Возрастная периодизация психического развития детей
Педагогика ↓
Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.
Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека :
- весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;
- лето (молодость) – 20-40 лет;
- осень (расцвет сил) – 40-60 лет;
- зиму (угасание) – 60-80 лет.
Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов.
Аристотель делил детство и отрочество на три стадии:
- первая – от рождения до 7 лет;
- вторая – от 7 до 14 лет;
- третья – от 14 до 21 года.
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.
- Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.
- Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет.
- Третья фаза – детство, 5-12 лет.
- Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.
- Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.
- Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.
- Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет.
- Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее.
По мнению Б.Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально – педагогическому признаку.
В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития:
- внутриутробный,
- детство,
- юность,
- взрослость,
- старость.
При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Цикл «детство» охватывает три стадии:
- младенчество (от рождения до 18 месяцев),
- дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
- раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).
Цикл «юность» подразделяется на две стадии:
- старшее школьное детство (от 11 до 15 лет),
- поздняя юность (от 15 лет до 21 года).
Цикл «взрослость» состоит из трех стадий:
- ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет),
- средняя взрослость (от 25 до 40 лет),
- поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).
- в качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).
Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии:
- отставка (от 65),
- старый возраст (от 70),
- третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
- от рождения до 1 года (младенчество, или орально – сенсорная стадия),
- от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно – анальная стадия),
- от 3 до 6 лет (возраст игры , или локомоторно – генитальная стадия),
- от 6 до 12 лет (школьный возраст , или латентная стадия),
- от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),
- от 26 до 64 лет (средняя зрелость),
- от 65 лет (поздняя зрелость).
В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В ., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:
- младенческий возраст – от рождения до 3 лет,
- раннее детство – от 3 до 6 лет,
- детство – от 6 до 12 лет,
- подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,
- молодость – от 18 до 40 лет,
- зрелый возраст – от 40 до 65 лет,
- пожилой возраст – от 65 лет.
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:
- младенческий возраст – от рождения до 2 лет,
- раннее детство – от 2 до 6 лет,
- среднее детство – от 6 до 12 лет,
- подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет,
- ранняя взрослость – от 20 до 40 лет,
- средняя взрослость – от 40 до 60 лет,
- поздняя взрослость – от 60 лет и далее.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий
- Закрепление умения находить проверочное слово
- Особенности развития социальной педагогики в России
Имя существительное- Имя прилагательное
- Культура педагогического общения
- Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей
- Диктант «Светлый день» 9 класс
- Диктант «Великая Суббота» 9 класс
- Педагогическое творчество
Возрастная периодизация развития личности | это.
.. Что такое Возрастная периодизация развития личности?Толкование
- Возрастная периодизация развития личности
- — развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени.
д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разумные требования, с которыми взрослые готовы считаться. Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3—4 лет нередко протекает одновременно и в детском саду. Переход на этот новый этап развития не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей и т.д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности — адаптация в новой группе оказывается затрудненной. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее референтным лицом.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
Игры ⚽ Поможем написать реферат
- Возрастная периодизация жизни
- Возрастная психология
Полезное
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Образование, Наука
Для современной психологии уже давно не является секретом тот факт, что человек в процессе своего развития и становления проходит ряд стадий, отличающихся друг от друга уровнями:
- Физический;
- Ментальный;
- Духовный;
- И интеллектуальное развитие.
Другими словами, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличить одну стадию от другой. И эти изменения имеют сильную связь с возрастом. Эта концепция получила название возрастная периодизация.
В своих работах многие ученые и деятели психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. В данной статье более подробно будет рассмотрена именно возрастная периодизация Д.Б.Эльконина — как наиболее популярная в рамках современной российской психологии.
Теория отечественного ученого основывалась на том, что определенному типу ведущей деятельности (ВД) соответствует определенный этап развития (имеется в виду возраст, психический и физический уровень развития ). Где под ведущей деятельностью понимается вид деятельности, в рамках которой происходит приобретение психических новообразований.
Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным как представителем культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее формирование непрерывно и обусловлено социальным взаимодействием. Только через социальное взаимодействие и практическую деятельность ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого с ребенком (даже если оно предполагает обучение взаимодействию ребенка с предметами, например второй этап, называемый «ранним детством»), позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, нравы, роли, стереотипы действия и т. д.
Итак, возрастная периодизация в рамках теории Эльбенина делится на 6 этапов:
- Младенец. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее — ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь с мамой, посредством жестов, мимики и звуков. Тесное эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
- Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т. д. Таким образом, ребенок понимает, что может воздействовать на окружающий мир, воздействовать, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипулирования предметами.
- Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода представляет собой ролевую игру, в которой дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно значимой деятельности, появляется желание быть полезным, сотрудничать.
- Младший школьный возраст. До 11 лет. Обучая ВД, ребенок-школьник учится управлять своим поведением в соответствии с требованиями и принятыми правилами. У него развивается произвольность (посидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самообладание (отложить игру и выполнить домашнее задание) и внутренний план действий (выстроить порядок выполнения домашнего задания).
- Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка – то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
- Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего жизненного пути. Рассматриваются возможные варианты развития событий после школы. Парни часто задают вопросы: «Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подходит?» ВД — учебно-профессиональная. Есть ответственность за свое будущее.
Возрастная периодизация, разработанная Д.Б. Элькониным, позволяет лучше понять мотивы ребенка любого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.
Развитие личности: Возраст 0–2
В течение младенчества и ясельного возраста дети легко привязываются к другим. Подростки обычно формируют свои первоначальные первичные отношения со своими родителями и другими членами семьи. Поскольку младенцы полностью зависят от опекунов в еде, одежде, тепле и заботе, Эрик Эриксон определил, что основная задача детей в течение этих первых 9 лет0068 психосоциальный этап жизни, чтобы научиться доверять своим опекунам. По мере того как они формируют отношения и развивают организованное самоощущение, первые несколько лет жизни детей закладывают основу как для непосредственного, так и для последующего психосоциального развития, включая появление просоциального поведения, или способности помогать, сотрудничать и делиться с другими.Личность включает в себя те устойчивые психологические характеристики, которые делают каждого человека уникальным. И дети, и взрослые проявляют личность черты (долгосрочные характеристики, такие как темперамент) и состояния (изменчивые характеристики, такие как капризность). В то время как продолжаются серьезные споры о происхождении и развитии личности, большинство экспертов сходятся во мнении, что черты личности и состояния формируются в раннем возрасте. Сочетание наследственных, психологических и социальных влияний, скорее всего, ответственно за формирование личности.
Младенцы обычно эгоцентричны, или эгоцентричны и в первую очередь озабочены удовлетворением физических желаний, таких как голод. Зигмунд Фрейд рассматривал эту сосредоточенность на физическом удовлетворении как форму самоудовлетворения. Поскольку младенцев особенно интересуют действия, связанные с ртом (например, сосание и кусание), Фрейд обозначил первый год жизни как оральную стадию психосексуального развития.
По Фрейду, слишком слабая или слишком сильная стимуляция определенной эрогенной зоны (чувствительной области тела) на определенной психосексуальной стадии развития приводит к фиксация (буквально застревание) на этом этапе. Возможна множественная фиксация на нескольких этапах. В случае младенцев фиксация на оральной стадии порождает черты взрослой личности, сосредоточенные вокруг рта. Оральные привычки взрослых могут принимать форму переедания, употребления алкоголя и курения. Взрослые особенно склонны к регрессу к такому детскому поведению фиксации во время стресса и расстройства.
После Фрейда теоретики предложили дополнительные взгляды на развитие личности младенцев. Возможно, наиболее важным из этих событий является 9 Мелани Кляйн.0068 теория объектных отношений . По Кляйн, внутреннее ядро личности проистекает из ранних отношений с матерью. В то время как Фрейд предполагал, что страх ребенка перед могущественным отцом определяет личность, Кляйн предположил, что потребность ребенка в сильной матери важнее. Другими словами, основное человеческое стремление ребенка состоит в том, чтобы вступать в отношения с другими, и первые отношения, которые ребенок устанавливает, обычно устанавливаются с матерью.
Почему фраза «объект-отношения»? Почему Клейн использовал слово «объект», а не «человек»? После интенсивного наблюдения и изучения многих детей Кляйн предположил, что младенец привязывается к объекту, а не к человеку, потому что младенец не может полностью понять, что такое человек. Ограниченная перспектива младенца может обрабатывать только развивающееся восприятие того, что такое человек.
В этой теории объектных отношений младенец взаимодействует с матерью, в основном во время зрительного контакта и кормления грудью. Затем младенец усваивает образ матери — хороший или плохой, — который может отражать, а может и не отражать то, какой мать является на самом деле. В конце концов, в ходе сложного психологического процесса приспособления к потере и разлуке ребенок учится различать себя и объект на самом базовом уровне. Если все идет хорошо, психологически здоровый ребенок способен различать хорошее и плохое, себя и объект. Если все идет не так, ребенок не может принять хорошие и плохие стороны себя и матери; ребенок может быть не в состоянии отделить представление о плохой матери от хорошего «я».
Согласно теории объектных отношений, девочки лучше психологически приспособлены, чем мальчики. Девочки становятся продолжением своих матерей; в результате девочкам не нужно разлучаться со своими матерями. С другой стороны, мальчики должны отделиться от своих матерей, чтобы стать независимыми. Эта точка зрения противоречит теории Фрейда, согласно которой у мальчиков развивается более сильное суперэго (совесть), чем у девочек, потому что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет. Согласно Фрейду, его теория супер-эго подтверждает, почему мальчики легче решают свои проблемы.0068 Эдипов конфликт (детский сексуальный интерес мужчины к своей матери с сопровождающейся агрессией по отношению к отцу), чем девочки Конфликт Электры (детский сексуальный интерес женщины к отцу с сопутствующей агрессией по отношению к матери).
Некоторые психологи предполагают, что ошибки в раннем связывании и разделении переживаний могут быть причиной более поздних психологических проблем.