Возрастные кризисы — Центр «Беркана»
Современная психологическая наука часто оперирует понятием возрастного кризиса – тем инициатическим опытом, когда относительно стабильное течение жизни вдруг перестает удовлетворять нас. В это время клиенты обращаются с запросом – вроде бы все хорошо, есть семья, дети, налаженный быт, построена карьера, но появляется внутреннее ощущение, что что-то идет не так. Для меня эти слова – первый маркер назревающего возрастного кризиса.
Где мои семнадцать лет?
Ирвин Ялом, один из лучших психотерапевтов ХХ века, работающий и поныне, блестящий популяризатор психологии и автор по-настоящему трогающих за душу книг, в одной из своих работ «Экзистенциальна
Кризис изоляции или одиночества характерен для первого возрастного кризиса взрослой жизни, 17-ти лет.
В это время обычно происходит подмена понятий – вместо того, чтобы решать возрастные проблемы, молодые люди должны выбрать себе направление деятельности на всю оставшуюся жизнь. Или за них его выбирают родители. Именно поэтому, мне кажется, многие клиенты в кризис 30-ти лет получают дополнительное образование и кардинально меняют профессию.
Кризис 17-ти лет характеризуется повышенной тревожностью и страхами – страхом не реализовать свой потенциал, боязни сдачи экзаменов, выбрать не ту профессию, страхами перед сложностями мира. В книге Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», главный герой Холден Колфилд, выгнанный из частной школы, на несколько дней сбегает из дома и возвращается из-за младшей сестренки Фиби, которую очень любит. С художественной точки зрения сюжет очень трогателен, но если интерпретировать психологически, то Холден не проходит инициацию кризисом, а вместо этого уходит в тяжелую болезнь (свои записки он ведет в туберкулезном санатории). Конечно, же это не значит, что юношам и девушкам стоит сбегать из дома, более того, есть другой полис этого явления — синдром бродяжничества, одна из тяжелых форм расстройства поведения.
Поэтому хорошим выходом из кризиса, на мой взгляд, можно считать отъезд на учебу в другой город или попытки начать самостоятельно зарабатывать деньги. Осознание ответственности за собственную жизнь и одиночества как результата сепарации от папы и мамы становятся основным вызовом судьбы перед молодыми людьми в этом возрасте.
Кризис тридцати лет – абсолютная бессмысленность бытия
Следующий возрастной кризис приходится на возраст 30-ти лет. Если продолжить рассматривать соотношение возрастных и экзистенциальных кризисов, то он приходится на кризис бессмысленности. Это один из самых тяжелых периодов в жизни, его прохождение сопровождается сильнейшими переживаниями. Депрессия как один из этапов кризиса – хорошо узнаваемый эпизод многих клиентских историй. Все, что раньше приносило радость и имело смысл, автоматически обесценивается и становится источником раздражения – семья, работа, отношения.
Еще это кризис называют кризисом родительского сценария. В это время интроекты пап и мама (правила, принятые априори) перестают властвовать над нами. Появляется последний шанс отсепарироваться от родительской семьи, если человек этого еще не сделал, и изменить судьбу, если она его почему-то не устраивает.
Основная задача кризиса – понять, подходит ли нам тот путь, который мы выбрали в юности. Основной конфликт кризиса – смысл vs бессмысленность, порядок разума vs хаос бессознательного
Земную жизнь пройдя до половины
Данте Алигьери начал писать свою «Божественную комедию» в возрасте 33 лет, сакрального возраста как в культурологии, так и в религии. Автобиографическ
Как иногда шутят на супервизиях (рабочих встречах) у психологов – «тяжелее кризиса тридцати лет может быть только кризис сорока». В каждой шутке есть доля шутки и действительно, кризис середины жизни мощнейший по своей продолжительност
Если рассматривать его с точки зрения экзистенциальног
Время собирать камни
Кризис 60-70 лет подводит черту под прожитой жизнью и неминуемо приводит к осознанию — человек смертен. Если всю предыдущую жизнь можно было прятаться от самой мысли о конечности жизни, то в постпенсионное время, смерть, что называется, смотрит в глаза.
Основная задача этого периода в соотношении с экзистенциальным кризисом – принятие смерти. Основной конфликт – смерть тела vs бессмертие души. Верующим людям легче – им после смерти уготовано Царствие небесное и вечная жизнь. Тяжелее всего – материалистам, есть прекрасная иллюстрация — диалог Воланда с головой писателя Берлиоза на бале Сатаны в «Мастере и Маргарите»: со смертью тела в небытие уходит душа.
Магистральная идея кризиса проста: мы все умрем. Страх смерти традиционно не осознается и прорывается в повседневную жизнь фобиями, ночными кошмарами и чувством тревоги. Смерть либо отрицается либо манит, но одним лишь Танатосом (инстинктом стремления к смерти, открытым в свое время Фрейдом) ее не объяснить. Культурологическ
Мне ближе идея смерти как нового рождения. Ставшие доступными в последнее время книги про клиническую смерть говорят о ярком свете, ощущение гармонии, нежелании возвращаться в физическое тело, если дела на земле еще не завершены. Есть «Тибетская книга мертвых», которая рассказывает о смерти как об очередной инициации, которая завершает жизненный цикл до следующей реинкарнации.
В заключение хочется сказать, что возрастные и экзистенциальные кризисы у разных людей начинаются в разное время, строгой привязки к дате рождения нет. Клиенты часто спрашивают, а можно ли избежать возрастного или экзистенциальног
Возрастные кризисы развития человека (Таблица, этапы)
Возрастные кризисы — это особые переходные этапы между возрастами человека, которые характеризуются сменой основной деятельности, резкими психологическими изменениями и социальной ситуации развития. Каждый человек проходит несколько таких этапов развития и взросления в своей жизни, и каждый раз меняется мировозрение человека, его статус по отношению к обществу и самому себе.
Таблица возрастных кризисов человека
Задача |
Новообразование |
Признаки |
Коррекция |
Кризис новорожденности |
|||
Возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру. |
Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. |
Приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. |
В этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша. |
Кризис 1 года |
|||
Основная задача – самостоятельность, автономность. |
1) малыш становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и неограниченный для него круг целей; 2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что приводит к совершенно неправильному толкованию многих понятий; 3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает. |
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего кол-ва новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление бурных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникает автономная речь и частично появляется самостоятельная ходьба. |
Необходимо помочь ребенку пережить сложный переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности. |
Возрастной кризис 3 лет |
|||
Основная задача – инициативность, активность. |
1) Важным является проявление «воли» у малыша. 2) Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить только так как хочет и без вариантов. |
1) Негативизм 2) Упрямство 3) Строптивость 4) Обесценивание 5) Стремление к деспотизму 6) Протест — бунт |
Поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять свою самостоятельность. |
Кризис 7 лет |
|||
Основная задача – умелость, компетентность. |
1) происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. 2) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. 3) открытие для себя новой социальной позиции — позиции школьника. 4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность |
Основные признаки: 1) потеря непосредственности 2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. 3) Замкнутость, неуправляемость |
Коррекция поведения: 1) необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности. 2) Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнениям и суждениям. 3) Нужно стараться не заставлять, а убеждать. 4) Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми. |
Предподростковый кризис (11лет) |
|||
Основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности. |
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. |
Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. |
Для коррекции поведения в таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь.Нужноотносится к ребенку как к личности. |
Подростковый кризис |
|||
Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. |
Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них. |
Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. 1) Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. 2) Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением. |
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. |
Возрастной кризис 17 лет |
|||
Основная задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией. |
Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17лет, характерны различные страхи. Это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. |
Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. |
|
Кризис 30 лет |
|||
Основная задача – баланс между развитием и стагнацией. |
Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. |
Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности. |
|
Кризис 40-45 лет |
|||
Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. |
В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса). |
Основные признаки: 1) В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации. 2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им. |
|
Кризис выхода на пенсию (60-70лет) |
|||
Задача- выбор между интеграцией или отчаянием. |
Относительное снижение характеристик психофизических функций«поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности — это самоопределение методом «проб и ошибок» |
Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния. |
|
Возрастные исходы, связанные с патологией личности в пожилом возрасте
1. Агронин М.Е., Малетта Г. Расстройства личности в пожилом возрасте: осмысление и преодоление пробела в исследованиях. Am J Гериатр Психиатрия. 2000; 8: 4–18. doi: 10.1097/00019442-200002000-00002. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Oltmanns TF, Balsis S. Расстройства личности в более позднем возрасте: вопросы об измерении, течении и влиянии расстройств. Annu Rev Clin Psychol. 2011;7:321–349. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-0
-120435. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3* Van Alphen SPJ, Van Dijk SDM, Videler AC, Rossi G, Dierckx E, Bouckaert F, Oude Voshaar RC. Расстройства личности у пожилых людей: новые проблемы исследований. Curr Psychiatry Rep. 2015; 17:538. doi: 10.1007/s11920-014-0538-9. Авторы проводят обзор литературы по эпидемиологии, оценке и лечению расстройств личности в более позднем возрасте, делая выводы для будущих диагностических систем. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
4. Ньютон-Хоуз Г., Кларк Л.А., Чанен А. Расстройство личности на протяжении всей жизни. Ланцет. 2015; 385:727–734. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61283-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Tackett JL, Balsis S, Oltmanns TF, Krueger RF. Единый взгляд на патологию личности на протяжении всей жизни: соображения развития для пятого издания Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Дев психопат. 2009;21:687. дои: 10.1017/S095457940
9X. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]6* Keuroghlian AS, Zanarini MC. Уроки, извлеченные из лонгитюдных исследований расстройств личности. В: Хуприх С.К., редактор. Личный диссонанс Towar Theor Empir Integr Diagnosis Assess. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия: 2015. стр. 145–161. В этой главе рассматриваются результаты двух лонгитюдных исследований расстройств личности в раннем и среднем взрослом возрасте. Эти исследования вносят вклад в изучение патологии личности в течение всей жизни, что имеет неоценимое значение для определения будущих направлений изучения расстройств личности в более позднем возрасте. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
7. Росси Г., Ван ден Брок Дж., Диркс Э., Сегал Д.Л., ван Альфен С.П.Дж. Оценка личности пожилых людей: раскрыта ценность личностных опросников. Старение психического здоровья. 2014;18:936–940. doi: 10.1080/13607863.2014.924089. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Abrams RC, Horowitz SV. Расстройства личности после 50 лет: метааналитический обзор литературы. В: Rosowsky E, Abrams RC, Zweig RA, редакторы. Личные расстройства Пожилые взрослые Emerg. Лечение проблем с диагностикой , издательство Lawrence Erlbaum Associates Publishers; Махва, Нью-Джерси: 1999. С. 55–68. [Google Scholar]
9. Oltmanns TF, Rodrigues MM, Weinstein Y, Gleason MEJ. Распространенность расстройств личности в среднем возрасте в выборке из сообщества: расстройства и симптомы, отраженные в интервью, самоотчетах и отчетах информантов. J Psychopathol Behav Assess. 2014; 36: 177–188. doi: 10.1007/s10862-013-9389-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Schuster J, Hoertel N, Le Strat Y, Manetti A, Limosin F. Расстройства личности у пожилых людей: результаты национального эпидемиологического исследования алкоголя и сопутствующие условия. Am J Гериатр Психиатрия. 2013;21:757–768. doi: 10.1016/j.jagp.2013.01.055. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
11. Трулл Т.Дж., Джанг С., Томко Р.Л., Вуд П.К., Шер К.Дж. Пересмотренные диагнозы расстройства личности NESARC: пол, распространенность и сопутствующие заболевания с расстройствами зависимости от психоактивных веществ. J Перс. расстройство. 2010; 24:412–426. doi: 10.1521/pedi. 2010.24.4.412. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Samuels J, Eaton WW, Bienvenu OJ, Brown CH, Costa PT, Nestadt G. Распространенность и корреляты расстройств личности в выборке сообщества. Бр Дж. Психиатрия. 2002; 180: 536–542. дои: 10.1192/bjp.180.6.536. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Rosowsky E, Gurian B. Влияние пограничного расстройства личности в пожилом возрасте на системы помощи. Общественная психиатрия Хосп. 1992; 43: 386–389. doi: 10.1176/ps.43.4.386. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Beatson J, Broadbear JH, Sivakumaran H, George K, Kotler E, Moss F, Rao S. Пропущенный диагноз: возникающий кризис пограничного расстройства личности у пожилых людей. Aust New Zeal J Психиатрия. 2016;50:1139–1145. doi: 10.1177/0004867416640100. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
15. Нок М.К., Борхес Г., Бромет Э.Дж., Ча С.Б., Кесслер Р.К., Ли С. Суицид и суицидальное поведение. Epidemiol Rev. 2008; 30:133–154. doi: 10. 1093/epirev/mxn002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Харвуд Д., Хоутон К., Хоуп Т., Джейкоби Р. Психическое расстройство и личностные факторы, связанные с самоубийством у пожилых людей: описательное исследование и исследование случай-контроль. . Int J Geriatr Psychiatry. 2001; 16: 155–165. doi: 10.1002/1099-1166(200102)16:2<155∷AID-GPS289>3.0.CO;2-0. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
17. Heisel MJ, Links PS, Conn D, van Reekum R, Flett GL. Нарциссическая личность и уязвимость к суицидальным наклонностям в позднем возрасте. Am J Гериатр Психиатрия. 2007; 15: 734–741. doi: 10.1097/JGP.0b013e3180487caa. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Segal DL, Marty MA, Meyer WJ, Coolidge FL. Личность, суицидальные мысли и причины жизни среди пожилых людей. Журналы Gerontol — Ser B Psychol Sci Soc Sci. 2012; 67 Б: 159–166. doi: 10.1093/geronb/gbr080. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
19. Ян Д.Р., Пойндекстер Э.К., Цукровиц К. С. Черты расстройства личности, факторы риска и суицидальные мысли среди пожилых людей. Международная психогериатрия. 2015; 27:1785–1794. doi: 10.1017/S1041610215000174. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Dixon-Gordon KL, Whalen DJ, Layden BK, Chapman AL. Систематический обзор расстройств личности и последствий для здоровья. Кан Психол Кан. 2015 г.: 10.1037/cap0000024. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Gleason MEJ, Weinstein Y, Balsis S, Oltmanns TF. Устойчивое влияние неадаптивных черт личности на качество отношений и здоровье в дальнейшей жизни. J Перс. 2014 г.: 10.1111/jopy.12068. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Пауэрс А.Д., Олтманнс Т.Ф. Расстройства личности и физическое здоровье: продольное исследование физического функционирования, обращения за медицинской помощью и поведения, связанного со здоровьем, у взрослых среднего возраста. J Перс. расстройство. 2012; 26: 524–538. doi: 10.1521/pedi. 2012.26.4.524. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Powers A, Strube MJ, Oltmanns TF. Патология личности и повышенное использование медицинских ресурсов в более позднем взрослом возрасте. Am J Гериатр Психиатрия. 2014; 22:1478–1486. doi: 10.1016/j.jagp.2013.10.009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Morgan TA, Chelminski I, Young D, Dalrymple K, Zimmerman M. Различия между пожилыми и молодыми людьми с пограничным расстройством личности в отношении клинических проявлений и нарушений. J Psychiatr Res. 2013;47:1507–1513. doi: 10.1016/j.jpsychires.2013.06.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Powers AD, Oltmanns TF. Пограничная патология личности и хронические проблемы со здоровьем в более позднем взрослом возрасте: опосредующая роль ожирения. Теория личного расстройства, Res Treat. 2013; 4: 152–159. doi: 10.1037/a0028709. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Iacovino JM, Powers AD, Oltmanns TF. Импульсивность опосредует связь между пограничной патологией личности и индексом массы тела. Перс. Индивид. Диф. 2014;56:100–104. doi: 10.1016/j.paid.2013.08.028. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Cruitt PJ, Boudreaux MJ, Jackson JJ, Oltmanns TF. Пограничная патология личности и физическое здоровье: роль занятости. Теория личного расстройства, Res Treat. 2016 г.: 10.1037/per0000211. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Пэрис Дж. Расстройства личности с течением времени: Предвестники, течение и исход. Американское психиатрическое издательство, Inc.; Quebec, Canda: 2003. [PubMed] [Google Scholar]
29. Duberstein PR, Chapman BP, Tindle HA, Sink KM, Bamonti P, Robbins J, Jerant AF, Franks P. Личность и риск болезни Альцгеймера у взрослых 72 лет и старше: 6-летнее наблюдение. Психологическое старение. 2011;26:351–362. doi: 10.1037/a0021377. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Terracciano A, Sutin AR, An Y, ‘brien RJO, Ferrucci L, Zonderman AB, Resnick SM. Личность и риск болезни Альцгеймера: новые данные и метаанализ. 2014;10:179–186. doi: 10.1016/j.jalz.2013.03.002. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Balsis S., Carpenter BD, Storandt M. Изменение личности предшествует клиническому диагнозу деменции альцгеймеровского типа. Журналы Gerontol Ser B Psychol Sci Soc Sci. 2005; 60: 98–101. doi: 10.1093/geronb/60.2.P98. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
32. Saulsman LM, Page AC. Пятифакторная модель и эмпирическая литература по расстройствам личности: метааналитический обзор. Clin Psychol Rev. 2004; 23: 1055–1085. doi: 10.1016/j.cpr.2002.09.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Samuel DB, Widiger TA. Метааналитический обзор отношений между пятифакторной моделью и расстройствами личности DSM-IV-TR: анализ на уровне аспектов. Psychol Rev. 2008; 28: 1326–1342. doi: 10.1016/j.cpr.2008.07.002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Пильерон С., Клеман Ж., Ндамба-Бандзузи Б., Мбелессо П., Дартиг Ж.Ф., Преу П.М., Герше М., Группа Е, Дезорме И., Лакруа П., Абоянс В., Деспорт Х.К., Хесус П., Чалла А.Е., Марин Б. , Ламберт Дж. Связано ли зависимое расстройство личности с легкими когнитивными нарушениями и деменцией в Центральной Африке? Результат программы ЭПИДЕМКА. Int Psychogeriatric C Int Psychogeriatr Assoc. 2015; 27: 279–288. doi: 10.1017/S104161021400180X. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Prior J, Abraham R, Nicholas H, Chan T, Vanvlymen J, Lovestone S, Boothby H. Связаны ли преморбидные аномальные черты личности с поведенческими и психологическими симптомами при деменции? Int J Geriatr Psychiatry. 2016;31:1050–1055. doi: 10.1002/gps.4418. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
36. Galvin JE, Roe CM, Powlishta KK, Coats MA, Muich SJ, Grant E, et al.Morris JC. AD8: краткое интервью с информантом для выявления деменции. Неврология. 2005; 65: 559–564. doi: 10.1212/01.wnl.0000172958.95282.2a. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37* Cruitt PJ, Oltmanns TF. Возрастающая валидность само- и информированного сообщения о расстройствах личности в более позднем возрасте. Оценка. 2017 г.: 10.1177/1073191117706020. В этом исследовании изучается возрастающая прогностическая способность интервью, само- и информативного отчета о патологии личности в отношении нескольких результатов поздней жизни, включая субъективное физическое здоровье, удовлетворенность отношениями и снижение когнитивных функций. В нем подчеркивается необходимость использования нескольких источников информации для оценки патологии личности в более позднем возрасте, а также указываются будущие направления в отношении изучения роли патологии личности в возрастных исходах. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
38** Виделер А.С., Ван дер Фельц-Корнелис К.М., Росси Г., Ван Ройен Р.Дж.Дж., Розовски Э., Ван Альфен С.П.Дж. Уровни психотерапевтического лечения расстройств личности у пожилых людей. Клин Геронтол. 2015; 38: 325–341. doi: 10.1080/07317115.2015.1032464. Всесторонний обзор литературы по лечению пожилых людей с личностной патологией. Авторы излагают разработанные экспертами согласованные рекомендации по лечению и иллюстрируют эти концепции соответствующими примерами. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
39. Lynch TR, Cheavens JS, Cukrowicz KC, Thorp SR, Bronner L, Beyer J. Лечение пожилых людей с сопутствующим расстройством личности и депрессией: подход диалектической поведенческой терапии. Int J Geriatr Psychiatry. 2007; 22: 131–143. doi: 10.1002/gps.1703. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Videler AC, Rossi G, Schoevaars M, Van Der Feltz-Cornelis CM, Van Alphen SPJ. Эффекты схемы групповой терапии у пожилых амбулаторных пациентов: исследование концепции. Международная психогериатрия. 2014;26:1709–1717. doi: 10.1017/S1041610214001264. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-й. Автор; Washington, DC: 2013. [Google Scholar]
42. Van Den Broeck J, Bastiaansen L, Rossi G, Dierckx E, De Clercq B, Hofmans J. Иерархическая структура дезадаптивных черт личности у пожилых людей: совместный факторный анализ PID-5 и DAPP-BQ. J Перс. расстройство. 2014; 28:198–211. doi: 10.1521/pedi_2013_27_114. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
43. Van Den Broeck J, Bastiaansen L, Rossi G, Dierckx E, De Clercq B. Возрастная нейтральность аспектов черт, предложенных для расстройств личности в DSM-5: анализ DIFAS PID-5. J Psychopathol Behav Assess. 2013; 35: 487–494. doi: 10.1007/s10862-013-9364-3. [CrossRef] [Google Scholar]
8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона
Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.
Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).
Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.
Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.
Стадия | Возраст (лет) | Задание на развитие | Описание |
---|---|---|---|
1 | 0–1 | Доверие против недоверия | Вера (или недоверие) в то, что основные потребности, такие как питание и привязанность, будут удовлетворены |
2 | 1–3 | Автономия против стыда/сомнения | Развивайте чувство независимости во многих задачах |
3 | 3–6 | Инициатива против вины | Проявите инициативу в некоторых действиях — может развиться чувство вины при неудаче или нарушении границ |
4 | 7–11 | Трудолюбие против неполноценности | Развивать уверенность в своих способностях, когда компетентен, или чувство неполноценности, когда нет |
5 | 12–18 | Идентичность против путаницы | Экспериментируйте и развивайте личность и роли |
6 | 19–29 | Близость против изоляции | Установить близость и отношения с другими |
7 | 30–64 | Генерация против стагнации | Вкладывайтесь в общество и будьте частью семьи |
8 | 65– | Целостность против отчаяния | Оценить и осмыслить жизнь и смысл вклада |
Содержание
1.
Доверие против недоверия 90-195Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.
Если забота, которую получает младенец, последовательна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.
Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.
Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в мире или своей способности влиять на события.
Успех и неудача на первом этапе
Успех на этом этапе приведет к добродетели надежды . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.
Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.
В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.
2. Автономия против стыда и сомнения
Автономия против стыда и сомнения — это вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.
Успех на этом этапе приведет к добродетели воли . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.
Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.
Что происходит на этом этапе?
Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.
Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, что есть и т. д.
Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?
Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.
Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.
Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.
От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).
Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Gross, 1992).
3.
Инициатива против виныИнициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.
Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут счесть агрессивным».
В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.
Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.
И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.
Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».
Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.
Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.
4. Трудолюбие против неполноценности
Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его определенным навыкам.
Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.
Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.
Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.
Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .
5. Идентичность и путаница ролей
Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность против смешения ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.
В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.
Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 1963, с. 245).
Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.
Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.
Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .
Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.
В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.
В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).
Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.
6. Близость против изоляции
Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.
На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.
Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.
Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .
7. Генерация против стагнации
Генеративность против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).
С психологической точки зрения, генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.
Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Через генеративность мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.
Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.
Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .
8. Целостность эго против отчаяния
Целостность Эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.
Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.
Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).
По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.
Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.
Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.
Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.
Критическая оценка
Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).
Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, они теперь считаются активными и важными периодами личностного роста.
Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.
Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.
Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.
Тем не менее, Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.
Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.
Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).
Эриксон против Маслоу
Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона?
Маслоу | Эриксон |
---|---|
Маслоу предложил серию мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). | Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени. |
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). | Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические. |
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. | Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает преодоление психосоциального кризиса. |
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. | Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов. |