Взаимодействие в семье: Взаимодействие между членами семьи

Взаимодействие между членами семьи

  • Психотерапия
    • Депрессии
    • Нарушения вегетативной нервной системы
    • Страхи, фобии, тревоги, навязчивости
    • Бессонница
    • Головная боль напряжения
    • Зависимости
    • Климактерический синдром
    • Нарушения аппетита
    • Нарушения пищевого поведения
    • Панические атаки
    • Психогенная гипертония
    • СКР, болезнь Крона
    • Стресс
    • Тики
  • Сексология
    • Проблемы с эякуляцией
    • Сексуальная жизнь во время беременности
    • Эректильная дисфункция
    • Аноргазмия и фригидность
    • Снижение и повышение либидо
    • Психологические проблемы в сексуальных отношениях
    • Диспареуния и вагинизм
  • Семейная психотерапия
    • Супружеская измена
    • Ревность
    • Частые конфликты
    • Развод
    • Взаимодействие между членами семьи
  • Психологическое консультирование
    • Псих.консультирование подростков
    • Психологическое сопровождение беременности
  • Психотерапия онлайн

От того, какая атмосфера царит внутри семьи, зачастую зависит успешность конкретного человека в других сферах деятельности. Поддержка семьи является мощным стимулом для достижения новых профессиональных высот, непрерывного саморазвития. К сожалению, не каждая современная семья может похвастаться тем, что внутри неё установились тёплые и доброжелательные отношения; всё чаще на приёме у психотерапевта оказываются клиенты, недовольные атмосферой внутри своей семьи.

Семейная психотерапия

Прием (семейная консультация) врача-психотерапевта первичный
5 500 i
Прием (семейная консультация) врача-психотерапевта повторный 5 500 i
Расширенная семейная психотерапия 7 800 i

Какие разногласия чаще всего возникают в семьях?

  • Проблема отцов и детей. У родителей могут быть конфликты даже с совсем маленькими детьми – что уж говорить о подростках! На протяжении всего периода взросления человек испытывает кризисы. Такие жизненные этапы оказываются непростыми как для родителей, так и для самого ребёнка. Задача психотерапевта – помочь мамам и папам выстроить тёплые и доверительные отношения с их детьми в кризисные периоды, не сломав психику подрастающего чада.
  • Отсутствие чувствительности друг к другу. По факту люди составляют одну семью, но на деле не имеют никаких «точек соприкосновения». В таких семьях родители не уделяют внимание друг другу или детям, в результате чего у последних наблюдаются различные пагубные привычки, призванные (как кажется самому ребёнку) компенсировать отсутствие положительных эмоций.
  • Новый человек в семье. Если вы прошли через развод и привели в дом нового партнёра, то можете встретить неприятие детей к нему и к себе. Не у всех детей привыкание проходит гладко, многие люди до конца жизни остаются равнодушны к своим отчимам и мачехам, а временами даже испытывают к ним, а то и к собственным родителям, настоящую ненависть.
    Без помощи психотерапевта негатив, который был затаён ребёнком, может с большой долей вероятности вылиться в маниакальные состояния, неврозы, стать причиной поведенческих отклонений разной степени тяжести.
  • Невозможность для членов семьи действовать независимо друг от друга. Обычно такая ситуация наблюдается у детей, но иногда диагностируется и у взрослых – например, когда один из супругов инфантилен.

Специалисты, работающие в клинике «Кадуцей», готовы помочь вам в нормализации семейных взаимоотношений. Наши психотерапевты обладают богатым опытом решения различных внутрисемейных проблем, детально прорабатывают каждую конкретную ситуацию, делая всё для того, чтобы отношения между людьми вернулись в нормальное состояние.

Обращаясь в клинику «Кадуцей», вы получите ответы на все интересующие вас вопросы и сможете сохранить психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.

Задать вопрос

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Наталья Константиновна Катович,
начальник управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент, отличник образования Республики Беларусь.

Сфера научных интересов:
теоретико-методологические и учебно-методические основы воспитания в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;
теория педагогической регионализации. 

 

 

 

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждение семейного неблагополучия и эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему

, которая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.

I. Знакомство.

Определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. Большое значение имеет и определение «взаимной полезности» участников, т. е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющих распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе. Здесь администрации школы целесообразно актуализировать потенциал педагогического коллектива, чтобы родители знали о том, что в учреждении общего среднего образования, например, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах или что значительная часть ее выпускников добилась успеха в дальнейшей жизни.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с учреждением общего среднего образования

II. Планирование совместной деятельности.

Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия. Такого рода сотрудничество позволяет совместными усилиями достигать поставленных целей, находить соответствующий баланс интересов и возможностей; учитывать имеющиеся ресурсы и потенциал всех заинтересованных сторон, формировать чувство разделенной ответственности семьи и школы за процесс воспитания личности учащегося.

Планирование работы с семьей в условиях учреждения образования в целом включает:

  • планирование работы родительского комитета, заседаний попечительского совета;
  • проведение общешкольных родительских собраний;
  • взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями.

Все эти обязательные компоненты годового плана реализуются с учетом актуальных проблем развития личности учащегося, условий семейного воспитания, задач образовательного процесса.

В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве данного процесса и его результатах. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к учреждению общего среднего образования. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

III. Непосредственное взаимодействие.

Взаимодействие современных учреждений образования с семьей характеризуется широким диапазоном форм, методов, содержания школьно-семейного воспитания. В отечественной и зарубежной педагогической практике уже накоплен определенный опыт работы школы с различными категориями семей (Е.П. Арнаутова, Е. В. Бондаревская, В.С. Богословская, Е.В. Гребенников, В.В. Мартынова, М.П. Осипова, Е.К. Погодина, В.В. Чечет и др.). Он направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, усвоение гуманистических ценностей и их реализацию в системе семейного воспитания, формирование семейно-педагогической общности, предупреждение семейного неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Необходимым условием партнерских отношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах.

Структура такой модели может представлять собой сочетание четырех направлений:

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса. С ее помощью классный руководитель может компетентно осуществлять свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики:

  • выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг;
  • педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
  • исследования удовлетворенности родителей работой школы.
  • Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования получает возможность объективно оценить:
  • профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей;
  • запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг;
  • взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения образования.
  • Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.

Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при включении в другие совместные дела.

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи можно выделить три направления обучения родителей:

  • как воспитателя;
  • как учителя своего ребенка;
  • как союзника, партнера.

Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в данных направлениях.

Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, социально-педагогических центров, центров социальной защиты, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, представителей заинтересованной общественности.

Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.

Встреча с администрацией, учителями класса проводится ежегодно. На этой встрече педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания. Выясняются запросы родителей и возможности сотрудничества.

День открытых дверей – открытое мероприятие в образовательном учреждении, которое позволяет родителям (друзьям, родственникам) непосредственно знакомиться с условиями образования детей в школе в ходе различных видов педагогической деятельности (проведения факультативных занятий, заседаний клубов, тренировок спортивных секциях, занятий в объединениях по интересам и др.).

Родительский день – открытое школьное мероприятие для родителей, которое часто является синонимом Дня открытых дверей. Позволяет родителям учащихся познакомиться с работой школы, поучаствовать в мастер-классах или других мероприятиях. На современном этапе развития информационного образовательного пространства действуют просветительские сайты «Родительский день», организованы страницы на сайтах учреждений образования, которые содействуют самообразованию родителей и решению актуальных проблем воспитания. Их работа позволяет родителям познакомиться с различными аспектами развития личности ребенка, а так же обсудить их с единомышленниками на форуме.

Родительский всеобуч – форма работы с широким охватом родителей, проводится с целью повышения их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления актуальных проблем воспитания в семье, обучения и развития личности учащегося. Предполагает программу системных последовательных действий (мероприятий) и применение соответствующих технологий в условиях реального или виртуального образовательного пространства (интернет-ресурсы).

Вечер вопросов и ответов ‑ форма работы с родителями, которая проводится на основе опроса родителей, с учетом выявленных проблемы по различным аспектам воспитания учащихся.

Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.

Досуг родителей и детей (совместный) – форма работы, дающая возможность детям и родителям в свободное время заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору на основе перечня возможных в данном учреждении образования или предусмотренных совместным планированием. К подобным видам деятельности можно отнести семейные праздники, День именинников, День семьи, День здоровья, рыцарские турниры, спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всей семьей – на старт!», семейные ток-шоу, коллективные творческие дела («Праздник труда», «Салатный пир», «Семейный коллаж»), конкурсы и фестивали творчества родителей и детей на различные темы («Мой родны кут», «Бульбяны фэст», «Паэтычная субота», «Инсценировка из жизни замечательных семей»), КВН, викторины и др.

Конференция по обмену опытом воспитания детей ‑ тематическое мероприятие, где может обсуждаться один или несколько актуальных вопросов, а также представляться положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Лекторий для родителей – форма педагогического просвещения, которая способствует ознакомлению с теорией и практикой воспитания на современном этапе, повышению их педагогической культуры, выработку конструктивных подходов к воспитанию детей. Лекторий проводится по специально разработанной программе. Для чтения лекций и консультаций могут привлекаться узкие специалисты и наиболее подготовленные педагоги.

Родительский университет – представляет собой системный, комплексный подход к проблеме психолого-педагогического просвещения родителей. В ходе систематических знаний участники получают разносторонние знания о развитии ребенка, особенностях воспитания и обучения. При этом организаторы должны широко использовать мультимедийные технологии (цифровые и аналоговые аудио-, видеоустройства) для просмотров видеосюжетов, фотоматериалов, презентаций, воспроизведения лекций, выступлений известных ученых, практиков и др.

В текущем учебном году реализация республиканского проекта «Родительский университет» станет актуальной формой просветительской работы с родителями. Разработка идеи проекта и программы его деятельности принадлежит ученым БГПУ им. М. Танка. Примерная программа работы по проекту «Родительский университет» представлена в приложении 3 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» (см. на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

Школа для родителей может объединять участников в группы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются родители, возраста учащихся, наличия или отсутствия опыта воспитания (школа молодых родителей, школа для родителей будущих первоклассников, школа для родителей одаренных детей, школа отцов и т.д.).

В рамках школы для родителей могут работать педагогические мастерские, которые позволяют в активной, творческой, интересной форме осваивать сложные психолого-педагогические понятия, необходимые знания, справляться с актуальной проблемой воспитания ребенка в семье.

Ток-шоу для родителей – публичное мероприятие, которое ставит своей целью привлечь педагогическую, родительскую общественность и учащихся  к обсуждению или возможному решению актуальной и общей для всех проблемы.

Клубы для родителей ‑ объединения активных родителей по интересам с целью общения, обсуждения актуальных проблем воспитания детей в семье, организации досуга, совместной деятельности.

Круглый стол ‑ форма обсуждения актуальных проблем воспитания учащихся. Во время таких встреч родители и педагоги на равных оказываются за общим столом. Предполагается ограниченное число наиболее активных участников, выступающих с докладом. Ведущий обеспечивает условия для эффективного диалога, сохранность смысловой конвы мероприятия в ходе обсуждения злободневных проблем; высказывание различных точек зрения, мнений, для поиск возможных путей выхода из сложных ситуаций.

Информационный бюллетень ‑ периодическое издание, посвященное событиям, произошедшим в школе, адресованное педагогам, родителям, представителям администрации. Основными задачами издания являются: расширение информационно-образовательного пространства, информирование о возможностях и результатах участия семьи в образовательном процессе.

Виртуальная гостиная ‑ форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей, это интерактивная и креативная среда, которая является вариантом виртуализации взаимодействия школы и семьи.

Гостиные могут включать в себя ряд актуальных разделов, быть своеобразной виртуальной школой для родителей, родительским университетом, педагогической мастерской, форумом для вопросов и ответов и неформального общения, презентативной доской, виртуальной консультацией и др.

Педагогический коллектив учреждения общего среднего образования должен прикладывать большие усилия для ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Эта работа традиционно активизируется в период тематических недель (Неделя матери, Неделя семьи), накануне Дня защитников Отечества, 8 Марта. Популярны среди родителей спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования с участием родителей по пионерболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису и др. В ходе таких мероприятий учреждение общего среднего образования создает условия, когда и дети, и родители испытывают удовольствие от общения друг с другом. Таким образом обогащается и досуговая сфера семьи.

Родители – специалисты в различных областях – могут активно вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу, например, в проведение тематических лекториев (в том числе, кинолекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.

Одним из важных направлений деятельности учреждений общего среднего образования является ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Многие проблемы современной семьи связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности, с уровнем образованности и воспитанности. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи, формирование традиционных семейных ценностей является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

С целью формирования ценностного отношения подрастающего поколения к институту брака и семьи в учреждениях общего среднего образования рекомендована для использования в образовательном процессе учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» для IX–XI классов. Содержание программы направлено на изучение правовых и нравственных основ семейной жизни, на формирование позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству.

Программа факультативных занятий включает 3 раздела. В разделе «Подготовка к браку и семейной жизни» (IX класс) рассматриваются гендерные различия юношей и девушек, особенности добрачных отношений, факторы и мотивы брачного выбора, личностные качества, необходимые для семейной жизни, раскрывается понятие «готовность к браку и семейной жизни». В разделе «Семья как социальный институт» (X класс) дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений. В завершающем разделе «Семья и дети» (XI класс) рассматриваются такие темы, как особенности молодой семьи, планирование семьи, роль отца и матери в воспитании детей, стили семейного воспитания, семейные традиции и организация семейного досуга, социальная поддержка семьи.

В программе факультативных занятий большое внимание уделено формированию качеств личности учащихся, умений и навыков, необходимых для будущей семейной жизни. Этому способствуют практико-ориентированная направленность факультативных занятий, использование активных форм обучения ‑ тренингов, дискуссий, круглых столов, творческих заданий, проектов и др.

Для реализации учебной программы факультативных занятий в 2020 году издано пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Основы семейной жизни. Подготовка к браку и семейной жизни. 9 класс» (авторы В. В. Мартынова, Е. К. Погодина). В пособии представлена модель организации занятий по учебной программе факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX классов, конспекты факультативных занятий, дидактические и раздаточные материалы.

В ближайшей перспективе готовятся к выпуску пособия «Основы семейной жизни. Семья как социальный институт. 10 класс», «Основы семейной жизни. Семья и дети. 11 класс».

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.

 

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи / Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2015. ‑ № 10 – С. 3–22.
  3. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
  4. Методический инструментарий классного руководителя: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 с. : ил.
  5. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
  6. Чечет, В. В. Педагогика семьи: пособие / В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.

Семейное взаимодействие — IFAPA

Что такое семейное взаимодействие?

Как приемные родители, вы, вероятно, сталкивались с рядом обычаев, связанных с тем, как и когда приемные дети в вашем доме видят своих родителей. Возможно, время от времени контакт ребенка с его/ее родителями, казалось, был связан с тем, насколько хорошо родители работали над своим планом дела (например, получил ли родитель те оценки, которые ему сказали? «Сотрудничал» ли родитель с необходимыми услугами?)

Такой подход к управлению поведением родителей путем контроля их контактов с детьми не соответствует тому, что, как мы теперь знаем, является передовой практикой и отвечает интересам детей.

Вот то, что, как мы теперь знаем, лучше всего подходит для детей:

  • Когда дети находятся в приемных семьях, важно, чтобы мы создавали для них возможности видеть своих родителей, чтобы поддерживать связь между родителями и детьми.
  • Посещения должны быть частыми – чем младше ребенок, тем чаще ему нужно видеться с родителями.
  • Посещения должны проходить в условиях, позволяющих родителям осуществлять уход за ребенком в соответствии с возрастом. У детей развивается здоровая привязанность к родителям, когда эти родители могут активно удовлетворять потребности ребенка.

Мы также знаем, что чем чаще дети видят своих родителей, тем быстрее они переходят к постоянному месту жительства – либо возвращаясь домой, либо переезжая в другое постоянное место жительства.

Одно изменение, которое вы, как приемный родитель, можете заметить, заключается в том, что мы перестанем говорить о «посещениях» и начнем говорить о «взаимодействии с семьей». со своим ребенком, чем просто видеться с ним или навещать его.

Что еще более важно, вы, как приемный родитель, должны видеть более конкретные и всесторонние планы контактов родителей и детей. Эти планы будут называться «Планы взаимодействия с семьей», и вы, как приемный родитель, скорее всего, будете играть важную роль в планах для детей в вашем доме. Вы можете обнаружить, что по мере того, как дети чаще видят своих родителей, вам, как приемному родителю, придется больше манипулировать расписанием. Мы надеемся, что у вас также будет больше контактов с родителями детей в вашем доме, будь то родитель, приходящий к вам домой, чтобы помочь позаботиться о своих детях, или посредством координации логистики семейного взаимодействия. Мы также надеемся, что вы увидите, что ваше собственное участие во взаимодействии с семьей помогает большему числу детей стать постоянными. Вы, как приемный родитель, будете играть все более важную роль в помощи семьям — именно поэтому вы стали приемным родителем в первую очередь!

 

Философия семейного взаимодействия

Родители и дети имеют право проводить время вместе. Основной целью семейного взаимодействия является поддержание отношений между родителями и детьми и других семейных привязанностей. Это создаст безопасный контекст привязанности, чтобы уменьшить чувство покинутости, которое дети испытывают при размещении.

 

Цели взаимодействия с семьей

  • Повышение способности родителей адекватно и должным образом заботиться о ребенке и общаться с ним;
  • Установите или поддерживайте безопасную привязанность к ребенку;
  • Развивайте чувство «нахождения с» ребенком во время нужды;
  • Выявление и решение проблем до того, как ребенок будет возвращен на попечение родителей;
  • Разрабатывать и практиковать новые модели родительского поведения и взаимодействия;
  • Поддерживать отношения с братьями и сестрами, родителями и другими людьми;
  • Предоставлять возможности для оценки потребностей лиц, осуществляющих уход; и
  • Поддерживайте содержательный контакт в соответствии с развитием и/или особыми потребностями ребенка, что будет способствовать дальнейшему продвижению к достижению постоянства для ребенка (детей).

Форма обратной связи для лица, осуществляющего уход за членами семьи. Используйте этот образец формы обратной связи, если вы курируете взаимодействие с семьей. Эта форма должна быть передана работнику по трудоустройству ребенка, если не указано иное.

 

My Happy Pack

Дети попадают в приемные семьи по многим причинам. Часто ребенок не может безопасно вернуться домой в течение нескольких месяцев. Многое может произойти в жизни 2-летнего, 7-летнего или даже 11-летнего ребенка за несколько дней. Двухлетний ребенок может начать составлять предложения из нескольких слов. Семилетний ребенок может получить замечание о хорошем поведении от своего учителя. Одиннадцатилетний ребенок может написать стихотворение или запись в дневнике, которыми он особенно гордится. Представьте, что вы биологические родители и упускаете столько всего из этого.

В то же время вы, как приемный родитель, можете быть заняты и не обязательно будете помнить в перерывах между визитами, какие особенные повседневные вещи происходили с ребенком. My Happy Pack — это план, который поможет ребенку поделиться со своими биологическими родителями теми особыми событиями, которые произошли с момента их последнего семейного общения.

Чтобы сделать общение в семье более значимым, приемный родитель может предоставить ребенку My Happy Pack, чтобы он мог перевозить вещи, которые он хочет показать своим биологическим родителям. My Happy Pack — это рюкзак или сумка, которую ребенок может использовать только для семейного общения со своими биологическими родителями. В промежутках между семейными взаимодействиями ребенка можно поощрять класть в My Happy Pack вещи, которыми он или она хочет поделиться со своими биологическими родителями. Вот несколько примеров элементов, которые могут быть включены:

  • Любимая книга
  • Что-то милое или смешное, что ребенок сказал, что вы написали на листе бумаги
  • Новые слова, которые говорит ребенок, если это ребенок младшего возраста
  • Рисунок, который ребенок нарисовал или раскрасил
  • Записка от учителя ребенка или задание, которым ребенок гордится
  • Снимок ребенка, занимающегося любимым делом
  • Письмо, которое ребенок написал своим биологическим родителям

Всякий раз, когда возникает что-то, чем ребенок хочет поделиться со своими биологическими родителями, предложите ему/ей положить это в свой пакет My Happy Pack. Это дает биологическим родителям возможность начать взаимодействие; это позволяет им узнать, чем занимался их ребенок с момента последнего взаимодействия с семьей, и дает биологическому родителю возможность чувствовать себя более вовлеченным в жизнь своего ребенка. И ребенок будет очень горд и рад поделиться своим My Happy Pack!

Ключевым моментом в партнерстве с биологическими родителями является общение. Вы, как приемный родитель, также можете делать заметки для биологических родителей, делиться историями или предоставлять информацию о том, как ребенок ведет себя в вашем доме. Happy Pack — это подарок, который вы можете преподнести ребенку, и который навсегда повлияет на его жизнь!

IFAPA призывает приемных родителей покупать рюкзаки или сумки и начинать программу My Happy Pack с детьми дома.

 

 

Семейные взаимодействия | ECHD 250: Дети с особыми потребностями

Вторым компонентом теории семейной системы являются семейные взаимодействия. Семья имеет внутренние границы, которые определяют, как члены семьи относятся друг к другу. Это подсистемы, основанные на поколении, поле, интересах и т. д.

Эти подсистемы включают следующее:

  • Семейные
  • родительский (родитель-ребенок)
  • родной брат (ребенок-ребенок)
  • расширенная семья (нуклеарная семья, друзья и соседи, сообщество, услуги, полученные от профессионалов).

Семейная система содержит ряд подсистем, которые создают внутренние границы. Подсистемы могут состоять, например, из тех членов, которые принадлежат к одному поколению (например, дети) или к одному полу (мужчины в семье), или из тех, кто имеет одинаковые интересы или функции. Очевидно, что один человек может принадлежать более чем к одной подсистеме. С течением времени вырабатываются правила о том, как подсистемы взаимодействуют друг с другом, кто входит в подсистемы и как каждый член участвует. Другими словами, существует своего рода граница, которая определяет отношения между подсистемами.

Например, в большинстве семей родительская подсистема, будь то два родителя или один, установится как «ответственная» подсистема братьев и сестер. Границы и правила четкие и четкие. Родитель или родители могут часто и неформально взаимодействовать с детьми, или они могут быть несколько отдаленными и формальными. В некоторых семьях взаимодействие может быть настолько свободным и открытым, что границы размываются, а роли путаются. В некоторых семьях правила взаимодействия могут быть настолько жесткими, что люди становятся отчужденными и отчужденными. Они здесь не для того, чтобы поддерживать друг друга.

Люди в семейных группах располагаются в соответствии с моделями близости и расстояния. Апонте (1976) писал, что «успешно развившаяся семья будет иметь надежную, дифференцированную и гибкую систему структурных выравниваний. У каждого члена семьи будут другие члены, на которых он или она может рассчитывать в выполнении операций, связанных с семьей». Согласования развиваются между людьми в семье для выполнения задач, связанных с развитием или иным образом, и для удовлетворения эмоциональных потребностей. Эти выравнивания могут меняться со временем, но в большинстве семей существуют предсказуемые и надежные модели взаимоотношений. Это обеспечивает членов надежными источниками поддержки и заботы. Опять же, от семьи к семье могут быть большие различия в характере и качестве этих паттернов. Они во многом зависят от таких вещей, как культурное или этническое происхождение, семейные традиции и ценности.

Кто включен в подсистемы может быть важным вопросом. Иногда ребенок или, возможно, бабушка или дедушка включаются в подсистему воспитания. Это может быть результатом обстоятельств, например, если оба родителя работают или родитель-одиночка работает или нуждается в помощи в воспитании детей. Это может быть культурной нормой. В такой подсистеме нет ничего изначально проблематичного, если ожидания и договоренности понятны всем в семье.

То, как взаимодействует каждая семья, частично зависит от степени сплоченности и приспособляемости во взаимодействиях.

Сплоченность: эмоциональная связь, объединяющая семьи.

Добавить комментарий