Возрастная психология учебник мухина: Скачать учебник Мухина В.С. «Возрастная психология»

В. С. Мухина Возрастная психология


Скачать 1,6 Mb.

Pdf просмотр
страница1/232
Дата27.07.2022
Размер1,6 Mb.
#187755

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   232

Связанные:
В.С. Мухина, Возрастная психология

    Навигация по данной странице:
  • Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество
  • Мухина В. С.

Раздел 1 Феноменология развития…………………………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 1. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………………….. ………………….5
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В. С. Мухина
Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по
педагогическим специальностям
4-е издание, стереотипное
Москва
ACADEMIA 1999
УДК 159.922.7/8(075.8)
ББК
88.8я73 М92
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
А. В. Петровский;
доктор психологических наук, профессор, академик РАО
В. П. Зинченко;
доктор психологических наук
Л. Ф. Обухова
Мухина В. С.
М92 Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. — е изд, стереотип. — М.:
Издательский центр Академия, 1999. — 456 с. ISBN В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют проблемы возрастной психологии.
УДК 159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73
ISBN 5-7695-0408-0
©Мухина В. С, 1997 © Издательский центр Академия, 1997
Студентам психолого-педагогических факультетов МПГУ и Самарского ГУ
посвящается


Скачать 1,6 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   232


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

История созданных списков литературы | Список литературы на тему «Возрастная психология

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг) / Г.С. Абрамова. — М.: Юрайт, 2015. — 818 c.
2. Батюта, М. Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. — М.: Логос, 2013. — 306 c.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. Учебное пособие / В.Н. Белкина. — М.: Феникс, 2014. — 272 c.
4. Волков, Б. С. Дошкольная психология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М.: Академический проект, 2007. — 288 c.
5. Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков. — М.: Говорящая книга, 2012. — 709 c.
6. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. — М.: Говорящая книга, 2012. — 735 c.
7. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. — М.: Академический проект, 2005. — 256 c.
8. Детская и подростковая психотерапия. Учебник. — М.: Юрайт, 2016. — 430 c.
9. Елгина, Елена Валерьевна Шпаргалка по возрастной психологии / Елгина Елена Валерьевна.
— М.: ЭКОЛИТ, 2012. — 531 c.
10. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: Академический проект: Трикста, 2011. — 432 c.
11. Кулганов, В. А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов / В.А. Кулганов, Н.В. Сорокина. — М.: Детство-Пресс, 2012. — 160 c.
12. Лаут, Г. В. Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлоттке. — М.: Академия, 2008. — 368 c.
13. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. — М.: Академический Проект, Трикста, 2013. — 304 c.
14. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник / С.В. Молчанов. — М.: Юрайт, 2016. — 352 c.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. — М.: Академия, 2012. — 656 c.
16. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, Юрайт, МГППУ, 2013. — 464 c.
17. Педагогическая физиология. — М.: Дрофа, 2013. — 496 c.
18. Психология развития, возрастная психология. — М.: Феникс, 2013. — 224 c.
19. Психология развития. Учебник. — М.: Academia, 2014. — 528 c.
20. Психология у детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 584 c.
21. Савенышева, С. С. Психология развития и возрастная психология / С.С. Савенышева, В.Е. Василенко, О.Ю. Стрижицкая. — М.: Издательство СПбГУ, 2011. — 396 c.
22. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. — М.: Питер, 2013. — 304 c.
23. Смирнова, Е. О. Детская психология. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 304 c.
24. Сорокин, В. М. Практикум по специальной психологии / В.М. Сорокин. — М.: Издательство СПбГУ, 2011. — 716 c.
25. Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие: моногр. / Л.Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2017. — 336 c.
26. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. — М.: РГ-Пресс, 2017. — 415 c.
27. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста. Учебник / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. — М.: Юрайт, 2016. — 408 c.
28. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. — М.: Юрайт, 2014. — 368 c.
29. Шаграева, О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. — М.: Владос, 2001. — 368 c.
30. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум / И.В. Шаповаленко. — М.: Юрайт, 2015. — 576 c.


Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Абрамова Г. С.Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг)

Батюта М. Б., Князева Т. Н.Возрастная психология

Белкина В. Н.Психология раннего и дошкольного детства. Учебное пособие

Волков Б. С., Волкова Н. В.Дошкольная психология

Волков Б. С.Психология подростка

Выготский Л. С.Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4

Вьюнова Н. И.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

ArrayДетская и подростковая психотерапия. Учебник

Елгина Елена ВалерьевнаШпаргалка по возрастной психологии

Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.Психология развития и возрастная психология

Кулганов В.А.Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов

Лаут Г. В., Шлоттке П. Ф.Нарушения внимания у детей. Тренинг и развивающие игры

Лебединская К. С., Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Молчанов С. В.Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник

Мухина В. С.Возрастная психология. Феноменология развития

ArrayПедагогическая физиология

ArrayПсихология развития, возрастная психология

[автор не указан]Психология развития. Учебник

[автор не указан]Психология у детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум

Смирнова Е. О.Детская психология

Смирнова Е. О.Детская психология. Учебник для вузов

Сорокин В. М.Практикум по специальной психологии

Столяренко Л. Д.Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие

Столяренко Л.Д.Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие

Толстых Н. Н., Прихожан А. М.Психология подросткового возраста.
Учебник

Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Бубнова Г. В.Психология развития и возрастная психология. Учебник

Шаграева О. А.Детская психология. Теоретический и практический курс

Шаповаленко И. В.Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум

Вход на сайт

Информация

В нашем каталоге

Околостуденческое

© 2009-2023, Список Литературы

Macmillan Learning Student Store

Macmillan Learning Студенческий магазин Перейти к основному содержанию Фильтр

Сортировка

Digital Options

N/AAchieveE-bookLaunchPadRead & PracticeiClicker Student

Дисциплина

N/AКарьера Ресурсы NGCUРазвитие ребенкаХронологическийХронологическийПсихология развитияВысшая школаПожизненное развитиеНе-AP®ПсихологияСоциальные исследованияТеории развитияТематикаТематика

Цена

Н/Д$0-$50$50-$100

Обновить фильтры

Вернуться к психологии
  • Новый

    Двенадцатое издание | © 2023

    Кэтлин Стассен Бергер

    Варианты покупки

    из 55,99 $

    Достичь | Электронная книга | Читайте и практикуйтесь |

  • Новый

    Первое издание | © 2023

    Эллисон Сайдл Фулиньи; Эндрю Дж. Фулиньи; …

    Варианты покупки

    из 55,99 $

    Достичь | Электронная книга | Читайте и практикуйтесь |

  • Пятое издание | © 2022

    Кэтлин Стассен Бергер

    Варианты покупки

    из $55,99

    Достичь | Электронная книга | Читайте и практикуйтесь |

  • Шестое издание | © 2022

    Джанет Бельски

    Варианты покупки

    из $39,99

    Достичь | Электронная книга | Читайте и практикуйтесь |

  • Первое издание | © 2021

    Кэтлин Стассен Бергер

    Варианты покупки

    из 55,99 $

    Достичь | Электронная книга | Панель запуска | Читайте и практикуйтесь | iClicker Студент |

  • Двенадцатое издание | © 2021

    Кэтлин Стассен Бергер

    Варианты покупки

    из 55,99 $

    Достичь | Электронная книга | Панель запуска | Читайте и практикуйтесь |

  • Одиннадцатое издание | © 2020

    Кэтлин Стассен Бергер

    Варианты покупки

    из 55,99 $

    Электронная книга | Панель запуска | Читайте и практикуйтесь |

  • Шестое издание | © 2020

    Роберт С. Сиглер; Дженни Сафран; …

    Варианты покупки

    из 55,99 $

    Достичь | Электронная книга | Панель запуска | Читайте и практикуйтесь |

  • Восьмое издание | ©2018

    Синтия Лайтфут; Майкл Коул; …

    Варианты покупки

    из $55,99

    Электронная книга | Панель запуска | Читайте и практикуйтесь |

  • Восьмое издание | ©2018

    Кэтлин Стассен Бергер

    Варианты покупки

    из 57,99 $

    Электронная книга |

  • Первое издание | ©2018

    Джанет Бельски

    Варианты покупки

    из 37,99 $

    Электронная книга | Панель запуска | Читайте и практикуйтесь |

  • Шестое издание | ©2016

    Патрисия Х. Миллер

    Варианты покупки

    из 34,99 $

    Электронная книга |

  • Седьмое издание | ©2013

    Синтия Лайтфут; Майкл Коул; …

    Варианты покупки

9.1 Что такое развитие продолжительности жизни? — Психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение и различать три области развития: физическую, когнитивную и психосоциальную
  • Обсудить нормативный подход к разработке
  • Понимать три основных вопроса развития: непрерывность и прерывность, один общий курс развития или множество уникальных путей развития и природа против воспитания

Мое сердце подпрыгивает, когда я вижу
Радугу в небе:
Так было, когда моя жизнь началась;
Так и теперь я человек;
Так и быть, когда я состарюсь,
Или дай мне умереть!
Ребенок — отец Мужчины;
Я мог бы пожелать, чтобы дни мои были
Связаны друг с другом природным благочестием. (Вордсворт, 1802 г.)

В этом стихотворении Уильям Вордсворт пишет: «Ребенок — отец мужчины». Что означает это, казалось бы, нелепое утверждение и какое отношение оно имеет к развитию на протяжении всей жизни? Вордсворт может предположить, что личность, которой он является во взрослом возрасте, во многом зависит от переживаний, которые он получил в детстве. Подумайте над следующими вопросами: В какой степени взрослый, которым вы являетесь сегодня, находится под влиянием ребенка, которым вы когда-то были? В какой степени ребенок принципиально отличается от взрослого, которым он вырастает?

На эти вопросы пытаются ответить психологи развития, изучая, как люди меняются и растут от зачатия до детства, юности, взрослой жизни и смерти. Они рассматривают развитие как процесс на протяжении всей жизни, который можно изучать с научной точки зрения в трех областях развития: физическом, когнитивном и психосоциальном развитии. Физическое развитие включает в себя рост и изменения в теле и мозге, чувствах, двигательных навыках, здоровье и благополучии. Когнитивное развитие включает в себя обучение, внимание, память, язык, мышление, рассуждение и творчество. Психосоциальное развитие включает в себя эмоции, личность и социальные отношения. Мы ссылаемся на эти домены на протяжении всей главы.

Соедините концепции

Методы исследования в психологии развития

Вы узнали о различных методах исследования, используемых психологами. Психологи развития используют многие из этих подходов, чтобы лучше понять, как люди меняются умственно и физически с течением времени. Эти методы включают, среди прочего, натуралистические наблюдения, тематические исследования, опросы и эксперименты.

Естественные наблюдения включают наблюдение за поведением в его естественном контексте. Психолог по развитию может наблюдать за тем, как дети ведут себя на игровой площадке, в детском саду или дома у ребенка. Хотя этот исследовательский подход дает представление о том, как дети ведут себя в естественных условиях, у исследователей очень мало контроля над типами и/или частотами отображаемого поведения.

В рамках тематического исследования психологи развития собирают большое количество информации от одного человека, чтобы лучше понять физические и психологические изменения на протяжении жизни. Этот конкретный подход — отличный способ лучше понять людей, которые в некотором роде исключительны, но он особенно склонен к предвзятости исследователя в интерпретации, и трудно обобщать выводы для большей группы населения.

В одном классическом примере применения этого исследовательского метода к изучению развития в течение жизни Зигмунд Фрейд проанализировал развитие ребенка, известного как «Маленький Ганс» (Фрейд, 19 лет).09/1949). Открытия Фрейда помогли сформировать его теории психосексуального развития у детей, о которых вы узнаете далее в этой главе. Маленький джинн, предмет тематического исследования, обсуждаемого в главе о мышлении и интеллекте, представляет собой еще один пример того, как психологи изучают вехи развития путем детального исследования одного человека. В случае с Джини ее пренебрежительное и оскорбительное воспитание привело к тому, что она не могла говорить, пока в возрасте 13 лет ее не удалили из этой вредной среды. По мере того как она училась использовать язык, психологи смогли сравнить, как ее способности к овладению языком отличались на поздних стадиях развития от типичного приобретения этих навыков в период от младенчества до раннего детства (Фромкин, Крашен, Кертис, Риглер). и Риглер, 19 лет74; Кертис, 1981).

Метод опроса требует, чтобы люди сами сообщили важную информацию о своих мыслях, опыте и убеждениях. Этот конкретный метод может предоставить большие объемы информации за относительно короткое время; однако достоверность данных, собранных таким образом, зависит от честных самоотчетов, и данные относительно поверхностны по сравнению с глубиной информации, собранной в тематическом исследовании. Примером всеобъемлющего исследования было исследование, проведенное Рут У. Ховард. В 19В 34 года она получила докторскую степень, изучив 229 наборов троек, что стало наиболее полным исследованием троек, проведенным в то время. Эта женщина-новатор также была первой афроамериканкой, получившей докторскую степень в области психологии (Американская психологическая ассоциация, 2019 г. ).

Эксперименты включают значительный контроль над посторонними переменными и манипулирование независимой переменной. Таким образом, экспериментальные исследования позволяют психологам, занимающимся развитием, делать причинно-следственные утверждения об определенных переменных, которые важны для процесса развития. Поскольку экспериментальные исследования должны проводиться в контролируемой среде, исследователи должны быть осторожны в отношении того, переносится ли поведение, наблюдаемое в лаборатории, в естественную среду человека.

Далее в этой главе вы узнаете о нескольких экспериментах, в которых малыши и маленькие дети наблюдают за сценами или действиями, чтобы исследователи могли определить, в каком возрасте развиваются определенные когнитивные способности. Например, дети могут наблюдать, как жидкость переливается из маленького толстого стакана в высокий тонкий стакан. Когда экспериментаторы расспрашивают детей о том, что произошло, ответы испытуемых помогают психологам понять, в каком возрасте ребенок начинает понимать, что объем жидкости остался прежним, хотя форма емкостей отличается.

В этих трех сферах — физической, когнитивной и психосоциальной — также обсуждается нормативный подход к развитию. Этот подход спрашивает: «Что такое нормальное развитие?» В первые десятилетия 20-го века нормативные психологи изучали большое количество детей разного возраста, чтобы определить нормы (то есть средний возраст), когда большинство детей достигают определенных вех развития в каждой из трех областей (Gesell, 1933, 1939, 1940). ; Gesell & Ilg, 1946; Hall, 1904). Хотя дети развиваются немного по-разному, мы можем использовать эти средние возрастные показатели в качестве общего руководства для сравнения детей со сверстниками того же возраста, чтобы определить приблизительный возраст, в котором они должны достичь определенных нормативных событий, называемых вехами развития (например, ползание, ходьба, письмо, одеваться, называть цвета, говорить предложениями и начинать половое созревание).

Не все нормативные события универсальны, то есть они не переживаются всеми людьми во всех культурах. Биологические вехи, такие как половое созревание, имеют тенденцию быть универсальными, но социальные вехи, такие как возраст, когда дети начинают формальное школьное обучение, не обязательно универсальны; вместо этого они затрагивают большинство представителей определенной культуры (Gesell & Ilg, 1946). Например, в развитых странах дети идут в школу примерно в 5-6 лет, но в развивающихся странах, таких как Нигерия, дети часто идут в школу в более старшем возрасте, если вообще идут в школу (Huebler, 2005; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). [ЮНЕСКО], 2013 г.).

Чтобы лучше понять нормативный подход, представьте себе двух молодых матерей, Луизу и Кимберли, близких подруг и детей примерно одного возраста. Дочери Луизы 14 месяцев, а сыну Кимберли 12 месяцев. Согласно нормативному подходу, средний возраст, в котором ребенок начинает ходить, составляет 12 месяцев. Однако в 14 месяцев дочь Луизы еще не ходит. Она говорит Кимберли, что беспокоится о том, что с ее ребенком что-то не так. Кимберли удивлена, потому что ее сын начал ходить, когда ему было всего 10 месяцев. Должна ли Луиза волноваться? Должна ли она беспокоиться, если ее дочь не будет ходить к 15 или 18 месяцам?

Вопросы психологии развития

Существует множество различных теоретических подходов к человеческому развитию. Когда мы будем оценивать их в этой главе, вспомните, что психология развития фокусируется на том, как люди меняются, и имейте в виду, что все подходы, которые мы представляем в этой главе, касаются вопросов изменений: являются ли изменения плавными или неравномерными (непрерывными или прерывистыми)? Является ли эта схема изменений одинаковой для всех или существует много разных моделей изменений (один курс развития против многих курсов)? Как взаимодействуют генетика и окружающая среда, чтобы влиять на развитие (природа или воспитание)?

Является ли разработка непрерывной или прерывистой?

Непрерывное развитие рассматривает развитие как кумулятивный процесс постепенного совершенствования существующих навыков (рис. 9.2). При таком типе развития происходят постепенные изменения. Возьмем, к примеру, физический рост ребенка: год за годом он прибавляет в росте несколько дюймов. Напротив, теоретики, которые рассматривают развитие как прерывистое, считают, что развитие происходит в виде уникальных стадий: оно происходит в определенное время или в определенное время. При таком типе развития изменения более внезапны, например, способность младенца воспринимать постоянство объекта.

Рисунок 9.2 Концепцию непрерывного развития можно представить как плавный наклон прогрессии, тогда как прерывистое развитие предполагает рост на более дискретных стадиях.

Один путь развития или их много?

Является ли развитие по существу одинаковым или универсальным для всех детей (т. разработка)? Люди во всем мире имеют больше сходства или больше различий в своем развитии? Насколько культура и генетика влияют на поведение ребенка?

Теории стадий утверждают, что последовательность развития универсальна. Например, в кросс-культурных исследованиях языкового развития дети со всего мира достигают языковых вех в аналогичной последовательности (Gleitman & Newport, 1995). Младенцы во всех культурах воркуют, прежде чем заболтать. Они начинают лепетать примерно в том же возрасте и произносят свое первое слово примерно в 12 месяцев. Тем не менее, мы живем в различных контекстах, которые оказывают уникальное влияние на каждого из нас. Например, исследователи когда-то считали, что моторное развитие идет по одному пути для всех детей, независимо от культуры. Однако методы ухода за детьми различаются в зависимости от культуры, и было обнаружено, что разные методы ускоряют или замедляют достижение вех развития, таких как сидение, ползание и ходьба (Karasik, Adolph, Tamis-LeMonda, & Bornstein, 2010).

Возьмем, к примеру, общество Аше в Парагвае. Они проводят значительное количество времени в поисках пищи в лесах. Во время кормления матери аче несут своих маленьких детей, редко кладя их на землю, чтобы защитить их от травм в лесу. Следовательно, их дети начинают ходить намного позже: они ходят в возрасте около 23–25 месяцев по сравнению с младенцами в западных культурах, которые начинают ходить в возрасте около 12 месяцев. Однако по мере того, как дети Аше становятся старше, им предоставляется больше свободы передвижения, и примерно к 9 годам, их двигательные навыки превосходят таковые у американских детей того же возраста: дети аче могут лазить по деревьям высотой до 25 футов и использовать мачете, чтобы прорубать себе дорогу в лесу (Kaplan & Dove, 1987). Как видите, на наше развитие влияет несколько контекстов, поэтому время основных двигательных функций может различаться в разных культурах. Однако сами функции присутствуют во всех обществах (рис. 9.3).

Рисунок 9.3 Все дети во всем мире любят играть. Будь то (а) во Флориде или (б) в Южной Африке, детям нравится исследовать песок, солнце и море. (кредит a: модификация работы «Посетите Санкт-Петербург/Clearwater»/Flickr; кредит b: модификация работы «stringer_bel»/Flickr)

Как природа и воспитание влияют на развитие?

Являемся ли мы теми, кто мы есть, благодаря природе (биология и генетика) или благодаря воспитанию (окружающая среда и культура)? Этот давний вопрос известен в психологии как спор о природе и воспитании. Он стремится понять, как наши личности и черты являются продуктом нашего генетического строения и биологических факторов, и как они формируются нашей средой, включая наших опекунов, сверстников и культуру. Например, почему биологические дети иногда ведут себя так же, как их родители — из-за генетики или из-за среды раннего детства и того, чему ребенок научился у родителей? Как насчет усыновленных детей — они больше похожи на свои биологические семьи или больше на приемные семьи? И как братья и сестры из одной семьи могут быть такими разными?

Мы все рождаемся с определенными генетическими чертами, унаследованными от наших родителей, такими как цвет глаз, рост и определенные черты характера. Однако помимо нашего основного генотипа существует глубокое взаимодействие между нашими генами и окружающей средой: наш уникальный опыт в нашей среде влияет на то, проявляются ли и как проявляются определенные черты, и в то же время наши гены влияют на то, как мы взаимодействуем с окружающей средой. Даймонд, 2009; Лобо, 2008). В этой главе будет показано, что существует взаимное взаимодействие между природой и воспитанием, поскольку они оба формируют то, кем мы становимся, но споры об относительном вкладе каждого из них продолжаются.

Копай глубже

Разрыв в достижениях: как социально-экономический статус влияет на развитие?

Под разрывом в успеваемости понимается постоянная разница в оценках, результатах тестов и количестве выпускников, существующая среди учащихся разных национальностей, рас и — по некоторым предметам — пола (Winerman, 2011). Исследования показывают, что на эти разрывы в достижениях сильно влияют различия в социально-экономических факторах, которые существуют в семьях этих детей. Хотя исследователи признают, что программы, направленные на сокращение таких социально-экономических несоответствий, вероятно, помогут уравнять способности и успеваемость детей из разных слоев общества, они признают, что такие крупномасштабные вмешательства будет трудно осуществить. Поэтому рекомендуется, чтобы программы, направленные на развитие способностей и достижений среди детей из неблагополучных семей, могли быть лучшим вариантом для решения проблем, связанных с пробелами в успеваемости (Duncan & Magnuson, 2005).

Дети из семей с низким доходом показывают значительно более низкие результаты, чем их сверстники со средним и высоким доходом, по ряду образовательных переменных: у них значительно более низкие баллы по стандартизированным тестам, процент выпускников и показатели поступления в колледжи, и у них гораздо более высокая успеваемость в школе показатели отсева. Были попытки исправить разрыв в успеваемости с помощью законодательства штата и федерального законодательства, но что, если проблемы начнутся еще до того, как дети пойдут в школу?

Психологи Бетти Харт и Тодд Рисли (2006) посвятили свою карьеру изучению языковых способностей в раннем возрасте и развитию детей с разным уровнем дохода. В одном лонгитюдном исследовании они обнаружили, что, хотя все родители, участвовавшие в исследовании, взаимодействовали со своими детьми, родители со средним и высоким доходом взаимодействовали со своими детьми иначе, чем родители с низким доходом. Проанализировав 1300 часов общения родителей и детей, исследователи обнаружили, что родители со средним и высоким доходом значительно больше разговаривают со своими детьми, начиная с младенческого возраста. К трем годам дети из семей с высокими доходами знали почти в два раза больше слов, чем их сверстники с низкими доходами, и, по оценкам, они слышали в общей сложности на 30 миллионов слов больше, чем их сверстники с низкими доходами (Hart & Risley, 2003). И пробелы становятся только более выраженными. Перед поступлением в детский сад дети из семей с высокими доходами набирают на 60% больше результатов по тестам успеваемости, чем их сверстники из семей с низкими доходами (Lee & Burkam, 2002).

Есть решения этой проблемы. В Чикагском университете эксперты работают с малообеспеченными семьями, навещая их дома и побуждая их ежедневно и ежечасно больше разговаривать со своими детьми. Другие эксперты проектируют дошкольные учреждения, в которых учащиеся из разных экономических слоев размещаются в одном классе.

Добавить комментарий