Характеристики цветов: Основные характеристики цвета. Колористика на Haircolor.org.ua

Содержание

Основные характеристики цвета. Колористика на Haircolor.org.ua

В колористике принято выделять целый ряд характеристик цвета:

  • насыщенность,
  • светлота,
  • яркость,
  • цветовой тон.

Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).

Светлота — это характеристика цвета, которая определяет близость хроматического и ахроматического цветов к белому. Это единственная из характеристик цветов, которая присуща и хроматическим, и ахроматическим цветам.

Каждый хроматический цвет максимальной насыщенности имеет свою светлоту и не может быть полученным в такой же насыщенности в более светлом или более темном варианте. Применительно к колористике волос насыщенный фиолетовый может быть получен на уровне глубины тона 4, синий — 5, красный — 7, оранжевый — 9 и т. д.

Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз.

Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.

Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более яркой и экспрессивной будет композиция.

Цветовой тон — основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра.

Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной художественной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Такая трактовка соответствует психологическому и вегетативному восприятию цвета. Однако, обычно цвета характеризуют только исходя из сравнения цветов между собой. Поэтому все цвета можно более тонко разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать холодные красные цвета или теплые зеленые. Это явление широко применяется в теории цветотипов при подборе цветов волос, одежды и макияжа.

Для удобной систематизации различных характеристик цвета и подбора гармоничных сочетаний цветов были разработаны системы цветовых кругов, а так же цветовых объемных тел (шаров, цилиндров и т. п.). На практике обычно применяются цветовые круги в различных вариациях градации, так как объемные тела сложны в использовании, хотя и содержат в себе более подробные характеристики цветов.

Цветовые системы

Характеристики цветов. | Рисуем вместе

Опубликовано 22 Авг 2011 в рубрике «Немного теории»

Продолжаем изучать теорию цвета. В прошлой статье речь шла о том, что собой представляет цвет. Итак, если цвет — это световой луч с определенной длиной волны (в диапазоне 760-380 нанометров, волны длиннее или короче человек не видит), то первая и основная характеристика цвета, — это длина волны. Иначе эта характеристика называется цветовой тон.

  • Цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название. То есть, красный, желтый, зеленый и т. д. Выражается в нм, другое название цветового тона — это доминирующая длина волны.

Если помните, мы уже рассматривали понятие тона, когда говорили про светотеневую моделировку. Чтобы не было путаницы, уточню. В рисунке под тоном обычно подразумевают место на предмете, куда попадает меньше всего света, участки, требующие на листе наиболее плотной штриховки. В

цветоведении цветовой тон — это название цвета, которое определяется длиной волны светового луча.

Следующая характеристика цвета, это

  • яркость или светлота — это близость цвета к белому. Вы смотрели в детстве диафильмы? Диафильм выглядит по-разному когда вы его смотрите в темной и в светлой комнате. Цвета те же самые, но на свету они будут выглядеть очень белесыми, разбавленными. Это происходит оттого, что цветовые лучи смешиваются с белыми лучами дневного света. Меняется их яркость.

Опять же, в быту, под яркостью цвета подразумевается несколько другое..  Но если вы работаете в фотошопе, вы уже знаете, что при изменении яркости картинка становится светлее или темнее. Разница между

яркостью и светлотой заключается в том, что яркость — понятие физическое, поддается измерению и характеризуется количеством света. Светлота — это субъективное ощущение яркости. К примеру, как вам кажется, что будет светлее: черный бархат в ясный день или чистый снег темной ночью? В общем, художники имеют дело прежде всего со светлотой.

  • И последняя характеристика, это чистота. Если яркость показывает, насколько спектральный цвет разбавлен белым, то
    чистота
    — это показатель того, сколько в конкретном цвете присутствует примесей других цветов и оттенков. Выражается чистота в процентах.

Характеристика «чистота» заменила собой характеристику «насыщенность». В живописи не все насыщенные цвета будут чистыми. Скажем, насыщенный оранжевый цвет не будет чистым, поскольку это смесь желтого и красного цветов. То есть, чистыми могут считаться только 3 цвета: красный, желтый и синий. Их называют основными, все остальные цвета могут быть получены с помощью смешения 3 основных цветов.

Если для художника цветовой тон — это данность (хотя тоже возможны варианты, не все люди, например, видят зеленый или красный цвета), то светлота и насыщенность — это те

характеристики, на которые вы можете влиять (не в реальности, а на холсте, разумеется). Скажем, добавляя в краску белила, можно выделить участки света на предмете — это самый простой пример. А тому, как смешивать краски, будет посвящен один из следующих выпусков.

Вернуться на главную страницу. 

Характеристики цвета

Эта статья продолжает серию материалов «Полное руководство по теории цвета для вязальщиц».

Часть 1. Основы теории цвета

Часть 2. Характеристики цвета

Часть 3. Гармоничные сочетания

Конечно, эти знания можно использовать и в других видах рукоделия и сферах жизни, но направленность статей будет именно на вязание изделий спицами для получения наилучших результатов.

Мы уже рассмотрели основные понятия по теории цвета и упоминали цветовой круг, который первым предложил Исаак Ньютон. как же получается такой цветовой круг? Давайте вспомним радугу, у которой цвета от красного до фиолетового плавно переходят друг в друга. Если растянуть переходы цветов радуги в полоску, а затем замкнуть эту полоску в круг, то мы получим так называемый цветовой круг, который для удобства разбивают на 24 или 12 секторов-лучей.

Тон цвета

Существует несколько моделей представления цвета, мы же остановимся на одной из основных, предложенных швейцарским художником Иоганнесом Иттеном, который взял за основу в качестве цветов первого порядка – красный, желтый и синий. Это так называемые первичные цвета.

Если смешивать первичные цвета между собой: красный цвет с желтым, то мы получим оранжевый цвет; если смешать желтый и синий цвета, мы получим зеленый цвет; если смешать красный и синий цвет, то мы получим фиолетовый цвет. Оранжевый, зеленый и фиолетовый цвет – это так называемые вторичные цвета.

Если мы будем смешивать первичный со вторичным цветом, мы получим так называемый третичный цвет. Так красный с оранжевым цветом дают красно-оранжевый, морковный, цвет, желтый с оранжевым цветом дают желто-оранжевый цвет, желтый с зеленым – желто-зеленый цвет, его еще называют салатным, при смешивании зеленого и синего цвета получается сине-зеленый цвет, с холодным оттенком, сине-фиолетовый цвет получится от смешения синего и фиолетового цветов, и, наконец, при смешении красного и фиолетового получим красно-фиолетовый цвет.

Вот таким образом мы получили круг из 12 лучиков разных цветов, который и называется цветовым кругом.

Кроме того все цвета делятся на два основных лагеря: ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого…

…и хроматические цвета, это все остальные цвета, которые имеют цветовой тон. Так мы подошли к первой характеристики цвета – это его цветовой тон, это то, что мы с вами называли, когда составляли цветовой круг – желтый красный, фиолетовый, сине-зеленый и т.д. На цветовом круге цвета переходят от одного тона к другому, перемещаясь по окружности. В равном удалении от центра круга и его периферии находятся так называемый чистый спектральный цвет.

Если мы будем перемещать взгляд в цветовом круге от центра к периферии вдоль одного лучика, мы увидим цвет одного и того же тона разной степени светлоты и яркости, например, от светло-голубого через небесно-голубой к синему, а далее к темно-синему и черно-синему. Такие цвета внутри одного лучика называются монохромными.

Степень светлоты, темноты и насыщенность

Монохромные цвета отличают друг от друга степенью светлоты и темноты – второй и третьей характеристик цвета. Если в чистый спектральный цвет добавлять по капельке белый цвет, то увеличивается его светлота, спектральный цвет становится размытым и приближается к белому:

При добавлении по капельке черного в спектральный цвет, он приближается к черному. Увеличивается степень темноты:

Очень часто эти характеристики путают с другой характеристикой – насыщенностью. Но насыщенность – это степень блеклости цвета, его близость к серому цвету. При уменьшении насыщенности любой цвет приближается к серому. Так цветная фотография, например, при уменьшении насыщенности становится черно-белой.

На нашем цветовом круге все цвета одинаковой степени насыщенности, в середине радиуса круга – чистый спектральный цвет, при отдалении к периферии – уменьшается яркость цвета до черного, при приближении к центру – увеличивается светлота к белому; и при движении по окружности на равном отдалении от центра меняется тон цвета одной степени яркости или светлоты.

Температура цвета.

Все цвета делятся на теплые и холодные. На цветовом круге красные, оранжевые и желтые оттенки называют теплыми, а голубые, синие и фиолетовые – холодными. Зеленый цвет является более холодным по сравнению с красным, желтым и оранжевым. Но на самом деле не существует холодных оттенков зеленого. Добавляя синюю краску можно добиться только нейтрально-зеленого. Тогда как синий цвет никогда не будет иметь теплых оттенков. Добавляя желтую краску в синий, можно лишь добиться сине-зеленого цвета, который также является нейтральным.

Итак, подведем итоги. Мы рассмотрели модель цветового круга. Поняли, как образуются хроматические цвета, и чем они отличаются от ахроматических. Также разобрали основные характеристики цвета: цветовой тон, степень светлоты и темноты, насыщенность.

Люди с хорошим вкусом интуитивно грамотно сочетают цвета. Гармонично сочетать цвета – это целая наука, которой может овладеть любой человек и использовать свои знания в жизни, не только в вязании, но и при составлении гардероба, в дизайне интерьера, ландшафтном дизайне, макияже и т.п. В следующей статье мы рассмотрим основные принципы гармоничных сочетаний цвета.

Характеристики цвета: зачем нужны и как применять — Стиль жизни

Эксперт WomanHit.ru объясняет, почему вещь одного оттенка может украсить, а другого, наоборот, испортить весь образ

Анна Бельская

21 июля 2018 23:45

Как использовать характеристики цвета в своем гардеробе?

Фото: Pixabay.com/ru

Как я и обещала, поговорим о цветах и их характеристиках. В сегодняшней статье я расскажу вам, какие же бывают цвета и как это знание использовать в построении образа. Как говорится, предупрежден — значит вооружен! А ходить на шоппинг во всеоружии ох как приятно, поверьте мне на слово, а лучше проверьте! Итак, поехали!

Все цвета подразделяются на три базовых категории:

— светлые и темные;

— яркие (чистые) и приглушенные;

— теплые и холодные.

С первым пунктом все достаточно понятно и ясно. Если к базовому цвету постепенно добавлять белый цвет, то будем получать светлый оттенок, если же черный цвет — будем получать темный. Рассморим эти характеристики на примере, обратившись к уже знакомому нам цветовому кругу Иоганесса Иттена:

Теперь поговорим о чистых и приглушенных тонах. Здесь тоже все довольно-таки несложно. К базовому цвету мы добавляем серый оттенок (серый цвет — это смесь двух ахроматов — черного и белого — и также является ахроматом). Рассмотрим на примере красного, зеленого и желтого цветов — классического светофора.

И третий, самый сложный пункт — это температура цвета. Цвет может быть холодным, а может быть теплым. Эталон холодного цвета — синий, а эталон теплого — оранжевый. Поэтому, чтобы получить холодные оттенки каждого базового цвета, мы добавляем туда синий цвет, а если хотим тепла — добавляем оранжевый, таким образом:

— Холодный оттенок имеет синий подтон.

— Теплый оттенок имеет оранжевый подтон.

На круге Иттена сектора теплый/холодный разделены по диагонали:

А чтобы было еще понятнее, рассмотрим на примерах:

— Красный: помидор — теплый, вишня — холодный.

— Зеленый: яблоко — теплый, изумруд — холодный.

— Желтый: банан — теплый, лимон — холодный.

— Фиолетовый: баклажан — теплый, сирень — холодный.

Рассмотрев три главных характеристики цвета, можно и даже нужно задаться вопросом. А для чего это все нужно? А вот для чего:

— Во-первых, чтобы правильно определить свой цветотип внешности. Это значительно упростит подбор оттенков вещей в магазине и удалит из головы вопросы: а почему один цвет мне идет, а другой — нет. Обладая этим знанием, можно подбирать правильные оттенки, а также нарушать правила, корректируя неподходящий оттенок макияжем. Об этом я подробно расскажу в следующей своей статье.

— Во-вторых, чтобы правильно сочетать цвета, как я говорила в предыдущей моей статье:

Чистый+чистый/Приглушенный+приглушенный, при этом температура цвета не важна

Теплый+теплый/холодный+холодный, при этом не важна чистота цвета.

Теперь вы знаете характеристики цветов и как их применять. Очень скоро я расскажу вам, как сочетать принты и как определить свой цветотип внешности.

И никогда не забывайте, что стиль — это свобода, стиль — это вы!

СВОЙСТВА ЦВЕТА

2. СВОЙСТВА ЦВЕТА

 

Когда мы говорим: «Эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он погло­щает все световые лучи, кроме красных.

Иоханнес Иттен

 В данной главе Вы узнаете правила смешения цветов, но прежде чем говорить о них, определим, что такое ахроматические и хроматические цвета, а также пого­ворим об основных характеристиках цвета.

2.1. Ахроматические и хроматические цвета

Все цвета, существующие в природе, разделяются на хроматические и ахро­матические.

 Ахроматические цвета. К ним относятся черный, белый и вся шкала серых. Они не имеют тона. Черный цвет — это отсутствие цвета, белый цвет — это смеше­ние всех цветов. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют, так как они бес­цветны. Тела и среды, отражающие или пропускающие свет не избирательно, т.е. одинаково на всех участках спектра, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом. Все серые цвета могут быть получены смешением черного и бе­лого цветов, взятых в разных пропорциях.

 

Среди существующих материалов наиболее белым является окись магния, ко­торая отражает 96% падающего на нее светового потока. Наиболее черным мате­риалом является черный бархат, он отражает 0.3% падающего на него света, а остальной свет поглощает.

 Ахроматических цветов имеется бесчисленное количество, но человеческий глаз различает только около 300.

 Хроматические цвета. К хроматическим относятся цвета, имеющие цветовой тон — все спектральные цвета, то есть те цвета, которые имеют явно выраженный пик отражения в том или ином диапазоне.

2.2.   Синтез цвета

В нашей профессиональной деятельности необходимо уметь рассчитывать ре­зультаты смешения красок под заданным источником освещения, для этого необхо­димо разбираться в физической сущности образования цветов.

 Процесс образования цвета различных тел называется синтез (смешение) цве­тов.

Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: аддитивный (слагательный) и субтрактивный (вычитательный).

 Аддитивным синтезом цветов называется процесс, в котором образование цве­тов происходит в результате смешения двух или нескольких световых потоков.

Основные цвета при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. Из них можно получить все цвета цветового круга.

 Результаты аддитивного синтеза цвета следующие:

 

Красный + зеленый = желтый; Синий + зеленый = голубой; Красный + синий = пурпурный; Красный + зеленый + синий = белый.

 Например, взяв красный и зеленый цвета в различных соотношениях, можно получить красно-оранжевые, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, то есть все цвета, расположенные на окружности между красным и зеленым. Примером ад­дитивного способа получения цветов является воспроизведение цветов дисплеем монитора. Мониторы и телевизоры воспроизводят цвет путем излучения электро­магнитных волн на люминесцентное покрытие экрана, которые соответствуют крас­ному, зеленому и синему цветам.

 

В основе субтрактивного метода лежит следующее определение: всякое хро­матическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и по­глощает цвет, дополнительный к собственному цвету. Основные цвета при вычитательном смешении — красный, желтый, синий. Если посмотреть через све­тофильтр, например, желтого цвета на светящуюся нить лампы накаливания, то уви­дим ее желтого цвета. Это значит, что из смеси всех цветов спектра желтый светофильтр поглотит (вычтет) фиолетовые и синие излучения, пропустив красные и зеленые, которые в совокупности дадут ощущение желтого цвета (Рис. 32а).

Голубой светофильтр поглощает из состава белого красные и оранжевые из­лучения, пропустив зеленые и синие, которые в совокупности создают ощущение голубого цвета (Рис. 32б).

Пурпурный светофильтр поглощает зеленое излучение и пропускает красные и синие излучения, которые в совокупности дают ощущение пурпурного цвета (Рис. 32в).

 

Если сложить вместе желтый и голубой светофильтры и пропустить через них световой поток мощной лампы накаливания (Рис. 33а), то желтый светофильтр по­глотит из состава белого света фиолетовые и синие излучения, но через него прой­дут красные, оранжевые, желтые и зеленые излучения. Голубой светофильтр поглотит из основного состава красные, оранжевые и желтые излучения. Таким об­разом, сквозь оба светофильтра пройдут лишь зеленые излучения. Складывая жел­тый и пурпурный светофильтры, получаем красный цвет (Рис. 33б), а комбинируя пурпурный и голубой светофильтры — синий цвет (Рис. 33в).



При прохождении белого света последовательно через желтый, пурпурный и голубой светофильтры происходит поглощение лучей всех трех зон (К, З, С), и ре­зультирующий цвет будет черным (Рис. 33г).

2.3. Основные характеристики цвета

 При воздействии света на глаз возникает раздражение сетчатки. От сетчатки возбуждение передается в зрительный нерв и далее в мозг, вызывая ощущение цвета. Световое раздражение определяется объективными физическими величи­нами — яркостью, длиной волны света, чистотой цвета. Ощущение цвета, вызывае­мое световым раздражением, характеризуется субъективными (психофизическими) характеристиками — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

2.3.1. Цветовой тон

 Рассмотрим эту характеристику для излучений двух видов: монохроматиче­ского (однородного по составу) и хроматического (сложного по составу). Если возь­мем ряд спектральных цветов и перечислим их по порядку, то получим: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Свойство зрительного ощущения, обозначаемое этим рядом, называют цветовым тоном. Цветовой тон определяет место цвета в спектре (красный-зеленый-желтый-синий) и является глав­ной характеристикой цвета.

 Условно объединим первичные цвета в группы в виде круга. Условимся, что группы — это четыре направления, как на циферблате компаса: Желтый на севере, Синий на юге, Красный на востоке и Зеленый на западе.

 

При таком расположении цветов любое движение по окружности дает некото­рое изменение цветового тона. Но такое визуальное представление не может объ­яснить разницу, например, между темно-синим и небесно-голубым.

 Вывод: при наличии двух цветов одной группы для описания разницы между ними необходимы дополнительные свойства (см. 2.3.2. «Насыщенность= Чистота=Хроматичность»).

 2.3.2. Насыщенность = Чистота = Хроматичность

Если взять излучение какого-нибудь цветового тона и смешать его с белым в различных пропорциях, то получим новые цвета. Однако все они будут одного цве­тового тона. Их отличие принято характеризовать чистотой цвета. Чистотой цвета называется доля яркости чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета. Самые чистые тона — спектральные. В них нет белого цвета, поэтому их чи­стота равна 100%. Свойство зрительного восприятия, позволяющего оценивать про­порцию чистого хроматического цвета в полном цветовом ощущении, называется насыщенностью цвета.

 Рассмотрим на примере двух синих цветов одного тона и светлоты, которые различаются по своей насыщенности (Рис. 3б). Цвет (L45/N) имеет низкую насыщен­ность и выглядит безжизненным, практически серым. Цвет (L45/B4) выглядит живее, чище благодаря более высокой насыщенности. Дополним нашу модель цветового пространства насыщенностью. Это позволит нам точнее описывать цвет.

 На рисунке 37 мы видим, как изменение одного из свойств цвета (тона, свет­лоты, насыщенности) меняет зрительное восприятие данного цвета. Тем не менее, существуют прочие факторы, влияющие на цветовое восприятие. О них мы говорили в разделе 1.2. «Факторы, влияющие на цвет».

 P.S. При разработке цвета не рекомендуется смешивать компоненты противо­положного цветового тона, так как результирующий цвет будет иметь слишком низ­кую насыщенность. Концепция цветоразработки DuPont допускает смешивание компонентов противоположного тона лишь в крайних случаях, когда иными спосо­бами получить искомую цветовую позицию невозможно.

 2.3.3. Светлота

Свойство зрительного ощущения, согласно которому предметы кажутся испус­кающими больше или меньше света, называется светлотой. Иными словами, свет­лота показывает, какой из цветов темнее или светлее. Светлота представляется в виде шкалы от черного к белому. Например, цвета зеленой группы будут изменяться по шкале светлоты от почти белого через светло-зеленый к почти черному темно-зеленому (Рис. 39).

 

 Совместив цветовой круг со шкалой светлоты, мы получим цилиндр. Двигаясь по поверхности цилиндра вертикально, заметим, что цветовая группа остается не­изменной, но значение светлоты будет меняться. Цвета, расположенные ниже, будут темнее, а по мере движения вверх они будут становиться все более светлыми.

 Цветовой тон, чистота цвета и светлота являются основными характеристиками цвета. Малейшее отклонение хотя бы одной из этих характеристик влечет за собой изменение в цвете.


 

 

1.8 Основные характеристики цвета

Цветовой тон, светлота, чистота – три основные характеристики цвета.

От насыщенности зависит степень восприятия объекта, рельефность, объем и эмоциональный настрой композиции. При использовании слабонасыщенных цветов (высветленных или затемненных) объем будет чувствоваться меньше, чем при использовании насыщенных.

Изменение объемности изображения зависит от насыщенности цвета. Активно насыщенные цвета делают изображение более объемным, нежели цвета слабо насыщенные или затемненные. Разбел и затемнение не только снижают активность цвета, но и ослабляют цветовые контрасты между пятнами. Монохромное изображение, так же как и насыщенное, способно активно передать объем, приближенный к ахроматическому варианту.

Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурных. Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета.

Тон можно описать как собственно цвет, краска, оттенок. Этот термин описывает главную характеристику цвета, которая отличает красный цвет от желтого и синего. Различные тона создаются светом с различной длиной волны. Таким образом, этот аспект цвета обычно довольно легко распознать.

Цвет в значительной степени зависит от длины волны света излучаемого или отражаемого объектом. Например, диапазон видимого света находится между инфракрасным (длина волны ~700nm) и ультрафиолетовым (длина волны ~400nm). (Приложение. Рисунок А.2 — Шкала излучений)

Любой цвет, взятый из спектра можно смешать с белым, черным и серым, и получить цвета соответствующего семейства тонов. Необходимо обратить внимание на то, что в семействе тонов присутствуют цвета с различной яркостью и насыщенностью.

Если к цвету добавляется белый, эта более светлая разновидность цвета называется «оттенок» Если цвет делается темнее путем добавления черного, полученный цвет называется «тень». Если же добавляется серый цвет, каждая градация дает вам различную тональность.

Рисунок 12 – Цветовой тон

Рисунок 13 — Ряд по цветовому тону

Рисунок 14 — Контраст цветовых тонов

Рисунок 15 — Контраст тона

Светлота или яркость — это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота.

Шкала светлот – это ахроматический равноступенный ряд от белого до черного с различным количеством серых оттенков, зрительное различение которых зависит, прежде всего, от условий освещения и светлоты фона. Предел зрительной способности различения ступеней по светлоте – около 300 переходов (на практике применима 24-цветная серая шкала ступеней).

Рисунок 14 — Светлотный ряд

Светлота. Оттенки (чистый цвет + белый)

Светлота. Тени (чистый цвет + черный)

Светлота. Тональности (чистый цвет + серый)

Рисунок 15 – Светлота

Низкая яркость, постоянная — одинаковый уровень яркости

Контраст яркостей — серый = ахроматичный

Контраст яркостей — полное различие яркости

Рисунок 1.18 – Яркость

Рисунок 15 — Ряд по насыщенности

Насыщенность одинаковая — та же интенсивность, различные тона

Контраст насыщенности — различные уровни наполнения, тон одинаковый

Рисунок 1.20 – Насыщенность

Высокая цветность — очень сияющие, живые цвета

Низкая цветность — бесцветные цвета

Цветность одинакова — средний уровень.

Та же живость цветов несмотря на различный тон;

чистота меньше, чем у образцов выше

Рисунок 1.21 – Чистота цвета

На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость». Яркость цвета — это коэффициент отражения (Р) равный отношению отраженного светового потока (Fотр) к падающему (Fпад) взятое в процентах:

Р=(Fотр/Fпад)*100 (1.1)

Когда мы говорим, что цвет «темный» или «светлый», мы имеем в виду его яркость. Это свойство сообщает нам, насколько свет светел или темен, в том смысле, насколько он близок к белому.

Относительная яркость — отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее (коэффициент отражения).

Насыщенность. Это степень отличия данного хроматического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахроматического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. (Так же можно сказать, что это доля пигментов в изначальном чистом цвете). Насыщенность, которую также называют «интенсивностью» цвета, описывает силу цвета относительно его яркости. Насыщенность цвета обозначает его отличие от серого при определенной яркости освещения. Насыщенность говорит нам, как цвет выглядит в различных условиях освещенности. Например, комната, окрашенная в один цвет, ночью будет выглядеть иначе, чем днем. В течение дня, несмотря на то, что цвет будет неизменен, его насыщенность будет меняться. Это свойство цвета также называют интенсивностью. Насыщенность иногда заменяется понятием чистота.

Чистота — это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси. Это степень приближения данного цвета к чистому спектральному, выражаемая в долях единицы. Самые чистые цвета — спектральные. Их чистота составляет 100%.

Насыщенность спектральных цветов неодинакова: наиболее насыщен – синий желтый цвет наименее насыщен, к краям спектра насыщенность цветов повышается. Хроматическую композицию можно построить, варьируя насыщенность одного цвета постоянной светлоты. Это достигается добавлением к выбранному цвету нужного количества равного ему по светлоте серого. В результате варианты выбранного цвета образуют чистый ряд по насыщенности, в котором насыщенность закономерно изменяется, светлота остается неизменной, а цветовой тон ахроматизируется. Сумма цветового тона и насыщенности дают цветность. Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Цветовой тон + Насыщенность = Цветность (1.2)

О цветности мы говорим, когда рассуждаем о «чистоте» цвета. Это свойство цвета говорит нам, насколько он чист. Это означает, если в цвете отсутствуют примеси белого, черного или серого, цвет имеет высокую чистоту. Эти цвета выглядят живыми и чистыми. Это понятие связано с насыщенностью. И его часто путают с насыщенностью. Однако эти термины используются раздельно.

Высокоцветные цвета содержать максимум собственно цвета с минимальными или нулевыми примесями белого, черного или серого. Цвета, расположенные на внешних гранях цветового куба и не касающиеся белого и черного, обладают максимальной цветностью. Иными словами, степень отсутствия примесей других цветов в конкретном цвете характеризует его цветность.

Цветность, которую часто называют «сочностью», является количеством цвета, тона, в цвете. Цвет без тона видим как серый. Для большинства цветов, по мере увеличения яркости увеличивается и цветность, за исключением очень светлых цветов.

Понятие цвета и его характеристики

Мы смотрим на предметы и, характеризуя их, говорим примерно следующее: он большой, мягкий, светло–голубого цвета. При описании чего–либо в большинстве случаев упоминается цвет, так как он несет огромное количество информации. На самом деле тело не имеет определенного цвета. Само понятие цвета тесно связано с тем, как человек (человеческий взгляд) воспринимает свет; можно сказать, что цвет зарождается в глазу.

Цвет – чрезвычайно сложная проблема, как для физики, так и для физиологии, т.к. он имеет как психофизиологическую, так и физическую природу. Восприятие цвета зависит от физических свойств света, т. е. электромагнитной энергии, от его взаимодействия с физическими веществами, а также от их интерпретации зрительной системой человека. Другими словами, цвет предмета зависит не только от самого предмета, но также и от источника света, освещающего предмет, и от системы человеческого видения. Более того, одни предметы отражают свет (доска, бумага), а другие его пропускают (стекло, вода). Если поверхность, которая отражает только синий свет, освещается красным светом, она будет казаться черной. Аналогично, если источник зеленого света рассматривать через стекло, пропускающее только красный свет, он тоже покажется черным.

Самым простым является ахроматический цвет, т.е. такой, какой мы видим на экране черно–белого телевизора. При этом белыми выглядят объекты, ахроматически отражающие более 80% света белого источника, а черными – менее 3%. Единственным атрибутом такого цвета является интенсивность или количество. С интенсивностью можно сопоставить скалярную величину, определяя черное, как 0, а белое как 1.

Если воспринимаемый свет содержит длины волн в произвольных неравных количествах, то он называется хроматическим.

При субъективном описании такого цвета обычно используют три величины: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон позволяет различать цвета, такие как красный, зеленый, желтый и т.д. (это основная цветовая характеристика). Насыщенность характеризует чистоту, т.е. степень ослабления (разбавления, осветления) данного цвета белым светом, и позволяет отличать розовый цвет от красного, изумрудный от ярко–зеленого и т. д. Другими словами, по насыщенности судят о том, насколько мягким или резким кажется цвет. Светлота отражает представление об интенсивности, как о факторе, не зависящем от цветового тона и насыщенности (интенсивность (мощность) цвета).

Обычно встречаются не чистые монохроматические цвета, а их смеси. В основе трехкомпонентной теории света лежит предположение о том, что в центральной части сетчатки глаза находятся три типа чувствительных к цвету колбочек. Первый воспринимает зеленый цвет, второй – красный, а третий – синий цвет. Относительная чувствительность глаза максимальна для зеленого цвета и минимальна для синего. Если на все три типа колбочек воздействует одинаковый уровень энергетической яркости, то свет кажется белым. Ощущение белого цвета можно получить, смешивая любые три цвета, если ни один из них не является линейной комбинацией двух других. Такие цвета называют основными.

Человеческий глаз способен различать около 350 000 различных цветов. Это число получено в результате многочисленных опытов. Четко различимы примерно 128 цветовых тонов. Если меняется только насыщенность, то зрительная система способна выделить уже не так много цветов: мы можем различить от 16 (для желтого) до 23 (для красного и фиолетового) таких цветов.

Таким образом, для характеристики цвета используются следующие атрибуты:

  • Цветовой тон. Можно определить преобладающей длиной волны в спектре излучения. Цветовой тон позволяет отличать один цвет от другого – например, зеленый от красного, желтого и других.

  • Яркость. Определяется энергией, интенсивностью светового излучения. Выражает количество воспринимаемого света.

  • Насыщенность или чистота тона. Выражается долей присутствия белого цвета. В идеально чистом цвете примесь белого отсутствует. Если, напри­мер, к чистому красному цвету добавить в определенной пропорции бе­лый цвет, то получится светлый бледно-красный цвет.

Указанные три атрибута позволяют описать все цвета и оттенки. То, что атрибутов именно три, является одним из проявлений трехмерных свойств цвета.

Большинство людей различают цвета, а те, кто занимается компьютерной графикой, должны четко чувствовать разницу не только в цветах, но и в тончайших оттенках. Это очень важно, так как именно цвет несет в себе большое количество информации, которая ничуть не уступает в важности ни форме, ни массе, ни другим параметрам, определяющим каждое тело.

Факторы, влияющие на внешний вид конкретного цвета:

Правильно подобранные цвета могут, как привлечь внимание к желаемому изображению, так и оттолкнуть от него. Это объясняется тем, что в зависимости от того, какой цвет видит человек, у него возникают различные эмоции, которые подсознательно формируют первое впечатление от видимого объекта.

Цвет в компьютерной графике нужен для того, что:

– он несет в себе определенную информацию об объектах. Например, летом деревья зеленые, осенью – желтые. На черно–белой фотографии определить пору года практически невозможно, если на это не указывают какие–либо другие дополнительные факты.

– цвет необходим также для того, чтобы различать объекты.

– с его помощью можно вывести одни части изображения на первый план, другие же увести в фон, то есть акцентировать внимание на важном – композиционном – центре.

– без увеличения размера при помощи цвета можно передать некоторые детали изображения.

– в двумерной графике, а именно таковую мы видим на мониторе, так как он не обладает третьим измерением, именно при помощи цвета, точнее оттенков, имитируется (передается) объем.

– цвет используется для привлечения внимания зрителя, создания красочного и интересного изображения.

Любое компьютерное изображение характеризуется, кроме геометрических размеров и разрешения (количество точек на один дюйм), максимальным числом цветов, которые могут быть в нем использованы. Максимальное количество цветов, которое может быть использовано в изображении данного типа, называется глубиной цвета. Кроме полноцветных, существуют типы изображений с различной глубиной цвета – черно–белые штриховые, в оттенках серого, с индексированным цветом. Некоторые типы изображений имеют одинаковую глубину цвета, но различаются по цветовой модели.

Каковы три характеристики каждого цвета? — Празднование цвета

Как быстро вы можете определить три характеристики каждого цвета? Возможно, вы знали, что это такое, и забыли, или это для вас в новинку. В любом случае, при смешивании и нанесении цвета полезно знать эти характеристики. Мне нравится думать о каждом цвете как о инструменте в моем ящике для красок, и мне нужно хорошо знать каждый из них.

Один из способов познакомиться с этими «инструментами» или вернуться к ним — создать Цветовую Таблицу, которая содержит образцы каждого цвета, которым вы владеете, с указанием трех характеристик.Указания к такой диаграмме можно найти в моем посте Как быть близким со своими цветами .

Каковы три характеристики каждого цвета?

Это: оттенок, значение и цветность.

Прежде чем я их определю, я хотел бы спросить, знаете ли вы, кто основал эту систему порядка цветов? Это был Альберт Х. Манселл (американец 1858-1918 гг.). Мы должны его поблагодарить за то, что он наведет порядок в мире цвета. Основы цвета, которые мы используем сегодня, основаны на его теории цвета.В статье, которую я прочитал, говорится: «В течение многих лет ученые изучали механику цвета, начиная с раннего цветового круга Ньютона. Но только в г. от хиджры Манселл кто-нибудь объединил искусство и науку о цвете в единую теорию цвета. Его новаторская работа заложила основу для современных компьютеризированных систем подбора цветов и позволила будущим поколениям лучше понять принципы цвета. Художник и педагог , Манселл разработал свою теорию цвета, чтобы внести ясность в цветовую коммуникацию, установив упорядоченную систему для точной идентификации каждого существующего цвета.Манселл основал свою систему на том, что он определил как «воспринимаемое равноудаление» — восприятии цвета зрительной системой человека.

Его книга « A Color Notation », опубликованная в 1905 году, до сих пор издается. Я нахожу это увлекательным и надеюсь, что вы тоже.

Определения трех характеристик каждого цвета:

ОТТЕНОК: отличает одно семейство цветов от другого. Его также можно назвать родительским или исходным цветом, и он взаимозаменяем со словом «цвет».’

ЗНАЧЕНИЕ: светлота или темнота цвета. Все цвета можно описать как светлые, средние или темные по тону, например, бледно-голубое небо или темно-синее море.

ЦВЕТ: относится к чистоте цвета, его яркости или тусклости. Например, чем сильнее или ярче цвет, тем выше его насыщенность. Каждый цвет можно определить по тому, насколько он яркий / интенсивный / насыщенный или насколько он тусклый / ненасыщенный / менее интенсивный. Вы можете изменить насыщенность цвета, добавив белый, серый, другой цвет, его цветовое дополнение или черный.Цветность также называется насыщенностью и интенсивностью.

Их также называют системой HVC.

Здесь представлена ​​современная графика, разработанная Манселлом. Изучите его на мгновение, чтобы заметить, как значения меняются сверху вниз, а цветность / насыщенность изменяется слева направо.

Его оригинальная графика была изменена много раз за эти годы, в том числе трехмерная. Когда я впервые познакомился с его системой, мне потребовалось некоторое время и изучение, чтобы полностью понять взаимосвязь между значением и цветностью.Дерево, как его иногда называют, помогло мне лучше понять это. Вот трехмерное изображение.

Почему важно знать три характеристики каждого цвета?

Давайте взглянем на два синих цвета, оба имеют зелено-синий оттенок. Как бы вы описали ценность каждого из них? А цветность? Если бы вы хотели смешать темно-зеленый, что бы вы выбрали? Если смешать каждый с зелено-желтым, получится ярко-зеленый, но какой будет светлее? Это только один пример того, как эти характеристики влияют на смешение цветов.

Оттенок, стоимость и цветность влияют на настроение картины, что продемонстрировано двумя моими пейзажами. Найдите минутку, чтобы сравнить их по оттенку, затем по значению и, наконец, по цветности. Сделайте это со своими картинами. Что вы могли бы узнать о своих визуальных сообщениях?

«Nature’s Candy Land», 14 × 11, масло

«За переходом», масло 10 × 8

По мере того, как вы оцениваете оттенок, значения и цветность, которые вас окружают или которые вы реализуете, что вы могли бы изменить или оставить прежними?

Если вы нашли этот пост полезным, поделитесь им с другими.

С уважением и красочно,

Кэрол

Инструмент определения темперамента личности «Реальные цвета»

— Часть 3: Зеленый

В этой третьей статье из серии, посвященной инструменту темперамента личности «Реальные цвета», исследуется реальный зеленый цвет и то, что значит доминировать в этом цвете.

Понимание нашего личного темперамента важно при работе с другими и преодолении различий. Michigan 4-H Youth Development и Michigan State University Extension используют инструмент под названием Real Colors, который помогает молодежи и взрослым раскрыть свои сильные стороны.Есть четыре разных цвета, которые представляют характерные категории. У каждого есть свой цвет, но один цвет может быть более доминирующим, чем любой другой в вашей личности. Четыре цвета включают золотой, зеленый, синий и оранжевый.

Те, у кого сильные стороны зеленого цвета, как правило, перфекционисты, аналитичны, концептуальны, хладнокровны, спокойны, изобретательны и логичны. Они ищут знания и понимание, а также всегда ищут объяснения и ответы.

Зеленые могут быть хорошими исследователями — они ищут факты и задают много вопросов.Зеленые обладают обширным словарным запасом и могут спорить с обеими сторонами проблемы. Часто зеленые находят время, чтобы сконцентрироваться и дать правильные ответы. Зеленые любят интеллектуальные игры, которые бросают вызов их мышлению.

При работе с зелеными важно давать отзывы о качестве их работы и признавать их возможности и идеи. Дайте им возможность учиться и развивать навыки и логический процесс, а также позвольте им изучить варианты.

Важно помнить, что люди не все одного цвета, но имеют все четыре цвета.Некоторые просто доминируют в одном реальном цвете. Умение наблюдать за подсказками может быть полезно при работе с людьми, чтобы выяснить, какого они могут быть цвета. Подсказки могут исходить из того, что вы слышите и что видите.

В следующей статье этой серии будет рассмотрен реальный оранжевый цвет и что это значит — доминировать в этом цвете.

Если вы хотите узнать больше о семинарах Real Colours и о том, как расширение MSU может помочь вашей организации работать вместе в команде, обратитесь в местный офис расширения MSU.

Другие статьи из этой серии:

Вы нашли эту статью полезной?