Характер человека. Типология характеров — презентация онлайн
1. ХАРАКТЕР
ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТЫ ГРУППЫ Ф-2223. Определение
Характер (от греч. charakter —отпечаток, признак, отличительная
черта) — совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей
личности человека, его «нрав»,
проявляющийся в деятельности,
общении, поведении, а также в его
манерах, привычках, складе ума и
свойственном ему круге
эмоциональной жизни.
Характером называется
совокупность существенных,
стержневых свойств личности,
которые отличают человека как
члена общества.
Характер человека — это то, что
определяет его значимые поступки, а не
случайные реакции на те или иные
стимулы или сложившиеся
обстоятельства.
Характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда
многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных
черт личности, к которым относятся:
Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к
окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например
принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.
Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой
деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость,
аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.
Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например
общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или
черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или
скрытность.
Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например
скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и
инструментальные.
Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают
ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер
можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него
больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.
В своем формировании, развитии и функционировании
характер человека тесным образом связан с
темпераментом. Последний представляет собой
динамическую сторону характера. Характер, как и
темперамент, является достаточно устойчивым и
малоизменяемым.
Характер проявляется в тех целях, которые человек
ставит себе в жизни, и в типических особенностях
поведения, направленного на достижение этих целей. И
в том и в другом отношении ведущей стороной
характера являются волевые проявления человека.
Характер, как совокупность социально обусловленных
черт личности, всегда получает со стороны общества ту
или иную моральную оценку. К темпераменту же
нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он
рассматривается как составная часть характера.
Сам по себе темперамент, будучи определен в основном
физиологическими особенностями личности, не может
оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку,
поскольку проявления темперамента затрагивают
общественные отношения человека, они
характеризуются как допустимые или недопустимые,
достойные или недостойные.
11. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ
Все типологии человеческих характеров исходили изряда общих идей.
Характер человека формируется довольно рано в
онтогенезе и на протяжении остальной его жизни
проявляет себя как более или менее устойчивый.
1.
2.
Те сочетания личностных черт, которые входят в
характер человека, не являются случайными. Они
образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
Большая часть людей в соответствии с этой
типологией может быть разделена на группы
3.
Э.Кречмер выделил и описал три
наиболее часто встречающихся типа
строения тела или конституции
человека: астенический,
атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым
типом характера (впоследствии
оказалось, что должных научных
оснований для этого у автора не
было).
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и
отчасти подтверждено новейшими исследованиями в
области психогенетики, определенным образом
коррелирует со склонностью к психическим
заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным
психозом чаще всего болеют люди с крайне
выраженными чертами пикника. К шизофреническим
заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует
небольшая толщина тела в профиль при среднем или
выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и
тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся
несколько выше, чем он есть на самом деле.
У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи,
тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со
слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми
накоплениями. Такова в основном характеристика
астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того,
часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый
скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего
или высокого роста, с широкими плечами, мощной
грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы, груди, живота),
склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего
роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой
«карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип
нормальных людей, который по своим психологическим
особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал
«шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакальнодепрессивным психозом, — «циклотимиками».
«Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как
аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и
властность, сухость и отсутствие эмоций.
«Циклотимики» описываются им как люди, обладающие
веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,
энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию
жизни.
19. Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаютсяподвижностью, общительностью, склонностью к озорству.
В происходящие вокруг события они всегда вносят много
шума, любят неспокойные компании сверстников. При
хороших общих способностях они обнаруживают
неусидчивость, недостаточную дисциплинированность,
учатся неровно.
Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со
взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко
возникают конфликты. Такие подростки имеют много
разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило,
поверхностны и быстро проходят.
Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают
свои способности, бывают слишком самоуверенными,
стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на
окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной
раздражительностью и склонностью к апатии.
Подростки данного типа предпочитают находиться дома
одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.
Они тяжело переживают даже незначительные
неприятности, на замечания реагируют крайне
раздражительно. Настроение у них периодически
меняется от приподнятого до подавленного (отсюда
название данного типа) с периодами примерно в две-три
недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в
настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы
для неожиданного изменения настроения могут оказаться
самыми ничтожными, например кем-то случайно
оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они
«способны погрузиться в уныние и мрачное расположение
духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей
и неудач».
Поведение этих подростков во многом зависит от
сиюминутного настроения. Настоящее и будущее
соответственно настроению может расцвечиваться то
радужными, то мрачными красками. Такие подростки,
находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в
помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить
их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.
Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним
окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип
характеризуется повышенной мнительностью и
капризностью, утомляемостью и раздражительностью.
Особенно часто утомляемость проявляется при
выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная
чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает
или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком
азартных, подвижных озорных игр.
Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому
часто производят впечатление замкнутости. В юношеском возрасте у
таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу
сверстников, а также «комплекс неполноценности».
Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется
чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к
себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они
часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и
повышенным усердием.
Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и
приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе,
обожают друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются
ускоренным и ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и
оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако,
нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.
Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а
безапелляционность суждений — со скоропалительностью
действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда
требуется осторожность и осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа —
замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам,
предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых.
Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к
окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают
состояния других людей, их переживания, не умеют
сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен
различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно
сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего
для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут,
изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие
дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить
младших, издеваться над беспомощными. В детских
компаниях они ведут себя как диктаторы.
Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие.
В группе детей, которыми они управляют, такие подростки
устанавливают свои жесткие, почти террористические
порядки, причем их личная власть в таких группах
держится в основном на добровольной покорности других
детей или на страхе.
В условиях жесткого дисциплинарного режима они
чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать
начальству, добиваться определенных преимуществ перед
сверстниками, получить власть, установить свой диктат над
окружающими.
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм,
жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков
данного типа нередко выражена склонность к театральности,
позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в
их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим
уделяют больше внимания, чем им самим.
Для них насущной потребностью становится стремление
привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой
адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны
претензии на исключительное положение среди сверстников, и,
чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их
внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и
заводил.
Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами
и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет,
они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно
характеризуют как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа обнаруживают
повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем
без разбора, а также к безделью и праздности.
У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе
профессиональные, интересы, они почти совсем не
думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует
бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение
любым авторитетам, большинству в группе. Такие
подростки обычно склонны к морализаторству и
консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть
как все».
Это тип приспособленца, который ради своих
собственных интересов готов предать товарища,
покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни
совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание
своему поступку, причем нередко даже не одно.
Близкой к классификациям
А.Е.Личко является типология
характеров, предложенная
немецким ученым Карлом
Леонгардом. Эта
классификация основана на
оценке стиля общения
человека с окружающими
людьми и представляет как
самостоятельные типы
характеров
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он
часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.
У такого человека возникают эпизодические конфликты с
окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к
своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа
нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если
окружающие делают им замечания по этому поводу.
Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению,
людей данного типа характеризуют энергичность, жажда
деятельности, оптимизм, инициативность.
Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами:
легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной
раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным
отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия
жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное
одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая
контактность, немногословие, доминирующее
пессимистическое настроение. Такие люди являются
обычно домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими, ведут
замкнутый образ жизни.
Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им
подчиниться. Они располагают следующими чертами
личности, привлекательными для партнеров по
общению: серьезностью, добросовестностью,
обостренным чувством справедливости. Есть у них и
отталкивающие черты. Это — пассивность,
замедленность мышления, неповоротливость,
индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые
периодические смены настроения, в результате чего так
же часто меняется их манера общения с окружающими
людьми. В период повышенного настроения они
являются общительными, а в период подавленного —
замкнутыми.
Во время душевного подъема они ведут себя как люди с
гипертимной акцентуацией характера, а в период спада
— с дистимной.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая
контактность в общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций. Нередко они занудливы и
угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в
которых сами являются активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в
семье.
В эмоционально спокойном состоянии люди данного
типа часто добросовестные, аккуратные, любят
животных и маленьких детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения они бывают
раздражительными, вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная
общительность, занудливость, склонность к
нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах
обычно выступает инициатором, активной стороной.
Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные
требования к себе.
Особо чувствителен к социальной справедливости,
вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен.
Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив,
предъявляет непомерные требования к близким и к
подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко,
выступая в них скорее пассивной, чем активной
стороной. На службе ведет себя как бюрократ,
предъявляя окружающим много формальных
требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство
другим людям.
Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями
на аккуратность. Его привлекательные черты:
добросовестность, аккуратность, серьезность,
надежность в делах, а отталкивающие и
способствующие возникновению конфликтов —
формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны
низкая контактность, робость, неуверенность в себе,
минорное настроение. Они редко вступают в конфликты
с окружающими, играя в них в основном пассивную
роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и
опоры.
Нередко располагают следующими привлекательными
чертами: дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей беззащитности
также нередко служат «козлами отпущения», мишенями
для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в
узком кругу избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают «с
полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в
них пассивную роль. Обиды носят в себе, не
«выплескивают» наружу.
Привлекательные черты: доброта, сострадательность,
сорадование чужим успехам, обостренное чувство
долга, исполнительность. Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется
легкостью установления контактов, стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую
приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам
(при внешней мягкости манеры общения) .
Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими
притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но
при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами,
привлекательными для партнеров по общению: обходительностью,
артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью
мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм,
лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая
контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело до открытых
конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как
активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем
привязаны и внимательны к друзьям и близким.
Они альтруистичны, имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.
Отталкивающие черты: паникерство, подверженность
сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью,
у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до
болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в
конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В
общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство
другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени.
Располагают такими привлекательными чертами, как готовность
внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят,
исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к
развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего,
характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от
реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят
одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при
попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто
представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно
слабо привязанных к людям.
Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие
твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие
черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание
своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться
ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они
продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.
Еще одна интересная попытка
представления типологии
характеров, в основе которой
отношение человека к жизни,
обществу и нравственным
ценностям. Ее вывел Э.Фромм и
обозначил как социальную
типологию характеров.
«Социальный характер, — пишет
автор, — содержит … выборку черт,
существенное ядро структуры
характера большинства членов
группы, которое сложилось в
результате основного опыта и
способа жизни, общего для этой
группы».
1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих
жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не
в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он
направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной
неудачи.
Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если
в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его
агрессивности.
Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием,
«переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями,
непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих
людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип
тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из
«благих намерений».
Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим
известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других
известных исторических лиц.
2. «Разрушитель. Характеризуется выраженной
агрессивностью и активным стремлением к устранению,
уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию,
крушение надежд у данного человека.
«Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство
избавления от невыносимого чувства бессилия». К
разрушительности как к средству разрешения своих
жизненных проблем обычно обращаются люди, которые
испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в
реализации своих интеллектуальных и эмоциональных
возможностей. В периоды больших социальных
потрясений, революций, переворотов они выступают в
качестве основной силы, разрушающей старое, в том
числе и культуру.
3. «Конформист-автомат». Такой индивид,
столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и
личными жизненными проблемами, перестает «быть
самим, собой».
Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам,
обществу любого типа, требованиям социальной группы,
быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения,
который свойствен большинству людей в данной ситуации.
У такого человека почти никогда нет ни собственного
мнения, ни выраженной социальной позиции.
Такой человек всегда готов подчиниться любой новой
власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если
обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного поведения. Это — тип
сознательного или бессознательного приспособленца.
47. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
ФОРМИРОВАНИЕХАРАКТЕРА
49.
ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ЛИЧНОСТЬ ИХАРАКТЕР
ЧЕЛОВЕКА
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную
возрастную и временную устойчивость,
является общительность или связанная с ней по смыслу черта —
замкнутость, а также более общие черты характера, в состав
которых две названные входят как составляющие, —
экстраверсия и интроверсия.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают,
соответственно, открытость или замкнутость человека по
отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы
имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и
везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.
В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание
человека направляется на самого себя и он становится центром
собственных интересов.
Интровертированная личность ставит себя и
индивидуальный внутренний мир выше того, что
происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний
мир ставит выше своих внутренних субъективных
переживаний. Такова самая общая характеристика этих
двух, наиболее распространенных типов личности,
основанных на разных чертах характера. Рассмотрим
подробнее их другие психологические особенности
С экстраверсией связаны определенные акцентуации
характеров, в частности экзальтированность,
демонстративность, возбудимость, гипертимность
(акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти
всегда повышенном настроении человека, в его энергичности,
активности, достаточно высоком жизненном тонусе.
Наиболее общие свойства характера можно расположить
диаметрально: сила — слабость, твердость — мягкость,
широта — узость, цельность — противоречивость.
Многогранность характера заключается в том, что в
различных ситуациях у человека могут проявляться разные,
возможно, что и противоположные свойства, при этом
единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом
оно и проявляется.
54. Акцентуация характера
Акцентуация характера — чрезмерная выраженностьотдельных черт характера, проявляемая в
избирательной уязвимости человека по отношению к
определенным ситуациям и стимулам.
55. Акцентуации характера
Чрезмерная выраженность черт характера и ихсочетание в крайних проявлениях нормы называется
акцентуацией характера. Акцентуации характера — это
уязвимость психотравмирующего воздействия на
слабое звено (место наименьшего сопротивления)
данного типа характера при устойчивости к другим
воздействиям.
Акцентуации могут быть выявлены при тестировании с
помощью опросника Шмишека.
Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях,
когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других
случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.
Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные
акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются
постоянными чертами определенного типа характера.
Акцентуации характера находятся на границе психопатических
расстройств. Многие акцентуации формируются уже в подростковом
возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться, их выявление с
помощью опросника Шмишека для детей может помочь определить
яркое проявление акцентуаций для дальнейшего корректировки
воспитания ребенка, оттачивания его черт характера.
58. Вопросы для проверки
1.Что такоехарактер?
2.Когда происходит
3.
формирование характера?
Что такое акцентуация характера?
59. Список литературы
http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post312668524http://studopedia.ru/18_6679_lichnost-i-haraktercheloveka.html
Вредный характер: что можно изменить в себе?
Познать себяЧеловек среди людейКризис отношений
«У него скверный характер», «Она такая вспыльчивая!», «У нее приветливый нрав»… Как часто мы выносим вердикт, не подлежащий пересмотру. А иногда припечатываем самих себя, не давая шанса на изменения. Но в нашем эмоциональном мире все не так уж незыблемо и однозначно.
«Характер — комплекс поведенческих стратегий и наилучших для нас способов справиться с неожиданной или стрессовой ситуацией, эмоции — часть этого сложного комплекса, — объясняет эмоционально-фокусированный терапевт Светлана Тимофеева. — А скверный характер, как это называют в народе, — проявление поведения, которое может причинять страдание и его „счастливому обладателю“, и окружающим».
Когда мы недовольны чьим-то характером, то подразумеваем, что то, как он проявляет эмоции, нам не нравится, рядом с ним нам некомфортно, а порой и небезопасно. Может ли он сам регулировать эти эмоциональные всплески? Для начала попробуем разобраться в том, откуда берутся эмоции и какие они.
Базовая комплектация и тюнинг
Базовые эмоции закладываются в нас, когда мы еще в материнской утробе. «Эмбрион реагирует на окружающие воздействия, в 9 недель распознает вкус околоплодных вод, в 16 недель слышит звуки, в 25 недель различает свет, некоторые из ощущений ему приятны, другие нет. Это основа будущих эмоций, — рассказывает Светлана Тимофеева.
— После рождения у ребенка продолжает активно развиваться мозг, в том числе поясная извилина, которая отвечает за формирование эмоционального интеллекта и способности к сотрудничеству. Чем больше ребенок находится в эмпатическом контакте со взрослым, откликающимся на его потребности в привязанности, тем более разнообразными будут связи в этом участке головного мозга».
Это помогает в дальнейшем регулировать свои эмоции, вступать в контакт с окружающими людьми и поддерживать его, легче справляться со стрессом.
Относительно того, сколько в точности у нас базовых эмоциональных состояний, психологи во мнениях не сходятся: в транзактном анализе выделяют четыре — гнев, страх, радость, печаль, иногда добавляя к ним пятое — любовь. Эмоционально-фокусированный терапевт приплюсует отвращение и интерес, побуждающий нас с младенчества исследовать мир.
Так же нет единого мнения у практикующих психологов о том, что же такое эмоции и что их отличает от чувств. Кто-то считает, что разница в интенсивности, кто-то — в продолжительности, кто-то — в степени проявленности. Да так ли это важно, спрашивают они. Главное то, каковы наши проявления вовне, а классификация пусть остается для науки.
Характер — сложная структура. «В его основе — природный темперамент, связанный со скоростью психофизиологических процессов возбуждения и торможения, — объясняет арт-терапевт Анна Ефимкина. — Затем к этому прибавляются навыки поведения, которое было бы удобно для окружающих.
Характер — это первое, что родители стараются вылепить из нас, запрещая проявление одних эмоций и подкрепляя проявление других, ориентируясь при этом на социум. Когда мы выходим из своего микросоциума — семьи — в мир, то сталкиваемся с другими людьми и их способом проявления эмоций и чувств».
Так что характер, в отличие от темперамента, напрямую связан с воспитанием
«Воспитание — надевание социальных масок, позволяющих нам быть предсказуемыми, а значит, безопасными для других, — продолжает Анна Ефимкина. — Они к нам все время подходят с оценочной шкалой: каков ты сейчас для нас?»
Мы привыкаем оценивать себя так же, а в результате нередко путаем свои эмоции с тем, как они выражаются в поведении. И стараемся их полностью подавить, вместо того чтобы искать разные способы их проявления.
«Эмоции — наши жизненно важные приспособительные механизмы, — напоминает Светлана Тимофеева. — И ни в коем случае нельзя от них отказываться. Попробуйте отнять у человека витальные, заложенные природой эмоции (в отличие от социальных: к ним относится, например, стыд) — это как привести его в лес и отобрать карту и компас. Каждая эмоция имеет свою функцию, помогая нам выживать». Например, проявления страха не одобряются в обществе. Но в ситуации, когда мы идем по темному переулку и слышим за спиной шаги, страх, заставляющий прибавить шагу, может оказаться спасительным.
«Характер — это то, что я могу помочь изменить человеку, пришедшему ко мне, — продолжает Анна Ефимкина. — Эмоции изменить мы не в силах, но можем научиться их осознавать. Кому-то из нас запретили в детстве сердиться, кому-то плакать. Психотерапия — обратный воспитанию процесс: через слои социальных масок мы добираемся до сердцевины, где есть место всем чувствам, и затем клиент учится регулировать их проявление».
- Фото
- Getty Images
Не сошлись характерами
Каждый из нас приобретает с очередным «годовым кольцом» свой набор эмоций. Как нам договориться друг с другом и не вторгаться со своей линейкой в пространство другого?
«Когда молодые семейные пары заявляют, что они не сошлись характерами, я уточняю, что они имеют в виду, — рассказывает транзактный аналитик Людмила Шёхолм. — Я понимаю, что столкнулись две семейные системы, а своя еще не выстроена, и каждый из партнеров норовит уложить другого в свои рамки.
Это в житейской психологии скажут: «Мы разные по характеру». А для меня важно другое: что каждый из нас ищет любовь, воспроизводя ту незавершенную стадию развития, когда не получил от близких тот эмоциональный отклик, которого хотелось.
Моя мать, сестра, отец, дедушка были холодны со мной — я буду искать таких же холодных друзей, коллег, возлюбленных, чтобы проиграть свой сценарий заново в надежде изменить его. Тот, кто не получил внимания в детстве, во взрослом возрасте может опаздывать, нарушать правила, вести себя с вызовом, то есть пытаться разными способами заставить окружающих заметить его.
А моя задача как терапевта — научить клиента заботиться о себе так, чтобы он был самому себе любящей матерью, добрым отцом, сестрой, дедом и не пытался изменить других».
Каждое наше чувство — ключ к потребностям: быть услышанными, замеченными, понятыми, важными, чувствовать безопасность
Это мы и ищем в контакте с другими. Но в нашей, российской, культуре не очень принято делиться переживаниями.
«Многих из нас так воспитывали: девочкам велели быть гибкими и терпеливыми, мальчикам — стойкими и выносливыми, — продолжает Людмила Шёхолм. — И как следствие, нам часто сложно понимать собственные чувства и потребности, которые за ними скрываются.
Мы создаем из социально одобряемых проявлений панцирь. Иногда настолько крепкий, что, только пережив клиническую смерть или стресс, разрешаем себе испытывать всю гамму чувств». Чтобы избежать таких ситуаций, стоит заранее распознать и снять запреты на знакомство с эмоциями.
Плохие или хорошие
Мы часто путаем разные чувства друг с другом. «Например, нам кажется, что мы злимся, а на самом деле мы печалимся. Или мы плачем, а за этим скрывается гнев, — объясняет Людмила Шёхолм. — В транзактном анализе есть понятие „Смех висельника“, когда вместо адекватной реакции на страшное событие мы видим как будто радость. Например, кто-то с улыбкой рассказывает о пожаре. Это его способ защиты от глубинного чувства, которое может оказаться печалью или страхом перед будущим».
Но прислушиваясь к тому, что с нами происходит, мы обнаружим в основе переживаний одну из четырех базовых эмоций. Каждая из них охраняет наши границы.
Мы родились с гневом, чтобы сказать «Нет!», если кто-то посягает на наше личное пространство. Он прорывается, если кто-то нарушает временные границы: опаздывает или задерживает нас.
Печаль защищает границы прошлого, заставляя попрощаться с потерями — близких, любимой ручки, кошелька, с нерожденными детьми, распавшимися отношениями.
Страх охраняет наше будущее, помогая заботиться о безопасности и не подвергать жизнь и здоровье риску. Радость расширяет границы, укрепляет отношения с другими, мы переживаем ее, когда отдаем другим свою любовь, знания, заботу.
Нередко можно слышать даже от специалистов, что бывают позитивные и негативные эмоции
Это неверно, считает Светлана Тимофеева: «Гнев пугает людей, отталкивает. Но когда ты отстаиваешь свое достоинство и право, гнев полезен. Он может повышать уверенность в себе, отвагу. Страх заставляет нас прятаться, чувствовать себя маленькими — это минус. Но он вынуждает быть внимательными к обстоятельствам и людям.
Грусть вызывает боль, но слезы помогают смягчить состояние кризиса и притягивают сочувствие. Стыд отрезает нас от других, заставляет отвернуться от себя, но дает надежду исправить ситуацию и никогда больше так не поступать. Радость увеличивает сопротивляемость дискомфорту и стрессу, делает нас более любопытными и игривыми. Но она же и расслабляет, и ты не ждешь никакого подвоха». Так что у каждой эмоции есть как плюсы, так и минусы.
«Не любить какую-то свою эмоцию — это как не любить правую руку или ногу, — считает Анна Ефимкина. — Они все — часть меня. Попробуйте избавиться от страха — вы погибнете в тот же день. Избавьтесь от агрессии — погибнете, наверное, чуть позже, через два дня. Соглашаясь жить, мы подписываемся на весь спектр чувств». Вопрос лишь в том, чтобы научиться изменять характер проявления эмоций и их «громкость» и уместность.
Пять стилей поведения
В стрессовых ситуациях мы включаем выученное в детстве поведение, которым управляют указания-драйверы. «Это наиболее безопасный и привычный способ адаптации, но он при этом загоняет нас, как белку, в одно и то же колесо», — комментирует транзактный аналитик Людмила Шёхолм. Но можно разрешить себе отойти от привычного сценария.
Драйвер 1. Будь сильным. Тщательно скрывай свои чувства и желания от других людей. Иначе они подумают, что ты слабый.
Разрешение: Смелее расскажи о своих чувствах, будь открытым.
Драйвер 2. Старайся и пытайся. На первое место ставь подготовку к действию, старайся что-то сделать, но до самого действия не доходи.
Разрешение: Делай это! У тебя есть право на успех.
Драйвер 3. Спеши и торопись. Всегда куда-то торопись, бойся что-то не успеть, но часто опаздывай. Хватайся за несколько дел сразу.
Разрешение: Спокойно — у тебя есть столько времени, сколько нужно.
Драйвер 4. Радуй других. Старайся угодить окружающим и игнорировать собственные интересы.
Разрешение: Ты можешь радовать и принимать самого себя.
Драйвер 5. Будь совершенен. Всегда и все делай исключительно правильно, требуй превосходного исполнения от себя и других.
Разрешение: Ошибаться можно.
Текст:Ольга Кочеткова-КореловаИсточник фотографий:tashabelyaeva. com; модель: @_veronika_timofeeva_
Новое на сайте
Уехать или остаться: как этот выбор губит целые народы
Как за каменной скалой: 5 принципов Дуэйна Джонсона в воспитании детей
Волшебная страна: как анализировать сон — методы психоанализа, аналитической психологии, психодрамы, гештальт- и арт-терапии
«Папу мобилизовали. После его приезда в отпуск мама перестала меня замечать»
«После рождения сына муж считает, что я ничего не делаю. Устала терпеть унижения»
У каких хозяев собаки-левши: мнение ученых
«Красивый, плохой, злой»: почему женщины влюбляются в маньяков — 2 фильма о психологии поклонниц
«Мама посвятила свою жизнь бабушке и теперь того же ожидает от меня»: обыкновенная история
Человеческая природа Определение и значение
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
сущ.
психологические и социальные качества, характеризующие человечества, особенно по сравнению с другими живыми существами.
Социология. характер человеческого поведения, обычно считающийся результатом проживания в первичных группах.
Происхождение человеческой природы
1Впервые записано в 1735–1745 гг. 011 гуманизированный
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.
Как использовать человеческую природу в предложении
Попробовав эти шоу, вы можете освежить свою библиотеку и узнать кое-что о науке, истории и человеческой природе .
5 новых подкастов, которые мы любим | Эрин Бергер | 18 февраля 2021 г. | Вне Интернета
Действительно, все эти времена были очевидны как темные, так и светлые стороны человеческой природы , поскольку многие люди проявляли необычайное сострадание и мужество, когда другие совершали акты насилия, корысти или жадности.
Психолог объясняет, как надежда может изменить ситуацию в трудные времена | Жаклин С. Мэттис/Разговор | 11 января 2021 г. | Popular-Science
Итак, я думаю, что ваша оценка справедлива, но я думаю, что это всего лишь человеческая природа .
Генеральный директор WarnerMedia объясняет, почему он взрывает кинобизнес | Питер Кафка | 3 декабря 2020 г. | Vox
Несмотря на то, что служба называет себя убежищем для свободы слова, она решила, что зашла слишком далеко, и создала правила, добавив модераторов-добровольцев, чтобы обуздать темную сторону 9.0070 человеческая природа
, включая непристойности и фотографии человеческих фекалий.Каким был мой день в консервативной социальной сети Parler | Даниэль Абриль | 12 ноября 2020 г. | Fortune
Они могут признавать и принимать, даже любить, слабости человеческой природы .
Ты Йода или Дарт Вейдер? — Выпуск 89: Темная сторона | Брайан Галлахер | 26 августа 2020 г. | Nautilus
Идея состоит в том, чтобы раскрыть человеческую природу и поведение вашей камеры движется.
Альфред Хичкок «Угасание в темноте: последние дни великого режиссера» | Дэвид Фриман | 13 декабря 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Крампус проявляет теневые стороны человеческой природы , которые христианство стремится подавить.
Познакомьтесь с Крампусом, очень плохим Сантой | Джей Майклсон | 5 декабря 2014 г. | THE DAYLY BEAST
Это краткий текст с философским уклоном, вращающийся вокруг понятий нормальности и ненормальности в человеческая природа .
Жизнь чернокожих и геев в 50-х | Ален Мабанку | 3 декабря 2014 г. | THE DAILY BAST
Когда MTV впервые начал транслировать «Реальный мир», он должен был раскрыть жестокую правду о
Дим Браун с MTV умирает: когда реалити-шоу начинает становиться реальностью | Кевин Фэллон | 14 ноября 2014 г. | THE DAILY BAST
Но была и реальность: сюжетные линии о жизни, смерти, любви, ненависти, взлетах и падениях человеческая природа .
Дим Браун с MTV умирает: когда реалити-шоу начинает становиться реальностью | Кевин Фэллон | 14 ноября 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
В человеческой натуре есть упрямство, которое сопротивляется принуждению, даже к своей собственной явной выгоде.
The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4 | Джейн Портер
Нет другого пути, кроме свежей крови, ибо такова человеческая природа чувствовать себя разбитым после усилия.
Дневник Галлиполи, Том I | Ян Гамильтон
Шекспир показал человеческую природу не только такой, какая она есть, но и такой, какой она может быть обнаружена в ситуациях, в которых она не может быть раскрыта.
Книга анекдотов и бюджет веселья; | Различные
Суше, страстно изучавший человеческую природу , быстро понял, как можно использовать этот провинциализм.
Маршалы Наполеона | Р. П. Данн-Паттисон
Разочарование задело его за живое, но не в силах омрачить его радужные взгляды на человеческая природа .
Жизнь и жизнь Письма Петра Ильича Чайковского | Модест Чайковский. 0021 обычное человеческое поведение, особенно считается несовершенным
социол уникальные элементы, составляющие основу человеческой жизни и отличающие ее от других животных
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
7. Какова природа человека
A. Введение
Я прочитал очень хорошую книгу под названием «Самый смертоносный монстр» Джеффа Болдуина, в котором он сравнил историю доктора Джекила и мистера Хайда с историей Франкенштейна.
Не знаю, задумывались ли вы когда-нибудь об этих книгах в своих очках мировоззрения. Я знаю, что у меня никогда не было. Достаточно ли хорошо вы помните рассказы, чтобы ответить на вопрос: каковы взгляды авторов на человеческую природу?
1. Франкенштейн был создан невинным и добрым, но стал злым после того, как с ним плохо обращались.
Чудовище Франкенштейн сказал: «Я был доброжелательным и добрым; страдание сделало меня извергом. Сделай меня счастливым, и я снова стану добродетельным».
2. Джекилл был привилегированным, богатым, доктором из высшего общества со злой натурой, которую он не мог контролировать и которая в конце концов полностью взяла верх. Джекилл сказал:
: «Проклятием человечества было то, что эти несочетаемые личности — хорошие и плохие — были связаны вместе, — что в агонизирующем чреве сознания эти полярные близнецы должны постоянно бороться».
Болдуин говорит, что мы все отождествляем себя с одним из этих главных героев.
Коренной вопрос в обсуждении природы человека заключается в том, является ли человек в основе своей хорошим или плохим в своей основе. Каждое нехристианское мировоззрение считает, что человек в основе своей добр и что он может спасти себя. Я не уверен, почему они думают, что его нужно спасать, если он в принципе хороший, но в каждом мировоззрении есть какой-то механизм спасения, такой как просвещение, социальная реформа и т. д. Но в основном все они являются частью толпы Франкенштейна.
Несколько недель назад я слушал передачу Денниса Прагера, и он задал вопрос: «Почему люди делают добрые дела?» Он сказал, что никто никогда не задавал этот вопрос. Почему это?
Причина, по которой никто не задает этот вопрос, заключается в том, что наше общество считает, что человек в основе своей хорош, и они ожидают, что он будет творить добро. Они удивляются, когда кто-то делает плохие вещи, поэтому всегда возникает вопрос: «Почему он это сделал?»
B. Пантеизм Говорит:
Человек не только добр, но и бог. Нам просто нужно признать этот факт.
Дон Клоссон из министерства разведки описывает это так:
Подобно натурализму, пантеизм не допускает наличия личного Бога внутри или вне физической вселенной. Традиционный пантеизм рассматривает бога как бесконечную безличную силу, охватывающую всю реальность. Все едино, все есть бог. Американизированный пантеизм, или движение Нью Эйдж, добавляет элемент эволюции. Он видит, как мужчины и женщины становятся единым целым с универсальным разумом как продолжение материальной эволюции через царство животных.
В отличие от натурализма, пантеизм рассматривает проблему человека как духовную. Каким-то образом человечество коллективно забыло о своем единстве со вселенной. Это отделяет человека от понимания истинной природы вещей и, согласно учению Нью Эйдж, обрушивает на него все страдания нашего нынешнего мира и оставляет его без силы привести реальность в соответствие с его велениями.
Итак, человек в принципе хорош. Мы просто забыли о нашем единстве. Решение — образование. Нам нужно быть просветленными. Нам нужно, чтобы наши духовные глаза были открыты, чтобы мы могли визуализировать мир во всем мире.
C. Натурализм говорит:
1. Человек есть продукт своего окружения.
Как продукт эволюции, человек всего лишь более высокоразвитое животное. Он продукт своего окружения. Это было основным предположением таких психологов-бихевиористов, как Павлов, Маслоу и Скиннер. Когда дело касалось природы человека, они были самыми последовательными натуралистами. Скиннер сказал, что разум — это миф, что мысли — это просто химические процессы, реагирующие на физические раздражители. Человек просто реагирует на свое окружение. Таким образом, у человека нет свободы воли. Поэтому, если вы обнаружите, что совершаете преступление, это не ваша вина. Это из-за того, как вы были воспитаны, или из-за ваших нынешних обстоятельств. Поэтому вас не должны наказывать.
Звучит знакомо? Мы часто слышим это в нашей культуре.
Помните мой пример из первого урока? Я слышал новость о том, как школьники испортили или уничтожили школьное имущество. Учитель, у которого брали интервью, сказал: «Они в основном хорошие дети, но они… происходят из неблагополучных семей…» Это заявление раскрывает взгляд учителя на человеческую природу. Человек в своей основе хороший, но общество заставляет его делать плохие вещи.
В этом представлении есть пара логических проблем:
1. А не правда ли, что если ты прыгаешь под машину, чтобы спасти кого-то, то это тоже не твоя вина. Таким образом, вы не хотели бы принимать похвалу или награду за спасение этого человека.
Очень немногие натуралисты интеллектуально честны и соответствуют своему мировоззрению, когда речь идет о человеческой природе. Они выбирают то, что хотят, и заимствуют из христианского мировоззрения. Они хотят получить признание за свои добрые дела и хотят верить, что контролируют свою судьбу. Но они быстро говорят, что человек в основе своей хорош, а такие вещи, как бедность, невежество, жестокое обращение и т. д., заставляют его совершать плохие поступки. Если это так, то создание совершенного общества положит конец преступности, злоупотреблениям и т. д.
2. Большая проблема с этой точкой зрения заключается в следующем: если человек в основе своей хорош, то как же мы получили изначально плохое общество? Казалось бы, первое общество было создано хорошими людьми, было совершенным с самого начала и оставалось совершенным. В этом, очевидно, есть логическая проблема, но это никого не останавливает.
Мы уже видели, что есть логическая проблема с идеей, что общество является причиной зла, но соответствует ли это реальности или вашему опыту? Вы жестоко обращались с двухлетним ребенком или он был эгоистичным, непослушным и т. д. от природы? Совершают ли преступления умные, богатые люди?
Я думаю, очень поучительно наложить нашу сетку мировоззрения на сферу политики. Это поможет вам понять, почему определенные политические системы верят в определенные вещи и почему люди верят в них.
Марксизм, коммунизм и социализм являются яркими примерами натуралистического мировоззрения. Зло определяется как капитализм, при котором богатые угнетают бедных. Если все в обществе равны, то каждый выберет поступать правильно. Они будут работать в меру своих возможностей и брать от сообщества только то, что им нужно.
Работает ли марксизм, коммунизм или социализм? Мы уже видели, как Советский Союз отказался от него. Китай от него отказывается. На практике немногие правят и угнетают массы, удерживая их в нищете. Налоги растут, а производительность падает и т. д. Люди в основном эгоистичны и не работают на благо общества. Только те, кто в руководстве, со всеми привилегиями, рассказывают всем остальным, как прекрасен марксизм, коммунизм или социализм.
Французский политический философ недавно сказал, что в наши дни, когда он хочет вести дебаты с марксистом, ему приходится импортировать одного из американских университетов. 42 Так почему же в Америке так много социалистов? Они просто согласуются со своим мировоззрением — по крайней мере, в теории. Поскольку они живут в обществе, основанном на капитализме и морали христианства, они могут продвигать свою философию и не должны жить по ней.
Итак, натурализм снимает с человека чувство вины. Он просто продукт своего окружения.
Давайте посмотрим на другой аспект эволюции…
2. Существует тенденция к улучшению
Натурализм и эволюция учат нас тому, что природе присуща тенденция к улучшению. Люди не просто применяют этот принцип к физическому миру. Как они применяют эту предпосылку к своему взгляду на человеческую природу?
Ответ: Мы должны быть хорошими и становиться лучше.
Чему учат Библия, принцип энтропии и история?
Ответ: Проще говоря — вещи имеют тенденцию разваливаться без внешней силы, поддерживающей их. В моральной и духовной сфере этой внешней силой (на самом деле внутренней силой) является Святой Дух. Что бы ни говорили рационалисты, нельзя просто учить нравственности и ожидать от мужчин соблюдения правил. Люди обычно не делают того, что считают правильным. Они делают то, что любят делать. Они делают то, что заставляет их чувствовать себя хорошо, что дает им силу и т. д. Образование не делает людей хорошими. Это просто делает грешников умнее.
Любой, кто изучает историю, знает, что нации могут начать хорошо и какое-то время расти, но затем начинается безнравственность, каждый поступает так, как считает правильным, и общество терпит крах. Мы видим это снова и снова в Библии, особенно в книге Судей. А в светской истории — Вавилон, Ассирия, Греция, Рим. И мы повторяем этот цикл в Америке.
Первая часть Евангелия состоит в том, что человек грешник и нуждается в спасителе. Если вы уберете Евангелие, то у вас не будет спасения людей. Иисус становится просто примером для подражания. У вас нет Святого Духа, живущего/контролирующего людей и побуждающего их «хотеть» делать добро. Плода Духа нет, потому что нет Духа. Они эгоистичны и делают то, что хорошо для них самих. Так, например, вместо того, чтобы политик делал то, что хорошо для страны (других), они делают то, что хорошо для них, что даст им переизбрание, что даст им больше власти, что даст им больше денег ( удовольствие) и т. д. Итак, мы можем злиться, но не должны удивляться тому, что происходит в Вашингтоне.
Конечно, есть альтруисты. Поскольку мы созданы по образу Божьему, мы способны творить добро. Быть развращенным не означает, что мы всегда такие плохие, какими можем быть. Альтруизм был придуман Огюстом Контом, французским основателем позитивизма, для описания этической доктрины, которую он поддерживал. Он считал, что у людей есть моральное обязательство служить интересам других или «высшему благу» человечества. Ницше поддерживал эгоизм и указывал, что такая позиция унизительна и унижает личность. Он также указал, что альтруизм был очень редок до появления христианства. 43
Итак, опять кажется, что у нас есть люди с нехристианским мировоззрением, заимствующим христианство и пытающимся быть нравственным без должного основания. И это не работает.
D. В Библии сказано:
Бытие 1:26 – Бог сотворил человека по Своему образу. Это не означает физического сходства. Бог есть Дух. Хотя Библия говорит о «руке» Бога, она также говорит о том, что он «укрывается под его крылом». Это просто словесные образы, помогающие нам понять понятия о Боге. Быть по образу Божию относится к нашей личности, разуму, совести, осознанию того, что правильно, а что неправильно и т. д. Мы – индивидуальные и нравственные создания. Поскольку мы являемся образом Божьим, мы способны любить, совершать добрые дела, жертвовать и т. д.
Итак, сотворение объясняет, почему мы способны на великое добро.
Мы видели, что говорят три основных мировоззрения об основной природе человека в том, что касается того, является ли он хорошим или плохим. Но давайте посмотрим на другую сторону природы человека. Человек отличается от животных своей способностью мыслить логически, рассуждать и т. д. Хотя животное может научиться перемещаться по лабиринту и делать это все быстрее и быстрее каждый раз, когда его помещают в лабиринт, животные не занимаются абстрактным мышлением. Они не формируют различные типы правительств. Они не развиваются технологически. Дом бобра сейчас выглядит так же, как и тысячи лет назад. Птичье гнездо теперь выглядит так же, как и всегда. Если человек — всего лишь более высокоразвитое животное, то как натурализм объясняет этот огромный скачок в интеллекте? Но если мы были созданы по образу Бога, то его огромное отличие от животных имеет смысл.
Быт. 2:8, 16, 17 – Бог создал для них идеальную среду со всем необходимым. (Помните, что натурализм говорит, что если бы у нас была идеальная среда, все были бы хорошими.) Он дал им команду повиноваться. Богу не нужны роботы. Он хотел существ, которые выбрали общение с Ним.
Быт. 3:1-24 – Человек ослушался. Мы видим их вину (ст. 7). Мы видим, что мир пострадал (ст. 17-18). Результатом была немедленная духовная смерть и, в конечном итоге, физическая смерть.
Из-за грехопадения исказился образ Божий. И Библия учит, что грех Адама передался всему человечеству. В Римлянам 5:12 говорится: «Итак, как через одного человека грех вошел в мир, а через грех — смерть, так и смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили». В Пс. 51:5 Давид говорит: «Вот, я был склонен к злу от рождения; Я был грешником в тот момент, когда моя мать зачала меня».
Итак, грехопадение также объясняет, почему человек способен на великое зло.
Рим 3:23 говорит, что все согрешили и лишены славы Божией, но они получают оправдание даром, по Его благодати, через искупление в Иисусе Христе. В противном случае наказанием за грех является смерть (Рим. 6:23). Итак, человек согрешил, но Бог предусмотрел способ исправить положение, послав Своего Сына умереть и понести наказание за грех.
Пантеизм говорит, что вины нет, потому что вы бог и просто должны это признать. Через процесс кармы и реинкарнации вы, в конце концов, поймете это.
Натурализм говорит, что вины нет, потому что вы просто реагируете на внешние раздражители, и ваше окружение заставляет вас это делать.
Те религии, которые учат, что вина существует, имеют систему, с помощью которой вы можете заслужить одобрение Бога.
Христианство уникально, потому что оно признает вину и признает, что мы ничего не можем с этим поделать сами по себе. Чувство вины хорошо, потому что оно побуждает искать решение вне себя. Это решение — Иисус Христос. Бог предоставил способ позаботиться о нашей вине, приняв от имени Христа плату за вину.
E. Вопросы
Мы обсуждали, что мировоззрение должно иметь всестороннее объяснение того, как устроен мир, которое соответствует нашему опыту. Что лучше объясняет непослушание двухлетнего ребенка? Натурализм или теория Сотворения/Падения?
Как идея натуралиста о том, что «человек — это просто животное и не более важно, чем животные», повлияет на его взгляды на аборты, эвтаназию и т. д.?
F. Влияние на доктрину:
Я знаю, что основное внимание в этой серии мы уделяли пониманию мировоззрения, чтобы мы могли взаимодействовать с нашей культурой — в основном как апологетический инструмент для свидетельства. Но я думаю, мы должны признать тот факт, что господствующее в нашей культуре мировоззрение часто влияет на наше церковное учение. Как идея о том, что «человек в основе своей добр», проникла в наше церковное учение?
1.
УниверсализмЯ не могу не думать, что широкое признание универсализма является результатом жизни в культуре, где человек не несет ответственности за преступления, которые он совершает.
2. Пелагианство
Пелагий категорически отрицал учение о первородном грехе, утверждая, что грех Адама затронул только Адама и что младенцы при рождении находятся в том же состоянии, в каком был Адам до грехопадения. Таким образом, он настаивал на том, что составляющая природа человечества необратима; это неразрушимо хорошо.
Так как все его идеи уходили корнями главным образом в старую, языческую философию, особенно в народную систему стоиков, а не в христианство, то он считал нравственную силу человеческой воли, закаленной аскетизмом, достаточной самой по себе, чтобы желать и достичь высочайшего идеала добродетели. Ценность Христова искупления сводилась, по его мнению, главным образом к наставлению и примеру, которые Спаситель бросил на чашу весов как противовес нечестивому примеру Адама, чтобы природа сохранила способность победить грех и обрести вечную жизнь даже без помощь благодати. 44
Пелагианство зародилось в 400 г. и с тех пор преследует церковь в различных формах.
G. Заключение
Человек должен осознать, что он грешник, прежде чем он увидит потребность в спасителе. Я думаю, главное, что нам нужно осознать, это то, что идея о том, что человек в основе своей добр, задевает самую сердцевину евангельской вести. Это удерживает многих людей вне церкви от прихода ко Христу. И это даже удерживает многих людей, которые ходят в церковь и думают, что они христиане, от осознания своего греха и нужды в Иисусе.
На днях я смотрел видео Марка Дрисколла с друзьями. Он рассказал историю о посещении другой церкви в Сиэтле, чтобы поговорить с пастором, который был обеспокоен тем, что их церковь не растет. Дрисколл спросил его о том, проповедовал ли он Иисуса. Тот пастор сказал им, что они были после Иисуса. После Иисуса? Как церковь может быть после Иисуса? Он сказал, что это было похоже на плавательный бассейн, ставший пост-водой.