40-Понятие о воображении. Виды и функции воображения
Вопрос № 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основ имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение — психических процесс, выражающийся:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшая знача воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, так сказать ориентируя человека в процессе деятельности. В процессе деятельности воображение выступ в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.
Нередко одна и та же задача м.б. решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее.
Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Виды воображения: пассивное и активное. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, тенденций, влечений, не завис от сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируется им; здесь нет еще собственно оперирования образами.
Пассивное воображение м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и преднамеренным, которое создает образы, не связи с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы). В высших формах воображение, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение м.б. воспроизводящее и творческое. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех/иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами — схемами, символами. Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Функции воображения
1. Регуляция поведения и деятельности — т.е. человек представляет результаты своего возможного поведения, возможные последствия действий. Человек либо отказывается от данных действий, либо наоборот активирует свою деятельность (старается реализовать свои мечты).
2. Преобразовательная функция — т.е. воображение позволяет создавать идеальные модели, прообразы будущего, которые продвигают научно-технический прогресс, позволяют развиваться цивилизации.
Виды воображения
По критерию целеполагания выделяют: непроизвольное и произвольное воображение.
Непроизвольное воображение — это непреднамеренное (без цели) создание новых образов (например при чтении книги).
Произвольное воображение — это целенаправленное создание новых образов.
По критерию оригинальности новых образов выделяют: репродуктивное или воссоздающее воображение и продуктивное (творческое) воображение.
Репродуктивное воображение — это создание новых образов на основе описания или условного изображения. Например: Если посмотреть на карте мира на Антарктиду, то появится образ льдов, на Африку — джунгли, пустыня. Репродуктивное воображение дает человеку познавать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. И на основе этого воображения создается установка, т.е. некое представление наступающих событий и соответствующее отношение к ним (влияет на взаимоотношения). Каузальная атрибуция — приписывание негативных образов (муж вовремя не пришел домой).
Творческое воображение — это создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе новой научной, художественной, литературной и музыкальной деятельности.
Фантазия
Фантазия — это вид творческого воображения, когда в создаваемом образе отдельные его элементы находятся в необычных или нереальных сочетаниях.
По степени активности выделяют: пассивное и активное воображение.
Когда воображение выступает как заместитель активной деятельности и не приводит к конкретным действиям — это пассивный вид воображения. Активный вид наоборот, приводит к конкретным действиям.
Операции воображения (способы которыми мы создаем воображение)
1. Агглютинация (склеивание) — это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия — лодка, самолет, автомобиль).
2. Аналогия — новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека — грабли, молоток, клещи и т.д.
3. Гиперболизация (преувеличение) — это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи — пиноккио, или собака — хозяин).
4. Типизация — это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора — образ женщины).
В своем развитии в онтогенезе воображение проходит два пика:
1-й пик приходится на дошкольный возраст, когда воображение интенсивно развивается в сюжетно-ролевой игре.
2-й пик развития воображения происходит в подростковом возрасте, когда окончательно складывается функция абстрагирования.
2
Воображение. Виды и функции воображения.
Воображение —
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.
2. Произвольное (или активное) — пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются:а) воссоздающее — процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;б) творческое — более сложный процесс — это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.
3. Мечта — своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.
Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Формирование внутреннего плана действий — способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Воображение. Виды и функции воображения.
От 250 руб
Контрольная работа
Воображение. Виды и функции воображения.
От 250 руб
Курсовая работа
Воображение. Виды и функции воображения.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьКорреляция между типами воображения и способностями к проектированию работ
Алмейда Ф. и Курадо М. (2019). Роль наблюдения, познания и воображения в подходе Кейнса к принятию решений. Экономика , 20, 15–26. https://doi.org/10.1016/j.econ.2019.03.001
Статья Google Scholar
Андерсон Л. и Кратволь Д. (ред.). (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценивания: пересмотр таксономии образовательных целей Boom. Лонгман.
Астрахан, К.Б., Патель, В.К., и Ванзенрид, Г. (2014). Сравнительное исследование CB-SEM и PLS-SEM для развития теории в исследованиях семейных фирм. Журнал стратегии семейного бизнеса , 5 (1), 116–128. https://doi.org/10.1016/j.jfbs.2013.12.002
Статья Google Scholar
Атанс, К.М., Челеби, С.Н., Митчинсон, С., и Махи, К.Э. (2019). Думая о будущем: сравнение принудительного выбора детей с «генеративными» ответами в «тесте с ложкой». Журнал экспериментальной детской психологии , 181, 1–16. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.12.006
Статья Google Scholar
Балакришнан, Б. (в печати). Изучение влияния инструмента дизайн-мышления на студентов-дизайнеров: исследование творческих навыков и мотивации к творческому мышлению. Международный журнал технологий и дизайна образования . https://doi.org/10.1007/s10798-021-09712-3
Барби, А.К., и Барсалу, Л.В. (2009). Рассуждение и решение проблем: Модели. В LR Squire (Ed.), Encyclopedia of Neuroscience (стр. 35–43). Академическая пресса.
Бартлетт, ФК (1928). Виды воображения. Журнал философских исследований , 3 (9), 78–85. https://doi.org/10.1017/s0031819100012651
Статья Google Scholar
Белл, Дж. Д., и Макуга, К. Л. (2019 г.). Целенаправленное прицеливание в ограниченных условиях просмотра с подтверждающей сенсорной обратной связью. Human Movement Science , 67, 102515. https://doi.org/10.1016/j.humov.2019.102515
Статья Google Scholar
Бойер, П. (2008). Эволюционная экономика мысленных путешествий во времени? Тенденции в когнитивных науках , 12, 219–224. https://doi.org/10.1016/j.tics.2008.03.003
Статья Google Scholar
Батлер, Р. Г. (2014). Разведочное и подтверждающее исследование. Получено с https://www.researchgate.net/publication/267058525
Бирн, Б. М. (2016). Моделирование структурными уравнениями с помощью AMOS: основные концепции, приложения и программирование (3-е изд.). Рутледж.
Кампос, А., и Люстрес, А. (2019). Половые и возрастные различия в пространственных образах и вращении изображений. Воображение, познание и личность , 39(1), 109–119. https://doi.org/10.1177/0276236618807895
Статья Google Scholar
Кэнди С. и Дунаган Дж. (2017). Разработка эмпирического сценария: Исчезнувшие люди. Фьючерсы , 86, 136–153. https://doi.org/10.1016/j.futures.2016.05.006
Статья Google Scholar
Сельник, П.А., и Коэн, Л.Г. (2004). Модуляция моторной функции и пластичности коры в норме и при патологии. Восстановительная неврология и неврология , 22(3–5), 261–268.
Google Scholar
Чен, К., Лю, Д., Чжоу, К., и Тан, С. (2020). Взаимосвязь между склонностью к критическому мышлению и исследовательской компетентностью медицинских сестер: перекрестное исследование. Журнал клинического ухода , 29 (7–8), 1332–1340. https://doi.org/10.1111/jocn.15201
Статья Google Scholar
Чанг Дж., Эвенсон С. и Пангаро П. (2009). Модель творческого процесса. http://www.dubberly.com/concept-maps/creative-process.html
Claridge, G. (2009). Личность и психоз. В PJ Corr & G. Matthews (Eds.), Справочник по личности (стр. 631–648). Издательство Кембриджского университета. https://doi.org/10.1017/CBO9780511596544.039
Коэн, Л., Мэнион, Л., и Моррисон, К. (2000). Методы исследования в образовании (5-е изд.). Рутледж Фалмер.
Кор М.К. (2016). Поверьте мне, это действительно так: достоверность исследований в исследованиях фармацевтического образования. Currents in Pharmacy Teaching and Learning , 8(3), 391–400. https://doi.org/10.1016/j.cptl.2016.02.014
Статья Google Scholar
Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1985). Руководство по инвентаризации личности NEO . Psychological Assessment Resources, Inc.
Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1992). Пересмотренный опросник личности NEO (NEO-PI-R) и пятифакторный опросник NEO (NEO-FFI): профессиональное руководство . Psychological Assessment Resources, Inc.
Creswell, JW (2007). Качественное исследование и дизайн исследования: выбор из пяти подходов . Мудрец.
Декеш, Д. (1999). Ожидания и уверенность в условиях неопределенности. Журнал посткейнсианской экономики , 21(3), 415–430
Статья Google Scholar
Долл, В.Дж., Ся, В., и Торкзаде, Г. (1994). Подтверждающий факторный анализ инструмента оценки удовлетворенности конечных пользователей вычислительной техникой. MIS Ежеквартально , 18(4), 453–461. https://doi.org/10.2307/249524
Статья Google Scholar
Эйнарссон, А. М. (2021). Создание, подключение и объединение в повседневных проектах производителя. International Journal of Human Computer Studies , 156, 102715. https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2021.102715
Эпштейн, С. (2003). Когнитивно-опытная я-теория личности. В Т. Миллон и М. Дж. Лернер (редакторы), Справочник по психологии: Личность и социальная психология (5 том, стр. 159–184). Уайли.
Фасионе, П. (1990). Калифорнийский тест на навыки критического мышления: уровень колледжа . Калифорнийская академическая пресса.
Фальк, Р.Ф., и Миллер, Н.Б. (1992). Праймер для мягкого моделирования . Университет Акрон Пресс.
Фёрстер, Дж., и Хиггинс, Э. Т. (2005). Как глобальное и местное восприятие соответствует фокусу регулирования. Психологическая наука , 16, 631–636. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2005.01586.x
Статья Google Scholar
Фортунато, В. Дж., и Фьюри, Дж. Т. (2011). Теория разумного времени: отношения между будущим, прошлым и настоящим мышлением и психологическим благополучием и дистрессом. Личность и индивидуальные различия , 50(1), 20–24. https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.08.014
Статья Google Scholar
Фриц, Р. (1991). Создание . Fawcett Columbine
Gadassi Polack, R., Tran, T.B., & Joormann, J. (2020). «Что было, то и будет»? Автобиографическая память и предсказание будущих событий при депрессии. Познание и эмоции, 34 (5), 1044–1051. https://doi.org/10.1080/02699931.2019.1710467
Ганиса Г., Томпсон В. Л. и Косслин С. М. (2004). Области мозга, лежащие в основе визуальных мысленных образов и зрительного восприятия: фМРТ. Когнитивное исследование мозга , 20, 226–241. https://doi.org/10.1016/j.cogbrainres.2004.02.012
Статья Google Scholar
Гелб, М. Дж. (2004). Как думать как Леонардо да Винчи: Семь шагов к гениальности каждый день . Делл.
Грин, Дж. А., Азеведо, Р., и Торни-Пурта, Дж. (2008). Моделирование эпистемологического и онтологического познания: философские перспективы и методологические направления. Педагог-психолог , 43, 142–160. https://doi.org/10.1080/00461520802178458
Статья Google Scholar
Грожан М., Шиффрар М. и Кноблих Г. (2007). Закон Фиттса справедлив для восприятия действия. Психологическая наука , 18 (2), 95–99. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.01854.x
Статья Google Scholar
Гилфорд, Дж. П. (1950). Исследования творчества: прошлое, настоящее и будущее. Американский психолог , 5, 444–454.
Артикул Google Scholar
Волосы Дж., Блэк Б., Бабин Б., Андерсон Р. Э. и Татем Р. Л. (2009 г.). Многомерный анализ данных (7-е изд.). Прентис Холл.
Хэнкок Г. Р. и Мюллер Р. О. (ред.). (2013). Моделирование структурными уравнениями: второй курс (2-е изд.). Information Age Publishing, Inc.
Hershberger, S.L. (2003). Развитие моделирования структурными уравнениями: 1994–2001 гг. Моделирование структурными уравнениями: междисциплинарный журнал , 10, 35–46. https://doi.org/10.1207/S15328007SEM1001_2
Статья Google Scholar
Хо, Х.К., Ван, К.К., и Ченг, Ю.Ю. (2013). Анализ процесса научного воображения. Навыки мышления и креативность , 10, 68–78. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2013.04.003
Статья Google Scholar
Ичино, А. (2019). Воображение и вера в действии. Философия , 47, 1517–1534. https://doi.org/10.1007/s11406-019-00067-7
Статья Google Scholar
Исаксен С.Г. и Треффингер Д.Дж. (1987). Креативное решение проблем: три компонента и шесть конкретных этапов. Раздаточный материал . Центр исследований творчества.
Google Scholar
Янковская Д.М., Гайда А. и Карвовский М. (2019). Как творческое зрительное воображение и творческое мышление детей соотносятся с их представлением о пространстве. Международный журнал научного образования , 41(8), 1096–1117. https://doi.org/10.1080/09500693.2019.1594441
Статья Google Scholar
Кафаи Ю., Филдс Д. и Сирл К. (2014). Электронный текстиль как прорывной дизайн: поддержка и стимулирование деятельности производителей в школах. Harvard Educational Review , 84(4), 532–556. https://doi.org/10.17763/haer.84.4.46m7372370214783
Статья Google Scholar
Карвовский, М. (2008a). Измерение креативности с помощью теста творческого воображения (TCI). Часть 1. Презентация нового инструмента измерения творческого потенциала. Новое образовательное обозрение , 1, 44–54
Google Scholar
Карвовский, М. (2008b). Измерение креативности с помощью теста творческого воображения (TCI). Часть 2. О действительности ОТК. Новое образовательное обозрение , 2, 216–232
Google Scholar
Киртон, М. Дж. (1987). Адаптеры и новаторы: когнитивный стиль и личность. В S. Isaksen (Ed.), Frontiers of Creative Research: Beyond the basics (стр. 282–304). Бирли Лимитед.
Кляйн И., Дюбуа Дж., Манжен Дж. Ф., Хериф Ф., Фландин Г., Полайн Дж. Б. … Бихан Д. (2004). Ретинотопическая организация зрительных мысленных образов по данным функциональной магнитно-резонансной томографии. Когнитивное исследование мозга , 22, 26–31. https://doi.org/10.1016/j.cogbrainres.2004.07.006
Статья Google Scholar
Клайн, Р. Б. (2005). Принципы и практика моделирования структурными уравнениями . Гилфорд.
Колб, Д. А. (1984). Экспериментальное обучение: опыт как источник обучения и развития . Прентис Холл.
Косслин С. (1975). Представление информации в зрительных образах. Когнитивная психология , 7, 341–370. https://doi.org/10.1016/0010-0285(75)
-8Статья Google Scholar
Косслин, С. (1999). Роль области 17 в визуальных образах: конвергентные данные от домашних животных и rTMS. Наука , 284, 167–170. https://doi.org/10.1126/science.284.5411.167
Статья Google Scholar
Косслин С. , Ганис Г. и Томпсон В. (2001). Нейронные основы образов. Nature Reviews Neuroscience , 2, 635–642. https://doi.org/10.1038/350
Статья Google Scholar
Ковен, Б. Д. (2020). Бесконечная игровая площадка: Руководство игрока по воображению (стр. 104). Пресс Массачусетского технологического института.
Кожевников М., Хегарти М. и Майер Р. Э. (2002). Пересмотр измерения визуализатор-вербализатор: свидетельство двух типов визуализаторов. Познание и обучение , 20(1), 47–77. https://doi.org/10.1207/S1532690XCI2001_3
Статья Google Scholar
Лейн, Дж. Д., Ронфард, С., Франциоли, С. П., и Харрис, П. Л. (2016). Детское воображение и вера: склонны к полету фантазии или основаны на реальности? Познание , 152, 127–140. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2016.03.022
Статья Google Scholar
Лян, К. , Чанг, К.С., и Хсу, Ю. (2013). Личностные и психологические факторы предсказывают воображение: данные из Тайваня. Обучение и индивидуальные различия , 27, 67–74. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2013.06.010
Статья Google Scholar
Лян, К., Чанг, К.С., и Лю, Ю.К. (2019). Сравнение мозговой деятельности опытных и начинающих дизайнеров визуальных коммуникаций во время инкубации идеи. Международный журнал дизайнерского творчества и инноваций , 7 (4), 213–236. https://doi.org/10.1080/21650349.2018.1562995
Статья Google Scholar
Ляо, К. Х., Чанг, К. С., Линь, Дж. С., и Лян, К. (2014). Обнаружение творческих способностей писателей о технологиях: его индикаторы, корни и развитие. Навыки мышления и креативность , 14, 76–86. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.09.002
Артикул Google Scholar
Лин, К. Ю., Лу, С.К., Сяо, Х.Х., Као, С.П., и Уильямс, П.Дж. (в печати). Развитие воображения учащихся и карьерного интереса через проект STEM с использованием 3D-печати с повторяющимся моделированием. Интерактивная среда обучения . https://doi.org/10.1080/10494820.2021.1913607
Линь В. С., Хсу Ю. и Лян К. (2014). Медиаторные эффекты зачатия воображения на академическую успеваемость студентов-дизайнеров. Международный журнал технологий и образования в области дизайна , 24 (1), 73–89. https://doi.org/10.1007/s10798-013-9244-x
Статья Google Scholar
Лю Ю. и Лю Ю. (2021). Обзор теории воображения Бернара де Ковена: эпилог игривого путешествия. Entertainment Computing , 38, 100426. https://doi.org/10.1016/j.entcom.2021.100426
Статья Google Scholar
Лотце, М., Монтойя, П., Эрб, М., Халсманн, Э., Флор, Х., Клозе, У. … Гродд, В. (1999). Активация корковых и мозжечковых двигательных областей во время выполняемых и воображаемых движений рук: исследование фМРТ. Журнал когнитивной неврологии , 11 (5), 491–501. https://doi.org/10.1162/089892999563553
Статья Google Scholar
Люке Р. и Кац Р. (2003). Управление творчеством и инновациями . Пресса Хавардской школы бизнеса.
Макферсон Р. и Станович К. Э. (2007). Когнитивные способности, предрасположенность к мышлению и учебный набор как предикторы критического мышления. Обучение и индивидуальные различия , 17(2), 115–127. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2007.05.003
Статья Google Scholar
Магид Р.В., Шескин М. и Шульц Л.Е. (2015). Воображение и генерация новых идей. Когнитивное развитие , 34, 99–110. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2014.12.008
Статья Google Scholar
Ману, А. (2007). Задача воображения: отправные точки для стратегического творчества и инноваций (стр. 47). Новые всадники.
Маркес, Х.Г., и Холланд, О. (2009). Архитектуры для функционального воображения. Нейрокомпьютинг , 72(4–6), 743–759. https://doi.org/10.1016/j.neucom.2008.06.016
Артикул Google Scholar
Мейсон Л., Болдрин А. и Ариаси Н. (2010). Эпистемическое метапознание в контексте: оценка и изучение онлайн-информации. Метапознание и обучение , 4, 67–90. https://doi.org/10.1007/s11409-009-9048-2
Статья Google Scholar
Маклафлин Б., Велес Дж. А., Готлиб М. Р., Томпсон Б. А. и Краузе-МакКорд А. (2019 г.). Реакция на будущее: политическая визуализация, эмоциональные реакции и политическое поведение. Международный журнал рекламы , 38 (5), 760–775. https://doi.org/10.1080/02650487.2018.1556193
Статья Google Scholar
Мулайк, С. А. (2009). Линейное причинно-следственное моделирование со структурными уравнениями . Чепмен и Холл/CRC.
Нахтигалл, К., Крон, У., Функе, Ф., и Стейер, Р. (2003). Почему) мы должны использовать SEM? Плюсы и минусы моделирования структурными уравнениями. Методы психологических исследований в Интернете , 8 (2), 1–22.
Google Scholar
Крапива Д. (2001). Сильное воображение: Безумие, творчество и человеческая природа . Издательство Оксфордского университета.
Новак Л. и Новак Д. (2021). Оценка коэффициента вариации для структурного анализа: интервальный подход корреляции. Структурная безопасность , 92 , 102101. https://doi.org/10.1016/j.strusafe.2021.102101
Осборн, А. Ф. (1952). Разбуди свой разум: 101 способ развить креативность . Скрибнеры.
Парнес, С.Дж. (1992). Справочник по творческому решению проблем . Пресса Фонда творческого образования.
Плотка, В. (2020). Споры о существовании вымышленных объектов: Гуссерль и Ингарден о воображении и вымысле. Журнал Британского общества феноменологии , 51 (1), 33–54. https://doi.org/10.1080/00071773.2019.1629553
Артикул Google Scholar
Плсек, ЧП (1997). Творчество, инновации и качество . Пресса качества ASQ.
Пилишин З. (1981). Дебаты об образах: аналоговые медиа против неявного знания. Психологический обзор , 88 (1), 16–45. https://doi.org/10.1037/0033-295X.88.1.16
Статья Google Scholar
Рейнольдс, К., Осуагву, Б. А., и Вукович, А. (2015). Влияние моторного воображения на корковую активацию при функциональной электрической стимуляции. Клиническая нейрофизиология , 126, 1360–1369. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2014.10.007
Статья Google Scholar
Рибо, Т. (1906). Очерк творческого воображения . Открытый суд.
Робертс, Дж. В., Уэлш, Т. Н., и Уэйкфилд, К. Дж. (2019 г.). Изучение эквивалентности между образами и исполнением. Кодируют ли воображаемые и выполняемые движения относительные характеристики окружающей среды? Behavioral Brain Research , 370, 111951. https://doi.org/10.1016/j.bbr.2019.111951
Статья Google Scholar
Россман, Дж. (1931). Психология изобретателя: исследование патентообладателя . Издательство изобретателей.
Шактер, Д.Л., Аддис, Д.Р., и Бакнер, Р.Л. (2008). Эпизодическое моделирование будущих событий: концепции, данные и приложения. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 1124, 39–60. https://doi.org/10.1196/annals.1440.001
Статья Google Scholar
Шён, Д. А. (1983). Рефлексивный практик: как думают профессионалы в действии . Основные книги.
Шамуэй, В., и Табатабаи, Ф. (2015). Влияние критического мышления на обучение с использованием бизнес-симуляций. Международный журнал управленческого образования , 13(2), 119–127. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2015.01.002
Статья Google Scholar
Штрауман, Т.Дж. (1998). Использование воображения и индивидуального предложения, чтобы изменить людей: комментарий. Поведенческая терапия , 29(4), 707–714. https://doi.org/10.1016/S0005-7894(98)80027-0
Статья Google Scholar
Стюарт, М. Т. (2021). К двойному процессу эпистемологии воображения. Synthese, 198 , 1329–1350.https://doi.org/10.1007/s11229-019-02116-w
Suddendorf, T., & Corballis, M.C. (2007). Эволюция предвидения: что такое мысленное путешествие во времени и уникально ли оно для человека? Науки о поведении и мозге , 30 (3), 299–313. https://doi.org/10.1017/S0140525X07001975
Статья Google Scholar
Самейтат, А. Дж., Шен, С., и Стерр, А. (2007). Моторные образы сложных бытовых движений. ФМРТ-исследование. Нейроизображение , 34, 702–713. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2006.09.033
Статья Google Scholar
Шпунар, К.К. (2010). Эпизодическая мысль о будущем: новая концепция. Перспективы психологической науки , 5 (2), 142–162. https://doi.org/10.1177/1745691610362350
Статья Google Scholar
Томас, Н. (1997). Образы и согласованность воображения: критика белого. Журнал философских исследований , 22, 95–127. https://doi.org/10.5840/jpr_1997_20
Статья Google Scholar
Торранс, EP (1966). Тесты творческого мышления Торранса. Нормы. Техническое руководство. Исследовательское издание. Вербальные тесты, формы A и B. Образные тесты, формы A и B . Кадровая пресса.
Тротман, Д. (2008). Воображение и подростковый жизненный мир: возможности и обязанности в национальном вторичном обзоре. Навыки мышления и творчество , 3 (2), 125–133. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2008.04.002
Статья Google Scholar
Тротман, Д. (2019). Творчество как пастырское дело. Пастырская забота в сфере образования , 37(1), 73–80. https://doi.org/10.1080/02643944.2019.1569844
Статья Google Scholar
Ульман, Дж. Б. (2001). Структурное моделирование уравнение. В BG Tabachnick, & LS Fidell (Eds.), Использование многомерной статистики (3-е изд., стр. 709-819 ) . Аллин и Бэкон.
Видергор, Х. Э., Гивон, М., и Мендель, Э. (2019). Содействие будущему мышлению в начальной и средней школе с использованием многомерной модели учебного плана. Навыки мышления и креативность , 31, 19–30. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.10.001
Статья Google Scholar
Валлас Г. (1926). Искусство мышления . Вт.
Уорд, Т.Б., и Уикс, К. (2009). Стабильные и динамические свойства категорийной структуры. Руководство по образному мышлению. Журнал исследований творчества , 21 (1), 15–23. https://doi.org/10.1080/10400410802633376
Статья Google Scholar
Виблом, Дж., Андре, М., и Рундгрен, С.Дж. (2021). Самоанализ, сострадание и повествовательное воображение в критическом экзамене учащихся в естественнонаучном образовании. Обучение, культура и социальное взаимодействие , 29, 100516. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100516
Статья Google Scholar
Уайли, Дж., Гриффин, Т.Д., Стеффенс, Б., и Бритт, Массачусетс (2020). Эпистемические убеждения о ценности интеграции информации из нескольких исторических документов. Learning and Instruction , 65, 101266. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2019.101266
Статья Google Scholar
Уортингтон Р.Л. и Уиттакер Т.А. (2006). Исследования масштабного развития: контент-анализ и рекомендации по передовому опыту. Психолог-консультант , 34(6), 806–838. https://doi.org/10.1177/0011000006288127
Статья Google Scholar
Ю, С.С., Фриман, Д.К., Маккартилл, Дж.Дж., и Джолес, Ф.А. (2003). Нервные субстраты тактильных образов: функциональное МРТ-исследование. Нейроотчет , 14, 581–585. https://doi.org/10.1097/00001756-200303240-00011
Статья Google Scholar
Йоксон Э., Пасионе С. М., Сонг Дж. Х. и Уэлш Т. Н. (2017). Специфическое действие исполнения на воображение ответных прицельных движений. Наука о движении человека , 54, 51–62. https://doi.org/10.1016/j.humov.2017.03.007
Статья Google Scholar
Чжан, Х., Сунь, К., Лю, X., Гонг, С., Ю, К. и Чжоу, З. (в печати). Мальчики получают больше пользы от поддержки учителей: Влияние предполагаемой поддержки учителей на творческое мышление учащихся начальных классов. Навыки мышления и креативность . https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100680
Цзоу, Ю.М., Ян, Х.Х., Чжан, Р.Т., Луи, С.С.И., Чунг, Э.Ф.К., и Чан, Р.К.К. (2020). Валидация китайской версии многомерной шкалы шизотипии (MSS): конвергентные данные исследовательского и подтверждающего факторного анализа. Asian Journal of Psychiatry , 51, 102057. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2020.102057
Ссылки на скачивание
Imagination, by Robert o Assagioli
« Вернуться к индексу глоссарияКраткие определения воображения Роберто Ассаджиоли, одной из психологических функций психосинтеза:
«Воображение — это функция, которая сама по себе является до некоторой степени синтетической, поскольку воображение может действовать одновременно на нескольких уровнях: ощущения, чувства, мышления и интуиции. . В каком-то смысле это поперечное сечение этих четырех функций или, скорее, их комбинация в различных пропорциях. Оно включает в себя различные виды воображения, такие как визуализация — вызывание зрительных образов — слуховое воображение, тактильное, кинестетическое воображение и так далее.
Воображение, в точном смысле функции вызывания и создания образов, является одной из наиболее важных и спонтанно активных функций человеческой психики, как в ее сознательных, так и в ее бессознательных аспектах или уровнях. Следовательно, это одна из функций, которую необходимо контролировать, когда она чрезмерна или рассеяна; тренироваться, когда он слаб, и использоваться благодаря его большой силе. Это объясняет, почему в психосинтетической терапии нас особенно интересует регуляция, развитие и использование воображения, поскольку практика техники воображения является одним из лучших путей к синтезу различных функций. (Психосинтез, стр. 143)
«II. ВООБРАЖЕНИЕ
О том, что воображение имеет тесную связь с созерцанием, свидетельствует тот факт, что созерцания часто предстают перед сознанием не в абстрактном, простом и «чистом» виде, а в виде образов. Это влечет за собой первичную задачу различения содержания, сущности, идеи, присущих созерцанию, от формы, так сказать, облачения, которое оно принимает. Поскольку характер формы символичен, возникает сложный и важный вопрос о символизме. Поскольку я говорил об этом в другом месте (1), здесь я ограничусь тем, что подчеркну двойственную и, в известном смысле, противоположную природу и функцию символа. Он может как скрывать, так и раскрывать. Когда его ошибочно принимают за реальность, которую он выражает, он скрывает ее и, таким образом, является источником иллюзии. Когда оно признано тем, чем оно является, средством выражения, оно представляет собой полезную, а иногда и незаменимую помощь для «поймать» и затем осветить трансцендентную реальность.
Независимо от своей когнитивной функции как средства и проводника интуиции, воображение имеет несколько других аспектов. Существует прежде всего простое репродуктивное воображение, т. е. носитель памяти — картины уже пережитых ощущений и впечатлений (мнемические образы). В то время как визуальное является наиболее частым из них, в памяти имеется множество других чувственно-опосредованных впечатлений, наиболее важным из которых является слуховое. Скрытые и хранящиеся в том, что можно назвать «записями бессознательного», они могут спонтанно всплывать в сознание или вновь пробуждаться волей. Способность сохранять и воспроизводить образы огромна, можно сказать, практически безгранична. При определенных состояниях (гипнотических и лихорадочных состояниях) на поверхность сознания могут всплывать подробные воспоминания о событиях раннего детства. Есть, опять же, чудеса памяти, демонстрируемые некоторыми великими оркестровыми дирижерами (особенно Тосканини), чья способность запоминать симфонии и оперы целиком позволяла им дирижировать произведением, не обращаясь к партитуре. Не менее удивительным является то, как некоторые продвинутые шахматисты могут визуализировать положения и ходы фигур и играть несколько партий одновременно, не видя доски. Далее идет творческое воображение: его большое значение недостаточно признается, а его сила мало используется, особенно в образовании.