Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (Обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения. Каждый пример должен быть сформулирован. развёрнуто.)
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего обтцества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих»…
В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные.
Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоучёность», которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей…
Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны… При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.
(И. Фролов и др. )
что это такое, признаки, примеры
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Обыденное мировоззрение – это комплекс представлений о мире и взаимосвязи его компонентов, о человеке, его социальной роли и предназначении. Обыденное мировоззрение – индивидуальная характеристика каждого индивида, которая возникает в результате ежедневной деятельности и взаимодействия с окружающей средой. Принципы и суждения индивида, составляющие основу системы взглядов, складываются посредством осмысливания проблемы, в результате мышления, анализа информации, исследований, опирающихся на накопленные в ходе жизни знания и опыт. Человек может менять свои убеждения под влиянием обстоятельств, событий, общения с людьми.
Содержание
- Характеристика
- Признаки
- Примеры
Характеристика
Мировоззрение как философская категория – совокупность взглядов и принципов, присущих индивиду. У каждого человека имеется система убеждений и ценностей. Она отражает представления индивида о его месте в мире, об окружающей среде в целом и социальных взаимодействиях. Комплекс представлений об окружающей действительности охватывает вопросы возникновения мира, происхождения человека, его познавательных способностей, предназначения и смысла жизни.
Разное мировоззрение предполагает неодинаковые ответы на обозначенные вопросы. Материалисты утверждают, что материя первична. Идеалисты придерживаются мнения о первичности сознания и духа. В рамках материализма сознание рассматривается, как продукт развития материи. Концепция идеализма основана на вторичности материи, созданной духом. Мировоззрение формируется под влиянием условий жизни.
Человек, руководствуясь идеалами, изменяет условия окружающей действительности. Основные конструкты мировосприятия и миропонимания различаются в контексте разных культур и религиозных формаций, передаются последующим поколениям. В ходе прогрессивного развития общества мировоззрение подвергается трансформации с учетом накопленного опыта каждого человека.
Мировоззренческое наследие нередко меняется кардинально под влиянием радикальных перемен в обществе. В рамках трансформации сознания происходит изменение ценностных ориентиров, что приводит к формированию новой системы основополагающих взглядов и принципов. Обыденное мировоззрение возникает, как отражение влияния на индивида повседневной жизни.
В основе формирования обыденной формы лежит ежедневный практический опыт, который приобретается при взаимодействии индивида с другими членами общества и окружающей средой. Обыденное мировоззрение называют житейским, это связано с особенностями его образования под влиянием стереотипных общепринятых представлений, мудрости, традиций, здравого смысла. В обществознании выделяют функции мировоззрения:
- Познавательная. Приобретение знаний об окружающем мире, его законах, взаимодействиях его компонентов.
- Ценностно-ориентационная. Образование системы ценностей, отношение индивида к окружающей действительности, процессам, происходящим во внешней среде.
- Практическая. Выполнение действий, обусловленных сложившейся системой ценностей, направленных на изменение или сохранение внешней среды.
Обыденное мировоззрение отличается от рационально-теоретических, философских взглядов на жизнь, потому что является порождением практического опыта и повседневных наблюдений людей. Философское понимание нередко противоречит здравому смыслу. Философские представления формируются искусственно в результате интеллектуально-мыслительной деятельности.
Обыденное мировоззрение возникает как стихийное следствие влияний внешней среды, с которыми индивид сталкивается ежедневно. Оно представляет собой инструмент адаптации к условиям окружающей среды. К внешним влияниям относят: обычаи и традиции, сложившиеся в социуме, личные наблюдения индивида, знания, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Компоненты мировоззрения:
- Мироощущение, мировосприятие. Особенности восприятия индивидом окружающей действительности, основанные на эмоциональных и чувственных реакциях.
- Миропонимание. Интеллектуальное восприятие окружающей действительности, основанное на научных идеях, рациональном анализе, теоретических представлениях, подкрепленных накопленными знаниями и опытом.
- Отношение к миру. Отражение интеграции процессов мироощущения и миропонимания. В результате образуется система ценностей, жизненных взглядов, позиции по разным вопросам.
Обыденный тип мировоззрения складывается на основе личного опыта и наблюдений, что предполагает существенные различия между системами взглядов разных людей. Индивидуальные различия определяются особенностями воспитания, уровнем образования, профессиональной деятельностью, социальным статусом, событиями в жизни. Система взглядов и навыки человека формируются в результате чтения книг, выслушивания советов представителей старшего поколения.
Благодаря возникшим представлениям и установкам индивид успешно действует в настоящем и прогнозирует целенаправленную деятельность в будущем. Обыденное мировоззрение определяет виды и регламент проведения досуговых мероприятий, характер заботы о своем здоровье, порядок создания условий безопасности. Система взглядов становится ориентиром в жизни, руководством, которое предопределяет, как действовать в определенной ситуации.
Признаки
Обыденное мировоззрение – это такая форма, которая образуется на основе приобретенных знаний, эмоциональных переживаний, анализа поступающей информации, что предопределяет индивидуальность сложившихся взглядов. Характерная черта обыденного мировоззрения – выработка суждений и представлений на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
К признакам обыденного мировоззрения относят доминирующее влияние убеждений, обычаев и традиций, сформировавшихся в обществе. Особенностью обыденного мировоззрения является ведущее влияние личного опыта индивида, который накапливается в результате ежедневной познавательной и практической деятельности. Другие факторы, влияющие на становление и развитие системы взглядов:
- Коллективное мнение и общественный опыт.
- Стереотипные представления о правилах поведения, нормах межличностных взаимоотношений.
- Предания, суеверия, предрассудки, составляющие основу народной мудрости.
Обыденный индивидуальный опыт помогает ориентироваться в настоящем, например, справляться с жизненными трудностями. Человек, встречаясь с препятствиями в ходе достижения целей, анализирует ситуацию, определяет последствия, обозначает проблему, находит способы ее устранения. Другие функции обыденного опыта:
- Выявление реальных перспектив при планировании действий.
- Прогноз развития событий.
- Направление вектора активности сообразно поставленным целям.
Коллективный опыт обуславливает появление архетипов – образов, которые объединяют собирательные черты характера. Человека, наделенного свойствами архетипа, не существует в природе. Это идеал, который олицетворяет стремления и надежды людей. Обыденное мировоззрение ассоциируется с появлением архетипов героя-освободителя, матери, мудрого старца, пророка – предсказателя будущего. Признаки обыденного мировоззрения:
- Автономность. Установки, возникшие в рамках системы взглядов, самостоятельны и независимы в общей структуре мировоззрения. Например, системы образования, семейных ценностей, создания условий быта существуют независимо друг от друга.
- Ассоциативность. Индивид перенимает опыт, накопленный на протяжении веков, действует ассоциативно с примерами предков и других людей.
- Интеграция разноплановых знаний. Система взглядов строится на знаниях, охватывающих все сферы жизни.
- Фрагментарность. Индивид воспринимает и усваивает информацию, которую считает интересной и полезной.
В процессе создания обыденного мировоззрения мыслящий человек объединяет в сознании фрагменты знаний из разных сфер жизни, в том числе из кодекса морали и нравственности, науки, политики, культуры. Сформулированные представления о жизни помогают выбирать значимые цели, достигать их, избегать социальных конфликтов и ошибок, преодолевать трудности. Человек в условиях обыденности воспринимает и оценивает свою личность, проявляет отношение к природе, окружающим людям.
Примеры
Человеку присущи индивидуальные врожденные признаки и приобретенные свойства, какие характеризуют его как личность в структуре общества, в рамках развития обыденного мировоззрения наблюдается взаимосвязь между понятиями коллективное и индивидуальное сознание, не противоречащее или идущее вразрез с общепринятыми в социуме верованиями и убеждениями.
Обыденное мировоззрение условно разделяют на 2 составляющие – суждения, соответствующие общепринятым представлениям и отличающиеся от установок, одобряемых в обществе. Например, когда человек обсуждает узкие профессиональные темы, что выходят за пределы его познаний, его мнение нередко бывает ошибочным. Например, рядовой индивид, не обладая достаточными знаниями в политике, науке, медицине, культуре, имеет свое мнение по каждому вопросу из перечисленных сфер.
Часто суждения индивида не обоснованы, не аргументированы, не подкрепляются твердой теоретической базой. Суждения, затрагивающие темы, которые выходят за границы забот и интересов человека, отличаются поверхностностью, фрагментарностью и субъективизмом. Факторы, определяющие поведение индивида в бытовых ситуациях, являются компонентами системы взглядов на жизнь. Примеры, отражающие последствия сформированного обыденного мировоззрения:
- Овладение навыками самообслуживания.
- Применение принципов взаимопомощи.
- Освоение приемов труда, необходимых для решения бытовых задач.
- Общение в вербальной и невербальной формах.
- Поддержание семейных традиций – создание семьи, рождение и воспитание детей.
- Применение защитных приемов в случае опасности.
Минутные реакции и устойчивые поведенческие модели любого человека опираются и обусловлены системой взглядов на жизнь, примером может служить установка в доме дверных замков и защитных систем, предотвращающих проникновение посторонних лиц. Простыми словами, накопленный поколениями опыт в деле защиты жилища отражается в обыденном мировоззрении, что побуждает индивида устанавливать защитные устройства в своем доме.
Человек ежедневно ухаживает за собой, ежегодно отмечает праздники, обустраивает жилище, участвует в культурных мероприятиях, что соответствует стереотипным поведенческим моделям в обществе. Другой пример – наблюдение за восходом и закатом солнца. Примером устойчивости мировоззрения служит Дж. Бруно, который под угрозой смертной казни не отказался от убеждений.
Обыденное мировоззрение отражает принципы, взгляды и образ мыслей индивида, совокупность его представлений о мире и своем предназначении.
0 3 298 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Взаимосвязь философии, теологии и мировоззрения
Мировоззрение – это точка зрения, через которую человек смотрит на мир. По определению, библейское мировоззрение выведено экзегетически со страниц Библии. Философия и богословие долгое время воспринимались как соперники в мировоззрении, но если мы определим эти термины лексически и через библейскую призму, то мы не обнаружим трения между двумя дисциплинами. На самом деле, они дополняют друг друга.
Философия как дисциплина признается как «систематическое и критическое изучение фундаментальных вопросов, возникающих как в повседневной жизни, так и в практике других дисциплин». [1] Философия дисциплину часто путают с философией
Апостол Павел предостерегает от всякой философии, которая может ввести в заблуждение, и противопоставляет философию, укорененную в гуманизме (или согласно традициям человеческим), и философию, укорененную во Христе (Кол. 2:8). Предупреждение Павла иллюстрирует различие между мировоззрением и дисциплиной.
Библейское мировоззрение в применении к философии помогает нам понять философию в ее лексическом смысле как любовь к мудрости и указывает нам на первые принципы этой мудрости как правильное отношение к Богу и ответ на него (Притчи 1; 7, 9). :10), и к источнику этой мудрости как слову Божию (Притчи 2:6). Поскольку богословие является
Процесс изучения философии начинается с ответов на вопросы, связанные с тем, как мы приобретаем знания, истину и уверенность. Это вопросы эпистемологии. Каждое мировоззрение (и философия) должно сначала определить свой источник авторитета — кому или чему оно будет доверять, чтобы обеспечить знание, истину и уверенность.
Когда ответы на эпистемологические вопросы получены, появляется матрица для решения метафизических вопросов — тех вопросов, которые относятся к природе реальности. Метафизика рассматривает четыре основных направления: онтологию (природу существования), аксиологию (природу ценности), телеологию (природу замысла и цели) и эсхатологию (природу будущего). Эти четыре области исследования пересекаются с основными категориями богословия (библиологии нет в этом списке, поскольку она рассматривается в эпистемологии):
- Собственно богословие – изучение Бога Отца
- Христология – изучение Христа
- Пневматология – изучение Духа Божьего
- Ангелология — изучение ангелов, демонов и духовного мира
- Естественная теология – изучение природы как субстанции (естественные науки) и как средства откровения
- Антропология – изучение человечества и всего, что непосредственно связано с человеческим существованием (например, в эту категорию подошла бы дисциплина психология)
- Гамартиалогия – учение о грехе и его влиянии
- Сотериология – учение о спасении и его влиянии
- Экклезиология – изучение собрания, которое мы называем церковью
- Исраэлология – изучение народа Израиль как уникального и избранного, и его места в Божьем плане
- Эсхатология — изучение последних вещей, будущего и окончательного исполнения библейских обетований
Каждая из этих богословских тем соответствует более широкой дисциплине метафизики, и без внимания к каждой из них общее метафизическое понимание было бы прискорбно неполным.
Эпистемология и метафизика обеспечивают – философии – описательные аспекты реальности. Из этого вытекает , а из следует . Этика обеспечивает должно в индивидуальном масштабе и социально-политическое в общественном масштабе.
В библейском мировоззрении есть две основные категории этики: одна для неверующих (стать верующими) и одна для верующих (стать более похожими на Христа). Социально-политические концепции завершают философскую дискуссию, поскольку рассматриваются различные особенности общества, включая нации в целом, Израиль в частности, вселенскую церковь и местные общины вселенской церкви.
Разумно упорядоченная философия, рассматриваемая с библейской точки зрения, пересекается с основными теологическими концепциями и обеспечивает широкий и всеобъемлющий фон для исследования в любой дисциплине. В библейском подходе философия и теология взаимосвязаны, а в некоторых случаях даже взаимозаменяемы. Эта тесная связь между двумя дисциплинами — философией и теологией — побуждает к любознательности и стремлению к знаниям во всех областях, и ничто в библейском подходе к этим дисциплинам не ограничивает и не дестимулирует обучение и открытия. Подход к любой дисциплине с точки зрения библейского мировоззрения побуждает вопрошающего тщательно исследовать ее и «вкусить и увидеть, как благ Господь» (Пс. 34:8).
[1] https://www.brown.edu/academics/philosophy/undergraduate/philosophy-what-and-why.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Взаимосвязь и общество — мое лучшее я 101
«Мир так пуст, если думать только о горах, реках и городах; но знать того, кто думает и чувствует вместе с нами, и кто хотя и далек, но близок нам по духу, это делает землю для нас обитаемым садом.— Гёте Обычное человечество
Осознание того, что мы не идем по жизни в одиночку, является частью того, что называется обычным человечеством (элемент модели сострадания к себе Кристин Нефф). Общечеловеческое — это идея, что страдание универсально; другими словами, даже если мы чувствуем , что мы единственные, кто страдает, другие на этой планете также страдают в то же самое время (Hansen & Warren, n.d.). Общая человечность может быть одним из самых мощных и обнадеживающих элементов человеческой взаимосвязи, потому что это напоминание о том, что другим не чужды те трудности, с которыми мы сталкиваемся в своей личной жизни.
Приветствуя человечность, мы можем не только избавить нас от одиночества, но и от предубеждений. Как люди, мы можем привыкнуть к определенным группам, с которыми мы знакомы, не решаясь перейти к другим, которые отличаются от нас. Тит Нхат Хан, мастер дзен и активист движения за мир, мудро борется с такого рода колебаниями. Он говорит: «Страх рождается из неведения. Мы думаем, что другой человек пытается что-то у нас отнять. Но если мы посмотрим глубже, то увидим, что желание другого человека — это в точности наше собственное желание — иметь мир, иметь возможность жить» (Hooks, & Nhat Hanh, 2017, para. 51). Как только мы поймем, что все люди жаждут мира, мы сможем начать общаться с другими людьми, которые, возможно, изначально казались слишком далекими от нас, новыми и захватывающими способами.
Взаимосвязанные культурыЛюди имеют разное культурное происхождение, что приводит к различным ценностям и мировоззрениям. Изучение культур, отличных от нашей собственной, может помочь нам узнать больше о том, как другие люди смотрят на мир, и предложить расширенную призму, через которую мы сами можем смотреть на мир. Западные культуры склонны рассматривать себя как вершину инноваций и мудрости: однако индивидуалистическая целеустремленность многих из этих культур часто уводит людей от признания их собственной взаимосвязанности. В этом разделе мы узнаем, как философская мудрость и культурные ценности различных групп могут помочь улучшить наше понимание и стремление к благополучию.
Восточная философия может помочь объяснить, как взаимосвязь повышает благополучие через термин «взаимобытие». Взаимобытие, термин, придуманный вьетнамским буддийским монахом и ученым Тит Нхат Ханом, является предлагаемой заменой слова для глагола «быть». Взаимобытие означает взаимозависимое сосуществование и признает зависимость любого человека или вещи от всех других людей и объекты. Например, смех над шуткой требует отношений между двумя людьми, чистого воздуха для дыхания и культурного понимания юмора. Точно так же для поиска смысла жизни требуется среда, которая дает чувство самоэффективности, культура, которая поощряет создание смысла, и какое-то сообщество, с которым можно испытать смысл. В западных культурах стремление к успеху за счет других часто является нормой. Тик Нат Хан учит нас тому, что это индивидуалистическое стремление не только вредит другим, но и нам самим, поскольку мы теряем общий смысл и отношения, возникающие в коллективном стремлении к цели.
Посмотрите, как Тик Нхат Хан представляет «Взаимодействие» в этом видео:
Взаимосвязанность также можно увидеть в гавайской культуре, которая учит нас тому, как глубоко мы можем ценить людей вокруг нас. Большинство из нас слышали о распространенном гавайском приветствии «Алоха». Часто мы приравниваем «Алоха» к «привет» на английском языке, простому приветствию. Тем не менее, Алоха в гавайской культуре может гораздо больше объяснить, как ее жители традиционно ценят взаимосвязанность. Обратите внимание на этот отрывок, процитированный Curby Rule (2001):
«Алоха — это быть частью всего, а все — частью меня. Когда есть боль — это моя боль. Когда есть радость — она тоже моя. Я уважаю все, что есть как часть Творца и часть меня. Я не буду умышленно причинять вред кому-либо или чему-либо. Когда нужна еда, я возьму только свою потребность и объясню, почему ее берут. Земля, небо, море принадлежат мне, чтобы заботиться, лелеять и защищать. Это гавайцы — это Алоха!» (пункт 4).
Эта мудрость является отражением того, как мы можем уловить взаимосвязь и донести ее до нашего сознания. Как следует из отрывка, наши действия влияют не только на нас самих, но и на других людей, животных и формы жизни. Взаимосвязь, как определено правилом Карби, придает смысл тому, почему мы уважаем наших собратьев-людей и землю: потому что они сосуществуют с нами и принадлежат существу, стоящему выше нас. Будем надеяться, что мы сможем научиться распознавать более глубокий смысл Алоха — общей человечности и ответственности друг перед другом — по мере продвижения вперед в нашей жизни, и мы сможем научиться уважать людей и культуры, которые любим.
Одна из подходящих концепций африканской культуры, иллюстрирующая взаимосвязь, известна как «Убунту». Согласно книге «Ubuntu and the Reconstitution of Community» под редакцией кенийского литературоведа Джеймса Огуде (2019 г.), концепция Ubuntu берет свое начало в языке нгуни, на котором говорят в южных регионах Африки (Ramose, 1999, цитируется по Weidtmann, 2019, глава 4, стр. 103). Ubuntu можно перевести как «африканское понимание человечества или человечности» (Weidtmann, 2019)., Глава 4, с. 103).
В видео архиепископ Десмонд Туту, важный духовный лидер и антипартийный активист, связывает Ubuntu с фразой «Я есть, потому что мы есть». Он призывает: «Живите в соответствии со своим наивысшим потенциалом и смотрите на потенциал других». Посмотрите это видео, чтобы узнать больше от архиепископа Туту:
Поскольку интерпретация Убунту Туту охватывает как личность, так и коллективную группу, нам предлагается увидеть, что наши стремления и стремления окружающих не исключают друг друга; мы можем преследовать свои индивидуальные мечты, все еще ценя и признавая нашу связь с человечеством. Архиепископ Десмонд Туту описывает это общее стремление к счастью в приведенной ниже цитате:
«В Африке, когда вы спрашиваете кого-то: «Как дела?» Вы всегда получаете ответ во множественном числе, даже если вы говорите только с одним человеком. Мужчина сказал бы: «Мы в порядке, мы не в порядке». Он сам может быть вполне здоров, но его бабушка нездорова, так что он тоже нездоров. Одинокий, изолированный человек — это на самом деле фикция».
Десмонд Туту был важным антипартийным активистом. Однажды во время сидячей забастовки в университете в знак протеста против антиафроамериканской политики в Южной Африке архиепископ Туту сидел и молился вместе с протестующими, несмотря на то, что его окружала полиция с собаками. Архиепископ Туту осознавал взаимосвязанную природу людей и рисковал собственной безопасностью, чтобы заботиться о других и быть с ними.
Наряду с признанием взаимосвязанных отношений между людьми многие культуры признают взаимосвязанные отношения между людьми и окружающей средой. У коренных жителей Северной Америки особые отношения со своей землей. Многие представители этой культуры рассматривают землю (а также растения и животных на ней) как жизненно важную часть их общей судьбы. Чтобы правильно прожить жизнь, необходимо заботиться и нести ответственность за циклы природной среды. Благополучие достигается благодаря правильному взаимодействию с этими естественными циклами, а не достижению личного успеха вопреки им (9).0007 Обзор взаимосвязи из онлайн-проекта «Педагогика коренных народов» ) Эта цитата вождя Сиала в 1854 году помогает проиллюстрировать этот момент:
«Человечество не плело паутину жизни. Мы всего лишь одна нить внутри него. Все, что мы делаем с сетью, мы делаем с собой. Все вещи связаны вместе. Все вещи связаны».
Символ круга является важной частью мировоззрения многих коренных американцев. Круг представляет собой непрерывную природу жизни, где как отношения, так и мир природы следуют бесконечным циклическим путям (Hill, 2006). Посмотрите это видео ниже, чтобы узнать больше о мировоззрении коренных народов:
Хотя все эти культуры имеют разное происхождение и взгляды на благополучие, все они понимают важность глубокого признания других людей и памяти о взаимосвязанной природе человеческой жизни.
Заметка о культурной ответственности
Люди из индивидуалистических целеустремленных обществ могут извлечь пользу из учета циклического и взаимосвязанного характера жизни. Люди из этих культур могут понять, как системы управления наносят ущерб группам из коллективных культур — кража земли и недооценка людей — и работать над исправлением этих ошибок, делясь ресурсами и выстраивая отношения. Кроме того, они могут способствовать благополучию других, уважая их традиции, культуру и земли.