Характер и темперамент в психологии: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Взаимосвязь характера с темпераментом

25.04.2011

Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.

  1. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
  2. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента.
    Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
  3. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
  4. Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
  5. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.

И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.

Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.

Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.

Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.

Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.

Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).

Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.

Ключевые слова: Характер, Темперамент

Материалы по теме

Формирование характера. Темперамент и характер

Штейнмец А.Э., Общая психология

Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера

.

..

Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер»

Типология характеров

Мельник С.Н., Психология личности

Характер в подростковом возрасте

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Описание типов темперамента И. Кантом

Характер как свойство личности

Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2017. — 94 с.

Темперамент и деятельность

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Лекция №6 Характер, темперамент для дисциплины ОП.02 Психология

Лекция №6.  Характер, темперамент, способности личности.

 

План:

  1. Понятия «темперамент», «характер», «способности» как свойства личности
  2. Роль темперамента в деятельности

 

Как мы выяснили на предыдущих занятиях, личность представляет собой уникальное образование, в котором сложно переплетены индивидуально-типические (врожденные, биологические) особенности человека и социальные влияния. Личность – это, прежде всего, продукт общественных отношений, но возникает этот продукт на почве генетического наследства. Корни его составляют конституциональные биологические, врожденные особенности, которые и являются основой темперамента.

— Что же такое темперамент?

Темперамент – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей человека, которые определяют общую динамику его психической деятельности: общую подвижность, активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение чувств.

Так, например, один человек склонен к медлительности, другой – к торопливости; одному присуща легкость пробуждения чувств, а другой – хладнокровен. Иными словами, под темпераментом понимают динамическую характеристику личности.

Родоначальником учения о темпераменте был древнегреческий ученый, врач Гиппократ (5век до н.э.). Научное объяснение теории темперамента дал И.П. Павлов. (Раскрыть сущность теории темперамента по Гиппократу). В настоящее время вопрос о физиологической основе темперамента продолжает исследоваться учеными. Появляются все новые факты, которые не укладываются в первоначальную схему.

— Какие типы темперамента вам известны?

Холерик – это человек энергичный, инициативный, страстный. Быстрый и порывистый в словах и движениях. В общении вспыльчив и не выдержан. Не умеет ждать. Отличается неустойчивостью настроения. Для него характерны вспышки радости и печали. Способен к агрессии, конфликтен.  Действует всегда смело и решительно, меньше всего думает об опасности. Он все время должен быть занят делом, иначе свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. (Пример)

Сангвиник

– это жизнерадостный, увлеченный, отзывчивый человек. Часто бывает веселым и оптимистичным. Неудачи и неприятности переносит легко. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам. Общителен, зачастую «душа компании». Однако, ему свойственны легкомысленность, поверхностность. Чувствам не хватает глубины, продолжительности. Мимика богатая, выразительная. Он много обещает, но мало выполняет. Нуждается в постоянном контроле. (Пример)

Флегматик – главной отличительной чертой этого человека является спокойствие, уравновешенность и постоянство. Настроение  ровное и устойчивое. Вид имеет невозмутимый. Мимика и жесты однообразны. Речь и движения замедленны. Они тщательно обдумывают и планируют свои поступки. Не любят неожиданностей и с трудом привыкают к переменам. Обладают высокой работоспособностью и хорошей сопротивляемостью продолжительным раздражителям и трудностям.

Прочно запоминают все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей, работу. В меру общительны, они избегают пустых разговоров и неделовых контактов. Трудолюбивые, они упорно идут к своей цели, поэтому всегда достигают успеха. Слабое место – это безразличие, сухость, некоторая «толстокожесть», лень.

Меланхолик – это легкоранимый, глубоко чувствительный человек, болезненно реагирующий на все обстоятельства жизни. Он доброжелателен к людям, отзывчив, проявляет максимум сочувствия. Склонен к пониженному настроению. Это тревожный, неуверенный в себе человек, которого легко можно обидеть. Он подолгу переживает даже мелкие промахи, пасует перед любыми трудностями. Меланхолик не способен отстаивать свои взгляды, зависим. Хорошо чувствует себя только в привычной обстановке. Речь и движения заторможены, голос тихий. Мимика невыразительна. Круг общения ограничен, как правило, одним-двумя друзьями. Способен на сильные и глубокие чувства, хотя вешнее это никак не выражается.

  (Пример)

В чистом виде перечисленные типы темперамента встречаются крайне редко. Скорее можно говорить о выраженности тех или иных черт, которые проявляются в поведении человека.

Каждый темперамент сам по себе не является ни плохим, ни хорошим, так как каждый тип темперамента имеет свои достоинства и свои недостатки.

— Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Тип темперамента полезно учитывать там, где работа предъявляет особые требования к динамической характеристике психической деятельности.

Приведите пример. (Пример)

Академик И.П. Павлов, изучив физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, уравновешенности и подвижности.

Остановимся на характеристике этих свойств нервной системы.

Сила – это способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (показатель работоспособности)

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения (неуравновешенность есть преобладание одного из процессов).

Подвижность – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга (если смена происходит замедленно, то это – это инертность).

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И.П. Павлов и выделил 4 типа высшей нервной деятельности:

‒        «безудержный» — сильный, подвижный, неуравновешенный. (Какому типу темперамента соответствует?)

‒         «живой» — сильный, подвижный, уравновешенный.

‒         «спокойный» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (сильный, уравновешенный, инертный)

‒         «слабый» — Какому типу темперамента соответствует? Охарактеризуйте (слабый, неуравновешенный, инертный)

Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности как интроверсия-экстраверсия, эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность.

Показатель «интроверсия-экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов – экстраверсия; либо на субъективный мир – интроверсия.

Принято считать, что экстраверты – это люди общительные, стремящиеся быть среди людей; импульсивные и энергичные. Им свойственны гибкость поведения, большая инициативность и высокая социальная адаптивность. Они способны на рискованные поступки, вспыльчивы, склонны к агрессии.

Интровертам присущи необщительность, «уход в себя», богатый внутренний мир, социальная пассивность, склонность к самоанализу. Эти люди высоко ценят нравственные нормы, предпочитают книги общению.

Показатель «стабильность-нестабильность» характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. На одном полюсе находятся люди с высокой эмоциональной устойчивостью, хорошей адаптивностью; а на другом – люди нервозные, неустойчивые, плохо адаптированные.

— Используя тест Айзенка, мы способны будем определить преобладающий тип темперамента у каждого присутствующего здесь. Этим мы займемся на практическом занятии.

3. – Следующей важнейшей личностной составляющей является характер.

 — Что такое характер, по-вашему?

 

У каждого человека три характера: тот,

который ему приписывают; тот, который

он сам себе приписывает; и наконец, тот,

который есть в действительности.

В. Гюго.

 

Характер – это совокупность психических свойств личности, которые выражают его отношение к миру и к самому себе, сложившихся под влиянием жизненных условий и социального окружения; и проявляющаяся в деятельности и общении. Характер определяет типичные для индивида способы поведения.

Если темперамент тесно связан с врожденными особенностями нервной системы, то характер определяется, прежде всего, воспитанием и самовоспитанием. Если темперамент не может быть ни плохим, ни хорошим; то характер может. Так, например, мы говорим: «сильный характер», «тяжелый характер», «плохой характер» и т.д.

Все черты характера (их более 1,5 тыс. ) можно разделить на четыре группы, которые отражают отношение человека к разным сторонам действительности.

1.      Черты характера, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям. – Приведите пример таких качеств (заботливость, грубость, непринужденность, вежливость и т.д.)

2.      Черты характера, в которых проявляется отношение к труду и результатам деятельности. – Приведите пример таких качеств (аккуратность, бережливость, лень, трудолюбие и т.д.)

3.      Черты характера, выражающие отношение к самому себе. – Приведите пример таких качеств (самокритичность, уважение, мнительность, самодовольство и т.д.)

4.      Четвертую группу составляют волевые черты личности. – Какие вы знаете волевые черты? К ним относятся целеустремленность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, дисциплинированность и т.д.

Характер развивается постепенно и на ранних этапах жизни – под воздействием воспитания в семье, помимо сознания и воли растущего человека. Черты формирующегося характера ребенка еще нечетки, неустойчивы. Только в школьном возрасте происходит осознание сложившихся отношений и привычного способа поведения, образуются новые привычки, из которых вырастают черты характера. Особое значение в формировании характера имеет труд. Именно в труде формируются наряду с волевыми чертами (такими как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность ), нравственные достоинства личности – честность, гуманизм, чувство собственного достоинства и другие.

Гармоничное формирование характера предполагает активное развитие положительных черт (общительность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, ответственность и другие), которые служат многообразным интересам человека и достижению наивысших результатов в избранном виде деятельности. Путь развития гармоничной личности – это путь ее самоактуализации (самовыражения в самой жизни). Этот путь развития направлен на:

— Актуальное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

— Способность к глубокому пониманию жизни;

— Установление с окружающими людьми доброжелательных отношений;

— Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера. В нашей стране получила широкое распространение классификация характера Личко А.Е.

 Эта типология содержит 11 типов акцентуаций. Это неустойчивый тип, конформный, шизоидный, истероидный, астенический, эпилептоидный, сенситивный, психоастенический, гипертимный, циклоидный и лабильный

— Подробнее с данной типологией вы познакомитесь самостоятельно. В тетради по внеаудиторным работам запишите характеристики всех 12 типов акцентуаций. Вы должны иметь представление об отличительных признаках различных типов акцентуаций.

В медицинской практике и в своем окружении мы можем встретить людей с такими особенностями характера, которые относят к болезненным, патологическим. Болезненные изменения характера носят название психопатий. Согласно критериям разработанным русским психиатром П.Б. Ганнушкиным (1933) психопатический склад личности считается врожденным, стойким свойством индивидуума, которое в процессе жизни может усиливаться или развиваться в определенном направлении.

— Подробнее об этом вы будете говорить в курсе психиатрии.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит правильно построить отношения с ними, провести беседу, примерно определить характер ВКБ. Медработнику необходимо учитывать все особенности личности  и тип темперамента пациента в процессе общения и выполнения манипуляций. Знание особенностей своего темперамента и характера, позволит медработнику проводить необходимую и своевременную коррекцию своего поведения в процессе работы с пациентом и в отношениях с коллегами.

К психологическим особенностям, отличающим одного человека от другого, относят также  способности.

— Что же такое способности? Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим? Кого мы называем способным? Как узнать, есть способности или нет?

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности.

Способности, также как и характер, определяются сочетанием различных свойств личности. Однако, если характер проявляется во всех сферах жизни, то способности лишь в какой-то конкретной области.

Н.А. Добролюбов говорил: «Нет людей неспособных, есть люди неуместные».

— Как вы понимаете это выражение? Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности?

Способности нельзя отождествлять с конкретными знаниями, умениями, общим уровнем развития. Нельзя, например, назвать способностями высокий рост баскетболиста или осведомленность об истории развития шахмат у шахматиста. Именно поэтому, в свое время, Н.В. Гоголь был признан неспособным к изучению русского языка. А великому русскому живописцу Сурикову В.М. было запрещено «за такие рисунки даже ходить» мимо Академии Художеств.

Зато умение быстро усваивать новые движения, позы, координировать свои движения; умение быстро запоминать и долго сохранять в памяти информацию – это уже способности. Т.е., если человек выполняет какую-то работу, при этом она дается ему относительно легко и получается хорошо, то можно предполагать наличие у него способностей к этой работе.

— Способности – это врожденные или приобретенные свойства личности? (Притча)

Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:

— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл также и получивший два таланта и сказал:

— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл и получивший один талант и сказал:

— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

Господин же его сказал ему в ответ:

— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Слово «Талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

В основе способностей лежат задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это, например, свойства ВНД, свойства нервных процессов и тип ВНД, свойства, определяющие быстроту и точность движений, скорость реакций и т.д.

— Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Можно прожить всю жизнь и так и не узнать, к чему у тебя есть способности.

Принято различать общие и специальные способности.

Общие – это интеллектуальные свойства личности, которые обеспечивают легкость и продуктивность в овладении знаниями. Они проявляются, в первую очередь, в процессе обучения. Это склонность к труду, работоспособность, устойчивость чувств и воли, умственные способности – логичность, широта, глубина, гибкость ума.

Специальные – это такие свойства личности, которые помогают достичь высоких результатов в различных областях какой-либо деятельности (спортивные, музыкальные, литературные, технические и т.д.)

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает одаренностью.

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда.

Высокий уровень развития специальных способностей называется талантом. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью решений.

 Высший уровень развития способностей (высшая степень творческих проявлений личности) – это гениальность. Творческие и научные достижения гениального человека влияют как на жизнь общества, в котором он живет, так и на эпоху в целом.

— Приведите из истории примеры великих, гениальных людей.

 

Рефлексия:

Что такое темперамент?

Какие типы темперамента вам известны?

Надо ли учитывать тип темперамента в профессиональной деятельности?

Что такое характер?

Что же такое способности?

Почему одного человека называют способным к одному виду деятельности, а другого – ко многим?

Как узнать есть способности к той или иной деятельности или нет?

 

Домашнее задание

Учебник  «Психология для средних медицинских учреждений» Полянцевой О. И., стр. 88-92 конспект; выписать в рабочую тетрадь акцентуации характера по А.Е. Личко (по материалам электронной презентации)

Различия между темпераментом, характером и личностью

Личность, темперамент и характер — это три взаимосвязанных понятия, которые часто путают, поскольку все они связаны с тем, как мы чувствуем, думаем или ведем себя.

И темперамент, и характер являются составляющими нашей личности. Однако психология устанавливает границы между ними, исходя из их дифференцированных характеристик и факторов, влияющих на их развитие.

Темперамент

Темперамент относится к естественной склонности каждого из нас определенным образом реагировать на окружающую среду. То есть самые инстинктивные реакции или автоматическое поведение. Темперамент в основном определяется генетикой, являющейся отражением наших унаследованных характеристик и нашей биологии, следовательно, это компонент личности, который проявляется первым, проявляясь с раннего детства или даже у младенцев.

Наличие того или иного темперамента предрасполагает как к развитию определенных черт личности, так и к развитию определенных эмоциональных проблем. Например, темперамент, характеризующийся гиперактивностью симпатической нервной системы, может сделать нас более склонными к тревоге, в то время как темперамент, за которым стоит низкий уровень корковой активации, сделает нас более склонными к экстраверсии.

Из-за сильного генетического компонента темперамент трудно изменить, поскольку в большей или меньшей степени эта склонность будет присутствовать всегда. Однако это не означает, что оно определяет нашу личность или поведение и что мы не можем научиться контролировать то, что мы чувствуем или делаем.

На протяжении всей истории темпераменты описывались с помощью различных теоретических моделей, наиболее подходящими классификациями являются Теория основных темпераментов Галена и классификация, сделанная Клонингером в его «Психобиологической модели личности». Несмотря на различия, обе модели разделяют идею о том, что темперамент передается по наследству, стабилен на протяжении всей жизни и не подвержен влиянию социальной среды.

Характер

Характер отражает влияние социальных и культурных факторов на темперамент. То есть рождается от влияния окружающей среды на познавательные процессы, восприятие и эмоции, к которым мы генетически предрасположены.

Характер не так стабилен, как темперамент, и приобретается путем обучения через опыт и социальные взаимодействия. Поэтому он не появляется на ранних стадиях развития, а проходит разные стадии и не достигает полной формы до позднего подросткового возраста.

Поскольку характер приобретается, его можно изменить, например, посредством социального воспитания, изменения привычек и т.д.

Личность

Личность – это смесь темперамента, характера и поведения, следовательно, это сумма наследственности, приобретенных привычек и того, как мы относимся к миру. Все эти факторы формируют не только наши модели поведения, но и то, как мы обрабатываем информацию из окружающей среды, и то, как мы себя чувствуем.

Наша личность меняется и адаптируется, особенно в детстве и подростковом возрасте, а затем стабилизируется. После этого периода изменения хотя и возможны, но менее вероятны. Вот почему личность — это то, что отличает нас и показывает себя стабильным во времени и в различных ситуациях.

Клонингер, Роберт и Клонингер, Кевин (2011). Личностно-ориентированная терапия. Международный журнал личностно-ориентированной медицины. 1. 43-52. 10.5750/ijpcm.v1i1.21

Корр, П.Дж., и Мэтьюз, Г. (2020). Кембриджский справочник по психологии личности.

Личность против персонажа | Psychology Today

Однажды я проводил собеседование с человеком, который показался мне страстным, энергичным, умным, интересным и подготовленным. Задавая ей вопросы, призванные составить точную картину ее потенциального поведения в будущем, я оставался настроенным на свои эмоциональные реакции на ее поведение, пытаясь услышать, что мой внутренний голос говорил мне о ней. В конце интервью я обнаружил, что взволнован перспективой ее прихода на работу ко мне. Однако мне пришлось напомнить себе оставаться осторожным, поскольку я размышлял о том, как легко спутать личность с характером и как важно их разделить.

Какая разница?

Личность легко читается, и мы все в этом эксперты. Мы оцениваем людей забавными, экстравертными, энергичными, оптимистичными, уверенными в себе, а также чрезмерно серьезными, ленивыми, негативными и застенчивыми, если не при первой встрече с ними, то вскоре после этого. И хотя нам может потребоваться более одного взаимодействия, чтобы подтвердить наличие такого рода признаков, к тому времени, когда мы решаем, что они действительно присутствуют, мы обычно собираем достаточно данных, чтобы обосновать наши выводы.

С другой стороны, на разгадку персонажа уходит гораздо больше времени. Он включает в себя черты, которые проявляются только в определенных — и часто необычных — обстоятельствах, такие черты, как честность, добродетель и доброта. По иронии судьбы, исследования показали, что личностные черты во многом определяются наследственностью и в большинстве случаев неизменны. С другой стороны, возможно, более важные черты характера более податливы, хотя, следует отметить, не без больших усилий. Черты характера, в отличие от черт личности, основаны на убеждениях (например, что честность и хорошее отношение к другим важны или нет), и хотя убеждения можно изменить, это гораздо сложнее, чем многие думают.

Почему это важно?

Проблема формирования суждений о пригодности человека для важных ролей в нашей жизни (сотрудник, друг, любовник, супруг) заключается в том, что у всех нас есть сверхъестественная склонность наблюдать за привлекательными личностными чертами и выдумывать из них наличие положительных характер черт (то есть, если кто-то общительный, уверенный в себе и веселый, мы, скорее всего, сочтем его честным, нравственным и добрым). Но далеко не ясно, что один вид следует за другим. На самом деле, как я рассказал в Прислушиваясь к своему внутреннему голосу , это предположение часто доставляет нам неприятности.

Мы бессознательно склонны связывать личность с характером по двум основным причинам: мы хотим нравиться людям, которые нам уже нравятся, и самый надежный способ оценить характер человека трудоемок и требует много времени. (Нам действительно нужно наблюдать за людьми в ситуациях, бросающих вызов их характеру, чтобы делать надежные выводы об их характере. Например, если мы наблюдаем, как кто-то легко лжет, мы можем быть достаточно уверены хотя бы в одном случае, что он делал это в жизни. прошлое и будет делать это снова в будущем, поскольку лучший предсказатель будущего поведения — это прошлое поведение.)

Это потому, что убеждения, заставляющие нас легко лгать или говорить правду, присутствуют в нас всегда. Они могут оставаться «бездействующими» до тех пор, пока обстоятельства не подстегнут их таким образом, что они станут мотивом для наблюдаемых действий, но их редко намеренно прячут. В связи с чем возникает вопрос: может ли существовать способ увидеть такие убеждения, не дожидаясь, пока обстоятельства выставят их напоказ?

Одним словом — да. Не столько напрямую разговаривая с людьми, чей характер вы пытаетесь раскрыть, сколько разговаривая с людьми, которые знают людей, чей характер вы пытаетесь раскрыть. Вот почему, например, мудрые потенциальные работодатели всегда называют рекомендации.

Проблема, однако, заключается в том, что после того, как мы это сделаем, потенциальные сотрудники предоставят рекомендации, которые, как они ожидают, будут говорить о них хорошо. Таким образом, хитрость заключается в том, чтобы задавать вопросы о рекомендациях человека, предназначенные для того, чтобы заставить его честно раскрыть свои самые точные суждения.

Вопросы типа «Вы когда-нибудь знали, что Х лжет?» бесполезны, потому что ответ, который вы получите, будет зависеть от характера человека, которого вы спрашиваете. Вы не будете знать, удобно ли референту лгать, поэтому правдивость любого ответа, который вы получите, останется в лучшем случае под вопросом. По этой причине лучше задавать вопросы, которые побуждают людей применять собственные суждения. Такие вопросы с большей вероятностью (хотя, конечно, не во всех обстоятельствах) дадут честные ответы.

Поэтому вместо этого спрашивайте что-то вроде: «Что, по вашему мнению, является самой большой слабостью X?» Подразумевается, что у всех есть слабости, поэтому неразумно ожидать ответа «ни одного». Сложнее придумать недостаток на месте, чем сказать правду о слабости, которую на самом деле ощущает референт, поэтому у вас больше шансов получить честную оценку. Ваш источник может попытаться преуменьшить слабость, которую они раскрывают, но вы можете читать между строк.

Недостатком этого метода является то, что он опирается на суждения отдельных лиц, которые, как мы знаем, предвзяты и часто ошибочны. Однако этот недостаток можно преодолеть, задавая одни и те же вопросы многим людям, которые знают человека, характер которого вас интересует. Как я писал в предыдущем посте «Мудрость толпы», если несколько человек независимо дают одинаковые ответы, вероятность того, что их коллективное суждение будет точным, высока.

Хотя это может показаться макиавеллистским, вы можете применить этот процесс и к друзьям, и к потенциальным партнерам. Например, в Соединенном Королевстве средняя продолжительность времени, в течение которого люди встречаются, прежде чем решиться вступить в брак, составляет примерно три года (должен отметить, что эта цифра сильно различается в зависимости от культуры). Проблема с решением жениться на ком-то после знакомства всего три года, например, заключается в том, что некоторые важные черты характера, хорошие и плохие, могут не проявиться к тому времени. Конечно, это социально неловко, граничащее с неприемлемым, допрашивать друзей и семью потенциального партнера о них напрямую. И хотя я никому не предлагаю это делать, я 900:37 am предполагает, что мы можем и должны обращать внимание на данные, представленные нам другими, поскольку они могут владеть лучшими данными, чем мы. Людям обычно трудно скрывать свои истинные чувства к другим с течением времени, поэтому, если вы слышите общие темы от людей, близких человеку, чей характер вас интересует, обратите внимание.

Добавить комментарий