Возрастная периодизация кратко: Возрастная периодизация | Кинезиолог

Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст?

Содержание

  • 1 Периодизация возрастная с психологической точки зрения
  • 2 Философское понятие о возрастной периодизации
  • 3 Так ли важен возраст?

Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:

  • Порядок жизненных событий;
  • Биологические процессы человека;
  • Развитие в социуме;
  • Онтогенез психологии.

Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.

На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.

Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.

Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.

Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:

  • Рождение человека;
  • Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
  • Развитие этих функций;
  • Старость и угнетение функционирования организма;
  • Физическая смерть.

Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.

Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.

Что же такое возрастная периодизация?

Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.

Периодизация возрастная с психологической точки зрения

1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:

  • Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
  • Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
  • Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.

 2. Детство.

  • От нуля месяцев до года;
  • Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
  • Дошкольная пора с трех до шести лет.

В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;

  • Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.

3. Отрочество.

  • Подростковый период.

Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет.

Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.

  • Юношеская пора.

Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.

Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.

Важно!

Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.

Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.

Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.

4. Зрелость.

  • Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
  • Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей.
    По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
  • Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
  • Десятилетие кризиса (45 -55 лет).

Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.

В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.

  • Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности.
    Это период относительного покоя во всех сферах жизни.

5. Старость.

Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.

В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.

  • Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
  • Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
  • Осмысление и принятие смерти.

1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.

2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.

3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.

4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.

5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.

6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.

7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.

Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.

Философское понятие о возрастной периодизации

Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.

Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.

Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.

Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.

  • Весна.

Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.

  • Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.

 

  • Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
  • Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.

Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.

Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.

В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.

Так ли важен возраст?

Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.

Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.

Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.

1 Возрастная периодизация

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с воз­растом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития. Разумеется, это со­ответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие кон-. кретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную ин­формацию для посвященных. Есть целый ряд разработок перио­дизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви­тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких де­сятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один кри­терий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периоди­зации, которая сейчас признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества. Сущность возрастных особенно­стей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духов­ное развитие человека тесно связаны между собой, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сфе­ре. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биоло-

100

гическое, социальное созревание, проявляется возрастная ди­намика духовного развития личности. Это и служит естествен­ной основой для выделения последовательных этапов челове­ческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человечес­кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

1. Пренатальный период

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Период новорожденное™ (до 6 недель жизни)

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

3. Грудной период (до 1 года)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

4. Ползунковый возраст (1—3 года)

Младший дошкольный возраст (3—4 года)

5. Дошкольный возраст (3-6 лет)

Средний дошкольный возраст (4—5 лет) Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

6. Школьный возраст (6—11 лет)

4. Младший школьный возраст (6—10 лет)

7. Пубертатный период (11-15 лет)

5. Средний школьный возраст (10-15. лет)

8. Юношеский период (15-20 лет)

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита­ние, с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также свя­занное с ним развитие познавательных сил, то разумно органи­зованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отри­цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци­альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но дале­ки

ко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик­тует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче­те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответ­ствовать возрастным этапам развития. Как в природе все про­исходит в свое время, так и в воспитании все должно идти сво­им чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания ко­торых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла­галось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А. Коменский1.

Учет возрастных особенностей — один из основополагаю­щих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован­ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель­ности.

История разделения | Мировая цивилизация

Цель обучения

  • Анализ сложностей, присущих расщеплению истории в целях академического изучения

Ключевые моменты

  • Вопрос о том, какие исследования задают историки, какие знания они ищут и как они интерпретируют найденные доказательства, остается спорным. Историки делают выводы из прошлых подходов к истории, но, в конце концов, они всегда пишут в контексте своего времени, текущих доминирующих представлений о том, как интерпретировать прошлое, и даже субъективных точек зрения.
  • Все события, которые помнят и сохраняют в той или иной первоначальной форме, составляют историческую запись. Задача историков – определить источники, которые могут внести наибольший вклад в создание точных отчетов о прошлом. Эти источники, известные как первоисточники или свидетельства, были созданы в изучаемое время и составляют основу исторического исследования.
  • Периодизация — это процесс категоризации прошлого на дискретные, количественно определенные именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками. Все системы периодизации произвольны.
  • Общий общий раскол между предысторией, древней историей, средневековьем, новой историей и новейшей историей — это западное разделение крупнейших блоков времени, согласованное западными историками. Однако даже в рамках этого общепринятого деления перспектива конкретных национальных событий и опыта часто разделяет западных историков, поскольку некоторые ярлыки периодизации применимы только к определенным регионам.
  • Изучение всемирной истории возникло как отдельная академическая область для изучения истории с глобальной точки зрения, а не исключительно с национальной точки зрения исследования. Тем не менее, эта область все еще борется с присущей западной периодизацией.
  • Мировые историки используют тематический подход для поиска общих закономерностей, возникающих во всех культурах. Периодизация всемирной истории, какой бы несовершенной и тенденциозной она ни была, служит способом организации и систематизации знаний.

Термины

периодизация

Процесс или исследование классификации прошлого на дискретные, количественно определенные именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками. Однако определение точного начала и окончания любого периода обычно произвольно.

первоисточники

Первоисточники информации по теме. При изучении истории как академической дисциплины первоисточники включают в себя артефакт, документ, дневник, рукопись, автобиографию, запись или другой источник информации, созданный в изучаемое время.

Слово история  в конечном итоге происходит от древнегреческого historía , что означает «исследование», «знание из исследования» или «судить». Однако вопрос о том, какие исследования задают историки, какие знания они ищут и как интерпретируют найденные свидетельства, остается спорным. Историки
делают выводы из прошлых подходов к истории, но, в конце концов, они всегда пишут в контексте своего времени, текущих доминирующих представлений о том, как интерпретировать прошлое, и даже субъективных точек зрения. Кроме того, текущие события и события часто определяют, какие прошлые события, исторические периоды или географические регионы считаются критическими и, следовательно, должны быть исследованы. Наконец, исторические исследования призваны дать конкретные уроки современному обществу. По словам Бенедетто Кроче, итальянского философа и историка, «вся история — это современная история».

Все события, которые помнят и сохраняют в той или иной первоначальной форме, составляют историческую запись. Задача историков – определить источники, которые могут внести наибольший вклад в создание точных отчетов о прошлом. Эти источники, известные как первоисточники или свидетельства, были созданы в изучаемое время и составляют основу исторического исследования. В идеале историк должен использовать как можно больше доступных первоисточников, но на практике источники могут быть уничтожены или недоступны для исследования. В некоторых случаях единственными свидетельствами очевидцев о событии могут быть мемуары, автобиографии или устные интервью, взятые годы спустя. Иногда единственное свидетельство, относящееся к событию или человеку в далеком прошлом, было записано или скопировано спустя десятилетия или столетия. Историки сохраняют осторожность при работе с свидетельствами, записанными спустя годы, или даже десятилетия или столетия после события; такого рода доказательства ставят вопрос о том, насколько точно свидетели помнят события. Однако историки также отмечают, что вряд ли какие-либо исторические свидетельства можно считать объективными, поскольку они всегда являются продуктом конкретных людей, времени и господствующих идей. Именно поэтому исследователи стараются найти как можно больше записей об изучаемом событии, и нередко они находят доказательства, которые могут представлять противоречивые описания одних и тех же событий.
В целом источники исторических знаний можно разделить на три категории: то, что написано, то, что сказано, и то, что физически сохранилось. Историки часто обращаются ко всем трем.

Периодизация — это процесс разделения прошлого на дискретные, количественные, именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками.
В той мере, в какой история непрерывна и не может быть обобщена, все системы периодизации произвольны. Более того, определение точного начала и окончания любого периода также является вопросом произвольных решений. В конце концов, ярлыки периодизации являются отражением очень конкретных культурных и географических точек зрения, а также конкретных подполей или тем истории (например, военной истории, социальной истории, политической истории, интеллектуальной истории, истории культуры и т. д.).
Следовательно, блоки периодизации не только неизбежно перекрываются, но и часто как бы конфликтуют или противоречат друг другу. Одни имеют культурное значение (позолоченный век), другие относятся к выдающимся историческим событиям (межвоенные годы: 1918–1939), третьи определяются десятичной системой счисления (1960-е, 17 век). Другие периоды названы в честь влиятельных людей, чье влияние могло выйти за пределы определенных географических регионов (викторианская эпоха, эдвардианская эпоха, наполеоновская эпоха).

Общее разделение на предысторию (до письменной истории), древнюю историю, средние века, новую историю и новейшую историю (история в памяти живых) представляет собой западное деление крупнейших блоков времени, согласованное западными историками и представляющее западная точка зрения. Например, историю Азии или Африки нельзя четко классифицировать по этим периодам.

Однако даже в рамках этого общепринятого деления западных историков часто разделяет перспектива конкретных национальных событий и опыта, поскольку некоторые периодизирующие ярлыки применимы только к определенным регионам.
Это особенно верно для ярлыков, полученных от отдельных лиц или правящих династий, таких как эпоха Джексона в Соединенных Штатах или период Меровингов во Франции. Культурные термины также могут иметь ограниченный, хотя и более широкий охват. Например, концепция периода романтизма в значительной степени бессмысленна за пределами Европы и культур, находящихся под влиянием Европы; даже внутри этих областей разные европейские регионы могут по-разному отмечать начало и конец романтизма. Так же и 1960-е годы, хотя технически применимы к любой точке мира в соответствии с нумерацией нашей эры, имеют определенный набор конкретных культурных коннотаций в определенных странах, включая сексуальную революцию, контркультуру или молодежное восстание. Однако в некоторых регионах (например, в Испании при авторитарном режиме Франсиско Франко) они так и не появились. Некоторые историки также отмечают, что 1960-е годы как описательный исторический период фактически начались в конце 1950-х и закончились в начале 1970-х годов, потому что культурные и экономические условия, определяющие значение периода, доминировали дольше, чем фактическое десятилетие 19-го века.60-е годы.

Петрарка работы Андреа дель Кастаньо. Петрарка, итальянский поэт и мыслитель, выдвинул идею европейского «Темного века», которая позже превратилась в трехчастную периодизацию западной истории: Древность, Средневековье и Новое время.

Хотя всемирная история (также называемая глобальной историей или транснациональной историей) возникла как отдельная академическая область исторических исследований в 1980-х годах для изучения истории с глобальной точки зрения, а не исключительно с национальной точки зрения исследования, она все еще борется с по своей сути западной периодизации. Обычное разделение, используемое при разработке всеобъемлющих курсов мировой истории на уровне колледжа (и, таким образом, также используемое в учебниках истории, которые обычно делятся на тома, охватывающие досовременную и современную эпохи), все еще является результатом определенных исторических событий, представленных с точки зрения западной науки. мировой и частный национальный опыт. Однако даже раскол между домодерной и современной эпохами проблематичен, потому что он осложняется вопросом о том, как преподаватели истории, авторы учебников и издатели решают классифицировать то, что известно как эпоха раннего Нового времени, которая традиционно представляет собой период между эпохой Возрождения и конец эпохи Просвещения. В конце концов, вопрос о том, включать ли раннее Новое время в первую или вторую часть курса всемирной истории, часто предлагаемого в колледжах США, является субъективным решением преподавателей истории. В результате одни и те же вопросы и варианты ответов применимы к учебникам истории, написанным и изданным для американской аудитории.

Историки мира используют тематический подход для выявления общих закономерностей, возникающих во всех культурах, с двумя основными фокусными точками: интеграция (как процессы всемирной истории сблизили людей мира) и различие (как закономерности мировой истории раскрывают разнообразие человеческих переживаний). Периодизация всемирной истории, какой бы несовершенной и тенденциозной она ни была, служит способом организации и систематизации знаний.
Без него история была бы не чем иным, как разрозненными событиями без структуры, призванной помочь нам понять прошлое.

Период палеолита | Определение, даты и факты

Венера Виллендорфская

См. все медиа

Контекст:
Каменный век

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое период палеолита?

Период палеолита — древний культурный этап технологического развития человечества, характеризующийся созданием и использованием рудиментарных каменных орудий труда. К ним относятся простые инструменты из гальки (скала, сформированная путем удара по другому камню для производства инструментов с зазубренным гребнем, который служил рубящим лезвием), ручные тесла (инструменты, сформированные из каменного блока для создания закругленного обуха и прямой прямой с одинарной фаской). или изогнутая режущая кромка), скребки для камня, скалыватели и наконечники. Такие орудия делались также из кости и дерева. Для эпохи палеолита также характерно изготовление мелкой скульптуры (например, резные каменные статуэтки женщин, глиняные фигурки животных и др. изделия из кости и слоновой кости), росписей, резных рисунков и рельефов на стенах пещер.

инструмент

Узнайте больше о разработке инструментов из первых рук.

Когда начался палеолит?

Начало периода палеолита традиционно совпадает с первым свидетельством создания и использования орудий труда Homo примерно 2,58 миллиона лет назад, в начале эпохи плейстоцена (от 2,58 миллиона до 11 700 лет назад). Однако в 2015 году исследователи, проводившие раскопки в высохшем русле реки недалеко от кенийского озера Туркана, обнаружили примитивные каменные орудия, встроенные в скалы возрастом 3,3 миллиона лет назад — серединой эпохи плиоцена (примерно от 5,3 до 2,58 миллиона лет назад). Эти инструменты предшествуют самым старым подтвержденным образцам Homo почти на 1 миллион лет, что повышает вероятность того, что изготовление орудий возникло у австралопитеков или его современников, и что следует переоценить время начала этой культурной стадии.

Останки озера Туркана

Узнайте больше о находках на озере Туркана.

Австралопитек

Узнайте больше о Австралопитек .

Когда закончился палеолит?

Период палеолита закончился, когда начался период неолита. Однако эта точка перехода вызывает много споров, поскольку разные части мира достигли стадии неолита в разное время. Обычно считается, что это произошло где-то около 10 000 лет до нашей эры. За это время люди научились выращивать урожай и содержать домашний скот и, таким образом, больше не зависели от охоты, рыбалки и сбора дикорастущих растений. Эти культуры изготавливали более полезные каменные орудия, шлифуя и полируя более твердые породы, а не просто измельчая более мягкие до желаемой формы. Выращивание злаков позволяло людям селиться на одном месте, строить постоянные жилища и обустраивать деревни, а освобождение от кочевничества и охотничье-собирательского хозяйства давало время для занятий специализированными ремеслами.

Неолит

Узнайте больше о периоде неолита.

Одомашнивание

Узнайте больше об одомашнивании растений и животных.

Достигли ли более одного вида палеолитического уровня развития?

По крайней мере три вида в пределах рода Homo достигли палеолитического уровня развития. Существует множество свидетельств того, что вид H. erectus (который, вероятно, возник в Африке и существовал от 1,9 миллиона до примерно 200 000 лет назад), H. neanderthalensis (то есть неандертальцы, населявшие Евразию от 200 000 до 24 000 лет назад) и H. sapiens (вид, возникший в Африке более 315 000 лет назад и включающий все живущие люди) создавали и использовали каменные орудия труда. Кроме того, если датировка самых ранних известных ручных инструментов верна, один или несколько видов австралопитеков (живших в Африке от 4,4 до 1,4 миллиона лет назад) или, возможно, более архаичный представитель Homo мог их создать.

Homo

Подробнее о роде Homo .

Неандерталец

Узнайте больше о неандертальцах.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Палеолитический период , также пишется как Палеолитический период , также называемый Старый каменный век , древний культурный этап или уровень человеческого развития, характеризующийся использованием рудиментарных каменных орудий с щербинами. ( См. также Каменный век.)

Начало периода палеолита традиционно совпадало с первым свидетельством создания и использования орудий труда Homo примерно 2,58 миллиона лет назад, в начале эпохи плейстоцена (приблизительно от 2,58 миллиона до 11700 лет назад). Однако в 2015 году исследователи, проводившие раскопки в высохшем русле реки недалеко от кенийского озера Туркана, обнаружили примитивные каменные орудия, встроенные в скалы возрастом 3,3 миллиона лет назад — серединой эпохи плиоцена (примерно от 5,3 до 2,58 миллиона лет назад). Эти инструменты предшествуют самым старым подтвержденным образцам Homo почти на 1 миллион лет, что повышает вероятность того, что изготовление орудий возникло у австралопитеков или его современников, и что следует переоценить время начала этой культурной стадии.

Сравните Homo habilis , H. erectus , H. neanderthalensis и H. sapiens , чтобы определить первый вид человека

Посмотреть все видео к этой статье

Период палеолита часто делится на три части: Нижний, средний и верхний. Однако антропологи сопротивляются установлению жестких временных границ для каждого подразделения и стадий внутри него, поскольку технологии, свойственные разным отраслям, возникли в разное время в разных регионах. Кроме того, существует некоторый уровень совпадения между этапами и подразделениями, потому что для распространения новых технологий требовалось время, что создало обстоятельства, при которых некоторые группы людей получили доступ к более высоким уровням технологий раньше, чем их современники. Нижний палеолит традиционно делится на олдованскую стадию (от 2,6 до 1 млн лет назад), когда появились галечные (рубящие) орудия, и ашельскую стадию (от 1,7–1,5 млн лет назад до примерно 250 000–200 000 лет назад). ), в котором появились более сложные ручные топоры и инструменты для колки. С открытием инструментов, раскопанных на озере Туркана, некоторые антропологи предложили добавить третий этап, ломеквийский этап, чтобы учесть 700 000 лет раннего ковки и других инструментов для скалывания камней, которые предшествовали олдованскому этапу. Средний палеолит, для которого характерны отщепные орудия и широкое использование огня, длился примерно от 250 000 до 30 000 лет назад. Верхний палеолит, когда появились более сложные инструменты, длился примерно от 50 000–40 000 лет назад до примерно 10 000 лет назад.

На стоянках, относящихся к периоду нижнего палеолита, были найдены простые орудия из гальки вместе с останками того, что могло быть одним из самых ранних предков человека. Несколько более сложная нижнепалеолитическая традиция, известная как производство режущих инструментов Чоппера, широко распространена в Восточном полушарии, и считается, что она была делом рук вида гоминидов под названием Homo erectus . Считается, что H. erectus , вероятно, изготавливал орудия из дерева и кости, хотя таких ископаемых орудий пока не обнаружено, а также из камня.

Около 700 000 лет назад появился новый инструмент нижнего палеолита — ручной топор. Самые ранние европейские ручные топоры относятся к аббевильской промышленности, развившейся на севере Франции в долине реки Сомма; более поздняя, ​​более утонченная традиция ручного топора наблюдается в ашельской промышленности, свидетельства которой были обнаружены в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. Некоторые из самых ранних известных ручных топоров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания) вместе с останками H. erectus. Наряду с традицией ручного топора развивалась отчетливая и очень разнообразная индустрия каменных орудий, основанная на каменных отщепах: специальные инструменты изготавливались из обработанных (тщательно обработанных) кремневых отщепов. В Европе клактонская промышленность является одним из примеров флейк-традиции. Ранние отщепные индустрии, вероятно, способствовали развитию среднепалеолитических отщепных орудий мустьерской индустрии, связанной с останками неандертальцев. Другие предметы, относящиеся к среднему палеолиту, представляют собой бусы из ракушек, найденные как в Северной, так и в Южной Африке. В Тафоральте, Марокко, бусины были датированы примерно 82 000 лет назад, а другие, более молодые экземпляры были обнаружены в пещере Бломбос в заповеднике Бломбосфонтейн на южном побережье Южной Африки. Эксперты определили, что следы износа, по-видимому, указывают на то, что некоторые из этих раковин были подвешены, некоторые были выгравированы, а экземпляры из обоих мест были покрыты красной охрой.

Добавить комментарий