Возрастная периодизация личности: Периодизация возрастного развития | Диплом по психологии

Возрастная периодизация психического развития детей

Педагогика ↓

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI в. до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека :

  • весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;
  • лето (молодость) – 20-40 лет;
  • осень (расцвет сил) – 40-60 лет;
  • зиму (угасание) – 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов.

Аристотель делил детство и отрочество на три стадии:

  • первая – от рождения до 7 лет;
  • вторая – от 7 до 14 лет;
  • третья – от 14 до 21 года.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.

В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.

  • Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.
  • Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет.
  • Третья фаза – детство, 5-12 лет.
  • Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.
  • Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.
  • Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.
  • Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет.
  • Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б.Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально – педагогическому признаку.

В классификации Д. Бромлея (1966) выделяются пять циклов развития:

  • внутриутробный,
  • детство,
  • юность,
  • взрослость,
  • старость.

При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии:

  • младенчество (от рождения до 18 месяцев),
  • дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет),
  • раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии:

  • старшее школьное детство (от 11 до 15 лет),
  • поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий:

  • ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет),
  • средняя взрослость (от 25 до 40 лет),
  • поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).
  • в качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет).

Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии:

  • отставка (от 65),
  • старый возраст (от 70),
  • третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

  • от рождения до 1 года (младенчество, или орально – сенсорная стадия),
  • от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно – анальная стадия),
  • от 3 до 6 лет (возраст игры , или локомоторно – генитальная стадия),
  • от 6 до 12 лет (школьный возраст , или латентная стадия),
  • от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),
  • от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),
  • от 26 до 64 лет (средняя зрелость),
  • от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В ., 2000) выделяются следующие возрастные этапы:

  • младенческий возраст – от рождения до 3 лет,
  • раннее детство – от 3 до 6 лет,
  • детство – от 6 до 12 лет,
  • подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,
  • молодость – от 18 до 40 лет,
  • зрелый возраст – от 40 до 65 лет,
  • пожилой возраст – от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:

  • младенческий возраст – от рождения до 2 лет,
  • раннее детство – от 2 до 6 лет,
  • среднее детство – от 6 до 12 лет,
  • подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет,
  • ранняя взрослость – от 20 до 40 лет,
  • средняя взрослость – от 40 до 60 лет,
  • поздняя взрослость – от 60 лет и далее.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий
  • Закрепление умения находить проверочное слово
  • Особенности развития социальной педагогики в России
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Культура педагогического общения
  • Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей
  • Диктант «Светлый день» 9 класс
  • Диктант «Великая Суббота» 9 класс
  • Педагогическое творчество

Возрастная периодизация развития личности | это.

.. Что такое Возрастная периодизация развития личности?

Толкование

Возрастная периодизация развития личности
— развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль А.С. Макаренко о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени.
Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована модель развития личности в конкретно-исторических условиях воспитания. При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3), детсадовское детство (3—7), младший школьный возраст (7—11), средний школьный возраст (11 — 15), старший школьный возраст (15—18). В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при превалировании тактики «семейного сотрудничества»), либо оборачивается для ребенка зачастую совершенно не осознаваемыми родителями отрицательными сторонами, которые присущи менее развитым группам (если в семье взрослые придерживаются, например, тактики «диктата» или же «слепой опеки»).
В зависимости от характера семейных отношений изначально складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для формирования личности отмечалась многими психологами, но его роль нередко мистифицировалась (3. Фрейд и др.). В действительности ребенок с первого года своей жизни находится в достаточно развитой группе и с присущей ему активностью, связанной с особенностями его нервнопсихической организации, усваивает сложившийся в этой группе тип отношений, претворяя эти отношения в черты своей формирующейся личности. Фазы развития личности в преддошкольном возрасте имеют следующие результаты: первая — адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладения языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих предметов, вторая — индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.
д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья — интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разумные требования, с которыми взрослые готовы считаться. Воспитание ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3—4 лет нередко протекает одновременно и в детском саду. Переход на этот новый этап развития не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей и т.д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности — адаптация в новой группе оказывается затрудненной. Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее референтным лицом.
Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и друг с другом; индивидуализацию — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграцию — гармонизацию неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять только то в нем, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения его перехода на новый этап общественного воспитания — в школу. В младшем школьном возрасте три фазы, его образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников. Эта группа управляется учительницей. Последняя оказывается по сравнению с воспитательницей детского сада еще более референтной для детей, в связи с тем, что она, используя аппарат отметок, регулирует взаимоотношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как к другому». Примечательно, что фактором развития личности младшего школьника является не столько сама учебная деятельность, сколько отношение взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка. Максимальное значение учебная деятельность какличностнообразующий фактор приобретает, по-видимому, в старшем школьном возрасте, характеризующемся сознательным отношением к учебе. Третья фаза периода младшего школьного возраста означает, по всей вероятности, интеграцию школьника не столько в системе «ученики—ученики», сколько в системе «ученики—учительница», «ученики—родители». Вступление в подростковый период по сравнению с предыдущими имеет ту особенность, что не предполагает вхождения в новую группу (если не возникла референтная группа вне школы, что часто случается), а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях (появление учителей-предметников вместо одной учительницы в младших классах, возникновение дружеских компаний у старших подростков и т. д) при определяемой половым созреванием существенной перестройке организма. Сама группа становится другой, качественно изменяется. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создает внутри класса две половозрастные группы. Многообразие задач в различных видах деятельности ведет к заметной дифференциации школьников, образующих в одном случае просоциальные по своему характеру ассоциации, а в другом — асоциальные ассоциации, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности. В этой связи представляется непродуктивным обсуждение вопроса о ведущей для этого возраста деятельности («интимно-личного общения», по Д.Б. Эльконину, «общественно-полезной деятельности», по Д.И. Фельдштейну и т.д.), и не столько из-за отмеченной выше заведомой нецелесообразности поисков такой деятельности, сколько из-за разной значимости этих факторов развития личности для различных по типу и уровню развития групп. На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них может сопровождаться дезинтеграцией в других средах. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доминирует иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней. Потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписываться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрослых, отодвигающих его на стадию первичной адаптации. Разобщенность, легкая сменяемость, содержательное несходство референтных групп и, в особенности, отсутствие совместной деятельности тормозят процесс интеграции личности подростка. Устойчивую позитивную интеграцию обеспечивает вхождение личности в группу высшего уровня развития либо в случае перехода в новую общность, либо в результате объединения той же самой группы школьников вокруг захватывающей их деятельности, ценности и цели которой отныне опосредствуют их межличностные отношения. Процесс развития личности в высокоразвитых группах как позитивной, так и, возможно, негативной ориентации — специфическая особенность юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция в подобных общностях являются условием формирования самих этих общностей. Все это дает возможность построения обобщенной модели развития личности. В этом случае мы получаем многоступенчатую схему периодизации с выделенными эрами, эпохами, периодами, фазами формирования личности. А. В. Петровский

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

  • Возрастная периодизация жизни
  • Возрастная психология

Полезное


Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Образование, Наука

Для современной психологии уже давно не является секретом тот факт, что человек в процессе своего развития и становления проходит ряд стадий, отличающихся друг от друга уровнями:

  • Физический;
  • Ментальный;
  • Духовный;
  • И интеллектуальное развитие.

Другими словами, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличить одну стадию от другой. И эти изменения имеют сильную связь с возрастом. Эта концепция получила название возрастная периодизация.

В своих работах многие ученые и деятели психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. В данной статье более подробно будет рассмотрена именно возрастная периодизация Д.Б.Эльконина — как наиболее популярная в рамках современной российской психологии.

Теория отечественного ученого основывалась на том, что определенному типу ведущей деятельности (ВД) соответствует определенный этап развития (имеется в виду возраст, психический и физический уровень развития ). Где под ведущей деятельностью понимается вид деятельности, в рамках которой происходит приобретение психических новообразований.

Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным как представителем культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее формирование непрерывно и обусловлено социальным взаимодействием. Только через социальное взаимодействие и практическую деятельность ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого с ребенком (даже если оно предполагает обучение взаимодействию ребенка с предметами, например второй этап, называемый «ранним детством»), позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, нравы, роли, стереотипы действия и т. д.

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Эльбенина делится на 6 этапов:

  1. Младенец. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее — ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь с мамой, посредством жестов, мимики и звуков. Тесное эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
  2. Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т. д. Таким образом, ребенок понимает, что может воздействовать на окружающий мир, воздействовать, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипулирования предметами.
  3. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода представляет собой ролевую игру, в которой дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно значимой деятельности, появляется желание быть полезным, сотрудничать.
  4. Младший школьный возраст. До 11 лет. Обучая ВД, ребенок-школьник учится управлять своим поведением в соответствии с требованиями и принятыми правилами. У него развивается произвольность (посидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самообладание (отложить игру и выполнить домашнее задание) и внутренний план действий (выстроить порядок выполнения домашнего задания).
  5. Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка – то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
  6. Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего жизненного пути. Рассматриваются возможные варианты развития событий после школы. Парни часто задают вопросы: «Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подходит?» ВД — учебно-профессиональная. Есть ответственность за свое будущее.

Возрастная периодизация, разработанная Д.Б. Элькониным, позволяет лучше понять мотивы ребенка любого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.

Развитие личности: Возраст 0–2

В течение младенчества и ясельного возраста дети легко привязываются к другим. Подростки обычно формируют свои первоначальные первичные отношения со своими родителями и другими членами семьи. Поскольку младенцы полностью зависят от опекунов в еде, одежде, тепле и заботе, Эрик Эриксон определил, что основная задача детей в течение этих первых 9 лет0068 психосоциальный этап жизни, чтобы научиться доверять своим опекунам. По мере того как они формируют отношения и развивают организованное самоощущение, первые несколько лет жизни детей закладывают основу как для непосредственного, так и для последующего психосоциального развития, включая появление просоциального поведения, или способности помогать, сотрудничать и делиться с другими.

Личность включает в себя те устойчивые психологические характеристики, которые делают каждого человека уникальным. И дети, и взрослые проявляют личность черты (долгосрочные характеристики, такие как темперамент) и состояния (изменчивые характеристики, такие как капризность). В то время как продолжаются серьезные споры о происхождении и развитии личности, большинство экспертов сходятся во мнении, что черты личности и состояния формируются в раннем возрасте. Сочетание наследственных, психологических и социальных влияний, скорее всего, ответственно за формирование личности.

Младенцы обычно эгоцентричны, или эгоцентричны и в первую очередь озабочены удовлетворением физических желаний, таких как голод. Зигмунд Фрейд рассматривал эту сосредоточенность на физическом удовлетворении как форму самоудовлетворения. Поскольку младенцев особенно интересуют действия, связанные с ртом (например, сосание и кусание), Фрейд обозначил первый год жизни как оральную стадию психосексуального развития.

По Фрейду, слишком слабая или слишком сильная стимуляция определенной эрогенной зоны (чувствительной области тела) на определенной психосексуальной стадии развития приводит к фиксация (буквально застревание) на этом этапе. Возможна множественная фиксация на нескольких этапах. В случае младенцев фиксация на оральной стадии порождает черты взрослой личности, сосредоточенные вокруг рта. Оральные привычки взрослых могут принимать форму переедания, употребления алкоголя и курения. Взрослые особенно склонны к регрессу к такому детскому поведению фиксации во время стресса и расстройства.

После Фрейда теоретики предложили дополнительные взгляды на развитие личности младенцев. Возможно, наиболее важным из этих событий является 9 Мелани Кляйн.0068 теория объектных отношений . По Кляйн, внутреннее ядро ​​личности проистекает из ранних отношений с матерью. В то время как Фрейд предполагал, что страх ребенка перед могущественным отцом определяет личность, Кляйн предположил, что потребность ребенка в сильной матери важнее. Другими словами, основное человеческое стремление ребенка состоит в том, чтобы вступать в отношения с другими, и первые отношения, которые ребенок устанавливает, обычно устанавливаются с матерью.

Почему фраза «объект-отношения»? Почему Клейн использовал слово «объект», а не «человек»? После интенсивного наблюдения и изучения многих детей Кляйн предположил, что младенец привязывается к объекту, а не к человеку, потому что младенец не может полностью понять, что такое человек. Ограниченная перспектива младенца может обрабатывать только развивающееся восприятие того, что такое человек.

В этой теории объектных отношений младенец взаимодействует с матерью, в основном во время зрительного контакта и кормления грудью. Затем младенец усваивает образ матери — хороший или плохой, — который может отражать, а может и не отражать то, какой мать является на самом деле. В конце концов, в ходе сложного психологического процесса приспособления к потере и разлуке ребенок учится различать себя и объект на самом базовом уровне. Если все идет хорошо, психологически здоровый ребенок способен различать хорошее и плохое, себя и объект. Если все идет не так, ребенок не может принять хорошие и плохие стороны себя и матери; ребенок может быть не в состоянии отделить представление о плохой матери от хорошего «я».

Согласно теории объектных отношений, девочки лучше психологически приспособлены, чем мальчики. Девочки становятся продолжением своих матерей; в результате девочкам не нужно разлучаться со своими матерями. С другой стороны, мальчики должны отделиться от своих матерей, чтобы стать независимыми. Эта точка зрения противоречит теории Фрейда, согласно которой у мальчиков развивается более сильное суперэго (совесть), чем у девочек, потому что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет. Согласно Фрейду, его теория супер-эго подтверждает, почему мальчики легче решают свои проблемы.0068 Эдипов конфликт (детский сексуальный интерес мужчины к своей матери с сопровождающейся агрессией по отношению к отцу), чем девочки Конфликт Электры (детский сексуальный интерес женщины к отцу с сопутствующей агрессией по отношению к матери).

Некоторые психологи предполагают, что ошибки в раннем связывании и разделении переживаний могут быть причиной более поздних психологических проблем.

Добавить комментарий