждены прикасаться в игре, где людям завязывают глаза. Слово «воображение» происходит от латинского слова imaginaire, означающего «рисовать образ».
Фантазия
Фантазия — продукт воображения, но в большинстве случаев она слишком далека от реальности. Это больше похоже на сон наяву, когда человек, когда он мечтает, переживает вещи и понятия, которые исчезают, когда он бодрствует и находится в сознании. Фантазии являются продуктом разума и возникают из разочарований, страхов, амбиций, желаний, депрессий и т. д. Согласно Фрейду, самому противоречивому психологу всех времен, фантазии — это проявления наших самых глубоких и самых темных внутренних побуждений.
Возможно, фантазия уникальна для людей. Во всех баснях и мифах есть персонажи, обладающие сверхспособностями, такие как драконы и монстры, изрыгающие огонь, и люди ростом более 10 футов, обладающие необычайной силой и отвагой. У нас также есть сексуальные фантазии, а также фильмы и картины, посвященные этому жанру, называемому фэнтези.
В чем разница между воображением и фантазией? • Воображение – это сложение образов, ощущений и понятий в окончательную картину или идею. • Ощущение заставляет нас создавать образы посредством воображения. • Воображение ориентировано на цель, в то время как фантазия свободно плавает и не требует соблюдения принципов науки и природы. • Фантазировать об огнедышащем монстре легко и приемлемо, хотя это далеко от реальности. • Воображение уступает место творчеству, ответственному за генерацию новых идей и продуктов. • Фантазии проистекают из наших глубоких желаний и амбиций. • Существует роль как воображения, так и фантазии в развитии умственных способностей детей.
|
Приглашение на май: воображение и фантазия – в чем разница?
Это существо, которого никогда не было.
Они никогда не знали его, и тем не менее
им нравились его движения, его податливость,
его шея, самый его взгляд, кроткий и безмятежный.
Не там, потому что они любили его, он вел себя
как будто это было. Они всегда оставляли место.
И в этом чистом безлюдном пространстве спасли
оно слегка вскинуло голову, едва ли след
отсутствуя. Кормили его не кукурузой
, а только возможностью
бытия. И что смог дать
такую силу, его лоб выставил рог. Один рог.
Белоснежно подкрался к горничной, -to be
внутри серебряного зеркала и в ней.
Райнер Мари Рильке, с Сонеты к Орфею: Вторая часть, IV
Перевод Дж. Б. Лейшмана
Мне очень понравился этот отрывок из «Сонетов к Орфею». Единорог Рильке дышит. Мы чувствуем его движение, замечаем его взгляд, готовимся открыть ему свое сердце. Встреча приятная и мощная, заставляет меня чувствовать себя более живой и игривой, чем до того, как я погрузилась в опыт стихотворения, будь то свидетель, единорог или служанка. Рильке деликатно удерживает напряжение между существом, которое одновременно и есть, и не там. Не сконструированный, а эмерджентный единорог Рильке посещает нас из истоков его воображения. Он существует рядом с физической реальностью, а не в качестве замены. Его создание углубляет нашу связь с нашими чувствами, с нашей чувственной жизнью и тайной.
Я не всегда чувствовал связь с единорогом Рильке. Тонкость Рильке была потеряна для меня, когда я впервые столкнулся с этим стихотворением. Я вступил во взрослую жизнь с ослабленным воображением и плохим пониманием различия между Фантазией и Воображением. Сны сыграли огромную роль в этой реабилитации. Естественная работа сновидений была особенно важна. В Natural Dreamwork мы вступаем в поток чувств, вызванных образами и встречами, и отпускаем нарративы и концептуальные объяснения, мешающие нашим снам. Таким образом, Natural Dreamwork помогает провести различие между фантазией и воображением.
Единороги, которых я знал с детства, были плодом фантазии. Подобно единорогам в романе Питера Пола и Мэри « Песня единорога» стихотворение, Украденный ребенок , который увел детей из «мира, полного плача» в замещающую реальность, которая также была тюрьмой.
И воображение, и фантазия взаимодействуют с образами, но по-разному. Воображение – это форма восприятия. Это спонтанный, удивительный, текучий опыт в настоящем, а не в каком-то отдаленном будущем. Наши сны предлагают нам ночные переживания воображения; Воображение также может прийти в виде сна наяву. Недавно, когда я шел из своего кабинета, погруженный в свои мысли, я вдруг и неожиданно почувствовал присутствие золотистого ретривера, сопровождающего меня вниз по лестнице. Я слышал шорох его шагов, чувствовал ветер на своих ногах, когда его хвост качался взад и вперед. Я видел его рыжевато-золотистый мех, когда он прыгал с последней ступеньки к входной двери. Хотя я знал, что его нет в моей физической реальности, он определенно присутствовал, и его присутствие вызывало одновременно удивление и восторг, а также более глубокое понимание того, чего я больше всего желал. Я должен объяснить: недавно я провел много часов, «думая о том, чтобы завести собаку». Эти мысленные эксперименты: что это было бы , хотелось бы иметь ту или иную собаку, то, что может потребоваться, чтобы приспособиться к размеру данной породы, склонности к лаю, потребности в пространстве и т. д., вызывало у меня чувство ошеломления и беспокойства. Хотя эти набеги помогли мне прояснить некоторые аспекты владения собакой, они не дали мне глубокого понимания того, чего я хочу. Неожиданный, хотя и краткий подъем воображения сделал это. Возможно, мысленные эксперименты, которые я описал, относятся к третьей категории, отличной от воображения и фантазии: они помогают нам предвидеть логистические проблемы, готовят нас к будущему, но не обязательно обогащают нашу жизнь в настоящем. Иногда эти мысленные эксперименты являются развлечением, плохой заменой сердечной проницательности.
В то время как Фантазия уводит нас от глубины, Воображение расширяет наши способности к глубокому чувству и учит мудрости сердца: Воображение ведет нас не только к радости, но и к страху, печали, тоске и печали. Признание всех наших чувств и учет как глубины, так и широты нашего уникального и особенного затруднительного положения придает нам смелости просить о помощи, попробовать что-то другое, вести трудный разговор. Воображение ведет нас в Жизнь. Чего он не может сделать, так это предсказать результат.
Фэнтези, как я использую этот термин, представляет собой полномасштабное отступление. Некоторое время мы можем чувствовать себя более «контролируемыми», в безопасности или любимыми — пока фантазия не рухнет: в «Маленькой спичечной девочке » Ганса Христиана Андерсена голодная, онемевшая от холода маленькая девочка зажигает спичку и воображает, что она сидит в перед большой железной печью. Спичка гаснет, она еще холоднее, чем прежде. Она зажигает другую, оказывается в воображении дымящегося жареного гуся, танцующего навстречу ей, пока огонек не погаснет, и она снова окажется лицом к лицу с холодной сырой стеной. В конце концов, девочка со спичками замерзает насмерть. Для маленькой девочки со спичками, как и для многих детей, рожденных в отчаянных обстоятельствах, возможно, не было спасения от трагедии; однако также возможно, что фантазия о тепле и заботе, когда их не было, лишила ее способности действовать.
Фантазии могут рождаться из убеждения, что бесполезно выражать или даже признавать боль, нужду или желание. В фэнтези мы притворяемся сильными, любимыми или вдохновляемыми, в то время как на самом деле испытываем обратное. В Fantasy мы оставляем позади наше тело и наши чувства. Фантазия — дитя нашей Воли, созданное, а не найденное. Иногда фантазия — это все, что доступно, чтобы помочь нам пройти через трудные или угнетающие обстоятельства, не зависящие от нас. Проблемы возникают, когда мы продолжаем привычное бегство еще долго после того, как оно требуется, или ошибочно принимаем фантазию за воображение. Но, как Инь и Ян, Воображение и Фантазия содержат в себе семена друг друга. Фантазии дают возможность пробудить воображение: по мере того, как мы заново открываем для себя чувства, дремлющие в статических образах Фэнтези, образы могут трансформироваться в новую форму, вновь оживляясь.
Единорог Рильке — один из таких образов для меня. Стихи Рильке нашли меня на страницах старой тетради и пробудили старые воспоминания, горькие и сладкие. Моя мама любила единорогов.
A Память: Я в машине с мамой и младшим братом. Нас отбрасывает на обочину. На ветровом стекле ярко-розовой помадой нацарапано: «Нет газа». Мы ждем, пока какой-нибудь «хороший человек» остановит свою машину и придет на помощь… Она поет Песню Единорога в тональности, которую нам трудно уловить. Она не замечает…
Другой: Я подросток в машине с моей мамой, я с тревогой смотрю на спидометр, когда он приближается к 80 милям в час, моя мать не обращает внимания, поет Песню Единорога, пока мы несемся по шоссе…
Моя мать – желанная, блестящая и сентиментальная – была хранительницей фантазий в нашем доме. Хотя она слабо держалась за «реальность», она также обладала детским обаянием, которое заставляло многих людей хотеть ей помочь. Я чувствовал давление, чтобы вырасти «слишком рано», и потерял свое воображение, чтобы быть «зрелым» ребенком, которым она хотела, чтобы я был. В равной степени, потому что такова была его природа, потому что он научился этому у своих родителей и потому что он должен был компенсировать мою мать, мой отец стал хранителем «реализма»: предсказуемого, надежного и конкретного. Он в основном придерживался научного и доказуемого. Хотя за последние несколько десятилетий он сильно расслабился, я до сих пор слышу отголоски его комментариев к фильмам и книгам, содержащих элементы прихоти, фэнтези или научной фантастики: «Но это же нереально!» «Реалистичность» моего отца была такой же ограниченной, как и магическое мышление моей матери. Реализм оставлял мало места для неизвестного: он предсказывал будущее, строго предсказуемое исходя из обстоятельств настоящего, и сосредоточивался на этом будущем больше, чем на опыте настоящего времени.
В детстве я часто чувствовал себя парализованным между крайностями моих родителей. Я не знал, что можно принять Реальность и Воображение . В основном я выбрал путь отца: поступил в медицинский институт, сосредоточился на карьере и семье и отказался от рекреационных искусств, так как они не способствовали моим амбициям. Но я также справлялся со стрессом так же, как и моя мать, растворяясь в фантазиях о побеге или необычайном успехе. Внешне я был более «ответственным», чем моя мать, но мое чувство ответственности было окрашено уступчивостью, страхом быть похожим на нее и отчаянием, порожденным верой в то, что не существует «приемлемого» выхода из моего затруднительного положения.
Хотя тогда я этого не знал, теперь я считаю, что мое отчаяние было результатом ослабленного воображения. Мне потребовалось много лет, чтобы понять, что есть и другие способы жить.
К счастью, сны стали приходить часто и сильно. Когда я рискнул записать их и поделиться ими с любящим партнером, который умел слушать, передо мной открылся целый новый мир. Я также начал работать со своими снами в терапии. Через несколько месяцев после моего первого опыта терапии, ориентированной на сновидения, мне приснился следующий сон:
Я посадил рыб моего сына в большой аквариум и пришел их кормить. На весь аквариум всего две рыбки (размером с гуппи).
На следующий день я возвращаюсь с сыном, чтобы снова их покормить. После завершения кормления я замечаю некоторое мерцание. «Есть еще рыба!» Я думаю про себя: «Рыбы породили еще много рыб!» Я волнуюсь. Вокруг танка начинают собираться другие люди. Затем я вижу, что аквариум полон самых разнообразных морских обитателей. Красивый! Изобилующий Жизнью. Кто-то указывает на 2 креветки, почти полупрозрачные. Они соприкасаются и образуют полумесяц. Собираясь уходить, я говорю кому-то: «Думаю, мне придется принести больше корма для рыб» — я чувствую себя подавленным. Женщина говорит мне: «Рыбы все время были там, ты просто не заметил: кто-то их кормил».
Сейчас, когда я вступаю в этот сон, благодаря двадцатилетней работе над исцелением своего воображения, я чувствую одиночество и оскудение первоначального образа: две одинокие гуппи на огромном монотонном пространстве. Это точное описание того, что я чувствовал, это был предел моей связи с жизнью Воображения. И все же я сделал все, что мог: покормил рыбку в сопровождении «моего ребенка». Сны часто изображают Душу с образами маленьких детей.
Как и в случае с единорогом Рильке, кормление приводит к мерцанию: Как часто новый элемент в нашей жизни привлекает наше внимание именно таким образом: неожиданное мерцание краем глаза — неизвестное, не ожидаемое. Мы ловим мерцание, а затем останавливаем свой привычный рисунок. Мы стоим на месте и воспринимаем новыми глазами то, что нам дано, то, что зеркально отражается на нас. Мы оказываемся в более богатом, более ярком опыте, который возникает не из Воли, а из Тайны.
Воображение — это дверь в Тайну. 20 лет спустя я остаюсь новичком в Школе Воображения. Моя жизнь приносит гораздо больше удовлетворения, чем я когда-либо «думал», что это может быть.
Воображение принадлежит каждому из нас по рождению. Даже если вы еще не открыли ее, эта обширная, таинственная и прекрасная Жизнь тоже находится в вас.