возрастные кризисы | это… Что такое возрастные кризисы?
ТолкованиеПеревод
- возрастные кризисы
- Категория.
Феномены психического развития.
Специфика.В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- возрастные кризисы
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (с. 122) (от греч. krisis — переломный момент, исход) — условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов (см.:
Возраст — возраст). В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе. Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия.
Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен значительно смягчат протекание возрастных кризисов.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Игры ⚽ Поможем написать курсовую
- возрастная психофизиология
- Вольф (Wolff) Христиан
Полезное
1.
Сущность возрастного кризисаВозрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.
В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.
Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего.
Все эти особенности детей, переживающих критический период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека потребностей. Поэтому можно сделать вывод, что на стыке двух возрастов такую реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным, т.
Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат-ный кризис; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — переходный между дошкольным и отроческим периодом).
Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.
Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический период со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь критических возрастов, Л.С. Выготский предложил включить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского развития, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожалуй, самым ярким и несомненным кризисом в развитии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попадает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет — переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.
К.Н. Поливанова дала следующее определение понятию «возрастной кризис»: это преобразование социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразования стабильного периода в субъектную способность индивида.
Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых социальных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжными, длительными.
Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологических особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т. е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздражители неадекватно интенсивными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении, появлении трудновоспитуемости.
Лев Выготский: кем он был и что сделал
Лев Выготский был русским психологом, наиболее известным своими теориями психологии развития. Он публиковался на самые разные темы. Его идеи менялись с годами. Он впервые разработал концепцию зоны ближайшего развития (см. Также Леса), а также роль культуры и языка в когнитивном развитии. Выготский хотел «создать новый всеобъемлющий подход к психологическим процессам человека» ( 3 , с. 168).
Лев Семенович Выготский родился 17 ноября 1896 года в городе Орша, Белоруссия (в то время входившая в состав Российской империи). Блестящий интеллектуал, педагог-психолог, общественный деятель и педагог, чья деятельность связана с образованием, Выготский умер в июне 11 октября 1934 г., 38 лет.
Лев Семенович ВыготскийЛев родился в нерелигиозной и обеспеченной семье еврейского происхождения в семье Выгодских. Симха Выгодский, отец Льва, был банкиром и вскоре после рождения Льва был назначен начальником отдела Объединенного банка в городе Гомеле (9).0003 2 ). Вся семья переехала в Гомель, и Лев учился дома до 1911 года. Затем он поступил в частную еврейскую гимназию, которую окончил с отличием. В то время, когда еврейская квота студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга едва достигала 3%, Лев Семенович Выготский участвовал в голосовании «еврейской лотереи» и в 1913 году был принят в Московский университет.
Несмотря на свою страсть к социальным и гуманитарным наукам, юный Лев поддался давлению семьи и подал документы в медицинский институт. Однако ему потребовался всего один семестр, чтобы перейти в юридическую школу. Параллельно с этим Лев также посещал лекции в Шанявском университете, проявляя активный интерес к истории, культуре, традициям и самобытности еврейского народа, языкознанию, литературе, философии и психологии, а также яростно критиковал сионизм и социализм. По его мнению, «еврейский вопрос» можно было решить только путем возвращения к традиционному иудейскому православию. К сожалению, Льву так и не удалось получить высшее образование.
В 1917 году, когда Октябрьская большевистская революция в Петрограде и Москве прервала формальную учебу, Лев решил вернуться в Гомель. В 1917 году Гомель находился под административным управлением Украинского государства, и сведения о жизни Льва в этот период скудны. Однако в 1919 году Гомель захватили большевики, и с 1919 по 1923 год Лев активно участвовал в социальных преобразованиях родного города, став видным представителем местной большевистской власти.
К 1920 году он начал подписывать свои журналистские публикации как Лев Семенович Выготский, заменив свою первоначальную еврейскую фамилию на Выготский, а «Симхович» — на славянский вариант Семенович. Две его дочери, родившиеся в 1925 и 1930 годах соответственно, как и другие его родственники, никогда не меняли своих еврейских фамилий. В настоящее время его фамилия пишется как « Выготский » на английском языке.
Выготский, его жена и дочери, дата неизвестнаВ январе 1924 г. Лев принял участие во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде, состоявшемся в Петрограде (город, впоследствии переименованный в Ленинград). После съезда Выготскому была предложена возможность стать научным сотрудником престижного Психологического института в Москве. Выготский и его жена Роза Смехова переехали в Москву, и Лев начал свою карьеру в качестве штатного научного сотрудника и учителя средней школы, сосредоточившись на роли языка в обучении и процессах обучения. В 1925 лет он защитил диссертацию под названием « Психология искусства ». Однако только в 1960 году его диссертация была опубликована вместе с книгой «Педагогическая психология», в основе которой лежали конспекты лекций, которыми он пользовался, работая преподавателем психологии в Гомеле.
Лето 1925 года стало поворотным в жизни и карьере Льва. По возвращении из Лондона, где он присутствовал на конгрессе по обучению глухих, у него рецидив туберкулеза, и он был госпитализирован. Вопреки всему, он выжил. Тем не менее до конца 19 века он оставался инвалидом и безработным.26. Осенью 1925 года Выготскому заочно была присуждена докторская степень.
После выписки из больницы Лев продолжил свою методическую и теоретическую работу, связанную с кризисом в области психологии. Хотя он так и не закончил рукопись, он продолжал работать над ней до 1927 года. В 1982 году рукопись наконец была опубликована. Несмотря на то, что он содержал очевидные редакционные искажения и вмешательства, он был представлен как одна из самых замечательных работ Выготского. В своей первоначальной рукописи Выготский предложил развитие общей психологии, которое объединило бы марксистские философские подходы с натуралистическими и объективистскими подходами психологической науки. В той же рукописи он выступил против формирования «марксистской психологии» как действенной альтернативы философским и натуралистическим школам. По его мнению, настоящая марксистская психология должна строиться не просто на цитатах из сочинений Маркса, а на методологии, соответствующей марксистской сути.
Выготский преподаетВ период с 1926 по 1930 год Выготский собрал разных учеников, в том числе Алексея Леонтьева , Бориса Варшаву , Леонида Занькова , Александра Лурию , и начал изучать развитие высших когнитивных функций человека. понимание языка, логическая память, избирательное внимание и способность принимать решения. Это явление исследовалось с трех сторон:
- Культурно-исторический подход : изучение того, как модели культурного и социального взаимодействия изменяют процессы развития и формы посредничества
- Подход к развитию : изучение того, как дети приобретают высшие когнитивные функции поддержка в рассуждениях и памяти. ( 1 )
Выготский пересмотрел свою теорию в 1930-х годах. Период крупного пересмотра теории Выготского привел к переходу от механистской ориентации в XIX в.20-х годов к интегративной целостной науке в 1930-х годах.
Начало 1930-х годов стало очень трудным периодом в жизни Выготского как в личном, так и в теоретическом плане. По мере того, как он осознавал недостатки своей теории и под влиянием холистических теорий, отстаиваемых гештальт-психологией, Выготский начал реконструировать свои теории, стремясь построить психологическую теорию сознания. К сожалению, он умер от туберкулеза в 1934 году, оставив свою теорию незавершенной.
Более десяти лет исследований и усердной работы (1024-1934), Выготский опубликовал множество книг и статей по обучению и развитию детей. Однако труды и теории Выготского стали доступны западным психологам только спустя десятилетия после его смерти, в начале 1960-х годов, когда они были переведены, изучены и реализованы.
Работы Выготского
- Сознание как проблема психологии поведения. Выготский 1925. (полный текст)
- Методы рефлексологического и психологического исследования. Выготский 1925. (полный текст)
- Психология искусства. Выготский 1925. (частичный полный текст)
- Педагогическая психология. Выготский 1926. (частичный полный текст)
- Исторический смысл кризиса в психологии: методологическое исследование. Незаконченный, Выготский прервал это в 1927 году. (полный текст)
- Проблема культурного развития ребенка. Выготский 1929. (полный текст)
- Конкретная психология человека. Выготский 1929. (неопубликовано — полный текст)
- Основные проблемы дефектологии. Выготского 1929. (полный текст)
- Социалистическое изменение человека. Выготский 1930. (полный текст)
- Первобытный человек и его поведение. Выготский 1930. (полный текст)
- Орудие и символ в развитии ребенка. Выготский 1930. (полный текст)
- Инструментальный метод в психологии. Выготский 1930. (полный текст)
- Воображение и творчество в детстве. Выготский 1930. (полный текст)
- О психологических системах. Выготский 1930. (полный текст)
- Метод исследования. Выготского 1931. (полный текст)
- Анализ высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
- Структура высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
- Генезис высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
- Подростковая педагогика. Выготский 1931. (полный текст)
- Самоконтроль. Выготский 1931. (полный текст)
- Развитие личности и мировоззрения ребенка. Выготский 1931. (полный текст)
- Развитие речи. Выготского 1931. (полный текст)
- Проблема обучения и психического развития в школьном возрасте. Выготский 1931. (полный текст)
- Динамика психического развития школьника в связи с преподаванием и обучением. Выготский 1931. (полный текст)
- О Спинозе. Выготский 1921. (полный текст)
- К проблеме психологии актерского творчества. Выготский 1932. (полный текст)
- Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский 1933. (полный текст)
- Думать и говорить . Выготский 1934. (полный текст)
- Проблема экологии. Выготский 1934. (полный текст)
- Проблема сознания. Выготский 1934. (полный текст)
- Проблема возраста. Выготский 1934. (полный текст)
- Взаимодействие обучения и развития. (полный текст)
- Психология и локализация функций. (полный текст)
- Основы социального воспитания глухонемых детей в России. (полный текст)
- Фашизм в психоневрологии. (полный текст)
Выводы
Лев Выготский — советский психолог, педагог и драматург. Его часто называют «отцом культурно-исторической психологии», и его работа оказала глубокое влияние на развитие и образование детей. Лев Выготский был одним из пионеров психологической школы мысли, известной как конструктивизм.
В 1924 году он опубликовал свою знаменательную работу «Мышление и речь», в которой изложил свою теорию «зоны ближайшего развития». мастерством выполнения все более сложных задач в сотрудничестве с более способными сверстниками или наставниками.
Работа Выготского в значительной степени игнорировалась при его жизни, но с тех пор она оказала большое влияние на теорию образования и развития ребенка. Идеи Выготского оказали большое влияние на теории психологии и образования ( 4 ) и продолжают играть важную роль в образовательной практике сегодня ( 3 ).
Ссылки
- Козулин А. (2004). Теория Выготского в классе: Введение. Европейский журнал психологии образования, 3–7.
- Паунд, Л. (2019). Как учатся дети (новая ред.). Лондон: Эндрюс ЮК Лимитед. п. 51. ISBN 978-1-909280-73-1
- Миллер, П. (2011). Теории психологии развития (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
- Дрисколл, член парламента (2000). Психология обучения для обучения (2-е изд.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon
Ваш кризис среднего возраста зовет или нет
Источник: SpeedKingz/Shutterstock
Мы все видели стереотипный кризис среднего возраста: парень в кабриолете, обычно в возрасте 40 или 50 лет , по-видимому, заставляя одного отчаянного меньше хвататься за давно ушедшего юношу. Мы предполагаем, что машина должна была производить впечатление, но иногда все, что мы видим, это что-то жалкое и расточительное. Мы также считаем этот кризис среднего возраста неизбежным — такой же частью старения, как опущение десен или расширение талии.
А что, если понятие «кризис» не так предопределено? Середина жизни, конечно, нет никакого способа избежать тикающих часов. Мы все испытываем некоторые физические и эмоциональные изменения с возрастом. И естественная неуверенность (а для некоторых и настоящая тревога), которая приходит с возрастом, является обычной реакцией. Кризис предполагает что-то зловещее и разрушительное или, по крайней мере, — в случае трансформируемого клише — очень дорогое. Кризис среднего возраста может отражать определенные культурные нормы, особенно в западном обществе, а не психологическое состояние, с которым мы все столкнемся.
Средний возраст неизбежен. Кризис может быть необязательным.
Средний возраст? Глобальный. Кризис? Местный. Психологический стресс, с которым большинство из нас сталкивается в среднем возрасте (период, который некоторые определяют как возраст от 30 до 70 лет, при этом основной возраст составляет от 40 до 60 лет), связан с конкретным событием (например, разводом, потерей родителей или потерей работы). ). Более общее чувство острого стресса, вызванное просто количеством свечей на вашем торте, гораздо более распространено в богатых странах, чем где-либо еще.
Британское исследование, опубликованное в International Journal of Behavioral Development , показало, что 59 процентов опрошенных женщин в возрасте 40-49 лет сообщили, что они пережили кризис. Австралийское статистическое бюро обнаружило, что люди в возрасте 45-54 лет менее всего удовлетворены своей жизнью. Другие исследования не обнаружили корреляции между средним возрастом и сильным дистрессом.
Неудивительно, что по-настоящему универсальные человеческие переживания (например, старение) происходят не только в определенных частях мира. Это явление предполагает, что культурные нормы, связанные со старением, и восприятие обществом ценности людей старше определенного возраста могут вызывать у людей стресс, когда они достигают этого рубежа.
Это не все в твоей голове. Это вообще ничего. Кризис предполагает, что особенно негативный исход неизбежен или вероятен, и нужно приложить все усилия, чтобы избежать этого исхода. Простое 40-летие (или 50, или 60) не создает в вашем мозгу неизбежного психологического негативного события. Люди, переживающие кризис среднего возраста, вероятно, усвоили (вероятно, разрушительный) нарратив о том, что они каким-то критическим образом ухудшаются из-за возраста.
Для некоторых это заметное ухудшение их интеллектуальных способностей. Согласно одному исследованию, процитированному Американской психологической ассоциацией: «Вербальные способности, числовые способности, рассуждения и вербальная память улучшаются к среднему возрасту». Правильно — улучшать. Кризис среднего возраста не является результатом фактического снижения умственной обработки. Так что не вините свой мозг.
У вас могут быть кризисы среднего возраста. Если кризис среднего возраста не является проблемой психического здоровья в клиническом смысле, как мы можем объяснить, что, по крайней мере в некоторых странах, большинство людей сообщают, что чувствуют себя наименее счастливыми в свои сорок? (Возраст 45-46 лет многими считается вершиной среднего возраста).
Один из вариантов: люди в этот период являются частью «поколения бутербродов», одного из самых трудных периодов нашей жизни. На этом этапе люди часто находятся в той точке своей профессиональной карьеры, когда у них есть серьезные обязанности. Они с большей вероятностью вступят в брак и создадут семью, в то время как их собственные родители начинают стареть, создавая столкновение стресса и обязательств.
Физический упадок реален: некоторые сталкиваются с первым серьезным кризисом здоровья в этом возрасте (или начинают замечать более мелкие признаки старения, такие как потребность в бифокальных очках или начало артрита). Эти отдельные события реальны, и стресс, который они приносят, не находится в вашей голове. В совокупности давление может ощущаться как постоянное (негативное) изменение вашего повседневного жизненного опыта.
Что насчет кабриолета? Почему одни люди переживают кризис, а другие не очень? Некоторые люди считают, что с возрастом они теряют свою ценность, у них заканчивается время или они потратили впустую первые десятилетия своей взрослой жизни. Их ответ — «встряхнуть вещи». Для некоторых это может быть просто дорогим решением; для других — более разрушительный (употребление сильнодействующих наркотиков, внебрачная связь). Непонятно, почему некоторые люди так сильно борются в среднем возрасте, что называют это кризисом. Это может сводиться к индивидуальной реакции: то, что действует на меня как удар под дых, может показаться вам просто еще одной средой.
Если вы являетесь частью толпы по средам, это хорошая новость: исследования показывают, что люди, которые оказались наиболее устойчивыми в юношеском возрасте, как правило, меньше страдают от проблем в возрасте сорока и пятидесяти лет. В то время как некоторые справляются с этими изменениями нездоровым поведением, другие считают правильным стимулом сменить карьеру или внести другие позитивные изменения в свою жизнь.
Хорошая новость заключается в том, что исследования показывают, что большинство из нас выходят из кризиса к середине 50-х годов. Еще лучшая новость — этот подъем, похоже, продолжается и в наши 60 лет.