Если у вас есть ответ на вопрос «В чём смысл жизни?», то вы пройдете возрастные кризисы легче
Психолог Екатерина Мурашова в программе «Нам надо поговорить» на RTVI обсудила с Марианной Минскер возрастные кризисы, рассказала почему они случаются и как с ними справляться.
Вообще вся жизнь человека делится на стабильный период и кризисный. Избежать кризисов нельзя, но их можно пройти плавно.
Когда случается первый кризис?
1. Это кризис всего первого года жизни – тогда ребенок определяет рады ему или нет. Если его не хотели, то это ведет к изменениям в структуре личности. Такой человек никогда не будет верить, что о нем могут говорить хорошо – искренне.
Екатерина Мурашова: «Кризисы трех и семи лет надуманны»
2. Биологический кризис, когда ребенок определяет свои границы.
3. Кризис четырех-шести лет, когда ребенок впервые спрашивает о смерти.
Екатерина Мурашова: «Родитель должен ответить на этот вопрос хоть как-то, исходя из своего мировоззрения. Любой ответ приемлем – главное показать свою осведомленность, не блокировать эту тему и не показывать свой собственный страх, иначе ребенок поймет, что это то, о чем нельзя говорить и замкнется».
Можно ли помочь ребенку избежать подросткового кризиса?
4. Подростковый кризис. Когда люди жили племенами, то ребенка во взрослого инициировали старейшины, сейчас инициации не осталось, ему не сообщают, что он взрослый. Поэтому детство затянулось. Так что родитель должен прислушиваться к тому, что ребенок испытывает позывы стать полноценным взрослым и предложить ему поменять свой статус на равноправного взрослого члена семьи.
5. Кризис двадцатилетия. Это кризис, в котором человек должен дать себе ответ на вопрос «а получится ли у меня жить, как все – найти работу, жилье, создать семью?». Попытка стать полноправным членом общества. В Советском Союзе это время даже не замечали, а в новой России многие справляются с трудом на этом этапе.
6. Кризис тридцатилетия. Это момент, когда человек уже всего достиг, построил карьеру, создал семью, обзавелся жильем, но испытывает неудовлетворенность. Многие в этот кризис меняют спутника жизни, эмигрируют в другую страну, находят новую работу или хобби, женщины рожают еще одного ребенка. Но это кризис не внутренний, а внешний, поэтому из него выход достаточно прост.
Есть ли выход из экзистенциального кризиса?
7. Экзистенциальный кризис наступает примерно в 40-45 лет и в его прохождении никто не может помочь, кроме самого человека. Это кризис смыслов, когда возникает внутренний вопрос «А зачем это все?». На этом этапе выясняется, что новые цели в жизни не дают радости, люди открывают для себя духовные практики, мужчины женятся на молодых девушках, но все это не решает кризис. Увлеченные своим делом люди, например, ученые или верующие проходят этот кризис относительно спокойно. Однако, есть и те, кто переживает крайне остро – на этом этапе часто умирают.
8. Прекращение социальной деятельности. Это внешний кризис. Сейчас его проходят относительно легко, так как население стареет, и западное общество, и российское продумывает заранее различные занятия на пенсии.
9. Кризис смерти. Если человек, оглядываясь назад понимает, что «у него все было» и он не зря прожил жизнь, то он уходит в удовлетворении, со спокойным сердцем. Если же нет – то существуют психологические практики, которые позволяют переоценить свой жизненный опыт, чтобы уйти спокойно.
Как подстелить себе соломки?
1. Быть информированным, понимать, что с тобой происходит.
2. Иметь план действий. Заранее сформулировать для себя смыслы жизни.
3. Следовать своему плану.
Подробнее в программе «Нам надо поговорить».
Возрастные кризисы 📚 – топ лучшей литературы по теме
Возрастные кризисы 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBookЧто выбрать
Библиотека
Подписка📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Сортировать
Фильтры
Фильтры
Воспитание детей без криков, угроз, наказаний и истерик
Александр Мусихин
Премиум
В наши дни тема раннего развития детей удивительно актуальна. Малышей начинают развивать не просто с рождения, а еще до появления на свет. Но что же мы все-таки понимаем под ранним развитием? Когда и как начинать занятия? На какие методики ориентироваться? Чего ждать в результате? Как можно испор…
Ваш непонятный ребёнок
Екатерина Мурашова
Премиум
Книга Екатерины Вадимовны Мурашовой, практикующего психолога одной из детских районных поликлиник города Санкт-Петербурга, посвящена психологическим проблемам детей разного возраста.
Пока мне не исполнилось 30. Что важно понять и сделать уже сейчас
Эллина Дейли
Премиум
Эллина Дейли, писательница, популярный блогер, ведущая YouTube-канала и соведущая подкаста с десятками тысяч подписчиков, делится способами выхода из кризиса первой четверти жизни. Перешагнувшие рубеж двадцатилетия люди, столкнувшись с реалиями современной жизни, зачастую теряются и не могут поня…
Пока мне не исполнилось 30. Что важно понять и сделать уже сейчас
Эллина Дейли
Премиум
Эллина Дейли, писательница, популярный блогер, ведущая YouTube-канала и соведущая подкаста с десятками тысяч подписчиков, делится в этой книге способами выхода из кризиса первой четверти жизни. Перешагнувшие рубеж двадцатилетия люди, столкнувшись с реалиями современной жизни, зачастую теряются и …
Идеальный шторм. Как пережить психологический кризис
Екатерина Сигитова
Премиум
Кризис – это идеальный шторм: внутренние проблемы обостряются под влиянием внешних факторов и резонируют так, что необходимо их срочно решать. Книга психотерапевта Екатерины Сигитовой – маяк, с помощью которого вы сможете проложить собственный маршрут и пережить любой кризис, не важно, личный, гл…
Время чудес. Как принять свой возраст и наполнить жизнь счастьем
Марианна Уильямсон
Премиум
Зрелость – самое интересное время в жизни женщины. Вы можете взглянуть на свое прошлое с высоты собственного опыта и сформировать новое понимание будущего. Ведь в способности переосмыслить жизнь заключается величайшая сила ее изменить. Марианна Уильямсон, автор бестселлеров по саморазвитию и успе…
Воспитание детей без криков, угроз, наказаний и истерик
Александр Мусихин
Премиум
Эффективное руководство к действию, которое точно поможет наладить отношения с детьми.Как известно, все мы прекрасно знаем, как правильно воспитывать детей… пока у нас не появляются свои собственные. Став родителями, все мы сталкиваемся с одними и теми же вопросами: что делать, если ребенок не же. ..
В середине жизни. Юнгианский подход
Мюррей Стайн
Премиум
Книга посвящена середине жизни и тому, что сегодня называется «кризисом середины жизни». В этот период происходит переход от одной психологической идентичности к другой, возникает кризис духа, и в этом кризисе утрачиваются старые самости и возникают новые. Именно эту внутреннюю деятельность и смы…
Идеальный шторм. Как пережить психологический кризис
Екатерина Сигитова
Премиум
Кризис – это идеальный шторм: внутренние проблемы обостряются под влиянием внешних факторов и резонируют так, что необходимо их срочно решать. Книга психотерапевта Екатерины Сигитовой – маяк, с помощью которого вы сможете проложить собственный маршрут и пережить любой кризис, не важно, личный, гл…
Взрослые и дети. #Многобукв
Людмила Петрановская
Премиум
Людмила Петрановская – известный психолог, лауреат премии президента РФ в области образования, автор бестселлеров «Тайная опора», «Если с ребенком трудно», «Что делать, если…», и «Что делать, если…2». Благодаря своей практической значимости книги Людмилы Петрановской стали абсолютными хитами сред…
Фильтры
Фильтры
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Возрастные кризисы». Полный список из 101 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Эпоха кризисов: перспективы неравенства и разделения — мир
Приложения
- Скачать отчет (PDF | 3,56 МБ)
Автор
Рошни Менон
Старший сотрудник программы
Неравенство может формировать, стимулировать и усиливать кризисы и в то же время быть их следствием.
Двойной шок от COVID-19Пандемия, за которой последовало российское вторжение в Украину, сопровождалась ростом доходов и социальным неравенством. Более того, мир, охваченный серией кризисов, стал мрачным фоном для многих нынешних дискуссий о том, как решить насущные мировые проблемы.
Сложность и сила того, как каждый отдельный кризис накладывается и взаимодействует с другими кризисами, а иногда и усугубляет их воздействие, включая рост уровня неравенства и изоляции, является глубокой и разрушительной, требующей тщательного анализа как последствий, так и решений. Например, резкий рост инфляции, начавшийся в 2021 году, а также продовольственный и энергетический кризисы, вызванные главным образом российским вторжением в Украину, спровоцировали и усугубили долговой кризис во многих странах с низким уровнем дохода. В сочетании с экзистенциальной угрозой изменения климата и связанными с ним и широко распространенными экстремальными климатическими явлениями был запущен идеальный и мощный шторм событий: даже если аспекты сегодняшнего кризиса стоимости жизни ослабевают, их волновые последствия будут продолжать отражаться, в некоторых случаях вызывая политическую нестабильность и социальные волнения в некоторых частях мира.
Глядя на шесть областей — нехватка продовольствия и топлива, инфляция, долговой кризис, экстремальные климатические явления и политические волнения — очень мало стран, которые избежали досягаемости хотя бы одного кризиса.
Однако, что еще более тревожно, многие страны подвержены множественным и сочетающимся уровням экономических, социальных и экологических потрясений; которые могут пересекаться с лежащим в основе неравенством и уязвимостью, так что порочный круг неравенства доходов, растущего социального расслоения и недовольства распространяется на общества и поколения.
В ответ на эти множественные кризисы (или поликризисы) необходимы срочные, комплексные и скоординированные меры политики, включая еще более тесное сотрудничество и приверженность на глобальном уровне. Без резкого изменения курса, возобновления приверженности принципам многосторонности и более решительных действий по устранению коренных причин мало что изменится к лучшему. У приверженных делу стран есть возможность выступать за устойчивые и безотлагательные действия по удовлетворению насущных гуманитарных потребностей подавляющего большинства населения мира. Политические решения могут быть ориентированы на краткосрочные и долгосрочные цели: первый набор включает срочный набор инструментов, направленных на скорейшее уменьшение страданий, а второй набор направлен на достижение долгосрочных структурных преобразований для снижения уязвимости и обеспечения устойчивости.
Связанный контент
Совместный манифест политической антропологии в эпоху кризисов
Начало статьи
Пять антропологов отвечают на вопрос: что антропология может сделать в мире для решения многих проблем человечества?
В связи с глобальной пандемией COVID-19 возникает множество опасений по поводу будущего человечества перед лицом разнообразного и взаимосвязанного набора проблем, которые варьируются от климатического кризиса и миграции до роста поляризации и политики «постправды».
Мы попросили пять ученых из разных тематических и региональных областей знаний, находящихся на разных этапах своей карьеры, поразмышлять над этим вопросом, а также одного иллюстратора-этнографа. Мы предложили им предложить темы, которыми должны заниматься исследования в ближайшие годы, и подумать, как мы должны публично делиться нашей работой и с какой аудиторией в эту эпоху экономики внимания. Мы также спросили их, какие антропологические знания могут сделать
Их ответы свидетельствуют о распространенном среди антропологов стремлении осознать безотлагательность этого момента, сделать шаг вперед и перестать пялиться на пупок. Они призывают дисциплину адаптировать методы и образ мышления, а также переформулировать исследовательские вопросы, методологии и формы распространения знаний таким образом, чтобы они действительно служили миру.
Мы предлагаем эти пять размышлений и сопровождающую иллюстрацию в качестве зародышей открытого манифеста политической антропологии, где «манифест» понимается и как публичная декларация, и как призыв к проявлению новых практик. Только вместе мы можем разрушить структурирующие структуры, придумать лучший способ взаимодействия друг с другом и построить лучший мир.
— Гвен Бернит и Мисси Масейко
Изображение трех человек, сидящих за столом и работающих вместе, с фиолетовыми и синими символами, представляющими политические кризисы и COVID на заднем плане, и наш гиперсвязанный мир.
Кредит: Лаура Хаапио-Кирк
Совместная антропология для мира в кризисе
Антропология должна продвигать прогрессивные социальные измененияДэвид Вайн
Пандемия COVID-19, глобальный экономический кризис и беспрецедентные восстания за справедливость продемонстрировали безотлагательность использования наших навыков, антропологических и других, для исцеления мира.
Слишком долго многие антропологи фетишизировали вклад в теорию, часто имеющий ограниченное значение за пределами академических кругов. Это привело к тому, что антропологи стали пренебрегать эмпирическими исследованиями, документируя, например, нарушения прав человека, неравенство, расизм, сексизм, гомофобию и другие формы несправедливости. Разоблачение преступлений влиятельных людей, правительств и учреждений является неотложным. Учитывая растущие ограничения современной журналистики, почему антропология не может обеспечить строгие, научные журналистские расследования, рассчитанные на максимально широкую аудиторию и рассчитанные на максимальное воздействие, как предлагали Нэнси Шепер-Хьюз и другие антропологи?
Чтобы наша работа имела такое широкое влияние, мы должны стратегически подходить к каждому этапу научного процесса: определение вопросов исследования, разработка методов, анализ данных и распространение результатов исследований. Еще одной важной отправной точкой является наличие теории прогрессивных социальных изменений и роли науки в таких изменениях. Наконец, учитывая безотлагательность глобальной потребности и призывы к справедливости во всем мире, как мы можем сделать что-либо, кроме как использовать антропологические и другие знания, чтобы предлагать решения проблем и альтернативы статус-кво, который столь жестоко вреден для многих?
Мы должны улучшить наши методы изучения институтовЧандра Л. Миддлтон
В качестве условия проведения включенного наблюдения внутри федерального правительства Соединенных Штатов я согласился не использовать некоторые примеры из моей полевой работы. В результате в моей диссертации появился отрывок о вторжении инопланетян на Землю. Использование явно выдуманной истории в качестве замены реальных этнографических деталей позволило мне представить результаты моего исследования, не нарушая соглашения, которое позволяло мне изучать повседневную работу государственных служащих, выполняющих бесчисленное множество видов труда, связанных с «правительством». Это был лишь один из многих аспектов того, как проведение исследований внутри правительства требовало тщательного рассмотрения того, как этические и методологические соображения меняются внутри учреждений с изощренными претензиями на конфиденциальность.
В то время как антропологи изучали способы, которыми люди бросают вызов правительству, сопротивляются ему или (редко) улучшают его, лишь немногие проникали в чрево зверя, чтобы понять трудовую жизнь тех, кто выполняет его повседневную работу. Я надеюсь, что ситуация меняется, поскольку все больше политических и юридических антропологов заинтересованы в проведении полевых исследований с правительством и другими молчаливыми институтами, играющими важную роль в формировании нашего общества. Открытие таких учреждений для взора и критики антропологии важно, но многое может пойти не так. Нам нужны активные разговоры о том, как проводить институциональную этнографию — обо всем, от того, как договориться о доступе с учетом соображений конфиденциальности, до того, как ориентироваться в требованиях исследований, таких как протоколы Институционального контрольного совета. Эти вопросы лежат в основе этической антропологической практики и имеют решающее значение, если эта дисциплина предназначена для разработки более совершенных теорий мощных институтов, раскрывающих более глубокое понимание нашего мира и путей к лучшему будущему.
Совместная многоцентровая антропология — это путь впередДэвид Н. Геллнер
Антропология зародилась как изучение мест, находящихся далеко в космосе и, как представляли себе ранние практики, далеко во времени. Сегодня мир сократился, но очень разными темпами в зависимости от того, где вы находитесь. В некоторые места (Антарктида, Монголия) по-прежнему трудно добраться, но попав туда, вы можете мгновенно подключиться к миру. Другие пространства (например, незарегистрированные мигранты) могут быть расположены в мегаполисах, но не связаны между собой, невидимы и часто не слышны правительственной машине, несмотря на то, что они связаны по-своему. В то же время другие места просто не подключены к сети, если говорить о современном мире.
Нам нужны политически настроенные этнографы, чтобы исследовать каждое место и каждый масштаб — в Организации Объединенных Наций и Европейском Союзе, в парламентах, местных органах власти, на собраниях приходских советов и, конечно же, вокруг кухонного стола или очага. Выполнение многоэтапных, многомасштабных этнографий требует групп исследователей с хотя бы частично общими целями, за которыми следует совместное — и, несомненно, болезненное — написание. Эпоха одинокого исследователя, отправившегося на год на остров, чтобы позаботиться о себе, безусловно, давно прошла, хотя бы потому, что у жителей острова, вероятно, есть свои социологи, а правительство острова может настаивать на том, чтобы каждый иностранный исследователь местный партнер.
Есть обнадеживающие признаки того, что совместная антропология с эгалитарной этикой находится на подъеме, поощряемая дисциплинарной политикой (и экономикой) крупных грантов. В последние годы начали появляться совместно написанные этнографии, которые могут изменить наше представление о проведении исследований и могут показать путь к действительно объединенному ответу на глобальные вызовы, с которыми мы сталкиваемся.
Мы должны защищать интеллектуальное инакомыслиеАлпа Шах
В это время расстрела неравенства и сохраняющейся несправедливости, мира, опустошенного экологическими, экономическими и медицинскими катастрофами, растущего авторитаризма и подавляющего бюрократического насилия, единственная ценность, которую антропология должна отстаивать прежде всего, — это интеллектуальное инакомыслие. Латинский корень dissidere означает сидеть в стороне; Я вижу диссидентского интеллектуала как критически настроенного ученого, который готов стоять в стороне и, таким образом, бросать вызов преобладающим системам ценностей, структурам власти и политической экономии, которую они оправдывают, путем тщательного исследования, написания и распространения. Такое сидение в стороне может быть противодействием неолиберальному менеджеризму, просачивающемуся к нам в академию, против растущего авторитаризма или даже сидению в стороне от контрпропагандистских усилий левых революционных партизан, как я исследовал в своей последней книге 9.0011 Найтмарш . За это инакомыслие должны нести ответственность все интеллектуалы, потому что, как напомнил нам Ноам Хомский, именно у нас есть свободное время и время, политическая свобода, возможности и подготовка, чтобы исследовать скрытые истины и выражать мнение о несправедливости, не опасаясь преследование. По мере того, как культура жесткой экономии и аудита, маркетизация и этика бизнеса проникают во все аспекты академической жизни, ответственность за интеллектуальное инакомыслие — это то, что антропологи имеют особенно хорошие возможности для отстаивания. Несмотря на свою колониальную историю, социокультурная антропология заставляет нас серьезно относиться к жизни других, подвергать сомнению общепринятую мудрость о мире, производить новые знания, которые были ограничены маргиналами или замалчивались. Таким образом, это позволяет нам непредвиденным образом понять взаимосвязь между историей, идеологией и действием и, следовательно, имеет решающее значение как для понимания того, как увековечивается статус-кво, так и для воображения способов оспаривания господства и власти. Интеллектуальное диссидентство является частью архитектуры антропологии. Мы должны чтить эту ценность в наших исследованиях и развивать ее в своих работах, придавая силу ее возможностям.
За антропологическое воображение против капитализмаМарк Шуллер
Нынешний момент — это расплата на многих фронтах: человечество стоит на пороге апокалипсиса, причиненного самим себе. Люди переживают текущий момент как одновременный индивидуальный и коллективный кризис, становясь подавленными, травмированными, безнадежными. Но и в периоды «кризиса» туман идеологии рассеивается легче. У политической антропологии есть возможность и обязательство помочь людям выйти за рамки изолированного подхода к анализу проблем через узкие линзы различных специализаций и сформулировать восходящее, преднамеренно инклюзивное антропологическое воображение.
Антропологическое воображение определяет, казалось бы, несвязанные между собой проблемы, такие как изменение климата, ксенофобия и превосходство белых, как проявления глобального капитализма. Наша задача — выделить нити, связывающие их вместе, и раскрыть специфические процессы дегуманизации, которые действуют, когда капиталистическая военная машина нацелена на определенные группы людей.
Антропологическое воображение строится на радикальной эмпатии и порождает солидарность, рассматривая наши человеческие жизни как уже связанные друг с другом, выводя нас из состояния союзников в действия сообщников. Антропологии необходимо выйти за рамки утверждения своей актуальности и прославления своей активистской позиции, а заняться коллективной организацией, работой с, рядом и за движениями, которые используют интерсекциональный подход.