Воображение свойства в психологии – Свойства воображения

Свойства воображения

В рамках современной психологической науки личность понимается как экзистенция, наделенная свободой выбора и творческим потенциалом. Реализация творческого потенциала, творческое преобразование окружающей социально-природной среды невозможно без воображения.

Подходы к пониманию сущности воображения как психологического феномена

Как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивировано личностными потребностями, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение представляет собой познавательный процесс, результатом которого выступает опосредованная репрезентация реальности. Воображение ориентировано на создание новых знаний путем переработки прошлого личностного опыта. В качестве опосредствующих материалов отражения действительности выступают представления, образы восприятия.

Воображения тесно связано с мыслительной деятельностью: оба процесса являются средством опосредованного познания мира, однако, если мышление оперирует понятиями и суждениями, воображение осуществляется в образной форме, в виде рельефных представлений. Конкретные образы, созданные воображением личности, раскрывают отвлеченные теоретические мысли, идеи, концепции.

Существенным отличием воображения от мыслительной деятельности является высокая степень неопределенности результатов, невозможность подвергнуть исходные данные точному анализу, изучению.

Определение 1

Таким образом, воображение представляет собой психический процесс создания нового знания в форме образов, представлений, идей, включающий предвидение конечных результатов предметной деятельности и обеспечивающий создание поведенческой стратегии в случаях, когда проблемная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности.

Свойства воображения как психологического процесса

Своеобразие воображения как психического феномена заключается в следующем:

  1. Воображение по своей сути представляет собой мысленный выход за пределы непосредственного восприятия личности;
  2. Воображение предвосхищает будущее, содержит в себе видение результата деятельности;
  3. Воображение позволяет «оживить» то, что было раннее.

Функции воображения

Основными функциями воображения как психологического процесса выступают следующие:

  1. Репрезентация действительности в форме образов в психике человека – благодаря воображению во внутреннем психическом плане личности в виде ярких образов отражается окружающая действительность;
  2. Регуляция деятельности личности – оказавшись в проблематичной ситуации, посредством использования воображения личность осуществляет планирование собственных поведенческих стратегий, направленных на достижение желаемого результата;
  3. Управление эмоциональными состояниями. Воображение используется в различных направлениях практической психологии для управления эмоциональным состоянием личности, оказания эффективной психологической поддержки, оптимизации внутреннего состояния индивидуума, гармонизации взаимоотношений, взаимодействия с социально-природной средой.

Виды воображения

По степени выраженности активности в современной психологии выделяют пассивное и активное воображение.

Определение 2

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не находят своего отражения в практической деятельности.

Образы, созданные пассивным воображением, называют грезами, фантазиями. Их возникновение не связано с волей человека. Следует отметить, что преобладание фантазий в жизни человека может привести к отрыву от реальности, уходу личности в выдуманный мир, что приводит к возникновению трудностей в социальном и психическом развитии человека.

Определение 3

Активное воображение всегда связано с реализацией конкретной практической деятельности, направлено преимущественно вовне, характеризуется целенаправленностью, определяется волевыми усилиями, поддается волевому контролю.

Таким образом, воображение представляет собой психологический процесс, без которого представляется невозможной реализация любой практической деятельности, достижение определенных результатов, решение практических задач.

spravochnick.ru

26 Общая характеристика воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль а деятельности человека играет вооб­ражение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным пред­ставлением того, что воздействовало на него рань­ше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характери­зуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только че­ловеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практиче­скую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже за­ранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составля­ет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое соче­тание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов вооб­ражения, контролирует путь становления их, явля­ется средством их удержания, закрепления, их из­менения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник во­ображения — объективная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит пере­нос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непро­извольное воображение. Произвольное проявляет­ся, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной по­исковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного дости­жения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим факто­ром творческого поиска.

27 Виды воображения

Основные виды воображения — пассивное и ак­тивное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипно­тическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, крити­ческое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — спо­собность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. В активном вообра­жении мало мечтательности и «беспочвенной» фан­тазии. Активное воображение направлено в буду­щее и оперирует временем как вполне определен­ной категорией (т.е. человек не теряет чувства ре­альности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, че­ловек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное вооб­ражение определяется волевыми усилиями и под­дается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — происходит кон­струирование новых образов у людей в соответст­вии с воспринятыми извне словесными сообщения­ми, схемами, условными изображениями. Продук­тами этого воображения являются совершенно но­вые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие со­бытия, предвидеть результаты своих действий. Бла­годаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и дру­гими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображе­ние больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает но­вые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощают­ся в конкретные оригинальные продукты деятельно­сти. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых фор­мируются идеальные образы, б) операции, на осно­ве которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссо­циацию» и ассоциацию. Диссоциация — отрицатель­ная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В резуль­тате такой предварительной обработки опыта эле­менты его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого вообра­жения — это этап подготовки материала. Невозмож­ность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных еди­ниц образов. Ассоциация дает начало новым соче­таниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутрен­ним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществ­ленными. Образы и представления пассивного во­ображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

studfiles.net

Психология воображения

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Обычно мы сначала тщательно знакомимся с образцом вещи,

53 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М, 1989. Т.1. С.362.

которую надо сделать, строим ее мысленный образ, а затем воспроизводим его при создании подобной вещи. Но такого образца не бывает при изготовлении совсем новой вещи. Тогда человек сам мысленно создает ее образ. Такое умение строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Образы воображения отличаются от образов восприятия и представлений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются в воображении глубокой модификации, преобразованию.

Воображение является одной из фундаментальных характеристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В.Ильенков так определял роль воображения в жизни человека: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»54.

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека; кроме связи воображения с памятью оно тесно связано с процессами восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

54Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопр. эстетики Вып. 6 М, 1964. С.46-47.

307

Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом и на этой основе пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. И в этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, которое проявляется в воссоздании целостного образа, восполняющего недостающие элементы. Как отмечает А.В.Петровский, воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика: «Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат»55.

На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход развития событий, изменение явлений, течение процесса, может предвидеть результаты своих действий, поступков, а в речевом общении – то, какое влияние будет оказывать его речь на собеседника, и то, что скажет и сделает в ответ собеседник. Воображение играет огромную роль не только в преобразовании человеком окружающего мира, но и самого себя.

Воображение облегчает процесс создания и реализации программ самовоспитания; позволяет увидеть результаты соответствующих действий и поступков и на этой основе пережить будущее, как настоящее. И чем ярче образы воображения, тем сильнее эмоции, тем сильнее их мотивирующая, побуждающая функция. Анализируя воображение как фактор поведения, его ориентированность на будущее, психолог Р.Г.Натадзе пишет: «Воображение преодолевает неясность, неопределенность, заполняет пробелы и детали нашего неточного знания об этом будущем и, создавая соответствующие образы, влияет на наше поведение, рисуя привлекательность, или, наоборот, отталкивающие моменты этого будущего»56.

Виды воображения. Различие видов воображения производится по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение (рис.27).

55 Обшая психология / Под ред А.В.Петровского М., 1986. С 350.

56 Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972. С.8.

308

При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и т.п.

Рис.27. Виды воображения

Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для- такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, машиниста, шофера, доктора и т.д.). Необходимость правильно построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме того, надо воображать недостающие предметы и саму ситуацию игры. В такого рода деятельности и происходит развитие воображения.

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

309

Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам непосредственно не воспринимал, но что ему сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и т.д.). Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ той машины, которая «зашифрована» условными обозначениями. Строитель по проекту воссоздает образ того строения, которое существует пока в виде чертежей и описаний.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима их совместная жизнь. Оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Творческое воображение это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение – это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время – эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они повседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Психологические механизмы воображения. Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. В этой особенности новых образов и представлений психологи усматривают основной механизм работы воображения. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и перено-

310

сить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы воображения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе переноса функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал – на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. Психологически в основе всякого изобретения лежит работа воображения, умение отделить одни свойства предметов и перенести на другие.

Как возможно создание новых образов в процессе воображения? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

В психологии хорошо известна такая характерная черта образов и представлений об окружающем, как их гибкость и динамичность. «Образы, – писал С.Л. Рубинштейн, – являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий… Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию»57. Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает репродуктивное воображение), то в какой-то момент он может перенести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые сами по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и заключается работа творческого воображения. Иными словами, процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ. Если перенесенные свойства (или функции), включенные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут

57 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. M., 1989. T.I. C.347.

311

быть реализованы в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, кентавр, дракон, сфинкс и т.п.).

Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра-самолета. Люди отделили способность к полету от тела самих птиц и перенесли ее на другой предмет – на ковер. Это сказочный образ потому, что он не учитывал условий, при которых ковер мог бы действительно летать. Он оказался не тем предметом, в котором могла бы осуществиться переносимая на него способность птиц к полету. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту. В случае предметной реализации переносимых свойств или функций человек действительно создает новую вещь.

Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов. Одним из них является комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование – это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Перенос свойств одного образа в другой делает его разнородным. В свете требований этого нового для него свойства необходимо превратить такую разнородность в новую однородность. В результате комбинирования получается не просто новое суммирование, а целостный новый образ, в котором отдельные элементы преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» представлений. На основе агглютинации были созданы мифологические образы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и головой быка), Пегас; сказочные образы – русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

Другим приемом воображения является акцентирование подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления.

312

Но и при акцентировании преобразуется не только выделенное качество или свойство, но и все остальные. При этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом.

Внимание и его психологические особенности

В предисловии к «Хрестоматии по вниманию» ее редакторы А.А.Пузырей и В.Я.Романов пишут: «Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетами» и «падениями», столь крутыми поворотами в трактовке его содержания, а также его места и значения в ряду других психологических понятий, когда оно то на время ставилось в самый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось «фикцией» и источником псевдопроблем и полностью устранялось из психологии»58.

Можно указать на еще один момент, связанный с понятием внимания, но относящийся уже к педагогической практике. Трудно найти другое психологическое понятие, столь же часто используемое педагогами для объяснения особенностей учебной и познавательной деятельности школьников. Пожалуй, лишь понятие «интерес» употребляется в школе так же часто, как и понятие «внимание». Нередко они понимаются как синонимы, что психологически вполне объяснимо.

В чем причина такого отношения психологов и педагогов к проблеме внимания и к самому понятию «внимание»? Ответ на первую часть дает П.Я.Гальперин. Анализ трудностей проблемы внимания привел его к заключению, что «в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:

1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности

58 Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А А.Пузырея и В.Я.Романова М., 1976 С.3.

313

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности»59. То, что внимание не выступает как самостоятельный процесс и не имеет отдельного продукта, легко проиллюстрировать на примере исследованных выше познавательных процессов.

Все известные нам процессы познания – восприятие, мышление, воображение – направлены на тот или иной объект, который в них воспроизводится: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то воображаем. Когда же мы хотим подчеркнуть особое качество каждого из этих процессов, то мы говорим о внимательном восприятии (слушании, смотрении, всматривании и т.п.), о сосредоточенном размышлении, о напряженной мысли и т.п. Действительно, внимание не имеет своего особого содержания; оно оказывается внутренним свойством восприятия, мышления, воображения. Внимание это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания.

Внимание – это, в первую очередь, энерго-динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Внимание это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения, действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мир во всей его полноте.

Вместе с тем внимание нельзя ограничивать лишь рамками познавательной деятельности. Субъект может внимательно – сосредоточенно и напряженно – осуществлять практическую деятельность; он может быть внимательным к собеседнику и т.п. Поэтому внимание определяется как избирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разных явлениях внутреннего и внешнего мира.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется определенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и

59Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.221.

314

явления действительности, отвечающие потребностям и интересам субъекта, вызывают его внимание. Изменение отношения субъекта к объекту вызывает изменение внимания, выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточено сознание субъекта.

Следовательно, внимание выражает взаимоотношения субъекта и объекта (человека и мира). С одной стороны, внимание направляется субъектом на объект, с другой – объект привлекает внимание субъекта. «Причины внимания к этому, а не другому объекту, – писал С.Л.Рубинштейн, – не только в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, – они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту»60. Из этого положения становится понятным распространенность среди педагогов понятий «внимание» и «интерес» – они родственны по психологическому происхождению. В сфере желаний и чувств лежат истоки направленности в сосредоточенности сознания на тех или иных объектах.

Направленность в психологии понимается как поиск, выбор определенного объекта. Выделение в сознании каких-либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Направленность внимания проявляется в готовности к действию.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует. Это – состояние поглощенности субъекта определенным предметом, отвлечение от побочных, не относящихся к предмету условий и объектов.

Внимание является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности. В деятельности человека оно выполняет функцию контроля. Действие контроля также не представляет собой отдельного процесса: оно как бы включено в протекание других процессов либо надстроено над ними. Экспериментальные исследования внимания показали возможность его целенаправленного формирования 61.

60 Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С.230-231

61 Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внима ния. М., 1974.

315

Виды внимания. Непроизвольное внимание возникает в зависимости от характера самого объекта. К причинам, вызывающим пассивное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя, длительность и прерывистость, зримые изменения объекта. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения привлекают внимание помимо нашей воли.

Однако решающую роль в возникновении внимания имеет не абсолютная, а относительная сила раздражителя. Начинающий педагог нередко повышает голос, стараясь привлечь внимание класса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внимание учеников. Непроизвольное внимание вызывают динамические особенности – мерцающий свет, прерывистые звуки и т.п. Из педагогической практики известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь; выразительную речь можно слушать, не уставая.

Сильным побудителем непроизвольного внимания является необычность, новизна предметов и явлении. Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным.

Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, с волевыми усилиями. Мы заставляем себя направить наше внимание на то, что нам надо, на то, что мы должны выполнить. Произвольное внимание есть акт нашей воли; оно предполагает сознание цели и планирование наших действий.

Произвольное внимание есть результат сознательной активности субъекта. Оно вызывается и определяется особенностями потребностей, интересов, желаний и чувств субъекта. Иерархия мотивов и целей во многом объясняет и особенности произвольного внимания. Описанные выше приемы волевого регулирования поведения являются также приемами управления произвольным вниманием.

Основные свойства внимания. К свойствам внимания, к его характеристикам, относят концентрацию, объем, распределение, переключение, устойчивость.

Концентрация внимания это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Концен-трированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека. Концентрация составляет центральную характеристику внимания, его интенсивность.

316

Объем внимания – количество однородных предметов (как правило, не превышающее 7-9), которое охватывает внимание одномоментно. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно его связывать и структурировать.

Распределение внимания это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение. Распределение внимания очень важно для педагога, которому по сути деятельности необходимо одновременно излагать материал, контролировать ход его усвоения школьниками, следить за индивидуальными особенностями восприятия учебного материала.

Переключаемость внимания заключается в способности намеренного переноса внимания с одного объекта на другой. Быстрая или медленная переключаемость зависит от целого ряда условий. Она зависит от содержания предшествующей и последующей деятельности: если последняя более интересна, то переключение осуществляется легко. Огромную роль здесь играет темперамент индивида: существуют различия в динамике переключения у представителей различных темпераментов. У утомленного человека переключение внимания замедлено.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

317

studfiles.net

Воображение: общая характеристика и виды

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека.

Виды воображения

а) пассивное воображение (выступает как замена деятельности; в этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать):

непроизвольное воображение (непреднамеренное) связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы.

произвольное воображение (преднамеренное) характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.

б) активное воображение (используется как условие творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего):

репродуктивное (воссоздающее), в котором реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, т. е. примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения.

продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов (процесс художественного творчества). В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни.

Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта. Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. она исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Психологически исследовать мышление как процесс – значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов.

Особенности мышления

1. Мышление – это активный процесс.

2. Мышление порождается в контексте социального бытия человека: в предметно-практической деятельности и общении.

3. Мышление тесно связано с речью, языком.

4. Мышление существует только у человека. Однако оно не дано ему в готовом виде. Оно возникает и развивается у него под влиянием обучения и воспитания.

5. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует.

6. Мышление глубоко связано со знаниями.

К мыслительным операциям (рис. 5) относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация (мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом), систематизация (мысленное расположение множества объектов в определенном порядке) и конкретизация (мысленный переход от обобщенного к единичному, отдельному).

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или интеллектуальными качествами человека: самостоятельность, критичность, глубина ума, гибкость ума, пытливость мысли, широта ума, быстрота мысли и целеустремленность мышления.

studfiles.net

Свойства воображения

Воображение – это созидание новых, ранее не виданных и не испытанных, образов. Эти образы наш мозг создает, используя различные свойства воображения. К примеру: память, мышление, анализ. Следует сразу же заметить, что воображение свойственно только человеку, и именно оно и является отличительной чертой труда человека, от самого искусного труда животного. Потому что прежде чем делать, человеку свойственно представить конечный результат своего труда.

Функции и свойства

Воображение – это, на самом деле, очень полезная вещь. Она, как на первый взгляд могло бы показаться, используется не только богемными людьми искусства, но и каждым из нас, от своей работы до самого простого мыслительного процесса.

Мы различаем следующие основные свойства воображения, которые приносят очевидную пользу нам с вами:

  • воображение помогает снять нервное напряжение, удовлетворить мысленно свои потребности, сгладить конфликт с обществом;
  • воображение помогает нам решать задачи, ведь представляя окружающую действительность в образах, мы можем раскладывать пазл нашей жизни, как нам заблагорассудится;
  • воображение дает возможность разделять события – акцентировать внимание на образах значащих вещей, и не принимать во внимание малозначащие;
  • мы планируем, анализируем, оцениваем, настраиваемся на определенные действия при участии воображения.
Развитие воображения

К свойствам воображения в психологии причисляют даже само творчество, то есть – создание новых материальных ценностей. А вот этот созидательный процесс требует воображения высочайшего уровня, что подразумевает обширный жизненный опыт, виденье и восприятие самых разных сторон жизни.

Из этого следует, что для развития творческого воображения мы должны как можно больше общаться с разными людьми (обратите внимания: разными). Общаясь, мы принимаем на себя часть их опыта, часть увиденного ими и часть их личного мира. Но общаться мало, надо их еще и пытаться понять. Для развития фантазии и воображения очень важно принимать самые противоречащие друг другу модели мира. Единственный способ увидеть мир по-другому, это принять близко к сердцу виденье мира другого человека.

Также нельзя недооценивать роль литературы в развитии воображения. Мы читаем и воссоздаем опять-таки модель мира автора, а значит, впитываем немного из его опыта. Хотя Шопенгауэр считал, что книги, наоборот, вредны для воображения. Ведь люди вместо того чтобы придумать свое уникальное решение, пользуются книжными заготовками. Вопрос спорный, но вред книг скорее распространится на тех, кто не привык думать, а книги читает не для наслаждения и удовлетворения любознательности, а воспринимает в качестве настольного пособия по решению жизненных дилемм.

 

womanadvice.ru

13. Сущность воображения и его критерии. Психология представлений.

Воображение— психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.Это часть сознания личности, один из познавательных процессов.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Виды воображения

В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как: пассивное; активное.

Активное воображение, в свою очередь, делится на: воссоздающее; творческое.

А пассивное воображение- на: преднамеренное; непреднамеренное.

Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Основная тенденция воображения- преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

1)Активное воображение— создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

Воссоздающее воображение— воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.

Творческое воображение- воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: новизна объективная; новизна субъективная.

2)Пассивное воображение— воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное воображение— воображение, создающее образы, связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

Непреднамеренное воображение— воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Формы воображения: мечта; фантазия; грезы; сновидения; галлюцинации.

 Мечта— создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.

Фантазия— форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Галлюцинация— форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции.

Образы воображения также различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.В этой связи выделяют:

реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события;

фантастическое воображение, которое «отлетает» от действительности.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:

агглютинация— соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

гиперболизация, илиакцентирование, — увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;

заострение— подчеркивание каких-либо признаков;

схематизация— сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

studfiles.net

25. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ. Психология и педагогика: Шпаргалка

25. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ

Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением. Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика: воображение, вероятно, характерно только для человека и определенным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Воображение является процессом познания, оно может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Степень активности воображения обусловливает его классификацию. К пассивному воображению относят сон, грезы, мечты, к активному—репродуктивное и творческое воображение.

Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. Мечты – более активный вариант грез, это образ желаемого будущего, более связанного с действительностью, чем грезы. Их человек обычно старается претворить в реальность.

Воссоздание образов, сотворенных другими, связано с репродуктивным воображением. При этом регулируется не только содержание, но и яркость, живость образов.

Наибольшую активность и субъективность предлагает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыслей, чувств, опыта.

В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация. Агглютинация – особый вид комбинирования, он соединяет несоединимые в реальности части.

Яркость и выразительность образа повышает гиперболизация. Она выдвигает на первый план только какие-то отдельные его черты. С намеренным усилением какой-то одной черты образа связано акцентирование.

Воображение связано и с такими сторонами психики, как мышление, эмоции, память.

Сильные эмоции стимулируют работу воображения, но не только чувства вызывают воображение, но и воображение увеличивает переживания.

Воображение в трудных ситуациях при решении сложных проблем заменяет мышление, помогая восполнить недостающее воображение.

Функции воображения: 1) представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; 2) регулирование эмоциональных состояний; 3) произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; 4) формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их внутри, манипулируя образами; 5) планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий