Социализация личности, периоды ее развития
Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.
Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Социализация личности — процесс активного ее включения в общественную жизнь.
При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.
Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.
1. Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности.
2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».
На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.
Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.
3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность.
4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.
Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.
5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.
Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.
В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.
На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.
Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.
Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста.
На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот — спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.
На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда».
Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.
На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.
Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.
На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.
На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.
Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.
Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.
Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию — человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.
Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.
Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.
Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.
Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».
Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:
- трудновоспитуемы;
- проявляют упрямство;
- непослушание;
- строптивость;
- негативизм и др.
Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.
Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.
Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.
Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).
Теории социального научения — процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.
Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.
Когнитивистские теории — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.
Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.
Копирование — повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.
Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.
Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.
Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.
Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.
В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.
Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.
Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
что это такое, признаки и этапы
Содержание
- 1 Основные возрастные этапы социализации
- 2 Групповая социализация
- 3 Осознанность выбора группы
- 4 Гендерная социализация
- 5 Ресоциализация
- 6 Правовая социализация
- 7 Десоциализация
- 8 Девиантное поведение
- 9 Организационная социализация
Социализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает необходимый навык коммуницирования с окружением. И на вопрос «что это такое» есть лишь один ответ — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В дальнейшем роль социализации личности только усиливается: с расширением границ мира возрастает количество связей и людей, с которыми приходится взаимодействовать, и крайне важно, чтобы процесс протекал ровно, не был нарушен.
В процессе взросления дети не только обретают личность, самосознание, обучаются навыкам общения, но также и расширяют сферу своих интересов и все глубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, другими детьми, учатся коммуницировать, находить компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.
Основные возрастные этапы социализации
Психологи выделяют следующие этапы социализации личности:
- первичная социализация — процесс социализации, протекающий от рождения человека и до окончательного формирования его личности;
- вторичная социализация — процесс вхождения сформированной личности в социум.
Первичная социализация включает в себя освоение человеком социальных норм и правил на ранних этапах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный этап наступает постепенно с расширением круга общения подростка, появлением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе под влиянием этих увлечений.
Этапы социализации личности разделяются четко, но между ними нет жесткой границы. Нельзя сказать, что до 14 лет, например, человек исключительно формирует себя, а после — учится вписывать себя в общество. Напротив, в сущности, оба этапа характерны для нас на протяжении всей жизни, просто на ранней стадии развития психологические особенности ребенка направлены на познание самого себя, а в дальнейшем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, но и в пенсионном возрасте не следует думать, будто личность окончательно сформирована, и изменить ее нельзя.
Особенности социализации в детстве
Именно в детстве благодаря семейному влиянию у ребенка закладываются те шаблоны, которые он считает общепринятыми, и которыми в дальнейшем руководствуется при последующей социализации.
На этой стадии ребенок усваивает основные правила и нормы исключительно от членов семьи, так как его внутренний мир чрезвычайно мал, а окружение ограничено. И если в семье принят некий набор предубеждений, то на следующую стадию социализации индивид выйдет уже со сформировавшимся в голове мнением, учитывающим основную семейную «линию партии».
Одной из проблем социализации личности, связанной с воспитанием ребенка, является понятие нормы семейного насилия. Если в семье насилие считается непременным атрибутом, если отец поднимает руку на мать, а мать терпит и не пытается уйти из дома, ребенок начинает воспринимать такую ситуацию как данность, а семейное насилие — как вариант нормы для всего общества в целом. И в дальнейшем он выходит в мир с уверенностью, что у всех его приятелей в доме происходит то же самое, просто им, как и ему, запрещено об этом говорить.
Такой ребенок может в будущем получить целый букет проблем, когда столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девочку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, а он не сможет понять, что проблема заключается в его поведении, так как лично для него это абсолютная норма.
Социализация школьного периода
Социализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной.
В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков.
Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп.
На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих.
Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.
Подростки и поиски себя
Подросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире.
На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора.
Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы.
Групповая социализация
Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.
Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.
Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.
Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.
Осознанность выбора группы
Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.
Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.
В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.
Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.
Гендерная социализация
Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.
Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.
В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.
Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.
Ресоциализация
Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.
Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.
С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.
Правовая социализация
Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.
Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.
Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.
Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.
Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.
Десоциализация
Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?
Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.
Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.
Девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.
Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.
Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.
Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.
Организационная социализация
Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.
Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.
Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.
Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.
Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.
Первичная социализация | Энциклопедия MDPI
Первичная социализация в социологии — это ранний период жизни человека, в течение которого он первоначально учится и строит себя посредством опыта и взаимодействий вокруг себя. Этот процесс начинается дома через семью, в которой человек узнает, что принято или не принято в обществе, социальных нормах и культурных практиках, которые в конечном итоге он, вероятно, примет. Первичная социализация через семью учит детей тому, как сближаться, создавать отношения и понимать важные понятия, включая любовь, доверие и единение. Некоторые агенты первичной социализации включают такие институты, как семья, друзья детства, система образования и социальные сети. Все эти агенты влияют на процесс социализации ребенка, который они строят на всю оставшуюся жизнь. Эти агенты ограничены людьми, которые непосредственно окружают человека, такими как друзья и семья, но другие агенты, такие как социальные сети и система образования, также имеют большое влияние на людей. СМИ являются влиятельным агентом социализации, потому что они могут предоставить огромное количество знаний о различных культурах и обществах. Именно благодаря этим процессам дети узнают, как вести себя на публике, а не дома, и в конечном итоге узнают, как они должны вести себя как люди в различных обстоятельствах; это известно как вторичная социализация. Огромное количество людей внесли свой вклад в теорию первичной социализации, включая Зигмунда Фрейда, Джорджа Герберта Мида, Чарльза Кули, Жана Пиаже и Талкотта Парсонса. Однако теории Парсона являются самым ранним и наиболее значительным вкладом в социализацию и когнитивное развитие.
1. Теории
1.1. Talcott Parsons
Talcott Parsons предположил, что семья является одним из наиболее важных институтов во время начальной социализации и что, помимо обеспечения основных предметов первой необходимости, таких как кров, еда и безопасность, она учит ребенка набору культурных и социальных стандартов, которыми он руководствуется. по жизни по мере взросления. Однако не менее важно, чтобы ребенок мог усвоить эти стандарты и нормы, а не просто усвоить их, иначе впоследствии он не сможет успешно участвовать в своей культуре или обществе. Согласно теории Парсонса, первичная социализация подготавливает детей к различным ролям, которые они берут на себя во взрослом возрасте, а также оказывает большое влияние на личность и эмоциональное состояние ребенка. [1]
1.2. Зигмунд Фрейд
Врач и создатель психоанализа Зигмунд Фрейд разработал теорию развития личности, согласно которой биологические инстинкты и влияние общества формируют то, как человек становится взрослым. [2] Фрейд утверждал, что разум состоит из трех компонентов: Ид, Суперэго и Эго. Все эти три части должны слаженно работать вместе в равновесии, чтобы человек мог успешно взаимодействовать с обществом и быть его частью. Если какая-либо из этих частей разума превосходит другие или становится более доминирующей, человек столкнется с социальными и личными проблемами. [2] Фрейд утверждает, что из трех компонентов первым формируется Оно; Ид заставляет человека действовать строго для своего удовольствия. Разум новорожденного содержит только Ид, поскольку все, о чем они просят, — это физические желания. Суперэго развивается по мере того, как человек переходит в детство, и описывается как развитие совести. Человек осознает, что существуют социальные нормы, которым нужно следовать, и подчиняется им. Наконец, эго развивается в позднем подростковом и взрослом возрасте и является частью разума, которая разрешает конфликты между Ид и Супер-Эго. Эго помогает человеку принимать рациональные решения, соответствующие правилам общества. [2]
1.3. Джордж Герберт Мид
Зигмунд Фрейд (1926). https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1220482
Джордж Герберт Мид создал теорию социального бихевиоризма, которая утверждает, что личность создается социальным опытом. [3] «Я» — это часть существа, состоящая из образа «я» и самосознания — когда люди взаимодействуют с другими, они создают это «я». В отличие от Фрейда, Мид считает, что личность создается не биологическими инстинктами, а исключительно влиянием общества. [3] Он также заявил, что использование языка и обмен символами для передачи смысла — это то, из чего состоит социальный опыт. Кроме того, нужно поставить себя на место другого человека, чтобы понять его; они должны взять на себя роль другого человека, и только путем понимания роли другого человека можно достичь самосознания. [3]
1.4. Чарльз Хортон Кули
Джордж Герберт Мид. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1082564
Социолог Чарльз Хортон Кули разработал теорию зеркального «я», которая похожа на теорию Мида в том, что она утверждает, что наше социальное взаимодействие формирует наше представление о себе. [4] Кули говорил о том, насколько значимыми являются люди, чье мнение важно для нас, и поэтому они оказывают сильное влияние на то, как мы думаем о вещах и о себе. В этом случае значимым другим может быть любой человек: друг, член семьи и/или супруг. Теория зеркального Я предлагает три этапа формирования Я. На первом этапе человек думает о том, как его воспринимает другой значимый человек. На втором этапе они представляют, что суждение о них выносится значимым другим на основе того восприятия, которое у них есть о человеке. Наконец, на третьем этапе, основываясь на том, как, по мнению человека, его видит значимый другой, он создает образ самого себя. [4]
1.5. Жан Пиаже
Жан Пиаже. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1720680
Психолог Жан Пиаже создал теорию когнитивного развития, в которой говорится о том, как развивается и взрослеет психика детей по мере их взросления и дальнейшего взаимодействия с обществом. [5] Пиаже выделил четыре основных периода развития: сенсомоторный период, дооперациональный период, конкретно-операционный период и формально-операционный период. Сенсомоторный период длится от рождения до двухлетнего возраста и определяется как стадия, когда младенцы учатся, используя свои чувства и двигательные навыки. На этом этапе основная цель для младенца состоит в том, чтобы узнать, что объект все еще существует, даже если он не находится прямо в поле зрения; это известно как постоянство объекта. В предоперационный период, примерно от двух до семи лет, ребенок гораздо более способен к восприятию символического мышления, но еще не способен рассуждать. Кроме того, дети в этот период не могут понять сохранение, то есть способность понимать, что объекты, выглядящие по-разному, могут иметь одинаковые измеримые характеристики, такие как площадь, объем и длина. Следующий период, конкретный операциональный период, приходится на возраст от семи до одиннадцати лет. На этом этапе дети могут решать проблемы или умственные операции только в отношении реальных событий или материальных объектов в своем сознании. Заключительный этап — это формальный операционный период, продолжающийся с одиннадцати лет до взрослой жизни, и это период, в течение которого люди учатся решать проблемы на основе гипотетических ситуаций; на этом этапе человек может мыслить логически, символически и абстрактно. [5]
2. Средства социализации
2.1. Семья
Семья, самая близкая к человеку группа людей, оказывает наибольшее влияние на процесс социализации. Многие люди, от рождения до раннего взросления, в значительной степени полагаются на свою семью в плане поддержки, основных потребностей, таких как кров и еда, забота и руководство. Благодаря этому многие влияния семьи становятся частью растущей личности. Семья навязывает ребенку свой язык, культуру, расу, религию и класс, и в результате все эти понятия вносят свой вклад в формирование личности ребенка. [6] Отсутствие постоянного присутствия семьи в качестве сильного влияния может привести к девиантному поведению в более позднем возрасте. Различные теории первичной социализации утверждают, что степень привязанности во время этого процесса и нормы, приобретенные в детстве, могут привести к девиантному поведению и даже злоупотреблению наркотиками во взрослом возрасте. Кроме того, уровни эго взрослых, окружающих человека во время первичной социализации, а также их поведение по отношению к другим влияют на процесс первичной социализации человека. [7]
2.2. Образование и группы сверстников
Образовательные системы знакомят детей с новыми знаниями, а также с порядком и бюрократией. В школе ребенок узнает о других культурах, расах и религиях, отличных от их собственной. Образование влияет на людей, чтобы они думали и действовали определенным образом, которые относятся к нормам и ценностям их нынешнего общества. Одним из примеров этого являются гендерные роли; с раннего возраста в школах детей учат вести себя определенным образом в зависимости от их пола. [8]
Группу сверстников можно определить как группу лиц, сходных по возрасту и социальному классу. Присоединяясь к группам сверстников, дети начинают отделяться от авторитета, навязанного им семьей, и начинают делать собственный выбор. Негативное влияние групп сверстников также может привести к девиантному поведению из-за давления сверстников. [7] Эти группы в жизни человека оказывают существенное влияние на первичный процесс социализации, поскольку они могут влиять на человека, чтобы он думал или действовал по-другому.
2.3. Социальные сети и средства массовой информации
Социальные сети и средства массовой информации являются одними из наиболее влиятельных агентов социализации. Журналы, телевидение, социальные сети, газеты, Интернет, фильмы и радио — все это формы средств массовой информации, которые развлекают и отправляют сообщения большой аудитории. В результате все эти сообщения, рассылаемые социальными сетями, влияют на то, как дети видят себя и окружающий мир. [9] Некоторые примеры влиятельных сообщений, которые постоянно появляются в средствах массовой информации, включают нереалистичные или даже нездоровые стандарты красоты, расовые и сексуальные стереотипы и насилие во всем мире. Все эти сообщения могут повлиять на то, как ребенок создает себя и как он действует как личность в обществе.
3. Границы
Первичная социализация происходит в младенчестве, детстве и раннем подростковом возрасте, когда человек формирует свою базовую идентичность и личность. В ходе этого процесса человек формирует свой образ себя и самосознание через социальный опыт. В первичной социализации большое влияние на личность оказывает семья, а также группы сверстников, образовательные учреждения и средства массовой информации. С этим перекрывается процесс вторичной социализации, который происходит с детства до взрослой жизни, когда человек сталкивается с новыми группами и должен брать на себя новые роли, чтобы успешно участвовать в жизни общества. [10] Однако этот процесс включает в себя меньшие изменения, чем первичная социализация, и больше связан с подростками и взрослыми. Во время вторичной социализации человек начинает участвовать в меньших группах более крупных обществ и в результате должен научиться вести себя соответствующим образом. Модели поведения, созданные агентами социализации в ходе первичной социализации, реализуются при вторичной социализации.
Социализация на протяжении всей жизни | Введение в социологию
Результаты обучения
- Объясните, почему социализация — это процесс на протяжении всей жизни
Социализация — это не разовое и даже не краткосрочное событие. Нас не «штампует» какая-то машина социализации, когда мы движемся по конвейерной ленте и тем самым социализируемся раз и навсегда. Наоборот, социализация — это процесс на всю жизнь.
В Соединенных Штатах социализация на протяжении всей жизни во многом определяется возрастными нормами и «временными правилами и положениями» (Setterson 2002). По мере того, как мы становимся старше, мы сталкиваемся с возрастными переходными моментами, которые требуют социализации в новой роли, например, переход в школьный возраст, выход на работу или выход на пенсию. Например, правительство США требует, чтобы все дети посещали школу. Законы о детском труде, принятые в начале двадцатого века, на национальном уровне установили, что детство должно быть временем обучения, а не труда. Однако в таких странах, как Нигер и Сьерра-Леоне, детский труд остается обычным и социально приемлемым, а законодательство, регулирующее такую практику, невелико (ЮНИСЕФ, 2012 г.).
Год перерыва: как различные общества социализируют молодых людей
Рисунок 1. Точки возрастного перехода требуют социализации в новые роли, которые могут сильно различаться в разных обществах. Молодые люди в Америке могут сразу же поступить в колледж или работать, студенты в Англии и Индии могут взять годичный отпуск, как это сделали британские принцы Уильям и Гарри, в то время как молодые люди в Сингапуре и Швейцарии должны служить в армии, а мужчины и женщины в Израиль служить в армии. (Фото предоставлено Чарльзом Маккейном/flickr)
В Соединенных Штатах недавние выпускники средних школ все больше внимания уделяют посещению колледжей. В последние годы около двух третей выпускников средних школ поступают в колледжи в возрасте от подросткового возраста до двадцати четырех лет. Около одной трети того же населения в основном участвует в составе рабочей силы, что означает, что они работают или ищут работу (Бюро статистики труда, 2020 г.). Из тех, кто посещает колледж, большинство (около 69 процентов) считаются сразу зачисленными, что означает, что они поступают в колледж в первый осенний учебный семестр сразу после окончания средней школы (NCES 2020).
В других странах, особенно в западноевропейских странах с высоким уровнем доходов, наблюдаются аналогичные тенденции в области образования в колледжах, но сразу же поступает меньше студентов. Годы перерыва, зарубежный опыт или обязательное время ожидания — все это приводит студентов к широкому спектру направлений до поступления в колледж. В Дании, например, количество студентов, которые берут «годовой отпуск», настолько велико, что правительство стремилось выдавать студентам денежные бонусы за немедленное посещение (Андерсон, 2009). В течение нескольких десятилетий только около 25 процентов выпускников средних школ Дании сразу поступали в колледжи, и это число продолжало снижаться в 2010-х годах, достигнув рекордно низкого уровня всего в 15 процентов в 2018 году (Ritzau 2019).). Сравните это с упомянутыми выше цифрами в США, где более двух третей студентов сразу же поступают в колледжи. И обратите внимание, что в Дании колледж почти повсеместно бесплатный.
В Соединенных Штатах эта точка жизненного перехода социализируется совсем по-другому. Годовой отпуск встречается гораздо реже, чем в некоторых других странах, но, безусловно, в последние годы он стал более популярным. В большинстве случаев молодежи США рекомендуется выбрать несколько целевых колледжей или потенциальных вариантов трудоустройства к позднему подростковому возрасту и начать работу по этим направлениям вскоре после окончания средней школы. Как упоминалось выше, многие американские студенты не учатся в колледжах, но большинство из них работают (в том числе в вооруженных силах).
В других странах действуют совершенно другие подходы, основанные на имеющихся учебных заведениях, финансовых обстоятельствах и потребностях семьи. В некоторых странах учащиеся часто поступают в колледж вскоре после окончания школы, но поступают так же в других странах (включая США). Десятки стран требуют воинской повинности — военной службы — для мужчин, а некоторые (например, Швеция, Израиль, Норвегия, Эритрея и Венесуэла) — и для женщин.
Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы жили в одной из этих стран? Можете ли вы придумать аналогичные социальные нормы, связанные с точками перехода от возраста к жизни, которые различаются в разных странах?
Многие из жизненных социальных ожиданий разъясняются и навязываются на культурном уровне. Благодаря взаимодействию с другими и наблюдению за тем, как другие взаимодействуют, ожидание выполнения ролей становится очевидным. В начальной или средней школе перспектива иметь парня или девушку могла считаться нежелательной. Однако социализация, происходящая в старшей школе, часто меняет наши взгляды на это ожидание. Наблюдая за волнением и важностью, придаваемой свиданиям и отношениям на социальной сцене старшей школы, быстро становится очевидным, что теперь от человека ожидают не только ребенка и ученика, но и значимого другого. Окончание формального образования — средней школы, профессионально-технического училища или колледжа — включает социализацию в новый набор ожиданий.
Образовательные ожидания различаются не только от культуры к культуре, но и от класса к классу. В то время как семьи среднего или высшего класса могут ожидать, что их дочь или сын будут учиться в четырехлетнем университете после окончания средней школы, другие семьи могут ожидать, что их ребенок сразу же начнет работать полный рабочий день, как многие в их семье делали раньше.
Долгий путь к взрослой жизни для миллениалов
Различия в социализации также зависят от поколения. Как вы увидите в модуле «Старение и пожилые люди», миллениалы (те, кто родился в начале 1980-х до середины 1990-х) очень по-разному относятся к тому, когда заканчивается детство, начинается расцвет жизни и когда люди становятся «старыми». (Предварительный просмотр: миллениалы думали, что детство закончилось позже и люди состарились раньше, чем бэби-бумеры и представители поколения X в том же возрасте.)
Миллениалы сильно пострадали от финансового кризиса 2008 года. процесс поступления, посещения или окончания средней школы и колледжа. Из-за того, что перспективы трудоустройства были на самом низком уровне, большое количество выпускников не могли найти работу, иногда возвращаясь к своим родителям и изо всех сил пытаясь погасить студенческие ссуды.
По данным New York Times , этот экономический застой заставил миллениалов отложить то, что большинство американцев считает взрослой жизнью: «Кажется, что традиционный цикл сбился с курса, поскольку молодые люди не привязаны ни к романтическим партнерам, ни к постоянным домам. , возвращаясь в школу из-за отсутствия лучших вариантов, путешествуя, избегая обязательств, яростно соревнуясь за неоплачиваемую стажировку или временную (и часто изнурительную) работу по программе «Обучение для Америки», что препятствует началу взрослой жизни» (Henig 2010). Термин «поколение бумеранга» описывает недавних выпускников колледжей, для которых отсутствие адекватной работы после окончания колледжа часто приводит к возвращению в родительский дом (Davidson, 2014).
Пять вех, определяющих взрослую жизнь, пишет Хениг, — это «окончание школы, уход из дома, обретение финансовой независимости, вступление в брак и рождение ребенка» (Henig 2010). Для достижения этих социальных вех миллениалам требуется больше времени, если они вообще достигаются. Социологи задаются вопросом, какое долгосрочное влияние положение этого поколения может оказать на общество в целом.
В процессе социализации взрослая жизнь приносит новый набор проблем и ожиданий, а также новые роли. По мере того, как процесс старения продвигается вперед, социальные роли продолжают развиваться. Удовольствия молодости, такие как бурные вечеринки и серийные свидания, становятся все менее приемлемыми в глазах общества. Ответственность и приверженность подчеркиваются как столпы взрослой жизни, и ожидается, что мужчины и женщины «остепенятся». В этот период многие люди вступают в брак или гражданский союз, рожают детей в своих семьях и сосредотачиваются на карьере. Они становятся партнерами или родителями, а не учениками или другими значимыми людьми.
Подобно тому, как маленькие дети притворяются врачами или юристами, играют в домики и наряжаются, взрослые также участвуют в предупредительной социализации, подготовке к будущим жизненным ролям. Примеры включают пару, которая проживала вместе до брака, или будущих родителей, которые читают книги по уходу за младенцами и готовят свой дом к новому прибытию. В рамках упреждающей социализации взрослые, которые в финансовом состоянии, начинают планировать свой выход на пенсию, копить деньги и рассматривать варианты медицинского обслуживания в будущем. Переход в любую новую жизненную роль, несмотря на поддерживающую его социальную структуру, может быть трудным.
Примерно через десять лет после того, как страна начала восстанавливаться после рецессии, ее поразила другая. Миллениалы, которые оказались в очень сложной ситуации с трудоустройством, были обременены долгами и имели очень мало сбережений. К июлю 2020 года уровень безработицы среди миллениалов составлял 11,5 процента, что на самом деле было выше, чем их уровень безработицы во время рецессии 2008 года. Поколению Z, группе людей, родившихся после миллениалов, повезло еще хуже — уровень безработицы составил 18 процентов (Hoffower 2020). Цикл финансовой незащищенности и потенциальных последствий социализации может повториться в этом десятилетии.
Подумай об этом
Рассмотрим человека, который вступает в женское общество или братство, учится в колледже или школе-интернате, или даже в детском саду. Как проходит процесс социализации учащегося? К какому новому культурному поведению должен адаптироваться учащийся?
Попробуйте
Глоссарий
- упреждающая социализация:
- как мы готовимся к будущим жизненным ролям
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.